Дом гауди в барселоне: где жил гений
Содержание:
- Уникальность Дома Бальо
- Архитектурный стиль Гауди
- Дом Мила
- Начало великого пути
- Эусеби Гуэль – ценитель творчества Антонио Гауди
- Дом Висенс (1883 – 1885 гг.)
- Дворец Гуэль
- Каса-Батло
- Интересные сведения для туристов и гостей Барселоны
- Визитная карточка Барселоны
- Внезапная гибель великого зодчего
- Фантастический Парк Гуэль (1900 — 1914 гг.)
- Искупительный храм Святого Семейства (1882-? гг.)
- Экспонаты, внутренняя обстановка
- Особняк Эль Каприччо (1883 — 1885 гг.)
- Обреченный на одиночество
- Каса Висенс
- Дом Бальо глазами туриста
- Любопытные сведения
- Исторические факты
- Краткая биография Антонио Гауди:
- История строительства дома для семьи Мила
Уникальность Дома Бальо
Турист, изъездивший всю Испанию и отправившийся в Барселону, чтобы получить множество памятных фото, однозначно приедет посмотреть на Дом Бальо. Информация о нем есть во всех туристических путеводителях по испанской столице.
Это строение главное достоинство «Квартала несогласия» и горожане гордятся им. Сам же «Квартал несогласия» уникален своими разнородными зданиями и уникальным подходам к их постройке или перестройке, поэтому именно здесь туристы делают самые яркие фотографии. Исследователи архитектурных воздвижений Антонио Гауди считают, что работа над Домом Бальо это новый шаг в жизни архитектора, потому что с этого момента весь архитектурный стиль будет диктоваться пластикой.
Жители Испании считают, что текстильному монополисту Жозепе Бальо-и-Касановаса однозначно повезло не в том, что он магнат, а что доверил перестройку своего жилища Антонио Гауди. Ведь благодаря именно этому величайшему архитектору имя Бальо надолго останется в испанской истории и в памяти испанцев, а также ценителей искусства всей планеты.
Архитектурный стиль Гауди
В 1880-х годах Барселона становилась все более богатым, процветающим и современным городом с растущим числом населения. Это было идеальное место для возникновения нового архитектурного стиля, лидером которого является архитектор Гауди. Каталонский модернист был частью художественного движения, которое было ответвлением европейского модерна. Оба движения отстаивали новые формы и материалы для современной культуры. Работы архитектора, безусловно, соответствуют другим движениям, однако архитектор использовал уникальные стили и методы (по сравнению с другими архитекторами стиля). Антонио проектировал здания, которые, казалось, возрождались из природы в плавных, экстравагантных формах.
Работы архитектора Гауди лучше всего можно описать как сыпучие, полные изогнутых органических форм, красочные здания. Работы Гауди содержат формы, которые восходят от воссоединения с природой. При этом они будто движутся в область воображаемого. Вы можете увидеть отголоски узнаваемых форм и существ — частей деревьев и ветвей, ящериц и костей. Архитектор Гауди часто использовал красочные, волнистые элементы мозаики. Этот метод называется trencadis — каталонское слово, означающее «сломанный или потрескавшийся».
Дом Мила
Особенностью данного проекта является нововведение в виде внутренних двориков, имеющих неровную форму и служащих естественной вентиляцией квартир. Также эти «патио» служили для увеличения количества попадающего в комнаты света. Они были украшены растительными мотивами, характерными почерку автора.
Еще одной изюминкой дома Мила является наличие перемещаемых перегородок в квартирах. Это позволяло каждому жителю дома регулировать размер помещений на свое усмотрение. Такой результат был достигнут Гауди путем переноса опоры с несущих стен на железобетонный колонны.
Избегая прямых линий, А. Гауди добился того, чтобы структура здания была похожа на изгиб морских волн, а ветвистые дворики олицетворяли пещеру. На крыше дома трубы и вентиляционные системы спрятаны за сказочной лепкой фигур, похожих на великанов. Среди отдельных скульптур можно встретить надписи на латыни – это молитва «Аве Мария», разбросанная по строчке на всем верхнем этаже. В наше время это место пользуется популярностью у туристов, также как и подземный этаж, где расположился музей Антонио Гауди. Здесь собраны чертежи работ архитектора и некоторые мелкие примеры мебели, выполненные знаменитым зодчим.
Начало великого пути
Появившись на свет в семье потомственных котельщиков, Гауди имел удовольствие с малых лет наблюдать за созданием материального в пространстве. Он помогал отцу в мастерской и, тем самым, неосознанно, но уверенно учился работать с различными материалами, познавая их структуру и свойства. А благодаря тому, что их домик находился за чертами города, маленький Антонио рос в гармонии с окружающим его сельским ландшафтом. Из-за своей болезненности Гауди имел не много друзей, что давало ему повод часто оставаться наедине с собой.
С 1868 г. их семья переезжает в Барселону. Здесь с 1873 г. по 1878 г. художник-строитель получает свое образование в Высшей технической школе архитектуры. В этом городе Гауди познакомился с Э. Пунти, в мастерской которого молодой архитектор постигал азы столярного дела, ковки стали и других ремесел.
В это время он знакомится с человеком по имени Франциско Вильяр. У него юный Гауди работал чертежником до 1882 года, параллельно участвуя в различных конкурсах и создавая массу своих проектов. Антонио практиковался в «архитектуре» своей домашней мебели – создавал эскизы и сам реализовывал их в жизнь. Это позволило тридцатилетнему зодчему развить воображение и сделать первые шаги по переносу фантазий в реальный мир.
Эусеби Гуэль – ценитель творчества Антонио Гауди
Этого человека в Испании знали все, ведь граф Эусеби Гуэль-и-Басигалупи был знаменитым политиком и промышленником Каталонии. Его богатства позволяли не скупиться на собственные желания. Но, помимо своих хотений, он помогал и своим друзьям, одним из которых являлся Гауди. Еще в 1878 году, познакомившись с работами модерниста и с ним лично, граф начал спонсировать творчество зодчего. Антонио Гауди выполнял множественные заказы мецената различного уровня сложности — от домашней мебели до коттеджей и парковых зон. А получал взамен щедрое вознаграждение и самое главное для любого творца ¬– полную свободу действий. Их дружба и партнерские отношения продлились до самой смерти Э. Гуэля (35 лет).
Дом Висенс (1883 – 1885 гг.)
Проект этой постройки был создан еще в 1878 году, уже дипломированным специалистом архитектурного мастерства. Но лишь в 1883 году началась стройка под руководством Гауди. Этот дом продумывался автором, как место для отдыха летом. Заказчиком выступил хозяин фабрики по производству кирпича и плитки Мануэл Висенс, в честь которого и назван дом. Первая крупная самостоятельная работа поглотила архитектора с головой. Антонио Гауди решил использовать для строительства материалы, которые изготавливает владелец здания. Необработанный камень и керамическая плитка стали основой для облицовки прямоугольного строения. Для того, чтобы здание выглядело не только ярко, но и пышно, автор добавил балконы, различные башни и другие объемные детали. Это решение привело к тому, что постройка кардинально выделялась на фоне соседних домов, выполненных в духе Романтизма. Шахматное построение плитки с их оловянной эмалью подчеркивало восточные мотивы, которым А
Гауди уделил особое внимание. Не забыл Гауди и про природу, которая дарила силы автору
С этим связана небольшая история, касающаяся сооружения именно этого «дворца». Когда художник-модернист прибыл на то место, где должен стоять дом, то его взору открылась незабываемая картина – поляна из желтых цветов и пальмовых деревьев. Чтобы отдать дань этой красоте, он увековечил их в своем творении. Желтые цветы изображены на лицевой стороне резиденции, а ветки пальм, по просьбе Антонио, выковали на решетках вокруг сада. Также внутри комнат можно повсюду увидеть ветви деревьев, вьющихся по стенам, картины известных художников, где изображены дары земли.
Дворец Гуэль
Дворец Гуэль — одна из самых знаменитых построек Гауди, и первое его здание, внесенное в список памятников семирного наследия ЮНЕСКО.
Это было одно из первых своих сооружений, которое Антонио Гауди построил в 1886-1889 гг. для своего покровителя, текстильного магната Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Вероятно, именно благодаря тесной дружбе с ним Гауди удалось достичь небывалого архитектурного совершенства: Гуэль не считал денег, которые выделял на здания Гауди и постоянные их перестройки, улаживал многочисленные юридические пробле- мы, и в результате Гауди стал фактически семейным архитектором Гуэлей. Он строил для них все – и приспособления для сушки белья на крыше городского дома, и особняк, и церковь, и целый парк.
Архитектора и промышленника многое объединяло: они оба были родом из окрестностей Таррагоны, оба были фанатичными патриотами Каталонии. Обязательно зайдите во дворец; вряд ли вас оставят равнодушными камины, флюгеры в виде летучих мышей, параболические арки, неовизантийские гостиные, колонны-копья на втором этаже, разноцветные керамические дымоходы на крыше (по легенде, чтобы добиться нужного эффекта, Гауди разбивал предметы чрезвычайно дорогого лиможского сервиза).
Интерьер дворца Гуэля
Убранство комнат стоило баснословно дорого – резные потолки из палисандра и дуба украшены накладными листьями из золота и серебра, инкрустированы слоновой костью и черепаховым панцирем; подсвечники крепились к мраморным стенам. Некоторые искусствоведы считают, что чертеж особняка напоминает план большой мечети (Мескиты) в Кордове; другие отмечают сходство с вавилонскими зиккуратами. Особняк был парадной официальной резиденцией Гуэля — еще до завершения строительных работ его посетила здесь королева-регентша Мария-Кристина.
В 1880-е гг., когда велось строительство дворца Гуэля, юго-восточная сторона улицы Ла Рамбла считалась малопригодной для фешенебельной жизни — этот злачный район назывался тогда Китайским кварталом и кишел проститутками, алкоголиками, сифилитиками; именно здесь жил французский писатель Жан Жене, создавая свой «Дневник вора» — летопись жизни барселонского «дна». Сейчас этот район населен, в основном, эмигрантами из Латинской Америки и до сих пор считается трущобами Барселоны. Кстати, если вы хотите жить близко к центру Барселоны и очень дешево, и вы не слишком щепетильны, то это место будет идеально — множество дешевых ресторанов вокруг, до Ла Рамбла рукой подать…
Посетить дворец Гуэля в Барселоне
- Palau Güell
- Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5
- Тел: +34 934 72 57 75
- palauguell.cat
- Время работы:
- Открыт со вторника по воскресенье, оба дня включительно.
- Летний график работы (c 1 апреля по 31 октября): с 10 до 20 ч. (кассы закрываются в 19 ч.)
- Зимний график работы (с 1 ноября по 31 марта): с 10 до 17:30 ч. (кассы закрываются в 16:30 ч.)
- Выходной: понедельник, за исключением праздничных дней, 25 и 26 декабря, 1 января и с 6 по 13 января (на профилактику)
-
Вход:
- взрослые: 12€
- другие варианты: смотреть
- Аудиогид входит в стоимость билета.
-
Купить билет во вдорец Гуэля:
Билеты можно приобрести в кассах Дворца Гуэля, расположенных на ул. Ноу-де-ла-Рамбла, д. 1, в 20 метрах от главного входа во Дворец Гуэля. Билеты также можно купить заранее на конкретное время и дату.
Каса-Батло
Если в прежних работах художника преобладают лесные мотивы, то в этом проекте за основу оформления фасада была выбрана морская тематика. Поэтому фактура стены напоминает чешую морского чудища, а первые этажи похожи на кости дракона. Внутренний дворик имеет неравномерное освещение, поэтому Гауди исправил эту проблему путем изменения цвета керамических плиток от белого до синего снизу вверх. Окна, выходящие во двор, тоже подверглись доработке. Самые верхние окошки были меньше всех, а те, что располагались внизу, были увеличены для достаточного поступления солнечного света.
Как и в других проектах, автор лично разработал интерьер внутренних помещений и даже спроектировал мебель, которая в наше время является достоянием музеев Барселоны.
Интересные сведения для туристов и гостей Барселоны
Несмотря на полную реконструкцию здания, в доме есть заселённые квартиры. Их владельцами являются влиятельные люди Испании. Вход туристам на жилые этажи запрещён. Само сооружение состоит на учёте материальной базы сберкассы Барселоны.
Но туристические брошюры не перестают манить туристов и приезжих со всего мира к уникальному архитектурному детищу Антонио Гауди. Поэтому удовлетворить свой интерес все гости города могут при посещении отдельно предоставленного верхнего этажа. Из него сделали самый настоящий музей архитектуры Барселоны c возможностью выхода в мансарду и на крышу постройки. Многие элементы в этих помещениях остались без изменений, в авторском исполнении. Площадь музейного этажа составляет 1 тыс. м² и помещает достаточное количество туристов.
Сегодняшняя стоимость билета для посещения музейной площадки колеблется в пределах 15 евро. Сезонным периодом для посещения Дома Мила являются весенние, летние и осенние месяцы. С 9 утра и до 8 вечера музей принимает посетителей в тёплое время года, а в зимние месяцы осмотры проводятся до полседьмого вечера. В связи с ростом цен нужно уточнять окончательную стоимость билета.
Визитная карточка Барселоны
Среди наиболее запоминающихся достопримечательностей Барселоны каждый турист непременно назовет и архитектуру Гауди, ведь архитектор-новатор и его дома создали в городе необычную и очень притягательную атмосферу.
Архитектура ХХ века отличается простотой и лаконичностью. Сложная геометрия и обилие украшений уступили место незамысловатым формам. Простота должна была символизировать прогресс и уход от пережитков прошлого. Однако Гауди решил пойти своим собственным путём. Влияние на его творчество оказали входившая в моду неоготика и детские впечатления, связанные с морем и замками из песка, которые когда-то строил маленький Антонио. Гауди никогда не ставил перед собой цели стать новатором, изобрести нечто впечатляющее, поражающее воображение публики. Он считал, что лучшим творцом можно назвать только природу, а значит, и все архитектурные элементы необходимо брать у нее. Мастер избегал прямых линий, не любил стены и правильные геометрические формы.
Самыми известными проектами гениального архитектора называют:
- Храм Саграда Фамилья. Эта постройка хорошо знакома даже тем, кто никогда не бывал в Барселоне. Строительство храма ведется уже более сотни лет. По мнению экспертов, возведение Саграда Фамилья завершится только в 2026 году. Гауди был глубоко верующим человеком, ярым сторонником католической веры. Необычный храм должен был стать своеобразным выражением любви и преданности Всевышнему. Архитектор понимал, что при его жизни храм вряд ли будет достроен. Именно поэтому он постарался оставить как можно более подробный проект, спланировав не только внешний облик строения, но и указав элементы внутренней отделки.
- Дворец Гуэля. Проект жилого дома, в котором планировала поселиться семья текстильного магната, сделал Гауди знаменитым и востребованным. В здании 4 этажа и подвал. На плоской крыше находится терраса. В вытянутых элементах постройки нетрудно разглядеть приверженность мастера неоготической архитектуре. У оказавшегося внутри человека может возникнуть впечатление, что он попал в средневековый замок или готический храм. Однако иллюзия рассеивается после того, как гость замечает элементы, не характерные для готики, например, параболические арки.
- Дом Мила. Это ещё один менее известный, но легко узнаваемый шедевр Гауди, то, что творил архитектор, и его волшебные дома зачастую кажутся непригодными для проживания. Однако первое впечатление обманчиво. Новаторство дома Мила заключено не только во внешнем облике постройки. Архитектор спланировал это здание таким образом, что установка искусственных кондиционеров ему не требуется благодаря системе естественной вентиляции. У дома есть 3 внутренних дворика и подземный гараж. Нелюбивший стены Гауди позаботился о том, чтобы перегородки в каждой квартире были мобильными, и жильцы могли бы передвигать их по своему усмотрению.
- Дом Висенс. Первая самостоятельная работа Гауди свидетельствует о том, что архитектор любил ни одну неоготику и морские пейзажи. Яркие разноцветные плитки на фасаде постройки ассоциируют её с пестрыми марокканскими домами. Мастер пошел на смелый эксперимент, соединив персидский, византийский и мавританский стили.
Испания – это не только фламенко и коррида. Незабываемое впечатление способна оказать, в первую очередь, и архитектура Гауди, архитектор и его дома избавили облик Барселоны от скуки и однообразия. Великий мастер первой половины ХХ века заставил своих поклонников поверить в то, что готика способна быть нежной, а не угрожающей.
Внезапная гибель великого зодчего
7 июня 1926 года в Барселоне состоялось открытие первой трамвайной ветви и запущен первый трамвай. Уже через несколько часов произошло ДТП, в результате которого трамвай сбил человека. Это был Гауди. По описанию, сбитый мужчина был больше похож на бездомного – старая одежда, небрежный внешний вид и отсутствие каких-либо документов. Его определили в больницу для бедных, но спасти так и не смогли – гений ушел из жизни, так и не придя в сознание. Похоронен архитектор в крипте церкви Святого Семейства.
Несмотря на то, что при жизни не все разделяли его взглядов на архитектуру, сейчас каталонцы требуют возвести зодчего к лику святых. Благодаря своему единению с природой и вере в Бога, которую Антонио Гауди пронес через всю свою жизнь, автор представленных творений смог поделиться своими мыслями через извилистую архитектуру своих построек.
Фантастический Парк Гуэль (1900 — 1914 гг.)
Из большого числа выполненных работ для семьи своего товарища Э. Гуэля, можно выделить потрясающий Парк Гуэля. Изначально, территория, где сейчас расположен парк, была приобретена магнатом для продажи отдельными участками. Но далекое расположение не привлекало клиентов и поэтому распродана лишь малая доля земельных участков. Это послужило поводом для создания огромного города-сада, занимающего площадь в 17,18 га.
На одном из входов в парковую зону Гауди создал два сказочных домика. Один из них служил офисом для администрации, другой – хижиной сторожа. На обоих зданиях есть пятилучевые кресты, так как Гуэль и Гауди были людьми верующими. В сердце парка расположена знаменитая «змеиная» скамья, имеющая изогнутую форму и общую длину в несколько сотен метров. Автор добился эффекта человеческого силуэта на определенном участке скамьи, когда смотришь на нее со стороны. Для достижения максимальной правдивости, автор попросил одного из своих рабочих сесть на глину, которая еще не успела затвердеть. После чего архитектор зафиксировал полученный результат.
«Греческий храм» или «Зал ста колонн» – это еще одна достопримечательность парка Гуэля. Внутри когда-то располагался рынок, окруженный колоннами в количестве 86 штук. Из-за отличной акустики, свойственной помещениям античного стиля, сейчас на этом месте часто проводятся концерты и другие торжественные мероприятия.
Все постройки находятся в гармонии с озеленением парка и являются его продолжением. Дома, словно вырастают из земли, и гармонично вливаются в природное окружение, создавая органичный ансамбль.
Искупительный храм Святого Семейства (1882-? гг.)
Проект этой церкви получил еще Франсиск дель Вильяр – главный архитектор Барселоны. В 1883 году он ушел со своего поста, который занял Антонио Гауди. Особенностью заказа был тот факт, что строительство храма должно было осуществляться исключительно за средства пожертвования. Этим обосновывается столь длительное возведение постройки. До 1889 года была завершена крипта – подземное помещение, служащее для погребения и для хранения мощей святых. Изменения, которые внес Гауди, были невелики. Он окружил «нижнюю» церковь рвом, который позволял избежать появления сырости в подвальных помещениях и открывал доступ к солнечному свету, делая комнаты светлее. После получения большого пожертвования, архитектор принял решение кардинально поменять исходный проект и уйти от предложенного Вильяром конечного варианта.
С 1910 года А. Гауди перевел все свои силы и мысли на храм Саграда Фамилиа.
Экспонаты, внутренняя обстановка
В музее представлены предметы быта, принадлежавшие Гауди:
- коллекция полотен Миро и Пикассо;
- мебель;
- предметы мебели, созданные мастером, но для других людей;
- разработки и макеты;
- документы и записи;
- личные вещи.
В зале стоит обновленный бюст архитектора, выполненный из бронзы. Остальная часть помещения сохранена в том же виде, как и когда дом был выкуплен Обществом друзей архитектора.
На втором этаже есть комната, которая называется зал Гуэля-Жужоля-Беренгера. Свое название она получила в честь трех фигур, ставших ключевыми в жизни Антонио Гауди. Посетители могут осмотреть здесь экспонаты, которые связаны с этими людьми.
На третьем этаже расположена библиотека Энрике Касанеллес, которая специализируется не только на изучении жизни и творчества Антонио Гауди, но и эпохи, в которую жил великий архитектор. В библиотеке содержится коллекция из более 30 000 художественных каталогов и более 6 000 публикаций большого формата. Документация доступна для просмотра только по предварительной записи.
Из столовой «Бальо» ведет небольшая лестница в полуподвальное помещение. Там можно увидеть кладовку, которая является предшественником холодильника, в ней хранились продукты и напитки.
На последнем лестничном пролете есть маленькое помещение, служившее выгребной ямой. В нем была необходимость, потому что канализация появилась только к концу строительства. Сегодня в этой комнате находится архив, где собраны различные документы.
Некоторые экспонаты можно увидеть на временных выставках, которые организовываются в Национальном музее искусств Каталонии. В специальном магазине рядом с домом-музеем Гауди можно приобрести памятные сувениры, эксклюзивные изделия, открытки, подарки и книги, которые связаны с произведениями великого архитектора.
Примечательно, что в 2021 году музею исполняется 55 лет, но эти полвека нисколько не отразились на экспонатах: такое ощущение, что в стенах музея время остановилось.
Особняк Эль Каприччо (1883 — 1885 гг.)
Параллельно с Домом Висенса, автор плодотворно работает над небольшим особняком для маркиза Максимо Диаса де Кихано. Он расположен в городе Комильяс и представляет собой архитектурную достопримечательность. Внешний облик здания выполнен из плитки вперемешку с разноцветными кирпичами и, вылепленными из глины, объемными подсолнухами. Все спальни и другие жилые комнаты были расположены таким образом, что окна помещений выходили на широкую долину, в конце которой виднелось море. Все служебные помещения расположились на нулевом этаже. Залы, комната для курения, ванные комнаты и галерея заняли весь первый этаж. Особенностью проекта является гостиная с потолком в два уровня. В этот зал можно попасть практически из любой спальни. На третьем этаже были спальни для хозяев и отдельный блок комнат для прислуги, работающей по дому и в саду. Гармоничное соединение трех уровней оказалось более сложной задачей, по сравнению с предыдущей работой. При помощи нескольких винтовых лестниц этот вопрос был решен, а также создался дополнительный уют в центральном зале.
Обреченный на одиночество
Антонио Гауди родился в 1852 году в небольшом каталонском городке в семье мастера котельных дел и был пятым и младшим ребенком. Однако будущему архитектору было суждено слишком рано остаться одному. Двое его братьев умерли ещё в младенчестве. Затем Гауди потерял третьего брата, сестру и мать. Глава семьи вместе с сыном и внучкой, оставшейся после смерти дочери, переехал в Барселону. Вскоре старый мастер умер. Вслед за ним скончалась и его болезненная внучка. Антонио потерял всех родственников.
После пяти лет подготовительных курсов Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры. Работать гениальный архитектор начал ещё до того, как получил образование. Его деятельность сводилась к выполнению мелких работ: проектирование оград, небольших построек и т. д. Участие в многочисленных конкурсах не увенчалось успехом. Встреча с текстильным магнатом Эусеби Гуэлем решила судьбу талантливого молодого человека. Гуэль был одним из богатейших людей Каталонии. Он мог позволить себе воплотить любую свою мечту. В то же время Гауди получил возможность работать и зарабатывать.
Спроектировав для семьи магната несколько построек, самой грандиозной из которых стал дворец, безымянный мастер в одночасье превратился в одного из самых популярных архитекторов Барселоны. Многие богатые каталонские семьи мечтали жить в доме по проекту Гауди, архитектор и его фантастические дома стали входить в моду. Новаторство мастера было признано и одобрено.
Посвящать всё свое время профессии Гауди заставляла не только любовь к оригинальной архитектуре, но и одиночество. В детстве маленький Антонио страдал от ревматизма, ставшего причиной отказа от игр со сверстниками. Смерть близких родственников снова оставила Гауди наедине с собой. Мастер так и не обрел личного счастья. Единственная женщина, в которую он был влюблен, не ответила ему взаимностью. Друзей у Гауди практически не было. Он слыл недружелюбным и жестоким человеком.
Архитектор скончался в 1926 году, через 3 дня после того, как был сбит трамваем. Мастер был похоронен в крипте недостроенного им храма.
Каса Висенс
Каса Висенс (Casa Vicens) – это первый шаг для архитектора-новатора. Помимо изобилия различных геометрических форм, текучести линий и плавных переходов от одной детали к другой, обитель фабриканта была продуманна не только снаружи, а еще изнутри. Внутренний интерьер позволял членам семьи заказчика перемещаться не из комнаты в комнату, а из одного стиля в другой. Таким образом, веранда была частичкой Японии, кухня переполнена сельскими мотивами, в то время как курительная комната полностью выполнена в арабской тематике.
На протяжении четырех лет, в промежутке с 1886 года по 1990 год, А. Гауди начал активную разработку и воплощение в жизнь ряда смелых проектов:
– Дворец епископа в Асторге;
– Каса Ботинес в годе Леон;
– Специальная школа при монастыре Св. Терезы в городе Барселона;
– Дворец Гуэля в Барселоне и другие.
Теперь все четче и яснее автор наделяет свои здания неоготическими чертами, вырисовывая свой неподдельный авторский почерк.
Дом Бальо глазами туриста
Наибольшая индивидуальность Дома Бальо – это почти полное исключение прямых линий в оформлении здания. Во всех декоративных элементах присутствуют расплывчатые гибкие линии, а передний фасад здания вообще лишен какой-либо симметрии.
Впервые взглянув на дом, создается впечатление, что он построен из останков костей гигантов. Именно поэтому ему дали название «Дом Костей». На его фоне незначительны даже дом Амалье и дом Лео Морера, которые вместе с ним образуют «Квартал несогласия», получивший свое название из-за стилистической разрозненности и модернистского стиля зданий. Превзойти талант Гауди просто невозможно, потому что он имел свое видение на окружающий мир, а не только был одаренным архитектором.
Окна первого этажа, словно из сказочного дома. Они кажутся невесомыми и будто сделаны из пластилина, но это просто обман, ведь все элементы состоят из тесанных камней, которые добывались на холме Монжуик и являются трудами лучших мастеров.
Когда у туриста проходит шок от увиденного мастерства построения первого этажа и он поднимает свой взгляд вверх, ему кажется, что Дом Бальо «небоскреб», хотя на самом деле его размеры совсем невелики. Этот зрительный обман достигнут благодаря цветовой мозаике и особой светотеневой игре. Для этого Гауди использует разные оттенки керамической облицовки: от белого и нежно-золотистого внизу и до индиго и синего вверху, прибавляя интенсивность цвета по мере поднятия взгляда вверх, и завершает глубоко лазурным при обработке вентиляционных труб.
Для светотеневой игры архитектор использует разные размеры выходящих во двор окон – они немного уменьшаются с возвышением здания. Кровля дома Бальо будто из другого здания: это словно позвоночник доисторического чудовища с серебристой чешуей, однако, самым правильным толкованием является стать гигантского дракона – любимый персонаж Гауди, который присутствует во многих строениях великого архитектора, например, в Усадьбе Гуэль есть «ворота дракона».
В «хребет дракона» словно вонзен меч в виде башни с Георгиевским крестом. Сама же башня специально размещена по левой стороне, дабы подчеркнуть несимметричность шедевра Антонио Гауди. Каждый испанский гид, проводящий экскурсии в Барселоне, расскажет вам о символичности Антонио Гауди при перестройке Дома Бальо.
Кровля здания – беспощадный дракон, сам дом – это останки жертв, а верхушка крыши, та самая башня – меч Святого Георгия, победившего монстра. Испанский архитектор всегда символичен в своих творениях и не раз касался культуры и фольклора своей страны. Глядя на фотографии Дома Бальо, именно символичность выделяется, однако, только человек хорошо знающий историю Испании по-настоящему прочувствует руку великого архитектора.
Фасады, кровля, световые шахты, создающие внутренний двор и декорации помещений – все это и не только дело рук Гауди. Официально Дом Бальо относят к стилю модерн, но многие комнаты, помещения и лестницы исполнены в индивидуальном стиле, который можно величать «стилем Гауди». Настолько неповторим и бесподобен этот испанский архитектор и дизайнер, как бы сказали современники.
Любопытные сведения
Создававший красивые и комфортные дома Антонио Гауди был непритязательным человеком
Мастер мыслил слишком масштабно, чтобы обращать внимание на быт и другие земные вещи. Ему все равно было, где он живет и во что одет
Гауди годами носил одну и ту же одежду, при этом выглядел всегда опрятно. За порядком в доме и его личными вещами следила пожилая экономка. Всё свое архитектор уделял стройке, а домой приходил только ночевать.
Дом был достаточно большим, но хозяин занимал одну комнату. Гауди был одинок, у него никогда не было домашних питомцев, женщины его тоже не интересовали.
Они утверждали, что его работы лишены всякого смысла.
Однако необычное искусство полюбили купцы и богатая знать. Эти люди заказывали у мастера строительство домов, не жалея средств. Главным условием было, чтобы архитектура не повторялась.
По этой причине все творения Гауди – настоящие шедевры, в каждом из которых автор раскрывал себя по-новому. Сегодня эти дома стали главными достопримечательностями Барселоны.
Гениальные здания Антонио Гауди очень функциональны. В причудливых домах жизненное пространство было гармонизировано. Великий мастер умел создавать красоту, где каждая волна на крыше, каждый пузатый балкон незаметно улучшали качество бытия. Однако его творчество всегда было поводом для споров о вкусах, стилях и направлениях.
Исторические факты
В конце XIX столетия промышленник Эусеби Гуэль из Каталонии приехал из Англии в Барселону. Он хотел на территории Мунтанер де Дальт построить город-сад для представителей буржуазного класса Каталонии. Проект Гуэль заказал архитектору Гауди. Всего планировалось возвести 60 зданий, окруженных зеленью и обеспеченных необходимой инфраструктурой.
Однако из всех замыслов реализовать удалось только два дома: особняк доктора Триас и Доменека и четырехэтажный дом-музей Гауди.
Дизайн архитектора Франсеска Беренгера, который был одобрен маэстро, воплотил в жизнь подрядчик Хосеп Казановас в период с 1903 по 1905 годы.
Объявление о продаже дома долгое время не давало результатов. В 1906 году здание приобретает Гауди. Легендарный архитектор жил в этом доме около 20 лет – с 1906 до 1925 годы.
В 1926 году дом был продан итальянскому купцу Френсису Ариетти и его супруге. Экспозиция, состоящая из коллекции мебели и других предметов авторства Антонио Гауди, была открыта в сентябре 1963 года. Возможным это стало благодаря Обществу друзей Гауди, которые организовали кампанию по приобретению дома у наследников итальянской четы.
Краткая биография Антонио Гауди:
Антонио Гауди родился в Таррагоне в 1852 году, в портовом городе на северо-востоке Испании. Гауди — каталонский архитектор и величайший представитель каталонского модернизма. В отличие от других архитекторов своего поколения, Антонио — создатель одних из самых красивых сооружений Барселоны, которые привели его к мировой известности.
Революционные идеи Антонио Гауди изменили мир модернизма и архитектуру в целом. Он проектировал яркие, оригинальные и инновационные здания, вдохновляясь в основном природой.
Антонио Гауди встретил Эусеби Гуэля, который впоследствии стал его главным спонсором и хорошим другом, во время участия в Парижской всемирной выставке 1878 года.
Благодаря Гуэлю Антонио Гауди получил заказ на реализацию важных проектов в Барселоне, включая Sagrada Família и Park Güell, которые считаются его великими работами. Он также разработал La Pedrera, Casa Batlló, Casa Vicens, Casa Calvet или уличные фонари в Plaça Reial.
Чтобы увидеть в Барселоне самые крутые места и сделать лучшие фотографии, почитайте нашу статью про ТОП-16 мест в Барселоне. Если вы ищите жилье, то выберите отель со скидкой до 60% тут. Бесплатная страховка на год — здесь.
История строительства дома для семьи Мила
Проект «Каменоломни» был запущен в строительство ещё в 1906 году. На тот момент Гауди Антонио уже был известен своим нестандартным видением формы и устройства жилых домов, церквей и других городских построек.
У архитектора были плотные дружеские отношения с влиятельным светским бизнесменом Эусеби Гуэлем. Частное владение последнего вместе с парковой зоной было спроектировано и построено самим маэстро. Эусеби с гордостью демонстрировал гостям свои владения или сделанные на частной территории фото.
Фото: Vasile Cotovanu / Flickr.comЗнаменитая терраса
С необычным заказом обратилась к проектировщику известная светская семья. Пара славилась в городе как любители кутежа, дорогого шопинга и недвижимого имущества. Люди совершенно не считали денег и не ограничивали своих желаний.
Будущий хозяин дома Пере Мила сам был задействован в сфере строительства. Его жена, Росарио Сегимона, слыла очень состоятельной женщиной, получившей немалое наследство после усопшего ранее мужа. Мила обожал баловать жену и исполнять все её капризы. Супруги пожелали стать владельцами настоящего шедевра, который будет заметно отличаться от уже построенных в Барселоне домов под авторством Гауди.
Заказчик выкупил 1 тыс. квадратов городского участка и снёс все здания, возведённые на нём ранее. Таким образом, архитектору была предоставлена полная свобода для воплощения фантазии.
Автору нужно было разработать уникальный по своей архитектуре и внутреннему дизайну проект. Застройщики вставляли самые высокие требования. Фото чертежей можно найти в архивах современного города.
Благодаря способности полностью абстрагироваться от реальной жизни и форм, Антонио в краткие сроки предоставил чертежи для будущего дома Мила. Гениальность мастера позволила выполнить проект, в котором отсутствовала всякая симметрия.
Роль несущей конструкции была отведена только колоннам. Согласно задумке, стационарные стены в здании просто отсутствовали. Разработка предусматривала наличие железных конструкций, которые станут основанием для каменных декоративных стен.
Поскольку устройства со стенами могли двигаться, то такие перегородки назвали «плывущими». Это было сделано для того, чтобы Мила смог сдавать в аренду квартиры будущего дома. Ставку сделали на максимально комфортную планировку, которую можно устроить индивидуально для каждой квартиры. Стены можно было двигать, чем создавался оригинальный дизайн каждой комнаты.
Архитектор вложил много сил в разработку проекта. С каждым строительным этапом он добавлял всё новые элементы в чертежи с целью максимально усовершенствовать заказ. Для дома Мила были отброшены в сторону все существующие шаблоны.
Целью было приблизить человека к сути самой природы. Но семейная пара Мила постоянно торопила мастера со сроками сдачи объекта. Это нарушало все планы расчётливого мастера. Поэтому возникало много спорных ситуаций между Гауди и бизнесменом Каталонии.