Мрачный замок святого ангела

Мавзолей Адриана в своей первоначальной функции

Так в глубокой депрессии, спустя восемь лет после трагедии с возлюбленным Антиноем, император Адриан скончался. Причиной смерти называли разное, по ряду признаков ею мог быть инфаркт…

Адриан был одним из наиболее необычных римских императоров Взять, хотя бы, внешность. Желая походить на грека, он стал носить бороду. Правда, злые языки уверяли, что вьющаяся поросль скрывала бородавки на лице правителя.

Природа щедро наделила Адриана удивительной памятью и множеством способностей. Ему были доступны многие головоломные науки, например, он с удовольствием занимался математикой. Император с легкостью сочинял стихи и прозу, хорошо пел, разбирался живописи и скульптуре, слыл знатоком архитектуры.

При нем по всей империи было построено множество прекрасных зданий, а в Риме — огромный Храм Венеры и Ромы, чьи руины до сих пор можно видеть на Форуме, а также знаменитый Пантеон, перестроенный из старого храма. Не исключено, что он лично приложил руку к проекту своего собственного Мавзолея.

Но дело в том, что при всех своих замечательных качествах, амбиции Адриана не знали пределов. Он не выносил, когда кто-нибудь – хоть в какой-то малости – его превосходил. Потому мавзолей, повторяя формой монументальную гробницу Августа, размерами, разумеется, перещеголял постройку прославленного предшественника.

Получилось самое высокое здание в городе: на квадратном основании высотой 15 м и шириной сторон в 84 метра высилась 20-метровая цилиндрическая башня диаметром 64 метра.

В ее сердцевине находилась погребальная камера — хранилище золотых урн с императорским прахом. Венчал сооружение холм, уставленный мраморными статуями и усаженный деревьями, на самом верху которого сияла величественная скульптурная группа из позолоченной бронзы – Адриан, в образе бога Гелиоса, управляет квадригой лошадей. Римляне любили водружать подобные конные статуи в память о ком-либо.

О великолепии построенного мавзолея сейчас можно только догадываться, но был и белый мрамор облицовки, и сияющая на солнце бронза, и покачивающиеся на ветру темно-зеленые пирамиды кипарисов в знак вечной скорби. Все в окружении высоких защитных стен и больших бронзовых ворот, которые охраняли парные фигуры павлинов, символизирующие вечную жизнь. Одну такую пару все еще можно видеть во дворе Шишки музея Ватикана.

В течение почти ста лет после смерти Адриана, мавзолей продолжал оставаться местом захоронения. В нем нашли упокоение последующие императоры, в том числе образцовый правитель Антонин Пий и его легкомысленная жена Фаустина, там, наконец-то, в мирном согласии присутствовало семейство алчного и жестокого Септимия Севера: он сам, его настрадавшаяся жена Юлия и их любимые сыновья – Гета и одиозный Каракалла, при жизни пылавшие друг к другу неугасимой ненавистью…

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были:

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю;

Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников;

Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого;

Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

Музей Замка Святого Ангела

В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия

Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца

Самые известные залы

Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.

Дворик Спасителя

Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.

Мавзолей Адриана

Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.

Тюрьмы

Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.

Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.

Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.

Двор Александра VI

Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.

Крытая галерея

Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.

Зал Паолина

Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.

Сокровищница

Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.

На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.

Под римской империей

Двор и валы замка, пушки и ядра готовы.

Постановление императора Адриана в 125 г. стать его мавзолеем , здание задумано как копия гробницы Августа : оно расположено к северу от Марсова поля (Рим) , на левом берегу Тибра , а мавзолей Адриана — расположен на правом берегу, напротив Марсова поля. Кроме того, общий вид двух зданий похож. Он был завершен Антоненом ле Пьё в 139 году . Замок представляет собой массивную ротонду из травертина , увенчанную бронзовой квадригой во главе с императором Адрианом, изображенной на солнце, и рощей погребальных деревьев. Прах Адриана был помещен туда в 139 году . Каракалла — последний император, похороненный здесь.

Очень быстро здание было отвлечено от погребальных целей и стало военным. Он был интегрирован в стену Аврелиана в году как передовой бастион. Когда король остгот Витигес напал Рим в , солдаты , защищавшие Castellum использовали бронзовые статуи , которые украшают его как снаряды. В году остготский король Тотила захватил Рим и включил здание в укрепленное сооружение, защищающее правый берег. Таким образом, район получил название Борго .

История замка

Мавзолей Адриана

В 130 году нашей эры римскому императору Адриану потребовалась усыпальница для себя и его будущего


Так выглядел мавзолей Адриана во II веке

рода. Для каждого императора считалось престижным иметь свой склеп, и чем грандиозней он был, тем больше память оставлял о себе правитель.

Именно поэтому император приказал архитекторам соорудить самый величественный мавзолей, который только был возможен. И архитекторы постарались на славу – красотой мавзолей Андриана соперничал с усыпальницей знаменитого императора Августа.

Мост

Для постройки мавзолея нашли место за пределами города, на другой стороне реки Тибр. Для транспортировки через берег строительных материалов и для совершения траурных церемоний воздвигли мост Элио (позже – мост Святого Ангела), объединивший Марсовое поле с усыпальницей.

Интересно то, что одним из архитекторов этого проекта выступил сам Адриан. До завершения строительства Андриан не дожил, а задумку отца завершаил его сын Антонин Пий.

После завершения строительства мавзолея в него торжественно перенесли останки Андриана. Перенос останков состоялось в 139 году, однако усыпальница была настолько великолепна, что в ней пожелали пребывать в покое все императоры вплоть до 217 года. Последний похороненный император в усыпальнице Андриана был Семптий Север.

От мавзолея к замку

Позже о мавзолее забыли, и он пустовал в течение более полувека. Но в конце III века вокруг мавзолея построили крепостные стены, и усыпальница превратилась в замок, защищавший город от нападений варваров не один век. Все вражеские посягательства, участившиеся в пятом и шестом веках, отбили только благодаря этому замку.


Перестроенная крепость, охранявшая Рим от захватчиков

Неукротимая чума

Своё сегодняшнее название усыпальница Андриана получила в 590 году во время чумы, свирепствовавшей тогда в Риме. Болезнь косила всех в таких количествах, что вымирали целые кварталы.

По преданию, для того чтобы Бог смиловался над горожанами, Папа Григорий Великий организовал шествие к усыпальнице. Когда горожане шли по мосту, над мавзолеем появился ангел. Он вложил меч в ножны, что означало милость Господа над горожанами. Видение видели все, кто тогда был на мосту, поэтому честь события создали мраморную фигуру Ангела, которую установили на бастион.

В 1753 году мраморную фигуру решили заменить на бронзовую, так как в старого мраморного Ангела попала молния и сильно повредила статую. После этого случая строение начали называть в честь ангела – замок Сант-Анджело по-итальянски.


Ангел, вкладывающий меч в ножны

Папская резиденция

Уже позже, папа Римский захотел обустроить замок в свою резиденцию. Для этого изменили облик как снаружи, так и внутри. На вершине замка стали реять флаги с папской символикой, а мрачные комнаты искусно переделали в позолоченные аристократические покои.

Также к замку добавляли новые пристройки: был пристроен балкон папы Юлия II, с которого понтифик наблюдал за жизнью в городе.

Мост Святого Ангела также приобрел новое предназначение – по мосту в замок ходили паломники, желающие посетить святыню и увидеть понтифика.

С течением времени в подвалах замка начали держать заключенных. Здесь отбывали пожизненное наказание кардиналы и аристократы, которых обвиняли или подозревали в заговоре против Папы. За решетками замка сидели также и выдающиеся ученые-астрономы, такие как Галилео Галилей и Джордано Бруно.


Замок, во времена резиденции Папы Римского

Церкви на площади Навона

Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.

Церковь Богородицы Святого Сердца

Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00

Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.

Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons

В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне

Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.

Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons

Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.

Интересный факт

У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.

Тематические экскурсии:

Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Прикоснуться к истории главного католического храма в мире

€132 за экскурсию

Подробнее >>

Секреты Рима: история, теология и геральдика

Открыть неординарное в 12 главных памятниках, найти скрытые объекты и погрузиться в тайны Ватикана

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Замок Сант-Анджело как убежище

Утро 6 мая 1527 года в Риме обещало быть ужасным. В предрассветном тумане разбойничья армия Карла V перешла в наступление. Среди его 35-тысячного воинства большая часть была немецкими ландскнехтами. А они – все, как один, фанатичные лютеране… Но были еще испанцы и итальянцы! И какая-то часть из них, вероятно, была пламенными католиками… Хотя напрасно было бы ждать от них милосердия: ибо все они были наемниками, которым давно перестали платить жалованье. Императорская казна опустела, и солдаты жаждали добычи…

Климент VII молился на коленях там, где бьется сердце католицизма — в великолепном, но плохо защищенном соборе Святого Петра. Ему было горько: нарушив свое слово и заключив союз с французским королем Франциском I, он, как политик, оказался не на той стороне, за что теперь приходится расплачиваться.

Слышны выстрелы пушек! Вот уже на самых ступенях собора святого Петра раздаются крики гвардейцев, умирающих за законного наместника бога… Да, швейцарцы сражаются героически, но силы явно неравны. Вот-вот головорезы войдут в базилику…

Захватчики ожидали увидеть понтифика, в полном облачении сидящего на троне, но того нигде не было. Святой отец скрылся… Придерживая свои длинные папские одежды, чтобы не споткнуться, он бежал по секретному коридору, что вел к укрепленному замку Сант-Анджело. Там он прожил, невыразимо скучая, целый месяц в осаде, пока императорская солдатня предавала огню его город и убивала несчастных римлян – от 55 тысяч его жителей осталось в живых не более 10 тысяч.

Своим существованием знаменитый коридор — Пассетто ди Борго — обязан интуиции Николая III, который в 1277 году приказал укрепить и расширить прямой проход, соединяющий дворцы Ватикана с замком Святого Ангела.

Под папством

Статуя архангела Святого Михаила работы Петра Антона фон Вершаффельта .


Фантазия вид замка Сант — Анджело в Риме по Франческо Гварди , около 1785 Национальной галереи искусств , Вашингтон

Замок получил свое нынешнее название от традиции , поддерживаемой особенно IX — го  века , ссылаясь на большие чумы в . Папа тогда Григорий I эр , был видение архангела Михаила , появились в верхней части замка, передавая свой меч, означающий конец эпидемии, после покаяния и поста наложила папа римского народа для этой цели . В ознаменование этого события позже на самой высокой террасе здания была установлена ​​статуя архангела, сначала мраморная работы Рафаэлло да Монтелупо, датируемая 1544 годом , а затем, с 1753 года , бронза Петера Антона фон Вершаффельта . На самом деле, культ Архангельское существовал там, учитывая наличие часовни ему было Папа Бонифаций IV в VII — го  века .

В начале христианской эры район Борго располагался недалеко от Ватикана  : паломники стекались, строились структуры, чтобы приветствовать их. Однако, в , то сарацины сделал внезапное вторжение в город , грабя Базилика Святого Петра и опустошая Борго. Чтобы защитить его, Леон IV соединяет его стеной с замком. Разграниченная таким образом территория образует «  Леонинский город  ».

Замок был затем превращен в тюрьму, где четыре из папа IX — го  века убиты. Маруси , дочь Теофилакта и номинальный глава порнократии , делает его своим домом. Затем замок переходит к могущественной «семье» Крещенци («  castellum Crescentii  »). Именно там в году Кресентиус Номентан забаррикадировался от нападений Оттона III — напрасно, потому что он был обезглавлен на платформе цитадели. Во время долгой борьбы между папой и императором замок становится убежищем для пап. Григорий VII укрылся там в 1083 году, чтобы противостоять Генриху IV из Священной Империи, а в году Николай III построил подвесной коридор, соединяющий замок с Ватиканом, что обеспечило возможность быстрого полета. Именно в это время, чтобы противостоять Колонне, владельцам мавзолея Августа, могущественная семья Орсини, из которой происходил Николай III, захватила замок.

Ванная Клемана VII.

Когда Урбен V покинул Авиньон, чтобы вернуться в Рим, ему дали ключи не от города, а от замка, который снова стал крепостью, защищающей город Леонин (ныне Ватикан). Однако его преемнику Григорию XI пришлось пережить враждебность римского народа. В г. толпа разобрала большую часть здания. В году Бонифаций IX восстановил полуразрушенный замок. Там он просверлил широкую рампу для перевозки еды и боеприпасов. В стенах вырыты бойницы. Наконец, Папе предоставлено жилье. Николай V добавляет к зданию бастионы и две башни. Эти механизмы позволяют Александр VI укрываться там , когда Рим был оккупирован короля Франции Карла VIII в г. ( первой итальянской войны ) и Климент VII противостоять шесть месяцев при осаде lansquenets от Карла V во время страшного мешок. Рим от 1527 . Ему удается сбежать, переодевшись, через заднюю дверь сада Святого Петра, чтобы присоединиться к Орвието .

Его преемник Павел III превратил строгую крепость во дворец. При этом Кастель Сант-Анджело не теряет статуса тюрьмы. По преданию, там был заперт Бенвенуто Челлини .

Урбан VIII , так как , укрепление факт и «перехватов» The Pantheon ( I — го  века  до нашей эры. ) Бронза необходимо сделать артиллерию замка.

До XIX — го  века , замок используется для политической тюрьмы папства ( Доминис ( ), Никколо Cosciaen ( ) и т.д.).

21 июля года папский флаг в последний раз был принесен папскими войсками на глаза итальянской армии, которая овладела этим местом.

История возникновения замка св. Ангела

Идея создать замок, точнее усыпальницу, принадлежала императору Андриану, который хотел продемонстрировать своё величие и затмить на то время уже существующий мавзолей Августа. В 135 году Андриан выдал указ о строительстве великого мавзолея на правом берегу Тибра. В ходе строительных работ была создана гробница, представляющая собой двухъярусную постройку, которая сверху была облицована белым мрамором. До наших дней осталась только огромная кирпичная сердцевина, а мрамор уже давно исчез со стен. Каждая сторона основания усыпальницы имела 84 м. в длину, а наверху холма виднелась статуя Гелиоса, бога Солнца.

В погребальной камере хранились урны с прахом императоров и членов их семей, начиная от Андриана, Марка Аврелия, Антония Пия, и заканчивая последним императором в 211 году. Другую жизнь гробница императора получила в то время, когда Рим окутала сильная эпидемия чумы, от которой скончался Папа Пелагий II. Преемники папы и его сподвижники несколько дней усиленно молились, и их молитвы были услышаны: над гробницей появилась фигура Архангела Михаила, и эпидемия чумы отступила. Здание было переименовано, как замок св. Ангела. Статуя спасителю Рима, Архангелу Михаилу сегодня находится во внутреннем дворе, однако до 1747 года она возвышалась на вершине Замка.

Последующие папы не забывая о собственной безопасности, постоянно укрепляли замок св. Ангела, строя новые лабиринты и комнаты. Удивительно, но из замка до Ватикана можно было доехать на повозке по специальному скрытому коридору, который был расположен на самой вершине стены.

В начале 16 века спокойствие вокруг замка было нарушено: за короткое время Рим был полностью разграблен, в том числе и замок. В замке находилось очень много узников, среди которых был: Галилей, Джордано Бруно, Джузеппе Бальзамо.

Замок св. Ангела в наши дни

Сегодня это популярное место для многих туристов и проведения разных световых и лазерных шоу. Каждый желающий может выбрать несколько экскурсионных направлений:

• экскурсия по фортификационным сооружениям;• прогулка по внутренним дворикам;• посещение комнат замка. Однако туры в этом направлении достаточно ограниченны, и не всегда двери внутрь замка открыты.

Интерьер замка

Особо привлекают папские апартаменты: роскошь на каждом сантиметре, начиная от пола и заканчивая стенами, потолком. Практически все поверхности украшены живописью, фресками, а на стенах висят красивые картины, в углах находятся скульптуры и экспонаты с оружием. А вот увидеть ювелирные украшения и украшения из фарфора, на которые замок очень богат, можно только во время проведения тематических выставок.

Поражает своей красой и плитка на полу. Кстати стиль под старину сегодня очень актуален в современном интерьере.

Поднявшись на вершину замка, перед вами откроется прекрасный вид на Рим. К самому же замку ведёт мост Святого Ангела, на перилах которого установлены статуи святых Петра и Павла, а также десять небольших ангелов.

Замок занимает достаточно приличную площадь, и можно смело рассчитывать на то, что вам понадобится не один день, чтобы обойти все дворики, потайные ходы и комнаты замка.

Дворец правосудия

Если немного пройти вдоль набережной Тибра, то можно увидеть Дворец правосудия — помпезное и большое здание, со множеством различных скульптур и украшений. Он был построен в начале XX века и при этом чиновников, руководивших строительством, подозревали в коррупции из-за огромных затрат, вложенных в возведение этого здания. Фасад дворца Правосудия украшают статуи известных римских юристов. Рядом находится небольшой скверик, который спасает туристов от зноя во время летних прогулок.

Рим. Дворец правосудия

Затем мы решили перейти через Тибр и отправится к одной из главных площадей Рима — Пьяцце Навона. Благодаря сосредоточению в этом месте большого скопления церквей, дворцов и фонтанов эта площадь по праву считается одной из красивейших в Риме. В течение нескольких столетий здесь располагался городской рынок. А еще раньше, во времена Римской империи, на этом месте был стадион, который и дал имя этой площади и определил ее форму. Основные здания, украшающие площадь Навона, были построены в XVII веке при папе Иннокентии X. Он повелел построить на этом месте дворец Памфили, в котором в наше время разместилось посольство Бразилии.

История строительства замка Святого Ангела в Риме

Возвести для себя (а также для членов своей семьи, в том числе и для последующих поколений) усыпальницу решил римский император Публий Элий Траян Адриан. Он хотел создать не просто нечто сродни мавзолею Августа, а сооружение более величественное и монументальное.

Стартовали строительные работы в 135 году и длились вплоть до 139. Есть версия, что сам император принял непосредственное участие в проекте, выступив в роли архитектора. Местом строения был выбран берег реки Тибр, который соединили с Марсовым полем каменным мостом Элио, сооруженным специально для этого.

Мавзолей представлял собой круглую башню (диаметром свыше 60 метров), установленную на квадратный цоколь, высота стен которого около 20 метров, а длина – около 80 метров. Венчает башню коническая крыша, на которую был насыпан приличный слой плодородной почвы для того, чтобы можно было высаживать кипарисы в подражание этрусским могилам-курганам. Кроме того, на крыше была установлена огромная скульптурная композиция, изображающая Адриана, управляющего колесницей Гелиоса, запряженной четверкой лошадей. Цоколь мавзолея украсили пилястрами и капителями с установленными на них мраморными изваяниями. По периметру он был обнесен бронзовой решеткой, закрепленной на столбах, на которых гордо восседали павлины.

#1#

Внутрь гробницы вели узкие ворота и темный коридор, в конце которого и находилось помещение с гробом Адриана. Кстати, сам правитель до конца строительства так и не дожил. Завершил начатое им дело и перенес сюда его останки наследник Антонин Благочестивый.

Воля Адриана была исполнена, и в этом помещении нашел последний приют как он сам, так и останки многих римских императоров, последним из которых был Септимий Север. Затем о гробнице забыли.

Отклонить

Большая часть содержимого гробницы и украшений были утрачены , поскольку преобразования здания в военную крепость в 401 и его последующем включении в стенах Аврелия по Флавий Гонорий Август . Урны и пепел были разбросаны по вестготских мародеров во время Аларик «s сосисок Рима в 410, и оригинальные декоративные бронзовые и каменные статуи были брошены вниз на атакующие готами , когда они осадили Рим в 537, по рассказу Прокопия . Однако необычным сохранившимся памятником является замковый камень погребальной урны (вероятно, Адриана), которая добралась до базилики Святого Петра , накрыла гробницу Отто II и позже была включена в массивный баптистерий эпохи Возрождения . Использование сполии из гробницы в постримский период было отмечено в 16 веке — Джорджо Вазари пишет:

Легенда гласит, что архангел Михаил появился на вершине мавзолея, вложив свой меч в ножны в знак окончания чумы 590 года, таким образом дав замку его нынешнее название. Менее милосердное, но более подходящее развитие легенды, учитывая воинственный нрав этого архангела, услышал путешественник 15 века, который увидел статую ангела на крыше замка. Он рассказывает, что во время продолжительного сезона чумы Папа Григорий I слышал, что люди, даже христиане, начали поклоняться языческому идолу в церкви Санта-Агата в Субурре . Видение побудило Папу провести к церкви процессию. Прибыв на место, идол чудесным образом развалился с грохотом грома. Вернувшись к собору Святого Петра через Элианский мост , папа увидел в другом видении ангела на вершине замка, вытирающего кровь со своего меча о свою мантию, а затем вкладывающего ее в ножны. Хотя папа истолковал это как знак того, что Бог умилостивлен, это не помешало Григорию разрушить больше мест языческого поклонения в Риме.

Вид с вершины замка Сант-Анджело на древний центр Рима.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector