Добывающая, перерабатывающая промышленность и коммунальное хозяйство великобритании, 1970-2019
Содержание:
- Обзор экономики
- Развитие сельского хозяйства
- Машиностроение
- Проблемы сельского хозяйства
- Внутренняя и внешняя политика
- Приватизация[править]
- Машиностроение
- Географическое положение и природные ресурсы
- Авиационная промышленность
- Тяжёлая промышленность
- Особенности экономической политики и основные экономические проблемы
- История
Обзор экономики
Великобритания является ведущей торговой державой и финансовым центром. Ее экономика стоит третьей в Европе после Германии и Франции. Великобритании в 2015 году составил 2,849 триллиона американских долларов. Сельское хозяйство является интенсивным, высокомеханизированным и эффективным по европейским стандартам. При занятости только 2% трудовой силы этот сектор удовлетворяет 60% нужд страны в продуктах питания. Численность населения Великобритании составляет более 64 миллионов человек. На территории страны есть залежи угля, природного газа и нефти. Однако эти резервы быстро истощаются.
С 2005 года Великобритания является чистым импортером энергетических ресурсов. Ключевым для роста государства стал сектор услуг
Важность промышленности постепенно уменьшается. На сегодняшний день эта сфера отвечает уже только за 20% ВВП Великобритании
Все меньше молодежи хотят работать в этой отрасли. Будущее экономики Великобритании, скорее всего, связано с сектором услуг, а именно с его финансовым сегментом.
Развитие сельского хозяйства
Особенные климатические условия острова определяют пути развития сельского хозяйства. Общее количество работников, задействованных в этой отрасли, не превышает 2% населения. Но все-таки эта отрасль экономики продолжает расти и развиваться.
Производимой продукции хватает полностью обеспечить потребности населения страны. Основная часть плодородных земель расположена на востоке острова, где влажный климат и большое количество лугов.
В Англии выводят известные во всем мире породы мясного и молочного крупного рогатого скота. Хотя в стране производится большое количество молочной продукции, но все равно осуществляется импорт, например, сливочного масла.
Кроме того, ввозятся и другие сельскохозяйственные культуры, так как самостоятельно страна прокормить себя не может. Структура этой отрасли экономики в основном состоит из фермерских хозяйств. После выхода Великобритании из Евросоюза и отмены квот у фермеров появилась возможность увеличить объем продукции.
Экономисты предсказывают падение роста экономики после выхода страны из состава ЕС. Связано это с низкими темпами производительности труда, что обязательно приведет к падению уровня жизни всего населения острова.
Машиностроение
В машиностроении, самой крупной отрасли британской промышленности, работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40 % условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для неё был характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в настоящее время все больший удельный вес приобретает технически сложная, наукоёмкая продукция.
Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.
Одним из мировых лидеров по производству строительной техники является компания JCB, насчитывающая более 10 тыс. работников и 11 заводов в Великобритании. Каждый второй экскаватор-погрузчик в мире, каждый третий телескопический погрузчик произведен на заводах JCB. Всего в Великобритании производится более 300 видов строительных и сельскохозяйственных машин JCB. Великобритания занимает лидирующие позиции в мире как экспортер грузовых автомашин. Например, широко известна серия машин повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.
Общее машиностроение
Общее машиностроение ныне уступает по темпам роста другим секторам отрасли. В последние годы вновь усилились позиции станкостроения (страна занимает шестое место в мире по объёму производства, но четвёртое — по экспорту). Отраслью международной специализации является тракторостроение (первое место в мире по выпуску колесных тракторов).
Более 2/3 стоимости продукции в приборостроении приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Развито также производство часов, фотоаппаратов.
Автомобильная промышленность
Несколько крупнейших автомобильных фирм выпускают почти все серийные легковые и грузовые автомашины. Такие как «Бритиш Лейланд», заводы международной американской компании «Крайслер Ю. К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл» и «Форд». Сохраняют позиции мировых лидеров в выпуске машин высшего класса компании «Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли», контролируемая «Фольксвагеном». В 2002 г. произведено 1,8 млн. автомобилей, в том числе 1,5 млн. — легковых. Импорт пока превышает экспорт, но последний также очень значителен (около 1 млн шт.). Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.
Авиационная промышленность
Самолётостроение одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения Великобритании. Доминирует в этой отрасли государственная крупнейшая фирма — «Бритиш Эйрвейз». Она специализируется на выпуске широкого спектра различных самолетов, вертолетов, космических аппаратов, ракет. Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Широко развита кооперация с западноевропейскими и американскими компаниями в производстве гражданской и военной техники.
Проблемы сельского хозяйства
Почти вся землеобработка опирается на фермеров. Британские фермы по размерам средние — крупнее европейских, но меньше американских (средняя площадь 100 га). Хотя встречаются и объединённые крупные землевладения, достигающие 1600 гектаров. В Уэльсе и Англии только около 40% фермеров трудятся на собственной земле, а остальные арендуют её у крупных лендлордов. Поэтому высокой оказывается себестоимость местной сельхозпродукции.
Чтобы фермы оставались рентабельными, им требуются правительственные субсидии, выплаты по линии Евросоюза (пока не оформлен выход из него) и также фиксированные цены на ряд сельхозпродуктов. Британское фермерство требует высоких закупочных цен, в то время как регулирование европейского аграрного рынка приводит к усреднению и снижению цен на продукты. Кроме того, Евросоюз ввёл систему квот, которая заставила фермеров уменьшить выпуск продукции. В этих условиях неконкурентоспособное британское сельское хозяйство стало расплачиваться крахом мелких и средних фермерских хозяйств. Несколько тысяч таких хозяйств оказались на грани разорения. Сейчас британские фермеры надеются, что после выхода из Евросоюза у них появится возможность восстановить объём производимой сельхозпродукции.
Занимала одну четвертую суши. В результате передела мира во время двух мировых войн она потеряла значительную часть своих колониальных территорий. Однако уже во второй половине 20 века ВВП Великобритании снова сделал страну одной из самых развитых. Соединенное Королевство стало основателем многих современных международных организаций. С 1973 по 2016 год Великобритания была активным членом Европейского Союза.
Соединенное Королевство играет значительную роль в мировом хозяйстве. Оно производит около 3% глобального валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности. Его доля в мировом экспорте составляет 4,6%, импорте — 5,1%. Средняя зарплата в стране составляет около 4 тысяч долларов США.
Внутренняя и внешняя политика
Внутренняя политика государства направлена на укрепление устойчивого развития населения Великобритании. В течение последних двадцати пяти лет социально-экономическая среда претерпела заметные изменения: реформы привели к уменьшению налоговых ставок для физических и юридических лиц, снизилась доля государственного сектора и государственных расходов. Концепт «трех кругов» во внешней политике, разработанный Уинстоном Черчиллем, до сих пор остается основополагающим.
Его принципы:
- стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки;
- полноправное членство в европейском сообществе;
- ведущая роль в Содружестве наций (бывшие зависимые территории, на данный момент это 54 суверенных государства).
Отношения с соседними странами
У Великобритании есть только одно государство-сосед, с которым она имеет сухопутную границу — это республика Ирландия. Все остальные близлежащие страны отделены морскими водами.
Британо-ирландские отношения развивались на протяжении многих веков: от завоевания Англией острова Ирландия в XII веке до обретения республикой полной независимости и суверенности в 1949 году. Соглашение, принятое в городе Белфаст в 1998 году, окончательно урегулировало политические разногласия между двумя государствами.
В 2011 году британская королева Елизавета Вторая осуществила официальный визит в независимую Ирландию, а в 2014 году столицу Великобритании посетил президент Майкл Хиггинс. В настоящее время страны являются торговыми партерами.
Место в мире
В XX веке за Великобританией прочно закрепился статус одной из ведущих мировых держав, чьи решения оказывали колоссальное влияние на весь мир. Сами британцы уверены, что этот статус до сих пор является неизменным, так как государство входит в состав Совета Безопасности ООН, обладает запасом ядерного оружия, входит в НАТО.
Однако некоторые аналитики считают, что времена гегемонии Соединенного Королевства прошли, и оно не играет ведущую роль даже на европейском континенте, а любые согласия или несогласия к присоединению к военным операциям Соединенных Штатов Америки расцениваются как подконтрольные действия. Выход из Европейского союза, намеченный на март 2019 года, говорит о том, что произойдет дальнейшее снижение влияния государства на общеевропейский порядок, однако нельзя говорить о полном прекращении сотрудничества: уровень экономического развития соседних стран во многом зависит от дальнейшего укрепления всестороннего партнерства с Великобританией.
Приватизация[править]
Приватизация британских шахт началась уже после отставки кабинета Тэтчер в ноябре 1990 года. В 1986 году Национальное управление угольной промышленности превратилось в Британскую угольную корпорацию (англ. British Coal). В 1993 году она была приватизирована — в частные руки были переданы 22 шахты и 32 угольных разреза. Казна получила 800 млн фунтов. При этом новых частных шахтовладельцев до 1997 года поставили в благоприятные условия, обязав энергетические компании покупать ежегодно не менее 30 млн тонн британского угля по ценам значительно выше мировых.
Объемы добычи, млн тонн:
- 1987—104,6
- 1990 — 94,4
- 1991 — 94,2
- 1992 — 84,5
- 1993 — 68,2
- 1994 — 49,0
- 1995 — 52,6
- 1996 — 49,7
Машиностроение
Ключевая роль в Великобритании принадлежит транспортному машиностроению. Удельный вес машиностроения страны равен 6,3 % от общего производства ЕС.
Автомобилестроение
Свою историю автомобильная промышленность Великобритании ведёт с 1897 г. Английские грузовые и легковые автомобили, выпускаемые на заводах British Leyland Motor Corporation, Chrysler (международная американская компания), Vauxhall и Ford, известны во всём мире.
Крупные районы автомобилестроения Британских островов – Западный Мидленд и юго-восток Англии.
Известные марки автомобилей:
AC Cars Ltd – компания, специализирующаяся на спортивных автомобилях, действует с 1908 г.
Alexander Dennis – производит автобусы.
Alvis – производит гражданские автомобили и военную технику, авиадвигатели.
Ariel Motors Ltd – занимается мелкосерийным производством спортивных автомобилей, образована в 1999г. в городе Крюкерн.
Aveling-Barford – выпускает самосвалы, дорожные катки.
Ascari Cars Ltd – производит спортивные автомобили с 1995 г., располагается в Банбери.
Bailey – производит прицепы с 1948 г.
Bentley Motors Ltd – с 1919 г. специализируется на люксовых автомобилях. С 1998 г. в составе концерна Volkswagen Group.
Bristol Cars – производит штучный товар класса «люкс» ручной сборки с 1946 г.
Caterham Cars – располагается в Катерхэме, производит спортивные автомобили с 1973 г.
Daimler Motor Company – существует с 1896 г, специализируется на производстве представительских и эксклюзивных автомобилей.
Jaguar Cars — бренд британской транснациональной автомобилестроительной компании Jaguar Land Rover с центром в пригороде Ковентри.
Land Rover – компания производит автомобили повышенной проходимости «премиум» класса с 1948. С 2008 года принадлежит индийской Tata Motors.
Lotus Cars – c 1951 г. специализируется на гоночных и спортивных машинах.
Rolls-Royce Motors – производит престижные автомобили, является подразделением Vickers.
Географическое положение и природные ресурсы
Природные особенности Великобритании всегда способствовали развитию экономики страны и обусловливали ее специфику.
Во-первых, Соединенное Королевство раскинулось на островах Британского архипелага, полностью занимает один из двух больших островов — Великобританию, и северную часть другого — Ирландии. В состав государства также входят более 5 тысяч небольших островов: Гибридские, Шетландские, Оркнейские и другие.
Несколько островов — Мэн в Ирландском море и Нормандские острова — являются британскими коронными территориями. От континента Британия отделена проливом Ла-Манш (в самом узком месте его ширина составляет 30 км). Омывается Северным, Кельтским и Ирландским морями, а также Атлантическим океаном.
Изолированность от остального мира морскими просторами, изрезанная береговая линия с множеством заливов и бухт, удобных для мореплавания и обустройства гаваней и портов, обилие полноводных рек (Темза, Мерси, Трент) способствовали активному развитию судостроения в Англии, что позволило ей быть владычицей морей на протяжении нескольких столетий.
Во-вторых, огромное разнообразие ландшафтов. Крутые и обрывистые берега на западных и северных склонах Великобритании постепенно превращаются в пологие низменности на востоке и юге. Наиболее гористая часть — северная Шотландия. Здесь же находится и самая высокая точка страны — Бен-Невис (1343 м).
В-третьих, влажный климат с умеренными температурами, мягкой зимой и прохладным летом. Его специфика обусловлена близостью теплого атлантического течения Гольфстрима. Обилие осадков, наличие плодородных земель и подходящий климат создают хорошие предпосылки для успешного развития сельского хозяйства.
В-четвертых, обеспеченность страны топливно-энергетическими ресурсами: прежде всего каменным углем, нефтью и природным газом.
Авиационная промышленность
Самолётостроение Великобритании одна из старейших и быстро развивающихся отраслей. Данная отрасль располагает мощной научно-технической и производственной базой. По количеству выпускаемой продукции Великобритания находится на 3 месте в Европе, после , . Около 70% занятых в отрасли предприятий малые и средние компании.
Они поставляют:
авиадвигатели;
элементы планера;
бортовое оборудование.
В авиационной промышленности занято 100 тыс. чел. и 220 тыс. задействовано в смежных отраслях:
27% — производство авиадвигателей;
29% — производство бортового оборудования;
44% — производство летательных аппаратов.
Преимущественно в данном секторе принадлежит авиакомпании British Airways, выпускающей самолёты. Вертолёты производит фирма Westland Aircraft.
Самолётостроение Великобритании на мировом рынке уступает только США и производит 20 видов машин
:
грузовые;
пассажирские
малогабаритные специализированные самолёты.
Тяжёлая промышленность
Металлургия
Одна из наиболее развитых отраслей промышленности, задействовавшая для своей деятельности почти 600 тыс. человек. Из-за низкого качества местных руд, сырьё для чёрной металлургии приходится доставлять из Канады, Либерии, Мавритании. Тем не менее, выплавляя значительную часть чугуна и стали кислородно-конверторным способом, Великобритания смогла обеспечить себе восьмую строчку в таблице их производителей.
Ещё больших успехов добилась цветная металлургия, опять же использующая привозное сырьё и вторичный металл. Что, однако, не мешает ей занимать ведущие позиции среди европейских государств и составлять значительную статью британского экспорта, намного превосходящую экспорт чёрных металлов.
Машиностроение
Главную роль в этой отрасли играет транспортное направление: судостроение, автомобилестроение, самолётостроение. В этих областях большое развитие получила кооперация с ведущими американскими и западноевропейскими корпорациями. Автомобильными центрами страны выступают Бирмингем, Оксфорд, Дагенем, Лутон. Крупнейшими производителями авиационной техники и оборудования являются: «Бритиш Эйрвейз», «Уэстлэн эркрафт», «Роллс-ройс». Свыше 300-от видов сельскохозяйственных и строительных машин производит компания JCB. Также страна специализируется на изготовлении тракторов.
Из других направлений можно отметить станкостроение, приборостроение, а также выпуск электротехники компаниями «Дженерал Электрик», «Инглиш Электрик», «Ассошиэйтед электрикал индастридз» и изготовление электроники на заводах в Шотландии.
Химия и нефтехимия
Львиную долю – 90% выпуска отраслевой продукции обеспечивает концерн ИКИ. Это, прежде всего: серная кислота, неметаллические и металлические окислы, синтетические вещества, растворители, моющие средства. Развивающееся быстрыми темпами, производство которых сосредоточено в Мидлсборо и Бирмингеме. Нефтехимия большей частью базируется в Хамберсайте.
Более мелкие предприятия нишей своего рынка выбрали косметику, парфюмерию, производство красок.
Особенности экономической политики и основные экономические проблемы
Хотя Великобритания с 1973 г. является членом ЕЭС, она традиционно с давних пор геополитически, впрочем, и экономически, больше тяготеет к США, чем к Европе. Львиная доля английских инвестиций приходится отнюдь не на Старый Свет, а на США и страны Содружества, включая Канаду, Австралию и бывшие колонии британской короны.
Великобритания представляет собой страну с высокоразвитой, сильной и независимой экономикой
Но сегодня обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся ролью Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров — с другой стороны
Если до начала 70-х годов XX в. Великобритания дистанцировалась от ЕС, то начиная с этого времени на фоне «развития интеграционных процессов в регионе» Великобритания начинает все теснее сотрудничать со странами Западной Европы, видя в них не конкурентов, как раньше, а взаимовыгодных партнеров. Нельзя не отметить своеобразную культуру Великобритании — обычаи и традиции британцев влияют на политику, экономику, праздники и повседневный быт англичан.
За последние 20 лет в английской экономике были проведены следующие преобразования: 1) сокращен государственный сектор (были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal); 2) снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; 3) проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов); 4) осуществлено некоторое ужесточение системы социального обеспечения.
Огромную роль для Великобритании сыграл приход к власти М. Тэтчер в 1979 г. Важным направлением политики повышения конкурентоспособности британской экономики и обеспечения экономического роста стало дерегулирование хозяйства. В 80-90-е годы были сняты многие административно-правовые ограничения деятельности бизнеса, упрощены процедуры регулирования. Упразднен контроль над заработной платой, ценами и дивидендами, существенному дерегулированию подвергся рынок труда. Ликвидированы сертификаты на промышленное строительство, служившие административным инструментом региональной политики. Было ослаблено регулирование сферы НИОКР. Политика дерегулирования охватила банковско-кредитную и валютную сферы. В 1979 г. был ликвидирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов между Великобританией и другими странами.
В результате проведения реформ неолиберального толка в Великобритании руководству этой страны в лице М. Тэтчер удалось достичь впечатляющих успехов. После стагнации конца 70-х годов XX в. через несколько лет после начала реализации реформ экономическая ситуация в стране стала улучшаться: ускорился экономический рост, снизилась безработица, уменьшилась дефицитность государственного бюджета. Впрочем, безработица в Великобритании и сейчас находится на более низком уровне, чем в среднем по ЕС. Интересен с социальной точки зрения и эффект от так называемой демуниципализации. Стремясь приобщить основные категории рабочего класса и «новых средних слоев» к собственности, правительство в 80-е годы осуществляло распродажу в частное пользование муниципального жилого фонда, причем по санкционированным из центра льготным ценам. В результате за 80-е — начато 90-х годов свыше 1,2 млн британских семей смогли выкупить дома, в которых они проживали, и стать их владельцами. Всего же благодаря этой и другим мерам 70% из 20 млн.британских семей владеют собственным домом. Не случайно популярность М. Тэтчер резко возросла.
М. Тэтчер могла бы возглавить правительство страны в нынешних условиях. Так считают 27% британцев, выяснили эксперты, проводившие опрос для газеты The Daily Telegraph. М. Тэтчер признана лучшим премьер-министром Великобритании со времен Второй мировой войны (1979-1990 гг.). Такого мнения придерживаются 34% британцев. Уинстон Черчилль (1951 — 1955 гг.) набрал 15% голосов. Еще 18% затруднились с ответом.
История
Производство в Соединенном Королевстве в 19 веке расширилось до беспрецедентных масштабов. Инновации в Великобритании привели к революционным изменениям в производстве, развитию заводских систем и росту железнодорожных и пароходных перевозок, которые распространились по всему миру. Его рост был обусловлен международными торговыми отношениями, которые Великобритания установила с Азией, Европой и Америкой, а также предпринимательством, трудовой этикой и наличием природных ресурсов, таких как уголь. Основными секторами были текстильная промышленность, производство чугуна и стали, машиностроение, а затем и судостроение. Между 1809 и 1839 годами экспорт увеличился втрое с 25 миллионов фунтов стерлингов до 76 миллионов фунтов стерлингов, в то время как импорт почти удвоился с 28 миллионов фунтов стерлингов до 52 миллионов фунтов стерлингов за тот же период; к 1849 году экспорт составлял 124 миллиона фунтов стерлингов, а импорт — 79 миллионов фунтов стерлингов. Во многих отраслях промышленности Великобритания была крупнейшим производителем в мире и наиболее технологически развитой.
В конце XIX века развился второй этап, который иногда называют Второй промышленной революцией . Германия, а затем Соединенные Штаты, которые использовали американскую систему производства , догнали и обогнали Великобританию в качестве крупнейших мировых производителей в начале 20 века. Тем не менее Великобритания оставалась одним из крупнейших промышленных производителей. К середине века, в 1948 году, обрабатывающая промышленность (включая коммунальные услуги и добычу нефти и газа) составляла 48% экономики Великобритании. В послевоенные десятилетия производство начало терять свои конкурентные преимущества, а тяжелая промышленность переживала относительный спад. К 2013 году доля обрабатывающей промышленности в экономике (включая коммунальные услуги и добычу нефти и газа) упала до 13%, ее заменили услуги, которые выросли с 46% до 79% за тот же период.
Тенденция характерна для всех развитых западных экономик. Тяжелая промышленность, в которой работают многие тысячи человек и производят большие объемы товаров с низкой стоимостью (например, производство стали ), либо стала высокоэффективной (производя такой же объем продукции на меньшем количестве производственных площадок с меньшим количеством людей; например, производительность в сталелитейной промышленности Великобритании промышленность увеличилась в 8 раз в период с 1978 по 2006 год) или была заменена более мелкими промышленными предприятиями, производящими дорогостоящие товары (такими как аэрокосмическая промышленность и электроника ).
Однако то, как мы учитываем производственный сектор, изменилось как в части производственных компаний, предоставляющих услуги, так и в части тех, кто их предоставляет, поэтому фактический размер сектора будет варьироваться в зависимости от рассматриваемых критериев.