Политическая система швейцарии

ВВЕДЕНИЕ

     Швейцария
– страна с богатыми демократическими
традициями. Значительную часть населения
составляют культурные, этнические, религиозные
и языковые меньшинства, мирно уживающиеся
друг с другом. Здесь четыре государственных
языка (фактически население говорит на
большем количестве языков, так как до
20% населения составляют иностранцы). Двадцати
шесть исторически сложившихся кантонов
значительно отличаются друг от друга
по величине территории, численности населения
и его этническому составу. До середины
прошлого века Швейцария была одной из
беднейших стран Европы. В стране нет никаких
полезных ископаемых и нет выхода к морю,
однако по уровню жизни она входит сегодня
в число стран-лидеров.

     Существующая 
сегодня в Швейцарии политическая
система своеобразна и почти 
не имеет аналогов. Функционирование
такой системы требует высокой 
степени политической культуры, но
в то же время сама эта политическая
культура движется вперед как раз 
с помощью системы.

     Швейцария,
какой мы ее знаем на сегодняшний 
день, существует с 1848 г. До этого времени 
она представляла собой непрочный 
союз суверенных кантонов, сотрудничество
между которыми время от времени 
то углублялось, то становилось менее 
тесным.

     После
принятия Конституция 1848 г. Швейцария 
утвердилась как федеративная республика
с централизованным государственным 
аппаратом, ограничившим власть автономных
кантонов. Многие сферы постепенно
переходили в компетенцию центрального
правительства. С тех пор, как 
была принята Конституция, кантоны 
не имели больше право выйти из
состава конфедерации. Конституция 
была призвана балансировать справедливым
образом интересы государства как 
единого целого с интересами автономных
кантонов.

     Хотя 
Швейцария является федеративным
государством
(т.е. союзом суверенных
кантонов с едиными федеральными органами
власти), она все еще называется Конфедерацией.
Как известно, слово «конфедерация» обозначает
союз независимых государств, обладающих
собственными структурами власти, которые
объединяются для координации действий
по некоторым внутри- и внешнеполитическим
вопросам. Причина путаницы заключается
в том, что исторически сложившееся официальное
название страны по латыни — Confoederatio Helvetica
(отсюда и международное буквенное обозначение
страны — CH), переводится как Швейцарская
Конфедерация.

     Швейцария
не является страной президентской 
демократии. Швейцарский президент 
исполняет свои обязанности в 
течение года и является всего 
лишь «первым среди равных» в 
правительстве – Федеральном 
совете, одним из семи глав департаментов
(министерств).

     Швейцария
также не может быть безоговорочно 
названа страной парламентской 
демократии. Этот термин применим к 
таким государственным системам,
где граждане посредством свободных 
выборов определяют депутатов, которые 
должны представлять их интересы в 
парламенте. После выборов избиратели
уже не могут влиять на своих представителей.
Свое недовольство или одобрение 
они могут выразить только на следующих 
выборах.

     В
отличие от других европейских стран,
в Швейцарии хорошо развито право 
народа на участие в управлении государством.
Народ участвует в законодательном 
процессе как Конфедерации, так и 
кантонов. Швейцарцы называют свою
страну образцом прямой демократии. Однако,
строго говоря, о прямой демократии
можно говорить только применительно 
к кантонам с конгрессом земельной 
общины, в которых все имеющее 
право голоса население собирается
в законодательный орган и 
напрямую выражает свое отношение ко
всем законам. Технически это возможно
лишь в кантонах с небольшой численностью
населения. В остальных же кантонах
наряду с конгрессом земельной общины
существуют и институты народного представительства,
что означает систему непрямой, парламентской
демократии. Механизм референдумов и право
законодательной инициативы, активно
применяемые в Швейцарии, дополняют возможности
прямого волеизъявления граждан.

     Однако 
утверждение, что в Швейцарии 
в конечном счете правит народ, соответствует 
действительности только частично, так 
как правом избирать и голосовать
пользуется постоянно только очень 
небольшая – и перманентно 
все уменьшающаяся – часть 
населения Швейцарии, обладающая правом
голоса. Если в период между мировыми
войнами было нормой, что в голосовании 
участвовали от 70 до 80% избирателей,
то сегодня правилом стало участие 
менее 40%. Даже в парламентских выборах 
участвуют обычно не более половины
избирателей. По количеству участвующих 
в голосовании (в процентном отношении)
Швейцария занимает в Европе последнее 
место.

Структура и обязанности

Каждый кантон определяет полномочия и обязанности своих муниципалитетов. Это может включать предоставление услуг местного самоуправления, таких как образование, медицинские и социальные услуги, общественный транспорт и сбор налогов. Степень централизации варьируется от одного кантона к другому. Федеральная конституция защищает автономию муниципалитетов в рамках, установленных кантональным законодательством.

Муниципалитетами обычно управляет исполнительный совет, возглавляемый президентом или мэром . Законодательная власть осуществляется городским собранием всех граждан или муниципальным парламентом, в зависимости от размера муниципалитета, а также в соответствии с кантональным и муниципальным законодательством. В некоторых кантонах иностранцам, прожившим определенное время в Швейцарии, также разрешено участвовать в муниципальной политике. Как на кантональном, так и на федеральном уровне, граждане пользуются политическими правами, в том числе прямыми демократическими, в своем муниципалитете.

Муниципалитеты финансируются за счет прямых налогов (например, подоходного налога ), ставки которых варьируются более или менее в рамках, установленных кантоном (см. Налогообложение в Швейцарии ). Как и в случае кантонов, между муниципалитетами осуществляется перевод налогов для уравновешивания различных уровней налоговых доходов.

Общие сведения[править | править код]

Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1869 году с принятием конституции. Действующая конституция Швейцарии была принята на референдуме 18 апреля 1999 года,

Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца. Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом. Особенность швейцарского правительства заключается в том, что члены правительства по очереди назначаются на пост президента на срок в один год.

Благодаря сложившейся практике прямой демократии, граждане Швейцарии могут непосредственно влиять на принятие политических решений в стране. Референдумы в Швейцарии проводятся очень часто по самым разным вопросам.

Швейцария имеет очень давние гуманитарные традиции, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.

CH (Confoederatio Helvetica)править | править код

До 1848 года, когда Швейцария, по сути, превратилась в современное федеративное государство, она представляла собой непрочный союз суверенных кантонов, сотрудничество между которыми в разные периоды истории то усиливалось, то ослаблялось. Несмотря на то, что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, Швейцария является федеративным государством, то есть объединением суверенных кантонов с единым федеральным центром, в отличие от конфедерации — союза независимых государств, имеющих свои собственные властные структуры и объединённых для совместного решения некоторых внутри- или внешнеполитических вопросов. Дело в историческом латинском названии Швейцарии — «Confoederatio Helvetica» (отсюда и буквенное обозначение страны — CH). Слово «Helvetic» восходит к названию древних племен гельветов, ранее заселявших территорию современной Швейцарии.

Кантоныправить | править код

В состав Швейцарии входят 26 кантонов. Некоторые кантоны только немецкоязычные, некоторые — франкоязычные и один кантон, Тичино, — италоязычный. Также есть и двуязычные кантоны, Фрибург, а в кантоне Граубюнден говорят на трёх языках, включая ретороманский.

Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов». С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделившийся от кантона Берн в 1979 году.

Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидвальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцелль (Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцелль-Иннерроден).

Кантон Гларус и полукантон Аппенцелль-Иннерроден уникальны тем, что в них действует прямая демократия. Высшим органом власти в них является ежегодное народное собрание, на котором принимаются важнейшие решения местного уровня.

Общиныправить | править код

Сход граждан общины Зарнен

Низший уровень территориально-административного деления в Швейцарии — община (нем. гемайнде, общее число: 2212). Каждый кантон состоит из нескольких общин, и швейцарец идентифицирует себя в первую очередь с общиной, к которой он принадлежит. Общины, как и кантоны, имеют свои сферу компетенции, которые включают в себя:

  • учёт населения;
  • взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных);
  • социальное обеспечение;
  • служба местной полиции;
  • здравоохранение;
  • организация школ.

Число общин постоянно уменьшается: происходят частые слияния маленьких общин между собой для более лёгкого исполнения своих обязанностей.

Милиционная системаправить | править код

В Швейцарии укоренилась традиция заниматься общественной деятельностью по совместительству. Один из таких примеров — вооруженные силы Швейцарии, организованные по милиционной системе. За небольшим исключением в Швейцарии нет профессиональных солдат. Военнообязанные швейцарцы ежегодно приглашаются на прохождение повторных курсов, совмещая, таким образом, профессиональную деятельность со службой в армии.

Политические функционеры выполняют свои обязанности также по совместительству, и даже члены парламента не являются профессиональными политиками. У такой системы, однако, есть и оборотная сторона: в силу дополнительной нагрузки по времени и сравнительно небольшой денежной компенсации, маленьким общинам становится всё труднее найти людей, согласных представлять их интересы на кантональном уровне и заниматься политической деятельностью по совместительству.

Политическое устройство

Швейцария — федеративная республика. Действующая конституция принята в 1999 году. В ведении федеральных властей находятся вопросы войны и мира, внешних отношений, армии, железных дорог, связи, денежной эмиссии, утверждение федерального бюджета и т. д.

Глава страны — президент, избираемый каждый год по принципу ротации из числа членов Федерального совета.

Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — Федеральное собрание, состоящее из Национального совета и Совета кантонов (Палаты равноправные).

Национальный совет (200 депутатов) избирается населением на 4 года по системе пропорционального представительства.

Федеративное устройство и конституция Швейцарии были закреплены в конституциях 1848, 1874 и 1999 годов.

Сейчас Швейцария — федерация из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). На территории Швейцарии находятся 2 анклава: Бюзинген принадлежит Германии и Кампионе — Италии. До 1848 года (кроме короткого периода Гельветической республики) Швейцария представляла собой конфедерацию. Каждый кантон имеет свою конституцию, законы, но их права ограничены федеральной конституцией. Законодательная власть принадлежит Парламенту, а исполнительная — Федеральному совету (правительству).

В Совете кантонов 46 депутатов, которые избираются населением по мажоритарной системе относительного большинства в 20 двухмандатных округах и 6 одномандатных, то есть по 2 чел. от каждого кантона и по одному от полукантона на 4 года (в некоторых кантонах — на 3 года).

Все законы, принятые парламентом, могут быть утверждены или отвергнуты на всенародном (факультативном) референдуме (прямая демократия). Для этого после принятия закона в 100-дневный срок необходимо собрать 50 тысяч подписей.

Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

Высшая исполнительная власть принадлежит правительству — Федеральному совету, состоящему из 7 членов, каждый из которых возглавляет один из департаментов (министерств). Члены Федерального совета избираются на совместном заседании обеих палат парламента. Все члены Федерального совета поочерёдно занимают посты президента и вице-президента.

Основы швейцарского государства были заложены в 1291 году. До конца XVIII века в стране не существовало центральных государственных органов, но периодически созывались общесоюзные соборы — тагзатцунг.

В 1798 году в Швейцарию были введены французские войска, принята конституция по образцу французской.

В 1803 году в рамках «Акта посредничества» Наполеон возвратил Швейцарии независимость.

В 1848 году принята конституция, предусматривавшая создание двухпалатного федерального парламента.

В 1874 году принята конституция, которая ввела институт референдумов. В 1971 году право голоса получили женщины.

В 1999 году была принята новая, основательно переработанная редакция этой конституции.

Состав парламента, избранного в 2003 году:

  • Христианско-демократическая народная партия — 15 и 28 мест.
  • Швейцарская народная партия (ШНП) — 8 мест в Совете кантонов и 55 в Национальном совете, в 2008 фракция включает членов Гражданской партии
  • Радикально-демократическая партия Швейцарии (либералы) — 14 и 36 мест,
  • Социал-демократическая партия Швейцарии (СПШ) — 9 и 52 места

← предыдущая
следующая →

Страницы:

7

Высшие органы власти государства: их формирование, полномочия, структура

Главные органы Швейцарской Конфедерации – федеральный совет, федеральное собрание и федеральный суд.

Исполнительным органом является федеральный совет из семи членов, избираемых парламентом сроком на четыре года. Единственное формальное ограничение по составу этого органа состоит в том, что от каждого кантона может быть избран только один депутат. Однако фактически состав совета строго ограничивается традициями: например, в нем обязательно должны быть представлены основные географические районы страны и две из языковых групп (франко- и италоязычная). С 1959 состав совета по возможности отражал влияние главных политических партий. Каждый год один из членов совета избирается президентом Швейцарии, но эта должность не облечена особыми властными полномочиями.

Федеральный совет состоит из семи членов. Его задачи подразделяются соответственно на семь различных отраслей:

1. Департамент иностранных дел;

2. Департамент внутренних дел;

3. Департамент юстиции и полиции;

4. Военный департамент;

5. Департамент финансов;

6. Департамент народного хозяйства;

7. Департамент транспорта и энергетики.

Законодательный орган Швейцарии – федеральное собрание – состоит из двух палат: совета кантонов и национального совета.

Национальный совет является представительством народа. 200 членов этого Совета выбираются по количеству населения, проживающего в кантонах. Каждый кантон имеет в Национальном совете, как минимум, одного члена. Выборы национальных советников проводятся по пропорциональной избирательной системе и проходят каждые четыре года.

Совет кантонов представляет кантоны и федеративным элементом Федерального совета. Каждый кантон имеет в Совете кантонов двух представителей. Их выборы проходят в соответствии с кантональным правом и процедурой. За исключением кантона Ури, в выборах применяется мажоритарная система.

В законодательном процессе оба Совета являются равноправными. Они проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг от друга. Решение Федерального собрания только тогда вступает в силу, если оба Совета выражают обоюдное согласие по принятию этого решения. В случае разногласий вопрос, по которому Советы не пришли к соглашению, возвращается в тот Совет, который им занимался сначала. Последний вновь обсуждает проект с учетом позиции другого Совета. Если после всех увязок стороны все же не приходят к единому мнению, назначается согласительная конференция. Если согласительное предложение одним из Советов не принимается, то вопрос с парламентской повестки дня снимается, так как он, по всей видимости, еще не созрел для решения. Собрание избирается сроком на четыре года.

Оно обладает обычными законодательными полномочиями, однако некоторые законы должны быть одобрены всенародным референдумом.

Федеральный суд Швейцарии находится в Лозанне, остальные главные правительственные органы – в Берне. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, поскольку суды кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. В состав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседающих в отдельных помещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела. Члены суда избираются федеральным собранием сроком на шесть лет. Суд социального страхования выносит решения по спорным вопросам, связанным со всеми видами общественного страхования. Военные суды принимают решения по преступлениям и проступкам, совершенным во время прохождения гражданами военной службы.

На уровне кантонов исполнительная власть осуществляется государственным или правительственным советом, в составе которого от 5 до 11 членов во главе с президентом (Landmann). Члены совета избираются населением кантонов сроком на 4 года (кроме Фрибурга, Аппенцелля-Ауссерродена и Аппенцелля-Иннерродена) и в некоторых небольших кантонах работают на общественных началах.

В большинстве кантонов имеется единый законодательный орган – большой совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемый сроком на четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух или трех уровней в зависимости от размеров кантона. Большая часть местных особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942.

Общие сведения

Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1869 году с принятием конституции. Действующая конституция Швейцарии была принята на референдуме 18 апреля 1999 года,

Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца. Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом. Особенность швейцарского правительства заключается в том, что члены правительства по очереди назначаются на пост президента на срок в один год.

Благодаря сложившейся практике прямой демократии, граждане Швейцарии могут непосредственно влиять на принятие политических решений в стране. Референдумы в Швейцарии проводятся очень часто по самым разным вопросам.

Швейцария имеет очень давние гуманитарные традиции, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.

CH (Confoederatio Helvetica)

До 1848 года, когда Швейцария, по сути, превратилась в современное федеративное государство, она представляла собой непрочный союз суверенных кантонов, сотрудничество между которыми в разные периоды истории то усиливалось, то ослаблялось. Несмотря на то, что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, Швейцария является федеративным государством, то есть объединением суверенных кантонов с единым федеральным центром, в отличие от конфедерации — союза независимых государств, имеющих свои собственные властные структуры и объединённых для совместного решения некоторых внутри- или внешнеполитических вопросов. Дело в историческом латинском названии Швейцарии — «Confoederatio Helvetica» (отсюда и буквенное обозначение страны — CH). Слово «Helvetic» восходит к названию древних племен гельветов, ранее заселявших территорию современной Швейцарии.

Кантоны

В состав Швейцарии входят 26 кантонов. Некоторые кантоны только немецкоязычные, некоторые — франкоязычные и один кантон, Тичино, — италоязычный. Также есть и двуязычные кантоны, Фрибург, а в кантоне Граубюнден говорят на трёх языках, включая ретороманский.

Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов». С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделившийся от кантона Берн в 1979 году.

Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидвальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцелль (Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцелль-Иннерроден).

Кантон Гларус и полукантон Аппенцелль-Иннерроден уникальны тем, что в них действует прямая демократия. Высшим органом власти в них является ежегодное народное собрание, на котором принимаются важнейшие решения местного уровня.

Общины

Сход граждан общины Зарнен

Низший уровень территориально-административного деления в Швейцарии — община (нем. гемайнде, общее число: 2212). Каждый кантон состоит из нескольких общин, и швейцарец идентифицирует себя в первую очередь с общиной, к которой он принадлежит. Общины, как и кантоны, имеют свои сферу компетенции, которые включают в себя:

  • учёт населения;
  • взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных);
  • социальное обеспечение;
  • служба местной полиции;
  • здравоохранение;
  • организация школ.

Число общин постоянно уменьшается: происходят частые слияния маленьких общин между собой для более лёгкого исполнения своих обязанностей.

Милиционная система

В Швейцарии укоренилась традиция заниматься общественной деятельностью по совместительству. Один из таких примеров — вооруженные силы Швейцарии, организованные по милиционной системе. За небольшим исключением в Швейцарии нет профессиональных солдат. Военнообязанные швейцарцы ежегодно приглашаются на прохождение повторных курсов, совмещая, таким образом, профессиональную деятельность со службой в армии.

Политические функционеры выполняют свои обязанности также по совместительству, и даже члены парламента не являются профессиональными политиками. У такой системы, однако, есть и оборотная сторона: в силу дополнительной нагрузки по времени и сравнительно небольшой денежной компенсации, маленьким общинам становится всё труднее найти людей, согласных представлять их интересы на кантональном уровне и заниматься политической деятельностью по совместительству.

Примечания и ссылки

  1. The Economist Intelligence Unit (8 января 2019 г.). . Economist Intelligence Unit. Получено 13 января 2019.
  2. Пьер Кормон, Швейцарская политика для начинающих], Editions Slatkine, 2014, ISBN 978-2-8321-0607-5
  3. , п. 23. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFCormon2014 (помощь)
  4. Федеральная конституция Швейцарии, Изобразительное искусство. 175 др. 3
  5. ^ , п. 32. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFCormon2014 (помощь)
  6. Эти числа представляют вымышленные избиратели. Видеть Национальный совет Больше подробностей.
  7. , п. 55-61. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFCormon2014 (помощь)

Новые правые (1990-настоящее время)

С середины 1990-х эти оставшиеся маргинальные партии были в основном поглощены расширяющейся Швейцарской народной партией (СВП), которая с конца 1980-х инициировала возрождение правого популизма . Партия в основном считается национал-консервативной , но ее также по-разному определяют как «крайне правую» и «праворадикально-популистскую», что отражает спектр идеологий, присутствующих среди ее членов. В его крайне правое крыло входят такие члены, как Ульрих Шлюер , Паскаль Жюно , который возглавляет исследовательскую группу « Новые правые » и был связан с отрицанием Холокоста и неонацизмом.

Неонацистские и НС-скинхеды сцена в Швейцарии был достигнут значительный рост в 1990 — х и 2000 — х годов, рост от предполагаемого числа 200 активных особей в 1990 году до 1200 в 2005 году (или от 0,003% до 0,016% от общей численности населения). Это развитие происходило параллельно с растущим присутствием правого популизма из-за кампаний СВП, и отражено в основании Partei National Orientierter Schweizer в 2000 году, что привело к улучшенной организационной структуре неонацистской и белой верховной сцены. . PNOS удалось избрать члена в муниципальные органы власти в Лангентале в 2004 году и в Гюнсберге в следующем году.

Швейцарские федеральные полиции в 2005 году насчитали 111 правильных экстремистские инциденты в 2005 году, оценивая , что число лиц , участвующих в «правой экстремистской сцене» выросло на 20% до приблизительно от От 1000 до 1200. В то же время количество слабо вовлеченных сторонников снизилось с 700 до 600, так что общее количество людей, вовлеченных в правоэкстремистский активизм, выросло примерно на 6% с 1700 до 1800 человек (или 0,024% от общей численности населения).

Ультраправые активисты ненадолго привлекли внимание основных средств массовой информации за срыв празднования в 2005 году швейцарского национального праздника на лугу Рютли. В отчете за 2006 год сообщается о 109 инцидентах с правыми экстремистами, 60 из которых были связаны с физическим насилием (55%)

Размер правоэкстремистской сцены остается стабильным и составляет 1 200 активных лиц. По сравнению с предыдущим годом, полиция сообщает о значительном увеличении числа инцидентов, связанных с левыми экстремистами, их число увеличилось с 87 до 227, при этом 65% случаев связано с физическим насилием.

Bund Oberland , группа, связанная с сетью белых скинхедов Blood and Honor , также активно действует в стране, особенно в области распространения компакт-дисков.

Незначительная Швейцарская национальная партия некоторое время действовала под руководством Давида Муласа, распущенного в 2003 году. Эта группа была тесно связана с Национально-демократической партией Германии .

Ультраправые группы еще больше снизились на федеральных выборах 2011 года , швейцарские демократы остались крупнейшими с 4838 голосами или 0,20% от общего числа голосов, что менее половины, чем в 2007 году. Менее крупные группы, участвовавшие в выборах, — это Швейцарская националистическая партия в Берне и Vaud (1,198 голосов, 0,05%) и Эрик Вебер «ы Volksaktion в Базель-Штадт (810 голосов, 0,03%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector