Храмы москвы по ближайшему метро
Содержание:
- Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире
- Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
- Устройство православного храма
- Средняя часть храма
- Cтарая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь
- Виды православных храмов
- Православный храм: история формирования
- Собор Успения Божией Матери, 1479 год
- Чем отличается церковь от мечети: краткое сравнение
- Пушкинская
- Во сколько начнется Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2020 году?
- Православный храм: алтарная часть
- Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
- Успенский собор
- Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
- Новодевичий монастырь
- История создания Храма Христа Спасителя
- Горнее место и жертвенник
- Определение слова «Храм» по БСЭ:
- Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение
- Православный храм: алтарная часть
- Храм Василия Блаженного
- Устройство православного храма
Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире
Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.
В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.
В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.
На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочныйиконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.
В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.
Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.
Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.
Устройство православного храма
Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос.
Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.
На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.
Средняя часть храма
Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.
В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.
Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре.
Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.
Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.
Cтарая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь
В село Верховлянь мы пойдем по полевой дороге.
Обычно названия сел оканчиваются на -о как Авдулово. В названии села Верховлянь
отражено его местоположение в верховьях реки Осенка. Раньше село Верховлянь
(а известно оно с 1577 г.) называлось Верховляны.
Оно лежало на пути из Москвы в Коломну и было богатым и процветающим селом.
Вокруг села Верховлянь поля с поспевающими хлебами.
15 июля. Самая середина лета.
Вокруг луга цветут.
Вот зеленое пятно клевера в окружении розовых пятен василька лугового.
Под белыми зонтиками бессмертника пламенеет буквица лекарственная.
Несмотря на свою разрушенность, старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь поражает своим величием. Ведь она построена в начале XX
на пике процветания села.
А разрушена и оскорблена старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь была сильно.
В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили мастерскую по ремонту тракторов,
позднее обрушили южную и северную стены.
Ребятам с Геокэшинга удалось записать рассказ старожила села Лидии Михайловны.
Весьма поучительная история для любителей поглумиться над святынями.
«Большевики и местные жители растащили иконы в драгоценных окладах и прочую
ритуальную утварь. Колокол сняли…
Череда
несчастий постигла одну из семей, принимавшей участие в разграблении. Отец
умер, попав под лошадь, а сын – под поезд. Затем повесился второй сын. Но
и позже не пошла на лад жизнь вдовы: дотла сгорел дом её замужней дочери» (Источник geocaching.su).
Таких историй по Руси не счесть числа.
Что больше всего потрясло в старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
в селе Верховлянь, так это фрески.
Да, церковь разрушена, на земле валяются могильные плиты.
Но на стенах чудесным образом сохранились фрески неизвестного гениального
художника.
И, несмотря на все издевательства, несмотря на то, что в стены вбиты какие-то
крюки, полы заросли крапивой — старая церковь продолжает оставаться живой.
Она излучает любовь и доброту.
Люди здесь продолжают молиться.
Старая церковь пронизана солнечным светом. Миша Гар поет «Царю небесный».
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище
благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша».
Восстановить бы эту красоту.
С чувством благоговения мы пошли дальше.
Более подробно о старой церкви читай в приложении к очерку Старая
церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верховлянь.
Виды православных храмов
Собор
Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.
Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.
Церковь
Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).
Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.
Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.
Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.
Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.
Часовня
Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря. После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места. В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.
Православный храм: история формирования
Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.
Уже внешний вид православной церкви указывает на то, что это не обычный дом. Ориентация храма на восток связана с образом Спасителя. Иисус Христос — это «Солнце Правды» (Книга пророка Малахии, 4:2), а солнце восходит на востоке. Кроме того, на востоке, как повествует Библия, находился Эдемский сад (Бытие, 2:8).
Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.
Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.
Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.
Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.
Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.
Собор Успения Божией Матери, 1479 год
Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.
Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.
Чем отличается церковь от мечети: краткое сравнение
Основное различие между мечетью и церковью заключается в следующем: мечеть – это не обычный молитвенный дом. Это именно то место, где проводятся местные праздники, а также ночуют уставшие путешественники.
Также эти строения отличаются следующими показателями:
Архитектура. Мечеть, как правило, обладает квадратными или круглыми абрисами, напоминая внешностью дворец. В мечети обязательно присутствует минарет – это высокая башня, которая с самого начала была маяком и охранным постом. Также вместо обычного креста в мечети устанавливается полумесяц. Плюс мечеть не имеет лишних элементов мебели. Место, где люди молятся, смотрится скромно.
Отличие церкви от мечети
Традиции. В обычной мечети присутствует главное помещение, которое ведет на Мекку, плюс 3 вспомогательные комнаты и 4 айвана. Важный момент – женщины никогда не молятся с мужчинами. Все потому, что женщины имеют право молиться в любом месте, а вот мужчины – лишь в мечети.
Пушкинская
Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот (Большое Вознесение)
Храм бессребреников Космы и Дамиана (Благовещения) в Шубине
Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках
Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке
Храм апостола Иоанна Богослова на Бронной
Храм преподобного Феодора Студита (Смоленской иконы Божией матери) у Никитских ворот
Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение)
Храм иконы Божией Матери »Знамение» за Петровскими воротами
Бывший Высокопетровский монастырь
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Собор свт. Петра, митрополита Московского, Высокопетровского монастыря
Собор Боголюбской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм Покрова Пресвятой Богородицы над Святыми вратами, Высокопетровского монастыря
Храм Толгской иконы Божией Матери, Высокопетровского монастыря
Храм прп. Пахомия Великого, Высокопетровского монастыря
Келейный храм в братских келиях Высокопетровского монастыря
Часовня-усыпальница Нарышкиных
Во сколько начнется Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя в 2020 году?
На 7 января приходится один из главных праздников для большинства православных христиан
Рождество Христово – важный день для верующих, для которых очень важно встретить момент рождения Спасителя в главном храме России – Храме Христа Спасителя
Часто этот момент является мечтой всей жизни, как для мусульман – посещение Мекки. Тем не менее, в народе распространено мнение, будто нереально попасть в Храм Христа Спасителя на рождественскую службу. Для этого нужны либо деньги, либо государственный статус.
Мы постараемся развенчать данный миф.
Не все легенды, бытующие в народе, являются реальностью. В праздничный день, как и в любое другое торжество, в храм допускаются все желающие. Но не стоит забывать о вопросе безопасности, ведь в Храме Христа Спасителя могут свободно разместиться только десять тысяч верующих. По этой причине непросто оказаться в числе счастливчиков.
Чтобы попасть на светлый праздник Рождества в Храм Христа Спасителя, потребуется заранее побеспокоиться о занятии очереди. На входе каждого верующего пристально осмотрят, ведь вопрос безопасности в таком месте является в приоритете. Люди, которым хочется попасть на мероприятие, рекомендуют еще рано утром, 6 января занять очередь. Некоторые приходят даже с вечера, 5 января, так как первые праздничные церемонии запланированы в течение всего дня 6 января.
Исповедь запланирована на 8 часов утра, 6 января, тогда как в 17 часов того же дня начинается Всенощное бдение. Торжественные службы будут продолжены и в течение 7 января.
Как правильно вести себя в храме
Существует определенный набор правил, действующих не только в храме Христа Спасителя, но и в других зданиях, которые входят в комплекс собора. Они ничем не отличаются от общепринятого этикета в других религиозных местах:
- Одеваться и выглядеть в соответствии с требованиями, принятыми Русской православной церковью. В храме девушкам и женщинам обязательно нужно носить головной убор, тогда как мужчины, посещающие территорию церкви, обязаны его снять.
- Следует прийти на службу заранее, еще до начала литургии. Это позволит без лишних сложностей купить свечи, оставить записку о здравии или за упокой. Также верующий сможет в спокойной обстановке поклониться святым образам.
- Когда идет литургия, мужчинам следует оставаться справа, тогда как женщины становятся слева от алтаря.
- Заходя в храм, следует подойти к аналою и приложиться к главной иконе, а также Святым, день которых чествует церковь.
- Во время процессии нужно вести себя тихо и смиренно, не мешать другим прихожанам и особенно служителям церкви проводить службу.
- На все время пребывания на территории церкви отключите телефон. Если с вами пришли дети, стоит внимательно следить за их поведением, чтобы они также сохраняли тишину во время службы.
- Если вы уже пришли на службу, нельзя покидать храм до момента ее завершения. Если вы опоздали на начало службы, стоит находиться в районе входа. Лишь по окончании Божественной литургии необходимо выполнять запланированные процедуры.
Адрес храма
Собор находится в столице на улице Волхонка, в доме под номером 15. До него можно легко добраться, ведь рядом располагается станция метро «Кропоткинская». Если вы пешком будете проходить через Красную площадь и Кремль, на путь придется потратить около пятнадцати минут.
Прямая трансляция Рождественского богослужения в храме Христа Спасителя в 2020 году
Шестого января в 23:00 начнется богослужение в Храме Христа Святителя, посвященное Рождеству Христову. Прямой эфир мероприятия будет демонстрироваться на центральных телеканалах Российской Федерации. Оно состоится в главном церковном сооружении страны – Храме Христа Спасителя. Во главе праздничной литургии стоит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Православный храм: алтарная часть
Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.
Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.
Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.
Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.
Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.
Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.
На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.
Успенский собор
Фото: Elohov.ru
Строение 15-го века признали образцом нового архитектурного направления. Стиль отличают характерные черты. Они отсутствуют у других московских религиозных памятников.
Для архитектуры Успенского собора характерны:
- четкость линий;
- строгость экстерьера;
- богатое внутреннее убранство.
Интерьеры поражают великолепной полихромной росписью, обилием паникадил, ликами святых.
Иллюстрация Страшного Суда на западной стене оставляет яркое впечатление. Лица грешников с удивительной точностью передают страдания и муки, которые ждут каждого нераскаявшегося христианина. Картина служит напоминанием о необходимости вести праведную жизнь.
Здесь проходили венчания на государственную службу, епископов возводили в сан, оглашались указы правителей.
Храм входит в состав Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Посещать его лучше в составе экскурсии. Гид подробно расскажет историю обители, поведает немало любопытных преданий и легенд.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.
Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.
Новодевичий монастырь
Фото: Fotokto.ru
Достопримечательность представляет собой комплекс архитектурных сооружений, выстроенных на рубеже 16-17-го веков. Возведена по указу Василия III. Монастырь входит в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.
Ансамбль состоит из 16 сооружений. В их число входят 8 храмов. Особого внимания заслуживает Смоленский собор, украшенный фресками. В его стенах хранится работа евангелиста Луки – образ Одигитрии.
Тут же находится известное Новодевичье кладбище. Тут захоронены исторические личности и знаменитости с мировым именем. Здесь всегда людно. Тысячи людей приходят почтить память тех, для кого Новодевичье кладбище стало последним пристанищем.
История создания Храма Христа Спасителя
- Замысел строительства храма возник сразу после освобождения России от армии Наполеона, как дань памяти воинам, павшим на полях той войны. На право возведения храма был проведен конкурс, в котором победитель, которым стал А.Л. Витберг, был определен из более чем двадцати участников. Изначально планировалось построить здание на Воробьевых Горах. Там и была проведена торжественная церемония закладки храма в 1817 году. Однако вскоре обнаружилось, что из-за особенностей почвы, строительство по имеющимся расчетам закончить не удастся. Кроме того, руководителя проекта обвинили в финансовых нарушениях, и в 1826 году работы были приостановлены.
- В 1832 году уже преемник Александра, император Николай I, решил вернуться к проекту сооружения Храма Христа Спасителя. Со свойственной ему авторитарностью он не стал проводить никаких конкурсов, а лично назначил нового архитектора, которым стал Константин Тон, и выбрал место для строительства недалеко от Кремля. Причем пришлось разобрать стоявшие на этом месте церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь.
- В 1939 году Храма Христа Спасителя был повторно торжественно заложен. Значительная доля финансирования строительства шла с государственной казны. Но пожертвования собирались по всей стране. Работы велись 44 года, а если учитывать время с момента замысла храма, то более 70 лет, и руководили ими четыре императора.
- В 1883 году храм был тожественно освящен. Причем произошло это 26 мая, в день коронации Александра III. На церемонии присутствовали немногочисленные оставшиеся в живых участники сражений с наполеоновской армией.
- За период строительства в работе принимали участие лучшие архитекторы, а роспись Храма Христа Спасителя проводилась при участии известных художников России своего времени.
- Храм Христа Спасителя начал считаться кафедральным, в нем проходили торжества по поводу всех значимых праздников и юбилеев. В нем же, в 1917 году состоялся знаменитый Поместный Собор, на котором спустя двести лет было восстановлено Патриаршество в Православной Церкви России.
- Вскоре настали сложные времена гонения на Церковь. Но храм продолжал свою деятельность вплоть до 1930-х годов. В 1931 году с целью освобождения места под намечавшееся строительство Дворца Советов Храм Христа Спасителя было решено снести. Часть храма была разобрана, а элементы его облицовки пошли на оформление многих объектов строительства в Москве. Оставшуюся часть храма взорвали.
- На месте, где ранее возвышался храм Христа Спасителя, было заложено грандиозное строительство Дворца Советов, который должен был стать высочайшим зданием в мире. Но планам помешала война, а после ее окончания актуальность такого проекта была утрачена. А вскоре здесь построили плавательный бассейн открытого типа.
- В конце 1980-х годов в связи с изменениями в политическом курсе многие общественные деятели и группы стали высказываться за воссоздание в изначальном облике Храма Христа Спасителя. Символический первый камень на месте постройки был заложен в 1990 году, а сами работы начались в 1994 году. Строительство храма совпало с непростыми временами в экономике, собранные пожертвования тут же обесценивались инфляцией. И наконец, в 2000 году восстановленный Храм Христа Спасителя был тожественно освящен.
- На данный момент храм служит в качестве главного собора Православной Церкви России. В нем проводит богослужения Патриарх, проходят Архиерейские соборы, принимаются все важные решения в церковной жизни.
Горнее место и жертвенник
Пространство за престолом с восточной стороны именуется Горним местом. Здесь может располагаться архиерейское кресло, а вокруг него скамьи для священников. Также в некоторых церквях это место для подсвечника или лампады. Согласно Откровению, вокруг Божьего престола сидели цари и Его священники.
Светильник, который стоит за престолом и имеет 7 ветвей с лампадами, называется семисвечником. Это символизирует семь церковных таинств. Подобный светильник (менора) находился также в ветхозаветном Иерусалимском храме.
Также обязательным элементом храмового алтаря является Жертвенник. Он представляет собой стол, подобный престолу (одного с ним размера или меньше). Жертвенник символизирует место рождения Христа, а также место крестных страданий. На нем находятся литургические сосуды с их принадлежностями для совершения проскомидии, кадило. Рядом расположен столик для церковных записок.
Определение слова «Храм» по БСЭ:
Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура Х. (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистские синагоги, буддийские Х.) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие. Значение Х. часто гораздо шире культовых функций, им выполняемых, и религиозных идей, которые он воплощает. В символике архитектуры и декоративного убранства Х. раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно — в средние века в Европе) Х. были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. Выделявшиеся среди рядовой застройки монументальные здания Х., расположенные в узловых точках города, имели большое градостроительное значение. В эпоху капитализма архитектура Х. становится эклектичной, лишь во 2-й половине 20 в. возведение Х., по сравнению с другими отраслями строительства менее подчинённое практическим и экономическим требованиям, привлекает архитекторов возможностью экспериментов в области формообразования, эффектов освещения, поисками эмоционально выразительных решений пространственной структуры, основанной на применении новых комбинаций старых конструкций. В СССР здания Х., являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.
Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение
Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие.
- Размеры. Церковь – небольшое строение, расположенное на маленьком участке земли. Монастырь – это очень красивое по внешности здание. Оно мощное, достаточно высокое, может находится на большой территории.
- Половое различие. Церковь посещают одновременно и мужчины, и женщины. Монастырь может предназначаться или для мужчин, или для женщин. Мужчины не могут заходить в женский монастырь, а женщины – в мужской.
Отличие церкви от монастыря
- Название должностей, обязанности. В церкви могут служить обычные горожане, люди, которые всего лишились. В церкви главным считается Епископ. В монастыре могут служить или монашки, или священники.
- Проживание. В монастыре люди живут, как на постоянном месте жительства. В церкви можно только молиться, а потому тут жить пришедшим гражданам запрещено.
- Божья Сила. Монастырь обладает сильной и мощной аурой. Сюда люди приходят, когда у них на душе тяжело. Церковь же имеет ауру послабее.
Православный храм: алтарная часть
Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.
Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.
Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.
Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.
Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.
Храм Василия Блаженного
Фото: Flickr.com
Это, пожалуй, самый узнаваемый храм столицы. На его разноцветные купола приезжают полюбоваться туристы со всех уголков планеты.
Первая церковь заложена в честь победы над Казанским Ханством, в середине 16-го века. Авторами проекта считают зодчих Постника и Барму. Архитекторы работали под руководством мастера из Италии.
В комплекс входит 10 церквей. Первые 9 построек возвели еще во времена Ивана Грозного. Последний храм добавлен позже, когда был захоронен Василий Блаженный. Это в его честь названа святыня.
Историки до сих пор не могут дать ответ на вопрос, почему купола у храмового комплекса цветные. Чаще всего склоняются к версии о том, что факт связан с Андреем Юродивым. Ему приснилось, что купола должны быть оформлены златою листвой, плодами и цветами.
Устройство православного храма
Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос.
Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.
На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.