Церковь санта-мария-сопра-минерва в риме
Содержание:
- Полезная информация
- Что посмотреть
- История базилики
- Фасад базилики Санта Мария Маджоре
- Как добраться к Санта-Мария-Маджоре
- Баптистерий
- Внутреннее убранство базилики Санта Мария Маджоре
- История строительства
- Баптистерий
- О месте Базилика Санта Мария Маджоре
- История базилики
- Исторические факты и легенда
- Внутреннее убранство
- Капеллы
- История строительства церкви
Полезная информация
2.1. Где находится и как добраться
Адрес: Piazza della Stazione, 1
Расположение на карте:
Как можно добраться?
на городском автобусе. Остановка Stazione Scalette – автобусы 6, 11, 12, 17, 22, 23, С2, С4.
Очень удобно добираться из любой точки города! Автобусы останавливаются прямо перед станцией.
на трамвае. Остановка Alamanni – трамваи T1.3, T2.
Остановка прямо около вокзала:
И еще удобно — через дорогу от вокзала остановка трамвая до вокзала Villa Costanza:
на такси
Главное – не перепутать с одноименной церковью. Вам нужно на Stazione Santa Maria Novella. Вообще такси во Флоренции особой популярностью не пользуются.
пешком
От центра города, площади Дуомо можно дойти по прямой — Via de’Carritani до Via dei Banchi, продолжайте идти по ней еще минут 5-7 – попадете на станцию.
на туристическом автобусе hop-on / hop-off
Остановка Stazione FS SMN – это первая остановка обоих маршрутов автобусов hop-on /hop-off по городу.
Купить билеты на автобус можно заранее онлайн или здесь, в туристическом офисе не станции:
Вместе с экскурсией
Мне понравилась вот эта обзорная экскурсия по Флоренции. Каждый день она стартует от церкви Санта Мария Новелла в 15:15. Прогулка продлится 2 часа, стоит 20 евро. Церковь находится в шаговой доступности от станции – с левой стороны, на площади Piazza Santa Maria Novella. Классно использовать время рационально, совмещая экскурсию с днем приезда (я так и сделала).
После приезда во Флоренцию первым делом я сдала чемодан в камеру хранения (о ней ниже в статье), купила туристическую карту Firenze card, перекусила и как раз подошло время экскурсии. После экскурсии (она заканчивается около дворца Питти) я вернулась на вокзал за чемоданом и уже поехала заселяться в квартиру.
Или еще вариант – интересная прогулка с местным гидом. Проводится на английском языке, а стоит 29 евро. Гид покажет вам город и научит ориентироваться в центре. Обязательно увидите площадь Санта Мария Новелла и вокзал.
2.2. Куда можно уехать
2.2.1. Направления и маршруты /с примерами цен
Поезда идут по всей Италии, останавливаются во всех значимых городах:
- Рим;
- Венеция;
- Сиена;
- Милан;
- Турин;
- Неаполь;
- Генуя.
Стоит обратить внимание – со всеми остановками маршруты дешевле, но идет поезд дольше. Так, от Флоренции до Рима можно доехать всего за 1 час 20 минут на экспрессе, а на обычном поезде будете более 2 часов ехать
Например, до Милана можно доехать за 1 час 45 минут, билет будет стоить 45-50 евро.
транспортные компании:
TrenItalia, Italo.
2.2.2. Как добраться до аэропорта
Как от жд вокзала добраться до аэропортов?
До Америго Веспуччи: автобусом ATAF „Vola in Bus“, отходят от вокзала каждые 30 минут.
До Галилео Галилей в Пизе: поезд ездит шесть раз в рабочие дни и субботу, и три раза в воскресенье.
От аэропорта до станции можно доехать на такси, либо заказать трансфер онлайн на сайте kiwitaxi, просто закажите автомобиль на то время, которое вас устраивает. Стоит от 4700 до 5500 рублей, зависит от комфорта авто.
2.3. Камера хранения
Хранение багажа — 6 евро за первые 5 часов, далее 1 евро каждый час. Работает с 6.00 до 23.00.
В конце этой дорожки слева — камера хранения:
Камера хранения:
Здесь можно оставить багаж, а можно купить чемодан:
Приготовьте документы:
Оставьте багаж на станции – он будет под надежным присмотром:
Когда багаж сдаете, у вас берут данные паспорта и выдают чек на багаж, оплачивать пока ничего не надо. А вот когда возвращаетесь за багажом, сразу идите на кассу и оплачивайте (стоимость зависит от времени хранения):
2.4. Парковка
Парковка работает каждый день, 24 часа в сутки. Первые 15 минут бесплатно, а потом по 3 евро в час для автомобиля, 0,5 евро в час для мотоциклов.
Оплата парковки через автомат:
2.5 Общественная прачечная
Да, на вокзале можно постирать вещи. И сразу высушить. Интернет там бесплатный — закидываете грязную одежду и сидите ждете, пока постирается. Платите за количество килограмм белья – за 9 килограмм 3 евро. Полностью самообслуживание.
Вот и она:
Удобно и быстро, подходит для путешественников:
Что посмотреть
Фото золотого потолка и мраморного пола в церкви Санта-Мария-Маджоре
Главные святыни церкви придется поискать. Если обратить свой взор чуть ниже папского алтаря, можно заметить ясли, которые якобы принадлежали самому младенцу Иисусу.
Ясли, якобы принадлежавшие младенцу Иисусу
Также в церкви хранится икона «Спасение народа римского». Она считается самой почитаемой в городе.
В церкви хранится очень почитаемая икона «Спасение народа римского»
При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма.
При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма
Три капеллы церкви – это еще одна местная гордость. Сикстинская была создана по заказу папы Сикста V. В соответствии с его замыслом стены расписаны сценами на тематику Рождества Христова. В капелле похоронен сам папа, а также Пий V и известный скульптор Бернини.
Сикстинская капелла, в которой похоронены папа Сикст V, Пий V и скульптор Бернини
Паолинская капелла (или Боргезе) зеркально отражает Сикстинскую. Она появилась в 18 веке по инициативе Павла V, урожденного Камилио Боргезе. Кроме него здесь упокоился Климент VIII. Украшает капеллу икона Мадонны Солюс Популли Романи.
Паолинская капелла (или Боргезе), в которой похоронены Павел V (урожденный Камилио Боргезе) и Климент VIII
Наименее роскошной выглядит капелла Сфорца, однако первое впечатление обманчиво. Есть версия, что она создавалась в соответствии с эскизами великого Микеланджело Буонарроти.
Капелла Сфорца возможно создавалась по эскизам Микеланджело Буонарроти
Стоит обратить внимание и на орган, который папа Пий XII заказал в 1952 году. Инструмент рук мастеров Машони заменил старый аналог 18 века
Примечательно, что его предшественник «жив» и по сей день. Он находится в церкви Алифорни.
Орган в церкви Санта-Мария-Маджре — работа мастеров Машони
В подвальном помещении церкви также расположен музей, посвященный папскому собору. В нем собраны предметы, имеющие связь с самой базиликой и ее святыми покровителями. Частью экспозиции являются и атрибуты власти Папы, предметы изобразительного искусства, статуи.
История базилики
Папская базилика Santa Maria Maggiore была образована в раннехристианскую эпоху. История ее сооружения за давностью лет преобразовалась в прекрасную легенду. Римскому епископу Либерию, небом был послан удивительный сон, в котором явилась ему Пресвятая дева и наказала построить храм на том месте, где на заре пойдет снег. С приходом нового дня папе римскому сообщили, что белоснежным одеялом был укрыт Эсквилинский холм (от латинского Mons Esquilinus) Рима.
- В 352 году нашей эры был положен первый камень базилики.
- В 5-м столетии храм был ощутимо расширен и реконструирован по рапоряжению папы Сикста III.
- Как раз тогда базилика была посвящена Божьей матери. Проходили столетия, встававшие у власти епископы прибавляли церкви шика и живописности, завозили в храм новые реликвии.
- В 14-м столетии над трехнефной базиликой поднялась колокольня в высоту 75 м.
- Папа Григорий XI способствовал возведению колокольной башни вскоре по возвращения из Авиньона (Avignone). Один из 5-и колоколов звонит точно в 21.00 вечера, чтоб усилить веру возносящих молитвы.
Современный фасад здания – сочетание романского и барочного стилей. Завершающим важным элементом внешнего декора стала пристройка монументальной лоджии с портиком. Архитектор Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) в течение 18-го века занимавшийся внутренним убранством храма, заключительным аккордом сделал облагораживание внешнего облика.
Фасад базилики Санта Мария Маджоре
Современный фасад базилики был возведен в 1741-43гг. Первый камень в его основание был заложен 4 марта 1741 года папой Бенедиктом XIV, который поручил архитектору Фердинандо Фуга перестроить предыдущий, предусмотрев в нем лоджию для благословения паломников, собиравшихся на площади. Портик из пяти аркад на нижнем этаже и три арки в верхней лоджии скрывают сегодня уникальную мозаику XIII века предыдущего фасада, выполненную Филиппо Русути между 1288 и 1297 годами.
Древнее мозаичное украшение иллюстрирует легенду о происхождении базилики Санта Мария Маджоре, описывая сцены явления Девы Марии, которые вдохновили Папу Либерия на строительство новой церкви. Эту единственную подписанную работу Филиппо Русути можно увидеть только во время специально проводимых экскурсий.
Возведение нового фасада было окончательно завершено к Юбилейному 1750 году. Его увенчала статуя Мадонны с ребенком на руках, как будто парящая в небесах, в окружении скульптурных изображений фигур святых понтификов, а также епископов Св. Чарльза (Карла Борромео) и Благословенного Николо Альбергати.
Тематические экскурсии:
Открыть историю раннего христианства и прикоснуться к величайшим религиозным реликвиям €10 за человека
Подробнее
Прикоснуться к главным реликвиям Ватикана и услышать историю величественного собора от €45 за экскурсию
Подробнее
Как добраться к Санта-Мария-Маджоре
Собор находится в Риме по адресу: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42.
ЗАКАЗАТЬ ТАКСИ
Дойти до храма возможно от железнодорожного вокзала Термини. Лишь 10 минут шагом по улице Via Cavour придется пройти путешественникам, чтоб попасть со станции метро Termini (линия А или В) в базилику Santa Maria Maggiore.
Режим работы: каждый день, с 7.00 до 19.00. Исповедоваться возможно на английском, испанском, немецком, польском и прочих языках.
Телефон: +39 06 698 86800
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Баптистерий
Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839).
На заалтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610).
В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.
Внутреннее убранство базилики Санта Мария Маджоре
Сегодня, несмотря на многочисленные вмешательства, внутреннее пространство базилики Санта Мария Маджоре соответствует структуре базилик поздней античности: прямоугольный зал, разделенный двумя рядами древних колонн на высокий и широкий центральный неф и два боковых прохода с его обеих сторон. По некоторым свидетельствам, афинские мраморные колонны являлись элементами древнего языческого храма Юноны.
Мозаики
Однако особую известность базилика Санта Мария Маджоре приобрела благодаря сохранившемуся огромному ансамблю уникальных мозаик. При Папе Сиксте III (432-440) центральный неф украсили 42 мозаичных панно с изображением Библейских сцен из Ветхого завета, расположенных над античными колоннами вдоль всего прохода.
К этому же периоду относятся мозаики триумфальной арки, обрамляющей главный алтарь.
В связи с намечавшимся на 1300 год проведением первого Юбилея, во время папства Николая IV (1288-1292) был добавлен трансепт церкви и создана новая апсида. В 1295 году францисканский монах Джакопо Торрити украсил ее богатой мозаикой, на которой были представлены сцены коронации Девы Марии (Incoronazione di Maria) и сцены из ее жизни (Storie di Maria). Его уникальная работа, являясь синтезом восточного и римского художественного мастерства, завершает тысячелетнюю эпоху христианского византийско-римского мозаичного искусства.
Пол и потолок
Тротуар из инкрустированных камней, как великолепный ковер, простирается перед каждым входящим в базилику. Сделанный мастерами семьи Космати, он был предложен Папе Евгению III (Пьетро Паганелли, 1080-1153) двумя римскими дворянами – Скотто Папароне и его сыном Джованни как пожертвование в пользу Церкви.
Золотой потолок центрального нефа базилики Санта Мария Маджоре по заказу кардинала Родриго Борджиа был спроектирован итальянским архитектором Джулиано да Сангалло (1445-1516), однако реализацией проекта занимался его младший брат Антонио.
Пол и потолок Санта Мария Маджоре
Принято считать, что первое золото, привезенное из недавно открытого Нового Света, было отдано арагонским королем Фердинандом II (1452-1516) Папе Александру VI Борджиа, который использовал его для позолоты потолка
39rim.ru обращает ваше внимание на то, что над окнами базилики проходит деревянный фриз, изысканно инкрустированный золотыми фигурами быков – символом семьи Борджиа, который также украшает центр золотого потолка базилики
Главный алтарь
На торжество Успения Пресвятой Богородицы, ежегодно отмечаемого католической Церковью 15 августа, базилика Санта Мария Маджоре является традиционным местом проведения Папской праздничной мессы. При этом алтарь может быть использован только понтификом или священником, получившим от Папы особое разрешение.
Над папским алтарем, порфировая урна которого содержит мощи Святого Матфея, архитектор Фердинандо Фуга (1699-1782) спроектировал изящный киворий. Под алтарем находится напоминающий Вифлеемскую пещеру Рождества реликварный склеп. Он был построен Вирджинио Веспиньяни по указу Папы Пия IX, понтификат которого длился почти четверть века – с 1846 по 1870гг и считается самым продолжительным в истории католической Церкви. Коленопреклоненный образ Пия IX в виде скульптурной композиции «Исповедь», предваряющий вход в склеп, в 1880 году по просьбе папы Льва III изваял скульптор Игнацио Джакометти.
В склепе под главным алтарем базилики Санта Мария Маджоре хранится драгоценная реликвия – несколько щепок от деревянных яслей новорожденного Иисуса, привезенных из Иеруслима Святой Еленой. Они помещены в инкрустированный серебром хрустальный реликварий, работы ювелира Джузеппе Валадье, напоминающий по своей форме Священную колыбель.
Статуя стоящего перед ним на коленях Папы Пия IX служит примером для верующих, которые приходят посмотреть на первое смиренное ложе Спасителя.
Справа от главного алтаря находится скромное надгробие Джованни Лоренцо Бернини – величайшего скульптора эпохи Возрождения, украсившего Рим своими произведениями.
Советуем прочитать Джованни Лоренцо Бернини: биография и творчество, где увидеть работы мастера
История строительства
Крупнейший католический храм Рима — после собора Св. Петра
Строительство базилики Санта-Мария-Маджоре было начато в середине четвертого века нашей эры. Здесь, как и у большинства исторических памятников Рима, не обошлось без легенды. Согласно которой место для постройки церкви было указано Девой Марией пришедшей к папе Римскому Либерию во сне.
Узнать это место было не трудно, ибо по предсказанию Божьей Матери на том месте будет лежать снег. На следующее утро, действительно на одном из холмов Рима, а именно, на холме Эсквилин лежал снег. Возможно, этот факт и не очень-то удивил бы папу и жителей Рима, произойди это событие зимой, но на календаре было 5 августа 352 года.
И это не все чудеса Санта-Мария-Маджоре. Оказалось, что в ту же ночь такой же сон видел и богатый горожанин Рима Джованни Патрицио, которому Мария велела пожертвовать деньги на строительство церкви, возводимой на месте, отмеченном снегом.
В 440 году папа Сикст III решил воздвигнуть на месте церкви базилику. Со времени возведения базилики, ее несколько раз переименовывали. Изначально ее назвали Санта-Мария-Снежная, отмечая предсказанный Марией и выпавший на этом месте снег. Потом она была переименована в Санта-Мария-Либериана, связав тем самым, постройку церкви, с именем папы Либерия.
Когда в базилику привезли одну из главных ее реликвий — фрагменты колыбели Иисуса, ее стали называть Санта-Мария-Пресепе (с яслями). И только позже, когда базилика обрела законченный вид и действительно стала крупнейшей Базиликой, посвященной Деве Марии, она стала носить имя Санта-Мария-Маджоре.
Баптистерий
Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839). На алтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610)
Баптистерий и барельеф работы Пьетро Бернини на алтарной стене
В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.
О месте Базилика Санта Мария Маджоре
Великолепным храмом Санта Мария Маджоре гордится всё католическое сообщество Рима, ведь это не простая церковь, которых великое множество в столице Италии, а папская базилика, которых насчитывается всего четыре. Такие храмы, особо отмеченные главой Римской церкви, окутаны легендами и тайной, что ежегодно привлекает к ним паломников и туристов со всего света. Необыкновенна и история возведения. Однажды архиепископу Либерию приснилась Дева Мария, повелела построить в её часть церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. Проснувшись, служитель начал спрашивать у изумленных горожан, не выпал ли снег, что очень удивляло римлян, учитывая, что летний снегопад в столице – редчайшее явление. Однако один зажиточный купец, Джованни Патрицио, сообщил епископу, что ему приснился такой же сон. Вместе они обнаружили, что снегом засыпан весь холм Эсквилия, и, в 352, заложили первый камень в основание здания. Благодаря этой истории, церковь получила второе имя «Божьей Матери на снегу». Интересно, что эта удивительная базилика не давала покоя ни одному папе. Каждый пытался внести нечто свое в её внешний вид. Со временем это стало доброй традицией. В 440 Сикст реконструировал здание, сделав его более укрепленным, а в 1377 здесь появилась высочайшая колокольня города, чья высота составляет 75 м. В 1740 достроили парадный фасад с балконом, где удалось сохранить фрески 14 века. Украшением экстерьера являются колонны, пилястры и мозаика, изображающая подробности сна Либерия. Войдя внутрь, путешественник окунется в атмосферу раннехристианской церкви: интерьер и фрески сохранились в отличном состоянии. Они датируются 5 веком, как и красочные мозаики, считающиеся самыми древними в Риме. На них изображены картины, иллюстрирующие жизнь Иисуса Христа и евангелистов, ветхозаветные сцены и апостолы. Здесь находятся почитаемые святыни: мощи святого Матфея и часть яслей Спасителя. А 15 августа сам папа проводит богослужение, приуроченное ко Дню Успения Богородицы.Как добраться? Собор расположен напротив вокзала «Термини», рядом с одноименной станцией метро и остановкой «Ковур».Сколько стоит? Базилика Санта Мария Маджоре открыта ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Её посещение бесплатно. Также все желающие могут посетить мессу, однако прибыть нужно заранее.
История базилики
Базилика Санта-Мария-Маджоре названа так в честь Мадонны, ей и посвящен этот храм. Нынешняя приставка «маджоре» – «великая», скорее всего, досталась базилике, поскольку она является самой большой и старшей среди всех храмов Богоматери.
Но базилика известна и под другими именами. Называли ее и Либерианской , и Санта-Мария-ад-Прайсепем , и Санта-Мария-делла-Неве – Богоматерь Снежная.
Главный фасад базилики был перестроен в конце XVIII в.
Последнее название возникло благодаря легенде, связанной с основанием базилики. Одной августовской ночью 352 г. тогдашнему епископу Либерию приснился сон. Явилась ему Дева Мария с поручением построить храм там, где на следующий день выпадет снег.
Представьте себе, что утром 5 августа римляне и правда увидели заснеженный холм Эсквилин. Это даже для наших широт явление удивительное, а уж для южных берегов и вовсе чудо.
Оказалось, что не только Либерий увидел в ту ночь Богородицу. Тот же сон посетил и одного зажиточного патриция по имени Джованни. К слову, детей у него не было, и нажитое имущество сеньор давно завещал Деве Марии.
Ну а теперь, благодаря провидению, он уже точно знал, как распорядиться своим состоянием. Епископ поспешил вместе с Джованни на Циспий – ту самую вершину Эсквилина – и собственной рукой нарисовал на снегу очертания будущего храма.
Здание базилики, дошедшее до наших дней, было заложено несколько позже событий, описанных в легенде, в V в. при папе Сиксте III. Считается, что новый храм возвели на месте уже построенного ранее Либерием, но на деле это не совсем так.
Кoлокoльня, пoстpoeнная в 1378 гoду, cчитaeтся самой выcoкой в Риме
Археологи выяснили, что под базиликой предположительно находятся руины виллы Нерациев, датированной I в. А вот ничего похожего на церковные постройки так и не обнаружили. Возможно, первая Санта-Мария-Маджоре находилась где-то поблизости.
Сейчас внешний вид храма очень далек от первоначального. Подобно тому, как ствол дерева обрастает годовыми кольцами, базилика обрастала все новыми и новыми пристроями, ведь каждый священнослужитель высокого ранга, будь то папа, кардинал или епископ, хотел привнести свой вклад в ее историю.
С течением времени она расширялась, достраивалась и реставрировалась. Однако, несмотря на это, конструктивные особенности все-таки сохранились, что дает представление о той простоте и гармонии, которая была присуща раннехристианским святилищам.
Скульптура папы Пия IX перед Святыми яслями
Папой Иоанном Павлом II в 2001 г. был открыт музей, посвященный истории базилики и христианской религии в целом. Здесь собраны произведения искусства, церковная утварь, книги, документы, папские одежды и прочие сокровища. Находится музей в цокольном помещении храма.
Исторические факты и легенда
По свидетельствам древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского, изложенных в его трудах «Римские древности», на самом высоком из семи холмов Рима – на Эсквилине, в 375 году до н.э. был возведен храм, посвященный богине Юноне, защитнице всех женщин и матерей. Несмотря на то, что в 190г. до н.э. он был частично разрушен ударившей в него молнией, на протяжении последующих нескольких сотен лет Храм Юноны Лусины (лат. Junonis Lucinae) являлся местом поклонения божеству, оправления языческих культов и проведения праздников – Матроналий, ежегодно отмечавшихся 1 марта.
С распространением в римской империи новой христианской веры, в середине IV века н.э. Папа Либерий (310-366гг.), почитая Пресвятую Деву Марию, заказал построить на том же месте церковь. С историей ее возведения связана легенда, которую вам расскажет 39rim.ru и каждый житель Рима.
Согласно преданию, в ночь с 4 на 5 августа 358 года Богоматерь явилась во сне благородному богатому патрицию Джованни, который на протяжении многих лет вместе со своей женой просили Богородицу послать им ребенка.
Мадонна велела построить церковь в том месте, где на следующее утро он найдет снег, и молиться в ней о ниспослании детей. Супруги отправились к папе Либерию, чтобы рассказать о ночном видении, и узнали, что у него был такой же сон. Утром холм Эсквилин был обелен тонким слоем снега, по которому Папа очертил место, где должна быть возведена базилика. Она была построена за счет благочестивых супругов и первоначально называлась либерийской базиликой Санта Мария делла Неве (Basilica di Santa Maria della Neve). Эта история показалось бы не такой уж и необычной, если не учитывать тот факт, что снег выпал рано утром 5 августа в тот период, когда в Риме стоит несносная жара.
Спустя несколько десятилетий и вскоре, после проведенного в июне 431 года Третьего Вселенского собора (известного как Совет Эфеса), на котором был принят догмат о божественном материнстве Девы Марии, Папа Сикст III велел построить церковь, посвященную культу Богородицы. Однако до сих пор неизвестно, была ли она абсолютно новой церковью или же восстановленной Либерийской.
Внутреннее убранство
Интерьер базилики — Санта-Мария-Маджоре во всей красе!
Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре максимально сохранен в традициях ранних христиан. Широкий центральный неф отделен от боковых нефов 40 мраморными колоннами, которые прерываются в апсиде двумя арками.
Апсиду украшает фреска с изображением Иисуса Христа, коронующего Матерь Божью. Ее относят к XIII веку. Золотом горит кессонный потолок. Каждая его плита изготовлена из дерева и покрыта золотом, привезенным из Америки и подаренным королем Испании Филиппом IV. При входе в базилику, справа, установлена его статуя.
Обращает на себя внимание мозаичный пол. Выложенный из мрамора мастером Космой, он напоминает огромный красочный ковер
В одном из боковых алтарей можно увидеть простое надгробие. Здесь захоронен один из талантливейших архитекторов и скульпторов Италии — мастер Бернини.
Базилика Санта Мария Маджоре одна из самых посещаемых туристами. Но не удивляйтесь, что не найдете места, где бы могли приобрести церковные восковые свечи. Здесь их нет. Сюда вместе с цивилизацией пришла автоматизация.
У скульптуры Мадонна с младенцем стоит автомат, на котором расположился ряд светильников в виде оплавленных свечей. Бросив в него монету, лампочка зажжется. В зависимости от номинала монеты и будет зависеть время ее горения.
Капеллы
Довершают убранство храма многочисленные капеллы, посвященные кардинала и папам, а также старинный баптистерий. Все три капеллы поражают своим убранством.
Сикстинская капелла (Cappella Sistina)
Сикстинской капеллы
Много труда скульпторов и художников был положено на воплощение целостного образа Сикстинской капеллы. Сикст V был запечатлен в камне, преклонившем колено пред колыбелью божьего сына. По центру капеллы расположен алтарь, декорированный четырьмя золотыми ангелами. В данной капелле нашли свой покой папа Сикст V и Пий V. Неподалеку от входа в капеллу находится скромная мраморная плита с памятной надписью о том, что в этом месте в 1680 году обрел вечный покой великий архитектор Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Капелла Боргезе (Cappella Borghese)
Архитектор капеллы Боргезе – Фламинио Понцио (Flaminio Ponzio) располагал значительными средствами рода для того, чтобы создать грандиозный культурно-религиозный шедевр. Главное украшение капеллы – икона Маданна Солюс Попули Романи (лат. Madonna Salus Populi Romani). Декор капеллы исполнен из мрамора, бронзы, вычурных позолоченных карнизов. В центре всего этого буйства роскоши – алтарь насыщенного голубого цвета. Среди изысканного богатства и церковной роскоши покоятся гробницы Климента VIII и Павла V.
Капелла Сфорца (Cappella Sforza)
Капелла Сфорца несколько меркнет на фоне двух богатейших церковных усыпальниц. Однако, существует мнение, что архитектор Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), создавший ее для влиятельного итальянского рода, в своей работе опирался на эскизам самого Микеланджело (Michelangelo Buonarroti).
История строительства церкви
Сама история строительства Basilica di Santa Maria Maggiore окружена флером легенд. Когда выбирали участок для строительства церкви, Либерию (одному из римских епископов) приснился сон: явилась ему во сне Пресвятая Дева Мария, повела за руку к месту на холме и сказала строить храм на том месте, где наутро ляжет снег.
Мистика состояла в том, что точно такой же сон, повторенный до мельчайших деталей, приснился еще одному человеку – богатому римлянину Джованни Патрицио (храм был выстроен позже на его деньги).
Проснувшись, Либерий стал спрашивать – не выпал ли где снег? Вопрос показался несколько странным для окружающих – в Вечном городе и зимой-то снег редкость, а сейчас на дворе стояло лето. Но вскоре люди с удивлением выяснили, что снегом укутан весь Эсквилинский холм. Там в 352 году, а именно 5 августа, и был заложен первый камень в фундамент новой церкви.
Первоначальное название церкви – «Церковь Божьей Матери на снегу», после своего строительства она получила название «Санта-Мария-Либериана» (по имени епископа Либерия, построившего сию церковь); позднее,когда в храм была привезена реликвия – кусочки яслей, — ее стали называть «Санта-Мария-Пресепе» (Мадонна с яслями), а при подготовке к Эфесскому собору в Риме в 431 году церковь была переименована в «Санта-Мария-Маджоре» – и уже окончательно.
Слово «маджоре» означает – «большой, величественный». И в самом деле, базилика Санта-Мария-Маджоре является большей из всех 80 церквей и базилик Рима.
С тех пор появилась традиция – ежегодно в этот день прихожан осыпают лепестками белых роз на входе в базилику – в память о том дне, когда в жаркий августовский день на Эсквилинском холме лег снежный покров (правда, в последние годы используются лепестки белых георгинов). Мозаика на полу у входа в базилику Санта-Мария-Маджоре сохранила на века эту удивительную историю.
В 440 году папа Сикст III перестроил базилику, укрепив ее, и назвал именем Пресвятой Девы. С тех пор каждый Папа, приходящий к власти, по-своему перестраивал базилику, привнося в нее новые элементы и украшения. Это стало уже традицией, когда каждый правитель вносил какие-то изменения в архитектурный облик города. Правда, не всем зданиям подобные изменения шли на пользу. Но базилика Санта-Мария-Маджоре, к счастью, не особо пострадала от чужих амбиций.
В 1377 году по распоряжению Папы Григория XIV над базиликой появилась колокольня в романском стиле, высота которой 75 метров, и она считается самой высокой колокольней Рима. Ежевечерне в 9 часов звонит один из пяти колоколов.
В 1740 году был достроен фасад с высоким портиком и лоджией (автор – архитектор Фердинандо Фуга). В этой лоджии на одной из стен сохранился декор, который датируется началом XIV века. Выстроив лоджию и портик, Фуга тем самым уберег ценнейшие фрески от разрушения.