Площадь и собор святого петра в ватикане

Площадь Святого Петра в Риме: местоположение на карте Рима

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

Добро пожаловать, или…?

Каждое воскресенье в 11.50 по местному времени на площади все ждут появления папы во втором справа окне верхнего этажа Апостольского дворца, совместного чтения молитвы «Ангел Господень» и краткой проповеди понтифика.

По средам с 10.00 утра площадь Святого Петра в Ватикане становится территорией для папской аудиенции.

В хорошую погоду Его Святейшество появляется на балконе собора Святого Петра, чтобы благословить паломников с разных концов света. Если погода не задалась, аудиенция проходит в зале на 6500 мест, построенном в 1964-71 гг.

По средам на площади Св.Петра проходит папская аудиенция

Если с аудиенцией все же не задалось, то можно ограничиться прямой трансляцией с церемонии – ее показывают на огромных экранах, установленных на площади. Кстати, проход на площадь Святого Петра в Риме в эти дни может быть ограничен.

Во время анонсированных обращений папы, инаугурационных и праздничных мероприятий площадь Святого Петра вмещает до 150 000 верующих.

Но и в обычные дни здесь полным-полно туристов: кто дотошно осматривает и фотографирует колоннаду, памятники и фонтаны, кто стоит в длинной очереди к билетным кассам в музеи Ватикана, кто сидит у обелиска, неспешно прогуливается или целенаправленно идет к Собору.

Попасть на аудиенцию Папы можно только по билетам

Кассы имеются и на территории Ватикана, но, чтобы добраться до них, придется отстоять несколько часов в очереди. Тогда посещение столицы Католичества рискует запомниться не только шедеврами Бернини и Микеланджело.

Популярные достопримечательности

  • Собор Святого Петра

  • Сикстинская капелла

  • Апостольский дворец

  • Ватиканские дворцы

Все достопримечательности

Экскурсии и достопримечательности в Ватикане

В самом сердце Рима, на Ватиканском холме находится маленький город-государство – Ватикан. Это суверенная территория Святого престола, резиденция высшего духовного руководства Римско-Католической Церкви, а также одно из самых влиятельных государств мира.

Ватикан – это прекрасный архитектурный комплекс величественных памятников разных эпох, интереснейшие музеи, в которых собраны шедевры мирового искусства, и прекрасные сады. Самой главной достопримечательностью Ватикана (а также всего Рима) является собор Святого Петра. Это грандиозное сооружение – главный католический храм мира. Впечатляет своим величием и раскинувшаяся перед собором огромная одноименная площадь с монументальными колонами. Площадь Святого Петра была построена по проекту известного итальянского архитектора Лоренцо Бернини и является главными воротами Ватикана.

За собором Святого Петра находится потрясающий архитектурный ансамбль Ватиканских дворцов (папская резиденция). Он объединяет в себе огромное количество различных сооружений (дворцы, галереи, капеллы, часовни, музеи и т.д.), построенные в разные эпохи и в разных стилях и считается одним из самых красивых архитектурных комплексов мира. Садовые дворцы являют собой образцовый пример садово-паркового искусства. Среди самых интересных мест стоит выделить Апостольский дворец (дворец Сикста V), Бельведерский дворец, Сикстинскую капеллу, Зал Реджа, Королевскую лестницу, апартаменты Борджиа, Станцы Рафаэля, капеллы Никколина и Паолина. В великолепных музеях Ватикана представлено поистине уникальное собрание шедевров мирового искусства с древних времен — живопись, скульптуры, церковные реликвии и многое другое.

Знаменитая Сикстинская капелла является одной из главных достопримечательностей Ватикана, а также величайшим памятником эпохи Возрождения. Капелла знаменита прекрасными фресками работы таких выдающихся мастеров как Микеланджело, Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккьо и др. Именно в Сикстинской капелле (начиная с XV века) проходят конклавы — выборы нового Папы.

Ватиканская библиотека знаменита редчайшим собранием рукописей средневековья и эпохи Возрождения, прекрасной коллекцией инкунабул, огромным количеством книг и манускриптов. В библиотеке также имеется огромное количество интересных гравюр, географических карт, монет и медалей.

Огромную историческую и культурную ценность имеет и Ватиканская пинакотека, основанная еще папой Пием VI во второй половине XVIII века. Здесь выставлена уникальная коллекция живописи 11-19 веков. Главным образом, в пинакотеке представлены творения знаменитых итальянских мастеров, но имеется и коллекция византийского искусства, некоторые работы художников из других стран. Традиционно в собрание входят только произведения религиозной тематики.

Представлен в Ватикане и шедевр современного искусства – так называемый «Земной шар» работы итальянского скульптора Арнальдо Помодора. Он был приобретен при папе Иоанне Павле II в 1990 году и выставлен в центре двора Пинии. Огромная (4 м в диаметре) медная скульптура состоит из двух сфер, при этом маленькая (наша планета) размещается в большой (Вселенная). Изломанные зеркальные поверхности сфер несут глубокий философский смысл – как бы ни малы были люди в отношении Вселенной, их действия часто приводят к разрушению окружающего нас мира.

Прекрасная архитектура, уникальные музейные коллекции и неповторимая атмосфера Ватикана ежегодно привлекает огромное количество посетителей самых различных вероисповеданий.

Чаевые

Чаевые составляют 10%-15% от суммы заказа. Иногда в меню указано, что плата за обслуживание уже включена в цены. При обслуживании у стойки чаевые не приняты.

Часы работы учреждений

Церкви открыты с раннего утра до 12.00 или 12.30, затем они закрываются на 2-3 часа, вновь открываются после «сиесты» и работают до 19.00 или даже позднее. Основные соборы и базилики открыты весь день, но чаще график работы индивидуальный.

Строительство собора

По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.

Архитекторы перестройки базилики:

  1. Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
  2. Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
  3. Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.   
  4. Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
  5. Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
  6. Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
  7. Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.

Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.

Интересный факт!

18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.

По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:

В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.

Основание собора приобрело форму латинского креста.

В этот день папа Урбан VIII освятил храм.

Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.

Облик собора Святого Петра в 1450 году.

История

Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.

Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.

В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».

Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.

В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.

Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.

Левый Неф

Гробница Папы Римского Александра VII

Гробница Фабио Киджи, Папы Александра VII, — шедевр Бернини. Он установлен в нише над дверным проемом в небольшой ризнице, но Бернини использовал дверной проем в символической манере. Папа Александр находится на его могиле. Гробницу поддерживают четыре женские фигуры, но только две из них полностью видны и воплощают милосердие и истину. Более того, стопа истины находится на глобусе мира, где ее Палец пронзен шипом протестантской Англии. Также здесь находится скелетообразная фигура Смерти, в правой руке которой находятся песочные часы.


Гробница Папы Римского Александра VII.

Баптистерийная Часовня

Баптистерийная часовня была спроектирована Карло Фонтаной. Кроме того, здесь есть главный алтарь, выполненный по оригинальной картине Маратты (1698).

Центр

В центральной части собора находятся четыре колонны, поддерживающие купол.

В проектировании этой части храма участвовал Микеланджело, согласно его проектам были построены многие архитектурные шедевры в числе которых и сам собор.Внутри собор украшен большим количеством мозаичных картин, а в самом сердце базилики стены украшают работы Доменикино.В этой части находится памятник Пию VII, выполненный некатолическим художником-Бертелем Торвальдсеном в 19 веке.В Соборе Святого Петра есть Григорианская Капелла (Gregoriana Cappella), посвященная создателю григорианского календаря, которым мы пользуемся в наши дни.

Гробница Святого Петра

Гробница святого Петра находится под базиликой Святого Петра недалеко от западного конца комплекса мавзолеев, датируемых между 130 и 300 годами нашей эры. Людям с особым разрешением разрешается спускаться к гробнице и молиться как можно ближе к телу Святого Петра.

Статуи святых

В центре собора находятся четыре большие статуи святых, связанные с основными святынями базилики: Святая Елена держит истинный крест и святые гвозди.

Статуя была создана Андреа Больджи. Другая статуя изображает святого Лонгина, который держит копье, пронзившее бок Иисуса.

Это важное произведение искусства было создано Бернини в 1639 году. На противоположной стороне находится святой Андрей с крестом, который был создан Франсуа Дюкесной

На противоположной стороне находится святой Андрей с крестом, который был создан Франсуа Дюкесной.

Наконец, статуя Святой Вероники и ее покрывало с изображением лица Иисуса находятся в центральной части базилики и сделаны Франческо Моти.

Балдахин

В центре базилики, над алтарем, возвышается бронзовый балдахин (балдахин), спроектированный Бернини в эпоху барокко.

Как уже упоминалось выше, когда базилика была закончена, не было никакой связи между главным корпусом, спроектированным Мадерно, и куполом Микеланджело. Так что Бернини пришла в голову идея создать бальдаккино и поместить его прямо над могилой святого Петра.

Под балдахином находится главный алтарь церкви. Кроме того, проект был заказан Папой Урбаном VIII, и работы велись с 1623 года по 1634 год.


Балдахин.

Царские врата

Святая дверь открывается в определенные “юбилейные годы”. Более того, тот, кто проходит через дверь, получает полную индульгенцию.

Не упустите возможность посетить Ватикан, когда он снова откроется в 2025 году!

Папские Мессы

Мессы с участием Папы Римского совершаются в Базилике Святого Петра, на площади Святого Петра или в обоих местах вместе.

Большая часть месс находится внутри базилики, которая имеет огромную вместимость и может вместить более 15.000 человек.

Святой Престол выпускает различные виды билетов: для кардиналов, губернаторов и дипломатов, епископов, священников, специальных гостей и общественных билетов.

Более того, для большинства массовых мероприятий вам нужно будет иметь билет. Вы можете получить его бесплатно прямо из швейцарский гвардеец на площади Святого Петра у “бронзовой двери” с 8 утра до 8 вечера (летнее время) и с 8 утра до 7 вечера (зимнее время).

дресс-код

Дресс-код в Базилике Святого Петра такой же, как и в любой церкви мира.

Вы должны прикрыть колени и плечи.

Кроме того, не приходите пьяными или не приносите алкоголь (вы можете взять с собой бутылку воды) и помните, что в церкви нельзя громко разговаривать.

Тот же дресс-код работает и с музей Ватикана.

Площадь Бернини

Взошедший в 1655 году на папский престол Александр VII (Fabio Chigi, 1599-1667), являвшийся большим знатоком в области древнего искусства, стремился придать Риму новую архитектурную перспективу. Для реорганизации площади перед базиликой Святого Петра, понтифик привлек Джованни Лоренцо Бернини, который уже несколько лет работал над интерьером нового возведенного храма.

Первый проект, разработанный архитектором в 1656 году, предусматривал создание трапециевидной площади, закрытой фасадами возведенных по ее периметру зданий с портиками. Их присутствие рассматривалось как экономическое и функциональное требование Конгрегации Фаббрика ди Сан Пьетро (Congregazione della Fabbrica di San Pietro) – специального органа, созданного во времена понтификата Юлия II для управления всеми работами, ведущимися при строительстве базилики. Эти постройки предусматривалось сдавать в аренду под магазины или обосновать в них престижные гостиничные номера для паломников с видом на площадь Святого Петра и новую великолепную церковь. Однако такое решение вскоре было отброшено по настоятельному требованию совета священнослужителей, посчитавших, что площадь в таком виде недостаточно монументально отражает литургическую роль базилики, которая все более становилась центром христианства.

Разрабатывая следующий проект площади Святого Петра, Бернини, преодолевая интриги и оппозиционную неприязнь, пришлось искать решение, создававшее некий компромисс между требованиями прелатов Фаббрики и самим Папой.

В конце концов, взаимное соглашение было достигнуто, и новый замысел архитектора определил сегодняшний вид площади. Пространство перед базиликой было разделено на две части: первая, в виде перевернутой трапеции с более длинной стороной вдоль фасада, создавало эффект расширяющейся перспективы как своеобразного приглашения войти в лоно Церкви; вторая, овальной формы с внушительной и торжественной эллиптической колоннадой, символизировала объятия Церкви, собирающей вокруг себя всех христиан мира.

С высоты птичьего полета вся эспланада во главе с Собором видится как гигантская замочная скважина, ключ от которой, переданный когда-то Спасителем своему ученику, храниться в главной церкви Мира. Очевидно, что в этом, скорее всего и состоял гениальный замысел великого Бернини.

Отели рядом с Ватиканом

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Площади Святого Петра — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Экстерьер собора Св. Петра в Риме

НЕ очевидные секреты проекта Бернини

Законченная в 16 веке величественная базилика требовала соответствующей оправы. Постановлением Ватикана, Бернини за 11 лет соорудил непревзойдённый до сих пор образец элегантности и изящности — площадь Св. Петра (Piazza San Pietro).

Созданная в , она представляет из себя эллипс. С двух сторон окружена колоннадой тосканского ордера. Подчеркнув главную ось композиции, архитектор добился ощущения стремительности движения и высокого накала чувств, чем так знаменито искусство барокко.

Трапецевидная площадь Ретта меньшего размера, которая примыкает к эллиптической части, делает католическую церковь более близкой и сокровенной.

План собора и площади Святого Петра в Ватикане. Всю композицию называют «ключом Св. Петра», потому что с высоты птичьего полёта она предстает в такой форме.

3 в 1 или привет паломникам из Египта

В центре эллипса возвышается египетский обелиск. Полагают, что когда-то он украшал цирк Нерона. Ему поклоняются как (1) свидетелю казни Св. Петра. Для его перемещения в 1586 году потребовалось 140 лошадей и 900 рабочих. Монолит весом 385 тонн устанавливали с помощью сложной системы канатной лебедки. Существует неподтверждённая легенда, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря.

От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял (2) роль гномона (астрологического инструмента, определяющего направление истинного меридиана), и (3) солнечных часов.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира. Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.

Фасад — «церковь бедных и для бедных»

В 17 веке Карло Мадерно украсил фасад гигантскими коринфскими колоннами (каждая 27.5 м в высоту) и тринадцатью статуями: Христос и одиннадцать апостолов (кроме Петра) плюс Иоанн Креститель.

За колоннами находятся 5 ворот или дверей, через которые можно войти в собор. Створки дверей центрального портала перенесены из старой базилики (работа середины 15 в). Рядом стоят конные статуи Карла Великого (Августино Корначчини, 18 в) и императора Константина (Бернини, 1670 г).

Там же находится ещё одна жемчужина экстерьера — прославленная мозаика Джотто конца 13 в. «Навичелла». Крайние двери слева — «Врата смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Через них отправляются в последний путь понтифики.

Символ, который начал разрушаться ещё в 18 веке

Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

  1. Санта-Мария-Маджоре,
  2. Св. Павла и
  3. Св. Иоанна Латеранского.

От пола до макушки креста высота почти 137 метров. Внутренний диаметр — 41.47 метров. Это меньше диаметра купола Пантеона (43.3 м), но превосходит купол Св. Софии в Константинополе.

В 18 веке купол стал разрушаться. Для придания дополнительной жёсткости свод стянули 4-мя прочными цепями

Создан во многом Микеланджело и построен его учеником Джакомо делла Порта во время короткого, но активного папства Сикстуса V (1585-1590). Купол поддерживают парусные своды. Барабан покоится на четырех мощных колоннах толщиной 18 метров. Именно Микеланджело увеличил размер и силу несущей конструкции. При этом сохранил центрическую композицию, задуманную Браманте.

Непосредственными соперниками купола собора Святого Петра в Ватикане являются

  • Флорентийский собор раннего Возрождения, спроектированный Филиппо Брунеллески и завершенный в 1434 году;
  • Константинопольский собор Святой Софии, завершенный в 537 году;
  • и купол, разработанный Кристофером Реном для Собора Святого Павла, закончен в 1710 году.

Постоянно наблюдает и ухаживает за зданием базилики специализированная группа рабочих (sampietrini). Благодаря им, оно всегда в отличном состоянии.

Сады Ватикана

Сады Ватикана

Сады Ватикана — парковая зона, охватывающая более половины площади Ватикана, расположенная в западной части государства.

Сады впечатляют своим неповторимым стилем и ухоженностью. А возле каждого растения расположена табличка с его названием.

Здесь свободно живут животные: белки. кролики, летучие мыши, хомяки, ящерицы, змеи, а по веткам порхают стаи попугаев и других птиц.

В садах можно увидеть грандиозный Palazzo Governatorato — дворец правительства Ватикана, виллу Казина — небольшую, живописную дачу папы Пия IV, выстроенную по примеру древнеримских вилл, а также древние башни Ветров, Иоанна, Галлинара, церковь Санто-Стефано-дельи-Абиссини и Палаццо Сан-Карло.

В садах находится фонтан Галеона XVII века, который представляет собой уменьшенную копию итальянского корабля, стреляющего водой из шестнадцати пушек, а также многочисленные каменные скамейки, скульптуры, лестницы, старые ватиканские стены, вышка радио Ватикана, ватиканский гелипорт и вокзал.

Попасть в сады Ватикана можно только по предварительному  бронированию, которое открывается за два месяца до посещения.

В стоимость экскурсии по садам Ватикана входит посещение Ватиканских музеев и Сикстинской капеллы.

Стоимость экскурсии, в которую входит самостоятельное посещение музеев Ватикана и экскурсия по садам Ватикана в сопровождении гида, составляет 33 евро.

Интерьер и внутреннее обустройство

Интерьер собора, куда изящные детали вписываются непринужденно и естественно, поражает красотой и утонченностью. Изображения, представленные в соборе, выполнены мозаикой, живопись отсутствует.

Скульптуры и фрески, иконы и тонкая золотая роспись, стены, отделанные лепниной, серебром, разноцветным мрамором, алтари и надгробья создают неповторимый колорит храма. Интерьер создавал итальянский зодчий Лоренцо Бернини, мастер потратил на украшение храма 50 лет жизни.

В центре собора – символ святого Петра, перевернутый крест, деревянное двухметровое распятие. Арочные своды высотой 23 метра и шириной 13 отделяют 3 нефа – вытянутых внутренних помещений, отделенных колоннами. Между входом и алтарем – галерея длиной 90 метров с ценнейшими произведениями искусства выдающихся мастеров.

Центральный неф

Протяженность центрального нефа 211 м, пол вымощен разноцветным порфиром и мрамором. Над входом в неф – фреска о спасении Иисусом тонущего Петра. В глубине – серебряная статуя апостола Петра работы Арнольфо ди Камбио.

Паломники утверждают, что статуя чудодейственна. Прикоснувшись рукой к ноге святого, можно попросить об исполнении желания. Если желание благое, то обязательно сбудется. Ступни статуи стерлись от прикосновений верующих.

Здесь же, в нише колонны, поддерживающей купол собора, – 5-метровое изваяние святого Лонгина, римского сотника, который пронзил Христа копьем, чтобы убедиться в смерти сына Божия. Кровь Христа брызнула на глаза легионера, который был очень слаб зрением, и он прозрел.

Вскоре Лонгин обратился в христианство, проповедовал учение Христа и почитается как христианский святой. Создатель статуи Лоренцо Бернини работал над скульптурой полвека.

Главный алтарь, окруженный 44 неугасимыми лампадами, изготовлен из цельного куска мрамора. Уникальная работа Бернини – балдахин над центральным алтарем. Роскошный бронзовый навес высотой 30 метров держится на 4 столбах с фигурами ангелов.

Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под навесом – позолоченный голубь, символ Святого Духа. Перед алтарем – лестница, ведущая вниз к гробнице святого Петра, которую можно увидеть и через «окно» в полу у алтаря.

Сквозь балдахин видна кафедра святого Петра – поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло святого Петра. Отцы церкви – почетный титул выдающихся церковных деятелей, обладающих авторитетом в церковной жизни: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий.

Правый неф

  • Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» высотой 1,74 м, выполненная из мрамора. Дева Мария держит на руках мертвого сына, страдая и скорбя. Скульптура хранится в стеклянном пуленепробиваемом ящике после нападения злоумышленника.
  • Деревянное распятие Иисуса Христа.
  • Капелла святого Себастьяна.
  • Дарохранительница из позолоченной бронзы.
  • Надгробие Григория XIII, который ввел новый григорианский календарь.
  • Памятник понтифику Льву XII.
  • Усыпальница маркграфини Матильды Каносской.
  • Часовня святого Причастия.

Левый неф

  • Скульптурный ансамбль гробницы Александра VII, стоящего на коленях, понтифика окружают статуи Милосердия, Истины, Справедливости, Благоразумия.
  • Часовня Крещения, украшенная мозаикой.
  • Усыпальница Марии- Клементины Собески.
  • Мемореал шотландской королевской семьи.
  • Надгробие понтифика Иннокентия VIII, в левой руке папа держит наконечник копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа.
  • Алтарь Преображения Господня работы Рафаэля.

В базилике хранятся христианские реликвии:

  • Частицы распятия креста.
  • Плат Вероники, на котором проявился лик Иисуса Христа.
  • Мощи святого Лонгинуса – легионера, пронзившего копьем тело Иисуса Христа.
  • Мощи святого Андрея, брата святого Петра.

В нишах – статуи:

  • Святая Елена, держащая Истинный Крест.
  • Святой Лонгинус с копьем.
  • Святая Вероника с платком.
  • Святой Андрей с Андреевским крестом. Андреевский крест в виде буквы Х, на таком кресте распяли апостола Андрея, брата святого Петра.

На нижнем ярусе собора – некрополь Ватикана со 100 гробницами, 91 – гробницы пап Римских.

Странная дорога, ведущая к храму

На флаге Ватикана два скрещенных ключа. Один – от Царствия Небесного, второй – от Вечного города. Площадь Святого Петра – символ безусловного духовного единства, воплощенный посредством архитектурных форм – с высоты птичьего полета тоже напоминает то ли огромную замочную скважину, то ли еще один ключ.

Но, строго говоря, площадь Святого Петра в Риме – это не одна, а три площади: Ретта («прямая»), Обликва («наклонная») и Рустикучи (по названию дворца, принадлежавшего роду Рустикучи).

Прямая как стрела виа делла Кончилиационе (улица Примирения), проложенная от замка Святого Ангела к Ватикану в 1936-50 гг., усиливает эффект: собор полностью доминирует над улицей, закрывая своей громадой весь горизонт.

Стилизованные под обелиски фонари по обеим сторонам улицы сливаются в одну колоннаду и ведут к настоящему обелиску на площади. Но по мере приближения купол собора вдруг начинает постепенно «проваливаться» и вскоре полностью исчезает за фасадом…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector