Базилика санта-кроче во флоренции
Содержание:
- Кафедра Санта-Кроче
- Церковь всех Святых
- Северный неф
- Cappella delle Reliquie
- Список кардиналов-священников
- Где находится церковь и особенности посещения
- Как добраться до баптистерия Сан-Джованни
- Церковь Санто-Спирито и мост Санта-Тринити
- Базилика Санта Кроче
- Главный алтарь
- Церковь сегодня
- История возникновения площади Синьории
- Практическая информация для посетителей
- Капелла Барончелли
- История возникновения баптистерия Сан-Джованни
- Архитектурные особенности
- Первая в мире статуя Свободы находится в базилике Санта Кроче
Кафедра Санта-Кроче
С 1470 по 1474 год Бенедетто да Майано занят сооружением церковной кафедры в церкви Санта-Кроче. Здесь мастер удачно разрешает соотношения несущих и несомых частей и достигает четкости в общей тектонической схеме: переход от восьмигранной к круглой форме посредством введения системы консолей, поддерживающих изящные каннелированные колонки, расположенные по ребрам восьмигранника. Примененные в орнаментальной части барельефы лишены той угловатости и грубости, которая была присуща им в начальном периоде нового стиля. В фигурах много движения и мягкости.
Спустя два года Бенедетто приступает к декоративному оформлению палаццо Веккьо. Здесь он занят работами по лепке потолков, а также создает двери в аудиенц-зале. Теоретик раннего Ренессанса Геймюллер указывает, что если бы художник не создал в своей жизни ничего кроме этих дверей, то и в этом случае он мог бы считаться одним из сильнейших мастеров эпохи.
Двери палаццо Веккьо являются шедевром флорентийской традиции как в отношении пропорций, так и в отношении орнаментальных мотивов. Это совершенно цельное, композиционно законченное произведение искусства. Стилистически двери выполнены в манере Микелоццо — Донателло. При всем богатстве и изяществе деталей — полное спокойствие и уравновешенность, отсутствие внешнего блеска и вычурности. Здесь нет места римской торжественности и помпезности; формы приведены в состояние соподчиненности, и предельная ясность не затуманена формальной насыщенностью. Пилястры, скульптурные элементы, карниз, детали — все сливается в один аккорд. Каждая деталь продумана, прочувствована до тонкостей, до совершенства.
В то же самое время на первом плане материал: мрамор — одно из основных выразительных средств, которые использует художник.
Многообразие оттенков мрамора, его прозрачность, в сочетании с позолотой деталей, создают богатую гамму световых и цветовых нюансов.
Здесь почти нет гладкой поверхности, которую так любил применять Брунеллески. Каждая полочка, каждый валик трактуются по-своему, шифруются посредством орнаментального мотива.
Как и в капелле Санта-Аннунциата, орнамент не самодовлеет, он всецело подчинен архитектурной форме и слит с нею. Во всем — единство замысла и исполнения. Всюду видна совершенная техника мастера. Под влиянием этой работы Браманте создал свои двери в Ватикане.
Изучение дверей Бенедетто дает возможность понять творческий масштаб художника, столь широко проявленный в его капитальной работе, известной под названием палаццо Строцци.
Церковь всех Святых
Оньиссанти или Церковь всех Святых на пути к званию первой базилики Флоренции, участвовала во многих исторических событиях, развивающихся с участием многочисленных правителей. Имена знаменитых архитекторов, художников остались в интересных элементах внешнего, внутреннего интерьеров церкви. Например, творения знаменитых мастеров живописи Боттичелли, Гирландайо (учителя Микеланджело) и сейчас поражают красотой необыкновенных фресок. Это «Тайная вечеря», «Мадонна Милосердная», «Святой Иероним». «Святой Августин» Ботичелли, считающейся классическим творением эпохи Ренессанс. Кстати, его жизнь тесным образом связана с этой церковью, в которой находится могила знаменитого мастера.
Расположена она ног, захороненной здесь возлюбленной художника Симонеты Веспуччи. Той самой, которая являлась женой родственника Амертго Веспуччи, в честь которого Америка получила своё название. Её прекрасное лицо навеки застыло в произведениях влюблённого художника эпохи Возрождения (Венера, Весна на знаменитых холстах). История появления церкви связана с родом Веспуччи. Первоначально она принадлежала семейству. Строительство новой базилики началось в 1251 году в роли элемента монастырского комплекса гумилиатов. Благодаря мощной финансовой поддержке богатых людей Флоренции, церковь (стиля барокко) быстро накопила шедевры из произведений искусства, выполняемых знаменитыми мастерами в разные века.
Церковь находится по адресу Borgo Ognissanti, 42, 50123 Firenze. Вход в церковь организован без оплаты с понедельника до воскресенья с 7.30 утра до 19. 45 с перерывом.
Северный неф
В северном нефе находятся (в направлении от алтаря ко входу):
- картина «Сошествие Святого Духа» (Джорджо Вазари)
- гробница Карло Марсуппини (итал.)русск. (Дезидерио да Сеттиньяно)
- фреска «Вознесение Марии» (Аньоло Гадди)
- картина «Оплакивание Христа» (Аньоло Бронзино)
- картина «Вознесение Христа» (Ян ван дер Страт, 1569)
- гробница Витторио Фоссомброни (англ.)русск. (Лоренцо Бартолини)
- картина «Христос и апостол Фома» (Джорджо Вазари, 1572)
- гробница Лоренцо и Витторио Гиберти (фото)
- картина «Воскресение Христа» (Санти ди Тито, 1574)
- гробница Галилео Галилея (Джованни Баттиста Фоджини)
- картина «Снятие с креста» (Джованни Баттиста Нальдини)
- фрески с изображениями святых (1-я половина XIV века)
Cappella delle Reliquie
Несколько известных реликвий, подлинность которых оспаривается, размещены в Cappella delle Reliquie , построенной в 1930 году архитектором Флорестано ди Фаусто , включая часть Elogium или Titulus Crucis , то есть панели, которая была повешена на кресте Христа (как правило, либо игнорируется учеными, либо считается быть средневековой подделкой); два шипа Тернового венца ; часть ногтя; указательный палец святого Фомы; и три маленькие деревянные части Истинного Креста . Гораздо больший кусок Истинного Креста был доставлен из базилики по указанию Папы Урбана VIII в 1629 году в базилику Святого Петра , где он хранится рядом с колоссальной статуей Святой Императрицы Елены, созданной Андреа Болджи в 1639 году.
Список кардиналов-священников
- Амикус (1120 — 1121/2)
- Херардо Каччанемичи (1123–1144 гг.)
- Убальдо Каччанемичи (1144 — 1170/1171)
- Ардуно да Пьяченца (1178–1183)
- Альбин (1185–1189)
- Леоне Бранкалеоне (1202–1224)
- Пьетро д’Акуила (1294–1298)
- Теодорико Раньери (1298–1299)
- Раймон де Канильяк (1350–1361)
- Ги де Майлесек (1375–1384)
- Косма Джентиле Миглиорати (1389–1404)
- Джованни Мильорати (1405–1410)
- Франческо Ландо (1411–1424)
- Никколо Альбергати (1426–1433)
- Доменико Капраника (1444–1458)
- Анджело Капраника (1460–1472)
- Педро Гонсалес де Мендоса (1478–1495)
- Бернардино Лопес де Карвахаль (1495–1507), комендант (1507–1511)
- Антонио Мария Чокки дель Монте , комендант (1511–1527)
- Франсиско де Киньонес (1527–1540)
- Марчелло Червини (1540–1555)
- Бартоломе де ла Куэва де Альбукерке (1555–1562)
- Джованни Антонио Капизукки (1562–1565)
- Франсиско Пачеко де Толедо (1565–1579)
- Альберт VII, эрцгерцог Австрии (1580–1598)
- Франсиско де Муксика Гусман де Авила (1599–1606)
- Асканио Колонна (1606)
- Антонио Сапата-и-Сиснерос (1606–1616)
- Гаспар де Борха и Веласко (1616–1630)
- Бальтасар Москосо и Сандовал (1630–1665)
- Альфонсо Литта (1666–1679)
- Иоганн Эберхард Нейдхардт SJ (1679–1681)
- Децио Аццолино младший (1681–1683)
- вакантный (1683–1689)
- Педро де Саласар (1689–1706)
- Улисс Джузеппе Гоззадини (1709–1728)
- Просперо Ламбертини (1728–1740)
- Джузеппе Фиррао (сеньоре) (1740–1744)
- Джоаккино Безоцци (1744–1755)
- Лука Мельчиоре Темпи (1757–1762)
- Лодовико Валенти (1762–1763)
- Никола Серра (1766–1767)
- Антонио Эухенио Висконти (1775–1788)
- Франтишек де Паула Хрзан из Харрасова (1788–1804)
- Вакант (1804–1816)
- Алессандро Мальвазия (1816–1819)
- Пласидо Сурла (1823–1834)
- Алессандро Джустиниани (1834–1843)
- Антонио Мария Каджано де Азеведо (1844–1854)
- Янош Скитовски (1854–1866)
- Рафаэле Монако Ла Валлетта (1868–1884)
- Лучидо Мария Парокки (1884–1889)
- Пьер-Ламбер Гуссенс (1889–1906)
- Бенедетто Лоренцелли (1907–1915)
- Виллем Маринус ван Россум (1915–1932)
- Пьетро Фумасони Бионди (1933–1960)
- Джузеппе Ферретто (1961)
- Ефрем Форни (1962–1976)
- Виктор Разафимахатратра (1976–1993)
- Милослав Влк (1994–2017)
- Хуан Хосе Омелла (2017 – настоящее время)
Где находится церковь и особенности посещения
Церковь Санта Мария дель Санто Спирито расположена в южной части исторического центра Флоренции. Перейдя по мосту Понте Веккьо и двигаясь далее по Via de ‘Guicciardini, вы достигните Палаццо Питти. Минуя дворец, следует повернуть направо на небольшую улицу Sdrucciolo de ‘Pitti, которая проходит перпендикулярно площади. Следуя по ней, через два квартала вы окажетесь на площади Санто Спирито с расположенной на ней одноименной базиликой.
Вход в церковь Санто Спирито свободный. Увидеть недоступные для публики все достопримечательности монументального монастырского комплекса позволяет специальный туристический маршрут, который включает в себя посещение ризницы с Распятием Микеланджело, монастыря, трапезной с фреской Андреа Орканья, а также особый вид на два купола и колокольню Санто Спирито.
Режим работы | Понедельник-суббота, с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00. Выходной — среда; |
---|---|
Выходные и праздничные дни | В воскресные и религиозные праздники с 11.30 до 13.30 и с 15.00 до 18.00. |
Адрес | Piazza Santo Spirito, 30, 50125 Firenze FI, Италия |
Стоимость билетов | Для доступа к маршруту требуется благотворительный взнос в размере 2 евро |
Как экономить на отелях
Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!
Найти и сравнить!
Дата последнего обновления: 21.09.2021
Автор статьи: Италия для италоманов unitalia.ru
Как добраться до баптистерия Сан-Джованни
Располагается баптистерий Сан-Джованни на Соборной площади (Piazza del Duomo) рядом с кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьори (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) и колокольней Джотто (Campanile di Giotto).
Эту площадь легко найти – она находится прямо в историческом центре города. А высоченный красноватый купол собора трудно не заметить даже издалека!
Часы работы баптистерия
Баптистерий Сан-Джованни открыт для посещения:
- с понедельника по субботу: с 08.15 до 10.15 и с 11.15 до 19.30;
- в воскресенье и в дни религиозных праздников: с 8.15 до 13.30.
Стоимость билета
Купить отдельный билет в баптистерий Сан-Джованни по состоянию на 2020 год невозможно. Если вы решили посмотреть прекрасное творение внутри, то необходимо приобрести единый билет для осмотра соборного комплекса за 18 Евро.
В стоимость билета включается посещение баптистерия, колокольни Джотто, крипты, музея Дуомо и подъем на купол собора.
Будьте внимательны: подъем на купол нужно обязательно забронировать заранее (в этом случае билет действителен 72 часа с даты бронирования).
Если вы не планируете подниматься на купол, то билет можно использовать в течение 30 дней с выбранной даты посещения. После первого входа в одно из зданий соборного комплекса билет действителен в течение 72 часов.
Билеты можно купить напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura, либо на официальном сайте Дуомо во Флоренции www.ilgrandemuseodelduomo.it.
Уточняйте информацию о расписании и стоимости билетов на официальном сайте.
Церковь Санто-Спирито и мост Санта-Тринити
Одна из самых поздних работ Брунеллески — флорентийская церковь Санто-Спирито, то есть Святого Духа. Это трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были закончены после смерти архитектора. В 1434 году богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто-Спирито. Филиппо Брунеллески выполнил план и модель будущего храма, и в 1436 году началась закладка фундамента, но вскоре из-за недостатка средств работы остановились. Монастырь Санто-Спирито обратился за помощью к Большому Совету республики, чтобы строительство церкви финансировалось за счет продажи соли: по три сольди с каждой четвёрки проданной коммуной. В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Только в 1446 году была завезена первая колонна, Брунеллески оставалось жить 12 дней. Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, и первая колонна была установлена только в 1454 году — спустя 18 лет после начала строительства. Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма. Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, по сути проект так и не был до конца осуществлен
В этом проекте Брунеллески сосредоточивает внимание на пластической выразительности основных конструктивных элементов — пилястров, карнизов и т. п., организуя вокруг них свободное пространство
Достраивали церковь Санто-Спирито уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов. Строители церкви, начиная с Манетти, не очень были уверены, как вести постройку, так как рисунки и модель Филиппо не уточняли деталей. Перекрытие и купол были выполнены между 1477 и 1482 годами, а год спустя начались горячие дебаты о том, сколько порталов должен содержать фасад — три или четыре, как планировал сам Брунеллески. Остановились все же на варианте с тремя порталами. Основная часть нашей прогулки по Флоренции. На этой стороне реки Арно вы найдете еще немало интересного. А возвратиться в центральную часть Вы можете по другому мосту — Санта-Тринита. В заключение мы расскажем о нем. —— Мост Санта-Тринита считается самым изящным мостом Флоренции. Он начинается в конце площади Санта-Тринита, что значит «Святая Троица». До 1557 года это был мост как мост. Но случилось наводнение, и переход через реку пришлось строить заново. Причем так, чтобы не стыдно было провести по нему торжественную процессию. Новый мост возводил в 1567 году Амманати, говорили даже, что по проекту Микеланджело. А в 1608 году, по случаю очередной августейшей свадьбы, добавили статуи четырех времен года. Во время последнего страшного наводнения 1966 года статуи чуть не потерялись, но их все же выудили и вернули на место. А еще Санта-Тринита — первый в истории мост, при проектировании которого в расчет принимались сооб¬ражения не только инженерно-стратегические, но и эстети¬ческие. Амманнати придумал соорудить на реке нечто вроде смотровой площадки: вид с нее открывается действительно стоящий. Очертания этого шестипролётного моста радуют глаз своими красивыми формами, овальными арками, мощными гранёными устоями, мраморными картушами и скульптурой. Переправу в 1944 г. взорвали нацисты, но горожане в 1957 г. бережно мост восстановили, причём из воды были подняты фрагменты старой конструкции. По краям моста установлены четыре статуи, одна из которых, «Весна» Франкавиллы, была обезглавлена взрывом. В 1961 г. мраморную голову нашли в водах Арно — её обретение флорентийцы восприняли как праздник.
Базилика Санта Кроче
Реставрированный готический фасад церкви, освящённой папой римским Евгением IV в 1442 году, привлекает внимание своими архитектурными элементами. Среди них, освещаемый солнцем центральный неф, многочисленные витражные окна (некоторым из них больше 7 веков)
Через них внутренние части церкви освещаются разными оттенками. Необычный декоративный элемент в виде звезды Давида, напоминает об авторе оформления нового фасада еврее Николо Маттасе. Базилика или «Церковь Святого креста» имеет форму Т-образного креста. 115 м составляет длина главного нефа церкви. Это самая крупная церковь францисканцев. В церкви имеется 16 капелл (часовен), украшенными фресками знаменитых мастеров страны, жившими в разное время.
Фасад церкви представляет собой настоящее, дорогостоящее произведение искусств из элементов разноцветного мрамора. Главной особенностью церкви считаются многочисленные гробницы, принадлежащие великим людям Италии. Их имена навечно написаны на гробницах с прахом, составляющим Пантеон Флоренции. Галилей, Микеланджело Буаноротти, Данте Алигьери, Никколо Макиавелли, Джоакинно Россини, Энрико Ферми и многие другие великие личности (около 300) покоятся на мраморном ложе с фигурой хозяина на саркофаге.
Каждая гробница имеет арку, стоящую на колоннах. Вместе с уникальными фресками, скульптурами. росписями гробницы составляют непревзойдённое богатство церкви, создают атмосферу вечного спокойствия. Расположена базилика по адресу Piazza Santa Croce, 16. Открыта для посещения ежедневно с 9.30 до 17.30 часов. В праздники, воскресные дни церковь работает с14 до 17 часов. За вход в церковь взрослые платят 8 €, дети после 11 летнего возраста оплачивают 6 €. Существует семейный билет с ценой 8 €.
Главный алтарь
Главный алтарь
- Израильтяне достают Древо из целебной купели и делают из него крест для распятия Христа (фото)
- Святая Елена находит три креста; Крест Господень исцеляет умирающую (фото)
- Святая Елена доставляет Святой крест в Иерусалим (фото)
- Придворные поклоняются Хосрову; Сон Ираклия, византийского императора (фото)
- Ираклий обезглавливает Хосрова и возвращает Святой крест в Иерусалим (общий вид, фрагм. 1, фрагм. 2)
На фресках имеется множество занимательных второстепенных деталей, бытового или сказочного характера. Так на фреске «Святая Елена находит три креста; Крест Господень исцеляет умирающую» в левом верхнем углу можно видеть льва, сидящего в пещере на горе, перед ним заяц или кролик, на деревьях разнообразные птицы, в реке утки и цапля, далее монах, достающий воду из колодца, белка на дереве, другой монах, который ловит удочкой рыбу с моста, возвращающийся лесоруб с топором, на которого лает собака и гогочут гуси и т. д.
Также Аньоло Гадди является автором витражей окон главного алтаря (фрагм. 1, фрагм. 2).
В алтарном полиптихе (фото) на центральной панели изображена Мадонна с младенцем работы Никколо ди Пьетро Джерини (англ.)русск.. На боковых панелях работы Джованни дель Бьондо (англ.)русск., Нардо ди Чоне и неизвестных художников — (слева направо) — святые Амвросий, Григорий Великий, Августин и Иероним. Над ними — евангелисты (слева направо) Матфей, Марк, Иоанн и Лука и их символы — человек (ангел), лев, орел и бык.
Над полиптихом находится монументальное Распятие, автор которого, неизвестный по имени, условно определяется как Мастер Фильине (итал.)русск..
В парусах свода — Христос, евангелисты и Святой Франциск (фото).
Реставрация витражей производилась в 2008, распятия — 2012.
Церковь сегодня
В капеллах Барди и Перуцци церкви Санта Кроче сохранились уникальные фрески Джотто, впервые сумевшего показать на плоской стене глубину пространства и композицию. Именно поэтому сейчас Базилика Санта Кроче является одним из самых посещаемых мест во Флоренции.
Окунитесь в духовное таинство навеянное историей с нашим видео обзором!
Сама по себе довольно интересна. Кроме того посмотреть на место упокоения всемирного интригана Маккиавелли, само по себе интересно. Не говоря уже об иных селебрити
Потрясающее место, каждый сантиметр внутри это и история в камне, и призведение искусства. Здесь гробницы Галилео Галилея, Микеланджело Буонаротти, Джоаккино Россини и многих других. Столько легендарных людей похороненых в одном месте вряд ли есть где то еще на планете. Можно найти и саркофаг с именем Данте Алигьери, но он пуст, а на противоположной стене есть имя Леонардо да Винчи, но оба похоронены в других местах. Не пройдите мимо распятие Чимабуэ
Рекомендую включить в программу посещения. Внешне – довольно невзрачно, однако внутри красиво, даже богаче, чем в Дуомо
История возникновения площади Синьории
На месте площади в период существования Римской империи размещался театр. Далее представители знатного рода Уберти (Uberti) возвели здесь множество башен, которые использовали в качестве своих жилых домов.
В 1260 году строения были снесены. Это произошло после победы гвельфов. Последние выступали за расширение власти папы римского, тогда как семья Уберти относилась к гибеллинам – сторонникам императора.
На месте разрушенных башен образовалась площадь, которая имеет форму латинской буквы L. Ее названия менялись на протяжении нескольких десятилетий: Приоров, Великого Герцога, Нации.
В последующем площадь стала центром общественной и политической жизни: здесь размещалась Синьория Флорентийской республики.
Палаццо Веккьо
Главным зданием на Пьяцца Синьория является Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), возведенный в период с 1298 по 1310 годы итальянским архитектором Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).
Фото: givaga / Shutterstock.com
Другое название палаццо – дворец Синьории (Palazzo della Signoria). В нем заседало правительство республики, состоящее из 24 приоров.
Здание выглядит мощно, как средневековая крепость. На фасаде выделяются карнизы, арочные окна, массивная галерея с зубцами, а на самом верху – 94-метровая башня Арнольфо.
Здесь же проходили судебные заседания: в случае вынесения обвинительного приговора, заключенного отправляли в небольшое помещение, которое находилось в дворцовой башне. В середине 15 века в этой камере содержался Козимо Медичи (Cosimo di Giovanni de’ Medici).
После прихода к власти Медичи
В дальнейшем Палаццо Веккьо стал резиденцией Козимо Медичи (после получения им власти), а Синьория Флорентийской республики была упразднена.
На окнах дворца казнили путем повешения заговорщиков, действующих под командованием Франческо Пацци (Francesco Pazzi), а год спустя также умер Бернардо ди Бандино Барончелло, обвиненный в нападении на Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici). Произошли трагические события в 1478 и 1479 годах.
На этой же площади казнили итальянского монаха и реформатора Джироламо Савонаролу (Girolamo Savonarola) и его двух сподвижников. Рядом с фонтаном Нептуна располагается плита в память об этом событии.
Современное время
На сегодняшний день площадь представляет собой популярное туристические место. Мало того, что здесь располагается великолепный Старый дворец, поражающий роскошными интерьерами, фресками и росписями знаменитых итальянских мастеров.
В числе других достопримечательностей – множество статуй, в том числе копия Давида. Ее оригинал, созданный Микеланджело, хранится в Академии изящных искусств.
Кроме того, интересны Лоджия Ланци, находящаяся с правой стороны от Палаццо Веккьо, и изумительный фонтан Нептуна, выполненный из мрамора в 16 веке.
Здесь много ресторанов и кафе, всегда оживленно. Недалеко располагается Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) – одна из главных сокровищниц Флоренции, где можно увидеть неподражаемые шедевры итальянских мастеров.
Практическая информация для посетителей
Собор как музей работает круглый год и в будни, и в выходные. Только время посещения может меняться в зависимости от сезона и дня недели. Билет для взрослых посетителей стоит 8 евро, для детей от 11 до 17 лет – 6 евро, а малыши до 11 лет могут прийти сюда бесплатно. Для группового посещения предусмотрены скидки. На входе стоит взять план базилики, чтобы не упустить какую-нибудь достопримечательность.
Если вы посетите эту церковь, точно останетесь под впечатлением! Интересная архитектура, декор, бесценные произведения искусства – все это великолепие сосредоточено в одном месте, в базилике Санта-Кроче.
Капелла Барончелли
Капелла Барончелли
Относится к числу капелл, примыкающих к правому рукаву трансепта.
Левая стена — фрески Таддео Гадди (1328—1338) со сценами из жития Марии.
Правая стена — фреска Себастьяно Майнарди (1490) «Мадонна с поясом» (общий вид, фрагм. 1, фрагм. 2).
Алтарный полиптих, так называемый полиптих Барончелли (итал.)русск. (ок. 1328—1334) (общий вид, центральная панель), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой) и свидетельствам Гиберти и Вазари — работа Джотто. Однако, на основе стилистического анализа исследователи выявляют в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению и работа целиком приписывается Таддео Гадди. Стилистически относится к кругу поздних работ Джотто и его учеников, в которых наблюдается нарастание готических тенденций, проявляющееся в более утонченных очертаниях фигур, усилении общей декоративности. Тем не менее, коленопреклоненные ангелы в нижней части центральной панели стилистически близки подобным в Мадонне Оньисанти (англ.)русск. Джотто. В целом центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий, трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) — Святая Клара и Святой Франциск; на второй — апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева; на четвертой — апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой — святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия. Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним.
Витражи с изображением четырех пророков — Таддео Гадди (фото 1, фото 2).
В стене справа от входа в капеллу находится усыпальница семейства Барончелли работы Джованни ди Бальдуччо (итал.)русск.(ок. 1328—1330) (фото). Он же является автором статуй архангела Гавриила (фото 1, фото 2) и Марии (фото 1, фото 2) по сторонам входа в капеллу.
Статуя Мадонны с младенцем в капелле — Винченцо Данти (англ.)русск. (1568) (фото 1, фото 2).
История возникновения баптистерия Сан-Джованни
Баптистерий Сан-Джованни по праву считается одним из самых первых строений во Флоренции. Примечательно, что до возведения баптистерия на этом месте располагался языческий храм Марса – главного бога войны в античном веровании.
Первоначальное здание было построено еще в 5 веке. Баптистерий был освящен в честь Иоанна Крестителя и предназначался для обряда крещения флорентийцев.
Реконструкция
В 1059 году баптистерий Сан-Джованни был перестроен. Практически полностью реконструированный баптистерий открыл свои двери для жителей Флоренции в 1129 году. В это же время в нем был установлен алтарь в полукруглой апсиде, а здание было отделано мрамором.
Уже позже рядом с баптистерием были построены главный кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто.
Современное время
Находясь на главном историческом месте Флоренции — Соборной площади, просто невозможно обойти вниманием баптистерий Сан-Джованни. Одно из самых старинных зданий города представляет огромную историческую и художественную ценность
Здесь всегда много любующихся барельефами на воротах баптистерия – работа настолько ювелирная и прекрасная, что невозможно оторвать взгляд. Обязательно войдите внутрь баптистерия, там вас ждет не менее восхитительная мозаика во весь купол.
Фото: vvoe / Shutterstock.com
Архитектурные особенности
Базилика Санта-Кроче имеет 3 нефа, которые разделяются мощными граненными колоннами и коринфскими пилястрами. Последние венчают заостренные арки. План здания напоминает египетский крест шириной 73 м и длиной 115 м. Фундамент поднят над землей на высоту восьми ступеней. Слева от входа установлена высокая скульптура Данте Алигьери на постаменте, что подчеркивает его важную роль в итальянской культуре.
По всему фасаду расположено множество выступов и углублений с декоративной лепниной. Удивляет многих христиан и звезда Давида, которая возвышается над центральным порталом. Внутреннее пространство Базилики разделено между шестнадцатью капеллами. Каждая из них строилась на средства знатной семьи Флоренции.
Первая в мире статуя Свободы находится в базилике Санта Кроче
Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году. В это же время флорентиец Пио Феди (1816-1892) приступает к созданию статуи Свободы Поэзии (слева, кликните!). Сходство между двумя статуями поразительно. Флорентийская статуя (1883 г.) посвящена памяти известного поэта и драматурга Джованни Баттиста Николлини и установлена над его могилой в базилике Св. Креста. Поскольку американский колосс был воздвигнут в 1887 году, скорее всего, Бартольди был вдохновлен примером флорентийского скульптора.
Однако в церкви находятся также могилы и памятные доски гениальных скульпторов, ученых и философов – Микеланджело Буонароти, Галилео Галилея, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони, Никколо Макиавелли, Данте Алигьери, Витторио Альфьери и многих других знаменитых уроженцев Тосканы. Поэтому базилику называют Пантеоном Тосканы.
Базилика ослепительно красива, особенно в послеобеденное время, когда лучи солнца высвечивают фасад и находящийся радом памятник Данте, а площадь и ступеньки церкви заполняют настоящие хозяева исторического центра Флоренции – многочисленные туристы.