Михайловский замок в санкт-петербурге (инженерный замок) — русский музей
Содержание:
Строительство замка
Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.
Для максимально быстрого выполнения работ на строительство замка были переброшены строительные материалы, предназначавшиеся для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. Согласно проекту замок должен был являть собой неприступную крепость, а завершался сей бастион подъемный мостом. У стен замка протекали воды Мойки и Фонтанки. Назван замок был в честь святого архангела Михаила.
Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:
Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.
Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.
Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.
21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Короткая жизнь Павла 1 в новом дворце
Всего 40 дней Павел наслаждался собственным детищем. Интересно, что построил он дворец и переехал в него из-за боязни переворота, но последний настиг его и здесь, в Михайловском замке. По одной легенде, красота нового здания настолько поразила статского советника Данилевского, что он попросил у государя разрешения на ношение двойной фамилии и стал Михайловским-Данилевским. Планировку и украшение дворца Павел 1 подстраивал под будущие встречи рыцарей Мальтийского ордена. Но парадными залами он воспользовался только один раз на церемонии приветствия датского министра графа Левендаля.
Переселение в новый дворец проходило в торжественной обстановке. Утром в день св. Михаила вся семья Павла 1 приняла участие в церемонии пешего шествия. Вдоль дороги стояли гвардейские полки, палили пушки, играли военные оркестры. В конце пути семью императора ждали почетные гости. По словам очевидцев, Павел так торопился переселиться, что даже не дождался, пока просохнут стены дворца. Огонь тысяч свечей не спасал ни от мглы, ни от холода, а на стенах с картинами кое-где виднелись остатки нерастаявшего льда. Несмотря на это, днем позже во дворце был устроен бал-маскарад.
На последнем в жизни Павла концерте 10 марта 1801 года (по новому стилю) пела мадам Шевалье, а уже следующей ночью император был убит заговорщиками. По понятным причинам, никто не хотел признаваться в непосредственном участии в убийстве Павла 1, даже среди тех, кто был в спальне в ту страшную ночь. Неудивительно, что с этим событием связано множество легенд.
Согласно одной из них, незадолго до императорской кончины, ее предсказала Ксения Петербуржская, знаменитая городская юродивая. Она, в частности, говорила, что Павел проживет столько лет, сколько букв насчитывается в библейской (Псалом 92 Давида) фразе, помещенной над Воскресенскими воротами дворца, то есть 46 лет. Слова из Библии «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней» кажутся символическими, но разгадать их истинное значение никто так и не смог. Да и предсказание Ксении Петербуржской по поводу Павла остается всего лишь легендой. Достоверно неизвестно, откуда оно взялось.
Надпись
С юго-восточной стороны есть уникальная надпись: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». С этой фразой связана интересная легенда, которая вполне может быть правдой. Эта надпись — предсказание для императора: количество букв равно годам его жизни. Что это — выдумка или правда, спорный вопрос, ведь совпадение точное.
Чтобы еще больше ускорить строительство и его завершение, была отменена пошлина. Но только на те материалы, которые привозили из-за заморских земель для строительства замка.
Был создан отдельный проезд для членов императорской семьи. Он был средним из трех предусмотренных ворот. За ними была красивая аллея.
Архитектура дворца
Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.
Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.
Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.
Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.
Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.
В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.
Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».
Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.
По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.
Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.
Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.
Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.
Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.
Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.
Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.
Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.
Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.
Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.
Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.
Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка
- То ли замок, то ли крепость.
- Отделка корпуса.
- Фасады замка.
- Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.
С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.
Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.
Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.
Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.
В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.
Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.
Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.
Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.
К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.
Описание замка
Михайловский (Инженерный) замок существенно отличался от всего того, что строилось в России ранее. Само строение имело традиционную четырехугольную форму, но внутри было сделано целых три двора. Самый большой был выполнен в виде восьмиугольника. Эта форма символична для масонов, поэтому неудивительно, что император выбрал для своего внутреннего двора именно ее. Два других двора являли собой треугольник и пятиугольник.
Со всех сторон Инженерный замок в Санкт-Петербурге был окружен водой, создавалось впечатление, что он находится на острове. Этому способствовали и глубокие рвы, пересечь которые можно было только по массивным подъемным мостам.
Интересно, что каждый фасад замка имел разную архитектуру, но общая идея в них прослеживалась. Все они были украшены великолепными мраморными скульптурами, многие из которых представляли собой талантливые копии работ итальянских мастеров.
Цвет Инженерного замка (СПб) до сих пор вызывает массу споров. Дело в том, что он отличается крайне сложным колером. Можно сказать, что это смешение розового, оранжевого и желтого оттенков. Воспроизвести его сегодня в точности довольно сложно. Считается, что впервые этот цвет император увидел, взяв в руки перчатку своей фаворитки Лопухиной, и мгновенно решил выкрасить в него все стены своего любимого детища.
К сожалению, внутреннее убранство замка практически не сохранилось. После смерти императора все было разграблено, а драгоценный мрамор, плафоны с росписями и многое другое перевезли во многочисленные дворцы города.
Единственное, что позволяет составить представление о былом величии Инженерного замка (СПб) – это его парадная лестница. Она выполнена в особой манере, напоминающей о борьбе тьмы со светом или зла с добром. Ее нижний ярус будто заключен в мраморные тиски, здесь явно ощущается нехватка света и пространства. Однако следующие пролеты полностью меняют впечатление о лестнице. Они залиты и словно пронизаны светом, а их ширина поражает воображение.
История
Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.
Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)
Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.
Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)
Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.
Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)
К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.
На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)
Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.
С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)
Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.
В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь
Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.
Легенды Михайловского замка и интересные факты
О некоторых легендах любимого дворца Павла упоминалось выше. Это история о солдате на посту, которому привиделся архангел Михаил, о фаворитке императрицы Анне Лопухиной, уронившей странного цвета перчатку на балу и о буквах в надписи над дворцовыми воротами, которые местная святая Ксения Петербургская трактовала как количество лет жизни Павла 1.
Каждая из этих легенд имеет своих сторонников и противников. Так, историю с солдатом на посту объясняют тем, что он оказался не простым часовым. Как выяснилось, служивый был двоюродным братом одного из близких к императору людей – его камердинера. Зная, как сильно мечтал Павел о строительстве дворца, ему могли попросту помочь оправдать те огромные средства, которые предполагалось на это потратить. А название также определялось тем, что Михаил считался персональным покровителем дома Романовых.
С Лопухиной все еще проще. Павел, оказавшийся рядом в нужный момент, из вежливости поднял упавшую перчатку. Ее необычный цвет так поразил его, что он решил использовать этот розово-желто-оранжевый оттенок при строительстве дворца и отдал перчатку Бренне как образец.
Советские граждане привыкли к тому, что стены дворца имеют красный цвет и долгое время считали его оригинальным. Но когда реставраторов к работе над дворцом привлек русский музей, Михайловский замок открыл свои тайны. Под верхними слоями краски и штукатурки обнаружился слой той самой краски, которая украшала перчатки Анны Лопухиной (Гагариной).
С предсказанием Ксении Петербургской тоже не все в порядке. Ни в одном из жизнеописаний этой достаточно известной святой о надписи над воротами дворца не упоминается. Из этого многие историки делают вывод, что предсказание о смерти Павла появилось много позже самого события, то есть задним числом. О том, откуда оно взялось, предположений нет.
Кроме трех перечисленных, остаются еще две легенды, которые выглядят самыми мистическими. И их пока никто не смог опровергнуть, поэтому многие обитатели Михайловского замка (рабочие, служащие, ученые) продолжают в них верить.
Легенда о сундуке Мальтийских рыцарей
Пристрастием к Мальтийскому ордену Павел был широко известен, у него даже был статус магистра этого сообщества. Для членов ордена во дворце были специально предназначены великолепные залы. Но воспользоваться ими Павел 1 практически не успел. Однако предположить, что рыцари, посещая Михайловский замок, могли привезти императору какие-то реликвии, вполне можно.
Отсюда и легенда, якобы где-то в подвалах Михайловского дворца находится огромный сундук, привезенный Павлом и доверенный ему служителями Ордена. А тот, кто найдет и откроет сундук, станет обладателем сильных магических талантов и сверхъестественных способностей и сможет предсказывать многие события в жизни.
Сам Павел вряд ли мог что-то привезти, поскольку на Мальте не был. Но рыцари, по преданию, передали ему десницу Иоанна Крестителя и частицу мощей и икону Божией матери. Эти реликвии действительно имели место быть. Долгое время они обитали в Зимнем Дворце, но потом оказались в одном из сербских монастырей. На этом основании некоторые краеведы утверждают, что никакого сундука нет, однако достоверно об этом знать никто не может.
Призрак Павла
Одна из самых главных легенд, которой славится Михайловский замок СПб. В существование призрака Павла 1 многие искренне верят. И это несмотря на предшествовавшие десятилетия социализма с насаживаемым им атеизмом.
Павел так сильно мечтал о Михайловском замке, возлагал на него такие надежды и так мало в нем прожил, что его душа так и не смогла успокоиться после смерти и оставить свое любимое детище. Тем более, что на этом же месте, только в другом дворце, он когда-то был рожден.
Сторонники легенды утверждают, что Павел по ночам гуляет во дворце — якобы люди собственными глазами видели в окне тень императора со свечой в руках и слышали легкий скрип деревянных половиц. Конечно, ученые отрицают этот мистический факт, но по рассказам, трагически погибший государь выходит из своих «покоев» только в 12 часов ночи, когда во дворце никого нет.
Создание архитектурной концепции
Своим появлением Михайловский замок обязан сыну Екатерины Великой императору Павлу I. Еще, будучи великим князем и наследником престола, будущий император высказал идею о создании собственного дворца. Реализация этой идеи осуществилась лишь спустя десятилетие.
Внешний облик Михайловского замка и его архитектурные особенности полностью отражают характер и мировосприятие императора Павла I. Воспитанный в восхищении к рыцарским идеалам и обладая врожденной подозрительностью, он с юности мечтал построить для себя неприступный замок-крепость.
Путешествуя по Европе в 1781-82 годах, великий князь посетил множество дворцов и особняков, возведенных в стиле замковой архитектуры, и его мечты начали приобретать реальные очертания.
Вернувшись в Петербург, он начинает создавать собственные эскизы будущего шедевра. В 1784 году к разработке проекта дворца-замка подключились профессиональные архитекторы.
Первоначально над проектом работал А. Ф. Виолье, но затем его сменил архитектор Василий Баженов. Он и стал автором законченного проекта, разработка которого длилась больше 10 лет.
Баженов учел все пожелания заказчика и в результате появился гигантский объект, окруженный со всех сторон водой, подъемными мостами и бастионами, на которых располагалось около 20 пушек. Всего насчитывалось больше десятка вариантов будущего сооружения.
История создания замка
Указ о строительстве Инженерного замка в Санкт-Петербурге вышел в девяносто шестом году восемнадцатого века. Местом для него был выбран Летний дворец, в котором и родился император. Считается, что он всегда говорил о мечте умереть там, где появился на свет. Поэтому место под застройку было выбрано не случайно. К тому же Летний дворец был практически заброшен, его стены обветшали, а многие предметы вывезены в другие дворцы.
Многие современники Павла I писали о его мистических наклонностях. Считалось, что он обладал настоящим даром предвидения и даже имел отношение к Мальтийскому ордену. Как бы то ни было, но к строительству император подошел с большим энтузиазмом. Он самолично разработал архитектурный проект замка, в котором воплотил все свои идеи. Можно добавить, что изначально в нем прослеживались идеи масонства. А знаки этого тайного ордена и до сих пор явно читаются в разных местах замка. После создания первого проекта Павел I приступил к внесению правок, и в конечном итоге на его столе оказалось целых тринадцать проектов, выбрать из которых он не мог.
На помощь государю пришел архитектор Василий Баженов, соединивший все идеи в единый проект и сделавший на него смету. Руководить возведением своего детища император доверил Винченцо Бренна, которого самолично контролировал.
Интересно, что Инженерный замок – это второе название дворца. Изначально все знали его как Михайловский. Причем и здесь не обошлось без легенд. Согласно им, одному из солдат на посту ночью явился сам архангел Михаил и повелел пойти к государю и передать распоряжение о строительстве на месте Летнего дворца храма. Назвать его нужно было непременно Михайловским. На утро вояка отправился к императору и рассказал ему о своем сне. Удивительно, но Павел I был будто уже осведомлен обо всем. Поэтому в считанные дни отдал приказ о возведении замка и строительстве храма в честь святого Михаила.
В феврале девяносто седьмого года восемнадцатого столетия сам император принял участие в закладке фундамента. Кроме монет, которые было принято закладывать в основание новых сооружений, туда же положили несколько кирпичиков из обработанной яшмы. Ранее и позже такого никто и никогда не делал.