Что такое церковь в православии
Содержание:
- Древняя Церковь лучше современной?
- Стиль собора
- Виды православных храмов
- Почему без Церкви невозможно Спасение
- Возрождение храма
- Что такое царственное священство?
- Церковь Вознесения Господня в Коломенском
- Часовня св. Василия Блаженного
- Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)
- Архитектура храма
- История строительства
- Собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади (1 424 запросов)
- Казанский собор
- Если посмотреть на Церковь как на корпорацию — она «красная» или «бирюзовая»?
- Признаки
- Завершение реставрации
- Реставрационные работы в середине ХХ в
- Румынский Патриарх и его папские облачения
- Церковь Михаила Архангела в Тропарёво (1 185 запросов)
- Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1 130 запросов)
- История знаменитой иконы
Древняя Церковь лучше современной?
Пятидесятница. Фреска. Сербия. XIV век
Церковь как явление парадоксальна. Она, конечно, не исчезла; она одновременно и изменилась, и осталась неизменной. Дело в том, что Церковь — это не изобретение людей, а подарок Бога людям, которым было дано отчасти им распоряжаться.
В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов (Деян 2:1–4), и это стало моментом рождения Церкви в мире. Православные богословы неоднократно пытались дать Церкви определение, но все полученные в итоге формулировки нельзя признать удовлетворительными, потому что суть бытия Церкви не поддается описанию. Ведь она (эта суть) имеет непосредственное отношение к Божественной реальности, и эта часть природы Церкви не меняется веками, но постоянно меняется ее человеческая составляющая. В первые века она была одной, сегодня стала иной.
Стиль собора
Нынешний вид собора очень отличается от раннего строения, которое имело белые стены, крашенные под кирпич, позже появилась растительная живопись. Строение представляет уникальный комплекс центральный шатер и восемь куполов вокруг него по восьми направлениям света.
По проекту собор состоит из форм в виде квадратов, которые формируют звезду с направлениями на восемь частей света, как символ пресвятой Богородицы. Знак восемь имеет символическое значение воскрешения Спасителя. Строение возводили из современного в те времена кирпича. Детали украшений, основание и цоколь были из белого кирпича, а крыша оформлена кафелем из поли хрома и кокошниками.
Лучшая статья для Вас, переходите: Иверский монастырь на Валдае
Одной из самобытной особенности собора является соединение здания общим основанием и галереей. Стиль сочетает европейское и русское зодчество периода Возрождения. Отличительные черты имеют арочные проемы, в строении прочные стены и отсутствует подвал. Северная часть свода здания не имеет никаких столбов для поддержки.
В 17 столетии здание было перестроено и украшено в разные цвета. Появилась живопись с фресками на куполах и столпах. Такой вид могут наблюдать посетители в настоящее время.
Купола храма Василия Блаженного луковичной формы, а центральное строение завершается конусом. Все главы отличаются друг от друга по цвету и фактуре.
Виды православных храмов
Собор
Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.
Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.
Церковь
Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).
Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.
Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.
Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.
Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.
Часовня
Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря. После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места. В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.
Почему без Церкви невозможно Спасение
Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:
Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:
В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:
Возрождение храма
С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.
Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери
Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.
Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.
Что такое царственное священство?
О царственном священстве говорит апостол Петр в своем Первом послании (1 Пет 2:9). Царственным священством он называет людей, принадлежащих Церкви Христовой, то есть всех христиан вне зависимости от их звания, должности или положения. В апостольские времена не было такого четкого распределения церковных обязанностей, которое мы можем наблюдать сегодня. В Древней Церкви не было митрополитов, архиепископов и других привычных нам именований. Не было и четкого разделения на клириков и мирян. Нельзя сказать, что все члены Древней Церкви занимали равное положение и несли одинаковое служение, — нет. Были апостолы — проповедники Евангелия, были пресвитеры — совершители таинств, диаконы — ответственные за дела милосердия.
В это понятие он вкладывает два смысла. Первый смысл раскрывает святой Василий Великий. Он пишет, что только у царя есть привилегия умереть за свой народ. Христианину Спасителем дана привилегия повторить Его путь — пожертвовать собой ради других и через это обрести истинное счастье. Второй смысл — это то, что христианин должен освящать окружающую его реальность, своими словами и поступками умножать любовь вокруг, делать присутствие Бога в мире еще более ярким. Таким образом, статус царственного священника — великий дар свыше и одновременно огромная ответственность.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Фото: Fotokto.ru
Имеет огромную историческую ценность. Церковь выстроена в 16-м веке из камня и кирпича вблизи села Коломенское. Обитель предназначалась для посещения царской семьи. Потому она не впечатляет размерами. Но внутренние убранства поражают роскошью и великолепием.
К сожалению, первоначальная роспись стен не сохранилась. Все, что видит посетитель – реконструкция. Но факт не влияет на посещаемость. Церковь всегда полна желающих вознести молитвы и благодарность Господу.
Сюда лучше приехать в составе экскурсии. Историческое место достойно внимания и подробного изучения.
Московские храмы удивительно красивы. Их история интересна и поучительна. Именно поэтому посещать их лучше в сопровождении профессионального гида. Он поведает немало подробностей, связанных с историей достопримечательностей, расскажет удивительные факты и легенды. Религиозные памятники столицы – важная часть истории города и государства. Не упускайте возможности увидеть эти легендарные шедевры архитектуры.
Часовня св. Василия Блаженного
Современником царя Ивана Грозного был необычный человек — богобоязненный юноша из окольной деревни Елохово. В юности он покинул родной дом и скитался по улицам столицы. Василий от Бога был удостоен дара предвидения. Он постоянно обличал лицемерие и ложь своих сограждан, невзирая на сан и сословие. Таких людей в народе называют юродивыми или блаженными. Церковь почитает их святыми, принявшими на себя подвиг мнимого безумия. Иван Грозный очень почтительно относился к блаженному, принимал у себя в палатах, прислушивался к его советам.
Когда Василий умер, его похоронили на кладбище Троицкой церкви около оборонительного рва Кремля, где и был позже построен храм Василия Блаженного в Москве. Год создания собора и дата смерти святого, который принимал участие в сборе средств для его строительства, мистически совпадают. В 1588 году Василий, Христа ради юродивый, был канонизирован Церковью. По повелению царя Федора Ивановича над его могилой был построен храм, по сути, являвшийся десятым приделом собора. Он и дал известное на весь мир название всему священному сооружению.
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)
Во всей Москве эта церковь является одним из наиболее посещаемых и красивых православных храмов. Архитектура этого памятника XVII века известна далеко за пределами России. Изначально церковь Николая Чудотворца была из дерева, а первое упоминание о ней датируется 1625 годом. На смену ей в 1657 году пришло каменное строение, а вместо простого, строгого стиля появился более вычурный, нарядный – так называемое «дивное узорочье». Этот стиль широко использовал цветные изразцы, яркие краски, множество декоративных элементов. Здание церкви было возведено из кирпича, который был отделан белым камнем, а фасады украшают красно-зелёные изразцы. С момента постройки каменный храм неоднократно реставрировался, однако, богослужения в нём при этом не прекращались – он всегда был открыт для верующих.
Архитектура храма
Собор Покрова на Рву (также называемый Покровский) был выполнен в шатровом стиле и является его высшим достижением. Насколько бы ни казалось сложна архитектура постройки на самом деле все просто, это привычный в русском зодчестве восьмерик на четверике. В центре выстроено самое большое здание по высоте, остальные меньше, по принципу убывания. Примечательно, но собор абсолютно не симметричен.
Все переходы от высокого к малому, от широкого к узкому сглаживают удивительные элементы декора: резьба, кокошники, выемки, цветовая игра. Соотношения высоты и основных частей этого храма образуют ряд золотого сечения.
Как говорилось ранее, купола обрели цвет только в XVII веке. Все поражаются тому, что цвета везде разные, но никто не придает вниманию их форме и рисунку. На самом деле ни один из куполов не повторяет другой. Форма самих главок луковичная, а вот их декоративные элементы имеют форму правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр.
В соборе поразительная акустика. Любые звуки усиливаются и словно поднимаются вверх, под самый купол. Мастера, которые работали над постройкой знали одну хитрость. Они вмонтировали в стены глиняные кувшины, которые выступили в роли акустических резонаторов.
Собор Покрова на рву в разные годы. Счастливая судьба
Храм поразителен не только своим внешним видом, но и своей историей. Он неоднократно подвергался пожарам, во время войны с Наполеоном французы грабили утварь, осколки снарядов терзали стены и крышу, а при становлении советской власти храм и вовсе хотели взорвать.
Никто не смог стереть с лица земли эту удивительную постройку. Да, она подвергалась многочисленным реставрациям и раньше была вовсе не такой, какой мы видим ее сейчас. Нынешний облик храм приобретал на протяжении шести столетий.
История названия храма
Почему же название храма первоначально было другим? Второго октября состоялось взятие Казани, это произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Строение именовали Собором Покрова что на рву в честь церковного события. Но в народе закрепилось другое название, привычное для современников. Люди назвали церковь Храмом Василия Блаженного в честь известного в Москве юродивого. Говорят, Василия очень любит простой люд, а царская знать уважала и не смела с ним спорить. Юродивый круглый год ходил без одежды, считая, что это долг за его дар.
Мужчина был прозорлив и нередко высказывался о делах государства. После смерти Василия Блаженного похоронили в одном из приделов собора.
Постройки, входящие в комплекс храма
Стоит отметить, что Собор Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей. Каждый придел храма назван в честь святого, дни памяти которых приходились на ключевые бои за Казань. Удивительно, что собор снаружи выглядит весьма внушительным, а внутри его места очень мало. Некоторые приделы могут вместить до 10 человек.
Здания храма образуют восьмиконечную звезду, образованную совмещением ромба и квадрата. По углам ромба расположены крупные церкви, по углам квадрата – малые. Восьмиконечная звезда является символом Богородицы. Звезда считается путеводной. Считается, что она ведет человека к Небесному Иерусалиму.
Мастера вкладывали в здание особый смысл, люди относились к нему с особой любовью, а главы государства боялись его «трогать». Многие говорят, что бог помог сохранить храм в самые его тяжелые году, будто накрывал его огромным невидимым куполом для защиты. Сейчас сложно надеяться на высшие силы и только люди могут сохранить это рукотворное чудо. Ныне в храме не проводятся служения, он является частью государственного музея. В нем проводятся экскурсии, есть штат сотрудников, которые следят за порядком и чистотой.
История строительства
В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.
Вид собора от Красной площади
Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.
Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.
Собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади (1 424 запросов)
Первый собор на этом месте появился в 1625 году, после чего он неоднократно подвергался разрушениям и последующим реконструкциям, при каждой из которых его облик существенно менялся. Последняя «реинкарнация» собора произошла в 1990 году. Согласно легенде, чудесное обретение иконы Казанской Божьей Матери произошло после сильного пожара 1579 года, превратившего Казань и её кремль в руины. Начавший немедленно отстраивать свой сгоревший дом стрелец обнаружил под слоем песка икону Божьей Матери. По всему городу вскоре поползли слухи о чудесных исцелениях, виновницей которых считали икону. Долгое время эта икона служила покровительницей и защитницей русских воинов. Во время войны с Польшей русская армия брала копии этой иконы, а когда война завершилась победой, то воины обещали построить в центре Москвы храм в честь этой иконы.
Казанский собор
Фото: Flickr.com
Собор восстанавливали 2 раза. Первую деревянную церковь, возведенную еще в 1625-м году, уничтожил пожар. После этого правитель отдал приказ выстроить каменное сооружение. Эта святыня принимала прихожан до 1936-го года. Но и ее затем уничтожили большевики, захватившие власть.
В начале 90-х годов прошлого столетия было принято решение о восстановлении церкви. Проектом занялся Олег Журин. Гениальный архитектор сумел выстроить точную копию разрушенной обители.
В стенах храма хранится ценнейшая реликвия христиан – Икона Казанской Божьей Матери с рамкой для святых мощей. Сюда ежегодно устремляются миллионы паломников.
С Казанским собором связана удивительная легенда. Согласно преданию дочери стрельца Онучина приснился сон. Богородица просила девочку отыскать образ. По словам Божьей Матери, он находился под развалинами сгоревшего дома. Поутру Матрона отыскала чудотворную икону.
Собор находится на Никольской улице, неподалеку от Охотного ряда. Открыта святыня ежедневно, посетить ее может каждый желающий.
Примечателен факт того, что в России существует два храма с подобным названием. Один расположен в столице, а второй возвели в Санкт-Петербурге.
Если посмотреть на Церковь как на корпорацию — она «красная» или «бирюзовая»?
Клер Грейвз, американский психолог
Последние
годы периодически можно услышать словосочетание «бирюзовая компания». О чем, собственно, речь? Это понятие восходит к теории психолога Клера Грейвза
(1914–1986), который утверждал,
что человечество развивается от грубых
биопсихосоциальных форм (типа
примитивных племен, главная
цель которых — выжить) к более прогрессивным и, по сути,
человечным. В 2014 году Фредерик Лалу применил теорию Грейвза к управленческим моделям в бизнесе. Лалу
описал пять типов
(точнее, стадий развития) организаций, которые можно встретить и сегодня. Каждому типу для наглядности был присвоен определенный цвет.
Последний, самый совершенный, пятый тип и есть «бирюзовый». Вот как сам автор
характеризует этот тип:
Только представьте себе фирму, где прямо на совещании руководства играют дети сотрудников, и это не какой-то форс-мажор — няня заболела, а обычная ситуация. Каждый сотрудник имеет право голоса, и когда кто-то из новичков предлагает хорошую идею, ее поддерживают, даже если до этого основатель компании предложил что-то другое. Начальника не боятся, а уважают. Между сотрудниками компании устанавливаются доверительные, практически семейные отношения. То же самое происходит и в отношениях с клиентами. Вы скажете, это какая-то очередная утопия, придуманная группой хипстеров. На бумаге (или экране) все это выглядит очень гладко, но в жизни такого быть не может. Но нет, «бирюзовые» компании существуют, их уже тысячи по всему миру, и они показывают невероятную эффективность, так что даже такие солидные и консервативные организации, как Сбербанк, начинают применять «бирюзовые» принципы организации труда.
К чему это долгое вступление? Если задуматься, то Церковь еще задолго до Грейвза, во времена рабовладельческого строя, провозглашала много чего «бирюзового»: говорила о том, что все мы братья и сестры, что если хочешь быть первым, будь всем слугой, что надо носить тяготы друг друга. И это были не просто слова — как пишет апостол Лука, в раннехристианской общине «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4:32). Апостол Павел говорил, что Церковь — это Тело Христово (1 Кор 12:27), живой организм. У Церкви как организации есть одно существенное отличие от «бирюзовых» компаний. Если человек не вписывается в семью «бирюзовой» компании, его уволят (да, вежливо, с улыбкой, но уволят), а Церковь прибегает к этому средству (отлучению) только в самых крайних случаях. Это порой даже возмущает.
Христиане не могут сказать: так, все белые и пушистые — к нам, а черные и колючие, например, к мусульманам. Господу нужен каждый. Нет, Церковь земная — это не «бирюзовая» компания, это «врачебница», больница. А в больнице нужен режим, процедуры и послушание врачам. Вот когда «будет Бог все во всем» (1 Кор 15: 28), тогда золотые стены Нового Иерусалима будут отливать бирюзой (Откр 21:19–20).
Признаки
В Никео-Цареградском исповедании православной веры в его девятом догмате поем – верую: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Единство Церкви – величайшая ценность. Христос пришел соединить человека с Богом и всех людей во Христе Иисусе. Он пришел восстановить Богом данное единство, нарушенное грехом, гордостью и себялюбием. В Церкви происходит восстановление единства, объединение всех, в соединении со Христом в преломлении хлеба и в благословении вина.
Обретая единство с Богом, члены Церкви обретают и единство друг с другом. Христос говорит нам: Надо помнить, как наши церковные взаимоотношения влияют на отношение к церкви остального мира. Нас оценивают из-за ограды.
Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего. Великое благо и дар прикоснуться к этой Любви. Иоанн Богослов — Апостол Любви говорит:
Как же надо каяться, если вместо этого среди нас на приходах возникают всякие трения, недовольства, оговоры, пересуды, рознь и, прости Господи, даже вражда. Надо каяться и молиться, чтобы Господь не отнимал от нас великого сокровища единства в Его любви.
Церковь Святая, потому что она есть установление Божие, глава ее Сам Иисус Христос. Святость есть свойство Божие. Посторонние часто упрекают церковных людей в каких-то грехах, мол, в церковь ходит, а то-то и то-то делает, какой нехороший. В церкви безгрешных нет.
Церковь есть врачебница, а в лазарете и раны, и гной, и запах. Но
Церковь свята не потому, что состоит только из святых и праведников. Христос исцеляет наши болезни, Им мы не только преображаемся, но и обоживаемся. Через Него наша Церковь соделывается «причастницей божественного естества» (2Пет.1:4). Церковь Свята, потому что свято, без изменений хранит учение, данное Им, потому что в ней действует Святой Дух. «Кроме Церкви негде взять святыни», — говорит Святитель Димитрий Ростовский.
Соборная – это особая характеристика нашей православной Церкви. Церковь называется соборной или вселенской (кафолической), потому что для нее нет границ, он несет Свет спасения всем, без различия национальностей. В нашем понимании соборность отличается от кафоличности.
На западе слово кафолическая понимается как всемирная, а в переводе Кирилла и Мефодия, на славянском языке появилось понятие соборная, что точнее выражает существенное качество православной Церкви. Мы понимаем, что соборность стоит на Троичности — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, Три Личности, но Единое Существо.
Это триединство — великая Тайна, приоткрывающаяся нам в Любви. Предвечный Совет дает образ Собора – как совета, и определяет бытие Церкви – соборное в совете и любви. Ангельский Собор славит Бога на Небе, а на земле для людей учрежден Божественный союз любви – соборная Церковь. Власть в Церкви принадлежит Соборам, Первоиерарх избирается соборно.
Святитель Кирилл Иерусалимский оставил нам поучение о соборности Церкви:
Церковь Апостольская, потому что началась с апостольской проповеди.
Куда бы ни приходили апостолы – везде исправлялись нравы, исцелялись больные языческим дурманом люди, и создавалась христианская община, которая становилась потом поместной церковью. Апостолы передавали своим последователям и ученикам не только свою веру, любовь к их Божественному Учителю, но и святые наставления, уроки жизни, воспитывали в благочестии, учили молиться.
Апостолы передали дальше и дар Духа Святого, полученный в огненных языках. Они через возложение рук поставляли на служение смотрителей — епископов, или блюстителей за соблюдением жизни по вере, порядка в общине, и за совершением Святых Таинств, рукополагали пресвитеров, которые вслед за ними все дальше несли Евангельскую весть, проповедуя Воскресение.
Апостольское преемство в нашей Святой Церкви не прекращается с первых апостолов и никогда не прекратится. Церковь и до ныне свято исполняет заповедь Христову: , продолжая апостольское служение.
Завершение реставрации
Собор прекратили реставрировать во время Великой Отечественной войны, но после ее завершения он открылся в рекордно быстрые сроки. Уже 7 сентября 1947 г., в день празднования 800-летия Москвы, храм был открыт на торжественном мероприятии во время массового празднования на Красной площади.
А через несколько лет началась полная реставрация внутренних стен. Детальное исследование позволило обнаружить настоящую роспись времен постройки. Собору начали возвращать его настоящий облик, тогда же была обнаружена точная дата постройки: 12 июля 1561 г. В 1960-х гг. собору перекрыли купола, заменив металл на устойчивую к износу медь.
Она не требовала регулярных замен и обновления, тогда же купола перекрасили и вернули им привычный современный облик. Обнаружение оригинальных фресок позволило воссоздать оригинальную роспись во внутренних храмах и на нескольких наружных фрагментах.
При нем открылась наибольшая коллекция из 19-ти колоколов. В этом же году было утверждено право совместного пользования собором между Государственным историческим музеем и Русской православной церковью.
Новые реставрационные работы начались в 2001-м г. и длились на протяжении почти десятилетия. Это самая масштабная и полноценная реставрация за всю историю собора. Все десять церквей были обновлены, отреставрирована главная святыня собора, икона Покровы. Нижний ярус и подклеты были так же отремонтированы. На данный момент в списке «7 чудес России» собор занимает 5-е место.
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает
Румынский Патриарх и его папские облачения
То, что Русскую Церковь возглавляет Патриарх, мы воспринимаем как что-то само собой разумеющееся. А вот то, что есть другие Православные Церкви с Патриархами во главе, знают не все. Вообще в мире сегодня существует пятнадцать Поместных Церквей. И девять из них обладают
статусом патриархата, совсем
как Русская Церковь. В России
Патриарх носит на голове белый
куколь — особый головной убор
белого цвета. Это знак или символ его
служения. Куколь — вещь уникальная, его носит исключительно Патриарх Московский и всея Руси. Еще одним уникальным элементом патриаршего облачения является зеленая мантия с
бело-красными полосами — «потоками».
Патриарх Румынский Мирон (1868–1939)
У Патриархов иных Поместных Церквей
также очень интересные облачения. Вот, например, в Румынской Церкви
все одежды Патриарха имеют
белый цвет: и клобук (головной убор), и ряса
(верхняя повседневная одежда). Выглядит все это, надо сказать,
очень торжественно и красиво. Румынская Церковь очень
древняя и при
этом очень молодая. Дело в том, что христианство существует на нынешних румынских землях почти с первого века.
А вот независимой Румынская Церковь стала
только в 1885 году. В течение своей
истории румынские христиане были то частью
Римской Церкви,
когда она еще не отделилась от православия, то частью Церкви
Константинопольской. Какое-то время население Румынии в церковном плане
подчинялось и России.
В 1925 году было
принято решение, что Румынскую Церковь будет возглавлять епископ с титулом
Патриарха. Первый Румынский Патриарх Мирон (Кристя) в знак своего
статуса стал носить
белые одежды. Как кажется, причина
этого кроется в названии
государства. В оригинале «Румыния» звучит как «Романия», то есть «римская». Румыны до сих пор ощущают
себя наследниками величия
Римской империи. Они даже
говорят на измененной, но все же латыни.
Несмотря на полное
господство в Румынии
православия, сами румыны
чаще смотрят на Запад, чем
на Восток. Их священники,
подобно западным, бреют
бороды. Белые одежды Румынского Патриарха — это в каком-то
смысле дань западному прошлому Румынской Церкви, ее принадлежности к римской церковной традиции, ведь и глава
Католической Церкви Римский
Папа традиционно носит белые одежды.
Церковь Михаила Архангела в Тропарёво (1 185 запросов)
Также несколько раз возводилась церковь архистратига Михаила в Тропарёво. Первое, ещё деревянное здание, было поглощено пожаром. В конце XVII столетия решили возвести в честь Михаила каменный храм, который и был построен в 1694 году. Средства на строительство церкви дал женский Новодевичий монастырь, поскольку село Тропарёво принадлежало его приходу. Война с Наполеоном, а позднее и разрушительные первые десятилетия правления большевиков сильно изуродовали храм. Однако в 1964-1970 годах специалисты «Мособлреставрации» много усилий вложили в реставрацию церкви как снаружи, так и внутри. Храм в Тропарёво считается сейчас большой святыней, поскольку в нём хранятся многие очень ценимые христианами реликвии: иконы Божьей Матери «Достойно есть», «Неупиваемая Чаша», икона Святой княгини Анны Кашинской, Великомученика Георгия, Николая Чудотворца, Блаженной Московской Матроны.
Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1 130 запросов)
Эта церковь появилась в 1704-1713 годах во время правления Петра I. Церковь Иоанна Воина – прекрасный образец русского барокко, он уже свыше трёх веков стоит на Большой Якиманке. Планировка у здания исконно русская (якобы её начертал сам император), использующая принцип «восьмерик на четверике». У здания неожиданно яркий фасад, украшенный жёлтой, зелёной и красной мозаикой. За всю свою длинную историю эта церковь никогда не прекращала работу, даже в суровые для неё 20-30 годы прошлого века. Верующие особенно чтят этот храм и за то, что в нём находится много особо почитаемых реликвий: икона и кусочек мощей с перстнем от великомученицы Варвары, икона Владимирской Божьей Матери, другие иконы и ковчеги, содержащие прах свыше 150 угодников.
Руки в Ноги
Оценить!
8.63
10014
12345678910
История знаменитой иконы
В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.
Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.
С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.