Собор василия блаженного. история, архитектура
Содержание:
- Реставрационные работы в середине ХХ в
- Как купить билеты в музей и сколько они стоят
- Кто такой Василий Блаженный
- Интересные факты о соборе
- Превратности судьбы
- Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения
- Как купить билеты в музей и сколько они стоят
- Как добраться, ближайшие станции метро
- Правила посещения
- История
- Как добраться
- Мифы и легенды
- Часы работы храма Василия Блаженного
- Иконы храма Василия Блаженного
- История храма от создания до наших дней
- Режим работы
- Июльский гость
- Режим работы
- Доработки и изменения
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Иерусалим
- Возникновение
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает
Как купить билеты в музей и сколько они стоят
Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.
Заказ билетов экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/
Как заказать экскурсию
Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.
Часы работы
Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.
Кто такой Василий Блаженный
Василий Блаженный был известным русским юродивым, жившим в Москве в эпоху Ивана Грозного. Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца — способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Так, например, он предсказал грандиозный московский пожар 1547 года, который уничтожил 1/3 столичных зданий и унес почти 2000 человеческих жизней.
Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам.
Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу.
Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет. Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения — кладбища у основания будущего Покровского Собора.
В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному.
Интересные факты о соборе
- 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы, одновременно – звезды Вифлеема.
- До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.
Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю.
Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови
Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.
Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.
Превратности судьбы
Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:
К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.
Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.
Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:
согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»;
по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством.
Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения
Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:
- по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
- на второй день после Пасхи;
- на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.
Как купить билеты в музей и сколько они стоят
Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.
Заказ билетов экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/
Как заказать экскурсию
Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.
Часы работы
Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.
Как добраться, ближайшие станции метро
Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.
Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:
Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.
Наталья Сазонова
Правила посещения
- Нельзя трогать ни витрины, ни какие-либо экспонаты и украшения.
- Вы можете делать фотографии или видео бесплатно без вспышки и без штатива. Однако на временных выставках запрещены как фотографии, так и видеозаписи.
- Из-за особенностей собора, куда можно попасть только по лестнице, детские и инвалидные коляски запрещены.
- Не оставляйте маленьких детей без присмотра, потому что им легко заблудиться внутри собора.
- Сумки и рюкзаки, размер которых превышает 30×40 см, а также зонтики, должны быть оставлены в специально отведенных местах хранения.
- Когда температура опускается ниже -15 градусов, время работы собора может быть сокращено.
История
Строительство храма можно назвать частью русской истории, так как ему предшествовали важные для развития страны события. Собор был возведен по указанию Ивана Грозного, после взятия Казанской крепости и присоединения одноименного ханства к империи. Самодержец дал обет – в случае победы построить большой собор, а так как решающая битва совпала с празднованием Покрова Божьей матери, церковь была освящена в честь него.
Начало
Василий Блаженный
Работы были закончены за 6 лет, что можно назвать одним из самых кратких сроков возведения грандиозных памятников архитектуры. Высота строения равнялась 65 метрам, и до XVII века оно считалось самым высоким в столице. План строительства тоже можно назвать уникальным; дело в том, что в честь каждого из завоеваний Ивана Грозного на Красной площади строились маленькие деревянные церквушки, которые окружали Троицкую церковь. Митрополит Макарий предложил самодержцу создать единый храм, который объединит в себе все объекты.
По поводу устройства собора существует множество версий и легенд. Одна из них гласит, что он в точности повторяет архитектуру и особенности Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушили русские войска. Согласно другой, он должен был сыграть роль отечественного Иерусалима и утвердить концепцию «Москва – третий Рим».
XVI век
Фундамент возводили в 1555 году, а в качестве материала для строительства использовался кирпич и белый камень. Основная особенность храма заключается в том, что при немалой высоте строения у него отсутствует массивное основание. Здание стоит на высоком подклете и искусственной насыпи, которая находится на месте бывшего оборонительного рва. Храм строился в несколько этапов, работы были полностью завершены в 1561 году, но внешний облик здания несколько раз менялся.
Отсутствие глубокого фундамента у храма противоречит легенде, которая утверждает, что в его подвале хранится библиотека Ивана Грозного.
XVIII век
Согласно церковным книгам и летописям, к 1722 году соборный комплекс включал 18 церквей, или престолов, но в 1737 году был практически полностью уничтожен во время масштабного возгорания. Восстановление здания поручили архитектору Ивану Мичурину, который составил подробную схему и описание обновленного собора.
С 1784 по 1786 год он реставрировался по приказу Екатерины Второй, а в 1812 году подвергся разграблению солдатами войск Наполеона. Говорят, что Бонапарт сначала хотел перевезти собор во Францию, а когда осознал невозможность этой затеи, принял решение взорвать его. Все было готово к уничтожению храма, но фитили пушек погасли под дождем, который пошел после молитвы столичных жителей.
Очередная масштабная реконструкция строения прошла в 1890-х годах – его украсили витражными стеклами, а реставрация проводилась в 1900-1912 годах. В послевоенный период собор пребывал в плачевном состоянии, несмотря на то, что государство взяло его под охрану. Там был устроен музей, но стены и крыша сильно обветшали, и в 1920 году его снова отреставрировали. В последующие 20 лет службы в храме не проводились, но его могли посетить все желающие.
Собор Василия Блаженного. 1830-е
XX век
Возможно, здание было бы уничтожено подобно остальным религиозным объектам, но за него вступился сам Иосиф Виссарионович. В 30-х годах Лазарь Каганович, демонстрируя Сталину схему и описание реконструкции Красной площади, снял с нее макет, изображавший храм, после чего генералиссимус строго велел вернуть его обратно.
В 1936 году достопримечательность опять хотели снести, но она уцелела благодаря поддержке известных людей. Во время Второй мировой войны храм пострадал от бомбежек, и в 50-х годах была проведена очередная реставрация – ему практически полностью вернули внешний вид XVI века. После распада СССР на звоннице вновь появились колокола, а первое богослужение провели в 1991 году. Сейчас это архитектурно-исторический памятник, который представляют как одно из семи «чудес света» России. Он выступает частью Государственного музея истории и включен в перечень объектов ЮНЕСКО, которые подлежат охране и защите.
Как добраться
Собор возвышается в непосредственной близости от стен Кремля и набережной Москвы-реки. Его официальный адрес: Красная площадь, 2.
Доехать к храму можно наземным и подземным транспортом.
На метро:
- до ст. «Китай-город» (пешком по ул. Варварка до Большого Москворецкого моста)
- до ст. «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции» (с Манежной площади пешком по ул. Ильинка до Красной площади)
На автобусе:
- №25 до ост. «Красная площадь»
- № Н1 и Н2 (ночные), 12ц и 144ц до ост. «Театральная площадь»
- № 158, Н4 и Н5 (ночные) до ост. «Славянская площадь»
На троллейбусах №16, 45, 63 (круглосуточный) до ост. «Славянская площадь».
Мифы и легенды
Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.
Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.
Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.
Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.
Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.
В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).
В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.
В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.
Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
- 31 декабря и 1 января музей не работает.
- 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
- 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
- Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.
В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Иконы храма Василия Блаженного
Необычный архитектурный стиль, дизайн храма – не единственное, чем он может похвастаться. Главной ценностью комплекса принято считать его иконостас. Оригинальный, единственный в своем роде, он включает в себя около икон (написаны в период XVI-XIX в. в). Над образами Иисуса, Богородицы, Святых трудились, как московские мастера, так и новгородские таланты.
Их шедевры живописи были соединены в единую композицию только в XIX столетии (в рамках реализации проекта авторства Павлинова). Наряду с необычайно красивым иконостасом в храме Василия Блаженного можно увидеть отдельные иконы О. Чирикова, одного из самых выдающихся московских художников и по совместительству реставраторов.
ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.
История храма от создания до наших дней
Посвящение его связано с тем, что на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1552 г. войска царя Ивана IV взяли Казань, что знаменовало падение Казанского ханства – давнего, упорного врага России. Оно, а также ханства Астраханское и Крымское образовались на месте некогда единой Золотой Орды, от которой Русь зависела с середины XIII в. почти до конца XV в.
К середине же следующего столетия возникла опасность создания на месте бывшей Орды халифата под протекторатом исламской Османской империи, к которой тяготели ханства. Россия противопоставила этому наступлению твердое стояние в православии в надежде на Божию помощь:
- поход Ивана IV на Казань был не только военным: с армией шло духовенство, иноки, несли святыни;
- «плацдарм», созданный русской армией на острове против Казани – Свияжск – был, к полному изумлению татар, не столько военным, сколько духовным; первый монастырь на острове площадью чуть более 1,5 кв. км возник в 1551 г., впоследствии Свияжск в полной мере стал духовным центром – на маленькой площади монастырей было 3, церквей – 6;
- само взятие Казани рассматривалось поэтому как победа не столько военная, сколько духовная, а таковую приписывают не людям – Богу.
Режим работы
Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.
Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:
Летнее время (1 июня – 24 августа) | 10:00 – 19:00 |
25 августа – 3 сентября | 10:00 – 16:00 |
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября) | 11:00 – 18:00 |
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля) | 11:00 – 17:00 |
2 – 8 января | 11:00 – 18:00 |
Май (1 мая – 31 мая) | 11:00 – 18:00 |
За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.
Июльский гость
Плюс 12 500 новых подписчиков в соцсетях и 500 тысяч виртуальных посетителей, с такими итогами музей завершает онлайн-период своего существования во время пандемии.
Но открывая 1 июля двери музея и музыкой живого оркестра встречая первых посетителей («Мы очень соскучились по зрителям», — признается Левыкин), музей пока не ставит перед собой задачи выйти на докарантинное число посещений. Главное для него — восстановиться и обеспечить безопасность своих посетителей. Режимы посещений музея пока предполагают экскурсионные группы не более 5 человек, посещение главного здания будет разбито на 15-минутные сеансы, храма Василия Блаженного — на 10-минутные, а палат бояр Романовых — на 20-минутные (правда, войдя, оставаться в музеях ГИМа можно будет как угодно долго). При этом главное здание и музей 1812 года будут открыты с 10 до 21 часа, собор Василия Блаженного и Палаты бояр Романовых — с 10 до 19. Музей ГИМа будет работать без выходных. Приоритетной будет онлайн-продажа билетов
Социальная дистанция, маски, перчатки (которые можно будет купить и в музейном киоске), все предосторожности останутся в силе до 1 августа
Уникальные экспонаты Исторического музея соскучились по «живому взгляду»
Алексей Левыкин пригласил посетителей на бьющую все рекорды популярности выставку Фаберже, время работы которой продлится до осени, и обратил внимание на ставшую в карантин особенно актуальной выставку, подготовленную к 75-летию Победы и посвященную подвигу медицинских служб в годы Великой Отечественной войны. Вход на выставку (а стало быть, и в музей) для медиков — бесплатный
В конце июля музей планирует открыть выставку Рокотова, но другие выставочные планы, по словам Левыкина, возможно, придется свернуть, перенося их на 2021 год. Часть онлайн-мероприятий (а их за время карантина набралось 1000) музей оставит в силе, зачем сворачивать, например, пользующиеся большой популярностью короткие онлайн-лекции, посвященные какому-то одному музейному предмету? Тем более что прирост посещений (и особенно 250 тысяч виртуальных визитов в ГИМ в знаменитую «Ночь музеев», также прошедшую в этому году онлайн) говорит о нарастании интереса к истории и культуре у молодого поколения.
ГИМ собирается продолжить работу по созданию филиала в Туле и гордится новым изданием, посвященным «Золотой кладовой» музея, появившимся как раз в карантин. Левыкин напомнил, что продолжается сбор средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому, и сама реставрация начнется уже в этом году. Отвечая на вопрос журналистов, ждут ли в ГИМе, например, китайских туристов, Алексей Левыкин подчеркнул: «Конечно, как и других иностранных гостей». Но добавил, что процент иностранных посетителей в музее доходил до 4 и только после чемпионата мира достиг 25. Главный зритель музея — россиянин. Как специалист по русскому и зарубежному антикварному оружию, он напомнил июльским зрителям об оружейных шедеврах ГИМа — королевского уровня коллекции доспехов XVI-XVII веков, прекрасной коллекции огнестрельного оружия и уникальной сабле Александра II, бывшей с ним во время покушения. Сразу захотелось пощупать это оружие «живым взглядом».
Режим работы
Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.
Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:
Летнее время (1 июня – 24 августа) | 10:00 – 19:00 |
25 августа – 3 сентября | 10:00 – 16:00 |
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября) | 11:00 – 18:00 |
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля) | 11:00 – 17:00 |
2 – 8 января | 11:00 – 18:00 |
Май (1 мая – 31 мая) | 11:00 – 18:00 |
За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.
Доработки и изменения
Храм на Красной площади в Москве не сразу имел изначальный вид, а несколько раз видоизменялся. После основной постройки его постоянно улучшали. По задумке архитекторов собор был полностью белым и построенным из белокаменных глыб, но в XVII веке это изменилось. Вместо белых стен – орнаментальная живопись.
Вместо золотистого купольного покрытия – декоративная обработка в современном ее виде. Окончательно неизвестна полная разгадка такой цветности куполов. Есть только предположения, что строятся на предании об Андрее Юродивом, который и связан с праздником Покрова Божией Матери. Он видел в своем сне Небесный Иерусалим в виде цветущего сада.
Постепенно все детали собора улучшались без резких изменений в архитектуре. Деревянные ненадежные шатровые постройки заменялись каменными, купола полностью были сделаны из металла. В подклет собора, подземное перемещение, были перенесены для сохранности престолы из разобранных церквей.
Там хранились престолы из церквей «на крови», которые располагались на старых местах публичных казней. По различным сведениям, таких престолов было от 13 до 20. Тогда же перенесены и несколько престолов из сгоревших московских храмов.
Переименовываются и несколько приделов: по ходатайству богатой вкладчицы церковь Киприана и Иустины переименовывают в церковь ее святых покровителей Адриана и Наталии, а церковь Трех Константинопольских патриархов теперь носит название в честь Александрийского патриарха Иоанна Милостивого.
Эти названия будут закреплены до XX-го века. Так же в Покровскую церковь переносится иконостас из кремлевской церкви. Добавляется травный орнамент на парапетах и внутренней отделке галерей и, в целом, собор почти завершает все реставрационные работы.
Троицкий пожар в 1737 г. почти полностью уничтожил внутреннее убранство собора. Его восстановление затянулось надолго, так как тогда пострадала вся Москва
Особое внимание реставрации было уделено в период 1784-1786 гг. В это время внешний вид собора был изменен: надстроенную Феодосиевскую церковь разобрали
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Иерусалим
Свт. Макарий предложил поставить 7 престолов вокруг главного, но не Троицкого, а Покровского. Получившееся число 8 символизировало полноту времени, наступление Царства Небесного. Сам же собор становился не только местом молитвы, богослужения: он еще был объектом поклонения, как икона Иерусалима.
При этом один из престолов, посвященный Входу Господню в Святой Город – ближайший к Спасским воротам Кремля – стал конечной точкой особого богослужебного действа, которое, по ряду данных, начало регулярно совершаться при свт. Макарии. Это так называемое «Шествие на осляти». В Вербное Воскресенье митрополит (позже – Патриарх) совершал путь от Успенского собора Кремля до Покровского, сидя на коне, которого вел под уздцы царь.
Непрерывно читалось Евангелие Входа в Иерусалим – ведь предстоятель Церкви сейчас представлял Самого Господа. Множество народа, следуя Евангельскому тексту, постилали по пути дорогие ткани с восклицаниями «Осанна Сыну Давидову!». У собора (а не внутри, по множеству народа), на Лобном месте служилась литургия. Так Красная площадь становилась Иерусалимом, Священная история входила с мир, преобразуя души.
Впоследствии идея сохранилась, хотя престолов здесь стало больше – появился придел свт. Николая, а с конца XVI в. – св. Василия.
Интересный фактПервоначально цветовое решение здания соответствовало идее: в нем преобладали белый, красный, золотой (на куполах) цвета, символизирующие Царство Небесное. Нынешняя многоцветная нарядность появилась значительно позже.
Возникновение
Согласно сохранившимся преданиям, процесс создания собора можно описать именно таким образом. Первоначально это была группа небольших «обетных» церквей, которые строились «на Рву», то есть возле рва, окружавшего Кремль. Возводились они вокруг церкви Св. Троицы, которая издавна находилась близ Спасских ворот Кремля. Каждый такой храм посвящался памяти святого, в день которого русские войска одерживали победы над Казанским ханством – большие или малые:
- посвящение одной из них трем святителям Константинопольским Александру, Павлу, Иоанну, было связано с победой над татарским отрядом 30 августа 1552 г., которая пришлась на день их памяти;
- спустя месяц, 30 сентября, русские войска взяли стену города; то был день свт. Григория Армянского – так появилась еще одна церковь близ Троицкой;
- 1 октября (14 октября н. ст.), на праздник Покрова, начался штурм Казани, который закончился на следующий день – память свв. Киприана и Иустинии.
Среди обетных были также церкви:
- прп. Варлаама Хутынского, постриг с именем которого великий князь Василий III, отец Ивана IV, принял пред кончиной;
- Входа Господня в Иерусалим; некоторые полагают, что она могла быть связана с возвращением царя из похода.
Всего же престолов храмового комплекса насчитывалось 9. По преданию, объединить их предложил свт. Макарий, духовный наставник молодого царя. Полагают, что ему принадлежит идея собора – существенно шире просто памяти о Казанской войне.