Современное-административно территориальное деление россии

Содержание:

Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации

Республики Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия
Края Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский
Области Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская
Города федерального значения Москва Санкт-Петербург Севастополь
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский — Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Изменения, внесенные в административное деление РСФСР

Изменения, внесённые в административное деление РСФСР за время существования Российской Федерации:

  • все автономные советские социалистические республики (АССР) и автономные области (кроме Еврейской) стали республиками в составе Российской Федерации
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чечню и Ингушетию
  • выделено 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)
  • были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую
  • Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, Еврейская автономная область вышла из состава Хабаровского края
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области
  • Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край

Административно-территориальное устройство России

Среди субъектов Федерации  выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России  все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности.  В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев ( до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область,  2 города федерального значения  – Москва и Санкт-Петербург.

Субъекты Российской Федерации

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет  России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными. Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ,  который дает название данному субъекту  федерации — титульный народ. Правильно разработанное административно-территориальное деление страны – залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Города федерального значения (3)

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.

Сибирь

Городское население около 60%.

В силу протяженности региона и отсутствии постоянных товаро-потоков, у региона нет единого центра.
Постоянные товаро-потоки: Москва — Тюмень — Омск, Ханты-Мансийск — Салехард, Москва — Новосибирск-Кемерово, Томск, Горно-Алтайск. Пожалуй, не стоит ожидать большого валового товарооборота в регионе. Государственные инвестиции в регион не значительны. Большинство бюджето-образующих отраслей прямо, или косвенно, ориентированы на добычу и транспортировку газа и нефти. Отсюда, реинвестирование прибыли на добычу, и отнюдь не на социальную сферу

Стандартизация и классификаторы

Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.

GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:

  • соблюдение гарантий местного самоуправления;
  • повышение эффективности управления;
  • обеспечение благоприятного развития территории;
  • учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
  • ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.

Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:

  • Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
  • Города районного значения.
  • Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
  • Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
  • Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
  • Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.

Областные автономии

Автономии Российской Демократической Федеративной Республики

Основополагающей основой государства является представительная демократия и федерация как национальных, так и территориальных автономных областей. Областные автономии имеют собственные органы самоуправления, включая парламент — Сейм и главу автономии — Генерал-губернатора. Генерал-губернаторы имеют право «давать руководящие указания всем органам местного управления», теперь они могли приостанавливать или даже отменять решения местной представительной власти, если таковые будут явно «представлять опасность в отношении общественного порядка и спокойствия». В настоящий момент в РДФР существует 21 областные автономии:

  1. Русская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Санкт-Петербург. Официальный язык — русский.
  2. Украинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Киев. Официальные языки — русский и украинский.
  3. Белорусская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Минск. Официальные языки — русский и белорусский.
  4. Молдовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кишинёв. Официальные языки — русский и румынский.
  5. Литовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Вильно. Официальные языки — русский и литовский.
  6. Лифляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Рига. Официальные языки — русский и латвийский
  7. Эстляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Ревель. Официальные языки — русский и эстонский.
  8. Крымская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Симферополь. Официальные языки — русский и крымско-татарский.
  9. Константинопольская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Константинополь. Официальные языки — русский и греческий.
  10. Донская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Новочеркасск. Официальный язык — русский.
  11. Кубанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Екатеринодар. Официальный язык — русский.
  12. Горская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Владикавказ. Официальный язык — русский.
  13. Грузинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Тифлис. Официальные языки — русский, грузинский, абхазский и осетинский.
  14. Понтийская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Трапезунд. Официальные языки — русский и греческий.
  15. Азербайджанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Баку. Официальные языки — русский и азербайджанский.
  16. Урало-Волжская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Казань. Официальные языки — русский, татарский и башкирский.
  17. Оренбургская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Оренбург. Официальный язык — русский.
  18. Алашская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Алма-Ата. Официальные языки — русский и казахский.
  19. Бурят-Монгольская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Иркутск. Официальные языки — русский, тувинский и бурят-монгольский.
  20. Забайкальская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Чита. Официальный язык — русский.
  21. Иесская — образована 15 июля 1942 года. Столица — Саппоро. Официальные языки — русский и японский.

Бывшие автономии

  1. Армянская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Эривань. Официальные языки — русский и армянский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Республики Армения.
  2. Туркестанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Самарканд. Официальные языки — русский, таджикский и киргизский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  3. Хивинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Хива. Официальные языки — русский и узбекский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  4. Бухарская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Бухара. Официальные языки — русский и узбекский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Туркестанской Федерации.
  5. Тувинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кызыл. Официальные языки — русский и тувинский. Ликвидирована 4 июля 1955 года в связи с образованием Тувинской республики.

Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ

РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело — двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.

1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.

2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).

3. У них имеется свой законодательный орган.

4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.

5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы — высшие должностные лица (президент — в республиках, губернатор — в областях, мэр — в городах федерального значения).

6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.

7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр — в областях, столица — в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.

Соотношение между административным и муниципальным устройством

В России применяется два вида территориального деления:

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
    • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского округа. На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.

По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов, 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов, 1295 посёлков городского типа.

Муниципальное устройство

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 7 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Политические аспекты федеративного устройства.

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

>

Объединение регионов

Основная статья: Объединение регионов России

7 марта проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря .

17 апреля проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского автономных округов к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января .

23 октября проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступает в силу 1 июля .

16 апреля проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области (предлагавшиеся названия Ангарский, Приангарский или Прибайкальский край не утверждены). Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Присоединение вступает в силу 1 января .

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Юг

(Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)

Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.

Виды регионов, входящих в состав РФ.

Россия представляет ассиметричную федерацию. Это означает наличие субъектов с различными признаками. Настоящее время в нее входят 85 регионов.

Наиболее распространенным типом субъекта РФ является область. Ее можно назвать основным звеном нашей страны. В настоящее время в составе нашей страны находятся 46 областей.

Следующим по распространенности субъектом является республика. Данный тип региона отличается наличием титульной национальности, которая исторически проживает на этих землях и обладает значительной численностью населения. В качестве других отличительных признаков республики стоит отметить наличие собственного языка и культурных традиций. В число российских регионов входят 22 республики.

Далее следуют края. Главным критерием, по которому их можно отличить от областей служит намного большая территория и более мощный экономический потенциал в сравнении с соседями. В ходе проходивших в предыдущем десятилетии территориальных реформ образовалось несколько новых краев, что произошло путем слияния некоторых областей с рядом автономных кругов (Пермский и Забайкальский края). Сегодня в России находятся 9 краев.

Автономные округа характеризуются наличием на их территории коренных народов сравнительно небольшой численности, которые занимаются традиционными занятиями (охота, оленеводство). Все они расположены в северной части страны. В настоящее время таких регионов 4.

Города федерального значения характеризуются тем, что сочетают в себе особенности правового статуса регионов и муниципальных образований. Причинами выделения таких субъектов может быть наличие военных, политических или культурных соображений. В составе России находятся 3 города федерального значения.

Осталось охарактеризовать последний тип региона, который представляет единственная в своем роде Еврейская автономная область. Она не имеет никакого исторического отношения к проживанию на ее территории этого народа. По своей природе она сравнима с другими, обычными областями, а под таким наименованием продолжила существовать после распада СССР.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

РСФСР

После создания РСФСР, на её территории начали появляться первые национальные образования — автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области (АО) и национальные (впоследствии — автономные) округа (НО). Первые АССР образовывались чаще всего из губерний с преимущественным национальным населением, в дальнейшем в АССР преобразовывались соответствующие АО. АО и НО образовывались из части территории с преимущественным национальным населением с сохранением «родительской» территории.

С 1923 года по 1929 год была проведена реформа по укрупнению регионов, в результате чего к 1930 году все губернии и области РСФСР были объединены в 7 краёв, 6 областей и 8 АССР, в состав краёв и областей также входили АО и НО.

Начиная с 1930 года начался обратный процесс — разукрупнение регионов. В итоге, к 1959 году на территории РСФСР сформировалось территориальное деление, просуществовавшее без учёта номенклатурных изменений до 1992 года.

В период существования РСФСР изменялся и её территориальный состав. Так, в 1924 году из РСФСР были выведены территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, в марте 1924 и декабре 1926 года части Витебской (с г. Витебском), Смоленской (с г. Оршей), Гомельской губернии (с г. Гомелем) губерний были переданы в состав Белорусской ССР, в 1936 году — Казахстана и Киргизии, в 1940 году была выведена Карело-Финская ССР, в 1944 году в состав Грузинской ССР были переданы ряд районов упразднённых Чечено-Ингушской АССР и Карачаевской автономной области, а в 1954 году в состав Украинской ССР был передан Крымский полуостров. В свою очередь, к РСФСР были присоединены территории Салла — Куусамо и часть полуострова Рыбачий из состава Финляндии (1940), в 1944 году в состав РСФСР вошла территория современной республики Тыва (была независимой Тувинской Народной Республикой), Карельский перешеек, который в 1940 году был уступлен Финляндией и включён в состав Карело-Финской ССР, также из состава Финляндии была включена территория Петсамо (включена в состав Мурманской области), из состава Латвийской ССР был передан Пыталовский район (ныне в составе Псковской области), в 1945 году в состав РСФСР вошли территории Калининградской области (была частью Германии), части Сахалинской области (Южный Сахалин и Курильские острова входившие в состав Японии), из состава Эстонской ССР были переданы Ивангород (вошёл в состав Ленинградской области) и Печоры (включены в состав Псковской области), в 1955 году Клухорский район был возвращён из состава Грузинской ССР, в 1956 году в состав РСФСР была возвращена Карелия, в 1957 году из состава Грузинской ССР (после реабилитации депортированных кавказских народов) были возвращены части Душетского района и Казбегского района.

3 февраля 1947 года частью РСФСР стал Сектор Янискоски — Нискакоски, до передачи СССР являвшийся частью Финляндии.

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

Области Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск
2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск
3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань
4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород
5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск
6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир
7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград
8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда
9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж
10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново
11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск
12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград
13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга
14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово
15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров
16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома
17 Курганская область 71 488 885 759 Курган
18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск
19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург
20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк
21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан
22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва
23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск
24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород
25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород
26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск
27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск
28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург
29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл
30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза
31 Псковская область 55 399 661 507 Псков
32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону
33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань
34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара
35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов
36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск
37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург
38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск
39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов
40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь
41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск
42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула
43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень
44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск
45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск
46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и область Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск
3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард
1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector