Подробная история строительства и обзор исаакиевского собора
Содержание:
- Полезная информация об Исаакиевском соборе
- 2-й Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
- Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
- Собор в наши дни
- Внешнее убранство Исаакиевского собора
- Наружное убранство Исаакиевского собора
- Интерьер Исаакиевского собора
- Собор-музей
- История строительства Исаакиевского собора
- Скульптурное убранство собора.
- Архитектурные особенности
Полезная информация об Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.
Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.
Фрагмент ворот собора
В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.
Внутреннее убранство собора
Интерьер Исаакиевского собора
Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.
Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.
Красочный интерьер собора
Купол и колоннада собора
Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.
Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.
Купол собора
Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения
Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия
На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.
Колоннада собора
2-й Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Когда первая церковь обветшала, был заложен 2-й Исаакиевский храм в камне в 1717 году. Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского 17 августа 1717 года.
Вторая Исаакиевская церковь строилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови. После его кончины в 1719 году строительство возглавил Николай Гербель. К этому времени уже были исполнены фундаменты.
По облику церковь напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами в третьем ярусе, привезёнными Петром I из Амстердама вместе с часами для Петропавловского собора. Высота шпиля колокольни почти равнялась высоте шпиля башни Адмиралтейства.
В мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви, и она серьёзно пострадала. В результате ремонта по проекту и под наблюдением архитектора Пьетро Трезини отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными.
В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при производстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется большие исправления или даже совершенная перестройка.
Указом Сената от 15 июля 1761 года Савве Чевакинскому было поручено проектирование нового здания. Проект не был воплощён, но именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки — в одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный Исаакиевский собор.
Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.
В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.
Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия. Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.
Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе.
Никос Флорос награжден за вклад в искусство Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники.
После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить две уникальные работы в этом величественном православном храме.
Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.
Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.
Мараи Георгус,
историк искусств
Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств
Собор в наши дни
Новым заказчиком строительства выступил император Александр I. По его указу, подрядчиком работ назначен малоизвестный архитектор О. Монферран. У зодчего не оказалось должного опыта и знаний, поэтому процесс создания новой базилики растянулся на 40 лет. Монферран внес поправки в проект, задуманный при Екатерине. Он увеличил площадь корпуса и размеры куполов. Завершающие штрихи в разработку эскиза добавил император Николай I. Он распорядился воздвигнуть башенки по углам здания, оборудовать портики, а также распорядился завезти мрамор для декора.
Исаакиевский собор приобрел характерные черты благородства и величия. Его освящение прошло в мае 1858 г.
Внешнее убранство Исаакиевского собора
Над проектом оформления экстерьера также работал Монферран. Именно ему принадлежат идеи монументально-скульптурной концепции фасада. Ряд художественных решений предложил Оленин. Общий стиль подходит под каноническое описание ампира, но при этом включает в себя элементы из разных направлений: барокко, ренессанс, классицизм.
Гладкие плоскости внешних стен храма прорезаны огромными окнами арочной формы с крупными наличниками и волютами. В верхней части фасада расположен масштабный аттик, явно доминирующий над основным ордером. Удивительное сочетание красноватых гранитных колонн и серой мраморной облицовки создает впечатление благородства и монументальности.
Самые яркие детали фронтона – фигуры 12 апостолов работы Джованни Витали, они были отлиты на заводе герцога Лейхтенбергского гальванопластическим методом. Витали же создал и два барельефа на портиках. Над фронтонами северного и восточного портиков работал французский мастер Лемер. Фигуры 24 ангелов на балюстраде купола являются копиями древних античных статуй.
Основная тема масштабной скульптурной экспозиции – земная жизнь Христа и Страсти Господни. Всего фасады собора украшает порядка 350 изваяний работы таких мастеров, как Логановский, Лемер, Клодт, Витали.
Наружное убранство Исаакиевского собора
Архитектура здания непосредственно взаимосвязана со скульптурой. За 14 лет было создано более 300 статуй и рельефов, композиции фронтонов, сводов и барабана главного купола, а также убранство наружных и внутренних дверей собора.
Над скульптурным оформлением храма работали П. Клодт и А. Пименов, Ф. Лемер и И. Герман. Но большую часть скульптур в 1841 году Монферран поручил выполнить Джованни Витали.
Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания, зрительно смягчают переход от одной части строения к другой. А кроме того, наружное убранство призвано подчеркнуть мысль о консолидации православной церкви и российской монархии, почитании русских царей как помазанников Божьих.
Скульптурный декор чрезвычайно эффектен, но надо признать, что несколько перегружает фасады здания.
При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь храма облицован гранитом, а стены — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.
Скульптуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.
Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.
Часть декора Исаакиевского собора, в том числе композиции фронтонов создана методом гальванопластики, который впервые использовался в таком масштабе. Технологию этого метода разработал русский физик Борис Якоби.
С южной стороны мы видим горельеф «Поклонение волхвов», созданный Иваном Петровичем Витали. В центре — дева Мария с младенцем, по сторонам — волхвы с дарами.
Горельеф «Воскресение Христа», созданный Филиппом Лемером, расположен на северном фронтоне.
Предоставление этого заказа французскому зодчему Лемеру вызвало недовольство русских мастеров. Так, скульптор Петр Свинцов предложил выполнить совместно с художником Василием Демут-Малиновским горельеф «Воскресение Христа» бесплатно, доказав, что творение русских мастеров может спорить со славой иностранцев, лишенных чувства патриотизма к России. Но Комиссия по строительству в его просьбе отказала.
На восточной стороне фронтон оформлен горельефом «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом».
Представлена сцена из жития св. Исаакия. Изображен момент, когда игумен Далматского монастыря в окрестностях Константинополя Исаакий обращается к императору Валенту, стороннику арианской ереси, предсказывая скорую гибель, если тот не прекратит гонения на православных христиан. Композиция выполнена скульптором Лемером.
На западном фронтоне горельеф «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия», созданный И.П. Витали.
Выполненная скульптором композиция содержит несколько реалистических типажей. Так, в образах Виктора и Сатурнина, приближенных императора, можно увидеть сходство с председателем Комиссии по строительству здания П.М. Волконским и президентом Академии художеств А.Н. Олениным. В углу горельефа изображен Монферран в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.
По легенде, на торжественном освещении собора присутствовал Александр II. Кто-то из недоброжелателей Монферрана указал монарху на странную сцену в углу фронтона. Все святые пришли к святому Исаакию Далматскому с поклоном, но одна фигура головы не склонила. Напротив, она гордо протягивала Исаакию макет своего творения. В этой фигуре все узнали скульптурный портрет самого Монферрана. «Экий гордец! Смутьян!» – прошептал императору недоброжелатель.
Александр II не любил смутьянов, и когда к нему подвели архитектора, не только не поблагодарил его за труды, но и сделал вид, что не узнал создателя главного собора страны и даже руки не подал.
Во время строительства храма Монферран предлагал Николаю I придать образам императора Феодосия и императрицы Флаксиппы в западном фронтоне портретное сходство с ним и супругой Александрой Федоровной. Но Николай I посчитал это откровенной лестью и отказался.
Интерьер Исаакиевского собора
Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.
Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).
В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.
Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.
Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.
Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.
Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.
Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.
Всего в соборе 62 мозаики.
Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.
Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.
Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.
— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;
— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;
— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;
— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.
В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.
Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.
Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).
Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.
Диаметр купола собора составляет 22 метра.
Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн
Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.
В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.
В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.
Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.
Собор-музей
В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.
Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.
В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.
В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.
История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.
С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.
Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.
Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.
С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.
Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.
История строительства Исаакиевского собора
Строительство связано с именем Петра I и созданием Адмиралтейства, где трудились 10000 человек. Для исполнения религиозных обрядов для них и для жителей мастеровых слобод был необходим храм, поскольку переправа на другой берег в собор Святых Петра и Павла занимала много времени.
- Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Пётр венчался с Екатериной Алексеевной, будущей Императрицей Екатериной Первой.
- ·В 1717 году было начато возведение новой каменной церкви, но, как оказалось позже, место для строительства было выбрано неудачно. Здание соорудили в 80–90 метров западнее Адмиралтейства и в 20–25 метрах от Невы. В то время берега Невы не были укреплены гранитом, что вызвало оползание грунта и, как следствие, трещины в стенах и сводах здания. К тому же, в 1735 году храм загорелся от удара молнии и восстановить его было невозможно.
- В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди. После смерти императрицы в 1796 году архитектор покинул Санкт-Петербург, так и не осуществив свой труд, продолжавшийся 30 лет. Закончил строительство при Павле Первом придворный архитектор Винченцо Бренна. Но замысел Ринальди сильно исказили. Строение выглядело приземистым, наполовину мраморным, наполовину кирпичным, не соответствующим парадному облику центра столицы.
После войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Император требовал построить здание на прежнем месте и сохранить алтари предшествующего, считая, что сносить их было бы оскорбительным для памяти основателей. Выбор он остановил на проекте с пятью главами в классическом стиле, автором которого Монферран.
Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет, за это время сменилось аж три государя. Неужели Монферран не хотел побыстрее завершить строительство и угодить монаршему заказчику?
Сохранилось предание, что некий заезжий ясновидящий предсказал Монферрану, что он умрет, как только закончит строительство. Шутники даже глумились: «Вот поэтому он так долго собор и строит!». Но каково же было удивление горожан, когда спустя месяц после официального освящения Исаакия пророчество исполнилось: Монферран неожиданно умер, ничем не болея.
В завещании архитектор просил, чтобы он был погребен в одном из подземных сводов, но Александр II отказал в этой просьбе. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и обиженная вдова Монферрана покинула Россию, забрав тело мужа. Монферран похоронен на кладбище Монмартр в Париже. И французы гордятся, что французский архитектор все-таки вернулся к ним.
Относительно длительного строительства Исаакиевского собора петербуржцы рассказывают. Однажды таксист вез иностранного гостя, и тот похвалился, что в Америке небоскребы за месяц строят. Тогда таксист резко затормозил у собора и сказал удивленно: «Надо же! А еще вчера тут ничего не было!».
Скульптурное убранство собора.
Главным скульптором Исаакиевского собора стал по настоянию Монферрана Иван Петрович Витали, который создал уникальные двери храма. По образцу «Золотых дверей» баптистерия в Риме работы великого итальянского мастера Гиберти, Витали отлил в бронзе барельефы для дверей собора. Так же были отлиты барельефы для фронтонов портиков. Фигуры ангелов с крыльями и стилизованными факелами в руках были установлены по четырем внешним углам высокого аттика. По большим праздникам в этих газовых факелах-светильниках зажигался огонь. В такие дни Исаакиевский собор приобретал еще большую монументальность и торжественность.
Архитектурные особенности
Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.
Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.
Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.