Вилла д’эсте: история, что посмотреть и как добраться

Вилла д’Эсте в окрестностях Рима — немного истории

Строительство виллы началось после того, как в 1550 году кардинал Ипполито II д’Эсте (сын Лукреции Борджиа и герцога Альфонсо I Феррары) стал губернатором Тиволи. Чтобы воплотить свою задумку в жизнь он пригласил архитектора, писателя, знатока римских древностей по имени Пирро Лигорио. Последний должен был построить д’Эсте на месте конфискованного бенедиктинского монастыря. Этот участок находился на склоне холма ниже города Тиволи и с него открывался прекрасный вид на равнину в стороне Рима. Встречается информация о том, что ранее там уже существовали как минимум две виллы, но они были уничтожены.

Работы проходили медленно: склон холма, где планировалось посадить сады, был очень крутой, а площадь для строительства дворца была весьма ограниченной. Чтобы расширить необходимое пространство, пришлось разрушить целый район, расположенный ниже монастыря. Для водоснабжения виллы про�

В 1572 году кардинал умирает, в то время строительные работы еще не закончились. Ими стал руководить приемник Ипполито Луиджи д’Эсте. Последний в 1585 году нанял архитектора Фламинио Понцио.

Известно, что в XVII веке при кардинале Алессандро д’Эсте вилла была реконструирована, в результате чего на ее территории появились новые здания, а Ренальдо д’Эсте приглашал известного скульптора Лоренца Бернини.

В XIX веке вилла и окружающие ее сады были заброшены, римские скульптуры из главного здания – проданы. Последняя владелица из рода д’Эсте – Беатриче – вышла замуж за Фердинанда Габсбурга, в результате вилла перешла к представителям правящей австрийской династии.

После Первой мировой войны Италия вернула эту достопримечательность в собственность страны и там начали проводить реставрационные работы. В 2001 году виллу включили в список объектов наследия ЮНЕСКО.

История виллы д’Эсте и общие сведения

Резиденцию на природе основал для собственного пребывания кардинал Ипполит д’ Эсте, представитель герцогского рода, сыгравшего значительную роль в историческом противостоянии гвельфов и гибеллинов в борьбе за власть над Италией. Династия Эсте, управлявшая Феррарой, поддерживала римских Пап (и партию гвельфов) в борьбе с германскими императорами; несколько представителей рода носили сан кардиналов и претендовали на папский престол. Боролся за трон и Ипполит, однако уступил Юлию III и был отправлен губернатором в Тиволи, любимый аристократами и императорами Рима пригород столицы.

Выросший в замке Кастелло – Эстензе в оживленной Ферраре, подвизавшийся затем в Риме кардинал желал в своей вынужденной ссылке наслаждаться природой в самых прекрасных ее проявлениях. Место для резиденции было выбрано на берегу реки Аньене (приток Тибра), на холме среди лесного массива. До создания шедевра на месте виллы находился заброшенный монастырь бенедиктинцев – первого монашеского ордена католической Европы. Вблизи проводились раскопки дворца римского императора Адриана, которыми руководил известный архитектор и археолог Лигорио.

Именно Лигорио был приглашен для проектирования и строительства виллы д’ Эсте; его усилиями дворец и окружающий ландшафт стали красивейшим образцом садово – паркового искусства, примером при создании многих подобных комплексов. Обилие водных ресурсов позволило широко использовать фонтаны, водопады и водостоки; отличным дополнением стали статуи и скульптуры, в том числе найденные Лигорио при работах на развалинах дворца Адриана. Некоторые работы создавались по личному указанию кардинала, на им же подсказанные сюжеты.


Дополняли садово – парковый ансамбль виллы д’Эсте и потомки основателя усадьбы. Привлекались к работе выдающиеся мастера своего времени, в частности – архитектор Понцио и скульптор Бернини. Фламинио Понцио работал при дворе Папы Павла V, происходившего из семьи Боргезе; примерами его творчества являются базилика Маджоре в честь Святой Марии, дворец и вилла Боргезе в Риме. Лоренцо Бернини, называемый преемником великого Микеланджело, прославился многими архитектурными и скульптурными творениями. Наиболее известны площадь и колоннада римского собора Святого Петра, а также статуи и детали отделки внутри этого храма.

Усилия скульпторов и архитекторов дополнялись не менее искусной работой садовников и декораторов. Выгодным образом использовался рельеф местности, обеспечивающий великолепные виды со всех возможных ракурсов. Аллеи и каналы парка отлично вписаны в окружающие пейзажи; декоративные деревья и кустарники служат привлекательным фоном для фонтанов и скульптур.


Творением рук Бернини является, в частности, главная терраса виллы. Нависающая над землей и обильной растительностью площадка, украшенная фонтаном Биккьероне (большой стакан) – творения рук выдающегося мастера.

Мраморное мощение площадки, каменные перила и скамейки имеют центром лаконичный по формам источник; живописные окрестности кажутся отсюда еще краше.

Вилла д’Эсте (villa d’Este)

Одной из достопримечательностей Тиволи являются вилла д’Эсте. Вилла находится на холме окраины города Тиволи. Вилла принадлежала губернатору Тиволи, кардиналу Ипполито II д’Эсте. Семья Эсте прославилась как покровительница искусств и гуманистов эпохи Возрождения. Благодаря своим церковным и королевским связям Ипполито стал одним из самых богатых кардиналов того времени,  был страстным коллекционером древностей. Первоначальная резиденция была недостаточно велика для его огромной семьи. Кардинал  поручил спроектировать новую виллу и сад, которые превзойдут все, что построили римляне. Он получил обильные запасы мрамора и скульптур из руин виллы Адриана.

Мы приехали из Рима в Тиволи. Вчера мы ознакомились с виллой Грегориана — природным парком в долине. Сегодня решили увидеть настоящую итальянскую виллу.  Немного заблудились среди узких улочек,  пока не спросили  встречных людей. Вход оказался совсем рядом со школой на площади Тренто,  правее от входа в церковь Санта-Мария-Маджоре. Билеты стоят по 10 евро на чел. Проходим в здание  бывшего  монастыря бенедиктинского ордена, который был построен в 9 веке. (внутренний двор виллы).

Далее переходим в корпус здания и видим залы с  очень красивыми потолками. Кое-где картины на стенах.  В комнатах частных апартаментов принимали гостей, из окон которых открывался великолепный вид на сады. Стены были покрыты кожей с позолотой в зелёных тонах.  Коридоры выглядят проще. Комнат и залов много, все обойти не успеем.

Через часовню выходим на балкон. Отсюда видна вся панорама на внутренний сад. Он огромен, больше всего поражает большое количество фонтанов всевозможных форм. Справа радует глаз красота цветущих деревьев.

Полукруглая лестница справа ведёт на нижний ярус сада.

Аллея 100 фонтанов. Здесь  бьют фонтаны изо рта мифических животных (обезьян, львов, и др.) Они представляют собой миниатюрные веерные конструкции и большие каскадные фонтаны, поросшие зеленью. Фонтаны так заросли, что их украшения плохо видны.

Фонтан матери природы — Дианы Эфесской. Вода фонтанирует из многочисленных грудей богини. Этот фонтан очень известный и первоначально он стоял в фонтане органа.

Перед фонтаном располагаются три пруда. Первоначально в них разводили рыб, уток и лебедей к столу кардинала. В 16 веке нижний сад под прудами изначально был огородом. Центр нижнего сада был разделен на шестнадцать больших площадей, с перголой в центре каждой секции, окруженной грядками с лекарственными травами и цветами.

В центе сада, видны красивые каскады огромных фонтанов, которые переливаются на солнце. Это фонтан Нептуна.

Овальный фонтан был построен одним из первых в 1565-1570 г.

Обходим всё вокруг. Можно подняться выше над фонтаном и увидеть его сверху.

Перед  фасадом с красивой лепниной фонтан — Органа. Этот фонтан особенно производил впечатление на людей звучанием музыки. Даже папа Григорий XII, приезжая сюда  в 1572 году  осмотрел внутренние помещения, убедившись, что никто не прячется и не играет музыку.  Музыка  представляет собою одну и ту же мелодию, которая  производится  посредством воды,  низвергающейся в круглую сводчатую полость и понуждающей вибрировать заполняющий её воздух; вследствие чего воздух вырывается наружу через органные трубки.

В тени цветущей террасы можно укрыться от солнца в жаркую погоду. Сегодня не жарко 17-18 ‘С в апреле.

Фонтан совы.

Сфинкс  наполовину с  женской грудью, наполовину морской конь.

Фонтан формы лодочка. Сад продуман до мелочей. Единственно что плохо, сад приходит в упадок, ему более 500 лет.

Фонтан дель Биккьероне (кубок Бернини, стоящий на дне морской раковины).

На этой террасе находится фонтан Треножник. Слева от сада обрыв и панорама на город Тиволи в низине. Сады виллы д’Эсте послужили прообразам садов Версаля и Петергофа.

Солнце перед закатом мягко освещает сад вечерними лучами. Здесь так красиво, что не хочется покидать это райское место.

Вилла не только привлекает туристов, здесь происходили съёмки фильмов. Во французской кинокомедии «Разиня» (1965 год) на вилле д’Эсте происходит большая вооружённая «разборка» бандитов. (На фоне фонтана Нептуна с верхнего яруса)

Кадры на фоне Сфинкса с женской грудью.

Где находится Вилла де Эсте и как до нее добраться

Вилла д Эсте расположена в центре Тиволи, всего лишь в 35 км от Рима. Официальный адрес достопримечательности: Италия, Тиволи, площадь Тренто, 1. Вопрос о том, как добраться туда на автомобиле, автобусе или поезде, не должен волновать. В интернете предостаточно полезной информации.

  • Если Вам необходимо доехать до Тиволи на машине, двигайтесь по автомагистрали А24 и сверните на Tivoli.
  • На поезде надо ехать в направлении Рим-Пескара до станции «Tivoli».
  • Автобус на Тиволи отправляется от римской станции метро «Ponte Mammolo» и прибывает на площадь Nazioni Unite.

Музей Книги открыт в дни работы виллы с 9.00 до 13.00.

Возможен предварительный заказ билетов и экскурсий. Туристы из России могут позвонить по телефону +39(041)2719035. Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9.00 до 19.00, в субботу с 9.00 до 14.00.

Билеты также можно купить в Риме. Адреса торговых точек:

  • via Anguillarese,
  • via di Valle Schioia, 268,
  • via di Porto Innocenziano, 24,
  • via Nettunense, 12,
  • via Nettunense, 12,
  • via Stazione di Cesano, 460,
  • via Due Giugno 5/7,
  • via Monte GRappa, 81,
  • via S.Francesco D’Assisi, 32,
  • via della Stazione di Ciampino, 60,
  • via Monte Grappa, 81.

Забронировать билеты онлайн позволяет вот этот ресурс:www.vivaticket.it/index.php?nvpg&id_evento=1495849.

Цена билета:

  • Стоимость полного билета при предварительном бронировании – 9,30 евро,
  • льготного – 5,30 евро.
  • В кассе – 8 (4) евро.
  • Аудиогид на русском, английском, французском, немецком или испанском языках стоит 4 евро.
  • Скидка предоставляется гражданам Евросоюза в возрасте от 18 до 25 лет, а также преподавателям. Бесплатный вход каждый день для детей до 18 лет и в первое воскресенье каждого месяца для всех посетителей.

Экскурсии нужно бронировать не позже, чем за пять дней до посещения виллы. Максимальное количество туристов в группе – 25 человек.

  • На итальянском это будет стоить 90 евро.
  • Экскурсия на английском, французском, немецком или испанском – 110 евро.
  • Если посетителей больше 25 (до 50 человек) за каждого последующего придется отдать еще по 3,50 евро.
  • Учебные экскурсии для школьников надо заказывать через колл-центр. Стоимость посещения составляет 80 евро для группы до 30 учеников. Каждый дополнительный человек 3 евро. Максимальное количество — 50 посетителей в группе.

Время, на протяжении которого можно попасть в виллу:

  • январь – 8.30-16.00;
  • февраль – 8.30-16.30;
  • март – 8.30-17.15;
  • апрель – 8.30-18.30;
  • май – 8.30-18.45;
  • июнь – 8.30-18.45;
  • июль – 8.30-18.45;
  • август – 8.30-18.45;
  • сентябрь – 8.30-18.15;
  • октябрь – 8.30-17.30;
  • ноябрь – 8.30-16.00;
  • декабрь – 8.30-16.00.

В последнее воскресенье октября касса работает до 16.30.

Выходные дни: каждый понедельник, 1 января, 1 мая и 25 декабря. Если на понедельник попадает праздник, он считается рабочим, а выходной переносят на следующий день.

Время работы фонтана Орган: 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30.

Как добраться?

Добираться до Виллы д’Эсте лучше всего из Рима. Автобусы отходят от станции, расположенной возле метро Ponte Mammolo. Интервал движения – 30 минут. Билет стоит 3 евро. Автобус следует до главной площади города – piazza Cimitero. Вилла д’Эсте находится неподалеку (Piazza Trento, 5) можно дойти пешком.

Также можно добраться поездом от станции Тибуртина (Roma Tiburtina). Остановка – станция Tivoli

Здесь важно не перепутать, так как по пути следования есть станция Bagni Di Tivoli, находящаяся за несколько остановок до места назначения. Самостоятельно отыскать виллу не составит труда: по дороге есть указатели

Пошаговая инструкция, как добраться в Тиволи из Рима за 3 евро.

Вилла д’Эсте история

Первоначально Villa d’Este была построена по заказу кардинала Ипполито II д’Эсте. В то время, начиная с 1550 года, Ипполит II д’Эсте был губернатором Тиволи. Кардинал был настолько разочарован, что он не был избран понтификом, что решил утешиться, окружив себя неземной красотой и роскошью.

Вилла де Эсте – это гармоничная композиция,  объединившая шикарные строения, удивительные фонтаны и таинственные гроты. Такой стиль иногда встречается в некоторых садах по всей Европе, в частности тех, что выполнены в стиле маньеризма и барокко. Наиболее ценным примером такого сада  является, опять же, итальянский Королевский дворец в Казерте, близ Неаполя.

Особый интерес представляют номера, оформленные большой группой римских художников поздней школы маньеризма, самыми известными из которых были Livio Agrestiи Federico Zuccari.

То, что выделяется на вилле больше всего – это, конечно, дивный сад, задуманный художником и архитектором Пирро Лигорио, и претворенный в жизнь (при  помощи бесчисленных художников и ремесленников) придворным архитектором Альберто Гальвани.

После своего самого блистательного периода, вилла на рубеже 18 и 19 веков впала в некоторое запустение. Однако, благодаря виртуозно выполненной реставрации, вновь вернулась к своей первоначальной славе. Гостями знаменитой итальянской усадьбы были многие знаменитые люди, включая музыканта Ференца Листа, который провел здесь один из своих последних концертов (в 1879 г.).

Вилла д’Эсте Тиволи в наши дни

Реставрационные работы и техническое обслуживание продолжается вплоть до сегодняшнего дня. На сегодняшний день Вилла д’Эсте является одной из самых посещаемых достопримечательностей Италии.

Сочетанием террас, лестниц и мест для осмотра, Villa d’Este напоминает собой висячие сады Семирамиды.

Одним из самых интересных из ста фонтанов виллы является фонтан драконов, который находится в центре сада.

Легенда гласит, что фонтан был возведен всего за одну ночь, в сентябре 1572 года. Фонтан соорудили, чтобы почтить память папы Григория (Boncompagni)  XIII, который был гостем на вилле. Драконы выбраны были потому, что на фамильном гербе папы также имеются крылатые драконы.

В нижней части сада находится Ротонда dei Cipressi, округлая площадь с гигантскими вековыми кипарисами.

Наконец, самым впечатляющим и внушительным фонтаном сада является фонтан Нептуна, созданием которого занимался Джан Лоренцо Бернини (позже фонтан восстанавливался в 20-ом веке).

Не менее интересен Fontana dell»Organo, названный в честь механизма, размещенного внутри фонтана. Необычность фонтана в том, что этот механизм при помощи воды издает звуки, аналогичные органной музыке. Этот удивительный звуковой эффект до сих пор удивляет сегодняшних посетителей.

Вилла д’Эсте в Тиволи: история и архитектура

Наверное, Петергоф не выглядел бы так сегодня, не будь в свое время в XVI в. рядом с Тиволи построена вилла д’Эсте. Эта легендарная вилла, входящая ныне в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, была детищем кардинала Ипполито II д’Эсте Феррарского (1509–72 гг.), который, став губернатором Тиволи в 1550 г., решил создать соответствующий своему статусу великолепный парк и дворец, который со временем стал местом встреч важнейших персон тогдашней поры.

Комплексный проект был разработан именитым архитектором эпохи — Пирро Лигорио (1500–83 гг.), а в XVII в. свои штрихи в облик виллы внес легендарный Лоренцо Бернини (1598 -1680 гг.). В XVIII в., до передачи владения в наследство Габсбургам, здесь царило запустение, однако в следующем столетии знаменитая императорская фамилия уделила ей больше внимания, чем предшественники. К слову, последним владельцем был эрцгерцог Франц Фердинанд, чье убийство в 1914 г. в Сараево положило начало Первой мировой войне. Сегодня вилла и парк находятся в собственности государства и являются популярной туристической достопримечательностью. В 1920-х и после окончания Второй мировой войны, когда объект серьезно пострадал во время бомбардировок 1944 г., здесь проводились масштабные реконструкции.

Архитектура и интерьеры дворца

Кардинал Ипполито II д’Эсте, сын Лукреции Борджиа и внук скандально известного папы римского Александра VI Борджиа, будучи любителем роскоши и покровителем искусств, по принятии губернаторства Тиволи был крайне удивлен убогостью предложенной ему резиденции. Под нее был выделен старый монастырь, который вскоре решено было переделать в виллу с шикарным садом. Для этого пришлось выкупать дополнительный участок земли.

Само здание должно было соответствовать одновременно строившемуся в Риме грандиозному дворцу кардинала, предназначавшемуся для официальных приемов, а загородное владение — служить для наслаждений, приятных встреч и вдумчивых бесед. В результате плодотворной работы, начавшейся в 1560 г., вилла д’Эсте превратилась в настоящий шедевр итальянского паркового искусства.

Дворец представляет собой сложное в плане строение с равномерными фасадами, выступающими боковыми павильонами, двухуровневой лоджией с лестничными подъемами и окруженным галереями внутренним двориком. Вдоль фасада, от похожей на триумфальную арку Большой лоджии до бездействующего фонтана Европы, тянется Вьялоне — 200-метровая терраса. В знойные дни кардинальский двор здесь спасался от жары, а по вечерам тут устраивали развлечения.

В отделке внутренних помещений дворца принимали участие живописцы Ливио Агрести, Джироламо Муциано, Федерико Дзукарри, а также известные скульпторы, мастера по мозаике и керамике. Стены и потолки богато украсили фресками, лепниной и гобеленами. Интерьеры дополнили статуями, большинство из которых впоследствии были утрачены.

Каждый из дворцовых залов имеет собственное название — Геракла, Славы, Благородства, Венеры, Охоты, Ноя, Моисея и т. д. Здесь в разной степени сохранности можно увидеть тематические и мифологические росписи XVI–XVII ст., лепной декор, кессонные потолки, гербы, орнамент, аллегории и пр. Личные апартаменты кардинала представлены библиотекой, спальней, часовней и галереей.

Парк спускается по склону со стороны заднего фасада дворца. Территория разделена на несколько участков длинной продольной и несколькими поперечными осями. Сад поражает обилием статуй и масок, гротов и экседр, стремительным «падением» террас и буйством зелени. Он наполнен многочисленными водопадами, каналами, каскадами и фонтанами, над созданием которых трудились опытные гидротехники XVI в., в том числе талантливый инженер Томмазо Кируки. В системах отсутствуют насосы, вода переливается естественным образом за счет созданных уклонов и уступов, а также с учетом закона о сообщающихся сосудах.

Внимание туристов привлекает грот Дианы, украшенный каменной мозаикой, барельефами и эмалевыми росписями, а также гроты: Помоны, Сивиллы, покровителя семейства д’Эсте — Геракла (статуя отправлена в музеи Ватикана) и пр. Интересна кипарисовая ротонда, о которой в своих стихах упоминал Габриеле д’Аннунцио, а также лоджия Пандоры с нимфеем, где любил отдыхать Ференц Лист, посвятивший вилле д’Эсте три музыкальных композиции

Что посмотреть

Наибольшую известность вилле д’Эсте принес ее огромный парк, который был задуман как целостная система с глубоким философским смыслом. Он олицетворял собой сад Геракла и нимф Гесперид, а в его планировке отобразились главные сюжеты из жизни мифического героя. Например, от центральной статуи Геракла были проложены две аллеи — символ выбора между добродетелью и пороком, между жизнью, полной наслаждений, и трудной дорогой подвигов. Согласно мифам, этот выбор был поставлен перед Гераклом еще в юности.

Аллея парка, идущая от статуи Геракла

Есть в саду и другие символические детали. К примеру, Дорога ста фонтанов (Le Cento Fontane) с небольшими скульптурами и рельефами иллюстрирует сюжеты из поэмы Овидия «Метаморфозы», а фонтанный комплекс Рометта изображает достопримечательности Рима. Всего же здесь построено 64 водопада, 220 чаш с водой и 51 фонтан. Общая протяженность каналов составляет почти 900 метров!

Дорога из 100 фонтанов соединяет виллу с садами

Интересные фонтаны виллы д’Эсте

Фонтан Орган — монументальная, богато украшенная конструкция со сложной системой труб. Гидротехники построили ее так, чтобы падающая вода приводила в движение клапаны органных труб, и в результате получалась красивая мелодия. В конце 18-го века Орган пришел в упадок, но после реставрации в 2003 году он снова играет небольшие музыкальные пьесы.

Фонтан Орган является одной из главных достопримечательностей сада виллы д’Эсте

Фонтан Рометта — оригинальный символ Вечного города, где есть статуя богини Ромы, легендарная волчица, широкий канал в роли Тибра и плывущая по нему лодка — остров Тиберина. Здесь же установлена искусственная гора с пещерами, гротами и скульптурой бога Аньене (названного так в честь реки, питающей виллу-музей д’Эсте).

Архитектурная композиция фонтана Рометта

Овальный фонтан — построенный в 1570 году, он является одним из «старожилов» итальянской виллы. Согласно замыслу архитектора Лигорио в его бассейн вода льется с нескольких уровней, образуя спокойный округлый рисунок. За композицией расположены гроты и тоннель, где именитые гости виллы скрывались от летнего зноя.

Овальный фонтан был одним из первых фонтанов в саду и одним из самых известных

Фонтан Нептуна — произведение начала 20-го века, построенное на месте каскада Джованни Бернини. После реконструкции здесь можно увидеть почти такой же каскад — потоки воды спускаются по нескольким платформам, а вокруг бьют огромные вертикальные струи. Перед ним находятся так называемые Рыбные пруды (небольшие водоемы с рыбками).

Зрелищный фонтан Нептуна

Фонтан дель Биккьероне — одна из работ великого Бернини. Композиция представляет собой большую круглую раковину, из которой вырастает резной кубок с фонтанчиком воды. Она не поражает своими размерами или масштабностью, но дает полюбоваться хорошо узнаваемым стилем «отца барокко».

Фонтан дель Биккьероне находится на центральной оси сада у подножия дворца

Это далеко не все украшения просторного сада — он полон загадочных гротов, изящных скульптур, камней, поросших зелеными мхами, и шелеста водяных струй. Но и дворец виллы д’Эсте способен удивить. Его коридоры и залы украшены старинными фресками — настоящими шедеврами эпохи маньеризма. Особенно интересен нижний этаж, где можно увидеть сцены из Ветхого Завета, картины по мотивам жизни Моисея, Ноя, библейского царя Соломона, и наряду с этим — Тибуртинские залы, наполненные древними богинями и нимфами. Смесь язычества и христианства придает этому дворцу особый колорит.

Часы работы и стоимость билетов

Вилла д’Эсте открыта для посещений:

  • Ежедневно — с 08:30 до 19:45;
  • По понедельникам — с 14:00 до 19:45.

Билетная касса закрывается в 18:45. Также билеты можно купить онлайн.

Фонтанный комплекс Орган играет с 10:30 каждые два часа.

Стоимость билетов:

  • Для взрослых — 13 € (

903 руб. ) ;

Для детей до 18 лет — бесплатно;

Сад

В эпоху Ренессанса любой художественный объект должен был нести какую-то единую гуманистическую мысль. Ландшафтная архитектура тоже подчинялась этим требованиям. Поэтому и концепция сада в Тиволи выражала несколько философских и политических идей, созвучных времени и мыслям владельцев усадьбы. Главный вход в сад представляет собой широкую открытую террасу, с обеих сторон к которой подводят лестничные проходы. В центре террасы — фонтаны, а заканчивается она причудливым гротом. Нависающие ярусы террасы напоминают об одном из чудес света, садах Семирамиды.

В самом саду встретится еще множество отсылок к мифам и легендам древности. Статуя Геракла, от которого, по легенде, берет свое начало род д’Эсте, является главной фигурой идейного замысла. От нее отходят сразу две тропинки — одна ведет человека к порокам, а вторая — к познанию истины и добра. Подобный выбор предстоит сделать и перед изображением Венеры — выбирать земную любовь или вечную, небесную. В своем саду Ипполито пожелал устроить маленькую копию Вечного города — здесь можно увидеть самые знаменитые памятники Рима.

Фонтаны

Главной достопримечательностью виллы, несмотря на великолепное убранство дворца и коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства, представленных там, являются ее фонтаны. Они не только выполняли функцию водоснабжения и орошения прекрасного сада, но и сами стали его лучшим украшением. Не случайно современники называли сад виллы д‘Эсте Театром воды.

Многочисленные каскады, пруды, каналы и водопады дарят прохладу и отдых в жаркий летний день. В саду на сегодняшний день насчитывается больше пятисот фонтанов. Все они спроектированы и сооружены в разные периоды истории виллы, но размещение каждого фонтана на территории парка тщательно продумано и несет не только эстетические и гидрологические функции, но и глубокий философский смысл.

Фонтан Нептуна

Один из самых последних фонтанов, установленных в саду, был сооружен в 1927 году, однако очень органично вписался в общую композицию. Он расположен прямо в центре парка. Величественная статуя морского владыки видна сквозь водопад, который обрушивается на него с фонтана «Орган». Перед фонтаном Нептуна разбиты прямоугольные пруды с рыбками.

Фонтан дель Биккьероне

Был сооружен знаменитым итальянским скульптором Джаном Лоренцо Бернини в XVII веке и потому носит второе название «Кубок Бернини». Он напоминает гигантскую рюмку, установленную на большой раковине. Бернини лично наблюдал за ходом его строительства и сам регулировал силу подачи воды и высоту струй фонтана, чтобы они не загораживали вид на соседний фонтан.

Фонтан «Рометта»

Одно из воплощений идеи кардинала о воспроизведении в своем саду всех римских достопримечательностей в миниатюре. Фонтан так и называется «Маленький Рим». В самом центре — скульптура Ромы Победоносной, а дальше — статуя волчицы, кормящей Рема и Ромула. Вся композиция выполнена с использованием традиционных для римской архитектуры того времени признаков: колонн, арок, обелисков.

Аллея Ста фонтанов

Это, пожалуй, самая знаменитая достопримечательность виллы. Аллея соединяет два фонтана — Тиволи и Рометту («Маленький Рим»). Вдоль всей аллеи, сквозь густую зелень пробиваются струи более чем 100 фонтанов. Каждому фонтану, по замыслам архитекторов, должен был соответствовать свой рельеф, перекликающийся с темами из «Метаморфоз» Овидия. Чередование высоких каскадных конструкции и небольших веерных создает необыкновенный эффект.

Фонтан драконов

Представляет собой композицию сидящих в круг, спинами друг к другу 4 драконов, из пасти которых низвергаются потоки воды. По замыслу Лигорио, фонтан был посвящен теме борьбы добра со злом, поэтому в нишах собирались установить фигуры Геракла и Марса с гладиаторами. Чтобы подчеркнуть драматизм идеи, во времена кардинала фонтан издавал еще и громкие звуки, имитирующие пушечные залпы или фейерверк. Из-за смерти Ипполито фонтан остался незавершенным, закончили его сооружение только спустя столетия. При этом ниши по бокам остались пустыми, а в центре возвели статую Юпитера. Тогда же единого, сорокоголового дракона заменили на четверых драконов, глядящих в разные стороны.

Фонтан «Орган»

Копии сейчас установлены практически по всей Европе. Уникальность его состоит в том, что благодаря особенной гидравлической конструкции вода, проходя по специальным трубкам, вырываясь наружу, издает мелодичные звуки. Фонтан настолько поражал современников, что присутствовавший на открытии виллы папа Григорий XII заглянул во внутренние помещения, чтобы проверить, не спрятан ли там настоящий орган.
В 2003 году фонтан реконструировали, починили музыкальный механизм, и теперь каждые два часа посетители могут услышать 4 небольшие композиции эпохи Ренессанса.

История виллы д’Эсте

Раскинувшийся на площади более 4-х га великолепный ансамбль, состоящий из здания дворца и окружающего его парка, был создан кардиналом Ипполито II д’Эсте (1509-1572), являвшимся одним из сыновей именитой четы – герцога Модены и Феррары Альфонсо I д’Эсте и его второй супруги Лукреции Борджиа. В 1550 г. кардинал был назначен губернатором в Тиволи понтификом Юлием III, который таким образом хотел компенсировать не совсем удачную попытку Ипполито занять папский престол. Предоставленная ему в качестве официальной резиденции часть монастыря при церкви Санта Мария Маджоре в Тиволи не устраивала назначенца, поэтому родовитый сановник решил возвести для себя не только великолепную виллу, но и разбить очаровательные сады на склонах крутых холмов.

Разработку общей концепции проекта кардинал возложил на антиквара из Неаполя Пирро Лигорио (Pirro Ligorio), прослывшего неплохим художником, который проводил археологические раскопки на располагавшейся по соседству древней вилле императора Адриана. В течение 10 лет были скуплены земли в округе, снесены находившиеся там здания, а древний францисканский монастырь преобразован во дворец.

Реализация проекта началась лишь в 1560г. Так как Лигорио был недостаточно компетентен в вопросах строительства, Ипполито д’Эсте нанял небольшую группу архитекторов под руководством Альберто Гальвани (Alberto Galvani). Прежде всего, для обеспечения водой предполагавшихся к постройке многочисленных фонтанов парка, согласно планам Лигорио из Монте Сант Анджело был построен акведук. Однако этого источника оказалось недостаточно, поэтому под городом пришлось прорыть подземный канал, чтобы дополнительно задействовать воды реки Аньене. Как только водоснабжение виллы было налажено, начались работы по возведению многочисленных фонтанов и обустройству обширной территории парка.

Исходя из заложенной в проекте концепции, все декоративные элементы сада, росписи залов дворца и украшавшие его античные статуи наполнялись определенным аллегорическим смыслом. Все это составляло единое целое и предназначалось для прославления именитой родословной кардинала и его добродетели. Например, статуя Геркулеса у Фонтана драконов, отождествляла сад в Тиволи с мифологическим Садом Гесперид, а сам Геркулес являлся одним из божеств, защищавших Тиволи от всякой напасти.

C 1586 года обширная территория и дворец стали принадлежать Священной Коллегии кардиналов. Однако высокочтимая организация мало что делала для поддержания виллы в надлежащем состоянии. Лишь в 1599 году, после того как папа Климент VIII возвысил одного из родственников благородной фамилии – священника Алессандро д’Эсте (1568-1624) до кардинала в консистории, последнему удалось сохранить прямое наследование домом. В 1605 году, после его назначения губернатором Тиволи, обладавшему неуемной энергией и амбициями своего предка Ипполито II д’Эсте, Алессандро, в конце концов, удалось переубедить папу Григория XV передать официальные права собственности на недвижимость семье д’Эсте.

С кончиной в 1624 году Алессандро, его преемники – герцоги Модены, также внесли немалый вклад в сохранение семейного наследия. Франческо I д’Эсте (1629-1641) реконструировал систему водоснабжения и отреставрировал разрушающиеся фонтаны, а кардинал Ринальдо д’Эсте (1618-1672) даже заказал Джованни Лоренцо Бернини проекты еще двух – Фонтана Биккьероне (Стакан) и водопад для Фонтана Органа, реализованные в период 1660-70гг.

Фонтан Биккьероне работы Бернини

Популярные гиды в Риме:

После I Мировой войны виллу д’Эсте выкупило итальянское государство, и уже с 1922г. занявший пост премьер министра Бенито Муссолини распорядился начать ее капитальную реставрацию. В восстановленном дворцово-парковом комплексе, открытом для публики в начале 30-х гг., были размещены произведения искусства из Галереи национального музея Рима. Сразу после II Мировой войны была проведена еще одна радикальная реставрация, чтобы восстановить ущерб, причиненный американской бомбардировкой 1944 года. В течение последних двадцати лет из-за особо неблагоприятных условий окружающей среды реставрация комплекса происходит почти непрерывно.

Архитектуры и интерьеры

Вилла представляет собой единый ансамбль, состоящий из великолепного дворца и живописного сада, который занимает почти 4 гектара. Резиденция предназначалась для встреч с деятелями культуры — музыкантами, поэтами и художниками. Все интерьеры дворца создавались с учетом этого и должны были подчеркнуть высокий статус этого места как культурного и артистического пространства.

В личных апартаментах кардинала Ипполито до сегодняшнего дня сохранились традиционные для эпохи Возрождения фрески и лепнина на стенах. Кроме них залы были украшены античными статуями, многие из которых, к сожалению, уже утрачены, по стенам были развешаны фламандские гобелены. Всю концепцию внутреннего убранства разрабатывали уже в самом начале строительства лучшие архитекторы и художники того времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector