Обзор собора святой софии в стамбуле
Содержание:
Легенды
О Софийском соборе ходят легенды и предания. Одно из сказаний связано со строительством церкви. Юстиниан желал выстроить лучшее здание. Для этого материал свозили со всех окрестностей. Так, при строительстве использовали:
- колонны и мрамор из Аспендуса, Баалбека и Тарсы;
- белый мрамор везли с Мраморного острова;
- розовый мрамор из Афона;
- нефы возвели из колонн, взятых из храма Артемиды в Эфисе;
- гранитные столпы из Египта.
Также считается, что именно тут произошел раскол христианства.
Здесь хранится гробница Дондоло. Однако самих останков обнаружить не удалось. Хотя, согласно преданию, основатель Латинской империи покоится в этих стенах.
Мистика собора
Каждый посетивший этот музей всей душой прочувствовал мощнейшую энергетику и мистику от этого храма. Каждый вошедший сюда испытывает непередаваемое чувство и мурашки по телу. Вот некоторые из мистических описаний:
Под куполом расположен центр мира. Храм был осквернен, но сила его не ушла. Софийский Собор и по сей день является символом христианства и местом силы.
В этом супер сооружении древности, насчитывается 107 колонн, одна из которых покрыта медью. В ней имеется углубление, где все время собирается неизвестного происхождения вода. Верующие стремятся прикоснуться к этому месту, чтобы излечится от болезней. Если приложить ладонь к этому месту и большим пальцем почувствовать воду и загадать желание. Оно обязательно сбудется.
Главная гордость собора — это купол высотой 56 метров и более 31 метра в диаметре. Огромный круглый купол был установлен на 4 огромные арки в центре храма.
При строительстве использовался кирпич из глины, которую привозили из острова Родос. Такой кирпич был очень легким, если положить его в воду, он не тонул благодаря своей высокой пористости. Смесь для укладки кирпичей изготовлялась из того же материала. Поэтому при застывании такой раствор давал большую сцепку с кирпичом.
По одной из легенд план строительства храма Юстиниану показал пришедший к нему ангел. Этот ангел посоветовал соорудить три окна в честь Троицы.
В здании 361 дверей, 101 из которых с изображениями. Когда двери подсчитывают, обнаруживаются новые.
В правой стене Собора образовалась ниша и отсюда слышен звук, как будто там кто-то есть. По легенде 1000 верующих вместе со священником, укрылись в этих стенах во время вторжения в храм турецких завоевателей, а остальных убили прямо во время служения.
В музее есть окно, в которое и в жаркий день дует холодный ветер. Из-за этого его так и называют Холодное окно.
Здесь был захоронен предводитель крестоносцев Энрико. Однако сейчас гробница его пуста. По рассказам Мехмед Завоеватель приказал скормить его останки собакам.
Архитектура
Айя-София или собор Святой Софии в Стамбуле построен в форме базилики, которую венчает огромный купол. Это строение было шедевром архитектуры своего времени. Стены его очень прочны, по мнению специалистов, благодаря листьям ясеня в растворе.
Внутренний декор храма Святой Софии характеризуется необыкновенной роскошью. Здесь можно увидеть изящные мозаики и орнаменты, сделанные на золотом полу и на стенах, колонны из яшмы, привезенные из древнегреческого храма и пр.
Собор Святой Софии был призван демонстрировать мощь, силу и вечность Византии и православной веры. Масштаб храма, необыкновенная роскошь его отделки, великолепие и пышность церковных церемоний этому прямое подтверждение.
В 30-е годы прошлого века в соборе Айя-София с древних фресок была наконец-то снята старая штукатурка, и перед зрителями предстали образы Иисуса Христа, девы Марии, христианских святых и подвижников.
Мозаики
Собор Святой Софии в Стамбуле – пример монументального искусства Византийской империи. Это прекрасно видно специалистам и искусствоведам. Все мозаики разделены на три периода истории Византии.
Первые мозаичные картины в Софийском соборе были созданы в конце IX века после окончания периода иконоборчества в христианской церкви. Мозаики по стилю очень похожи на живопись тех времен.
Посетители собора Софии могут увидеть тронное изображение Богородицы с младенцем Иисусом на коленях, архангела Гавриила, пророка Иезекииля, императора Константина, апостолов, пророков, святителей, патриархов и пр.
В первой половине X века в соборе Святой Софии появились мозаики, изображающие Иисуса Христа с Евангелием в руках, перед которым преклоняется император Лев. К этому же периоду относится портрет императора Александра в технике мозаики.
Также здесь есть мозаичные полотна, датированные второй половиной X века, которые изображают Богородицу с младенцем Иисусом на коленях, императоров Константина и Юстиниана. Последний дарит деве Марии этот собор.
Исламские и иные элементы в архитектуре и декоре
После превращения православного собора в мечеть Айя-Софию здесь началась перестройка и переоформление. Минареты были возведены в разное время и различными мастерами. Современный михбар построили только в XIX веке.
Также в Айя-Софии были обнаружены древние руны, скандинавского происхождения. Судя по всему, надписи были сделаны здесь в средние века варягами, которые служили в византийских войсках. Таких рун несколько, их обнаружили в прошлом веке.
Храм святой Софии — музей мирового значения
Уникальные экспонаты
Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.
Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.
Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.
Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.
Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!
И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.
Таинственные достопримечательности
На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.
Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.
А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.
Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория
Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»
Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».
Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».
Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.
Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.
А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.
Красота на века
Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.
Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.
И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.
Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:
Как вам? Очень красиво, не правда ли?
Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.
На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!
Внутренние пространства (второй уровень)
Рассмотрим второй уровень. Сюда добираются по пологой лестнице без ступеней. На втором уровне отводилось место женской половине. Здесь была ложа императрицы. По лестнице императрицу вносили на ложе носильщики. Чтобы носилки свободно проходили на второй уровень, вход и саму лестницу сделали широкими. По этой лестнице подниматься легко и интересно. Она состоит из многочисленных поворотов, когда идешь невольно задумываешься, а что же там за другим поворотом. Уже почти 2000 лет по этому ходу ходят посетители храма, от этого плиты пола стали гладкими и блестящими. После лестницы Вы попадете в светлое помещение. В этой части галереи в середине круг из мрамора зеленого цвета. Здесь стоял трон.
В южной части второго уровня сохранилась уникальная смальтовая мозаика. Когда-то здесь все было из мозаики на золотом фоне. До нас сохранилось только несколько изображений. Одно из самых красивых и внушающих изображений в этой галерее Иисус с Богоматерью и Иоанном Крестителем. Здесь изображено, как Иоанн и Богоматерь молят Иисуса о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики утеряна, разворована крестоносцами.
Когда смотришь на эту картину, возникает ощущение как, будто Иисус смотрит на тебя, он все про тебя знает и в его глазах посыл принятия себя, мира и веры. А в образе Девы Марии столько скорби, боли и принятия. Иоанн Креститель изображен с полным пониманием, каков будет мир и как ему быть в этом мире.
Здесь могила предводителя крестоносцев. Над ней сохранился совсем маленький кусочек мозаики. А рядом мозаичная икона Деисус. В восточной галерее сохранилась другая картина из мозаики. На ней изображена императрица Зоя перед Христом и ее супруг Константин Мономах. В руках у мужа грамота, а у жены кошелек, символы благотворительности. Сохранилась только часть фигур. На этой части стены видны плохо заделанные трещины. Лик императрицы был разбит, когда ненадолго к власти пришел ее пасынок, который ненавидел ее. Когда императрица вернула трон, лицо было отреставрировано.
Отсюда хорошо видно изображение богоматери с Иисусом на коленях. А также изображения других священных людей древнего времени, которые запечатлены в символические моменты своей жизни. В Северной галерее находятся портреты еще одной императорской семьи: Императора Иоанна и его жены Ирины, стоящие слева и справа от Богородицы.
Спуск со второго уровня совершают по другой лестнице, которая находится в восточной стороне Мечети. Здесь пол обработан бороздами для того чтобы ноги носильщиков императрицы не скользили.
История и архитектура
Монументальная постройка окружена четырьмя стройными минаретами, что делает её особенно узнаваемой. Прямоугольная форма Собора делает его похожим на классическую базилику, купол которой, будто парит в воздухе.
Продолговатый четырёхугольник образует 3 нефа: широкий в середине и более узкие – боковые. Диаметр купола составляет 30 м, а его высота достигает 56 м.
Большой интерес для туристов представляют уникальные мозаики, первая из которых датирована 867 г. На ней изображены Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом и архангелом Гавриилом. В западной части здания находится мозаика «Христос Панкратор» (к. X в.), в правой части второго притвора – «Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин», этажом выше – «Последний суд» и др. После завоевания города мозаики собора были забелены османами толстым слоем штукатурки и были обнаружены во время реставрации лишь через несколько веков.
На месте мечети в античные времена находилась рыночная площадь, а позже был возведён храм богини Артемиды, который простоял до 360 г. Императором Константином Великим была построена небольшая церковь, названная в честь Святой Софии.
За свою долгую историю собор несколько раз горел и отстраивался вновь, был частично разрушен мощными землетрясениями и серьёзно пострадал при захвате крестоносцами Константинополя. Современное здание было построено в 537 г. Юстинианом.
В 1054 г. произошло значимое событие – разделение церквей на православную и католическую. В связи с этим собор вошёл в историю как место, где было положено начало этому. Последняя христианская служба в нём прошла в конце весны 1453 г. Затем святыня была варварски разграблена захватившими город турками, а здание переоборудовано в мечеть.
- Роль мечети бывший собор выполнял в течение 500 лет, а в 1935 г. президентом Ататюрком ему был присвоен статус музея. В 1985 г. Айя-София была включена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
- С 10 июля 2021 г. музей был вновь преобразован в мечеть указом президента Турции и исключён из музейной карты города. В этом же месяце там прошёл первый за 86 лет намаз.
Как добраться
Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.
Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.
Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.
Заключение
Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.
Автор статьи : Айгуль Хусаинова
Краткая информация
Собор Святой Софии в Стамбуле
Собор был построен в первой половине 6 века. Идея создания принадлежала византийскому императору Юстиниану, который родился в крестьянской семье. Он желал, чтобы собор считался главным сооружением Стамбула (который в то время носил название Константинополь).
Часто задаваемые вопросы
Когда Собор Святой Софии приобрёл статус музея? В середине XV века собор переделали в мечеть, а в 1930-х годах Ататюрк приказал сделать из мечети музей. Реконструкция Собора Святой Софии продолжается до сих пор.
- Реализации задумки послужило массовое восстание народа «Ника», в котором пролилось немало крови. Было убито более 30 тыс. жителей. Собор был возведен на месте сгоревшей церкви. Еще до этого здесь находилась другая церковь, которую также подожгли – она носила название Св. София. До церкви на этом месте находилась торговая площадка.
- Византийский император хотел, чтобы постройка была могущественной. Территории для возведения было мало, поэтому Юстиниан решил купить соседние земельные участки и разрушил все здания на них. По приглашению императора в город прибыли самые известные архитекторы, которые были задействованы в строительных работах собора, который сейчас называется Малая Айя-София. Появление храма стало толчком к строительству нынешнего большого храма.
Также привозились другие строительные материалы. К примеру, из Эфеса поставили 8 колонн, сделанных из мрамора зеленого цвета, и столько же колонн из Рима.
С острова Родос были завезены прочные кирпичи. В качестве отделочных материалов выступали серебро, золото и слоновая кость. Как утверждают, император желал, чтобы все внутреннее убранство было сделано из золота. Но астрологам такая идея не нравилась. Они предвидели, что после Юстиниана будут недостаточно сильные правители, которые то и дело будут его разворовывать.
- В начале 13 века город захватили крестоносцы. Именно в это время начался 4-й крестовый поход. К большому сожалению, это событие считается самым позорным во всей истории мира. Весьма непонятно, как так получилось, что во время крестового похода, участники которого собирались в Египет, где планировалась религиозная битва с мусульманами, проникли и ограбили город христиан, являющихся их братьями по вере.
- Во время нападения сильно пострадал собор Св. Софии. Крестоносцы вынесли все богатство. Более 85% священных реликвий были вынесены во время этого нападения.
- Самая последняя религиозная служба состоялась в середине 15 столетия, на которой был сам император. На следующий день на собор напали турки. В дальнейшем собор решили переделать в мечеть. Мозаики были надежно спрятаны и укреплены толстым слоем штукатурки. На протяжении 5 веков Св. София была мечетью.
- В 30-х годах 20 века по решению Ататюрка статус мечети был изменен на музей. Штукатурку, под которой спрятали мозаику, была убрана. На сегодняшний день здесь вовсю ведутся реконструкционные работы.
Айя-София
Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.
Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.
Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.
Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.
Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.
Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.
Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.
После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.
Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):
Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».
Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.
Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…
За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.
В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.
Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»
Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие — Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.
Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.
Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.
Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.
При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.
Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.
Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.
Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.
Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.
Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.
Интересные факты
Каждый приезжий, а тем более и житель Турции знает об этом музее. Сооружение полностью построено соблюдая все христианские нормы и правила. Этого при строительстве требовал Юстиниан. О храме имеются многочисленные факты и домыслы дошедшие до наших дней, вот некоторые из них.
Почему так назван
Собор, именуемый по-турецки Ayasofiya, называется так от слов Премудрость Божия, потому что sofia по-гречески означает мудрость. Многие ошибочно предполагают, что храм носит имя женщины. Полное название — Храм Премудрости Божьей. За время своей долгой жизни Собор еще называли Храм святой Софии и Великая церковь.
Святая София — премудрость божия у греков была выражением идеи сына божия, Логоса до воплощения в Иисусе Христе. На это указывает также праздник Святой Софии-24 декабря, прямо перед Рождеством Христовым.
Главный кот мечети
Посетившие Собор люди могут встретить в залах самого известного в Стамбуле кота. Он величественно вышагивает именно возле императорского места, чувствуя себя хозяином и хранителем мечети.
Может быть, этот необычный кот является воплощением бывшего правителя Юстиниана и поэтому его часто видят возле императорского места. Кот знаменит еще тем, что когда -то его погладил сам Обама.
Крещение княгини Ольги
В 955 году в Константинополе приняла крещение княгиня Ольга-первая правительница Киевской Руси, которая приняла христианскую веру.
Тогда мудрая княгиня Ольга перехитрила византийского императора, который хотел взять ее себе женой. Но Ольга отказала ему, сказав, что христиане не сватаются за язычников. Когда патриарх и царь окрестили княгиню, император снова стал просить ее руки. На этот раз она ему снова отказывает, потому что теперь она будет считать его своим отцом. Царь очень удивился ответу княгини, но смирился. Он одарил ее подарками, и княгиня довольная уехала к себе домой.
В 957 году Ольга снова приезжает в Константинополь вместе со своими подданными. Император охотно встречает ее как дорогого гостя, видит в ней равную себе и называет правителем Руси.
События раскола христианских церквей
Событие, произошедшее 16 июля 1054 года, разделило церкви на два лагеря. Во время церемонии кардинал, посланный папой римским, вручил патриарху Михаилу документ с обвинениями.
Список недовольства содержался на нескольких страницах, вот некоторые из них:
- Одни обвиняли других в том, что разрешены браки служителям церкви, другие в свою очередь бранились о том, что нельзя поститься в субботу и носить перстни.
- Говорилось и о том, что одни исповедуются в закрытых помещениях, а другие у всех на глазах.
- Одни крестятся справа налево, а другие слева направо.
- Великий пост у одних начинается в чистый понедельник, а у других в пепельную среду.
В результате чего одни стали считать других раскольниками.
История храма Айя-София
Первейшее упоминание о церкви, как было отмечено выше, встречается в VIII столетии. В византийских рукописях X, XI, XII и XIII веков собор встречается как Большая церковь «Μεγάλη Εκκλησία».
Мозаика центральной апсиды церкви сохранила монограммы императоров Константина и Ирины — соправителей (780 — 797) державы Ромеев.
Версия, долгое время поддерживаемая, о строительстве святыни в Салониках в VI столетии, в пору когда строился собор Святой Софии в Константинополе, не подтвердилась: историк Прокопий в описании храмов, построенных при Юстиниане, не упоминает церковь Айя-София, при этом он подробно перечисляет и описывает другие. К тому же археологические раскопки привели к удивительным результатам, развеявшим все сомнения и споры относительно хронологии.
На этом же месте до постройки церкви существовала раннехристианская базилика, разрушенная приблизительно около 620 года, на фундаменте которой и был возведен собор. С христианской базиликой, посвящённой св. Марку, связывают и строительство Баптистерия со святым источником, расположенных южнее.
Храм, возведенный в VII столетии, в длину в три раза меньше раннехристианской святыни, при этом сохранены некоторые черты базилики, но уже с куполом. Колонны и капители принадлежат более древней церкви, т.е. артефакты вторичного использования, как и амвон V века, каковой в 1905 году перевезли в Константинополь.
В XI столетии следом за землетрясением 1037 года к собору достраивают нартекс с запада. К северу от византийского собора Св. Софии существовала миниатюрная церквушка Николая Угодника, а южнее – часовня Богородицы Путеводительницы.С X по XII век храм — Митрополичий собор Салоников.
В 1204 году с началом четвёртого крестового похода и последующей Франкократией, продлившейся до 1224 года, церковь служила кафедральным собором католической церкви.
1523 год – В правление Мактул Ибрагим Паши в Салониках собор Святой Софии турки преобразовали в мечеть, каковой суждено было пострадать от пожара в 1890 году.
Храм Айя-София, последствия пожара 1890 года
Восстановлением храма после пожара (1907 — 1909) занимался французский византолог Шарль Диль.
Собор, посвященный Премудрости Божией, был не просто храмом, в течении столетий церковь Св. Софии служила полюсом притяжения выдающихся священнослужителей, богословов и митрополитов. Вокруг неё сформировалась особая аура из высокообразованных и просвещённых людей, стремящихся к духовному совершенству архиереи, которые в своих сочинениях состязались в мудрости и благочестии с богословами Константинополя.
В различные эпохи церковь была местом упокоения непогрешимых и выдающихся митрополитов. До того как православная святыня не стала мечетью, в ней хранилась рака с мощами Григория Палама. Следом за землетрясением 1978 года, когда происходила реставрация православного храма Святой Софии, археологи обнаружили мощи Святителя Василия, иконопочитателя и архиепископа Салоников.