Полоцк. собор софии, премудрости божией

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Софийский собор в Киеве. Фото: РИА Новости

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников. Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

История Софийского собора в Полоцке

Софийский собор в Полоцке – известная достопримечательность Беларуси, о которой наверняка будет интересно узнать и вам и мне, так как я в Полоцк еще только собираюсь и то в далеком будущем.

Князь Всеслав Чародей

Cофийский кафедральный собор Полоцка был построен ещё византийскими зодчими в период между 1044 и 1066 гг., когда властвовал князь Всеслав Чародей. Трудно представить, сколько всего повидали стены с тех времен. Представляете, храм с 1000-летней историей! Софийский собор в Полоцке – воплощение древнерусского зодчества. С храмами Киева или Новгорода той эпохи святыню роднят крестово-купольные системы, галереи. Однако есть у Софийского собора и “изюминки”:

  • Дополнительное разделение алтаря – вим, для той эпохи это нестандартный архитектурный приём, присутствующий исключительно в храмах Болгарии.
  • Семь глав храма, которые олицетворяют все 7 православных вселенских храмов.

Таким когда-то был Софийский кафедральный собор в городе Полоцке

В девятом веке София Полоцкая (тогда храм назывался именно так) представляла собой монументальное сооружение 31 метр в высоту, а стены были толщиной свыше 2 м. Для строительства храма применялись исключительно валуны, не подвергавшиеся обработке, и плинфа. Узоры образовывала специальным образом утопленная кладка.

В 1596 г. была подписана Брестская уния, после чего Софийский собор отошёл к униатам. Пожар 1607 г. разрушил здание, что привело к запустению святыни в течение 10 лет, и только в 1618 г. униатским архиепископом Кунцевичем Иософатом были проведены работы по его восстановлению и перестройке. Очередной пожар, произошедший в 1642 г., снова испортил целостность постройки.

В 18 веке Софийский собор приобрел свой современный вид. Именно в те времена по замыслу Яна Глаубица возникла одноапсидная базилика с фасадом, обращенным к водам Двины. Внутренне убранство святыни было поистине впечатляющим: изысканная лепнина, карнизы, колонны, выдержанные в архитектурном стиле барокко. Первые 2 яруса алтаря были оформлены росписью и деревнями фигурами святых. Над сводом красовался барельеф Новозаветной Троицы. Сегодня здесь частично сохранились древние фрески, среди которых есть точная копия Тайной вечери Леонардо да Винчи и Нерукотворный спас.

В период Северной войны святыню закрыла армия Российской Империи, а на притворе устроили хранилище пороха. В 1710 г. здесь произошел взрыв, и храм оказался стоять разрушенным вплоть до 1738 г. Реконструкцию святыни инициировал архиепископ Гребницкий. Тогда же в 1750 г. архитектор Ян Глаубица начал возводить двухбашенную базилику, соответствующую стилю виленского барокко, которая позже была освящена в честь праздника Сошествия Святого Духа. Впоследствии собор стали украшать лепнина, колоны, карнизы с фигурными изображениями.

В период войны 1812 г. собор осквернили французские войска, командование которых приняло решение разместить на его территории конюшню. Лишь в 1839 г. храм снова вернули православной церкви. В период с 1911 по 1914 г. там проводился капитальный ремонт, однако, в 1924 году храм перестал действовать, и на его территории открыли краеведческий музей. В годы немецкой оккупации собор работал, но позже его вновь закрыли. В 70-80 гг. прошлого столетия здесь велись реставрационные работы, а в период с 2010 по 2013 гг. в храме в процессе реконструкции удалось обновить фасад, кровлю, а также оконные проёмы.

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ

  СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

  Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

  После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в XI в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

  После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

  В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

  11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).

  Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: «В том же  году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам  убил 4 базилиан в Полоцке».

  По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

  Во время Северной войны 1700—1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

  Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

  После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

  В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

  В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

  Сейчас собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

Расписание богослужений

В самом соборе не проводят Богослужения, только в день памяти Евфросинии. Но на территории расположен предел, в которой каждодневно совершают молитвы. Православная церковь открыта каждый день. Расписание предела следующее:

  • с понедельника по пятницу двери храма открыты с 06.30, когда проходят утренние службы, то в 05.45, с 16.30 Вечернее Богослужение, в том числе полунощницы;
  • в субботу и воскресенье храм открыт с 06.30 и с 22.20;
  • службы бывают полиелейными, акафисты Господу и Пресвятой Богородицы;
  • перед Литургией проходит исповедь;
  • каждый день проводятся уставные службы, панихиды, читают Неусыпаемый Псалтирь;
  • молебны с акафистами рядом с мощами преподобной.

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Софийский собор в Киеве. Фото: РИА Новости

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников. Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Важные факты о соборе

  • Он является древнейшей постройкой из камня на территории республики Беларусь.
  • ЮНЕСКО включило его в предварительный список объектов Всемирного наследия.
  • Познакомиться с ним помогает аудиогид на нескольких языках (выбрать можно белорусский, русский, английский, китайский).
  • Здесь создан концертный зал, в 1985 г. установлен орган. За год организуют более трехсот концертов, фестивалей, культурных мероприятий.

Стоит прогуляться и по прилегающей территории. Здесь есть еще одна реликвия: Борисов камень. Огромный валун, с нанесенными на него надписями и крестами, играл когда-то роль пограничного столба во владениях князя.

История Софийского собора в Полоцке

Этот старинный памятник православия внесён в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. И правда, храм имеет поистине особенную

и символичную архитектуру. Построен в городе Полоцк на берегу Западной Двины ещё в ХI веке. А в середине XVIII в. его был основательно перестроен по проекту известного архитектора Яна Глаубица. Стиль назывался – виленское барокко.

К сожалению, до наших дней от древнего храма остались лишь фрагменты кладки, древний фундамент, части апсиды, стен, столбов, а также фресковые росписи. Но всё же и сегодня собор поражает своей нереальной красотой и величием.

Полезные статьи:

В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече читайте…
В трудные минуты жизни при зажженной церковной восковой свече, прижимая к груди образ Пресвятой Богородицы, читайте:«О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и… Читайте далее

Секреты успешного брака
1. Похвала
Ни один брак не может быть успешным, если супруги не ценят друг друга. Каждый человек, время от времени нуждается в поощрении, и ничто не убивает любовь быстрее, чем непрестанные упреки.2. Прощение
Без прощения не может быть счастливого брака. Когда семейные п�… Читайте далее

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ОБИДНО?
Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытывать… Читайте далее

ПРТИЧИ
Я просил у Бога забрать мою гордыню, и Бог ответил мне:
— Нет! Гордыню не забирают, от неё отказываются.
Я просил у Бога даровать мне терпение, и Бог ответил:
— Нет! Терпение не дают, а приобретают в испытаниях.Я просил у Бога даровать мне счастье, и Бог сказал:
Нет! Даётс�… Читайте далее

Интересным есть и тот факт, что точную данного храма планируют построить в другом не менее знаменитом городе Беларуси – Витебске. Полоцкий каменный собор появился уже после своих “собратьев ” в Киеве и Новгороде и стал четвёртым храмом в мире, построенным в честь Святой Софии.

Периоды исторического архитектурного и духовного становления храма:

1044 – 1066 года – возведение византийскими мастерами и горожанами по распоряжению князя Всеслава Чародея;макет собора XI века, выполненный согласно византийских канонов и в лучших традициях полоцкого зодчества, располагается в Верхнем замке, что как нельзя точнее “говорит” о роли церкви в государстве;великий православный и культурно-просветительский центр, в котором находились: библиотека, архив, казначейство, магистрат, а также хранились религиозные святыни и устраивались приемы высокопоставленных послов;1596 год – храм передан униатской церкви, проведено восстановление после пожаров, сняты верхушки угловых боевых башен крепостной части;времена Северной войны – использование в составе склада амуниции и боеприпасов;Отечественная война 1812 года – в специально сделанной нише стены собора хранилась самая одна из самых известных и почитаемых во всём православном мире священных реликвий – Крест Евфросинии Полоцкой;1913 год – проведение реставрационных работ образов, сохранившихся на стенах храма;Великая Отечественная война – размещение гарнизонный костела немецких войск.

Обязательно к прочтению:  Спасо-Преображенский монастырь Муром

Софийский собор – это не просто историческая и архитектурная ценность, почитаемая православными людьми во всё мире, это величайший оплот духовной жизни, который по своей значимости не уступает многим известным храмам. Он несёт в себе главное, к чему стремиться каждый истинный христианин – вечную непоколебимую веру и Божью благодать, которой нет конца и края в этом мире, на этой земле.

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли

Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду

PS

Юрий Визбор в известной песне точно подметил — Полоцк «со своих глядит на мир колоколен». Глядит уже без малого тысячу лет. Единое историческое пространство восточных славян не прервется, пока стоят на берегах Днепра, Волхова и Западной Двины три величественные Софии.

Почему соборы носят имя Святой Софии?

Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.

Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.

Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.

«Со своих глядит на мир колоколен…»

4 июля 1944 г. Красная армия освободила Полоцк.

  1. Гордиенко Э. Свет новгородской Софии // Родина. 2007. N 6. С. 40.
  2. Дук Д. Полоцку — 1150: истоки государственности на белорусских землях // Родина. 2012. N 9. С. 67.
  3. Габрусь Т.В. Полоцкий Софийский собор и полоцкая школа зодчества Хїї в. // Полоцк и Полоцкое княжество (земля) в їХ-Хїїї вв., летопись древних слоёв, Полоцк и его округа в XIV-XVIII вв., ремесло, денежное обращение и торговые связи Полоцка в Средневековье (по данным археологии, нумизматики и письменных источников), культура и просвещение в средневековом Полоцке. Минск, 2012. С. 421; Иоаннисян О.М. От Десятинной церкви до Софии Полоцкой (о становлении древнерусского зодчества) // ГЄсторыя Є археалогЄя Полацка Є Полацкай зямлЄ: матэрыялы VI МЄжнароднай навуковай канферэнцыЄ (1-3 лЄстапада 2012 г.). Ч. 1. Полацк, 2013. С. 120-144.
  4. Алексеев Л.В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. Кн. 2. М., 2006. С. 76.
  5. Марзалюк ї. ГЄстарычная самаЄдэнтыфЄкацыя насельнЄцтва БеларусЄ Хї-ХVII стст. // ГЄстарычны альманах. Т. 5. Гародня, 2001. С. 5-6.

Как добраться

На площади возле вокзала стоит информационный стенд, где указаны разные контакты и карта города с интересными местами. От вокзала и автовокзала по улице Октябрьская, 25 отправляется автобус № 2. На нем доезжают до остановки «Швейная фабрика», если паломник едет с автовокзала или до остановки «Райисполком» при поездке с вокзала, расположенного на ул. Толстого.

Гость может совершить пешую и прогулку и добраться до памятника архитектуры самостоятельно. От вокзала нужно пройти по улице Гоголя до набережной Западной Двины по ул. Нижне-Покровская. Затем сворачивают направо и проходят 2 км.

Информация для паломников и туристов

Церковь находится в невероятно красивом месте на правом побережье Западной Двины, где в нее впадает река Полота. Храм Софии привлекает своим великолепием. В Полоцке расположено много исторических и архитектурных памятников, основная масса принадлежит православной вере. Комплекс состоит из культовых сооружений, построенных по просьбе Ефросиньи.

Борисов камень у Софийского собора

Неподалеку от собора расположены следующие достопримечательности:

  • Борисов камень на расстоянии 52 метров, это один из 4 белорусских валунов, на которые нанесены картинки крестов и древние надписи;
  • родник расположен при спускании к Нижне-Покровский улице;
  • памятник студенту в 468 м;
  • Полоцкий краеведческий музей;
  • художественная галерея в полукилометре;
  • монумент героям Отечественной войны 1812 г.;
  • памятник кривичам находится в 175 метрах;
  • памятник Ефросинии Полоцкой.

Полоцкий собор — историческая и архитектурная гордость, храм уважают все православные. Церковь по своей ценности, значимости и почитанию верующих стоит наравне со многими знаменитыми соборами.

Интересные факты

Софийский собор в Полоцке — одно из древнейших сооружений в Беларуси. При храме расположен концертный зал, в котором каждый год проводят свыше 300 концертов камерной и органной музыки. Чтобы самостоятельно посетить музей, посетителям предлагают аудиогид на белорусском, английском и русском языках. Также им вручают путеводитель с планом церкви и картой города.

В стенах Собора размещается музей истории архитектуры. Стал принимать первых гостей в 1987 году, а в 1983 г. открыли концертный зал. В музее находятся экспозиции, знакомящие прихожан с возникновением и развитием храма, его перестройках, реставрациях. Здесь имеются уникальные предметы — дошедший до 21 века фундамент и древние росписи 11 века.

Софийский собор в Полоцке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector