Храм артемиды эфесской

Храм Артемиды и христиане

Расчёты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял ещё половину тысячелетия. Римляне высоко ценили его и богатыми дарами способствовали его славе и богатству. Известно, что Вибий Салютарий подарил храму, более известному в Римской империи под названием храма Дианы, много золотых и серебряных статуй, которые в дни больших праздников выносили в театр для всеобщего обозрения.

Слава храма во многом послужила причиной его гибели во времена раннего христианства. Эфес долго оставался оплотом язычников: Артемида не желала уступать славу и богатство новому богу. Говорят, что эфесцы изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. Такие прегрешения не могли остаться безнаказанными. Новый бог наслал на Эфес готов, разграбивших святилище Артемиды в 263 году. Крепнувшее христианство продолжало ненавидеть и опустевший храм. Проповедники поднимали толпы фанатиков против этого олицетворения прошлого, но храм всё ещё стоял.

Артемида «Богиня Света»

Греческая богиня Артемида часто ассоциировалась с Луной, особенно с полумесяцем или «новой» луной. Фиби — было одним из многих имен, которыми она называлась. Имя Фиби означает «светлый» или «яркий».

Артемида «Богиня Света» имела божественную обязанность освещать тьму. Артемида часто изображалась в виде свечи или факела, освещала дорогу другим, вела их через незнакомые места.

В греческой мифологии Артемида, несмотря на ее «дикость» (ее отказ соответствовать традициям) и ее ожесточенную независимость, была изображена как одна из сострадательных богов-целителей. Из всех греческих богинь она была самой самодостаточной, живущей жизнью на собственных условиях, удобной как в одиночестве, так и в удержании бразды правления. Она была одной из самых почитаемых и древних греческих божеств на пантеоне Олимпийских игр. Храм Артемиды в Эфесе (расположенный в западной части Турции) был одним из семи чудес древнего мира.

Интересные факты


Реконструкция храма

  1. Храм Артемиды был возведен совместными усилиями. Одни участвовали финансово, другие приходили к зданию и предлагали свои умения, третьи – стремились привнести новые технологии в строительство.
  2. На территории храма все посетители и постояльцы получали защиту. Но только при условии, что человек пришел с миром и без оружия. Греки – это народ, который питает страсть к мистике, легендам и мифам. Самые популярные из них:
  3. Считается, что отыскать мрамор для возведения стен помогли бараны. Два самца затеяли битву. В какой-то момент один ударил рогами по скале. От нее откололся кусок идеально белого камня. Так была решена проблема, из чего возводить стены.
  4. Еще одна сложность, с которой столкнулись архитекторы – это способ доставки колонн. Дело в том, что их внушительный размер и огромный вес вдавливали повозки. Тогда колонны решили обшить деревом, и закрепить прутья. Колонны тащили самые выносливые буйволы.
  5. Каменная балка порога и колонны, поставленные в идеально ровное вертикальное положение, – еще одна загадка храма. Не иначе, как сама богиня приложила свою руку к возведению святилища.
  6. Кроме пятнадцати метровой статуи Артемиды, в храме была еще одна интересная достопримечательность. Это картина античного художника. На ней в образе Зевса изображен Александр Македонский. В руках у него молния. Но интересна она не только этим. Картина написана так, словно молния выходит за рамки полотна, а глаза полководца следят за посетителями, в какой стороне они бы не находились.

Вопрос эксперту
Почему храм возвели на болоте? Такая местность была выбрана неспроста. Болотистый грунт должен был поглощать подземные толчки, чтобы уберечь храм.

Сохранить память о столь грандиозном строении античного времени удалось только благодаря трудам археологов и историков. К сожалению, полностью воспроизвести строение не представляется возможным. На сегодняшний день туристам доступна экскурсия только к месту, где некогда возвышался великий храм. Даже несмотря на то, что здесь остались только руины, туристы с восторгом отзываются о посещении достопримечательности.

Интересны ли вам объекты античной культуры?
Конечно, это места с богатой историей
0%

Иногда интересно посмотреть, особенно если с достопримечательностью связаны интересные истории 0%

Нет, мало интересного смотреть на развалины 0%
Проголосовало:

Яндекс Новости

Google Новости

Создание святыни

Легенда гласит, что Артемиду решили прославить на все века амазонки. Для этого они построили ей в Эфесе чудесный дом.

Но, согласно официальным источникам, строили его по заказу Креза, царя из Лидии, два архитектора: Метаген и его отец Херсифрон. Владыке так понравилась идея, что он даже подарил двум проектировщикам по колонне.

Первые здания из дерева постоянно сгорали, разрушались, страдали под действием землетрясений. Но в шестом веке до нашей эры, приблизительно в пятьсот шестидесятом году, Крез согласился спонсировать небывалый на то время по своим масштабам проект. Горожане также сдавали деньги, чтобы достроить самый прекрасный во всем мире храм Артемиды в Эфесе. История не сохранила даже его очертаний.

Святилище было решено делать не на жестком грунте, а в мягком болоте, дабы землетрясение не повредило его.

А чтобы масштабное сооружение не осело в болото, под ним вырыли большую яму, которую заполнили шерстью и углем на несколько метров.

Подобные необычные решения принимались и во время перевозки колон. Их пристегивали к волам, словно колеса. Это не только облегчало работу животным, но и позволяло увеличить объёмы перевозок.

Древние греки считали, что и Артемида помогает при строительстве. Архитекторы говорили, что никак не могли положить центральную балку порога на место. Они уже хотели сдаться. Но тут перед ними в облике случайного прохожего возникла богиня. Она взялась за работу, и порог встал на свое место просто идеально.

Во время жизни Херсифрона достроили лишь каркас здания и колоннаду вдоль него. Работы над храмом длились в общей сложности сто двадцать лет. После Метагена к проекту подключились Деметрий и Пеонит. Четыре архитектора на свой вкус добавляли новые детали.

Метаген закончил верх у святилища. Он придумал революционный способ аккуратно и плавно водрузить архитрав сверху капителей колонн. Для этого Метаген приказал наполнять песком сшитые мешки, класть на вершину, а сверху саму перекладину. Не выдержав веса, ткань разрывалась, и из нее потихоньку ссыпался наполнитель. В итоге архитрав становился идеально.

В пятьсот пятидесятом году до Рождества Христова храм Артемиды в Эфесе закончили строить.

Храм Артемиды Эфесской

Реконструкция святилища.

Самым прекрасным и известным храмом считается храм Артемиды Эфесской. Находится он в одноимённом городе Эфесе. Храм считается не только одним из величайших памятников древнегреческой истории, но также одним из Семи чудес света.

Сейчас это место располагается в Турции, провинция Измир, около города Сельчук на юге страны.

Место в Эфесе, где он построен, стало священным ещё в архаическую эпоху, когда там были построены несколько святилищ, так называемых теменосов. Храмы богини Артемиды в Эфесе, построенные в разные эпохи, насчитывали три святилища. Первым был темнос. Темносами называли место обитания бога, куда человек мог прийти с молитвами и подношениями. Часто так именовали священные рощи, посвящаемые греческим небожителям.

Храм Артемиды Эфесской пережил три этапа и имеет очень богатую историю. Самый первый храм Артемиды появился в бронзовом веке. Поэт и учёный Каллимах из Александрии писал в своём гимне, посвящённом Артемиде, что храм был выстроен амазонками. Эти девы-воительницы действительно находились под покровительством Артемиды Эфесской, так как и правда были похожи по образу жизни на описание самой богини. Однако раскопки, проведённые в тех местах в Эфесе, не выявили следов амазонок.

Храм Артемиды Эфесской на карте Турции

История

Храм был воздвигнут в честь богини Афродиты, которая по преданию была сестрой-близнецом Аполлона. Его строительство началось в первой половине 6 века до н.э. Проект храма разработал архитектор Херсифрон из Кносса, средства на постройку дал лидийский царь Крёз. Огромное сооружение строилось около 100 лет.

В 356 году до н. э. храм был сожжен Геростратом и поэтому мы мало что знаем о его внутреннем убранстве. Зато как он выглядел внешне, имеется полное представление, ведь в началу III в. до н. э. была возведена точная копия храма Артемиды, лишь ступенчатое основание отличало его от оригинала. Средства на постройку выделил сам Александр Македонский. Архитектором стал Александр Дейнократ.

Размеры храма были 105 на 52 метра, крыша держалась на 127 колоннах высотой 18 м. Внутри он был украшен картинами и статуями самых лучших художников того времени. Но, конечно, главной была огромная статуя Артемиды, сделанная из золота и слоновой кости. В то время храм являлся не только религиозным местом, но и неким подобием античного банковского учреждения, а позже деловым и финансовым центром.

В 263 году храм был разграблен готами, а через 128 лет был разрушен по приказу императора Феодосия I, который был христианином и не хотел видеть памятник языческим богам. После этого здесь стояла церковь, но и она затем канула в лету.

Многие столетия это место было всеми забыто, пока 31 октября 1869 года английский археолог Вуду не наткнулся на следы крупнейшего храма античности. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов, шириной в 300 футов и длиной – 500. Многие десятилетия велись раскопки и в настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Как добраться до храма Артемиды

Храм расположен в непосредственной близости от города Сельчук и в 20 км от Кушадасы. Проще всего добраться сначала до автовокзала в городе Кушадасы, а там пересесть на долмуш до Сельчука, который также прибывает на автовокзал. Оттуда легко дойти до места пешком минут за 8-10.

Точный адрес: Artemis Tapınağı, 35920, Selçuk, Izmir.

Стоимость посещения: бесплатно.

Для осмотра развалин достаточно 10-15 минут.

Кто построил храм Артемиды

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища.

Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону из Кносса. Он предложил проект гигантского мраморного диптера (тип храма, при котором святилище опоясывалось двумя рядами колонн). Выбор в качестве материала белого мрамора отчасти обусловлен тем, что именно в тот период залежи белого мрамора были обнаружены недалеко от Эфеса.

Витрувий рассказывает об этом так: «Когда эфесские граждане задумали построить Диане храм из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, что пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место; и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсуждения помянутого вопроса».

Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти. Затем началась закладка фундамента.

Длительное стороительство

По преданию, строительство Артемисиона продолжалось 120 лет. В нем, так или иначе, принимали участие все города Малой Азии. Херсифрон умер, когда работы были в самом разгаре. Какая именно часть была построена при нем, точно неизвестно. Сведения древних авторов на этот счет противоречивы. Ученые сходятся лишь в том, что он успел закончить основное здание и колоннаду.

Строительство верхней части храма продолжил его сын Метаген. Возведение этого сооружения способствовало совершенствованию техники строительного дела и появлению новых, неизвестных ранее приемов. Метаген также не дожил до завершения грандиозного объекта. Закончили постройку храма архитекторы Пеонит и Деметрий. Артемисион вызывал восхищение у всех, кто его видел. Правда, простоял он недолго, около 100 лет.

Грек сжегший храм Артемиды

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Крыша рухнула, колонны и стены обгорели. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Существует легенда, что в тот день, когда был уничтожен храм Артемиды Эфесской, родился Александр Македонский.

Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Но как видите, мы знаем это имя, Герострат увековечил свое имя!

Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено. Тем не менее имя его осталось в истории, но это не та слава, которой стоит гордиться. Не случайно выражение «геростратова слава» стало синонимом известности, достигнутой путем преступления или какого-либо неблаговидного поступка.

Жители Эфеса не могли смириться с гибелью храма и решили начать сбор средств на его восстановление. Горожане щедро отдавали сбережения и драгоценности. Храм отстраивали заново по прежнему плану, но он был поднят на более высокое ступенчатое основание, для того чтобы святилище не затерялось среди тех зданий, которые были сооружены после его разрушения.

Достопримечательности Спарты

Памятников периода блистательной славы античного полиса почти не осталось, но к северу от нынешнего города можно осмотреть руины (ежедневно 8:30-15:00; бесплатно). Начните с памятника герою Фермопил царю Леониду – статуя установлена на улице Палеологу. Затем, обойдя футбольный стадион, идите к старому акрополю, самому высокому спартанскому холму. На склоне этого холма находился огромный театр, его очертания легко угадываются даже сегодня, хотя от кладки и следа не осталось – когда спартанцы почувствовали, что мощь города клонится к закату, они использовали весь камень для постройки укреплений, а позднее античный «стройматериал» использовали зодчие византийского Мистраса.

Указатель над театром обращает внимание на фрагмент храма Афины Халкиаку (Атина Халкиойкос – Афина, живущая в медном храме), а на вершине акрополя – развалины византийской церкви X века и монастыря Осьос Никон (Блаженного Никона). Святилище Артемиды Ортии, где спартанских мальчиков подвергали суровым испытаниям, находится недалеко от дороги на Триполис

Римляне построили трибуны для зрителей. Здесь же находятся торговые помещения для публики, собирающейся на представления.

Дальше вы увидите Менелайон (вторник-воскресенье 8:30-15:00; бесплатно), позднее микенское селение и святилище Менелая и Елены, которое находится в 5 километрах к юго-востоку от города. В современной деревне Амиклес, что в 7 километрах к югу от Спарты, находится акрополь и храм Аполлона в Амиклах (рабочий график тот же), который в эпоху римского владычества был самым важным спартанским центром после самого города и местом проведения праздника гиакинфии.

Археологический музей и Музей оливы

В Спарте находится небольшой городской Археологический музей (понедельник-суббота 8:30-45:00, воскресенье 9:30-14:30) на Айос-Никонос. Среди самых интересных экспонатов, найденных на месте святилища, – каменные серпы, которыми награждали спартанскую молодёжь, мраморный бюст бегущего спартанского гоплита, найденный на акрополе, а также стела VI века до нашей эры, покрытая рельефами с обеих сторон. На рельефах изображены, видимо, Менелай и Елена и Агамемнон с Клитемнестрой.

Выставлены также фрагменты эллинистических и римских мозаик и многочисленные статуэтки, глиняные маски и бронзовые идолы из храма Артемиды Ортии. В юго-западной части города находится Музей олив и греческого оливкового масла (среда-понедельник: лето 10:00-18:00; зима 10:00-17:00; 2 €) на Отонос и Амалияс 129. Экспозиция отображает историю, различные особенности технологии выращивания и переработки олив.

Источники

  • Cruickshank, Дэн (2000). . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: публикации Watson-Guptill. ISBN   978-0-8230-0289-4 .
  • Ганц, Тимоти (1996). Ранний греческий миф: путеводитель по литературным и художественным источникам . Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN   978-0-8018-5360-9 .
  • Хурвит, Джеффри М. (1985). . . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN   978-0-8014-9401-7 .
  • Робертсон, Мартин (1981). . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-28084-6 .
  • Рель, Джон CG (1998). . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   978-0-521-49752-7 .

Особенности создания

У жителей Эфеса была особенная любовь к Артемиде, поэтому они хотели возвести величественный храм, который бы смог выразить все их чувства к богине. Она считалась покровительницей этих мест. Тогда в VI в. до н.э. правителем в городе был богатый и влиятельный лидийский царь Крез. Он выделил большое количество серебряных и золотых монет из своей казны на все расходы по постройке.

Артемида считалась покровительницей Эфеса.

Для создания проекта из Кносса пригласили известного в то время архитектора Херсифрона. Этот греческий мастер вместе со своим сыном приступил к трудной работе, которая требовала тщательной предварительной подготовки.

Основная проблема состояла в том, что Эфес располагался в зоне регулярных землетрясений и здания часто разрушались. Ситуацию усугубляли размеры храма, которые нужно было сделать немаленькими. Но архитектор нашел решение, которое не сразу было понято и принято царем. Херсифрон начал строительство на болотистой почве недалеко от реки. Такая особенность грунта должна предотвратить разрушение здания при природных катаклизмах, служа своеобразным амортизатором.

Чтобы это стало возможным, необходимо было создать правильную основу под здание. Для этого выкопали глубокий и широкий котлован. Его заполнили мягкими материалами, которые не подвергаются процессам гниения (шерсть), а также древесным углем. Только после этого стали возводить каменный фундамент.

Почти на 2 века растянулось возведение храма Артемиды из-за постоянно возникающих трудностей и проблем, которые требовали иногда длительного поиска решения. Задокументирован случай, возникший при возведении мраморных колонн вокруг храма. Их вес составлял несколько тонн, перевозить их на повозках практически не получалось, т. к. колеса утопали в болотистой почве. Благодаря находчивости Херсифрона работа была облегчена. В колоннах делали отверстия, в которые вставляли пруты с деревянными втулками. Их жердями соединяли с бычьей упряжкой, которая везла колонну к храму.

Храм Артемиды сделан из мрамора.

Здание получилось большим, как и планировалось. В длину оно было 115 м, в ширину – 46 м. В качестве материала использовался мрамор, который до этого не украшал храмы Греции. Прежде чем попасть внутрь, нужно было пройти 2 ряда 13-метровых колонн с барельефами. Они защищали от посторонних взглядов главную статую Артемиды, которую создал из эбонита скульптор Эндоиос. Сверху крышу удерживали ливанские кедровые брусья.

Каждый приходящий приносил в дар ювелирные изделия, продукты питания и ремесленные товары. Здесь можно было получить укрытие в случае необходимости. Для этого достаточно было зайти внутрь, оставив все оружие за пределами святилища. Тогда человек попадал под защиту жрецов и богини Артемиды. Любое нападение на него приравнивалось к тяжкому греху и каралось мучительной смертью.

Величие храма


Храм в период расцвета

Артемиссион украшали самые знаменитые художники и скульпторы. Пракситель из Афин работал над барельефами, а Скопас выполнил резьбу на колоннах. Эфесский художник Аппелес написал несколько великолепных картин. Таким образом, храм Артемиды Эфесской стал самой яркой античной достопримечательностью на землях Анатолии. Его картинная галерея не уступала собранию живописи в стенах Афинского Акрополя.

Однако, святилище использовалось не только в качестве музея и местом религиозных таинств. Он одновременно был и сокровищницей, и банком. Свои богатства храму доверяли не только состоятельные частные лица, но и само государство. Однажды, прославленный полководец Ксенофонт, отправляясь в поход, оставил в храме большую сумму денег. Служители имели право распоряжаться деньги во время его отсутствия, а в случае гибели вся сумма досталась бы храму. Удача была на стороне правителя, он вернулся из похода целым и невредимым. Деньги были ему возвращены. В честь благодарности он построил в Греции уменьшенную копию эфесского храма. Строительство было организовано на сохраненные деньги.

Спустя много лет уже во втором столетии нашей эры святилище не утратило ни своей популярности, ни своего значения. В это время Эфес стал столицей римской провинции Азия. Все жители Рима единогласно признали храм сокровищницей государства. Римский писатель Д. Хризостом в своих произведениях писал, что храм Артемиды – это священное место. Сюда приносят на хранение деньги жители и правители Рима. В его строительство и благоустройства вложены средства не только эфесцев, но и иностранных царей, городов и государств. Вряд ли найдется смельчак, который захочет прийти и осквернить это место. Несмотря на то, что было много войн, город неоднократно завоевывали, никто не позарился на великое святилище.

Часто задаваемые вопросы
Кто разрушил храм? После того, как Рримская империя пришла в упадок, ее территории частично захватили готские племена. Они разворовали святыню. А дальше, когда пришло христианство, мрамор со стен храма стали использовать для строения домов и возведения небольшой церкви.

Храм Артемиды — одно из семи чудес света

Строительство храма Артемиды

Новый храм был построен во время грандиозного расцвета Эфеса, между 550 и 460 годами до нашей эры. Этот храм значительно превосходил своими великолепием и величественностью все другие постройки того времени. И он был самым большим сооружением, возведённым из мрамора, на тот момент.

На заметку! Существует легенда, что мрамор для постройки храма был найден с помощью двух баранов. Они подрались, и один ударил рогами по скале, в результате чего открылся мраморный скол.

Строительство осуществлял знаменитый архитектор Херсифрон из Кносса. Он решил строить храм на болоте на окраине города. Такой необычный выбор объяснялся тем, что Эфес был местом частых землетрясений. А болото должно было смягчить подземные толчки и не дать храму разрушиться. Для закладки фундамента был вырыт котлован, который заполнили древесным углём и хлопком, для большей устойчивости сооружения.

Храм Артемиды или Артемисион строился в течение 120 лет. Естественно, за это время Херсифрон умер, и ему на смену пришёл сначала его сын, Метаген, а затем прославленные архитекторы, Деметрий и Пеонит. Каждый из них внёс в план свои изменения. Например, Метаген придумал, как сделать так, чтобы у храма были идеальные геометрические пропорции. На колонны он водрузил мешки с песком, а уже на них положил крышу. От тяжести крыши мешки лопались, песок высыпался, и крыша плавно вставала в пазы колонн.

Свой вклад в строительство внесли все малоазиатские государства. В итоге, храм получился настолько великолепным, что вызывал восхищение у всех, кто его видел.

Первое разрушение храма

Впервые непоправимый урон храму был нанесён юношей по имени Герострат. Он был глуп и труслив, завидовал своим друзьям, которые ходили в военные походы и зарабатывали себе славу в сражениях. Герострат тоже хотел прославиться на века и не нашёл ничего лучше, чем сжечь храм в 365 году до нашей эры. Огонь быстро охватил деревянные перекрытия и элементы внутреннего убранства и вскоре от величественного строения осталась лишь груда камней.

Впервые к стенам Эфеса царь подошёл в самый разгар строительства нового храма. Эфесцы встретили его дружелюбно, и Александр внёс большое пожертвование на храм. Но при этом он попросил, чтобы его деяния были перечислены в храме на мраморной стеле. Допустить этого эфесцы не могли, ведь Александр даже не говорил по-гречески, а значит был для них варваром. Но обижать великого царя им тоже не хотелось. И вот какой выход они нашли.

Жрецы Эфеса провозгласили Александра богом. А потом отказали царю со словами, что нельзя одному богу строить храм другому. Однако царя всё-таки почтили. В Артемисионе повесили картину, на ней Александр был изображён в виде Зевса с мечом-молнией в руке. Картина была выполнена так искусно, что в любой точке храма казалось, что царь следит за тобой. А ещё создавалась иллюзия, что остриё меча торчит из картины.

Строительством нового храма руководил архитектор Хейрократ. Для восстановления культового сооружения он пользовался проектом предыдущих зодчих, но при этом внёс в него свои изменения, сделал храм выше.

Достопримечательности Эфеса

В античный город приезжают, в основном, любители истории. В прошлом он вмещал в себя до 250 тысяч человек. На протяжении веков над городом стремились обрести власть римляне, персы, лидийцы. Однако ему удалось сохранить некоторую свободу и самоуправление. Эфес прославился, как религиозный центр не только у античных народов. В период распространения христианства он являлся главным центром во всей Греции.

Эфес на карте Турции на русском языке

Интересно знать! Согласно легенде, Эфес был основан сыном афинского правителя Андроклом, влюбившемся в амазонку. Звали ее Эфисия, соответственно, в честь ее и назван город.

На сегодняшний день, Эфес один из самых масштабных исторических комплексов. У него есть 2 входа, но удобнее идти нижней дорогой для осмотра исторических ценностей.

Вход на территорию Эфеса платный, билеты приобретают в кассе самообслуживания. Стоимость билета составляет 30 лир*. Дополнительно придется заплатить по 5 лир* за вход на террасы, в музей археологии и за посещение Базилики Святого Иоанна.

Часы работы музея:

  • 8:30 – 19:00 с апреля по октябрь;
  • 8:30 – 17:00 с ноября по март.

Храм Артемиды в Эфесе

Описание всех достопримечательностей города начинается именно с него, ведь это 3 чудо света. Храм был возведен 27 веков назад в честь Древнегреческой богини Артемиды Эфесской. Ей поклонялись как богине процветания, плодородия.

До наших дней храму сохраниться не удалось, остались руины и реконструкции, созданные по находкам археологов. Величественное сооружение было уничтожено целых два раза:

  • его сжег Герострат, лишь для того, чтобы оставить свое имя в веках;
  • в 260-е гг. храм разграбили готы.

После первого разрушения желание восстановить храм изъявил сам Александр Македонский. Он выделил на это собственные деньги. Все пропорции и размеры сохранили. В высоту он простирался на 18 метров, длиной был более 100 м. Храм стоял на 127 колоннах. На сегодняшний день от него осталась лишь 1 колонна, та самая, что осталась от пожара Герострата.

Руины Храма Артемиды

Дом Святой Девы Марии

Одна из главных христианских достопримечательностей Турции расположена в Эфесе. Это место почитаемо христианами, так как согласно легенде Божья Матерь провела здесь последние годы жизни. Иоанн, чтобы защитить Деву Марию от преследований, привез ее в этот портовый город.

Сегодня отремонтированное здание привлекает не только последователей христианства, но и всех туристов. За домиком с церквушкой расположена стена желаний. Посетители здесь просят о помощи Божью Матерь и завязывают памятные ленточки на стене.

Это интересно! Дом Девы Марии любят посещать и местные мусульмане. Они поверили в его чудесную силу после лесного пожара. Выгорела вся местная территория, а дом остался нетронутым.

Амфитеатры Эфеса

Одеон (Булевтерий)

Одеон был построен во 2 в. до н. э. Театр имеет два уровня, разделенных на четыре секции. В древние времена малый театр использовался для заседаний Сената, вмещал в себя 5000 человек. В перерывах между выступлениями политиков здесь показывали спектакли, концерты, проводили религиозные церемонии.

Дом Девы Марии в Эфесе

Большой театр

В 3 веке до н. э. был возведен самый большой амфитеатр в регионе. Когда-то верхние ряды здания доходили до высоты 30 метров, сегодня лишь до 18. Трехъярусная постройка вмещала в себя 25 тысяч зрителей, наблюдавших бои гладиаторов, представления и концерты.

Библиотека Цельса

Здание было возведено в начале второго века, получило название в честь видного государственного деятеля – Тиберия Юлия Цельса. Библиотека стала хранилищем 12 тысяч свитков и усыпальницей Юлия Цельса. В постройке был также зал для лекций и подземный ход в публичный дом.

Готы сожгли дотла старое здание, остался только фасад. Двухэтажный фасад, украшенный скульптурами муз Мудрости, Добродетельности, Познания и Мысли — любимое место для фотосессий туристов.

  • Храм Домициана. Величественный в старые времена храм представляет на сегодняшний день несколько колонн и руины;
  • публичный дом. На пересечении улиц Мраморной и Куретов находился дом терпимости. При этом Мраморная дорога считалась частью священного пути к храму богини Артемиды. Рекламой данного заведения служил след от женской ноги. Он указывал нужное направление к дому;
  • террасные дома. Богатые дома горожан соединены между собой террасами. До наших дней сохранились даже полы, выложенные мозаикой. Снаружи древность оградили от любопытных глаз туристов: хочешь увидеть – плати. Чтобы посетить, придется заплатить дополнительную стоимость в 15 лир*. Выйдет чуть дешевле, если билет взять сразу на входе в Эфес;
  • фонтан Поллио. Скинувшись средствами, жители Эфеса возвели 6-ти метровый фонтан. Из нескольких мест вода наполняла резервуар на радость местного населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector