Экскурсия в собор святого петра в риме
Содержание:
- Интерьер и внутреннее обустройство
- Как подняться на купол Собора Святого Петра
- Как выглядит храм изнутри
- История
- Архитектура: завораживает, восхищает, удивляет
- Исповедальня (гробница) святого Петра
- Расписание работы
- Строительство собора
- Великие папские базилики
- Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Собора Святого Петра
- Описание и архитектура
Интерьер и внутреннее обустройство
Интерьер собора, куда изящные детали вписываются непринужденно и естественно, поражает красотой и утонченностью. Изображения, представленные в соборе, выполнены мозаикой, живопись отсутствует.
Скульптуры и фрески, иконы и тонкая золотая роспись, стены, отделанные лепниной, серебром, разноцветным мрамором, алтари и надгробья создают неповторимый колорит храма. Интерьер создавал итальянский зодчий Лоренцо Бернини, мастер потратил на украшение храма 50 лет жизни.
В центре собора – символ святого Петра, перевернутый крест, деревянное двухметровое распятие. Арочные своды высотой 23 метра и шириной 13 отделяют 3 нефа – вытянутых внутренних помещений, отделенных колоннами. Между входом и алтарем – галерея длиной 90 метров с ценнейшими произведениями искусства выдающихся мастеров.
Центральный неф
Протяженность центрального нефа 211 м, пол вымощен разноцветным порфиром и мрамором. Над входом в неф – фреска о спасении Иисусом тонущего Петра. В глубине – серебряная статуя апостола Петра работы Арнольфо ди Камбио.
Паломники утверждают, что статуя чудодейственна. Прикоснувшись рукой к ноге святого, можно попросить об исполнении желания. Если желание благое, то обязательно сбудется. Ступни статуи стерлись от прикосновений верующих.
Здесь же, в нише колонны, поддерживающей купол собора, – 5-метровое изваяние святого Лонгина, римского сотника, который пронзил Христа копьем, чтобы убедиться в смерти сына Божия. Кровь Христа брызнула на глаза легионера, который был очень слаб зрением, и он прозрел.
Вскоре Лонгин обратился в христианство, проповедовал учение Христа и почитается как христианский святой. Создатель статуи Лоренцо Бернини работал над скульптурой полвека.
Главный алтарь, окруженный 44 неугасимыми лампадами, изготовлен из цельного куска мрамора. Уникальная работа Бернини – балдахин над центральным алтарем. Роскошный бронзовый навес высотой 30 метров держится на 4 столбах с фигурами ангелов.
Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под навесом – позолоченный голубь, символ Святого Духа. Перед алтарем – лестница, ведущая вниз к гробнице святого Петра, которую можно увидеть и через «окно» в полу у алтаря.
Сквозь балдахин видна кафедра святого Петра – поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло святого Петра. Отцы церкви – почетный титул выдающихся церковных деятелей, обладающих авторитетом в церковной жизни: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий.
Правый неф
- Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» высотой 1,74 м, выполненная из мрамора. Дева Мария держит на руках мертвого сына, страдая и скорбя. Скульптура хранится в стеклянном пуленепробиваемом ящике после нападения злоумышленника.
- Деревянное распятие Иисуса Христа.
- Капелла святого Себастьяна.
- Дарохранительница из позолоченной бронзы.
- Надгробие Григория XIII, который ввел новый григорианский календарь.
- Памятник понтифику Льву XII.
- Усыпальница маркграфини Матильды Каносской.
- Часовня святого Причастия.
Левый неф
- Скульптурный ансамбль гробницы Александра VII, стоящего на коленях, понтифика окружают статуи Милосердия, Истины, Справедливости, Благоразумия.
- Часовня Крещения, украшенная мозаикой.
- Усыпальница Марии- Клементины Собески.
- Мемореал шотландской королевской семьи.
- Надгробие понтифика Иннокентия VIII, в левой руке папа держит наконечник копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа.
- Алтарь Преображения Господня работы Рафаэля.
В базилике хранятся христианские реликвии:
- Частицы распятия креста.
- Плат Вероники, на котором проявился лик Иисуса Христа.
- Мощи святого Лонгинуса – легионера, пронзившего копьем тело Иисуса Христа.
- Мощи святого Андрея, брата святого Петра.
В нишах – статуи:
- Святая Елена, держащая Истинный Крест.
- Святой Лонгинус с копьем.
- Святая Вероника с платком.
- Святой Андрей с Андреевским крестом. Андреевский крест в виде буквы Х, на таком кресте распяли апостола Андрея, брата святого Петра.
На нижнем ярусе собора – некрополь Ватикана со 100 гробницами, 91 – гробницы пап Римских.
Как подняться на купол Собора Святого Петра
Куполоне – именно так называют римляне соборный купол. Его видно из многих уголков Вечного города, с него открываются незабываемые панорамные виды на Ватикан и исторический центр. Он уже давно считается символом Рима, хотя и находится на территории другого государства. Безусловно, забраться на него и получить массу положительных эмоций мечтает каждый, однако 39rim.ru предупреждает, что осилить путь под силу далеко не всем. Наверх ведет 551 ступенька, а лифт помогает подняться лишь частично. Далее придется преодолеть 320 ступенек по тесному проходу с крутой спиральной лестницей и наклонными стенами. Между двумя подъемами вас ожидают виды на собор с высоты и уникальный мозаичный фриз в непосредственной близости.
Внимание! Сердечникам, людям преклонного возраста и крупного телосложения, беременным женщинам, и тем, кто страдает клаустрофобией или болезнью суставов, лучше будет воздержаться от путешествия на купол. Тех же, кто решится на сложный подъем на купол, ожидают неповторимые эмоции от окружающих панорам, в том числе с горными вершинами, от видов на Ватикан, район Борго и центр Рима, на символ единения двух государств – Виа делла Кончилиационе, Замок святого Ангела, очаровательный пешеходный Мост святого Ангела и многое другое
Согласитесь, с высоты птичьего полета всё выглядит по-иному. Кстати, не забудьте предварительно зарядить и прихватить с собой фотоаппарат или способный делать качественные снимки современный девайс. Поверьте 39rim.ru, снимков здесь будет огромное количество! А еще понадобится питьевая вода и ручка, чтобы подписать открытку (об этом – ниже)
Тех же, кто решится на сложный подъем на купол, ожидают неповторимые эмоции от окружающих панорам, в том числе с горными вершинами, от видов на Ватикан, район Борго и центр Рима, на символ единения двух государств – Виа делла Кончилиационе, Замок святого Ангела, очаровательный пешеходный Мост святого Ангела и многое другое. Согласитесь, с высоты птичьего полета всё выглядит по-иному. Кстати, не забудьте предварительно зарядить и прихватить с собой фотоаппарат или способный делать качественные снимки современный девайс. Поверьте 39rim.ru, снимков здесь будет огромное количество! А еще понадобится питьевая вода и ручка, чтобы подписать открытку (об этом – ниже).
Спуск с купола осуществляется по другой лестнице. Промежуточная остановка – на широкой террасе, расположенной на крыше собора. Здесь есть кафе, фонтан, туалеты, почтовое отделение Ватикана, откуда рекомендуется отправить себе или близким открытку, а также сувенирный магазинчик. С близкого расстояния можно увидеть ряд статуй святых в полный рост, рассмотреть коринфские колонны и сам купол, полюбоваться площадью святого Петра.
Как выглядит храм изнутри
Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.
Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.
Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).
Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.
Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.
История
В I веке нашей эры на месте собора располагались сады цирка Нерона, а рядом с цирком — кладбище.
В 67 году, согласно летописи, на суде был вынесен смертный приговор святому Петру, который являлся одним из двенадцати учеников Иисуса Христа, первый папа римский в католической церкви.
На арене цирка Нерона апостола Петра мученически распяли головой вниз, он сам пожелал страдальческую гибель, как у Христа.
Тело святого захоронили на кладбище цирка. Это место стало массовым культовым уголком молитв для христиан.
Этапы возведения христианского храма:
- Первая Базилика Святого Петра была возведена в 326 году при правлении императора Константина. Сооружение было построено на месте захоронения Святого Петра на Ватиканском холме. Первый алтарь создан над могилой апостола.
- В 800 году в храме прошла коронация Карла Великого на императорский престол Священной Римской империи.
- В 846 году базилика подверглась разграблению сарацинами – кочующими разбойниками, жившими вдоль границ Сирии.
- В XV веке при папе Николае V храм претерпел реконструкцию. Базилика значительно расширилась в размерах.
- При папе Юлии II сооружение начало перестраиваться в Собор, превосходящий все христианские сооружения мира.
Цирк Нерона.
Это интересно: Римский зоопарк
Архитектура: завораживает, восхищает, удивляет
Собор Святого Петра в Риме тесно связан с мастерством самых талантливых архитекторов. Проект разрабатывал Донато Браманте. Затем в неповторимую красоту и величие собора внесли лепту: Рафаэль Санти, Джакомо делла Порта. Чертеж сделал Антонио да Сангалло. Долго предлагали поработать Микеланджело Буонаротти, он настойчиво отказывался. Но когда согласился, то именно при нем проделали огромную работу. Возвели стены, крышу, начали работать над куполом огромных размеров.
Первоначальный чертеж претерпел ощутимые изменения.
Значительно отличается от первого, придуманного Буаноротти, варианта форма собора. Он планировал, что Собор Святого Петра будет похож на греческий крест, у которого все стороны равны. Но в итоге его форма – это крест латинский, у него вытянутая нижняя часть.
Лоренцо Бернини – талантливейший зодчий не только Италии, но и Европы создал интерьер собора.
В ноябре 1626 г. Собор Святого Петра официально открыли, начали проводить службы.
Это впечатляет! Ширина собора с внутренней стороны – 211 метров, высота – 136. Внутри здания свободно помещается свыше 15 000 человек. Соборная площадь занимает 2,3 га. Очевидцы утверждают, что в дни больших христианских праздников она может вместить до 400 000 посетителей, если они будут плотно стоять друг к другу. Построена она по проекту Джованни Лоренцо Бернини. Специалисты считают, что она – неповторимое произведение практики градостроения.
Если на площадь, собор посмотреть с большой высоты, то конструкция похожа на ключ. Символично, что ее часто называют ключом Святого Петра.
До 1989 г. Собор Святого Петра – самый большой христианский храм. Согласно многовековой традиции ни одно здание Рима не должно превышать купол Собора Святого Петра. Это самый высокий купол в мире.
Исповедальня (гробница) святого Петра
Главной ценностью собора является гробница великого мученика Петра. В центре храма возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Под ним находится могила апостола, к которой ведут две полукруглые мраморные лестницы. Они спускаются до уровня античной Константиновской базилики, ранее стоявшей на этом месте. В 1939 году здесь начались археологические раскопки, инициированные папой римским Пием XII. В процессе исследования был обнаружен некрополь, в котором найдены останки тела апостола Петра. Сейчас они хранятся в гробнице, именуемой «Исповедальня святого Петра». Алтарь украшает балдахин, выполненный скульптором Бернини в 1624 году. Он установлен на четырёх бронзовых витых колоннах, высота которых составляет 29 метров. На вершине сооружения высятся скульптуры ангелов.
Расписание работы
Собор открыт каждый день с 9 до 19 ч., а с осени до весны (октябрь – март) завершает работу на полчаса раньше. Приходящим стоит иметь ввиду, что по средам собор может быть закрыт до 13.00, если там совершается папский прием.
Вход бесплатный, однако подняться на купол (537 ступеней) можно за 8 (по лестнице) или 10 (на лифте) евро, причем последнюю часть маршрута все равно придется идти пешком, так как лифт непосредственно до купола не доезжает.
Платны также экскурсии, включая музей Ватикана, сады, билеты на них можно купить через интернет или прямо на месте. Стоимость зависит от количества участников, причем снижается, если группа большая. Есть и индивидуальные экскурсии.
Посещающие это место, восхищаются его красотой, величием. Особенно дороги хранящиеся здесь святыни. Но очень многие жалуются на обилие на святом месте туристов, шум, неприличный храму. Таков неоднозначный опыт посещения главной святыни католического мира.
Наталья Сазонова
Строительство собора
По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.
Архитекторы перестройки базилики:
- Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
- Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
- Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.
- Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
- Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
- Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
- Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.
Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.
Интересный факт!
18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.
По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:
В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.
Основание собора приобрело форму латинского креста.
В этот день папа Урбан VIII освятил храм.
Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.
Облик собора Святого Петра в 1450 году.
История
Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.
Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.
В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».
Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.
В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.
Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.
Великие папские базилики
Ныне Собор вторая по рангу после Латеранской так называемая «патриаршая базилика» Рима, а также первая в ряду семи «паломнических» базилик столицы Италии, то есть входит во все паломнические маршруты.
Всего в католическом мире насчитывается 12 так называемых великих папских базилик мира, которые имеют самый высокий ранг среди храмов и подчиняются непосредственно папе римскому. Четыре из них находятся в Риме:
- Латеранская базилика.
- Собор Святого Петра.
- базилика Святого Павла за стенами.
- базилика Санта-Мария-Маджоре.
Список остальных:
- Церковь Сан-Франческо в Ассизи
- Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура
- Церковь Девы Марии святого Розария
- Базилика Сан-Мигель
- Базилика Святого Николая
- Базилика Святого Антония
- Дом Богородицы (Лорето)
- Санта-Мария-дельи-Анджели (Ассизи)
Внутреннее убранство собора святого Петра
Особенности архитектуры и внутреннего интерьера Собора Святого Петра
Собор Святого Петра — по-настоящему титаническое сооружение. Вместе с портиком собор имеет в длину 211 метров, без портика — 186. Крест, венчающий купол, заканчивается на высоте 138 метров. В пилонах, которые этот купол поддерживают, по периметру — 71 метр. Весь собор занимает площадь в 22 067 квадратных метров, и до 1990 года оставался самым большим христианским храмом на нашей планете.
Площадь, оформленная Бернини, окаймлена 284 тосканскими колоннами. Колоннаду украшают статуи святых. Перед самым входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом.
Внутренние помещения собора впечатляют еще больше, чем внешняя архитектура. Потрясает вид уходящего вдаль пространства, в котором совершенно теряются люди.
Войти в собор можно через пять дверей. Крайняя справа почти всегда заперта — открывается она только в юбилейный год. Центральная дверь (тоже обычно закрытая) перенесена из старой базилики и примечательна главным образом видами Рима, выкованными на ее створках мастером Филарете (XV век): в клеймах, изображающих мучения апостолов, фигурируют пирамида Гая Цестия. На внутренней стороне — подпись автора: небольшой барельеф, где Филарете, сидя на осле, возглавляет небольшую процессию строительных рабочих.
Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного».
Оказавшись внутри, сразу упираешься в 29-метровый бронзовый балдахин на витых по-восточному колоннах. За балдахином — апсида с причудливой золоченой конструкцией, сверкающей от проходящего сквозь купол света: это оклад, в который все тот же Бернини заключил остатки древней кафедры святого Петра.
Вдоль стен собора выстроились мраморные погребальные монументы: тут похоронено несколько десятков Пап, а также стоят памятники выдающимся католикам королевской крови.
По всему периметру собора — вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы Римских Пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого — апостола Петра. Большое количество посетителей привлекает первая справа капелла, где за толстым стеклом находится Пьета, вытесанная 23-летним Микеланджело по заказу французского посла.
Далее следуют: Капелла Святого Себастьяна с надгробным памятником Пию XII работы скульптора Франческо Мессина; Капелла Святого Причастия с киворием Бернини и бронзовой оградой, выполненной Франческо Борромини; Капелла Грегориана, выполненная в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта, богато украшенная мозаиками и ценными породами мрамора; Капелла Колонны с восхитительным алтарным образом из мрамора, изображающим Встречу Льва с Аттилой, работы Алгарди, а также с гробницами пап, и, наконец, Капелла Представления с поздним надгробным памятником папе Иоанну XXIII, выполненным скульптором Эмилио Греко.
Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»). По фризу купола и далее — всей церкви мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк изображен со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — животные, о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о зверях, которые окружающих престол Бога.
С балкона, которым окаймлена башенка над куполом, открывается удивительная панорама Рима. Но можно спуститься и глубоко вниз, в раскопы под алтарем собора, где посетитель увидит остатки древнего римского кладбища, на котором была воздвигнута самая первая базилика в честь Святого Петра. Обнаруженное на этом месте надгробье, возможно, и является могилой великомученика, но для внесения окончательной ясности в этот вопрос недостает безусловных археологических доказательств.
Описание и архитектура
Эллипсовидная площадь, окаймлённая изящными шестнадцатиметровыми колоннами, ведёт к собору Святого Петра. В центральной её части возвышается обелиск, высота которого 240 метров. Грандиозные размеры храма также впечатляют. Его длина составляет 211 метров, а высота купола — 136 метров. Собор может вместить 60 тысяч человек. Центральным элементом конструкции церкви является купол с крестом на вершине. Это массивное произведение архитектурного искусства считается символом Ватикана. Купол с шестнадцатью рёбрами опирается на массивный барабан, украшенный коринфскими колоннами. В полусфере расположены шестнадцать окон.
Фасад собора, построенный в XVII веке архитектором Карлом Модерна, декорирован пилястрами и состоит из двух ярусов с аттиком. В нижней части расположены пять бронзовых ворот, панели которых украшены изображениями ветхозаветных сюжетов. Каждый портал имеет своё название: Врата Добра и Зла, Смерти, Таинств, Филарета и Святые врата. Над ними видны девять окон, три из которых с балконами. Аттик окаймлён балюстрадой и увенчан громадными пятиметровыми статуями Христа и апостолов. По сторонам фасада возвышаются скульптуры Святых Петра и Павла. Пётр держит в руках ключи от Царства на Небесах, вручённые ему Господом. Апостол Павел держит в руках обнажённый меч.