Собор святого павла, валлетта (st. paul’s anglican pro-cathedral)

использованная литература

Библиография

Барон, Ксавьер (1997). Лондон 1066–1914: литературные источники и документы . Лондон: Информация о штурвале. ISBN 978-1-873403-43-3.

  • Бенхэм, Уильям (1902). . Лондон: Seeley & Co в Project Gutenberg
  • Касселл, Джон (1860). Иллюстрированная история Англии Джона Кассела, том 4 . Оксфорд: W. Kent and Co.
  • Чемберлен, Джон; Томсон, Элизабет (редактор) (1966). Письма Чемберлена . Нью-Йорк: Козерог. OCLC   .
  • Чемберс, Роберт и Уильям (1869). «Св. Павла». Журнал Чемберса . Лондон: У. и Р. Чемберс. 46 .
  • Клифтон-Тейлор, Алек (1967). . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20062-9.
  • Кук, Джордж Генри (1955). Старый собор Святого Павла: утраченная слава средневекового Лондона . Лондон: Дом Феникса.
  • Каммингс, EM (1867). Компаньон собора Святого Павла . Автору . Лондон.
  • ван Эк, Кэролайн; Андерсон, Кристи (2003). Британская архитектурная теория, 1540–1750: антология текстов . Лондон: Издательство Ashgate. ISBN 978-0-7546-0315-3.
  • Дагдейл, Уильям (1658). История собора Святого Павла в Лондоне от его основания до наших дней . Лондон: Т. Уоррен.
  • Эрл, Джон (1628). в проекте Гутенберг
  • Голланц, Израиль (ред.) (1922). Святой Эркенвальд: аллитеративная поэма . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  • Харбенс, HA (1918). Словарь Лондона: топографические и исторические заметки, относящиеся к улицам и основным зданиям лондонского Сити . Лондон: Herbert Jenkins Ltd.
  • Харт, Воган (1995). Собор Святого Павла: сэр Кристофер Рен . Лондон: Phaidon Press. ISBN 978-0-7148-2998-2.
  • Харви, Джон (1978). Перпендикулярный стиль . Лондон: Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-1610-7.
  • Генри, Дэвид (1753). Историческое описание Собора Святого Павла . Лондон: Дж. Ньюбери.
  • Хуэлин, Гордон (1996). Исчезнувшие церкви лондонского Сити . Лондон: Издательство библиотеки Гилдхолла. ISBN 0-900422-42-4.
  • Джонсон, Бен; Остович, Елена (редактор) (2001). «Знакомство» с каждым мужчиной с его юмора. Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-1558-8.
  • Келли, Сьюзен (2004). Хартии Святого Павла, Лондон . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-726299-3.
  • Керри, Адриан (1987). Сэр Кристофер Рен: Дизайн Собора Святого Павла . Лондон: Публикации Trefoil. ISBN 978-0-86294-091-1.
  • Лэнг, Джейн (1956). Восстановление собора Святого Павла после большого пожара в Лондоне . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Мейер, Энн Рэфтери (2000). Средневековая аллегория и строительство нового Иерусалима . Лондон: Д. С. Брюэр. ISBN 978-0-85991-796-4.
  • Мильман, Генри Харт (1868). Летопись Собора Святого Павла . Лондон: Мюррей.
  • Оггинс, Робин С. (1996). . Нью-Йорк: Стерлинг Паблишинг. ISBN 1-56799-346-X.
  • Рейнольдс, H (1922). Церкви лондонского Сити . Лондон: Бодли-Хед.
  • Скофилд, Джон, изд. (2011). Собор Святого Павла перед Реном . Суиндон: Английское наследие. ISBN 978-1-848020-56-6.
  • Тиннисвуд, Адриан (2002). Его изобретение так плодородно: жизнь Кристофера Рена . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-7364-8.
  • Уэбб, Диана (2000). Паломничество в средневековую Англию . Лондон: Международная издательская группа Continuum. ISBN 978-1-85285-250-4.

Архитектура[править | править код]

Собор Св. Павла в Лондоне в отношении архитектурной композиции и стиля представляет собой уникальное сооружение. Он не повторяет ни один из храмов мира, хотя и задумывался как символ противостояния англиканской церкви римско-католическому миру, о чём косвенно свидетельствует и «перекличка» имён святых покровителей римского и лондонского храмов. Архитектурный стиль собора атрибутируют как «барочный классицизм». Создатель храма, сэр Кристофер Рен, в Италии не был и считал себя продолжателем традиций французского зодчества. В созданном им оригинальном стиле Рен пытался соединить особенности средневекового романо-готического строительства и элементы французского классицизма «большого стиля» эпохи Людовика XIV. В 1665 году он посетил Францию. В Париже встречался с Ж. Ардуэн Мансаром и Дж. Л. Бернини. Рен, по его словам, привёз в Лондон большое количество гравюр с изображением «величественных французских зданий, орнаментов и гротесков, в которых французы превзошли даже итальянцев».

Король Карл II, при котором началось строительство храма, скончался в 1685 году и основное строительство велось при королеве Анне (1702—1707). Поэтому и архитектурный стиль того времени, в котором соединились классицистические и барочные влияния, в английской историографии часто именуют стилем королевы Анны. В процессе проектирования Рен взял за основу так называемую французскую схему: тип крестово-купольного храма, «греческие» портики, но по-барочному двухэтажные, со сдвоенными колоннами, «готические» башни по сторонам главного фасада и «римский купол». Всё это архитектор смешал, как он сам определил, «для разнообразия». Купол с крестом достигает высоты 111 м (высота креста ватиканского храма 142 м). Собор имеет нартекс с двумя симметричными капеллами по сторонам и тройной неф. Трансепт завершён полукружиями капелл. Огромное средокрестие венчается куполом, внутреннюю поверхность которого Рен предполагал украсить мозаиками, но в итоге купол расписал техникой гризайль академический живописец Джеймс Торнхилл(1716—1719). Восемь композиций изображают эпизоды из жизни Св. Апостола Павла.

Сэр Кристофер Рен, после своей кончины в 1723 году по древней традиции удостоился чести быть захороненным в построенном им соборе. Краткая эпитафия на надгробной плите гласит: «Si Monumentum requiris, circumspice!» (Если ищешь монумент — оглянись!).

Строительство современного Собора святого Павла

В период Реформации (вторая четверть XVI века) в Старом соборе прекращаются службы. Имущество аббатства изымают в пользу королевской казны. Внутреннее убранство уничтожено, церковная утварь разграблена. Попадание молнии в шпиль (произошло в 1561 году) жители Лондона восприняли как знак свыше. Поэтому упадок Старого католического собора был неминуем, его ускорили, разобрав кирпичную кладку на строительство дворца лорда Кромвеля.
1630-тые.

Новой англиканской церкви требуется символ веры. К полуразрушенному нефу пристраивают западный фасад в классическом стиле. Привлеченный епископатом математик Кристофер Рен в июле 1668 подает первый проект, призванный “возвеличить славу города и нации”, но предложение было отклонено. Одобрение получил только третий вариант 1675 года.

Введя королевский налог на уголь, власти призывают вольнонаемно осваивать каменоломни о. Портленд (север Ла-Манша).

Узкий перешеек между островом и Британией быстро превратили в насыпной мол. Рукотворный перешеек стал путем поставки самого прочного на островах известняка. Из портландского камня изготавливали капители, тела колонн, оконные проемы, ниши, массивные балки архитравов, блоки фундамента. Этот же камень использован для облицовки. Пригодился он и для резьбы большинства скульптур Нового Собора им. святого апостола Павла.

Через 19 лет после освящения начались службы. Последний фрагмент был положен в октябре 1708-го. Еще через 3 года – официальное объявление о полном завершении строительства. Последним этапом отделочных работ по экстерьеру считается установка скульптур парапета (1720-тые г.г.). Внутренняя отделка собора продолжась ещё два столетия.

Сохранились имена мастеров: Френсис Берд (вырезал барельеф фронтона, купель, скульптуры святых и ангелов), Гринлинг Гиббонс работал над деревянными изваяниями хоров, купол расписывал Джеймс Торнхилл, ковкой занимался Жан Тиху, мозаики “парусов” между арками спроектировал сэр Уильям Ричмонд, алтарь, люстры – работа Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

История

Собор Святого Павла поражает своим величием и торжественным внешним видом. Поэт Пруденций в поэме, написанной в честь императора Гонория, увековечил красоту святого места в стихотворной форме. Живописная базилика расположена за Аврелиановой стеной, то есть, формально за границей Рима по меркам раннехристианской эпохи.

Храм был построен над могилой святого Павла в Риме, которого казнили в самом начале нашей эры. На могилу изначально приходило много верующих, поэтому она была украшена мемориальной плитой. Чтобы почтить память усекновенного апостола при императоре Константине I в 4 веке н.э. была построена церковь.

Расширена постройка была по распоряжению Валентиниана I, а по-настоящему красиво ее оформил Феодосий I. В 590-604 годах, при папе Григорие Великом, церковь снова перестраивалась: построили новый алтарь, двор украсили более чем сотней колонн. В центре наружного дворика установили памятник Сан Паоло, держащему в руках большую книгу и меч. Памятник выполнен настолько реалистично, что взглянув на него, понимаешь — апостол готов был отдать свою жизнь за христианскую веру.

Первое повреждение церковь в IX веке получила от сарацин, а в 1823 году случился большой пожар. Спустя 31 год ее отстроил заново, и освятил Пий IX, а помогал ему в этом весь христианский мир, в том числе и Россия. Собор был отделан новым фасадом, фресками и мозаикой с изображениями святого Павла, Иисуса, четырех пророков. В XIII веке при Соборе в Риме был открыт монастырь.

Бесценные шедевры

На входе в базилику величественно стоят две статуи. Посетителей встречают Святой Павел и Святой Петр. В Руке Петр держит ключи от «царства небесного», их вручил апостолу Господь.

Каждый, кто попадает внутрь собора, поражен гармонией пропорций, роскошью оформления

Особое внимание по праву принадлежит бронзовой статуе Святого Петра. По поверью она обладает удивительными свойствами: от исполнения заветных желаний до исцеления от серьезных заболеваний

Миллионы паломников каждый год с трепетом, надеждой прикасаются губами к ноге статуи. Не надо спрашивать, куда прикладываться, место за столетия отполировано до блеска.

Многие убранства внутри храма сделаны благодаря активной помощи Джан Лоренцо Бернини. Он потратил на это 50 лет.

Собор Святого Петра надежно хранит произведения искусства, стоимость которых определить невозможно. К величайшим творениям относится все: от пола базилики до креста на куполе. Монументальностью поражают мраморные и бронзовые скульптуры, другие сокровища эпохи Возрождения.

Хранятся, но не показываются паломникам многие христианские реликвии, например:

  • мощи брата Святого Петра — Святого Андрея;
  • частицу Распятия Христа;
  • мощи легионера, который проткнул копьем тело Иисуса — Святого Лонгинуса.

В храме примерно 100 гробниц. Он — последний приют для 91 Папы, многих других святых. Под землей склеп, который расположен под главным алтарем. Здесь хранят самую значимую ценность — гробницу Святого Петра.

Входящие в храм попадают под строгий контроль церковных чиновников, швейцарских гвардейцев. Примечательно, итальянские полицейские не имеют права свободно войти в здание. Стражи порядка могут это сделать исключительно по специальному приглашению.

Галереи St Paul’s Cathedral

А ведь этого великолепного купола могло и не быть.

В куполе расположены три галереи: Галерея шепота (Whispering Gallery). К ней ведут 259 ступенек и лифт для инвалидов. Она потрясает тем, что слова, сказанные на одной стороне галереи купола, будут слышны на другой.

Вид с галереи шепота (виртуальная экскурсия)

Следующая галерея — Каменная галерея (Stone Gallery). До нее можно добраться только по винтовой лестнице, преодолев 378 ступенек. С этой галереи открывается прекрасный вид на город.

Вид с каменной галереи.

А если вы преодолеете целых 530 ступеней, то окажетесь на Золотой галереи (Golden Gallery), на высоте 85 метров над землей.

Оттуда открывается просто потрясающий вид на город.

Tate Modern и мост Миллениум

Tate Modern

Осмотр стоит начинать с крипт, не забыв прихватить с собой аудиогид. Так как внутри фотографировать запрещено, то запечатлеть всю грандиозность Собора изнутри нельзя. Но на официальном сайте есть .

Это один из самых больших соборов в мире: его длинна – 180 метров, высота до креста — 120 метров.

Крипта и захоронения

Кроме упомянутых герцога Веллингтона, Нельсона, живописца Тернера и архитектора Рена, в крипте похоронены:

  • героиня Крымской войны Флоренс Найтингел
  • баронет сэр Чарльз Хьюберт Хейстингс Пэрри — английский композитор
  • Сэмюэль Джонсон — поэт эпохи Просвещения
  • Генри Холлам — египтолог
  • Томас Эдвард Лоуренс — герой Арабского восстания 1916 — 1918 г. г.,
  • адмирал Адам Дункан
  • сэр Александр Флеминг, первооткрыватель пенициллина, микробиолог и другие

В крипте проводятся собрания рыцарского Ордена Британской империи, основанного королём Георгом в 1917 году. Такие собрания (даже фуршеты) можно заказывать в специально отведенном зале. В большинстве случаев — застолья поминальные.

Соборы в Петербурге

Сейчас здесь более 10 Петропавловских церквей, среди которых две известны не только паломникам, но и туристам.

В Петропавловской крепости 

Петропавловский собор Санкт-Петербурга

Это не только самый старый собор Апостолов города святого Петра: эта церковь – вообще первая, построенная в небольшой тогда крепости. Первоначально Петропавловский – небольшой, деревянный со скромной звонницей, где, однако же, звонили каждый час колокола, отмечая время. Впоследствии на башне собора появятся часы – на голландский манер. 

Изначальная задумка царя Петра – сделать собор не просто главной церковью строящейся столицы, но вообще главным храмом государства. Именно поэтому он заботился о его строительстве буквально до последних дней жизни. Незадолго до смерти императора удалось, наконец, достроить колокольню, высота которой (на 32 м выше Московского Ивана Великого) была для царя очень важна, так как тем самым утверждала статус столицы. А вот сама церковь закончена была уже к 1730-м. К этому времени здесь уже погребли ее основателя, Петра Великого. 

Интересный фактВпоследствии собор сделался усыпальницей императорской семьи, исключая лишь Петра II, внука преобразователя: из императоров он единственный похоронен в Архангельском соборе Кремля, с русскими правителями допетровского времени. 

А вот стать главным для страны Петропавловскому было не суждено: все императоры для венчания на царство продолжали ездить в древний Успенский собор Москвы. Собор же в Петропавловской крепости был своего рода лицом Российской империи:

  • здесь хранили трофейные знамена – свидетельства победы русского оружия; даже иконостас по стилю напоминает триумфальную арку победителей;
  • высокий шпиль, часы, делавшие Петропавловский похожим на церковные и даже светские здания Западной Европы, символизировали Россию как европейскую державу;
  • венчавший собор ангел с крестом как бы благословлял весь город.

Как совершаются богослужения

Понятно, что церковь со столь выраженной имперской символикой после 1917 г. богоборцы закрыли одним из первых. До настоящего времени это – собственность Музея истории Петербурга, впрочем, как вся крепость. Служить здесь разрешили с 1990 г., когда после десятилетий перерыва начались панихиды по императорам России. С 2000-х совершаются также службы по воскресеньям, праздникам. Но большую часть года, Петропавловский – скорее туристический объект.

Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Соборная площадь 1.

В Петергофе

Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе

Этот пятиглавый храм стиля русского зодчества XVI—XVII вв. виден издалека. Яркий, нарядный, с широкими крытыми галереями, с которых открывается великолепный вид – таков этот собор. Он – также «царский», но уже один из последних, построенных при непосредственном участии императорской семьи. Его закладка состоялась в 1894, а великое освящение – 25 июня 1905 г. Соборный храм Петергофа пребывал таковым лишь около 25 лет: с 1937 г. его окончательно закрыли, планировали снести, несмотря архитектурную ценность. Однако намерениям безбожников помешала война.

После нее сильно пострадавший от бомбежек собор с полуразрушенной колокольней, наконец, оценили по крайней мере как архитектурный памятник с 1970-х. После реставрации планировалось открыть здесь концертный зал, однако с 1994 г. поруганная святыня передана Церкви.

Службы проходят ежедневно

С момента, когда храм был передан верующим,  службы здесь идут ежедневно с 9 и 17 ч.

Сейчас этот храм, кроме центрального придела Апостолов, имеет еще три: мц. Ксении, блаж. Ксении Петербургской, блгв. Александра Невского. Дореволюционные святыни, например, серебряное Распятие, утрачены.

Музыка

Музыка играет неотъемлемую часть богослужений в соборе Святого Павла, а репертуар англиканской церковной музыки можно услышать во время служб. Музыка в соборе находится в ведении музыкального директора, а Музыкальный фонд, созданный в 1993 году, обеспечивает финансирование музыкальной жизни собора.

Орган

Музыкальный директор Собора Святого Павла до назначения Филиппа Николлса в 2013 году также был органистом.

  • Эрнест Вуд, 1888–1914 гг.
  • А. Э. Флойд, 1914–1947 гг.
  • К.С. Кэмпбелл Росс, 1947–1951 гг.
  • Лэнс Харди, 1951–1973 гг.
  • Джун Никсон А.М. , 1973–2013 гг.
  • Филип Николлс, 2013 – настоящее время

Бывший музыкальный директор и органист Джун Никсон А.М. была удостоена докторской степени Ламбета ( DMus ) Джорджем Кэри , архиепископом Кентерберийским , в 1999 году. Это стало признанием ее большого вклада в хоровую и органную музыку и стало первой женщиной, удостоенной такой чести. .

Орган

Орган собора был построен компанией TC Lewis and Co из Брикстона, Англия. Более шести с половиной тысяч фунтов стерлингов было потрачено на его строительство, доставка и установка , прежде чем она была сыграна на инаугурационной собора службы в 1891. Различные модификации и работы по техническому обслуживанию проводились с тех пор, достигая высшей точки в А $ 726.000 реставрации , которая была завершена в 1990 году с помощью обращения в Национальный фонд. В отреставрированном состоянии орган имеет четыре мануала и педали с 53 остановками, все с электропневматическим действием, и размещен в южном трансепте собора за недавно нанесенными трафаретами фасадными трубами.

Хор

Хор в процессии во время службы в соборе Святого Павла

Первоначально созданный в 1888 году совместно с хором церкви Всех Святых Святой Кильды , церковный хор возглавил процессию к официальному открытию в 1891 году. Хор поет на Вечерней песне в течение недели и на двух из четырех воскресных служб. Хор также используется по особым случаям, включая вечерние песни главы, синодальные службы, государственные похороны, концерты, колядные службы и сезонные службы.

С начала 1990-х раты хоров имеют темно-бордовую окраску, гармонирующую с трафаретным узором на органных трубах. Первоначально хор носил традиционные черные рясы и белые накидки, но с появлением в конце 1970-х годов австралийского молитвенника появились новые рясы зеленого цвета, приближенные к цвету обложки нового молитвенника (и, по совпадению, к видимым органам в время) были введены, и сюрпризы были прекращены. Во время посещения собора в 1985 году тогдашним архиепископом Кентерберийским несколько удивленный Роберт Ранси воскликнул, что он «никогда раньше не видел соборного хора в зеленых одеждах». С восстановлением органа в начале 1990 — х годов, стихари были восстановлены и рясы были введены соответствующие новый дизайн трафарета оттенок на органные трубы глубокого бордового.

Уникальной особенностью Собора Святого Павла является партия мальчиков в хоре «Хористера декана», созданная Дэвидом Ричардсоном, когда он был деканом Мельбурна. Хормейстера декана в первую очередь играет роль лидера хора с «девственницей» или церемониальной булавой, задача, ранее выполнявшаяся главным певчим.

В 2016 году, к 125-й годовщине освящения собора, были учреждены «Девичьи голоса» соборного хора, и женщины-служительницы также получили разрешение присоединиться к хору. Голоса девочек и мальчиков теперь поют одинаковое количество служб в неделю и в равной степени участвуют в музыкальной жизни собора.

Колокольня

Святого Павла имеет кольцо из 12 колоколов , установленных для изменения мелодии в тональности C♯ , с дополнительным колокольчика , чтобы различные подмножества полного числа, прозвенел еще в диатонической шкале. Все 13 колоколов были отлиты компанией Mears & Stainbank из Whitechapel Bell Foundry в 1889 году. Изначально тенор весил 31 центнер, но после того, как весь набор был отправлен в Taylor’s Bell Foundry в 1963 году для перенастройки, он теперь весит 29 центнеров.

Колокола были подарком Томаса Дайера Эдвардса и были посвящены и впервые прозвонили 15 ноября 1889 года в связи с отъездом губернатора Виктории сэра Генри Лоха ( позже барона Лоха). Общество Беллринджеров при соборе Святого Павла было основано в 1896 году и связано с Австралийской и Новой Зеландией Ассоциацией Беллринджеров .

Ректоры Собора Святого Павла, Ковент-Гарден

  • 1646–1656 Обадия Седжвик
  • 1656–1662 Томас Мантон (изгнан во время Великого изгнания )
  • 1662–1689 Саймон Патрик (как декан Питерборо с 1679, позже епископ Чичестера, затем Эли)
  • 1689–1707 † Сэмюэл Фриман (как декан Питерборо с 1691)
  • 1708–1730 † Роберт Ламли Ллойд
  • 1730–1754 † Чарльз Таф
  • 1754–1755 Джеймс Таттерсолл
  • 1755–1758 Джон Крэдок (как епископ Килмора с 1757, позже архиепископ Дублина)
  • 1758–1784 † Джеймс Таттерсолл (второй срок)
  • 1784–1809 † Ричард Баллок
  • 1810–1817 † Эдвард Эмбри
  • 1817–1831 † Фрэнсис Рэндольф
  • 1831–1848 Джордж Халл Бауэрс (как декан Манчестера с 1847 года)
  • 1848–1863 † Генри Хаттон
  • 1863–1865 † Чарльз Эдвард Окли
  • 1865–1873 Бердмор Комптон
  • 1873–1899 † Сэмюэл Фрэнсис Камберледж
  • 1899–1918 † Эдвард Генри Моссе (убит в результате воздушного налета)
  • 1918–1923 Джеймс Грэнвилл Аддерли
  • 1924–1944 Реджинальд Харт Дэвис
  • 1944–1957 † Винсент Хаусон
  • 1957–1969 † Кларенс Мэй
  • 1969–1975 Джон Хестер
  • 1975–1984 Ф. Джон Эрроу Смит
  • 1986–1999 Дэвид Эллиотт
  • 2000–2005 Марк Окли
  • 2006 — Саймон Григг

Собор Казанской иконы Божией Матери

Собор был построен царем Павлом I как символ союза православной и католической церквей. Благодаря этому он приобрел нетипичный вид по сравнению с другими соборами. За пределами самого храма здание включает в себя массивную колоннаду, окруженную римскими колоннами, потому что цель заключалась в том, чтобы приблизиться к базилике Святого Петра в Ватикане. Здание было построено в начале 19 века, а колонны его колоннады уже указывают на то, что это здание в стиле ампир. Строительство велось во время наполеоновских войн, поэтому собор Казанской Богоматери также использовался как памятник победе России над наполеоновской Францией. Как и Исаакиевский собор, эта церковь использовалась как музей атеизма при социализме.

Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?

Главная и самая широко известная достопримечательность собора – купол, возвышающийся на окруженном многочисленными колоннами барабане. Внешне он напоминает купол Собора Св. Петра (Рим, Ватикан), уменьшенный в диаметре до 32 м. Однако в конструктивном плане он существенно отличается, поскольку является двойным. Верхний купол рассчитан на внешнее обозрение и воздействие, поэтому покрыт свинцовыми защитными пластинами (это покрытие по сути можно считать третьим ярусом купола) и закреплен на скрытом от глаз кирпичном конусе. Под ним находится второй, внутренний купол, имеющий отверстие по центру для проникновения внутрь света. Внутренняя часть купола покрыта росписями Джеймса Торнхилла из жизни апостола Павла.

Уже более 300 лет возвышается над лондонской застройкой купол этого собора, продолжая и сегодня оставаться одним из самых высоких во всем мире. Но не только в этом причина того, что Собор Св. Павла стал одной из самых известных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. Это становится понятным при более близком рассмотрении собора снаружи и изнутри.

Фасад собора

К куполу собора ведет высокая лестница из 530 ступенек, начинающаяся в восточном углу его южного крыла. Преодолев из них первые 259, вы попадете в «Галерею Шепота», названную так из-за производимого там звукового эффекта. Уникальная акустика галереи позволяет слышать шепот на расстоянии 32 м (именно такое расстояние между двумя противоположными стенами зала). Еще 119 ступенек вверх – и вы в «Каменной галерее», открывающей с высоты превосходные панорамные виды Лондона. Те, кто сумеет преодолеть последние 152 ступеньки, смогут попасть в наиболее высоко расположенное место собора – «Золотую галерею» и посмотреть на Лондон оттуда, с высоты в 85 м.

Интерьер собора оформлен довольно сдержанно, в полном соответствии с традициями англиканской церкви. Здесь вы не встретите столько декоративного антуража, как в крупных католических храмах. Зато архитектурные формы, линии, детали, их исполнение – поистине великолепны. Очень ценными с художественной точки зрения элементами являются здесь ажурные кованые решетки и другие декоративные элементы из металла, созданные Жаном Тижу. Украшенные резьбой деревянные скамьи в хоре, выполненные рукой известного английского мастера по дереву Гринлинга Гиббонса. Специально изготовленный для этого собора в 1694 году орган, который и сегодня считается одним из наилучших в Англии.

Вид собора в ночной иллюминации

Во внутреннем оформлении стоит также упомянуть превосходную резьбу по камню, великолепие балюстрад, картину Холмана Ханта «Светоч миру», скульптуру Генри Мура «Мать и дитя» и некоторые другие произведения. Для того чтобы лишить собор присущей ему холодности и строгости интерьера, в 19 веке его дополнительно украсили мозаичными панно на хорах, весьма органично вписавшимися в шедевр Рена. Но все они меркнут перед великолепием памятников, которые можно увидеть на крипте собора.

Крипта Собора Св. Павла является местом последнего пристанища многих выдающихся граждан страны. Здесь расположено более 200 надгробий и превосходных высокохудожественных памятников, погребены такие люди, как Уинстон Черчилль, адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, художники Генри Мур, Джозеф Тернер, Джошуа Рейнолдс, поэт Джон Донн, Александр Флеминг, Лоуренс Аравийский, а также многие-многие другие. В том числе и сам создатель этого грандиозного сооружения – Кристофер Рен, чью могилу вместо памятника украшает эпитафия, гласящая, что тем, кто ищет здесь памятник, стоит просто оглядеться вокруг. Надгробным памятником автору служит его главное произведение – Собор Святого Павла.

Купол собора

Стоит также упомянуть, что в Соборе Св. Павла, являющемся духовным центром Лондона, проходят очень многие значимые для столицы и всей страны в целом события – похороны премьер-министра Уинстона Черчилля и лорда Веллингтона, юбилей королевы Виктории, венчание принца Чарльза и Дианы Спенсер и др. Совсем недавно – 17 апреля 2013 года – в Соборе Святого Павла состоялось прощание с Маргарет Тэтчер, первой и пока единственной в истории Великобритании женщиной премьер-министром.

Чем еще знаменит собор?

Под сводами усыпальниц храма святого Павла захоронены многие публичные личности. Там покоится архитектор собора. Есть усыпальница адмирала Нельсона, художника Мура и поэта Тейта.

От этого храма начинается самая протяженная дорога Великобритании – шоссе А1.

Гендель сыграл там самые знаменитые композиции на органе. В 1621 году настоятелем храма, стоявшего на месте современного собора, был Дж. Донн. После смерти он также был похоронен на территории собора.

Всего на землях нынешнего Лондона когда-то возводили пять соборов в честь святого Павла. Все они сгорели или были разрушены викингами. Поэтому строительство нового храма было так актуально для англичан.

Данный собор св. Павла относится к англиканской конфессии. В основном собор сделан из портлендского известняка, и сегодня является действующим храмом.

В период Второй мировой храм продолжал свою работу даже во время бомбежек. Удивительно, но здание не получило существенных разрушений, пострадал лишь алтарь, который затем был с успехом восстановлен.

В этом соборе в разное время проводились значимые для Англии мероприятия. Например, свадьба Дианы и принца Чарльза состоялась именно там.

Орган данной церкви по своей величине стоит третьим в списке среди всех других английских органов.

На самом верхнем этаже церкви открыта смотровая площадка, откуда открывается восхитительный вид на Лондон.

Святой апостол, в честь которого выстроили храм в Лондоне, почитается практически во всех христианских конфессиях. Поэтому соборы с его именем есть во многих городах и государствах.

Собор св. Павла в столице Великобритании – величественное здание, совершенства которого желал сам король. Это святое место выстояло во время войн и волнений, и теперь почитается англичанами особо. Осмотр лондонских достопримечательностей будет не полным без посещения этого собора.

Добраться до самого храма не сложно. Рядом располагается станция «Святого Павла», от которой придется немного прогуляться вверх по холму.

Храм в Казани

Собор святых апостолов Петра и Павла, Казань.

Этот уникальный не только для Казани, но для всего Поволжья храм появился как память о пребывании здесь Петра I (1722 г.). Идея строительства принадлежала местному купцу Ивану Михляеву, в доме которого несколько дней прожил царь.

Двухэтажный 52-метровый собор стиля так называемого «петровского барокко», сочетавшего русские и европейские традиции строительства, украшенный богатым декором, быстро стал любим казанцами. Приезжали сюда бывавшие здесь русские цари, начиная с Екатерины II. Побывать в Петропавловском не удалось лишь последнему императору, Николаю II.

Любимый верующим народом храм после революции удалось закрыть только с 1939 г., попросту арестовав все духовенство. 50 лет здание постепенно разрушалось, пока «в руинированном состоянии», как говорили документы, не было возвращено Церкви. Ныне здесь восстановлен уникальный 25-метровый иконостас начала XVIII в., но самое главное – церковь стала средоточием множества святынь. Среди них:

  • чудотворный образ Богородицы Седмиезерная (XVII в.);
  • мироточивая Иверская икона Пречистой;
  • образ Апостолов, единственный, сохранившийся здесь с XVIII в.

Интересный фактОсобенность собора – то, что здесь находятся мощи непрославленных пока святых. Это митрополит Казанский Ефрем (Хвостов) и ученики свт. Гурия Казанского, монахи Иона и Нектарий. Сейчас готовится их прославление. 

Интерьер

Галерея нефа имеет протяженность 68 м, высота — 28 м, ширина — 37. Поперечная галерея (трансепт) имеет длину 51 метр.  Огромная гранитная купель работы скульптора Ф. Берда (XVIII век), стоящая в первой травее — материализованный призыв креститься водой. Препятствие у дверей стоит не случайно: через главный вход может войти только лорду-мэру города. По обеим сторонам чаши — две часовни. Левая (св. Дунстана) предназначена для частных богослужений. Правая носит имя святых Михаэля и Георгия.

Мозаики из венецианского стекла монументальны. Они интересны не только не традиционной трактовкой библейских персонажей, но и живописными деталями в стиле “наив”: птицы, животные, рыбы, моллюски соседствуют с героями Нового и Старого Заветов. Реформаторство англиканской церкви строится на Всеединстве, а потому разрешаются любые выразительные средства.

Вошедшие в собор слышат мощные звуки хора, переливы органной музыки, но не видят органных труб в конце зала: трубы размещены с двух сторон. Вместо органа — поток света из витража апсиды. Свет играет роль участника службы. У средокрестия возвышается кафедра. Напротив нее — место органиста.  4 травеи (квадратичных делений нефа) ведут к средокрестию, то есть, под самый купол. Столько же их — до замыкающей галерею апсиды. Широкие витражированные окна освещают зал, а позолоченные арки ритмично повторяются на своде.

Посетитель не увидит привычного в православных храмах иконостаса. Только ажурные ворота преграждают путь к жертвеннику. Прямо в соборе выставлен живописный холст “Светоч Мира” Холмена Ханта (в северной части трансепта). Но эта работа — не икона, а известное произведение искусства.

Прогулка Павла

Иллюстрация Джона Франклина «Прогулка Пола» для романа Уильяма Харрисона Эйнсворта 1841 года « Старый собор Святого Павла» .

Первое историческое упоминание о нефе, «аллее Павла», использовавшемся как рынок и место для общих собраний, относится к периоду правления епископа Брейбрука с 1381 по 1404 годы . Епископ опубликовал открытое письмо, в котором осуждает использование здания для продажи «товаров, как если бы это был публичный рынок» и «других … по наущению дьявола, камни и стрелы, чтобы сбивать птиц и галок. и голуби, которые прячутся в стенах и трещинах здания. Другие играют в мяч … разбивая красивые и дорогостоящие окрашенные окна, к изумлению зрителей ». В его указе преступникам грозит отлучение от церкви .

К 15 веку собор стал центром лондонской виноградной лозы . «Разносчики новостей», как их называли, собирались здесь, чтобы распространять последние новости и сплетни. Тех, кто посещал собор, чтобы быть в курсе новостей, называли «ходячими Павла».

По словам Фрэнсиса Осборна (1593–1659):

Собор Святого Павла стал местом, где можно узнать последние новости о текущих делах, войне, религии, парламенте и суде. В своей пьесе Англичан за свои деньги , Уильям Хотон (d. 1605) описал прогулку Павла как своего рода «открытых дверей» , наполненный «большой магазином компании , которая ничего не делать , но идти вверх и вниз, и вверх , и вниз, и вместе ворчат «.

Прогулка Пола, кишащая нищими и ворами, была также местом, где можно было услышать сплетни, злободневные шутки и даже проституток. В своей серии сатирических портретов современной Англии « Микрокосмография» (1628 г.) Джон Эрл (1601–1665 гг.) Описывает это так:

Собор Святого Павла

Рекомендовать место

1

Собор Святого Петра расположился на территории независимого государства Ватикан, недалеко от центра Рима. В древности, на месте собора располагался мученический цирк, где в качестве развлечений часто предавали казни первых христиан. Здесь так же издевались над апостолом Петром, в честь которого и был назван будущий собор.

Строительство здания производилось в 10-ом веке, а реконструкция в 16-ом. Размеры Собора Святого Петра по истине колоссальны — общая площадь сооружения более 22 000 квадратных метров, а высота 190 метров. До 1990-го года собор Петра являлся самой большой христианской святыней во всём мире. Главной реликвией собора считается то самое копьё, которым был убит Иисус Христос. Интерьеры собора украшены мозаикой «Крещение Христа».

Стоимость билетов Собор Святого Павла в 2019 г.

Билет включает вход в собор, посещение крипты и галерей, а также аудиогид (на русском языке нет)

  • Билет в кассе

    • Полный билет — 20 фунтов
    • Для детей до 6 лет — бесплатно
    • Для детей от 6 до 17 лет — 8,50 фунтов
    • Для студентов и лиц старше 60 лет — 17,50 фунтов
    • Семейный билет для 2 взрослых и 2–3 детей — 48,50 фунтов
    • Семейный билет для 1 взрослого и 2–3 детей — 34 фунта
  • Билет на официальном сайте

    • Полный билет — 17 фунтов
    • Для детей до 6 лет — бесплатно
    • Для детей от 6 до 17 лет — 7,20 фунтов
    • Для студентов и лиц старше 60 лет — 15 фунтов
    • Семейный билет для 2 взрослых и 2–3 детей — 41,20 фунта
    • Семейный билет для 1 взрослого и 2–3 детей — 29 фунтов
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector