Кафедральный собор фрауэнкирхе (собор пресвятой девы марии) в мюнхене — тесная связь власти земной и небесной

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

  • Dresden_Frauenkirche  history
  • Augustus_II_the_Strong  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Dresden Frauenkirche»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

История

Общий вид Мюнхена из Нюрнбергской хроники, Фрауэнкирхе в центре

План старый и новый Frauenkirche

Романская церковь была добавлена рядом с первым кольцом города стен в 12 — м века, заменив прежнее позднероманское здание. Эта новая церковь служила вторым городским приходом после старой церкви Альтер Петра . Современное здание в стиле поздней готики по заказу герцога Сигизмунда и жителей Мюнхена было возведено в 15 веке.

Собор был построен всего за 20 лет Йоргом фон Хальсбахом . Поскольку поблизости не было каменной ямы и по другим финансовым причинам, в качестве строительного материала был выбран кирпич. Строительство началось в 1468 году, и когда в 1479 году денежные средства были исчерпаны, папа Сикст IV предоставил снисхождение .

Фрауэнкирхе вечером

Две башни, каждая из которых составляет чуть более 98 метров (323 фута), были построены в 1488 году, а церковь была освящена в 1494 году. Планировалось построить высокие ажурные шпили, типичные для готического стиля, но с учетом финансовых трудностей. В то время планы реализовать не удалось. До 1525 года башни оставались недостроенными.

Немецкий историк Хартманн Шедель напечатал вид Мюнхена, включая недостроенные башни, в своей знаменитой Нюрнбергской хронике , также известной как «Мировая хроника Шеделя». Наконец, поскольку дождевая вода регулярно проникала через временную крышу потолков башни, строительство башен было завершено в 1525 году, хотя и с использованием более экономичной конструкции. Этот новый дизайн был смоделирован после Купола Скалы в Иерусалиме , который сам был смоделирован с поздневизантийской архитектуры и ошибочно считался оригинальным храмом Соломона . В результате купола на каждой башне сделали церковь отличительной достопримечательностью Мюнхена.

Здание имеет объем около 200 000 м³ и изначально вмещало 20 000 стоячих людей. Позже были введены церковные скамейки для простых людей. Учитывая, что в конце пятнадцатого века в Мюнхене было всего 13000 жителей и уже существовала приходская церковь в Альтер-Петре, весьма примечательно, что в городе была возведена вторая церковь такого масштаба.

Собор серьезно пострадал на поздних этапах Второй мировой войны . После крыша церкви обрушилась, одна из башен сильно пострадала, а большинство незаменимых исторических артефактов церкви, хранившихся внутри, были потеряны — либо разрушены самими бомбардировками, либо удалены вместе с обломками. Вскоре после войны началась многоступенчатая реставрация. Завершающий этап реставрации завершился в 1994 году.

Экскурсия по Фрауэнкирхе

Внешний вид

Фрауэнкирхе – величественное сооружение в стиле барокко, «вылепленное» из песчаника. Оно словно парит над городом, глядя на него, создается впечатление невесомости, воздушности. Мягкие теплые цвета, нежные округлые формы, необыкновенная резьба очаровывают и завораживают. В стены церкви вмонтированы детали разрушенного храма. Потемневшие от пожаров и времени фрагменты, придают ему еще большую уникальность, а также служат напоминанием о трагической «гибели» церкви. На самой вершине Фрауэнкирхе возвышается самый огромный в мире каменный купол, весом около 12 тонн. Освещаемый солнечными лучами, он выглядит бесподобно. Прямо под куполом расположена замечательная смотровая площадка. На лифте, работающем в храме, можно подняться только до половины пути. Остальное расстояние приходится преодолевать пешком. Со смотровой площадки открывается бесподобный вид на городские пейзажи. Отсюда хорошо проглядываются – Дворец культуры, терраса Брюля и Академия изобразительных искусств.

Внутреннее убранство

Церковь Фрауэнкирхе удивляет не только прекрасным внешним видом. Ее внутреннее убранство впечатляет своей роскошью, элегантностью и изяществом. Светло- желтые стены создают атмосферу праздника и умиротворенности. Цвет настолько мягкий и приятный, что разливается по всей церкви, окутывая своим теплом всех вокруг. Высота внутреннего купола достигает 26-ти метров. Его прекрасный свод отделан уникальной росписью и позолотой. Он состоит из восьми секторов. Четыре из них украшены картинами с изображением евангелистов – Марка, Луки, Иоанна и Матфея. На остальных можно увидеть лики главных христианских добродетелей – Веры, Надежды, Милосердия и Любви. Гордостью собора является его восхитительный алтарь. Центр алтарной композиции венчает скульптурная картина, на которой изображена сцена из жизни Иисуса Христа. Композицию завершает, парящее над ней, всевидящее око. Еще одним украшением Фрауэнкирхе является ее белоснежный позолоченный орган.

В настоящее время в стенах храма проводятся многочисленные органные концерты. Сегодня церковь привлекает не только паломников или верующих, ежегодно ее посещают тысячи туристов со всего света. Многие приходят сюда, чтобы полюбоваться умопомрачительной красотой этого необыкновенного храма. Другие – чтобы почувствовать умиротворение, помолиться и побыть в гармонии с самим собой.

Восстановление

Жители города и общественные деятели организовали сразу после воссоединения Германии в 1989 году движение, направленное на сбор средств, чтобы восстановить и реставрировать собор Фрауэнкирхе в Дрездене. Была собрана большая часть средств, необходимых для начала работ, которая составила 256 млн немецких марок. Разборка руин и расчистка места под будущее строительство началась в 1992 году, а в 1994-м произошла торжественная закладка первого камня восстанавливаемого собора.

При разборке завалов большую лепту внесли археологи, которые в дальнейшем принимали участие и в восстановлении кладки здания церкви. Они по камушкам и кусочкам собирали все фрагменты, определяли их расположение в кладке собора. Всего при раскопках было пронумеровано 10 тысяч элементов. При разборке подвалов и восстановления фундамента была обнаружена могила Георга Бера, умершего в 1738 году и не дожившего 5 лет до окончания строительства.

При восстановительных работах (они велись круглый год под огромным навесом, защищающим строителей от непогоды) в месяц обрабатывалось 300 м3 песчаника. Также удалось использовать 40 % старинных каменных кирпичей.

Немецкие программисты специально разработали программу, в которую были внесены чертежи постройки, сохранившиеся со времен последней реставрации в 1930-е годы. По этим чертежам удалось подобрать уцелевшие фрагменты. Каждый кирпичик подлежал реставрации и обработке специалистов по камням. Всем этим занималась местная фирма Ingenieursgesellschaft Ipro.

Собор Frauenkirche (Церковь Богородицы) был торжественно заново открыт ко дню 800-летия Дрездена 30 октября 2005 года, и тогда же он был освящен в присутствии правительства Германии. Наверху была создана смотровая площадка, которая позволяла с высоты 70 м осмотреть весь город.

History

Dresden Market with the Frauenkirche, painting by Canaletto, 1749-1751.

Dresden Frauenkirche in 1880.

A requirement for the throne of the Polish-Lithuanian Commonwealth was membership in the Roman Catholic church. Thus Frederick August I (1670-1733) converted. Saxon dukes had traditionally been called «champions of the Reformation.» The duchy was a stronghold of German Protestantism and therefore, Augustus’s conversion was spectacular and not without controversy. The Roman Catholic electors of Saxony lost the prestigious leading role of the Protestant estates in the Imperial Diet to Brandenburg-Prussia. Since the prince-elector guaranteed Saxony’s religious status quo, Augustus’s conversion alienated some of his Protestant subjects. This explains how the Catholic Prince-elector of Saxony, Frederick August I, could build a magnificent Lutheran church as a monument to Protestant beliefs, in spite of being Catholic.

The original baroque church was built between 1726 and 1743, and was designed by Dresden’s city architect George Bähr (1666–1738), one of the greatest masters of German Baroque style, who did not live to see the completion of his greatest work. Bähr’s distinctive design for the church captured the new spirit of the Protestant liturgy by placing the altar, pulpit, and baptismal font directly centered in view of the entire congregation.

In 1736, famed organ maker Gottfried Silbermann (1683–1753) built a three-manual, 43-stop instrument for the church. The organ was dedicated on November 25th, and Johann Sebastian Bach (1685–1750) gave a recital on the instrument on December 1st.

The church’s most distinctive feature was its unconventional 314-foot (96 m)-high dome, called die Steinerne Glocke or «Stone Bell.» An engineering triumph comparable to Michelangelo’s dome for St. Peter’s Basilica in Rome, the Frauenkirche’s 12,000-ton sandstone dome soared skyward with no internal supports. Despite initial doubts, the dome proved to be extremely stable. Witnesses in 1760 said that the dome had been hit by more than 100 cannonballs fired by the Prussian army led by Friedrich II during the Seven Years’ War. The projectiles simply bounced off and the church survived.

The completed church gave the city of Dresden a distinctive silhouette, captured in famous paintings by Bernado Bellotto, a nephew to the artist Canaletto, and the Dresden by moonlight by Norwegian painter Johan Christian Dahl.

In 1849, the church was at the heart of the revolutionary disturbances known as the May Uprising. The Frauenkirche was surrounded by barricades, and fierce fighting raged for days before those rebels who had not already fled were rounded up in the church and arrested.

For more than 200 years, the magnificent bell-shaped dome stood monumentally and gracefully over the skyline of old Dresden, dominating the city.

Содействие реконструкции и финансированию

Сохранение и каталогизация охраняемых структурных фрагментов, сентябрь 1999 г.

В последние месяцы Второй мировой войны жители выразили желание восстановить церковь. Однако из-за политических обстоятельств в Восточной Германии реконструкция была остановлена. Куча руин была сохранена как военный мемориал в центре Дрездена, как прямая копия руин собора Ковентри , который был разрушен немецкой бомбардировкой в ​​1940 году, а также служит военным мемориалом в Соединенном Королевстве . Из-за продолжающегося разрушения руин руководство Дрездена в 1985 году (после того, как здание Земпера было окончательно завершено) решило восстановить церковь Богоматери после завершения реконструкции Дрезденского замка .

Воссоединение Германии , принес новую жизнь в планы реконструкции. В 1989 году группа энтузиастов из 14 человек во главе с известным дрезденским музыкантом Людвигом Гюттлером сформировала Гражданскую инициативу. Год спустя из этой группы вышло Общество содействия восстановлению церкви Богоматери, которое начало агрессивную частную кампанию по сбору средств. Организация выросла до более чем 5000 членов в Германии и 20 других странах. Был сформирован ряд немецких вспомогательных групп, а также три рекламные организации за рубежом.

Проект набирал обороты. Пока сотни архитекторов, искусствоведов и инженеров сортировали тысячи камней, определяя и маркируя каждый для повторного использования в новой структуре, другие работали над сбором денег. IBM предоставила ключевой элемент, заключив контракт с RTI International, некоммерческим исследовательским институтом в Research Triangle Park NC, на создание интерактивного представления Церкви в виртуальной реальности. VR собирала большие и маленькие пожертвования, помогая сделать проект возможным.

Гюнтер Блобель , американец немецкого происхождения, еще мальчиком видел оригинальную церковь Богоматери, когда его семья беженцев укрылась в городе недалеко от Дрездена за несколько дней до того, как город подвергся бомбардировке. В 1994 году он стал основателем и президентом некоммерческой организации « Друзья Дрездена, Inc. », американской организации, занимающейся поддержкой реконструкции, реставрации и сохранения художественного и архитектурного наследия Дрездена. В 1999 году Блобель получил Нобелевскую премию по медицине и пожертвовал всю сумму своих премиальных денег (почти 1 миллион долларов США) организации по восстановлению Дрездена, восстановлению Фрауэнкирхе и строительству новой синагоги . Это было самое крупное индивидуальное пожертвование проекту.

Восстановленный интерьер

В Великобритании Дрезденский трест имеет принца Эдуарда, герцога Кентского в качестве королевского покровителя и епископа Ковентри среди своих кураторов. Доктор Пол Острейхер , почетный каноник собора Ковентри и основатель Dresden Trust, писал: «Церковь для Дрездена — это то же самое, что собор Святого Павла для Лондона». (Имеется в виду собор Святого Павла .) Дополнительные организации включают французскую ассоциацию Frauenkirche Paris и швейцарскую Verein Schweizer Freunde der Frauenkirch.

Восстановление церкви обошлось в 180 миллионов евро. Dresdner Bank профинансировал более половины затрат на реконструкцию посредством «кампании донорских сертификатов», собрав почти 70 миллионов евро после 1995 года. Сам банк внес более семи миллионов евро, в том числе более одного миллиона пожертвований его сотрудников. За прошедшие годы были проданы тысячи часов с крошечными фрагментами камня церкви Богородицы и специально напечатанные медали. Один спонсор собрал почти 2,3 миллиона евро за счет символической продажи отдельных церковных камней.

Собранные средства были переданы «Фонду Фрауэнкирхе Дрездена», реконструкция которого была поддержана государством Саксония , городом Дрезденом и евангелическо-лютеранской церковью Саксонии .

Новый крест с золотой башней был официально профинансирован «британцами и Домом Виндзоров». Он был изготовлен британской компанией по изготовлению серебряных изделий Grant Macdonald, главным мастером проекта которой был Алан Смит, отец которого был одним из пилотов бомбардировщиков, ответственных за разрушение церкви.

Интерьер

Мюнхенская Фрауэнкирхе Интерьер при входе в церковь видно только одно окно

Католическая месса регулярно проводится в соборе, который до сих пор служит приходской церковью.

Это одна из крупнейших зальных церквей на юге Германии. Зал разделен на 3 сектора (главный неф и два боковых прохода равной высоты (31 метр (102 фута)) двумя рядами из 22 колонн (11 с каждой стороны, 22 метра (72 фута)), которые помогают оградить Они объемные, но кажутся довольно тонкими из-за их внушительной высоты и соотношения высоты здания к ширине.Спроектировал арки Генрих фон Штраубинг.

Успение Богородицы , запрестольный образ Петра Кандид , 1620 г.

С главного портала вид кажется только рядами колонн без окон и полупрозрачными «стенами» между сводами, сквозь которые, кажется, проникает свет. Пространственный эффект церкви связан с легендой о следе ноги на квадратной плитке у входа в неф, так называемой «следе дьявола».

Богатая коллекция произведений искусства 14-18 веков таких известных художников, как Питер Кандид , Эразмус Грассер , Ян Полак , Ханс Лейнбергер , Ханс Крумппер и Игнац Гюнтер, снова украшает интерьер собора после последней реставрации. Готический неф, несколько готических витражей, некоторые из которых сделаны для предыдущей церкви, и гробница Людовика IV, императора Священной Римской империи, являются основными достопримечательностями. Для ежедневных хоровых молитв Эразм Грассер создал в 1495-1502 годах хоры с бюстами апостолов и пророков и небольшими статуями, которые пережили изменения периода барокко и готического возрождения, но сгорели во время Второй мировой войны, были перемещены только фигуры и сохранились. Таким образом, Фрауэнкирхе по-прежнему является крупнейшим сохранившимся ансамблем персонажей поздней готики в Германии. Оптический конец святилища образует на колонне статую святой Марии римлянина Антона Бооса , которую он выполнил в 1780 году для abat-voix бывшей кафедры. Бывшая картина главного алтаря, выполненная Петром Кандидом в 1620 году, была перенесена к северному входу в ризницу и изображает Вознесение Марии на небо.

Teufelstritt , или Дьявольские шаги и вечный ветер

След дьявола

Большая часть интерьера была разрушена во время Второй мировой войны. Уцелевшая достопримечательность — Teufelstritt , или Дьявольская ступенька, у входа. Это черная метка, напоминающая след, который, согласно легенде, был тем местом, где стоял дьявол, когда он с любопытством рассматривал и высмеивал церковь «без окон», которую построил Хальсбах. (Во времена барокко главный алтарь закрывал одно окно в самом конце церкви, которое посетители теперь могут заметить, стоя в вестибюле.)

По другой версии легенды, дьявол заключил сделку со строителем о финансировании строительства церкви при условии, что в ней не будет окон. Однако умный строитель обманул дьявола, расположив колонны так, чтобы окна не были видны с того места, где дьявол стоял в фойе. Когда дьявол обнаружил, что его обманули, он не мог войти в уже освященную церковь. Дьявол мог только стоять в фойе и яростно топать ногой, оставив темный след, который остается видимым у входа в церковь сегодня.

Легенда также гласит, что затем дьявол выскочил наружу и явил свой злой дух в ветре, который яростно бушует вокруг церкви.

Другая версия этой части легенды гласит, что дьявол прилетел на ветру, чтобы увидеть строящуюся церковь. Совершенно потеряв самообладание, он бросился прочь, забыв о ветре, который будет дуть вокруг церкви до того дня, когда дьявол вернется, чтобы вернуть ее.

История

Дрезденский рынок с Фрауэнкирхе (картина Бернардо Беллотто 1749–1751 гг. )

Церковь, посвященная Богоматери (Kirche zu unser Liebfrauen), была впервые построена в 11 веке в романском стиле за пределами городских стен и окружена кладбищем. Фрауэнкирхе была резиденцией протоиерея в Мейсенской епархии до Реформации, когда она стала протестантской церковью. Эта первая Фрауэнкирхе была снесена в 1727 году и заменена новой, более крупной церковью с большей вместимостью. Фрауэнкирхе была перестроена гражданами в лютеранскую ( протестантскую ) приходскую церковь . Несмотря на то, Саксонии «ю.ш. курфюрст , Фридрих Август I , был преобразован в католицизм , чтобы стать королем Польши , он поддерживает конструкцию , которая не только дала впечатляющий купол в облик города Дрезден , но и успокоила Saxonians , что их правитель не собирался навязать им принцип cuius regio, eius Religio .

Первоначальная церковь в стиле барокко была построена между 1726 и 1743 годами по проекту городского архитектора Дрездена Джорджа Бера , который не дожил до завершения своей величайшей работы. Отличительный дизайн церкви Бэром уловил новый дух протестантской литургии , поместив алтарь , кафедру и купель прямо по центру на виду у всей общины .

В 1736 году знаменитый производитель органов Готфрид Зильберманн построил для церкви инструмент с тремя ручками и 43 ступенями. Орган был освящен 25 ноября, а 1 декабря Иоганн Себастьян Бах дал сольный концерт на инструменте.

Самой отличительной особенностью церкви был необычный высокий купол высотой 96 метров (315 футов), названный die Steinerne Glocke или «Каменный колокол». Инженерный подвиг, сравнимый с куполом Микеланджело для базилики Святого Петра в Риме , купол из песчаника Фрауэнкирхе весом 12 000 тонн стоял высоко, опираясь на восемь тонких опор. Несмотря на первоначальные сомнения, купол оказался чрезвычайно устойчивым. Свидетели в 1760 году рассказали, что купол был поражен более чем 100 пушечными ядрами, выпущенными прусской армией во главе с Фридрихом II во время Семилетней войны . Снаряды отскочили, и церковь уцелела.

Вид Дрездена при лунном свете (1839 г.) Йохана Кристиана Даля, показывающий Фрауэнкирхе, возвышающуюся над горизонтом

Завершенная церковь придала Дрездену характерный силуэт, запечатленный на знаменитых картинах Бернардо Беллотто , племянника художника Каналетто (также известного под тем же именем), и в Дрездене при лунном свете (1839) норвежского художника Йохана Кристиана Даля .

В 1849 году церковь оказалась в центре революционных волнений, известных как Майское восстание . Он был окружен баррикадами, и бои длились несколько дней, прежде чем те повстанцы, которые еще не сбежали, были собраны в церкви и арестованы.

Более 200 лет купол в форме колокола возвышался над горизонтом старого Дрездена, доминируя над городом.

Среди захоронений Генрих Шютц и Джордж Бэр .

Как добраться

Кафедральный собор Дрездена расположен на улице Шлоссштрассе, в самом центре старого города, до него удобно доехать на любом виде транспорта.

На общественном транспорте

До Хофкирхе можно доехать на поезде, городской электричке и автобусе.

  • На городской электричке: линия 8 от главного железнодорожного вокзала, в направлении Хеллерау (Richtung Hellerau) до остановки Театерплац. От главного железнодорожного вокзала Норд (Hauptbahnhof Nord) линия 9, направление Кадиц (Richtung Kaditz) до остановки Театерплац. От вокзала Дрезден-Нойштадт линии 11, 1, 2, 4, 11, 12 направление Черниц (Richtung Zschertnitz) до остановки Постплац (Postplatz). Далее примерно 10 минут пешком.
  • На автобусе: маршруты 62, 94 до остановки Постплац (Postplatz). Далее примерно 10 минут пешком. Маршруты 333, 336 H/S в направлении Пирна (Pirna) до остановки Дрезден Альтмаркт (Dresden Altmarkt), далее примерно 15 минут пешком.

Схема движения общественного транспорта

На автомобиле

Церковь Хофкирхе расположена вблизи большой Театральной площади, но там парковаться запрещено, хотя возможна короткая остановка для высадки и посадки пассажиров.

В непосредственной близости от Хофкирхе расположены следующие парковки:

  • Фрауэнкирхе, на пересечении Шиссгассе и Ландхаусштрассе (Frauenkirche, am Schießgasse und Landhausstraße 2),
  • Хаус ам Цвингер на улице Кляйне Брюдерштрассе (Haus am Zwinger, Kleine Brüdergasse),
  • Ам Альтмаркт на улице Вильсдруфер штрассе (am Altmarkt, Wilsdruffer Straße).
  • Подземный парковочный гараж за зданием Земпер-оперы на улице Дефриенштрассе (Devrientstraße).

Парковки в районе Хофкирхе Дрездена

На такси

При посадке в такси в Дрездене насчитывается сумма в 2,5 евро, за первые 3 км. — 1,7 евро, далее за каждый километр пути — по 1,4 евро дополнительно.

До дрезденского кафедрального собора можно доехать на такси Uber или Funk Taxi.

Видео о Хофкирхе в Дрездене:

Экскурсии в Фрауэнкирхе

В помещении церкви есть возможность получить несколько видов экскурсий, во время которых рассказывается об истории церкви, ее религиозном значение для реформаторской церкви, о процессе восстановления Фрауэнкирхе

Экскурсия по атриуму

Эта экскурсия проходит на галереи Фрауэнкирхе

  • Количество участников — до 30 человек.
  • Предоставление услуги — во время открытой для посещения церкви.
  • Продолжительность — 50 минут.
  • Язык экскурсии — немецкий, по запросу возможна экскурсия на других языках.
  • Резервирование: для групп необходима запись, частные участники могут присоединиться к ближайшей по времени группе при наличии мест.

Аудио-гид

Для индивидуального знакомства с Фрауэнкирхе удобно воспользоваться аудио-гидом.

  • Предоставление услуги — во время открытой для посещения церкви.
  • Продолжительность — до 45 минут.
  • Язык — аудиогид доступен на пяти языках, в том числе, на русском.
  • Резервирование: для групп необходима запись, частные участники — резервирование не требуется.

Экскурсия на купол Фрауэнкирхе

Во время этой экскурсии происходит восхождение под купол храма и на смотровую площадку в сопровождении гида, который рассказывает историю храма, приводит интересные сведения о реконструкции.

  • Количество участников — максимально 25 человек.
  • Продолжительность — 1 час язык — немецкий, по запросу возможно проведение на другом языке.
  • Резервирование: для групп необходима запись, частные участники — резервирование не требуется.
  • Экскурсии отправляются каждые полчаса.

Предоставление услуги — вне официально открытого для посещения времени.

  • В летнее время (с марта по октябрь) с 06.00. до 10.00 и после 18.30.
  • В зимнее время (с ноября по февраль) с 06.00. до 10.00. и после 17.00.

Экскурсия с органным концертом

  • Предоставление услуги — по пятницам в 20.00.
  • Продолжительность — 1 час.
  • Язык экскурсии — немецкий.
  • Резервирование: не требуется, зал на 1000 мест.

Просмотр фильма о восстановлении Фрауэнкирхе

Предоставление услуги — с понедельника по субботу во время открытой для посещения церкви.

  • Продолжительность — 25 минут. Язык — немецкий, английский.
  • Количество мест — 50.
  • Резервирование: для групп необходима запись, частные посетители — запись не требуется.

Детали алтаря Фрауэнкирхе, Michael Wu

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector