Собор святой софии (софийский собор) в стамбуле
Содержание:
Рекомендации по посещению и осмотру
Общие рекомендации
Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.
Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.
Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:
- Турецкие дети до 18 лет
- Дети иностранцев до 12 лет и младше
- Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
- Гиды, при наличии аккредитации
- Государственные делегации
В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.
А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.
Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.
Последовательность осмотра.
Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.
С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.
Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.
Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.
За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.
Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.
В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.
На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.
Мозаика
Одна из первейших датировок оформления мозаики относится к иконоборческому периоду и находится в самом видном участке — в арке апсиды.
На вершине свода представлен равносторонний крест в лучах. Крест вписан в голубую окружность на золотом фоне. При переходе от голубого к золотому колору, окружность чередуется цветами радуги.
У основания свода по обеим сторонам разноцветный орнамент из мозаики, на нём выделяются три крестообразные монограммы ктиторов Софийского собора: Константина и Ирины.
Нет никаких сомнений в том, что ктиторы, увековеченные в крестообразной монограмме – автократор Константин VI (780 — 797) и императрица Ирина Афинская (780 — 788, 797 — 802), а Феофилос – местный епископ, подписавший хартию седьмого Вселенского Собора (либо второго Никейского) 787 года. Это знаменитый Собор, созванный по инициативе Ирины в городе Никее с попыткой вернуть иконопочитание.
Мозаика храма выполнена в период совместного царствования Константина VI и Ирины, проводившей политику борьбы с иконоборцами до конца своего регентства.
Апсида
В конхе апсиды на золотистом фоне изображена Богородица на троне с восседающим на её руках Иисусом Христом. Очевидно, создание мозаичного полотна стало возможным только после 843 года, когда окончательно восторжествовало иконопочитание при императрице Феодоре и её малолетнем сыне Михаиле. Вероятная датировка XI — XII века.
На уровне, где плечи Пресвятой Девы едва различимы следы более ранней мозаики – большого креста (простирающегося под изображением Царицы небесной), созданного одновременно с монограммами у подножия свода в эпоху царствования Константина Слепого и Ирины (780 — 788).
Мескита Кордовы
Идея о том, что Собор Святой Софии – это музей, и что это сбалансированный компромисс между конфессиями, получила доказанную мудрость. Однако правда в том, что превращение собора Святой Софии в музей вряд ли было актом религиозной терпимости.
Далекий от этого, этот шаг стал кульминационным событием десятилетия культурной революции в Турции, когда режим лидера республиканцев Мустафы Кемаля Ататюрка утвердил наследие Османской империи своими корнями.
Это был не щедрый жест для греческой православной церкви, а символическое нападение на власть ислама в Турции. Это остается и по сей день. В сегодняшних дебатах не упоминается тот факт, что Собор Святой Софии стал музеем в эпоху, когда суфийские братства Турции были объявлены вне закона.
Адхан (призыв к молитве) больше нельзя было называть по-арабски, а религиозная одежда была запрещена. В последнее время суфизм продолжал преследоваться, и кружащие дервиши совершают для туристов обряды, которые светский истеблишмент в значительной степени уничтожил в каком-либо реальном смысле.
Учитывая этот фон, превращение собора Святой Софии в музей приобретает иной смысл, как если бы сама духовность была музеем, что, в конце концов, и было задумано Ататюрком. Превращение здания обратно в место поклонения можно рассматривать как еще один шаг к возрождению древнего турецкого культурного наследия.
Внутри Мескиты Кордовы в Испании Matej Kastelic
Тот факт, что Собор Святой Софии когда-то был собором, не является препятствием для его превращения в мечеть. Рассмотрим Мескиту в Кордове, один из лучших архитектурных памятников на Пиренейском полуострове (и сам построенный на месте более ранней церкви вестготов). Это была, пожалуй, самая большая мечеть в мусульманской Испании, до того как в 1236 году король Фердинанд превратил ее в собор.
Сегодня в его центре стоит собор, и мусульманину по-прежнему запрещается стоять там на коленях в молитве. И все же немногие испанцы считают, что его превращение в музей как признак великодушия по отношению к исламу, и при этом глобальные институты не призывают Испанию сделать это. Запросы Исламского совета Испании разрешить мусульманскую молитву были отвергнуты церковными властями Ватикана и Испании.
Символичность собора
Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.
Собор св. Николая (слева) и собор св. Софии (справа). /Фот: silver-ring.ru, пользовтаель pink_mathilda
По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.
У храма много интересных деталей. Например, светильник в виде якоря/Фото: arch-heritage.livejournal.com
Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.
Пол храма. /Фото:foma.ru
Рыбы на дверях. /Фото: temples.ru, Ольга Савичева
Главные образы при оформлении собора выбраны тоже не случайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.
Святые покровители храма. /Фото:Nina Karyuk, fotokto.ru
Архитектура Софии Киевской, некрополь
Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.
Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.
София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.
Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.
Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.
Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.
Некрополь
Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.
Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет
неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).
Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.
Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.
Фотопрогулка по храму
Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.
3.1. Территория с гробницами султанов
Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:
Сориентироваться поможет карта-схема:
Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:
Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.
Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:
Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:
3.2. Храм-музей Айя София
На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир:
На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:
Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:
Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:
Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:
Подписи к схеме:
Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!
Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:
А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:
Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!
С тыльной стороны храм выглядит так:
Фонтан рядом с храмом (1740 год):
Древний колокол:
На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:
Заходим в храм-музей:
Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:
Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:
По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:
Потолок украшен сурами из Корана:
Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):
Вид на верхнюю галерею на втором этаже:
Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:
Место коронации византийских императоров:
Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:
«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:
Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.
Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:
В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:
На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:
Поднимаемся на второй этаж:
Ориентироваться можно по указателям:
Коридор средневековья выглядит жутковато:
Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:
все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:
Выбор икон впечатляет:
Вид с верхней галереи:
Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:
Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:
После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:
Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):
Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.
На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:
Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:
На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:
Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился. Карта в период Византии
Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:
Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:
Храм святой Софии — музей мирового значения
Уникальные экспонаты
Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.
Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.
Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.
Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.
Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!
И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.
Таинственные достопримечательности
На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.
Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.
А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.
Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория
Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»
Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».
Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».
Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.
Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.
А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.
Красота на века
Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.
Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.
И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.
Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:
Как вам? Очень красиво, не правда ли?
Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.
На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!
Интересные факты
Каждый приезжий, а тем более и житель Турции знает об этом музее. Сооружение полностью построено соблюдая все христианские нормы и правила. Этого при строительстве требовал Юстиниан. О храме имеются многочисленные факты и домыслы дошедшие до наших дней, вот некоторые из них.
Почему так назван
Собор, именуемый по-турецки Ayasofiya, называется так от слов Премудрость Божия, потому что sofia по-гречески означает мудрость. Многие ошибочно предполагают, что храм носит имя женщины. Полное название — Храм Премудрости Божьей. За время своей долгой жизни Собор еще называли Храм святой Софии и Великая церковь.
Святая София — премудрость божия у греков была выражением идеи сына божия, Логоса до воплощения в Иисусе Христе. На это указывает также праздник Святой Софии-24 декабря, прямо перед Рождеством Христовым.
Главный кот мечети
Посетившие Собор люди могут встретить в залах самого известного в Стамбуле кота. Он величественно вышагивает именно возле императорского места, чувствуя себя хозяином и хранителем мечети.
Может быть, этот необычный кот является воплощением бывшего правителя Юстиниана и поэтому его часто видят возле императорского места. Кот знаменит еще тем, что когда -то его погладил сам Обама.
Крещение княгини Ольги
В 955 году в Константинополе приняла крещение княгиня Ольга-первая правительница Киевской Руси, которая приняла христианскую веру.
Тогда мудрая княгиня Ольга перехитрила византийского императора, который хотел взять ее себе женой. Но Ольга отказала ему, сказав, что христиане не сватаются за язычников. Когда патриарх и царь окрестили княгиню, император снова стал просить ее руки. На этот раз она ему снова отказывает, потому что теперь она будет считать его своим отцом. Царь очень удивился ответу княгини, но смирился. Он одарил ее подарками, и княгиня довольная уехала к себе домой.
В 957 году Ольга снова приезжает в Константинополь вместе со своими подданными. Император охотно встречает ее как дорогого гостя, видит в ней равную себе и называет правителем Руси.
События раскола христианских церквей
Событие, произошедшее 16 июля 1054 года, разделило церкви на два лагеря. Во время церемонии кардинал, посланный папой римским, вручил патриарху Михаилу документ с обвинениями.
Список недовольства содержался на нескольких страницах, вот некоторые из них:
- Одни обвиняли других в том, что разрешены браки служителям церкви, другие в свою очередь бранились о том, что нельзя поститься в субботу и носить перстни.
- Говорилось и о том, что одни исповедуются в закрытых помещениях, а другие у всех на глазах.
- Одни крестятся справа налево, а другие слева направо.
- Великий пост у одних начинается в чистый понедельник, а у других в пепельную среду.
В результате чего одни стали считать других раскольниками.
Краткая информация
Собор Святой Софии в Стамбуле
Собор был построен в первой половине 6 века. Идея создания принадлежала византийскому императору Юстиниану, который родился в крестьянской семье. Он желал, чтобы собор считался главным сооружением Стамбула (который в то время носил название Константинополь).
Часто задаваемые вопросы
Когда Собор Святой Софии приобрёл статус музея? В середине XV века собор переделали в мечеть, а в 1930-х годах Ататюрк приказал сделать из мечети музей. Реконструкция Собора Святой Софии продолжается до сих пор.
- Реализации задумки послужило массовое восстание народа «Ника», в котором пролилось немало крови. Было убито более 30 тыс. жителей. Собор был возведен на месте сгоревшей церкви. Еще до этого здесь находилась другая церковь, которую также подожгли – она носила название Св. София. До церкви на этом месте находилась торговая площадка.
- Византийский император хотел, чтобы постройка была могущественной. Территории для возведения было мало, поэтому Юстиниан решил купить соседние земельные участки и разрушил все здания на них. По приглашению императора в город прибыли самые известные архитекторы, которые были задействованы в строительных работах собора, который сейчас называется Малая Айя-София. Появление храма стало толчком к строительству нынешнего большого храма.
Также привозились другие строительные материалы. К примеру, из Эфеса поставили 8 колонн, сделанных из мрамора зеленого цвета, и столько же колонн из Рима.
С острова Родос были завезены прочные кирпичи. В качестве отделочных материалов выступали серебро, золото и слоновая кость. Как утверждают, император желал, чтобы все внутреннее убранство было сделано из золота. Но астрологам такая идея не нравилась. Они предвидели, что после Юстиниана будут недостаточно сильные правители, которые то и дело будут его разворовывать.
- В начале 13 века город захватили крестоносцы. Именно в это время начался 4-й крестовый поход. К большому сожалению, это событие считается самым позорным во всей истории мира. Весьма непонятно, как так получилось, что во время крестового похода, участники которого собирались в Египет, где планировалась религиозная битва с мусульманами, проникли и ограбили город христиан, являющихся их братьями по вере.
- Во время нападения сильно пострадал собор Св. Софии. Крестоносцы вынесли все богатство. Более 85% священных реликвий были вынесены во время этого нападения.
- Самая последняя религиозная служба состоялась в середине 15 столетия, на которой был сам император. На следующий день на собор напали турки. В дальнейшем собор решили переделать в мечеть. Мозаики были надежно спрятаны и укреплены толстым слоем штукатурки. На протяжении 5 веков Св. София была мечетью.
- В 30-х годах 20 века по решению Ататюрка статус мечети был изменен на музей. Штукатурку, под которой спрятали мозаику, была убрана. На сегодняшний день здесь вовсю ведутся реконструкционные работы.
История создания Айя-Софии
В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.
Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.
Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.
Основные моменты
Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет, окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.
Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.
Мечеть двух религий
Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.
С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.
28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.
И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.
Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.
София для русских
Мусульманам города понадобилось несколько столетий, чтобы принять Софию-мечеть как свою. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов (Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить), и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.
Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.
Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. «Она не смыта, нет, о, турки, / Нагляднейшая из улик, / Что снова из-под штукатурки / Нам засияет Спасов лик» (Михаил Кузьмин, «Царьград», 1915).
Превращая Софию в музей, Ататюрк символически забрал ее не только у мусульман, но и у православных — 86 лет она была общим памятником, а не источником межконфессиональных распрей. Такого больше не будет.
Yuksel Goz/Unsplash