Транспортная система россии
Содержание:
- Введение
- Понятие транспортного комплекса, транспортной системы и Единой транспортной системы в современных условиях развития России
- Специализированные виды транспорта
- Особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города
- Структура транспортной системы РФ
- Корабельные перевозки
- Характеристика системы[править | править код]
- Автомобильный транспорт
- Троллейбус, автобус, трамвай
- Транспортное законодательство[править | править код]
- Что уже сделано
- Региональные аспекты развития мировой транспортной системы
- Воздушный транспорт
- Особенности транспортного комплекса
- Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
- Железнодорожный транспорт
Введение
Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Его эффективное функционирование, с одной стороны, является необходимым условием жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы. С другой стороны, экономика и общество формируют «общественный заказ» на развитие транспортной системы, которая по своим свойствам должна отвечать заданным потребностям потребителей транспортных услуг.
В условиях экономического роста транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а, в первую очередь как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Транспортный комплекс – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и сферы услуг любого города. Устойчивое и эффективное функционирование, динамичное развитие и сбалансированность транспортного комплекса являются необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения.
Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования, цель которого заключается в изучении организации транспортного комплекса города и определении его эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру городского транспортного комплекса;
- проанализировать организацию управления транспортным комплексом города;
- исследовать особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города.
Объектом исследования настоящей работы является транспортный комплекс города.
Предметом исследования выступает организация транспортного комплекса города.
Понятие транспортного комплекса, транспортной системы и Единой транспортной системы в современных условиях развития России
В рыночной экономике наряду с понятием транспортного комплекса существуют понятия транспортной системы и Единой транспортной системы страны.
Транспортный комплекс является межотраслевым комплексом, тогда как транспортная система представляет собой технологическое единство транспортных составляющих внутри отдельно взятой отрасли транспорта.
В отличие от транспортного комплекса транспортная система включает: транспортную сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и систему управления всеми видами транспорта.
Основой любой транспортной системы являются транспортные пути, на которые, как на пирамидку нанизываются все ее элементы. В идеале в транспортной системе сначала должен возникнуть транспортный путь, и только потом подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система ее управления. Но не все отрасли транспорта следуют этим классическим путем. Например, автомобильный транспорт нашей страны имеет в основе «своей пирамидки» не транспортные пути, а подвижной состав, за развитием которого не успевает строительство автодорог. И в этом отставании кроется главная проблема развития автомобильного транспорта в современный период.
Каждый вид транспорта на территории страны имеет свою транспортную сеть. Если все эти сети будут иметь места пересечения друг с другом и работа этих сетей будет согласована по объему, месту и времени перевалки грузов (и пересадки пассажиров), то в этом случае возникает Единая транспортная система (ЕТС) страны.
В ЕТС работа нескольких видов транспорта организуется таким образом, чтобы все виды транспорта действовали как единый механизм.
Важнейшим условием существования Единой транспортной системы является, таким образом, взаимодействие всех видов транспорта, их кооперирование.
Таким образом, Единая транспортная система – это совокупность эффективно взаимодействующих видов транспорта.
Единая транспортная система имеет четыре основных свойства: 1)целостность, 2)иерархичность, 3)синтез видов транспорта, 4)взаимозаменяемость.
Целостность проявляется в невозможности существования каждой отрасли без остальных отраслей транспорта, так как отдельный вид транспорта чаще всего не может самостоятельно переместить грузы по схеме «от двери до двери». Такое перемещение возможно лишь с участием 2-х или даже нескольких видов транспорта (исключение составляет лишь автомобильный транспорт).
Иерархичность – означает, что каждый вид транспорта имеет в ЕТС свой ранг, свое место, свою как бы «ступеньку». В рыночной экономике это называют «рыночной нишей» каждого вида транспорта.
Например, морской транспорт лучше всего подходит для перевозки грузов и пассажиров между материками; железнодорожный транспорт может осуществлять дальние перевозки внутри материков, иногда даже от одного до другого океана; авиационный транспорт предназначен для срочных грузов (цветов, живой рыбы, срочных документов), а речной – для дешевой доставки грузов, не требующих большой срочности (гравий, песок, глина и др. строительные материалы); автомобильный транспорт более всего подходит для транспортировки пассажиров, а трубопроводный для транспортировки нефтегазовых ресурсов.
Синтез проявляется, например, в существовании таких транспортных средств, как морские железнодорожные и автомобильные паромы, суда смежного типа «река-море» и т.д. В них отдельные виды транспорта как бы сливаются, то есть синтезируются в едином транспортном средстве: железнодорожный и морской в железнодорожных паромах, речной и морской в судах смежного типа «река-море».
Взаимозаменяемость различных видов транспорта означает, что очень часто один и тот же груз можно доставить грузополучателю разными видами транспорта. От того, какой именно транспорт выберет грузоотправитель, зависит благополучие и финансовая стабильность вида транспорта.
В рыночной экономике это приводит к конкурентной борьбе, которая ведется отдельными отраслями транспорта за расширение своей «рыночной ниши», а значит и за увеличение количества отправленных грузов и пассажиров.
Специализированные виды транспорта
К таковым, например, относятся все виды трубопроводов. Несмотря на все прогнозы фантастов, они и по сей день используются лишь для передачи жидких или газообразных веществ, а потому занимают очень важную, но крайне специализированную нишу.
Как ни странно, но авиация также относится к весьма узкоспециализированной группе транспорта. Аэродромы, на которые могут садиться действительно большие самолеты, перевозящие огромные количества грузов, есть в единичных городах, а малая, винтовая авиация, используется в очень ограниченных количествах и особой роли в масштабах страны не играет.
Особенности рынка транспортных услуг и проблемы транспортного комплекса города
В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.
Другая проблема – износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».
Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. С учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного состава транспорта.
Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных, в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы проектируются как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема – автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.
Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.
Структура транспортной системы РФ
Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:
-
Железнодорожный — это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.
-
Трубопроводный — система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.
-
Автомобильный — имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.
-
Морской — крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.
-
Речной — наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.
-
Авиационный — это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление — доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.
Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.
Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.
Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.
Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.
Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.
Корабельные перевозки
Какое же место транспорта России в мировой транспортной системе? Достаточно большое, причем немаловажную роль играет морской транспорт. Российские фрахтовые суда ежегодно перевозят огромные объемы грузов. Конечно же, значение для внутренних перевозок (каботажное плавание) еще выше. Если же говорить о регионах Крайнего Севера, то некоторые поселки и даже небольшие городки в тех местах полностью зависят именно от флота, потому как только с помощью судов может быть завезено достаточное количество продовольствия, медикаментов и топлива.
Внутренний же речной транспорт используется для транспортировки некоторых количеств груза на незначительные расстояния, а также для пригородных туристических маршрутов и провоза пассажиров. В принципе, за последние годы эта разновидность флота стремительно отмирает, не выдерживая конкуренции с пригородными поездами и автобусами, а потому корабли используются лишь для незначительных объемов грузоперевозки.
Характеристика системы[править | править код]
Структура[источник не указан 3233 дня] российского грузо- и пассажирооборота в 2005 году
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный, на них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов
Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством
Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем[источник не указан 3233 дня].
По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год).
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.
Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в странно(??).
Автомобильный транспорт
Если железные дороги — это опорный каркас экономики страны, то автодороги — это повсеместная транспортная сеть, доставляющая любые грузы от производителя до потребителя («от двери до двери»), т. е. в любую точку экономического пространства. Поэтому общая протяженность автодорог в России в 10 раз больше, чем железных и их роль будет расти. В развитых странах, особенно небольших по площади, на автотранспорт приходится до 70% грузооборота.
Основная сфера работы автотранспорта — городские, пригородные и междугородние перевозки на расстояние до 1000 км. В 70-80-е гг. он перевозил половину всех грузов страны и 80% пассажиров. В 90-е гг. автомобильные перевозки снизилась в 5 раз как в связи с их подорожанием, так и изменением структуры грузов — если в предыдущие десятилетия преобладала перевозка топливно-сырьевых грузов (в районах их добычи), то сейчас, в основном, автотранспорт перевозит готовые товары и контейнерные грузы. Сохраняется ведущая роль этого транспорта в перевозках пассажиров за счет городского транспорта.
Современная сеть автодорог в России развита недостаточно. Исторически сложилось так, что крупные автомагистрали дублируют, а не дополняют железнодорожную сеть страны. При этом на востоке страны, где мало железных дорог, сеть автодорог развита еще меньше. Так, автомагистраль, идущая вдоль Транссибирской железной дороги, не достроена на участке от Хабаровска до Читы. Вместе с тем, для севера Сибири и Дальнего Востока имеющиеся автодороги являются единственной связью круглогодового действия с транспортной сетью страны.
Важная проблема автотранспорта — улучшение состояния дорог и создание скоростных магистралей для развития межрайонных перевозок, которые по мере восстановления экономики России быстрее всего будут нарастать именно при помощи автопарка. Важнейшие из этих направлений — Москва — Санкт Петербург, Москва — Нижний Новгород — Казань — Урал, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Астрахань.
Троллейбус, автобус, трамвай
В России сегодня можно встретить как суперсовременные ветки наземного метро, которые строятся в столице, так и ржавеющие «газели», все еще перевозящие пассажиров по не самым ровным дорогам в провинции. Разумеется, в каждом регионе ситуация своя: где-то есть комфортные низкопольные троллейбусы, где-то пусть «ПАЗики» — но зато новые и на газовом топливе. В среднем по стране 75% городского транспорта — старше 15 лет, а транспортная инфраструктура изношена на 80%.
Низкий уровень развития городского пассажирского транспорта в регионах — острая социально-экономическая проблема, ведь его услугами пользуется большинство населения. 3/4 от всех передвижений россиян — это поездки на общественном транспорте, причем почти 80% из них приходится на автобусы.
Маршрутные сети при этом плохо развиты. По наиболее востребованным направлениям, как правило, ходят маршрутные такси, которые не придерживаются расписания. По социальным маршрутам часто курсируют старые автобусы, трамваи или троллейбусы, дождаться которых льготникам бывает нелегко. Устройство остановок также не способствует комфортному ожиданию.
Состояние трамвайной инфраструктуры особенно плачевно: за 30 лет после распада СССР из 73 городских трамвайных систем в России было закрыто 11, а открыта всего одна. В развитие этого транспорта не вкладывались десятилетиями, а между тем он не только позволяет сокращать выбросы, но и перевозит одновременно больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Именно поэтому его активно восстанавливают в мире: в зарубежных странах только с 2000 по 2015 годы открыто 78 новых трамвайных систем. Однако в российских городах это будет возможно лишь с помощью федеральной финансовой поддержки.
Еще одна проблема — неудобные для пассажиров тарифные системы, сложившиеся во многих городах. Нет и объективного контроля объема и качества транспортных услуг, финансовые потоки перевозчиков непрозрачны. Например, в маршрутках оплата, как правило, принимается наличными, билетов пассажирам не выдается, и отследить полученную выручку невозможно. А строгая отчетность на муниципальных маршрутах лишь позволяет констатировать факт — эти перевозки убыточны и без компенсации со стороны местных властей существовать не могут. В результате общественный транспорт приходит во все больший упадок, а жители городов «спасаются», выбирая личный транспорт.
Транспортное законодательство[править | править код]
Почтовая марка России, 2009 год: 200 лет транспортному ведомству России
Основные акты транспортного законодательства:
- Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090
- Конвенции о международных перевозках
- Гражданский кодекс РФ
- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года
- Воздушный кодекс РФ. Федеральный Закон РФ № 60-ФЗ от 19 марта 1997 года
- Кодекс торгового мореплавания РФ. Федеральный Закон РФ № 81-ФЗ от 30 апреля 1999 года
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 24-ФЗ от 7 марта 2001 года
- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года
- Федеральный Закон РФ № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности»
- Федеральный Закон РФ № 17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон РФ № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»
Важные элементы нормативной базы деятельности транспорта — различные правила перевозок и тарифы.
Что уже сделано
В Твери зимой внедрили новую модель пассажирских перевозок. Теперь там действует единый регулируемый тариф. По 85 проработанным маршрутам ходит 471 низкопольный автобус. Все они оформлены в едином стиле, оснащены климат-контролем, навигацией, информационными табло и системой безналичной оплаты проезда. В них без труда могут ездить и маломобильные пассажиры.
«Мы считаем, что в Твери эксперимент во многом состоялся, и граждане живо отреагировали в соцсетях на результаты партнерства бизнеса и государства. И здесь очень важна позиция губернатора и его взаимодействие с агломерационным центром, от которых и будет зависеть успех», — рассказал в своем выступлении на форуме первый замглавы Минэкономразвития России Андрей Иванов.
Вслед за Тверью новый транспорт и новые модели его работы получат Волгоград, Саратов, Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород. По сведениям Андрея Иванова, до 2025 в эти города получится закупить 845 трамваев, 700 троллейбусов, 5400 автобусов. Объем инвестиций составит 241 млрд руб. При этом будет создано 25 тыс. рабочих мест, а количество ежегодно перевезенных пассажиров должно превысить 1,5 млрд человек. В долгосрочной перспективе при построении правильной модели и едином платежном документе по колесному транспорту эти затраты окупятся.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Региональные аспекты развития мировой транспортной системы
На развитие транспорта в конкретной стране или регионе в основном воздействуют целый ряд факторов, основными из которых являются:
- пространственный фактор, т.е. характеристика территориистраны или региона, позволяющая или не позволяющая реализоватьтранспортный потенциал;
- транспортный потенциал данной страны или региона(существующий и перспективный), его доля в ВВП страны;
- оптимальные экономические критерии работы транспорта и др.
К началу XXI в. в сфере транспорта лидировали США, ЕС и Япония (к последней по ряду показателей приблизились Китай, Республика Корея).
В региональном отношении положение складывается следующим образом.
Северная Америка (благодаря США) является регионом с весьма высоким уровнем развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Совокупные ежегодные расходы, связанные с транспортом, составляют в США 11-11,5% от ВВП страны. Исторический экскурс, суэцкий канал значительно сократил расстояние между Европой и странами Индийского океана (по сравнению с прежним путем вокруг Африки). Панамский капал был открыт для судоходства в 1914 г. Соединив Атлантику с Тихим океаном, он резко сократил расстояния между портами восточного и западного побережья Америки, а также сделал экономически обоснованными многие перевозки между Европой и Тихоокеанскими портами Америки, а в отдельных случаях даже Дальнего Востока. В перспективе освоение Северного морского пути даст России значительные преимущества по доставке грузов из Европы в Азию и в обратном направлении.
Страны Европы (в первую очередь государства ЕС) в совокупности являются основным участником международной товарной торговли. Примерно 1/4 объема мировых морских перевозок грузов приходится на государства Западной и Центральной Европы. Весьма значителен также объем внутриевропейских перевозок.
Объединительные процессы в Европе, особенно после присоединения к ЕС Болгарии и Румынии в 2007 г. (после чего Европейский союз увеличился до 27 стран-участниц), сопровождаются поисками новых, наиболее выгодных схем работы на транспорте.
В Японии внутренние перевозки по грузообороту соответствуют развитым странам США.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт используется для скоростной перевозки пассажиров и дорогостоящих грузов, как в зарубежные страны, так и отдаленные районы России, особенно на ее северные и восточные окраины. В годы экономических реформ объемы авиаперевозок сократились почти в 4 раза, особенно сильно — на внутренних линиях. Несколько выросла роль международных авиалиний. В России основной поток авиапассажиров идет по линиям Москва — Черное море и Москва — Сибирь — Дальний Восток. Самый крупный воздушный порт страны — Москва, отправляющий 30% пассажиров России, в т. ч. > 50% в международном сообщении. Большие объемы работы имеют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Минеральные Воды, Новосибирск, Красноярск, Самара, Владивосток и другие региональные центры.
Перспективы развития транспорта связываются с прогнозом перевозок: ожидается, что прежний грузооборот, основанный на топливносырьевых грузах, который в 90-е гг. упал вдвое, полностью не восстановится. Страна будет переходить на ресурсосбережение, сократится дальность перевозок, увеличится отправка грузов небольшими партиями. Все это потребует развития автотранспорта, расширения автодорожной сети. Ожидается дальнейшее развитие и трубопроводной системы. Сохранится роль железных дорог, особенно в связях между западом и востоком России, а речного транспорта — между южными (освоенными) и северными, менее заселенными районами страны.
Особую роль должны сыграть транспортные линии, укрепляющие международные связи России. Среди них — железнодорожная и автомобильная магистраль между Европой и Восточной Азией по маршруту Прага — Варшава — Москва — Владивосток, далее в Китай и Северную и Южную Корею. Перспективно создание магистрального автомобильного, железнодорожного и водного пути из Северной Европы в страны Ближней и Южной Азии через Европейскую Россию по маршруту Нева — Волга — Каспийское и Черное моря. По авиалиниям возможно сообщение между Сев. Америкой и Южной Азией через Российский Север. Все эти дороги короче и дешевле ныне действующих международных маршрутов и выгодны для России, лежащей на этих новых перспективных торговых путях.
Особой формой организации транспорта являются региональные транспортные системы (РТС), возникающие в пределах социальноэкономических регионах, в т.ч. в пределах отдельных субъектах РФ. Наиболее типичные для России свойства РТС свойственны для регионов Волго-Вятского экономического района. Можно отметить, что свойства РТС изменяются плавно по территории России, без наличие ярко выраженных уникальных относительно своих соседей транспортных систем.
Особенности транспортного комплекса
Транспортный комплекс включает сеть транспортных линий, транспортных узлов и технические средства перевозки, а также работу по перевозке грузов и пассажиров. Основными видами транспорта являются железнодорожный и речной, роль которых постепенно снижается, а также автомобильный, трубопроводный, морской и авиационный, значение которых в перевозках возрастает.
Сеть транспортных линий характеризуется их протяженностью — в тыс. км и плотностью- в км/кв. км территории. Транспортная работа оценивается весом перевезенных грузов- в тоннах и числом перевезенных пассажиров, грузооборотом- весом перевезенных грузов, умноженным на дальность их перевозки — в тонно-км и аналогично пассажирооборотом.
Транспортная сеть вместе с транспортными узлами (транспортная система) образует пространственно-экономический каркас, на который опирается вся хозяйственная деятельность. Для России с ее огромными пространствами развитая транспортная сеть — одно из главных условий ее экономического развития и сохранения ее внутреннего единства. Она обеспечивает территориальное разделение труда, связи между регионами, между центром страны и ее окраинами. Длина всех путей сообщения составляет в России 2,8 млн. км, т.е. 160 км/1 тыс. км2, что несравненно меньше, чем в развитых странах. Так, в России сеть автодорог меньше, чем в США, в 5 раз, железных дорог в 2,5 раза, при площади почти в 2 раза большей. Вместе с тем дороги страны характеризуются большой транспортной работой. Так, СССР, имея лишь 12% мировой протяженности железных дорог, осуществлял половину мирового грузооборота, что связано с большими топливно-сырьевыми перевозками на дальние расстояния, что нерационально с точки зрения производителей товаров, но выгодно производителям транспортных услуг.
Транспортная сеть страны формировалась столетиями. Но основной вклад в ее становление приходится на железнодорожное строительство конца 19-начала 20 века и на автодорожное строительство второй половины 20 века. Ее характерная форма — в виде радиусов, идущих от Москвы к окраинам — сформировалась в 18-19 веках. Сначала она состояла из гужевых дорог, затем была дополнена железными, позже — автомобильными путями. В советские годы 3/4 новых путей были проложены в слабо освоенных восточных районах и союзных республиках. Распад СССР оставил за пределами России более половины общей длины всех дорог и нарушил единство транспортной сети. Поэтому межрайонные перевозки российских грузов частично идут по дорогам стран СНГ: с Урала в Сибирь через Казахстан, из Центра на Северный Кавказ через Украину, в Калининградскую область — через Белоруссию и Литву. Это увеличивает и без того большие транспортные расходы.
Транспортная сеть России размещается крайне неравномерно, ее плотность понижается от Центральной России к северу и востоку и в основном совпадает с зоной основного хозяйственного развития. Если в Центральном районе плотность дорог соответствует европейскому уровню, то в северных районах Сибири и Дальнего Востока вообще нет дорог круглогодичного действия. В целом в Европейском регионе плотность дорог выше, чем в Азиатском, в 10 раз.
Каждый вид транспорта имеет свои особенности и выполняет свою особую роль в перевозках грузов и пассажиров. Их место в транспортной работе и сети дорог показано в таблице.
Основные виды транспорта в 2005 г.
|
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.
Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.
Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.
Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.
Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.
Железнодорожный транспорт
Это основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий связи между регионами, связи центра страны с ее окраинами, Европейского и Азиатского регионов страны. Он особенно важен для дальних перевозок тяжелых грузов — металлов, угля, древесины, зерна, строительных материалов и др. По величине грузооборота железные дороги занимают второе место, хотя объем железнодорожных перевозок за 90-е годы упал почти наполовину.
В развитых странах роль железных дорог снижается за счет роста автомобильных перевозок. Та же тенденция наблюдается и в России, но здесь железные дороги остаются основным перевозчиком массовых грузов на большие расстояния. Более того, требуется развитие сети этих дорог. Если в Европейской России они связывают между собой все значительные города, то от Урала до Владивостока действует практически одна — Транссибирская магистраль, построенная 100 лет назад — самая протяженная и самая грузонапряженная дорога в мире. От нее отходят несколько веток на север и юг — в ближние районы Сибири и Якутию, а также в Монголию и Китай.
В советские годы на восток страны были проложены новые дороги. В их числе — две линии от Урала до Енисея (Среднесибирская и Южносибирская), но они частично проходят через Казахстан, что удорожает перевозки. Проложенная от Енисея до Амура Байкало–Амурская магистраль (БАМ) слабо используется из-за отсутствия грузовой базы в регионе, в т.ч. отсутствия разрабатываемых месторождений полезных ископаемых вдоль БАМа. Таким образом, второй Транссибирский путь, хотя в основном и проложен, но пока не действует, что делает дорогу от Урала до Дальнего Востока наиболее слабым звеном железнодорожной сети страны и «зоной риска» при чрезвычайных для страны обстоятельствах.
Среди перспектив нового строительства — железная дорога от Урала до Белого моря через республику Коми (Белкомур), магистраль от Салехарда на Уренгой и Норильск, дорога от БАМа до Якутска и др. Очевидно, это задачи будущего. Во всяком случае, ведущая роль железных дорог в межрайонных связях страны, с ее огромными расстояниями, сохранится в перспективе, и их необходимо улучшать и расширять.