Сравнение образования в рф и других странах
Содержание:
- Субъекты РФ
- Сложное устройство
- Школьное образование при Петре I
- Школьная система XIX века в России
- 46 областей Российской Федерации
- Количество школьников
- Образование Российской Федерации
- «Система образования регионов России — детям»: федеральный общественный обзор
- Первые школы на Руси
- Основы конституционного строя
- Новое время, новая страна – Российская Федерация
- Годы основания городов России
- Русское царство
- Деление субъектов по федеральным округам
- Области
- Законодательная власть
Субъекты РФ
Субъектом называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах наряду с этим понятием используются такие, как штат, провинция.
Россия является ассиметричной федерацией, так как одни части имеют большую полноту прав, чем другие.
Юридический статус каждой части определен главным нормативным актом страны, там же отмечены отличия и схожие черты.
Субъекты РФ (для увеличения нажмите)
На текущий момент существуют расхождения относительно количества субъектов России на международном и российском уровне. Дело в том, что мировое сообщество не признало присоединение Крыма и Севастополя к территории РФ.
Таким образом, по российским данным в нашей стране насчитывается 85 субъектов, которые представляют собой административное деление, из них:
- двадцать две республики;
- девять краевых образований;
- сорок шесть областей;
- три города федерального значения;
- одна автономная область;
- четыре автономных округа.
В федеративном законе последовательность приведена именно в таком порядке, но она не отражает увеличение или уменьшение степени автономии, равно как это и не список по алфавиту. У каждого региона есть свой код и областной центр.
Сложное устройство
Российская Федерация — страна, состоящая из субъектов, обладающих равными правами. Такое положение было закреплено основным законом страны — Конституцией — в 1993 году. И сколько субъектов в РФ было на тот момент? 89. Федеративное устройство любой подобной страны довольно сложное — субъектами могут быть как республики и края, так и штаты, земли, области.
Самостоятельные территории, имеющие свои органы власти, добровольно на равных правах объединяются в союз. Унитарное государство характеризуется только административно-территориальным делением. Устройство федерации потому является более сложным, потому что оно связано как с взаимоотношением различных субъектов с федеральными властями, так и между собой.
Школьное образование при Петре I
Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:
- В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
- В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
- В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.
Школьная система XIX века в России
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
- Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
- Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
- Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
- Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
- Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
- Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
- Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
- Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
- Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
- Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.
46 областей Российской Федерации
Область – самая простая территориальная единица в России.
Юридический статус аналогичен краю, но в количественном показателе их больше всего в стране.
С начала 2000 годов в процессе укрупнения часть областей вошли в состав более крупных субъектов, но на сегодняшний день сохранилось два субъекта данного статуса, в рамках которых есть другие регионы. Планов по их объединению нет. Таблица выше отражает их полный перечень.
Области имеют сравнительно небольшие территории, особенно в центральной части России, где они преимущественно и представлены. В восточной части страны есть всего четыре: Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская.
Количество школьников
По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.
Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:
- экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
- вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.
В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.
Образование Российской Федерации
Раздел ОГЭ по истории: 3.2.1 Образование Российской Федерации как суверенного государства.
Российская Федерация (РСФСР) была крупнейшей республикой в составе СССР, однако до 1990 года какой-либо существенной самостоятельностью не обладала.
12 июня 1990 г. — принятие Верховным Советом РСФСР декларации о суверенитете. Основные положения декларации:
- Полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР.
- Верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР —*• действие актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается на всей территории.
- Полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах.
- РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, который устанавливается союзным договором и основанным на нём законодательством
День принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. В настоящее время 12 июня отмечают как День России.
17 марта 1991 г. был проведён всероссийский референдум, по итогам которого большинство населения РФ высказалось за сохранение СССР, а также был введён пост Президента РСФСР.
После поражения ГКЧП в августовском путче, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, переподчиняющих себе находящиеся на территории России союзные органы исполнительной власти, союзную армию, милицию, КГБ СССР. Ельцин переподчиняет себе, то есть переводит под юрисдикцию России множество союзных отраслей, министерств и ведомств.
Исполнительно-распорядительные органы Советов — исполкомы стали упраздняться, вместо них стали создаваться администрации. Председателей исполкомов заменили главами администраций. Усиливалась исполнительная ветвь власти. До конца 1991 года новая система власти была введена во всех регионах РСФСР.
1 октября 1991 г. был представлен проект — «Стратегия России в переходный период» (известный ещё как «Меморандум Бурбулиса»). Его главной мыслью было превращение РСФСР в независимое государство, которое станет на международной арене единственным наследником Советского Союза.
8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии объявили о невозможности создания конфедеративного Союза Суверенных Государств и о прекращении существования СССР; было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).
12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение.
25 декабря 1991 г. Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор.
25 декабря 1991 г.— переименование РСФСР в Российскую Федерацию (РФ, Россия). Главная внутриполитическая задача российского руководства: оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада РФ.
26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР, но не предусмотренный Конституцией СССР), принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. После прекращения существования СССР 26 декабря 1991 Российская Федерация стала независимым государством и была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР.
31 марта 1992 г.— подписание в Москве Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти суверенных республик в составе РФ:
- подтверждение территориальной целостности РФ;
- провозглашение договорного принципа установления отношений между Федеральным центром и субъектами РФ.
В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным, которое в дальнейшем привело к политическому кризису в сентябре — октябре 1993 года.
Конспект урока по истории «Образование Российской Федерации». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по истории России
- Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории
«Система образования регионов России — детям»: федеральный общественный обзор
Руководствуясь задачей информирования широких кругов общественности о повышении роли региональных и муниципальных органов управления образованием в обеспечении доступности качественного образования для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями, обозначенной Президентом РФ В.В. Путиным в ходе Заседания президиума Государственного Совета 25 августа 2021 года по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования, ОИА «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России» на портале https://regioninformburo.ru/формируют Федеральный общественный обзор 2021/2022 «Система образования регионов России — детям» https://regioninformburo.ru/sistema-obrazovaniya-regionov-rossii-detyam-federalnyj-obshhestvennyj-obzor-2021-goda/
Целями данного бесплатного ресурса являются:
— Демонстрация перспективных направлений деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием и учебных заведений в вопросах реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования детей;
— Содействие органам исполнительной власти муниципальных районов, городских и сельских поселений в вопросах организации предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам;
— Сбор и распространение лучших профориентационных практик, а также поддержка организаций, реализующих профориентационную деятельность;
— Выявление образовательных учреждений на местах, в которых дети активно развивают творческое начало, учатся самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни;
— Освещение социально значимых конкурсов, акций и иных мероприятий, проводимых образовательными учреждениями и организациями на территориях всех видов муниципальных образований субъектов РФ. Форма бесплатной регистрации для размещения важных новостей, дополнительная информация
Участники формирования Федерального общественного обзора 2021/2022 «Система образования регионов России — детям»—федеральные, региональные и муниципальные государственные органы управления образованием, а также учебные учреждения, организации и предприятия всех видов муниципальных образований с учетом добавлений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район). Новостная информация о приоритетных направлениях развития учреждений системы образования субъектов РФ может размещаться бесплатно.
Первые школы на Руси
988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.
В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.
Основы конституционного строя
- Народовластие
Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
- Федерализм
- Социальное государство
Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
- Светское государство
В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
- Политическое и идеологическое многообразие
Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Новое время, новая страна – Российская Федерация
Распад Советского Союза нарушил мировую геополитику, это было беспрецедентное событие 21 века. Прекратила свое существование одна из сверхдержав.
Россия переживала тяжелые времена. Восстановить прежний баланс и ключевые показатели страна смогла только к 2014 году, когда Россия заняла свое место в многополярном мире.
Создание России как государства было закреплено федеральным договором 31 марта 1992 года. Он был подписан со всеми субъектами федерации, кроме Чечни и Татарстана, которые придерживались идеи независимости. И если чеченский вопрос был решен силовым путем, то с Татарстаном удалось все уладить дипломатически, таким образом избежать кровопролития и падения экономики в регионе и затрат на войну.
Новейшая история России условно делиться на три основных периода:
- формальное существование СССР и старой конституции, вооруженным конфликтам и штурм Белого дома;
- правление Б. Ельцина с 1993-1999 года, экономический упадок страны и начало войны в Чечне.
- правление Владимира Путина с 2000 года и по сей день, которое было разово прервано Д. Медведевым. За это время страна поднимается с колен, начинается развитие всех ее сфер, развивается экономика, Россия укрепляет свои позиции на международной арене.
Путин пришел к власти, когда страна утопала в колоссальном количестве проблем, но ему удалось решить ключевые вопросы и не только реформировать страну, но и получить высокую поддержку населения.
Годы основания городов России
В этом списке представлены годы первого упоминания городов России или же их основания. Годы взяты из страниц городов в Википедии и для дальнейшего удобства они расставлены на одной странице, как на ладони. Также для удобства все города представлены по алфавиту.
Годы основания городов России интересуют достаточно немалый круг людей. И вот они перед вами!
В списке участвуют: столицы регионов России, исторические города России, известные города России. По поводу исторических городов также спешу сообщить, что их большая часть учитывается по первым упоминаниям из литературных произведений, однако точная дата у таких городов остаётся неизвестной…
Абакан – 1931 г. Азов – 1067 г. Анадырь – 1889 г. Арзамас – 1552 г. Архангельск – 1584 г. Астрахань – 1334 г. Барнаул – 1730 г. Белгород – 1596 г. Белозерск – 862 г. Биробиджан – 1915 г. Благовещенск – 1653 г. Брянск – 985 г. Великий Новгород – 859 г. Великий Устюг – 1147 г. Верхотурье – 1597 г. Владивосток – 1860 г. Владикавказ – 1784 г. Владимир – 990 г. Волгоград – 1579 г. Вологда – 1147 г. Вольск – 1690 г. Воронеж – 1586 г. Выборг – 1293 г. Вязьма – 1239 г. Галич – 1159 г. Горно-Алтайск – 1824 г. Гороховец – 1168 г. Грозный – 1818 г. Дербент – IV тысячелетие до н.э. Дмитров – 1154 г. Екатеринбург – 1723 г. Елабуга – 1007 г. Елец – 1146 г. Енисейск – 1619 г. Зарайск – 1146 г. Иваново – 1561 г. Ижевск – 1760 г. Изборск – 862 г. Иркутск – 1661 г. Йошкар-Ола – 1584 г. Казань – 1005 г. Калининград – 1255 г. Калуга – 1371 г. Каргополь – 1146 г. Касимов – 1152 г. Кемерово – 1918 г. Кинешма – 1429 г. Киров – 1181 г. Коломна – 1177 г. Кострома – 1152 г. Крапивна – 1389 г. Краснодар – 1793 г. Красноярск – 1628 г. Курган – 1679 г. Курск – 1032 г. Кызыл – 1914 г. Кяхта – 1727 г. Липецк – 1703 г. Магадан – 1929 г. Махачкала – 1844 г. Майкоп – 1825 г. Москва – 1147 г. Мурманск – 1916 г. Муром – 862 г. Набережные Челны – 1626 г. Назрань – 1781 г. Нальчик – 1724 г. Нарьян-Мар – 1931 г. Нижний Новгород – 1221 г. Новгород – см. Великий Новгород Новосибирск – 1893 г. Омск – 1716 г. Оренбург – 1735 г. Орёл – 1566 г. Осташков – 1371 г. Пенза – 1663 г. Пермь – 1723 г. Петрозаводск – 1703 г. Петропавловск-Камчатский – 1740 г. Плёс – 1410 г. Псков – 903 г. Ростов Великий – 862 г. Ростов-на-Дону – 1749 г. Русса – см. Старая Русса Рязань – 1095 г. Самара – 1586 г. Санкт-Петербург – 1703 г. Саранск – 1641 г. Саратов – 1590 г. Смоленск – 863 г. Сольвычегодск – 1492 г. Ставрополь – 1777 г. Старая Ладога – 753 г. Старая Русса – 1167 г. Старочеркасская – 1593 г. Суздаль – 999 г. Сыктывкар – 1586 г. Таганрог – 1698 г. Тамбов – 1636 г. Тверь – 1135 г. Тольятти – 1737 г. Томск – 1604 г. Торжок – 1138 г. Торопец – 1074 г. Тотьма – 1137 г. Тула – 1146 г. Тутаев – 1419 г. Тюмень – 1586 г. Углич – 937 г. Улан-Удэ – 1666 г. Ульяновск – 1648 г. Устюг – см. Великий Устюг Уфа – 1574 г. Хабаровск – 1858 г. Чебоксары – 1469 г. Челябинск – 1736 г. Чистополь – 1781 г. Чита – 1653 г. Черкесск – 1825 г. Шуя – 1539 г. Элиста – 1865 г. Южно-Сахалинск – 1882 г. Якутск – 1632 г. Ярославль – 1010 г.
Русское царство
В истории России был период царствования. Длился он с 1547 года по 1721. Оно образовано на основе московского княжества.
Русские земли устали от внешних врагов, наступил тот период, когда нужен был новый вектор развития и новая форма управления, которая бы заключалась в центральном руководстве княжескими землями. Смелое и властное решение принято Иваном Грозным. Он собрал все уделы и в 1547 году объявил себя царем. Так было создано Российское царство. Новая форма государственности обеспечивала централизованное управление.
Иван Грозный
В Российском царстве было много царей, все они приложили много сил на благо отечества, но наибольшие заслуги все же принадлежат первому царю Ивану Грозному и последнему Петру I. Между правлениями этих двух великих людей целая эпоха, в ней было и возвышение государственности, и смутные времена, не обошлось и без воен. Но данный период был значимым для страны. Что касается Петра I, то его царствование – это период реформирования страны, которая изменилась до неузнаваемости. Именно он принял решение провести изменения и в управления страной, поскольку считал, что царство себя уже изжило. Поэтому Петр I провозглашает создание российской империи, а себя объявляет императором.
Деление субъектов по федеральным округам
Существуют и другие виды либо разделений, либо объединений, которым подвержены субъекты РФ. Так, все 85 субъектов поделены или объединены в федеральные и военные округа и экономические районы. Напрашивается вопрос о том, сколько федеральных округов в России и в каждом из них сколько субъектов федерации. В РФ все 85 субъектов объединены в 9 ФО. Центральный округ включил в себя 18 государственно-правовых образований (субъектов), Южный — 6 субъектов, Северо-Западный — 11, и Дальневосточный — 9.
Затем идут Сибирский (12) и Уральский (6), Приволжский (14), Северо-Кавказский (7) и Крымский (2) округа. Первоначально, в момент создания, их насчитывалось всего семь. Затем из Южного федерального округа в 2010 выделился Северо-Кавказский, а в 2014, как отмечалось выше, был образован Крымский. Федеральные округа были созданы по принципу военных округов и экономических районов, но не всегда с ними совпадают по количеству объединяемых субъектов. Цель создания — укрепление вертикали власти и обеспечение эффективности развития той или иной отрасли.
Области
В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.
Название |
Федеральный округ |
Столица |
Архангельская | Северо-Западный | Архангельск |
Астраханская | Южный | Астрахань |
Белгородская | Центральный | Белгород |
Брянская | Центральный | Брянск |
Владимирская | Центральный | Владимир |
Волгоградская | Южный | Волгоград |
Вологодская | Северо-Западный | Вологда |
Воронежская | Центральный | Воронеж |
Ивановская | Центральный | Иваново |
Иркутская | Сибирский | Иркутск |
Калининградская | Северо-Западный | Калининград |
Калужская | Центральный | Калуга |
Кемеровская | Сибирский | Кемерово |
Кировская | Приволжский | Киров |
Костромская | Центральный | Кострома |
Курганская | Уральский | Курган |
Курская | Центральный | Курск |
Ленинградская | Северо-Западный | Санкт-Петербург |
Липецкая | Центральный | Липецк |
Магаданская | Дальневосточный | Магадан |
Московская | Центральный | Москва |
Мурманская | Северо-Западный | Мурманск |
Нижегородская | Приволжский | Нижний Новгород |
Новгородская | Северо-Западный | Великий Новгород |
Новосибирская | Сибирский | Новосибирск |
Омская | Сибирский | Омск |
Оренбургская | Приволжский | Оренбург |
Орловская | Центральный | Орел |
Пензенская | Приволжский | Пенза |
Псковская | Северо-Западный | Псков |
Ростовская | Южный | Ростов |
Рязанская | Центральный | Рязань |
Самарская | Приволжский | Самара |
Саратовская | Приволжский | Саратов |
Сахалинская | Дальневосточный | Южно-Сахалинск |
Свердловская | Уральский | Екатеринбург |
Смоленская | Центральный | Смоленск |
Тамбовская | Центральный | Тамбов |
Тверская | Центральный | Тверь |
Томская | Сибирский | Томск |
Тульская | Центральный | Тула |
Тюменская | Уральский | Тюмень |
Ульяновская | Приволжский | Ульяновск |
Челябинская | Уральский | Челябинск |
Ярославская | Центральный | Ярославль |
Амурская | Дальневосточный | Благовещенск |
Итак, наша страна — это федерация. И все ее административно-территориальные единицы — субъекты РФ — равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.
Что такое федерация? Это добровольный союз отдельных государств, которые, войдя в объединение, становятся субъектами образованной федерации.
Если наша страна имеет подобное устройство, то сколько субъектов РФ? В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов федерации.
Законодательная власть
Федеральное Собрание
Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.
Порядок формирования Совета Федерации
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.
В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.
Порядок избрания Государственной Думы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).
С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.
Вопросы законодательства
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.