Рафаэль санти: жизнь и творчество художника
Содержание:
- Выход из музейного комплекса
- Собор Святого Петра в Ватикане
- Детство и юность
- Рафаэль Санти: портреты
- Станца Пожара в Борго
- Биография Рафаэля
- Станца д’Элиодоро
- Станцы Рафаэля
- Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
- История создания
- Как лучше спланировать посещение Ватикана
- Как добраться до Ватикана самостоятельно
- Примечания[править | править код]
- Архитектура
- Станца «Пожар в Борго»
- Смерть
- Работы художника
- Примечания
- Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)
- Stanza dell’incendio del Borgo
- Переезд из родного Урбино. Флоренция
- Отражение в искусстве[править | править код]
- Древнее искусство (античное, египетское, этрусское)
- Где увидеть фрески?
- Художественное наследие
- Как выбрать время для посещения
Выход из музейного комплекса
Есть два способа покинуть Сикстинскую капеллу – через общий выход, который ведет к знаменитой винтовой лестнице работы Микеланджело, и через боковую дверь, которая предназначена для выхода туристических групп и гидов. Воспользовавшись общим выходом, Вы попадете еще в несколько музейных залов, а после Вас будет ждать гардеробная и официальный выход из музея.
Если Вы понимаете, что сил совсем не осталось, или же хотите быстро и без очереди попасть в собор святого Петра, то можно пойти на хитрость и попробовать воспользоваться небольшим «читом», покинув капеллу через боковую дверь справа, которая почти всегда бывает открыта. Это не совсем по правилам, но обычно этому никто не препятствует – в дверь выходят участники групповых экскурсий, и Вы вполне можете сойти за кого-то из них. Выйдя из двери, вы сможете быстро и без очередей попасть в собор святого Петра.
ВНИМАНИЕ. Пользоваться «служебной» дверью стоит только в том случае, если Вы не оставляли вещи в гардеробе и не брали на входе в музей аудиогид
Имейте в виду, что если Вы перейдете по переходу в собор святого Петра, то дороги назад, в музейный комплекс, у Вас уже не будет.
Собор Святого Петра в Ватикане
Собор святого Петра – одна из крупнейших (а до недавнего времени бывшая крупнейшей) и, пожалуй, наиболее известная базилика христианского мира. Грандиозное сооружение возведено над могилой, в которой, по преданию, покоится апостол Петр. Размеры здания грандиозны и превосходят размеры большинства остальных христианских соборов – длина собора составляет 212 метров, а высота купола – 120 метров. Чтобы посетитель мог по-настоящему оценить масштаб конструкции, на пол собора нанесены отметки, обозначающие размеры других крупных базилик, расположенных по всему миру.
Неизгладимое впечатление производит не только размер сооружения. Над созданием собора трудились величайшие, прославленные мастера. Как внешний облик храма, так и его интерьер поражают гармонией и величием, торжественностью и архитектурной роскошью. Внутри собора хранятся многочисленные произведения искусства. Здесь хранятся удивительные мозаики, величественные надгробия и великолепные скульптуры, в том числе и знаменитая «Пьета» Микеланджело. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество реликвий, почитаемых как католиками, так и православными. Главная из них – гробница святого апостола Петра.
Великолепие собора и обилие художественных ценностей и реликвий изумляет
Чтобы общее визуальное впечатление дополнилось и «оживилось» интересной и полезной информацией, удивительными историями, чтобы узнать, на что обратить особое внимание и где «прячется» самое интересное, рекомендуем изучать собор святого Петра с аудиогидом
Экскурсия «Ватикан и Замок святого Ангела» с аудиогидом и путеводителем Travelry откроет для Вас Ватикан и поведает много интересного о соборе святого Петра и площади перед ним.
Еще одной интересной частью собора являются Гроты Ватикана, расположенные на подземном уровне, под базиликой святого Петра. В Гротах Ватикана можно увидеть усыпальницы римских пап и многих королевских особ, а также некоторые произведения искусства. Попасть в Гроты можно из собора святого Петра. Они открыты ежедневно с 7 до 18.00 (с апреля по сентябрь) и с 7 до 17.00 (с октября по март).
Детство и юность
Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.
Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.
Рафаэль Санти: портреты
Портретный жанр в творчестве Рафаэля занимает не такую видную роль, как религиозная и даже мифологическая или историческая живопись. Ранние портреты художника технически отстают от остальных его полотен, однако последующее развитие техники и изучение человеческих форм позволило Рафаэлю создавать реалистичные портреты, проникнутые свойственной художнику безмятежностью и ясностью.
Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения.
Еще один влиятельный портрет в исполнении Рафаэля – «Портрет Бальдассаре Кастильоне», который в свое время копировали Рубенс и Рембрандт.
Станца Пожара в Борго
Это последнее помещение, в росписях которого ещё заметна работа Рафаэля. Далее выполнение фресок было поручено его помощникам: Джулио Романо, Джован Франческо Пенни, Джованни да Удине и другим. Рафаэль к этому времени был занят другими важными папскими поручениями: изготовлением картонов для шпалер Сикстинской капеллы и руководством строительством базилики Св. Петра, должность которую он занял поле кончины Браманте в 1514 году.
Фрески были созданы между 1514 и 1517 годами. Основная идея цикла — прославление Папы Льва X с посредством историй, почерпнутых из жизни двух других пап с таким же именем: Льва III и Льва IV. Каждая сцена, взятая из «Liber Pontificalis», содержит намёки на нынешний понтификат, многочисленные классические аллюзии и литературные цитаты.
В композиции «Пожар в Борго» (итал. Incendio di Borgo) (1514), первой из фресок созданных в этой комнате, более всего ощущается рука Рафаэля, но также очевидны мотивы, заимствованные у великого Микеланджело. Фреска повествует о событиях, происходивших в одном из центральных районов Рима. По легенде когда в Борго (в районе, примыкающем к папскому дворцу) в 847 году произошел пожар, то он бушевал до тех пор, пока на балконе Ватиканского дворца не появился папа Лев IV и укротил стихию. Появившись на балконе, папа остановил пожар знаком креста. В центре картины на дальнем плане виднеется здание, в котором можно узнать фасад старой базилики святого Петра (ещё существовавшей до её перестройки). На балконе — папа Лев IV, направляющий крестное знамение на необъятное пламя.
В этой композиции можно увидеть много прекрасно нарисованных фигур. Справа, не раз повторяемая многими художниками, женская фигура с кувшинами воды, в центре — женщина, воздевшая руки, и юноша, пытающийся взобраться на стену. Слева — Эней, выносящий на плечах старика-отца Анхиза из горящего дома. Рядом с ним его жена Креуза и сын Асканий. Эта группа фигур говорит об использовании сюжета поэмы Вергилия «Энеида», в которой описан пожар Трои. После долгих странствий Эней создал свое царство в Италии. Поэтому он считается одним из основателей Рима.
Фреска «Битва при Остии» (итал. Battaglia di Ostia) (1514—1515) посвящена сражению при Остии (портовый город в устье Тибра) в 849 году, когда галеры морских республик Амальфи, Гаэта, Неаполя и Сорренто под командованием консула Сезарио, сына Серджио I, герцога Неаполитанского, пришли на помощь папе. Лев IV победно атаковал сарацинский флот, который планировал подняться по Тибру, чтобы разграбить и опустошить Рим. На фреске слева изображён папа Лев IV , но он имеет черты Льва X: намек на крестовый поход, организованный последним против турок-османов.
Фреска «Коронование Карла Великого» (итал. Incoronazione di Carlo Magno) (1516—1517) представляет важное историческое событие: коронацию императора франков Карла Великого папой Львом III в канун Рождества 800 года в древней базилике Святого Петра в Ватикане. Событие символизирует конкордат между Святым Престолом и Королевством Франции, подписанный в 1515 году в Болонье
Папа на фреске имеет портретные черты Льва X, а император Карл — Франциска I, французского короля на момент создания фрески.
Четвёртая композиция зала: «Клятва Льва III» (итал. Giuramento di Leone III) (1517) напоминает о клятве, данной Львом III в старой базилике Святого Петра 23 декабря 800 г., в которой он очистил себя от ложных обвинений племянников Адриана I за день до коронации Карла Великого. Как и на других фресках, папа Лев III изображен в образе Льва X.
Внизу на картуше имеется надпись: «Dei non hominum est episcopos iudicare» (Бог, но не люди судят епископов). Эти слова указывают на подтверждение, данное в 1516 году V Латеранским собором, буллы Unam sanctam Бонифация VIII, в которой был утвержден принцип непогрешимости римских пап: их ответственность может быть осуждена только Богом.
Рафаэль с учениками. Пожар в Борго. Станца «Пожара в Борго»
Биография Рафаэля
Рафаэль появился на свет 26 или 28 марта, или 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино. Его отцом был Джованни Санти – придворный художник и поэт герцога Урбинского, а мать – Марджи Чарла.
Еще в детские годы у Рафаэля начал проявляться талант к рисованию. Когда это заметил отец, он стал брать сына в мастерскую, в которой тот смог сделать первые шаги в искусстве.
Рафаэль рано лишился родителей и к 11-летнему возрасту уже был круглым сиротой. Любопытно, что к тому моменту биографии он уже смог зарекомендовать себя как подающего высокие надежды художника. В результате, он начал оттачивать свое мастерство у живописца Пьетро Перуджино.
Станца д’Элиодоро
Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей – верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета – все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска “Изгнание Элиодора” подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.
В другой работе “Месса в Больсене” показано удивительное чудо – руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска – “Освобождение апостола Петра” – повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой – проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.
Станцы Рафаэля
Монументальные полотна, украшающие стены папского дворца (а ныне Музея Ватикана), считаются величайшими произведениями Рафаэля. Трудно поверить, что работу над Stanza della Segnatura художник закончил за три с половиной года. Фрески, среди которых великолепная «Афинская школа», написаны чрезвычайно детально и качественно. Судя по рисункам и подготовительным наброскам, работа над ними была невероятно трудоемким процессом, что в очередной раз свидетельствует о трудолюбии и художественном таланте Рафаэля.
Четыре фрески из Stanza della Segnatura изображают четыре сферы духовной жизни человека: философию, теологию, поэзию и правосудие — композиции «Афинская школа», «Спор о причастии», «Парнас» и «Мудрость, умеренность и сила» («Мирские добродетели»).
Рафаэль получил заказ на роспись двух других комнат: Stanza dell’Incendio di Borgo и Stanza d’Eliodoro. Первая содержит фрески с композициями, описывающими историю папства, а вторая — божественное покровительство церкви.
Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.
Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.
Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.
История создания
В то время у власти находились папы Римские, и так как мало людей выступало против религии, то папы становились влиятельнейшими монархами. В то время папою правил Юлий II.
По описанию историков, этот первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. «Долой варваров!» – воодушевлял Юлий II, причем под «варварами» он подразумевал испанцев и французов, которые грабили и унижали Италию.
Юлий II не был тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство возродит былую славу Рима и прославит его самого. Поэтому Юлий II захотел превратить папскую резиденцию и собор Святого Петра в величественный художественный ансамбль, который бы олицетворял роль римско-католической церкви в мире. Папа хотел перестроить Ватикан и украсить здания грандиозными фресками.
Таким зданием стали станцы, которые находились в папском дворце. Для их росписи папа Римский пригласил именитых художников: Джованни Бацци по прозвищу Содома, Перуджино и многих других. Однако увидев эскизы молодого 25-летнего Рафаэля, папа отменяет указ и назначает для росписи Рафаэля, который уже стал известен во Флоренции. Сейчас эти эскизы хранятся в музеях Ватикана.
В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов Ватикана. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца, именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста.
Фрески в Ватиканском дворце принесли Рафаэлю не только славу выдающегося художника, но и основателя нового направления в живописи, получившего название «римский классицизм».
Как лучше спланировать посещение Ватикана
Два места в Ватикане привлекают особенно много туристов. И каждое из них отличается гигантскими размерами и обилием достопримечательностей. Это собор Святого Петра и Музеи Ватикана. В каждое из этих мест отдельный вход (в Музеи – платный, в Собор – бесплатный). При планировании посещения учитывайте, что на одно только изучение музейных коллекций может уйти целый день! И это при том, что для туристов в музеях выставлена на обозрение лишь небольшая часть сокровищницы мирового искусства – некоторые залы закрыты для посещения. Как, впрочем, закрыта и та часть Ватикана, где живет и занимается своими делами Папа и административные органы католической церкви.
Стоит ли посещать и собор, и Музеи Ватикана в один день? Это зависит от Ваших интересов и физических возможностей. Если Вы планируете внимательное изучение богатейшей коллекции Музеев, мы рекомендуем запланировать их посещение на отдельный день. Даже простая прогулка по территории огромного музейного комплекса Ватикана может быть утомительной, а если Вы задерживаетесь в каждом из залов, чтобы рассмотреть экспонаты, то посещение точно будет продолжительным. Останутся ли после этого силы на осмотр собора? Это очень индивидуально. А собор святого Петра заслуживает отдельного внимательного изучения.
Оплачивается только вход в Музеи Ватикана. За посещение собора Святого Петра не взимается плата, он в течение всего дня (кроме тех случаев, когда весь Ватикан полностью закрывается) доступен для желающих. Таким образом, можно сэкономить силы, разбив визит в Ватикан на две части, одна из которых будет полностью посвящена осмотру музейного комплекса, а вторая – посещению собора Святого Петра и прилегающей площади.
Если же у Вас мало времени в Риме, и Вы хотите успеть как можно больше в короткий срок, то вполне можете посетить и Музеи Ватикана, и собор святого Петра за один раз. Но в этом случае заранее определите, что именно хотите увидеть в Музеях, чтобы сразу устремиться в интересные Вам залы. В противном случае Вы рискуете задержаться там надолго.
Если стандартной программы Вам мало, а время позволяет, Вы можете также заказать дополнительную экскурсию в Сады Ватикана (Giardini Vaticani) – «зеленое сердце» крошечного государства. Красивые скульптуры, исторические фонтаны, редкие растения, великолепный ландшафтный дизайн делают эту парковую зону, занимающую более 20 га, приятным островком природы и искусства. Посещение Ватиканских садов возможно только с организованной экскурсией, которую необходимо бронировать заранее.
Одно из наиболее труднодоступных, но интересных мест Ватикана – древний Некрополь, расположенный под собором святого Петра, под Гротами Ватикана, на уровне пола самой древней базилики, построенной еще в IV веке. В некрополе сохранились старинные фрески раннехристианского периода. А главной святыней и ценностью этих «подземелий Ватикана» является гробница святого апостола Петра. Именно над ней когда-то была построена базилика, именно место упокоения апостола является духовным центром Ватикана, именно над этой гробницей установлен главный алтарь собора. Чтобы попасть к гробнице святого Петра и в древнеримский некрополь, необходимо особое предварительное бронирование.
Как добраться до Ватикана самостоятельно
Являясь государством-анклавом, Ватикан находится на территории Рима, итальянской столицы. И несмотря на формальный статус города-государства, граница между Италией и Ватиканом очень условна и пересекается свободно.
Добраться до Ватикана удобно на метро. Если Вы планируете начать посещение Ватикана с собора святого Петра, то ближайшей станцией будет Ottaviano – San Pietro. От выхода из метро до Ватикана – 7-10 минут ходьбы. Если же сначала посещаете Музеи Ватикана, то доезжайте до станции метро Cipro. От нее Вы быстро доберетесь до входа в музейный комплекс. Чтобы не заблудиться, пользуйтесь оффлайн-картой в нашем GPS-путеводителе по Риму.
Примечания[править | править код]
- Steinmann E. Die Plünderung Roms durch Bonaparte // Internationale Monatsschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. — Leipzig, 1917. — 11/6-7. — Рр. 1—46, 29
- Смирнова И. А. «Станца делла Сеньятура». Её назначение и проблемы программы росписи // Рафаэль и его время. — М.: Наука, 1986. — С. 46—64
- Schneider Adams, Laurie. Italian Renaissance Art. Boulder: Westview Press, 2001. С. 346
- Paoletti, J; Radke, G. Art in Renaissance Italy (неопр.). — London: Laurence King Publishing (англ.)русск., 2005. — С. 409. — ISBN 1-85669-439-9.
- Власов В. Г.. «Парнас» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 181
- Библейская энциклопедия. М, 1891. С. 293
- (итал.). Musei Vaticani. Дата обращения: 23 июля 2016.
- Pierluigi De Vecchi. Raffaello. — Milano: Rizzoli, 1975
- Пихлер, семейство граверов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Архитектура
Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте, именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.
К сожалению, немногие из строительных замыслов великого мастера существуют по сей день: некоторые из планов Рафаэля не были осуществлены из-за его смерти, а некоторые из уже построенных проектов были либо снесены, либо перемещены и переделаны.
Руке Рафаэля принадлежит план внутреннего двора Ватикана и расписных лоджий, выходящих в его сторону, а также круглой церкви Sant’ Eligio degli Orefici и одной из капелл в церкви Святой Марии дель Попполо.
Станца «Пожар в Борго»
Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.
Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.
Противоположную стену занимает «Битва при Остии». Сюжет показывает морское сражение в устье Тибра между римлянами и сарацинами. Сидящий на мраморной глыбе Лев IV (изображен Лев X) с благодарностью за дарованную свыше победу смотрит на небо.
«Коронование Карла Великого» украшает следующую стену. Исторический факт имел место в соборе Святого Петра в 800 году. Персонажам приданы черты современников: Лев III имеет поразительное сходство с Львом X, а Карла не отличить от французского короля Франциска I.
Четвертая фреска это – «Оправдание Льва III». Сюжет рассказывает о событиях 800 года: Понтифик клянется в своей чистоте и безгрешности. Торжествует вера и правда.
Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.
Смерть
Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.
Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
Работы художника
Галатея
Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.
Освобождение Святого Петра
Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.
Обручение Девы Марии
Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.
Примечания
- Роджер Джонс и Николас Пенни, Рафаэль, Нью-Хейвен, 1983, 113; Ингрид Д. Роуленд, «Ватиканский стан», в «Кембриджском компаньоне Рафаэля», изд. Марсия Б. Холл , Кембридж, 2005, стр. 111.
- Джонс и Пенни, 117; Роуленд, 112.
- Джонс и Пенни, 117; Джон Поуп-Хеннесси, Рафаэль, Лондон, 1970, 112; Роуленд, 113.
- Джонс и Пенни, 118–121; Папа-Хеннесси, 115.
- Джонс и Пенни, 118; Роуленд, 112–113.
- Рафаэль , Phaidon Publishers, 1948, стр. 24.
- Рафаэль, Марсия Б. Холл (редактор), Кембриджский компаньон Рафаэля , Cambridge University Press, 2005, стр. 195.
- Джонс и Пенни, стр. 74: «Казнь Афинской школы … вероятно, последовала заказнью Парнаса ».
- М. Smolizza, Рафаэль у эль Amor. La Escuela de Atenas como protréptico a la filosofia , в Idea y Sentimiento. Itinerarios por el dibujo de Rafael a Cézanne , Барселона, 2007, стр. 29–77.
Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)
Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура . Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.
Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).
Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.
«Афинская школа»
Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, словно возражая собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.
Stanza dell’incendio del Borgo
Stanza dell’incendio дель Борго был назван в честь Пожар в Борго фреска , которая изображает папа Лев IV осеняя крест , чтобы погасить бушующий огонь в Борго районе Рима , недалеко от Ватикана . Этот номер был подготовлен в качестве музыкальной комнаты для преемника Юлиуса, Лео X . На фресках изображены события из жизни Пап Льва III и Льва IV. Другие картины в зале — «Клятва Льва III» , «Коронация Карла Великого» Львом III и «Битва при Остии» . Хотя « Огонь в Борго» был основан на зрелых проектах Рафаэля, он был выполнен его помощниками, которые нарисовали остальные три картины без его руководства.
Клятва Льва III
Клятва Льва III, 1516–1517 гг.
23 декабря, 800 AD , папа Лев III принял присягу очищению в отношении обвинений , выдвинутых против него племянников своего предшественника Папа Адриан I . Это событие показано в «Клятве Льва III» .
Коронация Карла Великого
Коронация Карла Великого , 1516–1517 гг.
Коронация Карла Великого показывает, как Карл Великий был коронован Императором Романорумом в Рождество 800 года.
Пожар в Борго
Пожар в Борго , 1514–1517 гг.
Пожар в Борго показывает событие, которое задокументировано в Liber Pontificalis : пожар, вспыхнувший в Борго в Риме в 847 году. Согласно католической церкви, Папа Лев IV сдержал огонь своим благословением.
Переезд из родного Урбино. Флоренция
Мадонна с безбородым Иосифом
В 1504 году Рафаэль сопровождал Перуджино, когда тот отправился во Флоренцию. Город тогда был центром цивилизации, в котором бурлила мысль и деятельность, в том числе художественная. Здесь, в колыбели Возрождения, наставник вводит ученика в круг именитых художников. Рафаэль, познакомившись с Леонардо да Винчи (1452-1519), копирует его картину «Леда и лебедь». Если бы не эта копия, мир никогда не узнал бы об этом произведении – оригинал утрачен. Знакомство с Микеланджело (1475-1564) также дало молодому художнику импульс к саморазвитию – он всегда цепким взглядом ухватывал новое, оригинальное и привносил это в свою живопись.
Во Флоренции живописец создаёт два десятка мадонн с младенцами и несколько картин, причисленных к ранним шедеврам:
- «Обручение Девы Марии» – почти полное повторение картины Пьетро Перуджино;
- «Сон рыцаря» – один из первых заказов мастера;
- «Мадонна Конестабиле» или «Мадонна с книгой» – неоконченная миниатюра, приобретённая в 1871 году Александром II для супруги. Позже, при переносе картины с дерева на холст, было обнаружено, что предметом в руках героини первоначально был гранат (символ крови Христа), а не книга;
- «Три грации» – также одна из первых работ, выполненных на заказ;
- «Мадонна с щеглом» – сильно пострадавшая работа – рентген показывает, что деревянная основа собрана из 17 частей.
В произведениях Рафаэля Санти флорентийского периода ещё заметно влияние учителя Перуджино. Для обретения авторского стиля потребуется всего пара лет. Практики у молодого художника предостаточно – слава о нём растёт, что вызывает увеличение количества заказов и рост благосостояния.
Отражение в искусстве[править | править код]
Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов).
Скульптор итальянского барокко Дж. Л. Бернини, создавая скульптурную группу «Эней, Анхиз и Асканий» (1618—1619; Галерея Боргезе в Риме), изображающую сцену, описанную в поэме Вергилия «Энеида», использовал композицию фигур с фрески Рафаэля «Пожар в Борго».
Русский живописец К. П. Брюллов в 1824—1828 годах для зала копий Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге написал в Италии маслом на холсте копию «Афинской школы» Рафаэля.
Древнее искусство (античное, египетское, этрусское)
Среди залов, посвященных античному искусству, стоит выделить Музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino), в котором находится знаменитая скульптурная группа «Лаокоон и сыновья» и огромное множество других произведений греческого и римского классического искусства. Также античные произведения искусства можно увидеть в Галерее канделябров (Galleria delle Candelabri), Музее Кьярамонти (Museo Chiaramonti).
Если Вы интересуетесь историей и культурой древнего Египта, большую коллекцию египетских древностей, в том числе мумии, Вы найдете в Григорианском Египетском музее (Museo Gregoriano Egizio). А Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco) познакомит Вас с древней культурой этрусков, которая оказала огромное влияние на культуру Древнего Рима.
Где увидеть фрески?
- Станцы Рафаэля находятся в музее Ватикана по адресу: Roma, Viale Vaticano;
- режим и время работы: музейный комплекс открыт все дни недели, исключая воскресенье, с 8:45 до 16:45, в субботу короткий рабочий день – до 13:45;
- попасть туда можно по единому билету, который разрешает посещение всех выставок музейного комплекса. Цена вопроса составляет 16 EUR, для студентов и пенсионеров половина стоимости полного билета, т. е. 8 EUR. Если заказывать заранее по интернету стоимость обойдется на 4 EUR дороже: 20 EUR и 12 EUR соответственно;
- перед походом стоит уточнить информацию на сайте музея.
Художественное наследие
Сегодня такое понятие, как гармония форм и цветов в живописи, синонимично с именем Рафаэль Санти. Эпоха Возрождения приобрела уникальное художественное видение и практически идеальное исполнение в творчестве этого замечательного мастера.
Рафаэль оставил потомкам художественное и идейное наследие. Оно настолько богато и разнообразно, что в это тяжело поверить, взглянув на то, какой короткой была его жизнь. Рафаэль Санти, несмотря на то что его творчество было временно накрыто волной маньеризма, а затем барокко, остается одним из самых влиятельных художников в истории мирового искусства.
Как выбрать время для посещения
При скромных размерах Ватикана, к нему ежедневно стекаются огромные очереди туристов и верующих со всех концов света. Чтобы сохранить силы, успеть увидеть больше и при этом не толкаться в толпе, лучше всего отправляться в Ватикан утром, пока Вы полны сил и пока его не наполнили туристические группы. Собор святого Петра работает с 7 утра, Музеи Ватикана – с 9.00.
По наблюдениям многих путешественников, самые свободные от столпотворения дни – это вторник и четверг. Самый загруженный день – среда, так как по средам на площади Святого Петра выступает Папа. В воскресенье в Ватикане довольно свободно, но только потому, что все музеи закрыты.
Время года также влияет на количество посетителей Ватикана. Январь и февраль – самые лучшие месяцы для тех, кто ценит искусство и хочет насладиться им в полной мере, в относительно спокойном темпе и не оказываясь в итоге невероятно плотной толпе, концентрирующейся в Сикстинской капелле.
В последнее воскресенье месяца вход в музеи Ватикана бесплатный. На это соблазняются многие туристы, однако, невероятная перегруженность Ватикана количеством посетителей в эти дни может испортить впечатление и не принести ничего, кроме усталости.
Также следует помнить, что в некоторых случаях Ватикан полностью закрывается для туристов – это связано с мероприятиями и визитами высокопоставленных гостей.
Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта – 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября – 7.00-19.00.
Режим работы Музеев Ватикана: с понедельника по субботу – 9.00-18.00 (вход и кассы – до 16.00). С 6 мая по 29 июля и со 2 сентября по 28 октября музеи также открыты ночью в пятницу (19.00-23.00, вход до 21.30). Закрыты по воскресениям, за исключением последнего воскресения месяца (с 9.00 до 12.30 вход бесплатный!)