Пантеон в риме

Архитектура Пантеона

План римского Пантеона

Портик

Начнём с портика!

На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M

AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.

На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.

Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!

Купол Пантеона

Разрез римского Пантеона

Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!

Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.

Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.

И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.

Окулус

Окулус в куполе Пантеона, Рим

Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).

Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!

Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.

Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!

Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.

Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.

Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.

Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.

Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим

Могила Умберто I в Пантеоне, Рим

Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.

Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Святыни из Иерусалима

Многие святыни попали в Рим благодаря активной деятельности святой царицы Елены, матери императора Константина. Уже в очень преклонном возрасте Елена предприняла долгое и трудное путешествие на Святую Землю, в Иерусалим, чтобы обрести святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В те времена это было невероятно трудной задачей, ведь Иерусалим был полностью разрушен в I веке. Тем не менее, Елена смогла найти и привезла в Рим немало важных реликвий.

Среди них – святыни, связанные с крестными страданиями Иисуса Христа. Это часть Креста, на котором был распят Спаситель, шип от тернового венца, гвоздь, который использовался при казни, табличка с надписанием вины, крепившаяся на Кресте. Специально для хранения этих святынь, привезенных царицей Еленой, была построена базилика «Святого Креста в Иерусалиме» (Santa Croce in Gerusalemme). Кроме того, в соборе хранится палец святого апостола Фомы, крест «благоразумного разбойника», а также полноразмерная копия Туринской плащаницы.

Из Иерусалима в Рим была также лестница, находившаяся когда-то во дворце Понтия Пилата. По ней несколько раз поднимался и спускался Иисус Христос, осужденный Пилатом на казнь. Святая Лестница (Scala Santa) – так называют ее в Риме. По этим ступеням разрешено подниматься только на коленях. Реликвия хранится в специальном здании рядом с Латеранской базиликой Сан Джованни, о которой мы упоминали выше. Там же находился капелла «Святая святых» (Sancta Sanctorum), получившая свое название из-за множества находившихся в ней реликвий.

Мощи самой царицы Елены покоятся в базилике Санта Мария ин Аракоэли на Капитолийском холме. Ее мы посещаем с аудиоэкскурсией «Имперский Рим». Кстати, эта базилика интересна и сама по себе – суровый внешний облик перенесет Вас в Средние века, а внутреннее убранство поразит богатством и красотой.

В церкви Санта Прасседе также хранится так называемая «Колонна бичевания» – часть столба, к которому был привязан Христос во время бичевания.

А в базилике Сан Джованни ин Латерано, высоко под потолком можно увидеть столешницу, на которой совершалась легендарная «Тайная Вечеря».

Большинство святынь, привезенных в Рим из Иерусалима, мы увидим в экскурсии “Шедевры и реликвии” с аудиогидом Travelry. В этой аудиоэкскурсии мы посетим уникальные старинные церкви Рима и узнаем о них много интересного.

9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона

В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. З наменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен: Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в Ватикане .

Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.

Интересные факты о Пантеоне

  1. Пантеон – самый хорошо сохранившийся монумент античной архитектуры, который не подвергался восстановлению и перестройкам.
  2. Купол Пантеона – самый большой неармированный купол в мире.
  3. 21 апреля ровно в полдень в храме через окулус дневные лучи собираются в столб света и падают в центр входного портала, что придаёт этому месту поистине необычайную атмосферу. Этот день празднуется как момент основания города Рима.
  4. Воскресенье роз (la Domenica delle Rose) – праздник схождения Святого Духа. На 50-й день католической Пасхи пол Пантеона заполняется тысячами лепестками красных роз, падающих с окулуса. Лепестковый дождь напоминает «огненные языки» Святого Духа, которые сошли на апостолов. Красная роза – символ духа и крови. Эта традиция возродилась архиепископом Антонио Германом в 1995 году.
  5. Пантеон стал свидетелем съемки знаменитых кинофильмов: «Римские каникулы» (1953 год), «Ангелы и демоны» (2009 год).

Воскресенье роз в Пантеоне.

Пантеон – символ Рима и настоящее архитектурное чудо, которое оказало большое влияние на последующие поколения, поражая своей грандиозной конструкцией и изящным видом.

Гордость и могущество Римской империи, дошедшее до наших дней сквозь века – сокровище Вечного города, которое стоит увидеть.

Виктор Гюго

Церковь Сан Карло «У четырех фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane)

Удивительная церковь Сан-Карло, или Сан-Карлино, находится рядом с перекрестком Четырех фонтанов. Не всякий турист добирается до этого места, и многое теряет! Ведь это один из главных шедевров архитектора Борромини. Динамичные формы фасада, удивительная игра света и тени, волнообразные изгибы и другие архитектурные особенности делают это строение выдающимся образцом стиля барокко. Причем в исполнении талантливого и несчастного архитектора Франческо Борромини этот стиль совершенно уникален и самобытен. Недаром многие иностранные архитекторы, ошеломленные работой Борромини, пытались заполучить эскизы и копии плана здания.

В аудиоэкскурсии «Монументальный и уютный Рим» мы внимательно рассмотрим эту удивительную церковь, а также расскажем о судьбе ее автора, о его сложных отношениях с современником Бернини и о многих других интересных фактах, легендах, историях, связанных с прекрасным Римом.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Режим работы: пн.-пт. 10.00-13.00, 15.00-18.00, сб.-вс. 10.00-13.00.

Дошедший до нас Пантеон в Риме

Император Адриан, по мнению историков, привлек к строительству знаменитого зодчего Апполодора Дамасского. Позже из-за насмешек над собственным архитектурным талантом Адриан умертвил соавтора в тюрьме. Конструктивное решение храма языческих богов было необычным, сочетая портик на 16 колоннах с цилиндрическим залом. Входная группа обращена на север, что не характерно для любых культовых сооружений. Высота здания примерно равна половине диаметра купола, долгие эпохи остававшегося рекордным.

Отсутствие армирования и опорных столбов купола позволяет считать Пантеон в Риме уникумом, непревзойденным до наших дней. Однако в список семи чудес Древнего Мира он не попал из-за позднего сооружения. Перечнем от 07.07 2007, возглавленным римским Колизеем, Пантеона и в номинантах не имел, то есть не рассматривался. Виной этому не самые выдающиеся габариты сооружения, не особо выделяющиеся среди окрестных домов

Стойкость купола в 1800 лет при гарантиях нынешнего бетона на 600 во внимание не приняли

Технология возведения и технические решения

Трудностей в строительстве стен не было. При ширине в 6 метров работать удобно, только подавай кирпич и раствор. А вот возведение цельного купола такой величины было проблемным из-за трудностей устройства опалубки. Проблему император Адриан решил оригинально, засыпав Пантеон в Риме грунтом. Да еще додумался накидать золотых монет, а затем по окончании строительства позволил народу землю забрать. Говорят, что очень быстро и качественно внутри очистили, тем более что все было продумано заранее.

На цилиндрических стенах четко видны кирпичные арки в несколько накатов. Они едва ли добавляли прочности толстенной кладке, но позволяли разобрать проем для очистки. Обратная закладка отверстий проводилась по мере уборки грунта, можно рассмотреть эти участки. Конструкция самого купола выполнена изобретательно, от толщины до подбора материалов. От стен он имеет те же 6 метров, уменьшаясь постепенно до полутора метров к центральному отверстию. Наполнителем для бетона служили материалы разного удельного веса.

В районе опорной стены добавляли тяжелый травертин, далее глиняный кирпич и рыхлый туф. Центральный участок делали из раствора с прибавлением пемзы, которая легче воды. Нагрузка концентрировалась на широченные стены, специально такими сделанные. Кроме того, различными выполнены наружная и внутренняя поверхности купола. Если снаружи она гладкая, то внутри словно решетчатая, с углублениями не только декоративного назначения. Этот простой прием позволил снизить нагрузку не менее чем вдвое.

Внутренняя поверхность купола за счет ступенчатых кессонов не только облегчилась, это добавило привлекательности. Они выделяются и в полумраке храма, еще ярче – при падении светового потока от окулюса. Конечно, расписывать такой потолок не приходится, но над шикарным внутренним убранством и такой выглядит неплохо. Некоторое время сохранялась бронзовая с позолотой обшивка купола, но затем одним из правителей была приватизирована. Пострадал и наружный облик, первоначально кирпичный цилиндр был отделан мрамором.

Архитектура ротонды Браманте

  1. План. Темпьетто стоит посреди маленького двора в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио на Яникульском холме. Браманте собирался полностью изменить архитектуры двора, организовав его в форме концентрических кругов, повторяющих композиционную основу храма.
  2. Двор монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Часовня, зажатая в небольшом пространстве монастырского дворика, поражает монументальным величием, хотя ее диаметр составляет всего 4,5 метра. Чтобы оценить красоту Темпьетто, надо найти определенную точку зрения. Этим часовня похожа на античные храмы.
  3. Купол. Простые формы купола, укрепленного широкими ребрами, стали образцом для собора Св. Петра в Риме.
  4. Ниши. Оформление ниш в верхней части барабана продолжает традицию античного зодчества украшать здания скульптурой.
  5. Композиционная гармония. Знание законов перспективы и внимательное изучение памятников античности подтолкнуло Браманте к опытам с пропорциями и элементами ордерной системы. Находки художника значительно повлияли на развитие искусства Высокого Возрождения. Стремление к композиционной гармонии было шагом вперед – мастера Раннего Возрождения ограничивались лишь прямыми заимствованиями из классических памятников.
  6. Фриз. Фриз храма повторяет фриз дорического ордера. Триглифы, прямоугольные плиты с тремя вертикальными желобками, размещены над колоннами и между ними. Они чередуются с метопами, которые украшены рельефами.
  7. Цела. Внутренний диаметр цилиндра составляет 4,5 метра. Мастер искусно изменял пропорции частей здания, сообразуясь с его реальными размерами, что позволило максимально уменьшить элементы классического ордера, не нарушая его законов.
  8. Рельефы фриза. Браманте украсил фриз Темпьетто рельефами, изображающими атрибуты св. Петра и символы литургии. Образцом для художника служили античные рельефы, найденные в древних храмах.
  9. Тосканский ордер. Простые и мощные колонны тосканского ордера – римский вариант классического дорического ордера. Распространенного в Древней Греции.
  10. Колонны. Гранитные колонны, точные копии античных, с характерными для тосканского ордера беломраморными базами и капителями придают часовне величественную строгостью и мужественностью.

Боги древних цивилизаций

Рождение и смерть, наводнения и засуха, война и заключение мира, наступление дня и ночи – все это, по глубокому убеждению древних народов, происходило по воле богов. Многочисленные, порой очень сложные, религиозные ритуалы сводились либо к поиску благословений, либо к защите от гнева почитаемых божеств.

А богов у каждого народа действительно было много. Одни из них считались главными, другие занимали более скромное положение в запутанной «божественной» иерархии. Тем не менее все они составляли один пантеон богов.

Интересно, что древние народы наделяли своих божеств не только сверхъестественными качествами, но и всеми недостатками, а нередко и пороками, присущими людям.

Еще одно любопытное наблюдение отмечено исследователями религий: верования друидов, римлян, халдеев, египтян, финикийцев, греков и прочих древних цивилизаций имеют немало общего, что касается обрядов, церемоний, а также отношений между богами.

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.

В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.

Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии.  С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.

Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва – ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.

Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви – одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.

Также неподалеку “спряталась” в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) – один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.

А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.

Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!

Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry – нашем мобильном путеводителе для iPhone.

Церковь Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli)

Церковь Сан Пьетро ин Винколи, или «святого Петра в веригах» была построена в V веке специально для хранения важной святыни – оков апостола Петра. Железные цепи, которыми был скован святой Петр, когда содержался под стражей за проповедь о Христе, хранятся в специальном ковчеге под главным алтарем

А в XVI столетии здесь появился шедевр работы знаменитого мастера эпохи Возрождения Микеланджело – скульптура Моисея. Ради нее в эту церковь устремляются многие почитатели искусства. Скульптор задумал грандиозную композицию, правда, воплотить ее полностью ему не удалось, так как Микеланджело «отвлекался» на работу над собором святого Петра в Ватикане. Проект доделывали уже ученики мастера, но даже одна могучая скульптура Моисея, созданная его руками, достойна внимания. Кроме того, в церкви интересны фрески мастеров XVII и XVIII веков.

Храм расположен немного в стороне от известных туристических троп, а потому не всем самостоятельным туристам удается найти его. Но мобильный GPS путеводитель по Риму для того и создан, чтобы помочь путешественникам быстро сориентироваться в городе и найти интересующие их места, а также узнать о них много интересного (в настоящее время приложение доступно только для iPhone).

Подробнее об истории и сокровищах этой церкви, а также о знаменитом творении Микеланджело мы рассказываем в аудиоэкскурсии «Шедевры и реликвии».

Адрес: Piazza S. Pietro in Vincoli, 4aРежим работы: с апреля по сентябрь 8.00-12.30, 15.00-19.00; с октября по март 8.00-12.30, 15.00-18.00.

Особенности посещения

Несмотря на то, что Пантеон – достопримечательность весьма популярная, нужно соблюдать установленные правила посещения.

  • Во-первых, дресс-код. Пантеон в первую очередь – храм, поэтому даже в жару не допускается одежда открытая (майки и шорты).

    У входа в святилище стоит корзина с большими платками, которые можно обернуть вокруг себя или набросить на голову. Конечно, за всеми туристами уследить невозможно, но лучше, если никто не сделает замечаний по поводу неподобающего внешнего вида.

Во-вторых, нельзя проносить в храм еду и напитки, этим можно вызвать огромное недовольство служителей Пантеона.

И обязательно отключить мобильные телефоны. Зато фото- и видеосъемка разрешена к радости многих посетителей.

Несмотря на то, что дожди в Риме не такое уж частое явление, на случай дождя можно взять с собой зонтик – через «окулюс» в храм попадает дождевая вода.

Храм этот действующий, и любой желающий может посетить католические мессы, которые проводят по субботам в 17.00, а в дни церковных праздников – в 10.30. Расписание служб и торжеств можно найти на стене у входа.

Кто же построил Пантеон в Риме?

Это объясняет надпись над входом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры.  А его датой создания принято считать 126 год, т.е. уже II век. Как это возможно?

Иператор Адриан на архитектурных сооружениях, которые создавал во время своего правления, никогда не писал своего имени, за исключением храма, посвящённого Траяну, его отцу. Может ли данная надпись служить доказательством, что римский Пантеон был построен Марком Агриппой и только восстановлен при Адриане?

Всё-таки, историки на вопрос «Кто был архитектором Пантеона в Риме?» отвечают: предположительно Апполодор родом из Дамасска. Он был любимцем Траяна, строителем моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и др.. Но участие в работе мог принимать и сам Адриан. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Император не простил ему обиды. Он сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Пантеон богов

Другое значение слова пантеон — это специфическая совокупность богов любой религии, мифологии, страны или традиции.

Пантеон богов Древней Греции

“Король Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги”

В древнегреческом мире существовали двенадцать великих богов и богинь, которых греки называли Олимпийскими богами. Название этой могущественной группы происходит от названия горы Олимп, где собирался совет из 12 богов для обсуждения вопросов.

Перечни этих двенадцати олимпийцев отличаются в разных источниках.

Главными Олимпийскими богами были:

  • Зевс (царь всех богов, бог грома и молний);
  • Посейдон (морская стихия);
  • Аполлон (солнечный свет, искусство);
  • Аид (царство мёртвых);
  • Персефона (весна и покровительница в царстве мёртвых);
  • Артемида (леса, мир животных и охота);
  • Деметра (производительная сила природы);
  • Арес (битва и война);
  • Афродита (любовь и красота);
  • Геба (юность);
  • Гера (брак и супружеская любовь);
  • Гименей (брак);
  • Гермес (бог ветра, поездок и путешествий, торговли, «проводник душ» в царство Аида);
  • Афина (душевная гармония, наука, мудрость и справедливость);
  • Гефест (огонь и кузнечное ремесло);
  • Гестия (домашний очаг, семейные связи);
  • Дионис (виноделие, веселье и буйные природные силы).

Узнайте больше про Богов Древней Греции.

Славянский пантеон

В отличие от Олимпийских богов до нас дошло совсем мало информации о славянском пантеоне. Лишь по некоторым сохранившимся сказкам и легендам мы имеем некоторое представление о том, во что верили наши предки.

Главный бог пантеона — Перун

Некоторые представители пантеона славянских богов:

  • Перун — главное божество древнерусского языческого пантеона, связан с военным делом, также ему были подвластны стихии природы;
  • Хорс — бог солнца, повелитель молний;
  • Дажьбог (Даждьбог) — бог, который двигает солнце и луну, знаменуя смену дня и ночи, времён года;
  • Стрибог — бог, управляющий воздушными стихиями;
  • Симаргл (Семаргл) — бог первородного огня и плодородия;
  • Мокошь (Макошь)— богиня хорошего урожая и удачи, а также прядущая нити судьбы;
  • Съварог — бог огня, кузнечного дела, семейного очага.

Египетский пантеон богов

Иллюстрация из книги «Боги Египта или исследования в египетской мифологии», 1904 год

Очень многих интересуют боги Древнего Египта. Их изображения дошли до наших дней и описания их функций сохранились на старинных гробницах, камнях и стенах пирамид. Археологи и историки смогли расшифровать древние писания и донесли до нас этот мистический пантеон богов:

  • Ра — бог солнца и верховный правитель;
  • Апофис — бог тьмы;
  • Анубис — бог смерти;
  • Птах (Пта) — бог ремесла и творчества, истины и справедливости, бог-творец;
  • Тот — бог знаний;
  • Геб — бог земли;
  • Сет — бог войны и разрушения;
  • Апис — бог плодородия;
  • Хнум — создатель людей, бог творения и воды;
  • Гор (Хорус или Хор) — бог неба и солнца, царской власти, покровитель армии;
  • Монту — бог войны (возможно, являлся разновидностью бога Ра);
  • Шесему — бог загробной жизни, бог бальзамирования, виноделия и изготовления масла;
  • Баст — бог веселья, удачи, любви, плодородия и домашнего очага;
  • Себек — бог воды, рек и озёр;
  • Хапи — бог реки Нил и урожаев;
  • Шаи — бог виноградной лозы, покровитель богатства; позднее стал считаться богом судьбы;
  • Хех (Хух) — воплощение стихии и её бесконечности;
  • Осирис — бог производительных сил природы, бог загробного мира;
  • Мин — бог плодородия;
  • Шу — бог воздуха;
  • Ях — бог луны.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector