Антонио гауди

Что делает архитектуру Барселоны такой отличительной?

Смелый, нахальный, красочный, особенный, гармоничный, разнообразный и уникальный — вот лишь несколько прилагательных, которые приходят на ум при описании архитектуры Барселоны. В Барселоне успешно сочетается старое и новое так, что от красоты этого города просто захватывает дух. Нет ничего приятнее, чем гулять по улицам Барселоны и впитывать атмосферу, создаваемую архитектурой. Примеры традиционной каталонской готической архитектуры такие, как церковь Iglesia de Pi, представляют собой сдержанный и стоический стиль, но всего в 5 минутах ходьбы находится кафедральный собор Барселоны с красивыми арками и фасадом. Проехав немного на метро, можно увидеть знаменитую базилику Sagrada Família, тянущуюся к небу и представляющую четыре разных архитектурных стиля на каждой из своих сторон.

Архитекторы часто хвалят планировку Барселоны. Прогуливаясь по городу, вы заметите, что углы у зданий скошены — это называется «срезанная кромка». Это значит, что на перекрестках более просторно, и на углах улиц есть место для террас. Это дает Барселоне атмосферу дружелюбия и общности.

Архитекторы и городские планировщики также хвалят Avenida Diagonal в Барселоне. Это широкая улица, идущая по диагонали через центр города. В своем время эта улица была оригинальным решением городской планировки.

Центральную часть Барселоны можно разделить на три основных части. Старый город или Barri Gòtic (Готический квартал), с которого и началась сама Барселона. Этот район характеризуется извилистыми старыми улочками и высокими старыми темными зданиями. Район Raval, который расширял оригинальный старый город, и, наконец, Eixample — район похожий на большую упорядоченную «решетку», пристроенный к старому городу. У каждого района есть свой уникальный и отличительный характер. Чтобы подробнее узнать про районы Барселоны, читайте наши статьи, посвященные районам Барселоны

Как появились сады Can Artigas

Сады Гауди Кан Артигас появились в местечке благодаря Гауди и по воле случая. В 1905 году Гауди был выписан в Кастельяр де Нук своим покровителем меценатом Эусеби Гуэлем, у которого здесь располагался завод по производству цемента. Гауди назначили главным для постройки «Chalet de Catllaras», предполагающейся колонии для инженеров, поставлявших на завод уголь. При этом Гауди должен был жить в соседнем городке у Жоана Артигаса. Мастер был очень благодарен давшему ему приют, и в благодарность воплотил в жизнь Сады Can Artigas.

Увлечение Гауди своим новым детищем был настолько сильным, что он прислал для постройки садов тех же мастеров, что воплотили его идеи барселонского Парка Гуэль.

БИЛЕТЫ В САГРАДА ФАМИЛИЯ

33.80€

33.80€

43.80€

94.00€

Экспонаты, внутренняя обстановка

В музее представлены предметы быта, принадлежавшие Гауди:

  • коллекция полотен Миро и Пикассо;
  • мебель;
  • предметы мебели, созданные мастером, но для других людей;
  • разработки и макеты;
  • документы и записи;
  • личные вещи.

В зале стоит обновленный бюст архитектора, выполненный из бронзы. Остальная часть помещения сохранена в том же виде, как и когда дом был выкуплен Обществом друзей архитектора.

На втором этаже есть комната, которая называется зал Гуэля-Жужоля-Беренгера. Свое название она получила в честь трех фигур, ставших ключевыми в жизни Антонио Гауди. Посетители могут осмотреть здесь экспонаты, которые связаны с этими людьми.

На третьем этаже расположена библиотека Энрике Касанеллес, которая специализируется не только на изучении жизни и творчества Антонио Гауди, но и эпохи, в которую жил великий архитектор. В библиотеке содержится коллекция из более 30 000 художественных каталогов и более 6 000 публикаций большого формата. Документация доступна для просмотра только по предварительной записи.

Из столовой «Бальо» ведет небольшая лестница в полуподвальное помещение. Там можно увидеть кладовку, которая является предшественником холодильника, в ней хранились продукты и напитки.

На последнем лестничном пролете есть маленькое помещение, служившее выгребной ямой. В нем была необходимость, потому что канализация появилась только к концу строительства. Сегодня в этой комнате находится архив, где собраны различные документы.

Некоторые экспонаты можно увидеть на временных выставках, которые организовываются в Национальном музее искусств Каталонии. В специальном магазине рядом с домом-музеем Гауди можно приобрести памятные сувениры, эксклюзивные изделия, открытки, подарки и книги, которые связаны с произведениями великого архитектора.

Примечательно, что в 2021 году музею исполняется 55 лет, но эти полвека нисколько не отразились на экспонатах: такое ощущение, что в стенах музея время остановилось.

Дом Мила

Это здание обтекаемых форм находится на пересечении бульвара Пассеч де Грасиа и улицы Карре де Провенса. Оно является полным воплощением криволейности в архитектуре, где буквально нет ни одного идеально прямого отрезка. Как говорил сам Гауди, в облике дома он передал изгибы волн, облаков, листьев и цветов. Неправильной формы оконные проемы, многочисленные колонны разной толщины, непрерывная извилистая полоса козырьков над окнами воплотили замысел автора. Здесь можно увидеть самые неожиданные формы каменных изваяний – результат нестандартных решений художника, который даже дымоходы облек в затейливую художественную оболочку. Шахты лифтов, установленных в доме, задекорированы зящными скульптурами. Гауди была проделана огромная проектная и созидательная работа над шедевром, который взят под охрану ЮНЕСКО как бесценный памятник.

Визитная карточка Барселоны

Среди наиболее запоминающихся достопримечательностей Барселоны каждый турист непременно назовет и архитектуру Гауди, ведь архитектор-новатор и его дома создали в городе необычную и очень притягательную атмосферу.

Архитектура ХХ века отличается простотой и лаконичностью. Сложная геометрия и обилие украшений уступили место незамысловатым формам. Простота должна была символизировать прогресс и уход от пережитков прошлого. Однако Гауди решил пойти своим собственным путём. Влияние на его творчество оказали входившая в моду неоготика и детские впечатления, связанные с морем и замками из песка, которые когда-то строил маленький Антонио. Гауди никогда не ставил перед собой цели стать новатором, изобрести нечто впечатляющее, поражающее воображение публики. Он считал, что лучшим творцом можно назвать только природу, а значит, и все архитектурные элементы необходимо брать у нее. Мастер избегал прямых линий, не любил стены и правильные геометрические формы.

Самыми известными проектами гениального архитектора называют:

  1. Храм Саграда Фамилья. Эта постройка хорошо знакома даже тем, кто никогда не бывал в Барселоне. Строительство храма ведется уже более сотни лет. По мнению экспертов, возведение Саграда Фамилья завершится только в 2026 году. Гауди был глубоко верующим человеком, ярым сторонником католической веры. Необычный храм должен был стать своеобразным выражением любви и преданности Всевышнему. Архитектор понимал, что при его жизни храм вряд ли будет достроен. Именно поэтому он постарался оставить как можно более подробный проект, спланировав не только внешний облик строения, но и указав элементы внутренней отделки.
  2. Дворец Гуэля. Проект жилого дома, в котором планировала поселиться семья текстильного магната, сделал Гауди знаменитым и востребованным. В здании 4 этажа и подвал. На плоской крыше находится терраса. В вытянутых элементах постройки нетрудно разглядеть приверженность мастера неоготической архитектуре. У оказавшегося внутри человека может возникнуть впечатление, что он попал в средневековый замок или готический храм. Однако иллюзия рассеивается после того, как гость замечает элементы, не характерные для готики, например, параболические арки.
  3. Дом Мила. Это ещё один менее известный, но легко узнаваемый шедевр Гауди, то, что творил архитектор, и его волшебные дома зачастую кажутся непригодными для проживания. Однако первое впечатление обманчиво. Новаторство дома Мила заключено не только во внешнем облике постройки. Архитектор спланировал это здание таким образом, что установка искусственных кондиционеров ему не требуется благодаря системе естественной вентиляции. У дома есть 3 внутренних дворика и подземный гараж. Нелюбивший стены Гауди позаботился о том, чтобы перегородки в каждой квартире были мобильными, и жильцы могли бы передвигать их по своему усмотрению.
  4. Дом Висенс. Первая самостоятельная работа Гауди свидетельствует о том, что архитектор любил ни одну неоготику и морские пейзажи. Яркие разноцветные плитки на фасаде постройки ассоциируют её с пестрыми марокканскими домами. Мастер пошел на смелый эксперимент, соединив персидский, византийский и мавританский стили.

Испания – это не только фламенко и коррида. Незабываемое впечатление способна оказать, в первую очередь, и архитектура Гауди, архитектор и его дома избавили облик Барселоны от скуки и однообразия. Великий мастер первой половины ХХ века заставил своих поклонников поверить в то, что готика способна быть нежной, а не угрожающей.

Из истории возникновения Парка Гуэля

История этого парка начинается с того момента, когда Эусеби Гуэль приобрел 15 га земли на окраине Барселоны. Естественно, он преследовал личные (корыстные) цели, намереваясь продать отдельные участки состоятельным барселонцам для последующей застройки частными домами. Однако дело не пошло, ведь в то время данная территория находилась слишком далеко от центральной части города, как говорится, в «непрестижном районе». Но это не смутило г-на Гуэля, и он стал активно осваивать местность, в том числе построил образец особняка для привлечения потенциальных покупателей.

Позже дом Гуэля был передан муниципальной школе, дом Гауди стал одноименным музеем, а семья адвоката до сих пор является собственником недвижимости, построенной в то время.

Эусеби Гуэль умер, а его наследники благополучно продали территорию парка мэрии города. С тех пор он стал достоянием общественности, а знаменитую скамейку ежегодно протирают мягкие места десятков тысяч туристов. Вот такая история парка, по праву являющегося настоящим художественным достоянием Барселоны.

Парк Гуэль на карте: где находится и как добраться

Эта достопримечательность Барселоны находится в северной части города, недалеко от станций метро Vallcarca и Lesseps, расположенных на третьей линии. Адрес главного входа в парк Гуэля: Carrer d’Olot 13. Попасть сюда можно несколькими способами:

  • на такси (самый дорогой вариант);
  • на туристическом автобусе (остановка носит название объекта);
  • на общественном автотранспорте – автобусами №92 или №24;
  • на метро. Однако от станции придется немного пройтись пешком (около 1,3 км), причем последние пару сотен метров – подниматься в довольно-таки крутую гору

На карте ниже мы представили два маршрута, которыми вы можете добраться от станций метро до Парка Гуэля.

План объекта

На данный момент площадь парка составляет чуть более 17 га. Обилие растительности и архитектурных памятников сделали это место идеальным для продолжительных прогулок. Ниже мы представили план-схему Парка Гуэля, которую вы также можете лицезреть на территории объекта.

Стоимость входа в Парк Гуэля

С каждым годом парк посещают тысячи туристов со всего мира, любят здесь отдыхать и сами испанцы. Бесплатный вход на территорию Парка Гуэля негативно сказался на загруженности этого объекта. Поэтому с 25 октября 2013 года решено сделать вход платным, причем только для туристов. Его стоимость составит:

  • 8 евро, если покупаете билет в кассе парка;
  • 7 евро – цена на билет, купленный через Интернет на сайте объекта
  • бесплатно – для детей до 6 лет;
  • €4.9 (онлайн) или €5.6 (на месте) – для детей от 7 до 12 лет или людей старше 65;

Если захотите заглянуть в музей Гауди, то придется выложить еще 5,5 евро (для несовершеннолетних – 4,5 евро). К слову, платным вход в музей был всегда. Актуализация цен на официальном сайте: http://www.casamuseugaudi.org/cm-eng/docs_serveis/informacio.php

О времени работы парка

Парк Гуэля можно посетить в любую пору года. Часы его работы зависят от посещаемости объекта: она закономерно повышается весной и летом, зимой же и осенью желающих посетить это место меньше, отсюда и такой режим работы.

Часы работы Парка Гуэля
Месяц и число Режим работы*
с 1 января по 28 марта 8:30 – 18:15 (пускают до 17:30)
с 29 марта по 3 мая 8:00 – 20:00 (пускают до 19:30)
с 4 мая по 6 сентября 8:00 – 21:30 (пускают до 21:00)
с 7 сентября по 24 октября 8:00 – 20:00 (пускают до 19:30)
с 25 октября по 31 декабря 8:30 – 18:15 (пускают до 17:30)

Парк Гуэля в Барселоне – удивительное место, которое в обязательном порядке стоит увидеть своими глазами, хотя бы раз. И пусть вас не смущает обилие туристов и жара. Воспоминания об одном из величайших творений Гауди останутся с вами на всю жизнь!

Строительство после гибели незаурядного гения

В 30-х годах прошлого века завершилось возведение колонн фасада Рождества.
Сложности в дальнейших работах были связаны с гражданской войной, ставшей причиной трудностей во всех сферах жизни.
Во время боевых действий сгорели чертежи Собора Гауди, оставшиеся от автора проекта.
С завершением войны работы по возведению неповторимой достопримечательности Барселоны возобновились, но уже без Суграньеса, который скончался 1938 году.
Значительных успехов по строительству Собора Гауди в Барселоне удалось добиться в 1952 году. В итоговом виде предстали лестница и подсветка.
Близилось завершение работ по фасаду Рождества, планировалось бросить все силы на фасад Страстей

Сложно переоценить важность окончания работ над криптой.
Возведение башни фасада Страстей завершилось в 1977 году. В целях украшения Собора Гауди было решено использовать многочисленные витражи и скульптуры

Идеи для украшений связаны с тематикой Рождества Христова.
В настоящий момент Собор Гауди в Барселоне возводится в ускоренном темпе за счет привлечения большого числа сил и ресурсов.
Аспида и средокрестие предстали завершенными в 2010 году.
Следующая цель – построить 2 башни. Основная имеет высоту 170 метров. Башни, согласно замыслу, выполняются в честь Христа и Девы Марии.


Подсветка собора Святого Семейства

Красота и оригинальность крыши Palau Güell

Целиком оценить внешний вид всего Дворца Гуэля нельзя ни с одной точки, так улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла очень густо застроена. С центрального бульвара Ла Рамбла виднеется лишь крыша Дворца.

Чтобы удивить зрителей, находящихся на большом расстоянии от здания, Гауди сконструировал необычные башни-дымоходы. Благодаря им крыша превращается в сказочный мир. В своих более поздних работах архитектор также использовал эту технологию.

Palau Güell построен очень качественно, но при этом характерный почерк Гауди в нём не так заметен как в его других творениях. Он раскрывается для зрителя поэтапно, в процессе путешествия с первого этажа до самой крыши.

Гений Гауди не только упорядочивает пространство, но и предлагает увидеть «мировой порядок» с толикой католицизма. При этом погреб является символом ада, а крыша — рая. Просторная гостиная изображает слияние неба и земли. Символизм присутствует практически в каждой детали. Именно так Palau Güell представлялся в воображении архитектора.

Знакомство Гауди с Гуэлем

Эусебе Гуэль

Эусебе Гуэль

Наверняка многие слышали о необычном парке Гуэль в Барселоне? Так вот, называется этот парк в честь реального человека, покровителя архитектора и заказчика этого странного парка.

По одной из версий, Гуэль нашел Гауди на парижской выставке 1878 году, где архитектор в павильоне Испании  представил свой проект рабочего поселка Матаро. Поселок остался только на бумаге, но Гауди удалось взбудоражить общественность, которая увлекалась модным в Европе стилем Арт Нуово.

Другая версия рассказывает о том, что Гауди после получения диплома хватался за любую работу, чтобы заработать лишнюю копейку. Однажды ему пришлось заниматься оформлением магазина перчаток, где его и увидел Гуэль. Он попросил познакомить его с молодым человеком, задал несколько вопросов и пригласил архитектора к себе домой.

Это знакомство определило дальнейшую судьбу Антонио Гауди. Гуэль стал верным другом и меценатом, искренне ценившим творчество Гауди. Он  смог заработать достаточно денег на текстильной промышленности и понимал, что лучшее вложение денег — недвижимость. За исключением проекта парка Гуэля меценат всегда оказывался в плюсе. Поэтому он с удовольствием смотрел наброски, которые приносил Гауди и успешно конвертировал их в долгосрочные проекты.

Эусебио Гуэль стал для великого мастера не только самым главным заказчиком и даже покровителем, но и хорошим, верным другом. Со дня их знакомства и на протяжении 35 лет, до самой кончины мецената, архитектор проектировал и создавал для семьи Гуэль великие творения, которые и сейчас можно увидеть в Барселоне. Великий Гауди создал все необходимое – от домашней утвари и предметов обихода, до шикарных особняков и парков отдыха с неповторимым изыском и игрой воображения, свойственной только самому мастеру.

Гуэль был текстильным магнатом и одним из богатейших людей в Каталонии и мог позволить себе заказать и олицетворить любую мечту, а Гауди, при этом, мог самовыражаться и творить без запретов и границ, не думая о расходах.

Сам Гуэль был очень образованным человеком, и, кроме всего прочего, их с Гауди сближала любовь к искусству и общий интерес к поэту Вердагеру, который создал великий шедевр «Атлантида», ставший гимном прошлого католического патриотизма. Так же оба великих мастера своего дела были поистине патриотами своей родины  и их общие политические взгляды нашли свое отражение в некоторых архитектурных постройках. Одним из таких олицетворений внутреннего духовного мира Гауди и Гуэля является дворец в Барселоне, который и сейчас не перестает радовать посетителей своим грациозным и неповторимым видом.

Парк Гуэль

Парк Гуэль

Гауди отзывался о Гуэле, как о джентльмене и сеньоре, с высокими манерами и необыкновенно чувственном человеке, который не хвастает своим состоянием, а очень мудро им распоряжается. Архитектор так же очень ценил в своем попечители и то, что он не ограничивал его в финансовых вопросах во время работ, и он имел возможность спокойно ваять свои произведения архитектурного искусства из дорогих материалов – мрамора, драгоценные камни и другие дорогостоящие материалы. Лишь секретарь Гуэля – Раймон Кампамар, всегда с легким недоверием относился к необдуманным тратам своего господина, но это были лишь его личные опасения.

Для семейства Гуэль Гауди выполнил много проектов, среди которых:

  • Павильоны и усадьбы в Педральбесе, недалеко от Барселоны;
  • Винные погреба в Гаррафе;
  • Часовни и интересные крипты Санта Колома де Сервельо;
  • Ошеломительной красоты парк Гуэля в Барселоне;
  • Ансамбль усадьбы Гуэля, созданный в 84-87 годах 19 столетия явился одной из отличительных построек мастера;
  • Также стоит отметить криволинейную скамью Зала ста колонн;
  • Дом Кальвет;
  • Монастырь св. Тересы;
  • Дом-музей архитектора;
  • И самое главное, и величественно творение – дело всей жизни великого мастера — собор Саграду Фамилия, который является символом Барселоны.

Рынок Santa Caterina работы EMBT

Рынок Santa Caterina работы EMBT

Это здание продуктового рынка возле кафедрального собора Барселоны. Это интересное сооружение, которое вызвало много противоречий сразу после постройки. Однако люди со временем его полюбили. Как и часто бывает с архитектурой, здания, вызывающие наибольшие противоречия, со временем становятся самыми успешными и легендарными.

Единственное, что мне не нравится в этом сооружении, это ощущение, что оно подходит скорее для открыток, а не практичностью не отличается. Самую отличительную черту здания, цветную мозаику на крыше, не видно с земли. Однако складки крыши позволяют увидеть мельком характерный рисунок.

Метро: Jaume 1 (Желтая ветка, L4)

Дом Фигерас — Casa Figueras

Стиль архитектуры Гауди никого не оставляет равнодушным. В 1990 году был построен неоготический дворец — Дом Фигерас.

Здание имеет вертикальную ориентацию, хотя его высота составляет всего 33м. Такого эффекта архитектор достиг, расположив блоки дома с увеличивающейся высотой соответственно.

Высота подвала- 3 метра, первого этажа – 5 метров, бельэтажа – 6 метров. Таким образом создается впечатление стремительного движения вверх.

Вдоль древней дороги, ведущей к зданию, Гауди соорудил наклонные колонны. Такой же прием он использует в парке Гуэль.

Дом был открыт для посещения в 2013 году. Хозяева собирают средства на реконструкцию дома.

Оформление и внутренние территории парка Гауди

Мощное впечатление оказывает центральный вход парка Гауди. Необыкновенные живописные домики создают ощущение сказки. По замыслу правый павильон был предназначен для привратника, а павильон с пинаклем, с левой стороны — для администрации Парка Гуэль.

После входа в центральные ворота Парка Гуэль, посещающему раскрывается парадная лестница с фонтанами. Вид у нее достаточно грандиозный и она очень напоминает лестницу из королевского дворца. Нижние пролеты поделены зеленой клумбой. Когда взбираемся по ней, нам встречается восхитительный дракон с чешуёй из изразцов и мозаики, исполненный в стиле арт нуво. Дракон еще присутствует и в прочих работах Гауди.

Изогнутая скамейка

Сложно не заметить длинную изогнутую скамейку на верхней террасе Парка Гуэля, созданную в виде длинного морского змея. Для воплощения в жизнь данного шедевра Гауди привлек к проекту своего наиболее талантливого ученика Жузепа Жужоля

Можно акцентировать внимание, что профиль скамьи вторит форме тела человека, потому как при сооружении Гауди сделал слепок спины рабочего, усадив его в сырой материал

«Храм ста колонн»

Продвигаясь дальше, мы видим змею, присмотревшись к которой, можно заметить флаг Каталонии. Громадная голова слагается из желтых и красных полос. И та, и другая рептилии устроились поближе к воде.

Минуя дракона и змею, мы оказываемся в «храме ста колонн». Если посчитать, то можно отметить, что по сути их – 86 и совершенно не у всех одни и те же размеры. И вот так, Гауди играет с пространством, превращая центральное место Парка Гуэль в напоминающее античный греческий город. Архитектор просчитывал наибольшую функциональность любой детали.

Аллеи и «птичьи гнезда»

Из центра парка Гауди к его границам проложено большое количество разных тропинок и крупных широких дорог, которые понемногу переходят в аллеи для променадов. Для их сооружения Гауди применял лишь здешние виды камней, потому как у них был достаточно необыкновенный вид. За это камни нарекли «птичьими гнездами».

Занимаясь проектом дорог и улиц Парка Гуэля, Гауди постарался не изменять естественный рельеф. В результате возникло множество наклонных колонн, и двухуровневых променадных галерей, словно вырастающих из земли.

Развивая тему сохранения здешнего рельефа, Гауди прокладывает туннели и красочные повороты. Ряд их смотрится в такой степени естественно, что напоминает входы в пещеры, сотворенные самой природой. Невзирая на то, что данные постройки смотрятся достаточно хрупкими, по сути, они невероятно прочные и не требуют реставрации и через 100 лет.

БИЛЕТЫ В САГРАДА ФАМИЛИЯ

33.80€

33.80€

43.80€

94.00€

Парк Гауди раскинулся в невероятно лучезарном районе города. И искусственные пещеры, и «зал ста колонн», в свой черед, превратились в прекрасное укрытие от нещадного солнца. Утомившись от палящих лучей и жары, все время возможно чуть отдохнуть в тени. Гауди постоянно думал о людях, которые будут приходить в Парк Гуэля, потому даже в данных укрытиях есть скамейки для отдыха.


В парке Гуэля

Во всех сооружениях Парка Гуэля отлично просматривается почерк Гауди с его видением природы. Уникальное соединение практичности и индивидуальной фантазии архитектора превратили это место в выдающийся памятник гениальности человеческой мысли. Факт сохранения окружающей среды при возведении Парка Гуэля выступает примером и сегодня.

Дом Висенс

Его смело можно назвать главным украшением довольно серого фабрично-заводского района Барселоны – Грасиа по адресу: Carrer de les Carolines, 18-24. Как яркий самоцвет среди невзрачных собратьев, дом Висенс «озаряет» окрестности цветной мозаичной отделкой стен. Даже не зная, кто такой Висент, можно догадаться о его производстве, потому что декоративные узоры фасада «сотканы из керамической плитки». Винсент владел кирпичным заводом и цехом по изготовлению отделочной плитки. Именно этими традиционными материалами воспользовался Гауди и создал свое первое архитектурное произведение искусства как дипломированный специалист, снабдив его (дом) чудесным садом с фонтаном. До нашего времени он (сад) не сохранился, а дом продолжает радовать своей красочной композицией. Внутрь разрешено попасть только 22 мая, в день Святой Риты, но уже большое счастье увидеть шедевр Гауди снаружи. Все архитектурные творения испанского гения входят в список мирового наследия и взяты под охрану ЮНЕСКО.

Истоки собственного стиля архитектора

В западной Европе в тот момент царила неоготика. В юности Гауди придерживался идей таких представителей неоготики, как французский архитектор Виолле-ле-Дюка (самый крупный в 19-м веке реставратор готических храмов, восстанавливавший, в частности, Собор Парижской Богоматери) и английский искусствовед Джон Рёскин, автор статьи «Декоративность – начало архитектуры», которая целиком совпадала с мыслями самого Гауди и в течение многих лет была кодексом его творчества. Однако в наибольшей мере он испытывал влияние каталонской готики, в которой интересным образом сочетались европейские и мавританские мотивы. Именно таким сочетанием проникнута архитектура Антонио Гауди.

Павильоны усадьбы Гуэль – Pavellons Güell

Этот заказ Антонио Гауди получил от известного графа Эусеби Гуэля. По заказу мецената, Гауди поручалось переделать большую часть парка, изменить ограду и ворота, а также построить новые павильоны и спроектировать конюшни с открытым манежем.

Во многом этот заказ определил лицо города на многие годы.

До этого никто не выполнял облицовку домов кусочками стекла и керамики неправильной формы. Это стало своего рода подчерком мастера. В дальнейшем он неоднократно использовал этот прием.

Сегодня мы можем увидеть лишь ту небольшую часть этого проекта, что уцелела. Это всего лишь въездная часть с воротами.

Сами ворота украшает величественный дракон, который раньше двигался, когда ворота открывались. Это вызывало изумление, а иногда и испуг у прохожих. По замыслу автора дракон охранял сад с золотыми яблоками, которые давали человеку вечную молодость и жизнь.

Дом Бальо (Каса Бальо, Casa Battlo)

Этот шедевр Гауди — яркий пример того, как можно сделать из обычного жилого дома яркую достопримечательность Барселоны на все времена. А ведь история одного из самых знаменитых барселонских зданий начиналась весьма прозаично. Богатый человек, промышленник по имени Жозеп Бальо в 1904 году принял решение изменить облик одного из своих домов, считая его не слишком презентабельным для уровня собственной персоны. Реконструкцию поручил уже известному на то время по проекту парка Гуэля Антонио Гауди. Прошло всего 4 года, и в Барселоне появился дом, наполненный символами и архитектурными аллегориями. Балконы из костей и черепов – это жертвы дракона. Чешуя на крыше – сам дракон. А крест, вонзившийся в поверженное чудовище, – меч святого Георгия. Во всем этом, прежде всего, воплощена вечная библейская тема победы Бога над дьяволом, добра над злом. А для многих каталонцев это еще и аллегория победы Каталонии над Кастилией. Для мастера работа над Домом Бальо оказалась в каком-то смысле архитектурным дебютом, где он впервые продемонстрировал тот самый исключительный стиль «а-ля Гауди», отличающийся пластикой форм и отсутствием прямых углов, которые так не любил маэстро.

Сам дом, при всей своей причудливости и готичности, наполнен домашним уютом. Комнаты, коридоры, балкончики, лесенки – вся атмосфера дома мягко окутывает посетителей и бережно сопровождает все выше и выше, с каждым новым поворотом, с каждой комнатой покоряя очарованием этого места. Поднявшись по изогнутой, словно спина дракона, лестнице, вы оказываетесь в подводном царстве глубиной в пять этажей – эффект достигается благодаря особой голубой мозаике, которой выложены стены, и плавным изгибам. Лифт не бутафорский. И когда, наконец, появляется возможность задуматься о том, где же ты сейчас, понимаешь, что потерялся во времени и не хочешь уходить отсюда. Даже толпы туристов не могут помешать почувствовать и «услышать» это гениальное творение.

Как добраться до Дома Бальо

Достопримечательность находится практически в центре Барселоны по вдресу: Passeig de Gracia, 43. Ближайшая станция метро — Passeig de Gracia (линии L2, L3, L4).

Режим работы — 365 дней в году, с 9:00 до 21:00 (последний вход в 20:00).
6 июня и 30 сентября дом-музей Бальо закрывается в 20:00, 8 июня — в 19:30.

Билеты в Дом Бальо можно приобрести на официальном сайте музея.

С недавних пор Дом Бальо в Барселоне предлагает туристам уникальную экскурсию — Magic Nights. За 39 евро вы сможете насладиться музыкальным вечером на крыше уникальной достопримечательности Барселоны. Красивая живая музыка, яркие огни ночной Барселоны, дом, который построил Гауди – это сказка!

Парк Гуэля сегодня

Все три жилых дома на территории парка Гуэля (см. выше) можно видеть и сегодня. В доме Триасу-и-Доменека живут его потомки, в доме Гуэля ныне функционирует городская школа, а в бывшем особняке Гауди организован его дом-музей.

Парк Гуэля ошеломляет безбрежной фантазией своего создателя уже со входа. Посетителей встречают два знаменитых «пряничных» домика, облицованных битой керамикой «трекандис». Меньший из них, с крестом на башенке, предназначался администрации парка, а больший – привратнику. Оба домика больше походят на скульптуру, чем на строение. На стенах обоих находится по два медальона со стилизованными словами Park (слово написано на английский лад как дань прототипу) и Güell.

Пряничный домик привратника сохранён как образец, а в другом ныне действует двухэтажный сувенирный магазин. Металлический узор на входных воротах парка в форме раскрытого подсолнуха повторяет фрагмент орнамента ворот другой постройки Гауди в Барселоне – дома Висенса.

За воротами расположена небольшая площадь, с которой начинается парадная лестница. Она декорирована фонтанами и огромной мозаичной саламандрой – символом огня и любимым земноводным Гауди. Первоначально саламандра выглядела более устрашающе, но её когти и зубы сточились от прикосновений миллионов туристических рук.

Выше саламандры установлен мистический священный камень омфалос – символ центра мироздания. На средней площадке лестницы изображён медальон из мозаики с каталонским флагом и змеиной головой.

Лестница ведёт в «Зал ста колонн», предназначавшийся под рынок будущего жилого комплекса. Верхнюю террасу зала огибает самая длинная на планете 110-метровая скамья в форме морского змея. Она декорирована изумительными коллажами из дешёвых строительных отходов – осколков керамических образцов, щебёнки и битого стекла. Эти отходы собирались и с других строек, которыми в тот период был занят Гауди. Автор коллажей – талантливый ученик архитектора Жузеп Жужоль. В затейливых орнаментах предвосхищены сюрреалистические и абстракционистские мотивы, развившиеся спустя десятилетия.

Скамья не только самая длинная, но и самая удобная, и это не случайно. При её постройке Гауди усаживал на непросохшую глину раздевшегося рабочего, и получал отпечаток естественного изгиба спины. На этой террасе предполагалось устраивать театрализованные представления.

Под верхней террасой лестницы расположен «Зал ста колонн», естественно вписанный в склон холма. Волнообразный потолок зала, поддерживаемый 86 колоннами, украшен массивными декорированными мозаикой медальонами и плафонами, которые видятся выпуклыми. Сейчас в этом зале с отличной акустикой часто проходят концерты. Внутри колонн зала скрыты трубы системы ливневой канализации, для которых верхняя скамья являлась гигантским жёлобом для сбора дождевой воды.

Тропинки от зала ведут к прогулочным аллеям вдоль склонов холма, называемых «Птичьими гнёздами». Спрятаться от летнего барселонского зноя и отдохнуть можно на скамейках в искусственных пещерах и в двухуровневых прогулочных галереях.

Действующий с 1963 г. Casa Museu Gaudí представляет собой двухэтажный розово–оранжевый особняк со шпилем, справа от главного входа. Дом, в котором Гауди жил 20 лет, обставлен мебелью начала XX в., изготовленной самим мастером. Она была перенесена в музей из двух других широко известных творений Гауди – домов Бальо и Мила. Вход в дом-музей Гауди стоит 5,5 EUR.

Нынешний парк Гуэля разделён на две зоны, отмеченные на карте парка зелёным и жёлтым цветами. Вход в зелёную парковую зону свободный, а для посещения жёлтой с архитектурными объектами, созданными Гауди, следует приобрести билет. Платная часть огорожена лентами. В принципе её объекты издали можно видеть с бесплатной зоны, но вряд ли это тот случай, когда следует экономить. «Птичьи гнёзда» входят в бесплатную зону парка.

Посещение парка Гуэля переполняет туристов эмоциями. Не рекомендуется пытаться втиснуть их в час-другой: ведь каждая деталь парка вписана в общий контекст, и исполнена свойственного Гауди символизма.

Строительство Каса-Батльо (дома Бальо)

Хозяин этого доходного дома первоначально планировал снести его, а на освободившемся месте построить новый дом, но Антонио Гауди решил, что старый Дом Бальо достаточно просто перестроить, реконструировать.

Интересно, что хозяева дома обладали новаторскими взглядами на современное искусство, в т.ч. архитектуру. Они попросили Гауди создать из своего банального доходного дома нечто необычайное, дерзкое, вызывающее удивление.

Так была сохранена изначальная структура старого здания, не потребовалось разрушать стоящие рядом с ним дома. Антонио Гауди просто создал проекты двух фасадов Дома Бальо: один выходил на бульвар, другой – во внутреннюю сторону квартала.

Гауди сделал перепланировку нижнего этажа, построил обширный подвал, мансарду, сконструировал новую мебель. На крыше дома Бальо появилась оригинальная терраса со ступеньками.

Отличная задумка – постройка заднего дворика, в результате чего стало гораздо лучше освещение дома днём. Эту идею Гауди в дальнейшем применял и при проектировании и возведении иных своих зданий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector