Флорентийский собор

Значение решений собора в истории

Уния между католической и православной церквами 1439 года как попытка объединения христианских церквей Востока и Запада потерпела полную неудачу, еще более глубоко разделив христиан на православных и католиков. Тем не менее, в одной локальной области — на территории Украины и Белоруссии, тогда принадлежащих Великому Княжеству Литовскому, — это соглашение на много лет определило развитие христианской церкви.

Для России главное последствие унии — обретение автокефалии. Руководствуясь тем, что «Царьград», то есть Константинополь, пошел на поводу у «латинян», «схизматиков», «еретиков», Москва решила отринуть духовное окормление Византии, тем более, что это государство вскоре прекратило свое существование, а престол ее Патриарха утратил влияние. В результате московский митрополит был поставлен без благословения Константинополя, а православная церковь Руси разделилась на две митрополии с центрами в Москве и Киеве.

В случае с Киевской митрополией все было сложнее. Вплоть до начала XVI века римские понтифики принимали прямое участие в ее делах, назначая в соответствии с Флорентийскими соглашениями митрополитов. В условиях, когда и Константинопольский униатский патриарх жил в Риме, статус Киевской епархии пребывал в подвешенном состоянии.

Митрополиты несколько десятилетий не признавали обстоятельства, что документы, на основании которых достигнуто примирение церквей, уже не действуют ни в глазах Рима, ни в глазах Константинополя, ставшего Стамбулом. И лишь более чем через полвека после Собора, ставшего началом унии, они убедились, что высшие католические иерархи Польши и Великого Княжества Литовского считают ее утратившей всякое значение.

Только через полтора столетия Брестская уния 1596 года возродила дух и принципы своей предшественницы, но уже на локальном, а не общецерковном уровне.

Отказ от унии

Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками.

Марк Эфесский — единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439 подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в 1443 году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения.

Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450 году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры.

В 1453 году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли.

История и этапы строительства

Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.

Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.

Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.

Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.

В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.

Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.

Знаменитый купол Брунеллески

Правительство Флоренции было раздосадовано: четыре десятилетия кафедральный собор Дуомо оставался без «головного убора», то есть купола. Вместо него на небо смотрела огромная дыра, через которую место главного алтаря (его, кстати, тоже не было) то обильно орошалось ливнями, то иссушалось жарким итальянским солнцем. Однако время шло, а дерзновенная мечта о грандиозном куполе и не думала воплощаться. Все беспомощно разводили руками: как возводить грандиозный, диаметром 45 метров, купол на 55-метровой высоте? Вдобавок ко всему правители города решили отказаться от готических элементов в строительстве: стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов. Сделано это было в угоду политическим амбициям. Потому что классическая готика пользовалась популярностью в соперничавших с Флоренцией северных итальянских городах. В частности, у заклятых врагов – миланцев. Однако, отвергнув единственно надежные приемы готики, власти взамен не предложили ничего, никакой альтернативы. Никто не знал, выдержат ли стены храма объемный и тяжеленный купол без дополнительных опор. Также нужно было много древесины, без которой невозможно выстроить кружала – специальную деревянную форму для поддержания опалубки, по которой выполняется кладка. Но никто не знал, достаточно ли в Тоскане древесины.

Чтобы больше не ломать себе голову, флорентийские власти решили объявить конкурс. Тому, кто предложит самый лучший проект купола, они обещали щедрое вознаграждение в две сотни золотых флоринов и пожизненный почет в городе, не говоря уже о славе на века. На рассмотрение поступило множество проектов, одно замысловатее и фантастичнее другого. Автор одного предлагал подпереть купол колонной внутри собора, другой хотел использовать для него пористые вулканические породы, чтобы снизить давление на стены. Но отцы города остановили свой выбор на проекте… ювелирных дел мастера и по совместительству архитектора-самоучки Филиппо Брунеллески. Несмотря на суровый нрав, невзрачную внешность и репутацию болтуна, он сумел убедить отцов города, что именно его план реальный и выполнимый, заявив, что ему даже не понадобятся специальные леса (это сулило огромную экономию средств). В 1420 году архитектор-самоучка был официально утвержден руководителем работ по строительству Большого купола.

Гениальность задумки Брунеллески состояла в следующем: купол он решил сделать из двух оболочек – внутренней (ее можно видеть, находясь в помещении собора), и внешней (более широкой и высокой). Оболочки планировались концентрическими, то есть имеющими общий центр. Чтобы избежать возникновения трещин и возможного обрушения, Брунеллески решил укрепить стены собора, по типу как скрепляют обручами бочки, и использовал для этого каменно-железно-деревянные натяжные кольца. Чтобы работа двигалась в творческой конкурентной борьбе, власти Флоренции назначили Филиппо напарника по руководству строительством, им стал такой же золотых дел мастер Лоренцо Гиберти. Он известен также как один из декораторов золотых дверей находящегося по соседству баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело названных «Вратами рая». Брунеллески не особо жаловал своего более удачливого конкурента, но был вынужден согласиться на совместную работу, которая омрачалась взаимными интригами. Само по себе возведение грандиозного Большого купола стало настолько значимым событием, что предопределило жизнь города последующие шестнадцать лет. В результате его таки построили, и он гордо возвысился над городом – как свидетельство независимости Флорентийской республики на фоне недружественной политики Милана. А еще красный купол Брунеллески, его еще называли «Куполоне», стал символом смены эпох – стеснявшего развитие прогресса Средневековья на чистый воздух свободы Ренессанса.

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.

Тем, кто собирается во Флоренцию на Святой неделе, стоит заранее уточнить режим его работы. На Новый год, Рождество, Крещение и Пасху собор закрыт.

На смотровую площадку купола можно попасть с 8:30 до 19 ч, по субботам – до 16:40. Кампанила открыта с 8:30 до 18:50, баптистерий – с 8:15 до 10:15 и с 11:15 до 19:30.

Вход непосредственно в собор свободный, но лучше осмотреть сразу весь архитектурный ансамбль площади Дуомо, включая баптистерий, колокольню и раскопки Санта-Репараты.

Единый билет можно приобрести онлайн, и он действителен в течение 3 дней с момента посещения первого из объектов комплекса.

Базилика Сан-Лоренцо

Старую ризницу Базилики Сан-Лоренцо украшают фрески Донателло, сохранившиеся вопреки нескольким реконструкциям. Помимо Донателло над художественным оформлением храма работали Вероккио и Микеланджело.

Первые упоминания о базилике Сан-Лоренцо относятся к IV веку, однако своим нынешним обликом церковь обязана семье Медичи, по заказу которой началось  обновление святыни под руководством Филиппо Бруннелески.

Архитектору было не суждено завершить свой проект: Джованни Медичи скончался, а вместе с ним прервалось и финансирование строительства.

Завершал реконструкцию спустя 12 лет другой архитектор Микелоццо де Баротоломео по заказу Козимо Медичи.

Базилика стала усыпальницей для всех членов семьи Медичи

Именно Козимо Медичи был первым представителем своего семейства, которого похоронили в подземной части базилики, ставшей впоследствии усыпальницей для всех членов семьи Медичи. Здесь похоронен и Лоренцо Великолепный — его гробница размещена в новой ризнице.

  • Часы работы: Пн-сб: 10:00-17:00
  • Вс: 13:30-17:30 (с марта по октябрь; закрыта по вс с ноября по февраль)
  • Билеты:  Взрослый – € 5.

Склеп Святого Репарата

Раскопки в 1965—1973 годах выявили остатки древней базилики Санта Репарата.Она имела три нефа, колоннады, которые окружали центральный зал, и область поклонения. Santa Reparata прослужила до 1379.

Здесь обнаружены остатки четырех храмов. Это многочисленные фрагменты стен и полов домов римской «Florentia». Пол из разноцветной мозаики заслуживает восхищения. Особый символ — павлин бессмертия — один из немногих изобразительных элементов, сохранившихся на нем.

Флорентийская фреска работы живописца Джотто середины XIV века украшает полукруглую стену. Здесь вы увидите многочисленные надгробия. Среди них — Ландо Януса, капеллана Санта Репарата, который умер в 1353 году, и Николая Squarcialupi из рода Медичи, умершего в 1352. В ходе раскопок была найдена могила Филиппо Брунеллески. Однако, нет никаких следов захоронений Джотто, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, которые также, по традиции, похоронены здесь.

Санта-Мария-Новелла

Санта-Мария-Новелла — это первая церковь, которую видят туристы, прибывающие во Флоренцию на поезде. Именно в этой церкви встречаются герои романа «Декамерон» Джованни Боккаччо и принимают решение покинуть город, объятый эпидемией чумы.

С привокзальной площади базилика Санта-Мария-Новелла производит довольно суровое впечатление. Тем разительнее контраст между романско-готическим стилем этой стороны базилики и ажурным главным фасадом.

Базилика была заложена в середине XIII века

Фасад из белого и тёмно-зелёного мрамора был закончен Леоном-Баттистой Альберти по заказу семейства Руччелаи в 1478 году: архитектор увековечил память о благодетелях церкви, поместив символ их рода  — корабли с надутыми парусам — над порталом.

Ещё одна реконструкция базилики, заложенной в середине XIII века, прошла под управлением Джорджио Вазари в середине XVI века.

С художественной точки зрения практически все капеллы церкви достойны внимания: «Мадонна с чётками» кисти того же Джорджио Вазари, «Троица» Мазаччо, «Распятие» Бруннелески — лишь малая доля тех сокровищ, которые хранятся в её недрах.

Здесь множество произведений искусства 14-16 веков

К сожалению, обычным посетителям закрыт вход в «клуатр мертвых», где погребены самые влиятельные семьи средневековой Флоренции.

Зато всегда можно заглянуть в расположенную по соседству с храмом «мастерскую парфюмерии и фармакологии» – аптеку, открытую в XVII веке на базе парфюмерной мастерской XIV века.

  • Часы работы: Пн-чт: 09:00-17:30; Пт: 11:00-17:30 Сб: 09:00-17:00
  • Вс и дни религиозных праздников: 13:00-17:00 (с июля по сентябрь 12:00-17:00)
  • Билеты:  Взрослый – € 5

Архитектура

Величественное строение собора выделяется на площади грандиозными размерами и красотой фасада. Храм площадью 8300 кв.м, при ширине 90 метров и длине 153 метров, не кажется массивным сооружением. Поражает ощущение, будто он парит над землей. Стены высотой 45 метров, увенчанные 42-метровым в диаметре куполом с фонарной башней и крестом, возвысили Дуомо от основания до кончика креста на 114 метров. После охватившего изумления величественностью собора, невозможно оторвать глаз от божественной красоты фасада.

Фасад

Богато декорированный экстерьер фасада выглядит изящно и колоритно. Отделка, выполненная с использованием вертикальных и горизонтальных мраморных панелей, восхищает игрой сочетания зеленого мрамора из Прато, розового из Мареммы и белого из Карарры, вызывающей ассоциации с итальянским флагом.

На фоне цветовой гаммы фасада ярко выделяются скульптурные композиции, привлекающие внимание на подходе к храму. Роскошным дополнением фасада служит вид прямоугольной колокольни, в нишах которой разместились статуи и шестигранные медальоны, иллюстрирующие сцены из Библии

На стрельчатых арках фасада изображены фрески, повествующие о земной жизни Девы Марии.

Центральный вход

Экстерьер центрального входа главного фасада признан шедевром неоготической архитектуры. Бронзовые врата, служащие входом, искусно оформлены горельефными сюжетами, иллюстрирующими жизнеописание Богородицы. Над вратами притягивает взгляд барельеф Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом и окружившими ее 12 апостолами. Над порталом со статуями фасад украшен большим узорным окно-розой, окаймленным рельефными медальонами, запечатлевшими почетных горожан. Арку над центральным входом украсила фреска, изображающая Мадонну, держащую лилию в руках.

Склеп

Соборный склеп — крипта, расположенная под алтарем с оставшимися от разрушенной церкви Санта-Репарата фрагментами, остатками древнеримских мозаичных полов, настенными мозаиками и фресками XIV века. Получить представление, как выглядела церковь Санта-Репарата, можно осмотрев ее макет. Здесь похоронены в саркофагах флорентийские священнослужители и архитекторы, причастные к возведению храма: проектировщик собора Арнольфо ди Камбио, зодчий кампанилы Джотто и создавший купол Филиппо Бруннелески и Джованни Медичи. Сюда приходят поклониться священной реликвии, находящейся в бронзовой раке – мощам Зиновия Флорентийского, по преданиям обладающих силой воскрешения мертвых.

Лоджия-дель-Бигалло

В нескольких шагах от кафедрального собора находится Лоджия-дель-Бигалло (Loggia del Bigallo), сооруженная в 50-х годах XIV века.

Строительство осуществлялось по заказу Общества Богоматери Милосердия. Позже здание перешло в собственность Братства Милосердия. Помещение второго яруса служило пристанищем для сирот и брошенных детей, а на первом этаже проводились уроки риторики.

После разрушительного пожара в 1442 году лоджия была реконструирована: внешние стены украсили масштабными фресками (одна из которых сохранилась и до нынешних дней), появились изящные окна, декорированные сводами арок. Еще в начале прошлого столетия предпринимались попытки организовать в помещении выставочный комплекс, но идея была реализована лишь в 1966 году. Музей Лоджии-дель-Бигалло (Museo del Bigallo) располагает тремя залами, где представлены картины и фрески религиозной тематики.

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти

Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

Музей Торрини

В стенах дома №12/R на Соборной площади расположен музей Торрини (Museo Torrini). Это место представляет особый интерес для ценителей и знатоков ювелирного искусства.

Якоб Торрини (Jacopus Torrini), жил в тосканской столице в XIV веке, и был хорошо известен как талантливый мастер, изготавливавший с особым вкусом доспехи и оружие. Он также организовал ювелирную мастерскую и стал основателем одного из самых легендарных ювелирных брендов мира. Изысканные украшения из драгоценных металлов и камней сочетают в себе строгость классических форм и сложность витиеватых орнаментов. В музее Торрини представлены разные экспонаты, иллюстрирующие историю одного из старейших ювелирных домов мира:

  • предметы искусства;
  • часы;
  • серебряные и золотые украшения;
  • аксессуары из полудрагоценных и драгоценных камней.

Гостям предоставляется возможность не только полюбоваться, но и приобрести уникальные украшения знаменитого ювелирного дома Торрини, начавшего свою многовековую историю еще в 1369 году.

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Колокольня Джотто

В храмовый комплекс входит и отдельно стоящее здание, именуемое кампанилой Джотто (яркий представитель флорентийской готики треченто).

Достаточно подняться на эту колокольню, чтобы подняться над Флоренцией, словно птице. Но, далеко не каждый сумеет преодолеть все 414 ступени, ведущие на смотровую площадку, находящуюся более чем в 80 метрах над землей. Ведь здесь нет лифта.

Хотя  колокольня и носит имя Джотто, при нем возвели лишь первый ее ярус (1334-1337 гг.). Строительством последующих ярусов  занимались уже другие именитые тосканские зодчие – Андреа Пизано и Франческо Таленти продолжили дело рук великого архитектора, но завершил его Нери ди Фиораванти.

Так, кампанила обзавелась:

  • мраморными композициями;
  • изящными арочными окнами, придающими 85-метровому сооружению визуальную легкость;
  • чудесными барельефами;
  • статуями пророков, размещенных в нишах первого яруса;
  • шестигранными «медальонами», расписанными на библейский лад;
  • семью колоколами, символизирующими человеческое совершенство (установлены на вершине башни).

Богатое убранство прямоугольной колокольни не позволяет пройти мимо…

Следует отметить, что первоначальное предназначение колокольни Джотто было скорее декоративным – не предполагалось ее ежедневное использование. При этом само строительство было поставлено под угрозу, как и все тосканское население, в результате разбушевавшейся чумы (1348…1350 гг.).

Время работы и цены на билеты

Ознакомиться с интерьером Дуомо получится:

  • в летний период: с понедельника по среду и пятницу с 10.30 до 17.00. По четвергам – до 15.30, по субботам до 16.45 и по воскресным дням с 13.30 до 18.00.
  • в осенне-зимний период – с 10.00 до 16.00.

Вход в собор свободный.

Остальные достопримечательности соборного комплекса удобно посещать, купив Единый билет за 18 €, действительный 72 часа. Пройти в любую достопримечательность по комплексному билету можно только 1 раз.

На смотровую площадку колокольни можно подняться каждый день с 10.30 до 19.00 и только в субботу до 16.45 – летом и с 8.15 до 19.00 в осенне-зимнее время. Билет стоит 6 €.

Подъем к куполу стоимостью 8 Є открывается с 8.30 и длится до 17.30.

Посмотреть раритеты и реликвии музея можно ежедневно с 9.00 до 20.00 летом и до 19.00 осенью и зимой, а по воскресным дням до 13.45. Музей не работает только по первым вторникам каждого месяца. Стоимость билета совмещенного с посещением баптистерия – 11€.

Пройти отдельно в баптистерий можно всего за 3€. С 8.15 до 18.30. Билеты удобно покупать на официальном сайте Дуомо, распечатав его. На месте приобретают билет в Centro Arte e Cultura, расположенном напротив баптистерия.

Флоренция площадь Республики.

Улицы Флоренции созданы для пеших прогулок. Прогуляйтесь до площади Республики. В древности территория площади была занята римским Форумом, в средние века она превратилась в оживленный центр Старого рынка. Свой современный облик площадь приобрела после реконструкции в 1887. Появились новые здания, кафе, ставшие излюбленным местом встреч поэтов и художников. Кроме того, была воздвигнута арка, посвященная первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. В 1956 году в центре площади была установлена «Колонна Изобилия», а Карусель перед аркой всегда была одним из любимых детских развлечений.

Главный портал

Три огромных бронзовых двери датируются 1899-1903 годами. Они украшены сценами из жизни Мадонны. Мозаики люнетов над дверями были разработаны Никколо Барабино . Они представляют (слева направо): благотворительность среди основателей флорентийских благотворительных организаций ; Христос на троне с Марией и Иоанном Крестителем ; и флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты . Фронтон над центральным порталом содержит полурельефом по Тито Саррокчи от Марии ENTHRONED проведение цветковые скипетр . Джузеппе Кассиоли вылепил правую дверь.

В верхней части фасада находится серия ниш с изображением двенадцати апостолов, а в центре — Мадонна с младенцем. Между окном-розой и тимпаном находится галерея с бюстами великих флорентийских художников.

Орсанмикеле

Церковь Орсанмикеле необычна не только по своей форме, но и по своему назначению: в течение двух столетий, с XIV по XVI века, Орсанмикеле выполняла одновременно две функции: храма и зернового хранилища.

После того как на средства, пожертвованные выжившими после эпидемии чумы, был заказан табернакль из мрамора, рынок перенесли в другое место и первый этаж целиком передали во владение церкви.

С XIV по XVI вв. Орсанмикеле одновременно была и храмом и зернохранилищем

Спустя некоторое время церковь Орсанмикеле стала местом паломничества для ремесленников. Цеховые гильдии нанимали знаменитейших художников своего времени (Донателло, Гиберти, Вероккьо), чтобы установить в нишах внешних стен фигуры своих святых покровителей.

  • Часы работы: Вт-пт: 10:00-17:00, Сб-вс: 10:00:17:00, Пн – выходной день.
  • Билеты: Вход свободный

Интерьер

Главная характеристика интерьера собора соответствует стандартам итальянской готики — протяженность горизонтальном и вертикальном пространстве. Украшенные пилоны подпирают огромные арки, своды нефов.

Цветной мраморный пол был создан архитекторами д’Аньоло, Франческо да Сангалло и др в 16-17 веках

Обращают на себя внимание витражи собора. Всего их 44, на них изображены традиционные из Библии

Над созданием этих витражей трудились великие художники Флоренции: Гаддо Гадди, Лоренцо Гиберти, Донателло, Паоло Уччелло.

Внутренняя роспись купола посвящена Страшному суду. Она была создана в 16-м веке Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Фигура Христа противостоит образу Сатаны и ада, расположенным на противоположной стороне, сцена окружена фигурами старцев Апокалипсиса, ангелов, святых и добродетелей.

Главный алтарь, выполненный Баччио Бандинелли находится в окружении трех апсид

Левый неф обращает на себя внимание фресками работы Паоло Уччелло и Андреа де Кастаньо, созданными в 15-м веке. Еще одно произведение Паоло Уччелло — необыкновенные часы со стрелкой, движущейся в обратном направлении, были созданы в 1443 году

Циферблат поделен на 24 деления, часы украшены четырьмя портретами пророков-евангелистов.

В пространстве храма установлены изображения знаменитых итальянцев: органиста Скварчалупи, философа М.Фичино, архитектора Брунеллески. Здесь же находится барельеф с изображением Джотто, выкладывающего мозаику. Великий Джотто и Брунеллески захоронены на территории собора. Многие произведения собора были утрачены либо перенесены в Музей Дуомо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector