Возвращение казанского собора

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Колоннада

По религиозным канонам вход в собор должен быть с запада, алтарь – на востоке. Соблюдение этого правила делало храм повёрнутым боком к Невскому проспекту. Чтобы создать парадный вход с севера, Воронихин спроектировал монументальную колоннаду полукруглой формы из 96 колонн 13-метровой высоты. Каждая коринфская колонна из известкового туфа, оканчивающаяся затейливой капителью, в отдельности – также архитектурный шедевр, воплотивший в себе филигранный труд строителей.

Что не удалось воплотить

Идеи Воронихина не осуществились полностью – не установлена южная колоннада, зато северная стала несомненным украшением Невского проспекта. Отсутствуют скульптуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах с обеих сторон колоннады и запланированная ограда у западного входа перед сквером. Несмотря на это, колоннадное сооружение Казанского храма не уступает величием и красотой петровскому собору Рима.

Стиль архитектуры

Монументальный православный Казанский кафедральный собор – архитектурное сооружение начала 19 века в стиле ампир — мы можем увидеть сразу после 25 дома, который принадлежит церковнослужителям Казанского собора. Казанский храм, раскрываясь своей колоннадой к Невскому проспекту, организовал вокруг себя целое пространство – Казанский сквер, Казанскую площадь, Казанский мост и Казанскую улицу. 

Архитектура Казанского собора

Все свои замыслы архитектор воплотить не смог, но и то, что ему удалось осуществить, поражает своим величием, монументальностью и масштабностью. После завершения всех строительных работ прежний Казанский храм был разобран, и икона Казанской богоматери перенесена была в новый собор.

По православным канонам основной вход в храм должен находиться на западе, а Невский проспект был к северу от собора. Решая эту непростую архитектурную задачу, Воронихин делает два входа – с запада и востока.  А посредством северной колоннады объединяет храм с Невским проспектом. Таким образом, внутреннее строение собора делится на боковые нифы (коридоры) и центральный. Этим он похож на строение римской базилики.

Казанский собор в 19 веке

Поражает воображение внутреннее убранство ныне действующего собора с его 56-ю розово-гранитными колоннами коринфского ордена, украшенными позолоченными капителями. В интерьере собора, похожего на дворцовые залы, использован мрамор и гранит различных видов. В нишах находятся скульптуры из бронзы князя Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, А.Невского, который упирается щитом на льва – символ Швеции. Интересны и барельефные сцены жизнеописания Богоматери. Иконы для украшения собора выполняли известнейшие русские живописцы — Боровиковский, Кипренский, Иванов, Брюллов и другие.

Внутри петербургского Казанского собора

После войны 1812 года собор становится памятником русской военной славы. Здесь помещают военные трофеи и ключи взятых городов. Здесь же хоронят в специальном склепе и умершего  в 1813 году М.Кутузова. Над его могилой устанавливается икона Смоленской Богоматери, привезенной из Александро-Невской лавры.

Захоронение М.Кутузова в Казанском соборе

Основной святыней храма, как и прежде, является Казанская икона богоматери, к которой обращался Кутузов перед тем, как ехать принимать армию в 1812 году. К 25-й годовщине победы над Наполеоном на Казанской площади устанавливаются бронзовые скульптуры героев войны 1812 года – М.Кутузова и М.Барклая-де-Толли. 

Памятник Кутузову около Казанского собора

В октябре 1893 в этом соборе происходило отпевание великого российского композитора П.И.Чайковского. В годы советского строительства социализма Казанский храм был закрыт, вплоть до 90-х годов 20 столетия.

Живопись

Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.

Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.

Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.

Что посмотреть

Казанский кафедральный собор — это не просто здание, где проводят литургии, но еще и настоящее произведение архитектуры и живописи. Обязательно нужно познакомиться поближе с колоннадой Казанского храма, внутренним убранством и, конечно же, побывать на богослужении.

Казанский кафедральный собор — вид с высоты птичьего полета

Колоннада

Андрей Воронихин много времени уделил решению одной проблемы. По определенным правилам входная группа церкви должна находиться на западе, тогда как алтарь — на востоке. Но в этом случае получалось, что кафедральный храм будет стоять боком к Невскому проспекту.

Кафедральный собор стоит боком к Невскому проспекту. Его колоннады смотрят прямиком на главную улицу Санкт-Петербурга

Дабы избежать такой оказии, было принято решение возвести масштабную по своим размерам колоннаду в виде полукруга. Ее высота составляет 13 метров. Она стала настоящим украшением Невского проспекта.

Высота величественных колоннад составляет около 13 метров и является украшением Невского проспекта

Убранство
Фасад храма был украшен бронзовыми скульптурами Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, Александра Невского и князя Владимира. Над ними работали такие именитые мастера, как Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Специально для церкви сделали копии дверей, установленных в крестильном доме во Флоренции.

История

Казанский собор в Санкт-Петербурге построен вначале 19 столетия. Это место захоронения И. Кутузова. Здесь находятся ключи от захваченных поселений, а также вражеская добыча.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1733 г. начато строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где имелся купол из дерева и колокольня. Создал схему церкви Михаил Земцов. На освящение храма пригласили племянницу Петра I – императрицу Анну Иоанновну. Образ святой принесли в церковь за сутки до религиозного обряда. 1747-1748 г.г. знаменуются созданием храмового лика «Рождества Богородицы».

В этой церкви получил благословение брака сын Екатерины II и Петра III – император Всероссийский Павел Петрович. Большинство побед в военных битвах праздновали здесь.

В середине 18 столетия архитектором Семеном Волковым создана схема обновленной колокольни, чтобы придать собору большей торжественности. Но задумка осталась невоплощенной.

Строительство Казанского собора

Павел I в последнем десятилетии 18 века принял решение построить новый собор вместо ветхого церковного сооружения. Свои проекты предлагали лучшие архитекторы, но ничья идея не была одобрена императором.

В 1800 г. Строганов А.С. приехал к императору с очередной схемой построения храма, автором которой являлся гениальный А. Воронихин. Этот проект был утвержден, Строганову досталась должность главы попечительского совета при строительстве религиозного сооружения.

В следующем году началось воздвижение новой церкви, в котором принимал участие Александр I. Гравер Н.Ф. Алферов помогал главному архитектору строить собор на добровольной основе.

Строительство длилось 10 лет, полная его стоимость составляла почти 5 млн. руб. Создателю проекта вручили орден Святого Владимира 4 степени. Митрополит Амвросий освятил храм в год его открытия. Тогда же и было снесено старое здание.

Собор в XIX – начале XX века

Для людей религиозное сооружение было объектом боевых достижений русского населения в Отечественной войне 1812 г. Здесь хранятся священные предметы, добытые на войне: посох, принадлежащий Даву (маршалу Наполеона), военные флаги Франции.

Под руководством Огюста Монферрана в церкви длились отделочные работы вплоть до окончания 1829 г. Впервые осуществлена реставрация храма в 1844-1845 г.г. В следующий раз – в 1862-1865 г.г. с восстановлением церковных ликов и росписей на стенах. В конце 19 века в храм привезли тело П. Чайковского для проведения обряда отпевания.

Здание собора имело огромную популярность среди кардинально настроенного населения. Здесь проводились молодежные демонстрации, которые брали начало у Аничкова моста. В 1905 г. народ сделал заграждения из лавочек во вновь образовавшемся сквере возле храма.

В феврале 1913 г. в господнем сооружении отмечалось 300 лет со дня образования династии Романовых. В этот день погибло 34 человека в результате движения толпы. Спустя 4 года народ выбрал Гдовского Вениамина правящим архиереем.

С 1930-х годов

Религиозные сообщества христиан притеснялись советской властью. Эти преследования сказались и на Казанском соборе. Его убранство стало менее привлекательным после того, как во 2-м десятилетии 20 века из храма забрали предметы, представляющие религиозную значимость.

По предположительным сведениям, отсюда вынесено приблизительно 2000 кг серебра. Исчез иконостас, серебро которого пропало в неизвестном направлении.

В 30-х годах 20 столетия храм закрыли, а немного позднее здесь образовался Музей истории религии и атеизма. Спустя 20 лет его внешний вид обновили, а еще через 10 лет реставрировали наружную сторону сооружения.


В СССР Казанский собор в Санкт-Петербурге был музеем истории религии и атеизма. На фото буклет

С 1991 г. возвратились религиозные церемонии в левой части помещения. В 1992 г. освятили главное здание. Полностью провел освящение храма митрополит Владимир в 1998 г.

Казанский собор

Казанский собор.

       Лучшим украшением Невского проспекта является Казанский собор, возведённый в 1801-1811 годах для иконы «Казанская Божья матерь». В Санкт-Петербург икону привёз ещё сам Пётр 1. Строительство поручили архитектору Андрею Воронихину. Человек яркого природного дарования, он вошёл в историю русского искусства как автор колоннад у Большого каскада в Петергофе, Горного института и Казанского собора, ставшего вершиной его творчества.

          В плане собор имеет форму вытянутого креста. В нём три входа : с запада, севера и юга. Каждый из них оформлен шестиколонным портиком. Поскольку по правилам православной церкви алтарь должен быть обращён к востоку, то главный вход в храм следовало делать с запада. Но в этом случае на Невский праспект выходил лишь боковой фасад собора. А именно он требовал парадного решения. Для зодчего в этом была немалая трудность, но Воронихин блестяще справился с ней. Он оформил обращённый к Невскому боковой фасад строиной полукруглой колоннадой из 94 колонн. Колоннаду и здание собора он поставил на высокий гранитный цоколь, на который ведут широкие ступени. Именно прекрасная колоннада, раскрытая в сторону Невского проспекта, делает здание торжественным и величественным.

          С запада предполагалось образовать парадную площадь, замкнутую специально созданной Воронихиным решёткой. Решётка была поставлена, но при отсутствии второй колоннады с южной стороны собора, как предлагал Воронихин, она оказалась в стороне от собора.

          Решётка Воронихина представляет собой большую художественную ценность. Её ажурные чугунные звенья установлены на цоколе из красного гранита и разделены гранитными столбами. Ажурную ткань решётки венчает орнаментальный фриз. Решётка образует полукруг длиной 171 метр.

          Казанский собор строился во время Отечественной войны 1812 г. И культовое здание современники стали воспринимать прежде всего как памятник победам русского оружия.

          13 июня 1813 г. в соборе был погребён прах М.И.Кутузова.

          Значение собора как памятника Отечественной войны 1812 года окончательно утвердилось после того, как

в 1837 г. перед собором были установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

          С 1932 г. до начала 1990-х г. в здании собора находился Музей истории религии и атеизма. В настоящее время Казанский собор передан православной церкви. 

Теги:
Казанский собор  
Доклад 
Архитектура

История храма

С 1737 года в центре города стояла барочная Рождественская церковь. Внутри небольшого придворного храма хранился список с почитаемой верующими иконы Казанской Богоматери. При дворе сложилась традиция отмечать в этом храме самые значимые военные победы русской армии.

Прошло время, и придворная церковь сильно обветшала. Ее вид никак не отвечал парадному облику представительного Невского проспекта. В конце XVIII столетия известные зодчие Николай Львов и Джакомо Кваренги подготовили проект реконструкции здания, но он так не был осуществлен.

При Павле I решили не заниматься переделками, а построить новый храм. Причем российский государь хотел, чтобы он походил на знаменитый на всю Европу римский собор святого Петра. Для реализации амбициозного проекта провели конкурс и выбрали проект архитектора, который был крепостным у влиятельного графа Александра Строганова.

Молодой Андрей Воронихин подавал большие надежды, поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что он сумеет справиться с непростой задачей. Сам граф Строганов возглавил попечительский совет, который был должен заниматься всеми вопросами строительства. Воронихину предстояло учесть пожелания императора и в то же время не отойти от канонов, принятых в Русской православной церкви.

Чтобы расчистить площадку для строительства, на Невском проспекте снесли 11 жилых домов. Огромный храм возводили 10 лет. В 1811 году он принял первых верующих.

На материалы и работы было истрачено 4,7 миллиона рублей, а талантливого архитектора наградили орденом и пожизненной пенсией. Священников, которых назначили служить в храме, поселили в доме на пересечении Казанской улицы и Невского проспекта.

Российские императоры выказывали особое почтение нового собору. Александр I принял участие в его закладке и получил от Строганова ключи от готового храма. Внутри здания для царских особ и членов их семьи существовало особое место.

Отделкой храма занимались до 1829 года. Всеми работами руководил опытный мастер Огюст Монферран. Для украшения интерьеров строители использовали золото, серебро, редкие породы дерева, рижский известняк, сердобольский гранит и мрамор из Олонца. До конца XIX века в храме дважды проводили капитальный ремонт, реставрировали настенные росписи и иконы.

К сожалению, не обошлось без трагедий. В 1913 году, когда по всей стране отмечали 300 лет правящей династии, в кафедральный храм пришло много верующих. На ступенях при входе началась сильная давка. Газеты писали, что погибло 34 человека. Жители Санкт-Петербурга сочли это дурным знаком. По городу поползли слухи, что правление Романовых скоро подойдет к концу, и через четыре года недобрые пророчества сбылись.

После революции во всех российских храмах изымали церковные ценности – дорогие иконы, оклады и богослужебную утварь. Во время этой акции бесследно исчез большой церковный иконостас, на изготовление которого ушло 640 кг серебра.

В 1930-е годы в СССР развернули активную антирелигиозную кампанию. Старинный собор закрыли для верующих и превратили в музей. Здесь выставили экспонаты антирелигиозной выставки, первоначально созданной в Зимнем дворце.

Музей, посвященный истории религии и атеизма, просуществовал в культовом здании почти 60 лет. В 1991 году коллекции переместили в бывший дом графа Сергея Ягужинского на Почтамтскую улицу, 14, а в церкви возобновили службы. Через несколько лет собор получил статус кафедрального храма епархии.

Архитектурная задумка

В 1809-ом году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.

В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат

В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение

Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.

Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.

Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повернут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.

Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.

Стены храма облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.

История Казанского собора

История собора связана с чудотворной иконой Казанской божией матери. Перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы, он перенес ее список в Казанскую часовню, расположенную на Петроградской стороне. После строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы икона была перенесена туда. А после возведения на ее месте Казанского собора икона обрела в нем свое постоянное место обитания.

Церковь Рождества Богородицы была построена в 1730-е годы по указу императрицы Анны Иоановны на середине Невского проспекта. Архитектор Михаил Земцов построил ее внешне схожей с Петропавловским собором. Церковь стала главным храмом Санкт-Петербурга, где проводились торжественные службы. Здесь крестилась Екатерина II, венчалась с Петром III, приняла присягу гвардейских полков, здесь также венчался ее сын Павел.

Став императором Павел посчитал, что храм выглядит слишком скромно и не соответствует главной улице столицы. Павел хотел построить храм похожий на собор Святого Петра и Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Был открыт конкурс на лучший проект нового храма. Множество знаменитых зодчих представили свои работы, но выбран был проект молодого архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа Строганова.

Закладка храма с участием сына Павла — Александра I произошла в 1801 году, сам Павел не дожил до этого события. Торжественное освящение храма произошло 15 сентября (по старому стилю) 1811 года, в этот день Казанская икона после крестного хода была помещена в иконостас.

Сразу после возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге произошла Отечественная война 1812 года, которая изменила его историю. Он стал главным памятником победы Российской империи в этой войне.

Перед отъездом в армию под Смоленск Кутузов молился в соборе перед Казанской иконой. Сюда стали свозить трофейные знамена и штандарты французской армии, ключи от взятых крепостей и городов. Сейчас они находятся в Историческом музее города Москвы.


Казанский собор памятник Кутузову

В 1818 году перед собором были установлены скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли по проекту скульптора Орловского, которые завершили ансамбль Казанского собора.


Казанский собор, памятник Барклай-де-Толли

Казанский собор в Санкт-Петербурге был кафедральным до 1858 года, пока данное звание не перешло к Исаакиевскому собору.

В 1893 году в Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского. Желающих помолиться за покойного композитора было так много, что они не вмещались в собор. На службе присутствовал великий князь Константин Константинович. Император Александр III велел оплатить погребение из своих личных средств.

После революции 1917 года храм вступил в эру атеизма: был снят крест, иконы переданы в музеи, драгоценная церковная утварь изъята, а церковнослужители репрессированы. В 1931 году собор был закрыт, а в одном из главных храмов страны разместился Музей истории религии и атеизма.

В 1991 году были возобновлены богослужения, а в 2000 году храм полностью был передан Русской православной церкви. Он снова получил статус кафедрального собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector