Волго-вятский экономический район
Содержание:
- 2.2. Сельскохозяйственный комплекс
- Население Волго-Вятского региона
- Население и трудовые ресурсы
- Крупные города
- Хозяйство Волго — Вятского района
- Промышленность Волго-Вятского района
- Основные проблемы и перспективы развития
- Территориальная организация хозяйства
- Природные условия, ресурсы
- 2.3. Транспорт и экономические связи
- ↑ Промышленность Волго-Вятского района
- Проблемы и перспективы развития Волго-Вятского района
- Население и трудовые ресурсы Волго-Вятского района
- Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 1
- Природные ресурсы
- ↑ Крупные предприятия
2.2. Сельскохозяйственный комплекс
Сельское хозяйствоВолго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.
В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермерских хозяйств способствовало принятие законов о земле и землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе.
Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур составляет почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую область — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных культур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производстве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство.
Население Волго-Вятского региона
Общая численность населения по состоянию на январь 2020 года составляет 7,15 млн человек. В абсолютных показателях лидером по численности населения региона является Нижегородская область (3,2 млн чел). Средняя плотность населения района составляет около 30 чел. на кв. км., что значительно выше среднего по стране (8,5).Территория заселена неравномерно. Самый высокий показатель плотности в регионе приходится на Республику Чувашия (66 чел. на кв. км), самый низкий — на Кировскую область (10,5 чел. на кв. км).
Естественный прирост района отрицательный.
Этнографический состав неоднороден. Кроме русских, которые составляют более 75% общей численности региона, на территории проживают представители таких народов, как марийцы, чуваши, мордва. Проживают они в границах своих национальных субъектов. Около 2% населения составляют татары.
Основная часть населения проживает в городах. Уровень урбанизации составляет 70%. К административным образованиям относятся:
- Нижний Новгород (1,25 млн чел);
- Киров (старое наименование — Вятка: 538 тыс. чел);
- Чебоксары (495 тыс. чел);
- Саранск (347 тыс. чел);
- Йошкар-Ола (271 млн чел);
- Дзержинск (229 тыс. чел);
- Новочебоксарск (127 тыс. чел);
- Арзамас (103 тыс. чел).
Население и трудовые ресурсы
Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7 % численности населения РФ. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области – 13,5 чел. на 1 км2. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1 % населения региона проживют в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9 %) и Кировской (70,4 %) областях. Менее урбанизированы Республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6 % соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и др., а также тяготеющие к нему поселки городского типа.
Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1 % пункта превышают средние по стране и составляют 6,4 % в районе против 5,1 % в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.
К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992–1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6 %, и составила 4063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6 %, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства.
Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3 %. Трудоспособное население составляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7 %, в том числе в материальном производстве занято 69,6 %, в непроизводственной сфере – 30,4 %. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе. Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.
Крупные города
Бо́льшая часть населения проживает в городах. Они известны не только промышленностью, но и туристическими достопримечательностями. Самые крупные на карте района:
- Саранск;
- Йошкар-Ола;
- Нижний Новгород.
В первую очередь рекомендуется посетить Саранск. Здесь сохранились исторические постройки — старинные памятники архитектуры и оборонительные крепости
Срубы, бревенчатые усадьбы, два музея с артефактами постоянно привлекают внимание посетителей города. Возвели их очень давно, но население поддерживает здания в хорошем состоянии, а некоторые постройки были реставрированы.
В Саранске недавно открыли дом-музей писателю Александру Полежаеву. Есть здесь и музыкальный театр, этнографический комплекс «Мордовское подворье». По воскресеньям население собирается на службах в православных церквях.
Значительные рекреационные ресурсы имеются в Йошкар-Оле. Этот город можно считать основным культурным центром района. Здесь располагаются многочисленные театры и музеи. Можно посетить старинные усадьбы купцов и архитекторов. Экскурсоводы предлагают послушать историю и описание интересных мест. Любителям искусства понравится городская художественная галерея, а влюбленные пары предпочитают проводить вечера в огромном национальном парке.
Нижний Новгород изначально возводился как поселение-крепость. По плану архитекторов здесь построили каменное укрепление с башнями. Оно датируется XVIII—XIX столетиями, но и сегодня выглядит довольно внушительно
Местный кремль, огромное количество двухэтажных купеческих домов, церкви — все это привлекает внимание туристов.
Хозяйство Волго — Вятского района
Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу. Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск), меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов) и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии. Далеко за пределами региона известны изделия декоративно-прикладного искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская область), глины — дымковская игрушка (Киров).
Промышленность Волго-Вятского района
Население и хозяйство района обеспечивают энергией Нижегородская и Чебоксарская ГЭС, а также тепловые электростанции. Однако они не покрывают всех потребностей в электроэнергии. Часть недостающей электроэнергии поступает из других районов страны.
Ведущая отрасль промышленности Волго-Вятского района — машиностроение. В промышленности развиты многие отрасли, требующие высококвалифицированного труда. Здесь производятся сложные фрезерные и деревообрабатывающие станки, электроизмерительные приборы, телевизоры, инструменты. Но главной отраслью машиностроения является автомобилестроение. Производство легковых и грузовых автомобилей ранее было организовано на крупном Горьковском автозаводе (ГАЗ), находящемся в Нижнем Новгороде (рис. 104). В районе выпускаются автобусы (Павлово), самосвалы (Саранск); есть и моторный завод. Один из старейших заводов Нижнего Новгорода — «Красное Сормово» — производит речные суда, которые используются в бассейне Волги.
Мощность местных заводов передельной металлургии недостаточна для обеспечения машиностроения необходимым количеством металла. Поэтому он завозится с Урала.
В районе много производств, обслуживающих автомобилестроение: стекольная промышленность выпускает техническое (автомобильное) стекло, текстильная — технические и льняные ткани. Химический комплекс производит резинотехнические изделия, автомобильные шины, искусственные кожи, пластмассы.
На сибирской и поволжской нефти работает нефтеперерабатывающий завод в Кстово.
Волго-Вятский район — один из главных районов лесной промышленности Европейской России. Местная заготовка древесины обеспечивает сырьём предприятия по деревообработке, производству фанеры, мебели, спичек и др. В районе действуют несколько крупных целлюлозно-бумажных комбинатов. Здесь налажено производство продукции лесной химии.
Основные проблемы и перспективы развития
Основные экономические и экологические проблемы:
- Практически отсутствуют внешнеэкономические связи с другими регионами.
- Нерациональное использование водных, лесных и земельных ресурсов.
- Наличие станций может способствовать наводнению в некоторых населенных пунктах этого района.
- В Нижегородской области особо загрязнена атмосфера.
- До сих пор осталось влияние Чернобыльской катастрофы прошлого столетия на земли этого района.
Каковы же перспективы развития этого экономического региона?
Власть на ближайшие годы ставит следующие задачи:
- изменение финансовой политики;
- изменение структуры промышленного производства;
- использование новых, экологически чистых технологий.
Особую роль в выходе из сложившейся ситуации чиновники видят в изменении социальной структуры. Поэтому планируется ввести несколько новых реформ.
Территориальная организация хозяйства
Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область.
Ее производственный профиль определяют автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с ними предприятия других отраслей промышленности.
Однако отмечается снижение удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона.
Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами развивались отрасли квалифицированного машиностроения – электротехника и приборостроение; в Республике Мордовия – светотехника, цементное и резинотехническое производство; в Республике Марий Эл – приборостроение и радиоэлектроника.
Кировская область по объемам промышленного производства занимает второе место в районе.
На долю ее приходится 18 % объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и пищевая промышленность.
В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится свыше 1/4 объемов промышленного производства республики.
В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие как радиоэлектроника и приборостроение.
В республике производится 61 % всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности приходится 13 %.
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс.
Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение, на долю которого приходится более 50 % объемов производимой продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников.
Велика доля пищевой промышленности – почти 1/5 всей промышленной продукции республики.
В Чувашской Республике в структуре производства промышленной продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного производства.
Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики, бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий республики выделяется АО «Промтрактор» – единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли.
В структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и химическая отрасли.
Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в столичных городах.
Малые и средние города Волго-Вятского района развиты слабо.
На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники, приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике способствовало строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината с сопутствующими производствами.
Волжский промышленный узел в Республике Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов машиностроения.
показать содержание
Природные условия, ресурсы
К факторам, влияющим на экономику определенной местности, в первую очередь относят природные ресурсы.
И в данном случае Волго-Вятскому району есть чем похвастать:
- во-первых, он имеет водные (как внутренние, так и внешние) объекты и различные лесные массивы;
- во-вторых, эта область входит в ТОП 10 лидеров по добыче минеральных ресурсов.
Климат
Здесь преимущественно умеренно-континентальный климат. Отсутствуют какие-либо циклоны.
Зимой температура опускается до -15 градусов по Цельсию, а летом максимально может достигать отметки в 20 градусов выше 0.
Стоит отметить: отличительной особенностью Правобережной части является почти полное отсутствие снега в зимний сезон.
Рельеф и почвы
Очертания поверхности различные: в Правобережной части района преобладает горная местность, а в Заволжье – лесостепная равнина.
Кроме того, и это упоминалось выше, территория богата водными ресурсами – многочисленными речками.
Почва плодородная: как правило, подзолистые структуры и торфяники.
Полезные ископаемые
Волго-Вятский район занимает лидирующие места по добыче полезных ископаемых.
Здесь находят:
- фосфориты (большая часть в Кировской области, но также есть и в Нижегородской области);
- торф (есть во всех регионах района, но большая их часть – в Кировской области);
- железо (Нижегородская и Кировская области);
- редкоземельные металлы (села Кировской области).
Также район богат залежами гипса, глины, песка, строительного камня и цементного порошка.
2.3. Транспорт и экономические связи
Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта — железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.
Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.
Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.
Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.
Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.
↑ Промышленность Волго-Вятского района
Волго – вятскими машиностроителями рынок России снабжается автомобилями и судами. Кроме этого поставляются станки и приборы, двигатели, электронное и электротехническое оборудование. Металл для предприятий ввозится из соседних регионов.
На химических и нефтехимических комбинатах используется ввозимое сырьё и добываемое на месте. Налажен выпуск каустика, пластмассы, аммиака, резинотехнических изделий и минеральных удобрений, используя местные фосфориты.
Лесоперерабатывающие комбинаты выпускают бумагу, спички, пиломатериалы, лыжный инвентарь, фанеру и мебель. Лесохимические предприятия заняты выпуском скипидара и кормовых добавок.
Нижегородской и Чебоксарской ГЭС район обеспечивается электроэнергией, так же и несколькими маленькими ТЭЦ. Тепло поставляет Нижегородский нефтеперерабатывающий завод.
Для пищевиков сырьё поставляют сельхозпроизводители региона, специализирующиеся на выращивании зерна, овощей и технических культур, производстве мясо – молочной продукции. Связь в регионе и с соседями обеспечивается 4 железнодорожными магистралями, дублирующими их автомагистралями и речным судоходством.
Проблемы и перспективы развития Волго-Вятского района
Главной отраслью специализации Волго-Вятского района является металлообработка и машиностроение. В этих отраслях особенно развиты следующие направления:
- строительство судов и автомобилей;
- изготовление моторов, оборудования, станков;
- разработка электронных, электротехнических машин.
Отдельно выделяется отрасль лесохимии. Она начала формироваться относительно недавно, в этом есть большие перспективы развития Волго-Вятского района.
На протяжении долгого времени данная область считалась переполненной трудовыми ресурсами. Большое количество экономически активного населения было одним из преимуществ, у людей всегда была стабильная работа. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Многие заводы и предприятия закрылись. Это привело к росту безработицы. Регион стареет – трудоспособные люди уезжают.
Еще одна проблема – водный дефицит, вызванный колоссальными загрязнениями. Промышленные стоки попадают в подземные, поверхностные воды. Каковы проблемы и перспективы Волго-Вятского района:
Отраслевая структура. Легкая, пищевая промышленность находятся на очень низком уровне развития. Необходимы капиталовложения в эти направления, разумная инвестиционная политика. Открытие новых предприятий, обновление фонда оборудования. Это даст новые рабочие места и повысит обеспеченность населения товарами первой необходимости.
Сельское хозяйство. Стимулирование личных подсобных ферм, внедрение арендных форм, использование обновленных методов, техники позволит восстановить аграрный сектор. Это поможет привлечь людей, возродить сельскохозяйственную отрасль.
Экономические взаимоотношения
Региону следует уделить внимание созданию производств, которые смогут заменить импорт, работать на экспорт
Важно закрепить, установить стабильные взаимоотношения с другими регионами и странами
Наука. В районе есть все необходимое для создания инновационных научных центров, исследовательских баз
Это поможет значительно повысить статус региона, принять участие в научно-техническом прогрессе.
Смотри также:
- Регионы России
- Волго-Вятский район
Население и трудовые ресурсы Волго-Вятского района
По последним данным, на население региона составляет восемь с половиной миллионов человек, то есть шесть процентов всех жителей страны. Как показывает тест, численность граждан динамично меняется за счет миграции, естественного прироста, демографических изменений, экономических предпосылок. В последние годы происходит стремительная урбанизация района. Люди массово покидают села и деревни, перебираясь в крупные города.
В 2020 году отмечалось разительное сокращение количества жителей района. Размещение населения – неравномерное. Есть несколько районов с максимальной плотностью населения, но основные территории пустуют. Это объясняется переездом большинства людей в мегаполисы. Например, около семидесяти процентов людей проживают в двух областях. Это Кировская и Нижегородская области.
Национальный состав населения состоит преимущественно из коренных русских. Также на территориях проживает некоторый процент татар, марийцев, мордован, чувашей. Последствия экономического кризиса сильно отразились на регионе. Возросла безработица, молодежь покинула малые поселки, сельскохозяйственный сектор ослабел.
Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 1
Волго-Вятский экономический район (ВВР) находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжённости с северо-востока на юго-запад — до 800 км. Волга делит территорию района на две ландшафтные, а следовательно и экономические зоны и является основным судоходным путём, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами.
Волго-Вятский экономический район включает 3 республики: Марий Эл, Мордовию и Чувашию, а также Нижегородскую и Кировскую области.
На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным , на западе — с Центральным, на востоке — с Уральским и на юге — с Поволжским экономическими районами обладающими не только крупными запасами сырья и топлива, но и являющимися важнейшими индустриальными регионами страны.
Таким образом, географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции.
Природные условия и ресурсы.
Правобережье Волго-Вятского района по рельефу в основном возвышенная часть, по характеру растительности — главным образом лесостепь. В силу благоприятности природно-географических и исторических условий Правобережье издавна густо заселено. Левобережная же часть района, или Заволжье, — главным образом, лесная низменность, менее освоенная и менее заселённая территория. В целом рельеф района спокойный. Восточно-Европейская равнина не имеет здесь резких переходов и колебаний. Долины рек Волги, Ветлуги и Оки в центральной части по абсолютной высоте колеблются от 50 до 100 метров, постепенно повышаясь к северу и югу. Более приподнято Правобережье, которое большей частью расположено в пределах приволжской равнины имеет максимальную высоту 370 метров. В Заволжье наиболее высокие части — это Северный и Вятский увалы с высотами 284 и 293 метра и Верхнекамская возвышенность с максимальной высотой 338 метров. Остальное же пространство Заволжья занято в основном равниной с высотами, не превышающими 150 метров.
Территория Волго-Вятского района расположена в континентальной зоне умеренных широт. Климат здесь антициклонного типа. Среднегодовая температура воздуха наблюдается от +0.6° на севере до +4° на юге. Лето в южной части жаркое: среднемесячная температура июля +17 .+20°, зима довольно холодная, — средняя температура января от -11° до -16°. Почвы промерзают от 50 до 70 см в лесном Заволжье, до 1 м в Правобережной части, где снеговой покров меньше чем в Заволжье.
Суммарное количество осадков превышает испарение. поэтому основная территория района достаточно увлажнена.
Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произростание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссушением почв.
Климатические условия (грунтовые воды на глубине 2—3 м, многоснежная зима) Заволжья способствуют высокопроизводительному росту лесов, поэтому большая часть территории сильно залесена. Самые плодородные почвы Заволжья — тёмно-серые и лесные. Высоким плодородием также отличаются аллювиальные и перегнойно-глеевые, содержащие соответственно 5 и 7% гумуса.
Минерально-сырьевая база Волго-Вятского района не соответствует мощной структуре хозяйственного комплекса. В основном в недрах района залегают нерудные ископаемые, среди них — гипс, известняки, кварцевые пески, глины, доломиты. Район выделяется запасами фосфоритов Вятского и Камско-Кобринского месторождений — крупнейших в Европейской части России. Основные ресурсы фосфоритов сосредоточены в Кировской области на одном из крупнейших — Вятско-Камском месторождении.
Топливные ресурсы Волго-Вятского района имеют местное значение. Распространён торф, есть незначительные залежи горючих сланцев, которые, впрочем, не разработаны, обнаружены нефть и газ.
Волго-Вятский район является частью старо-промышленного центра страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки.
Нижний Новгород ещё до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 — 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 — 1903 и 1912 гг., продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.
Страницы: 1
Природные ресурсы
Район расположен в умеренно континентальном климатическом поясе, что благоприятно сказывается на ведении сельского хозяйства, особенно в южных областях округа.
При описании природных ресурсов Волго-Вятского района стоит упомянуть лес. Запасы древесины оцениваются в 1,3 млрд куб. м. Преобладающие породы — ель, пихта, сосна, из мелколиственных чаще всего заготавливается берёза, осина, ива. В южных зонах встречаются липа и дуб. Последняя проблема, которая выходит на первый план в области добычи природных ресурсов — стремительное сокращение лесной площади, истощение запасов древесины из-за нерационального её использования. Отсутствуют производства с глубокой переработкой сырья.
Немаловажное значение для региона имеют водные ресурсы. Уже из названия можно понять, что расположен район в акватории двух крупных рек: Волга и Вятка
Кроме того, регион богат подземными источниками.
Тем не менее проблема дефицита водных ресурсов актуальна для части населённых пунктов. Это объясняется географическим положением поселений, удаленностью от рек, загрязнением имеющихся ресурсов от стоков промышленных предприятий.
Среди полезных ископаемых весомое для промышленности значение имеют залежи фосфоритов. Примечательна этими минералами Кировская область, где находится более 20% от общих запасов фосфоритов страны. Характерны они неглубоким залеганием, что позволяет добывать ресурсы с низкой себестоимостью. Добыча носит сезонный характер из-за природно-климатических условий и открытого способа освоения.
В Кировской области находится крупная зона залегания торфа. Запасы имеются в Нижегородской области, а также в Республике Марий Эл.
На территории ВВЭР обнаружены запасы горючего сланца. Освоение ресурса на текущий момент не производится.
↑ Крупные предприятия
- Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ), один в России, выпускается спектр автомобилей, спецтехники и автокомпонентов.
- Автобусостроительный завод ПАЗ, относится к мировым лидерам, ОАО «Павловский автобус».
- Саранск. Завод автосамосвалов.
- АО «Кировский шинный завод».
- Лидер в судостроении «Красное Сормово», завод в Нижнем Новгороде.
- АО Балахнинский бумкомбинат «Волга».
- Саранск. ПАО «Электровыпрямитель».
- Агрегатный завод в Чебоксарах.
- Чебоксары. ПАО завод «Промтрактор».
- АО «Дзержинскхиммаш» — главное предприятие, выпускающее оборудование для отраслей индустрии.