Башня сююмбике в казанском кремле

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на обзорной экскурсии по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

Башня Сююмбике — «падающая» часть Казанского Кремля

Это не миф — башня действительно падает. В начале XX века она наклонилась на 148 сантиметров. После этого основание укрепили железным обручем, что замедлило падение башни. В 1985–1991 годах даже проводились работы по «выпрямлению» башни с помощью спецтехники, удалось незначительно её выпрямить. Сейчас наклон составляет 198 сантиметров. Особенно хорошо «падение» заметно ночью, когда башня Сююмбике подсвечивается светодиодными лампочками. Архитекторы и археологи убеждены, что «падение» башни было остановлено вовремя. Если бы башню укрепили немного позже, то процесс был бы необратим.

Местные жители верят, что башня Сююмбике исполняет желания. Для этого достаточно прикоснуться к ней и представить себе желаемое. Чем ярче представишь объект мечтаний, тем быстрее сбудется загаданное!

Интересные факты

  • Падающая казанская башня Сююмбике выше падающей Пизанской на два метра.
  • В восемнадцатом веке башня обеспечивала великолепный обзор более чем на 50 километров, благодаря чему город всегда знал о грозящей ему опасности.
  • В советское время рядом с башней Сююмбике проводились раскопки – были найдены остатки мечети и ханских усыпальниц, обломки надгробий с надписями, монеты.
  • В 1994 году территория Казанского кремля, где находится падающая башня, объявлена культурным музеем-заповедником.
  • Башня Сююмбике запечатлена в российском фильме «Сокровища О.К.». Главные герои по сюжету пробираются в башню в поисках сокровищ. Для съемки крупных планов в московском павильоне был отстроен фрагмент башни Сююмбике в естественную величину.
  • С 1991 года башня выполняет функцию минарета – в ней читают поминальные молитвы по соотечественникам, которые погибли в 1552 году при взятии Казани Иваном IV.
  • Если верить местным старожилам, загаданное при подъеме по лестнице к воротам башни желание непременно исполнится.

(34 оценок, среднее: 4,71 из 5) Ещё интересные сооружения

  • Чамские башни Пошану
  • Башня смерти в Перми
  • Башня дураков в Вене
  • Лондонский Тауэр

Легенды

За три с половиной сотни лет история Сююмбике обросла различными преданиями. Одна легенда связывает башню с Иоанном IV Грозным. Российскому царю донесли о восхитительной красоте правительницы Казани, и он захотел взять ее в жены. Гордая царица-мусульманка противилась браку с христианином. Тогда российский государь приказал сравнять ее владения с землей, а жителей Казани убить. Царица вынуждена была согласиться, чтобы спасти свой народ, но во время свадьбы она прыгнула с каменной башни и разбилась.

Другая легенда рассказывает, что башню построили за 7 дней уже после взятия Казани. Сююк согласилась на предложение российского царя, но попросила Иоанна IV Грозного сделать необычный свадебный подарок – каменную башню. Всего за неделю – по одному ярусу в день башня была готова, и начался пышный свадебный пир.

Вид на башня Сююмбике от Тайницкой башни

Московиты радовались, а жители Казани грустили, что никогда больше не увидят свою добрую госпожу. В разгар пира Сююк поднялась на самый верхний ярус, последний раз посмотрела на город, прыгнула вниз и погибла.

Согласно третьей легенде башню построили по воле самой царицы. Сююк так скорбела об умершем муже, что повелела возвести в память о нем дозорную башню из кирпича. Тело Сафа-Гирея похоронили в белокаменном мавзолее, рядом с высокой постройкой.

Как это часто происходит, историческая правда гораздо печальнее старинных легенд. В 1551 году, за несколько месяцев до падения Казани, царицу и ее малолетнего сына арестовали и отправили в «почетный» плен в Москву. Горестное прощание Сююк с могилой любимого мужа подробно описано в русских летописях и татарском фольклоре. Царица так сильно оплакивала свою судьбу, что сопровождавший ее воевода тоже прослезился.

В чужой для нее стране Сююк не бедствовала, но была морально подавлена. Она просила отпустить ее к родителям в Ногайские степи, но получила отказ. Против воли Сююк выдали замуж за старого и уродливого касимовского хана Шаха-Али. Ее сын Утямыш был крещен в Чудовом монастыре, и его стали называть Александром Сафакириевичем. В неволе он прожил всего 20 лет. Бывший татарский царевич нашел свой последний приют в Архангельском соборе Московского кремля.

Точная дата смерти казанской царицы неизвестна. Считают, что это произошло в 1557 году, когда знатной пленнице было всего 38 лет. Историки предполагают, что Сююк похоронена под безымянным надгробным камнем в мавзолее своего последнего мужа – хана Шаха-Али, который находится в городе Касимов.

Что, и правда падает?

Как бы ни была красива архитектура башни Сююмбике, знаменитость ей принес, в первую очередь заметный наклон в сторону. Благодаря этому она пополнила список падающих башен мира. В него входит далеко не одна только Пизанская башня.

Причина наклона в том, что западная стена Сююмбике стоит на прочном старом фундаменте. Из-за этого она более устойчива, чем остальные стены. Сейчас шпиль отклонен от вертикали на 1,98 м и это видно невооруженным взглядом

Обратите внимание на первый ярус, стянутый обручем. Таким образом башню пытались «удержать» на месте

Это не помогло, но, говорят, что под башней можно гулять без опасений.

Башня Сююмбике. Фото: @rustam_iskhakov

Архитектура

Это сооружение напоминает Эйфелеву башню в Париже: оно тоже является эмблемой столицы, Казани. Одновременно постройка относится к типу падающих башен, как и Пизанская. А однозначно определить архитектурный стиль достаточно сложно: традиции русского зодчества тесно оплетены татарскими мотивами. Основные элементы конструкции подробно описаны исследователями:

  1. В качестве фундамента строители применили столбы из дуба. Со временем, под тяжестью сооружения они погрузились на 2 метра.
  2. Цемента тогда не знали: его роль в скреплении кирпичей исполнил известковый раствор.
  3. Грани ярусов смягчены валиками из красного кирпича. Эти элементы конструкции препятствуют ветровой эрозии.
  4. Нижние 3 яруса имеют кубическую форму. В них устроены гульбища с бойницами: это особенность русских дозорных башен. Следующие 4 в сечении имеют восьмиугольники. Последний ярус – дозорная вышка.
  5. Оканчивается конструкция шпилем с полумесяцем, эмблемой мусульман. Вряд ли он был в момент постройки.
  6. Впечатляет размер строения: от уровня земли до шпиля 58 метров. Для предполагаемого времени возведения высота значительная.

Татарские элементы прослеживаются в орнаментах, плетениях решетки, декоративных вставках. Они выгодно разбавляют строгий московский стиль.

История строительства

Все документы могущественного Казанского ханства погибли при взятии города войсками российского царя Иоанна IV Грозного. Письменные источники более позднего времени сгорели при сильном пожаре в Москве в 1701 году. Никаких летописей раннего периода не сохранилось, поэтому историки продолжают спорить о том, в каком году в кремле появилась Сююмбике.

Башня Сююмбике с высоты птичьего полёта

Одни исследователи считают, что высокая башня стояла еще при казанских ханах. Позже ее перестроили в ту башню, которая сохранилась до наших дней.

Другие уверены, что строительство произошло между 1645-1650-ми годами. В пользу этой версии говорят археологические раскопки в основании постройки.

Башня Сююмбике на фоне Благовещенского собора

Некоторые историки убеждены, что Сююмбике – более молодое здание. Постройка появилась в конце XVII – начале XVIII веков. Это подтверждают данные старых карт и заметное влияние на архитектуру московского барокко.

Нижнюю границу строительства определить гораздо проще. В 1638 году в Казани побывал немецкий путешественник и историк Адам Олеарий. Дотошный ученый тщательно зарисовал, все, что видел в ханской столице. Однако на его набросках нет ни одного строения, которое хотя бы отдаленно напоминало Сююмбике.

Башня Сююмбике на фоне Дворцовой (Введенской) церкви

Местонахождение и особенности сооружения

Башня Сююмбике – сторожевая, или дозорная башня Казанского кремля – главной достопримечательности столицы Татарстана. С ее вершины хорошо просматриваются реки Волга, Казанка и районы вокруг них. Сююмбике – башня падающая, наклоненная в сторону северо-востока. «Падать» она стала практически сразу после окончания строительства. Есть две версии причины этого падения: одни специалисты считают, что башня возведена на старом фундаменте, не рассчитанном на такое масштабное сооружение; другие – что фундамент закладывался специально для башни, но был недостаточно глубок.


В начале двадцатого века отклонение составило 128 сантиметров. Восстановительные работы, проведенные в 1990 годах, приостановили крен башни. Сегодня отклонение шпиля от вертикали достигает 1,98 метра. Особенность башни еще и в том, что она находится внутри кремля как отдельное сооружение. В нижнем ярусе башни предусмотрен сквозной проезд с распашными воротами. Навершие башни несколько раз меняло свое украшение. Сначала оно венчалось яблоком, затем поочередно – гербом царской России и полумесяцем.

Загадки и поверья

Многие историки и даже экскурсоводы задаются вопросами, на которые в данный момент невозможно найти ответ. Это вызывает повод для различных дискуссий и споров, которые не оканчиваются в течение нескольких лет. Вот лишь наиболее интересные загадки, которые подкрепляются достоверными фактами, а также одно интересное поверье:

  1. Точный год строительства остается неизвестным. В одних летописях сказано, что годом постройки башни является 1552-й. Однако в документах, которые частично уцелели при пожаре башни в 1777 году, написано, что башня была возведена в 1557 году. Вполне возможно, что некоторые ученые неправильно трактовали написанную и обгоревшую информацию. Однако факт остается фактом — точных сведений о том, когда именно была возведена башня, до сих пор нет.
  2. Архитектура XVII века. У многих специалистов вызывает вопросы тот факт, что архитектура постройки взята из XVII или даже начала XVIII века. Можно сказать, что причина тому кроется в неоднократных разорениях постройки и пожарах, которые на ней происходили. Однако это все равно не отменяет того факта, что даже фундамент был возведен по той технологии, которая должна была появиться лишь в начале XVII века.
  3. Некоторые из туристов верят, что если они загадают желание, стоя у подножия башни, то оно обязательно сбудется. Причиной такого поверья стала легенда, с которой связано строительство башни. По одной из версий, сооружение было возведено в честь самой царицы, заявившей, что выйдет замуж за хана только в том случае, если тот построит башню, которая будет олицетворять ее красоту и стройность фигуры. С тех пор некоторые люди считают, что эта постройка действительно исполняет желания. Поэтому посетить достопримечательность можно и для того, чтобы проверить достоверность этой теории.

Несмотря на то что о строительстве сооружения толком ничего и неизвестно, эта достопримечательность все равно привлекает к себе внимание туристов. Скорее всего, люди просто хотят узнать информацию от тех, кто работает в здании

Вот только это не дает 100% гарантии, что они окажутся правы. Ведь даже ученые умы уже несколько столетий ломают голову над тем, что произошло при строительстве. Хотя все может измениться уже через несколько десятков лет, когда на поверхность всплывут новые факты, ранее неизвестные человечеству.

Почему башня наклонилась?

Башня Сююмбике относится к «падающим» башням – так называют строения, которые отклонены от своей основной оси. Самой известной падающей башней является Пизанская. Но она не одна! В мире насчитывается более полусотни подобных строений. Среди самых популярных: церковь в Восточной Фрисландии (Германия), Часовая башня британского парламента (Англия), башня в Невьянске (Россия), пагода в Сучжоу (Китай) и другие.

Почему наклонилась башня Сююмбике? Обследование историков и строителей показало, что она построена на месте старой деревянной дозорной башни и фундамент глубоко ушел в землю. Башня наклонена именно в ту сторону, где деревянный фундамент ушел глубже. У падающей башни Сююмбике отклонение от основной оси достигает двух метров. Сейчас фундамент укреплен и падение башни остановлено, хотя наклон остался и является своеобразной туристической «фишкой» этой башни.

Символика форм

Суммируя сказанное, можно констатировать присутствие на фасадах и в силуэте башни Сююмбике мотивов казанско-татарской традиции, механизм появления которых на русском оборонительном сооружении 1 трети 18 века нуждается в специальном разъяснении.

Использование в новом сооружении элементов татарской архитектуры, возможно, служило задаче символизировать идею Царства Казанского (так называлась присоединенная к России территория вплоть до начала 18 века), только что переименованного в Казанскую губернию в образе надвратной башни оберкомендантского дома, под российским управлением (двуглавым орлом). Следует сказать, что воплощение такой идеи в виде стилизации некоторых элементов башни «в татарском духе» выглядит вполне логичным. В их число могли войти как цитаты с фасадов реальных памятников (трехчетвертные колонны, «сталактитовые» капители, ячеистые консоли), так и чисто ассоциативные мотивы, вносящие в образ сооружения воспоминания о татарских прототипах (вытянутость силуэта, минаретоподобное завершение). Особенно интригует выбор места на панораме Кремля, габаритов и типологическое подобие сооружения, фактически повторившие спустя столетие архитектуру Сары Капка. Не думаю, что причиной этого стало сохранение в целом или руинированном виде остатков Сары Капка, вновь восстановленных в 18 веке, на чем настаивает Г.Айдарова-Волкова. Правда, в этом случае сооружение либо попало бы в описание Писцовых книг, либо было бы отмечено местными краеведами. И, самое главное, комплекс «башня-церковь Введения», относись он к татарскому времени, не накрыл бы собою некрополь Казанских ханов 15-16 вв. Более вероятно, что Сары Капка и некоторые другие сооружения Арка были запечатлены кем-то из казанцев (на бумаге или живописно, — например, на иконе) до их исчезновения и воспроизведены при строительстве башни оберкомендантского дома. Большие пожары 1749, 1770 и 1815 гг., уничтожавшие всю Казань, погубили множество документов, — в числе которых, возможно, были и эти изображения. Так или иначе, упомянутые архитектурные детали на фасадах башни Сююмбике говорят нам о существовании реальных прототипов, они не являются чьей-то фантазией и могут быть причислены к вновь выявленным чертам средневекового татарского зодчества.

Когда появилась башня?

Многих интересует, когда возникло это сооружение — башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.

Таблица 1

Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение. Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1)

При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.

Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 — начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается «мечеть у Царева двора». Судя по всему, мечеть использовалась в хозяйственных целях и была разобрана при строительстве комплекса Оберкомендантского дома, причем минарет ее оказался под башней Сююмбике (если не был вмурован в толщу ее северного пилона).

Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт. На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети — церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца — высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!


Фото №18522. Башня Сююмбике

История

Строительство

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.

Предположения о существовании башни в ханский период

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.

Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Версии о возведении башни в русский период

В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.

При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.

Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.

В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

Навершие

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.

Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.

В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

Кто такая царица Сююмбике?

Надо сказать, что название «Башня Сююмбике» далеко на сразу закрепилось за башней, впервые в литературных источниках оно появилось в 1832 году. А до этого имела множество названий: и «Татарская», и «Дозорная», и «Древняя», и даже «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь». Кто же такая Сююмбике? И почему в ее честь назвали башню в Казанском кремле, проспект в Набережных челнах и огромное количество улиц в разных городах и селах Татарстана?

Царица Сююмбике

Сююмбике — одна из самых узнаваемых и известных личностей в истории Казанского ханства. Во-первых, она прапраправнучка Едигея, основателя династии, которая впоследствии возглавила знаменитую Ногайскую орду и дочь бия Юсуфа. В принципе, одного этого факта ее биографии хватило бы для того, чтобы войти в историю, но это еще не все. Сююмбике была женой трех казанских ханов. Первым мужем стал Джан-Али, за которого ее выдали в возрасте 12 лет, но семейная жизнь не сложилась и, во многом благодаря связям отца, был найден второй муж.

Тут надо сказать, что Джан-Али не устраивал не только юную царевну, но и власти, поэтому ему на смену был поставлен Сафа-Гирей. Вместе с Казанским ханством он получил и Сююмбике, которая стала его пятой супругой. После его смерти царевна фактически правила ханством, так как их сын и наследник был несовершеннолетним. Третий брак случился против ее воли — в 1553 году она стала супругой касимского правителя Шах-Али.

Башня Сююмбике в Казани

Но полюбил народ Сююмбике не за удачные замужества и знатное происхождение. Во времена своего недолгого правления царица отменила ряд довольно жестких налогов для крестьян, мелких ремесленников и торговцев, за что они прозвали ее «любимой госпожой» и «крестьянской царицей».

Редкий турист уходит от башни без фото

Нельзя не сказать и о том, что знаменитая дворянская фамилия Юсупов, берет свои корни из рода Сююмбике. Ее сын Утямыш-Гирей был отправлен в Москву и крещен под именем Александр Гиреевич Юсупов. Именно его могилу можно увидеть в Архангельском соборе Московского кремля.

Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?

С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.

Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.

Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.

Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.

Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.

Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.

Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.

Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector