Музей прадо

Salas 65 y 64. En torno a 1815: guerra, historia y alegoría

Esta sala muestra obras realizadas durante las dos primeras décadas del siglo XIX, una época marcada en España por la crisis política y bélica derivada de la expansión napoleónica. Con ella se relacionan dos de las pinturas que han tenido más importancia a la hora de conformar el imaginario histórico español: las que describen los sucesos de los días 2 y 3 de mayo de 1808 en Madrid, en el marco de la llamada Guerra de la Independencia contra los franceses (1808-14). Estas fueron encargadas a Goya por el cardenal Luis María de Borbón, entonces regente, y pintadas entre junio y octubre de 1814. Los cuadros están pensados como un díptico, pues comparten tamaño, y se busca en ellos el contraste entre el día y la noche, entre el levantamiento popular y su represión. A su alrededor se exponen otras obras de Goya, que muestran a personajes relacionados con esa guerra, como Fernando VII o el general Palafox, famoso defensor de Zaragoza.

En este periodo, una parte importante del arte europeo se desarrolló en Roma, en contacto con las grandes colecciones de arte antiguo. Allí se establecieron los que fueran discípulos españoles de Jacques-Louis David, como José Aparicio y José de Madrazo, que cultivaron el retrato y el cuadro de historia según las directrices del Neoclasicismo internacional.

Коллекция Музея Прадо

Ни один музей в мире не может поспорить с Музеем Прадо в количестве произведений некоторых художников. Здесь хранится большее всего работ Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Тициана, Рубенса, Боско… Собранные в течение нескольких веков, они лишь в конце XX в. оказались в полной безопасности — на протяжении всего столетия музей испытывал проблемы с недостаточным финансированием, а после того, как начался туристический бум, еще и с площадью.

Ядро коллекции Музея Прадо составляют произведения из Королевской коллекции Габсбургов и Бурбонов, покровительствовавших искусству и художникам. Расширить и разнообразить собрание удалось за счет произведений из Музея Тринидад, с которым произошло слияние в 1872 году, когда Музей Прадо получил статус «национального». Добавил массу новинок и сменивший концепцию в 1971 году Музей современного искусства, из которого были переданы некоторые картины XIX столетия (по 1881 год — день рождения Пикассо, ставший линией раздела собраний). Огромен и список собственных приобретений — только фонд картин музей пополнил за счет покупок на 2300 экспонатов. Одним из самых дорогих приобретений стала картина «Мадонна с гранатом» кисти Фра Беато Анджелико — работа 1487 года стоила 18 миллионов долларов.

Не удивительно, что в собрании Музея Прадо наиболее широко представлена испанская живопись. Эта секция, составляя основу экспозиции, включает в себя 4900 предметов. Она демонстрирует развитие школы в хронологическом порядке — от XII века до начала XX столетия, от романских фресок до импрессионизма

Пожалуй, особое внимание привлекает уникальное собрание картин Франсиско Гойи — 130 полотен знаменитого мастера периода романтизма охватывают практически все периоды его творчества

Более тысячи полотен итальянской художественной школы наглядно говорят о ее влиянии на искусство в Испании. Франческо Траини, Мантенья, Боттичелли: творчество мастеров XIV — XV столетий открывает обширное собрание картин с Апеннинского полуострова. Тициан, Караваджо, Строцци, Тьеполо — перечисление фамилий всех художников из Италии, чьи полотна представлены в Музее Прадо, потребует полноценной статьи.

Значительную часть имеющихся «запасов» составляет живопись Фландрии, Франции, Германии, Нидерландов, Британии… Интересно, что непосредственные соседи, португальцы, представлены в Музее Прадо весьма скромно — лишь несколькими полотнами рубежа XIX — XX веков. Впрочем, сожалеть об этом не хватит времени, ведь все оно будет занято знакомством с шедеврами. Среди наиболее знаменитых экспонатов Музея Прадо, выделяются следующие
 

Музей Прадо — скульптурыМузей Прадо — «Сад земных наслаждений» Босх

знаменитые шедевры Музея Прадо:

• «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена;
• «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха;
• «Адам и Ева» Дюрера;
• «Портрет кардинала» Рафаэля Санти;
• «Триумф смерти» Брейгеля Старшего;
• «Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко;
• «Сдача Бреды» Диего Веласкеса;
• «Три Грации» Рубенса;
• «Третье мая 1808 года в Мадриде» Гойи.

Из этих и других картин, признанных ценнейшими произведениями в истории искусства, можно создать отдельную галерею. А ведь в Музее Прадо представлено еще и более 220 скульптур, тысячи рисунков и эстампов, столы, консоли, керамика… Музей Прадо нередко сравнивают с Лувром, и это сравнение — далеко не пустой звук.

Музей Прадо — время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
С понедельника по субботу с 10:00 до 20:00 часов
По воскресеньям и праздничным дням с 10:00 до 19:00 часов
6 января, 24 декабря и 31 декабря с 10:00 до 14:00 часов
1 января, 1 мая и 25 декабря — закрыто.

Доступ в музей Прадо прекращается за 30 минут до закрытия.
Окончание осмотра залов за 10 минут до закрытия музея.

Стоимость:
С понедельника по субботу с 18:00 до 20:00 — бесплатно.
Воскресенье и праздничные дни с 17:00 до 19:00 — бесплатно.
В течение последних двух часов работы — 50% скидка на билеты на временные выставки.

Взрослые: 15.00€
Дети и молодежь до 18 лет, а так же студенты до 25 лет — вход бесплатный.
Стоимость билета включает посещение Коллекции и временных выставок. Билет действителен весь день.

Группа (не менее 12 человек) с 9 до 10 часов (до открытия музея) — 50.00€ с человека.

Увеличить окно

Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid

Знаменитые шедевры

Музей Прадо в Мадриде хранит полотна кисти великих испанских мастеров, по праву считающиеся наследием не только национальной, но и мировой культуры. Их лучше раз увидеть, чем 100 раз о них услышать. Холсты уникальные и неповторимые, относящиеся к разным историческим периодам и темам, сюжетам. Встречаются как семейные портреты, так и рисунки на религиозную тематику.

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха

Босх известен своим нестандартным, мистическим восприятием религиозных сюжетов, с интерпретацией своей точки зрения в картинах. Триптих «Сад земных наслаждений» состоит из 3 частей: левой, правой и центральной.

Левый фрагмент изображает библейских первых людей, Адама и Еву, пребывающих в Эдеме. Это начало жизни, расцвет существования человечества. В центре триптиха детально выписаны причудливые наездники, белокожие и чернокожие люди, сцены купаний, труднопонимаемые аллегории. Завершает ее темная створка, изображающая упадок, пожирающих людей монстров, символизирующая смерть и гибель.

«Сад» относится к одним из немногих полотен, о смысле которого спорят до сих пор. Из всех существующих точек зрения ни одна не стала окончательной.

«Менины» Диего Веласкеса

Выдержано в спокойном духе изображения королевских фрейлин, менин, окружающих маленькую дофину (принцессу). Сюжетный центр – наследница престола, Маргарита Тереза. При этом с происходящим гармонирует лежащая на полу собака, а чуть дальше видна королевская чета.

Структура изображения сформирована таким образом, что дофина, наряжаемая фрейлинами, наблюдает за тем, как придворный художник рисует короля и его супругу. Веласкес ухитрился нарисовать и себя самого, ведь он долгое время служил королевской семье.

«Портрет Кардинала» Рафаэля Санти

Рафаэль, яркий представитель итальянской (умбрской) школы живописи, как никто другой умел рисовать портреты, передавать характер и настроение изображаемого. На данной картине  зритель видит зрелого, еще не старого, мужчину в красной кардинальской мантии. Священник спокойно и слегка отрешенно смотрит прямо перед собой, он излучает уверенность в себе и своей власти.

«Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко

Картина выполнена в темных, неброских тонах. Замысел художника до конца не раскрыт, и сегодня посетители продолжают мучиться в поисках разгадки. Даже называют полотно по-разному: портрет дворянина, рыцарь, мужчина с рукой на груди.

Судя по всему, на картине изображен представитель дворянского сословия: на это указывают усы и бородка по моде того времени, пышные кружевные манжеты, воротник, а также шпага – неизменный атрибут идальго. Мужчина смотрит немного грустно, но уверенно и спокойно. По одной из версий, художник изобразил маркиза Толедо, Хуана де Сильва-и-Рибера.

«Снятие с креста» Рогираван дер Вейдена

Все образы детально выписаны мастером. Видны даже слезы, выступившие в уголке глаза Марии Клеоповы, одной из мироносиц. Картина по праву считается шедевром мировой живописи, жемчужиной коллекции Прадо.

Районы Мадрида

Условно Мадрид можно разделить на две основных туристических зоны. Первая — это старый традиционный центр, где находится сердце города — старинная площадь Пуэрта-дель-Соль и улица Гран-Виа, а также окружающие их районы 17 столетия — Австрийский (построенный во время царствования Габсбургов), Аргуэльес, Чуэка, Маласанья и Чамбери.

Вторая зона — новые кварталы Мадрида: космополитичный Кастельяна с его бизнес-офисами и высококлассными гостиницами, строго спланированный и заполненный особняками в стиле баррио район Саламанка — вотчина лучших магазинов и ресторанов города, северный район Чамартин с чарующей атмосферой жизни богемы и сильных мира сего.

Туристам будет трудно определиться, какой же район предпочесть для проживания. Вкратце охарактеризовать их можно так: старый Мадрид — старые гостиницы: либо с вековой историей и высокими ценами, либо бюджетные апартаменты и пансионы с очень и очень адекватным ценником. Новый Мадрид — это, как правило, дорогие и элегантные отели; экономные туристы здесь селятся редко — просто негде.

Центр Мадрида

Австрийский район назван в честь королей Испании, что правили в стране в 17 столетии. Его главное отличие — изящные переулки, крошечные площади, наиболее запоминающиеся церкви Мадрида. Расположенная в его центре Плаза-Майор славится самой яркой ночной жизнью города: здесь полно кафе, баров и магазинов, продающих все, начиная от сувенирных головных уборов начала 20 столетия до редких монет. Гостиниц вокруг хватает и дорогих, и экономных, но стремясь жить в самом центре многие забывают про шум, стоящий круглые сутки на площади.

К западу от Плаза-Майор, в узкой арке Cuchilleros, находятся самые аутентичные заведения Мадрида — табернас и месонес, где можно неспешно потягивать кофе часами. А на улице Кава-Баха, что начинается здесь же, наибольшая концентрация модных винных баров, уютных таверн и ресторанов в испанской столице.

Пуэрта-дель-Соль («ворота солнца») — отправная точка всех дорожных расстояний в Испании. Ее главные достопримечательности — магазины и крупные универмаги, а также бесчисленные бары и ночные клубы. Ну и, конечно, статуя медведя и земляничного дерева — любимое место свиданий и символ Мадрида.

Гран-Виа — главная артерия города, где находятся все штаб-квартиры банков и корпораций, универмаги и масса кафе. Улица стартует от площади Испании, где восседают гордый Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса, а заканчивается на площади Сибелес, знаменитой среди всех поклонников испанской живописи. Ведь именно на ней находится верхушка знаменитого «Золотого треугольника искусств» Мадрида.

Отели на Гран-Виа — не самая плохая идея, вдоль улицы находятся сразу три станции метро и отлично развита инфраструктура. Но минусы тоже есть — шум и извечные выхлопы авто.

К северу от Гран-Виа лежит район Чуэка — очень атмосферный, богемный, веселый и пользующийся успехом среди гей-сообщества Мадрида. Маласанья понравится поклонникам хард-рока и гранжа, его музыкальные бары прославились на всю Испанию, хотя сам район выглядит вполне прилично и уютно — сплошь особнячки 19 столетия. Стильный, элегантный и традиционный район Чамбери отлично подойдет для туристов с детьми. Его внешний вид скучноват, но спокоен — это широкие улицы с историческими особняками, многие из которых занимают иностранные посольства.

Новый Мадрид

Новый — не значит современный, к понятию «нового Мадрида» здесь относят все, что вышло за пределы городских стен 17 столетия. Кастельяна — самый длинный и самый элегантный проспект, протянувшийся от площади Кастилья до площади Колумба. Летом здесь работает масса открытых террас, где любят проводить вечера местные жители. Главные достопримечательности этого района — стадион Сантьяго Бернабеу, лучшие отели и дорогие магазины. Уютный Реколетос — это антикварные и книжные лавки, а также здание знаменитой Национальной библиотеки и старейшее кафе Мадрида «Хихон».

Пасео-дель-Прадо, которая ведет вниз от площади Сибелес до вокзала Аточа, знакома каждому туристу без исключения. Ведь здесь находятся музей Прадо, отель «Ритц», а также статуя Нептуна и парк «Ретиро» с его прогулочными дорожками, кафе с террасами, фонтанами, статуями, музыкантами и артистами.

Саламанка и Калле-Серрано — стильные и дорогие районы к востоку от центра. Главные местные развлечения для туристов — это шоппинг. В квартале Чамартин расположен Северный железнодорожный вокзал Мадрида, это также один из самых модных районов города.

Чтобы не стать жертвой воров-карманников, особенно внимательными нужно быть в местах большого скопления народа (например, в районах вокруг Пуэрта-дель-Соль и Плаза-Майор), а также в общественном транспорте и крупных магазинах.

Музей Прадо

Музей Прадо (исп. – Museo del Prado) это известный во всем мире музей и картинная галерея, расположенная в Мадриде.Здесь находится одна из самых прекрасных коллекций европейского искусства, начиная с четырнадцатого заканчивая началом девятнадцатого века. Основывался Прадо как музей картин и скульптур, сейчас в нем около пяти тысяч полотен, две тысячи репродукций, тысяча разнообразных монет и медалей и приблизительно две тысячи образчиков декоративно-прикладного искусства. Скульптура представлена более чем семью сотнями работ и чуть меньшей коллекцией малых скульптурных форм. Превосходная картинная галерея объединяет 8 600 полотен, что помогло музею получить статус мировой сокровищницы.

Музей Прадо

В Прадо представлены, бесспорно, лучшие в мире собрания работы испанских художников Диего Веласкеса, Франциско Гойи, равно как и голландского художника Иеронимуса Босха – любимца испанского короля Филиппа II. Музей также ожжет похвастаться превосходной коллекцией работ эль Греко, Питера Пауля Рубенса, Рафаэля, Тициана, Бартоломео Эстебана Мурильо. Прекрасные примеры трудов Мелоццо да Форли, Боттичелли, Караваджо, Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Веронезе, Ханса Бальдунга, Фра Анджелико, Ван дер Вейдена и других художников с мировой славой можно увидеть в залах музея.

Самая известная работа, выставляемая в музее это «Менины» Веласкеса. Веласкес не только самолично поставлял свои работы в Прадо, но и старательно следил за тем, чтобы коллекция музея постоянно пополнялась самыми лучшими образчиками итальянских мастеров. Он был ответственен за ввоз иностранных работ в Испанию.

Известная работа Пабло Пикассо «Герника» выставлялась в Прадо после его возвращения, связанного с реставрацией демократии, но позже была перевезена в музей королевы Софии, так как это место больше подходило для представления этого потрясающего полотна.

Музей Прадо представляет собой одно из зданий, построенных во время правления Карла III, как часть грандиозной строительной схемы, спроектированной по стандартам Мадрида. Эта «долина» (именно так переводится с испанского слово «Прадо») получила общее название, Salon del Prado, а позднее Paseo del Prado, а названием музея оно стало только во времена национализации. Работа над зданием приостановилась с окончанием правления Карла III на время полуостровной войны и была возобновлена только во времена его внука, Фердинанда VII. Эта постройка служила как штаб кавалерии и склад боеприпасов, когда войска Наполеона засели в Мадриде в течение Войны за независимость. После свержения с престола Изабеллы II в 1868 году, музей был национализирован и получил название Museo del Prado. Позднее оказалось, что здание, для того, чтобы представлять королевскую коллекцию предметов искусства – очень мало. Первое расширение произошло в 1918 году.

Со временем к музею присоединилось еще два здания, стоящих неподалеку. Cason del Buen Retiro с 1971 года выставляет коллекцию шедевров девятнадцатого века. Palacio de Villahermosa сегодня является пристанищем для музея Thyssen-Bornemisza, т.е. коллекции тех вещей, которые не относились к королевскому собранию и стали частью Прадо в 1985 году.

Во время Гражданской войны в Испании по рекомендации Лиги Наций, музей перевез триста пятьдесят три картины, сто шестьдесят восемь набросков и сокровища Дофина в Валенсию, позже – в Гирону и, наконец, в Женеву. Предметы искусства должны были вернуться на родину ночными поездами через Францию в начале Второй мировой войны.

Шедевры, которые должен знать каждый

Музей Прадо обладает богатейшим собранием картин (свыше 8000), скульптур и других предметов искусства. В 2007 г. был открыт новый корпус, однако посетители могут увидеть лишь четверть от всей коллекции. Остальные экспонаты хранятся в запасниках: они ждут своего часа или путешествуют на временных экспозициях.

Но даже то, что доступно обозрению, невозможно осмотреть за день. Ценители прекрасного, которые не хотят пропустить самое выдающееся, на входе могут взять карту. На ней указано 15 картин из собрания Прадо, и среди них – 5 самых известных шедевров, которые будоражат воображение, и до сих пор вызывают споры.

«Поклонение пастухов» Эль Греко

«Поклонение пастухов – одна из самых известных и значимых картин, связанных с библейскими сюжетами. Она создана специально для алтаря старой церкви в Толедо. Картина написана в тёмных красках, что характерно для маэстро, завершающего к тому времени свой творческий путь.

Магический свет выхватывает из тёмного пространства пещеры людей – пастухов и Деву Марию с младенцем: над новорожденным парят ангелы, указывая на его высокое божественное предназначение. Чтобы подчеркнуть эту мысль, автор картины делает изображение Христа самым ярким и светлым пятном. Есть сведения, что на полотне мастер изобразил себя в лице пастуха, стоящего на коленях.

«Портрет семьи Карла IV» Гойи

Возле этой картины невозможно не остановиться, ведь этот портрет королевской семьи выделяется среди множества заказных портретов. Дело не только в роскошных костюмах, сверкающих драгоценностями и регалиями. Зрителей поражает реалистичная внешность героев и их непростые взаимоотношения, которые мастерски удалось передать художнику.

Самодовольный господин слева – старший сын королевской четы, в будущем король Фердинанд VII. Рядом женщина «без лица», его предполагаемая невеста. В центре, в окружении младших детей стоит королева Мария-Луиза. Король изображён в стороне, повторяя ситуацию, что сложилась в жизни супругов Он постоянно уклонялся от управления страной, а затем полностью передал бразды правления фавориту своей жены. Увидев работу Гойи, королевская семья не выразила ни недовольства, ни радости. Но и заказов от неё больше не поступало.

«Три грации» Рубенса

При слове «грациозность» современным людям представляется нечто лёгкое и невесомое. Поэтому многие зрители недоуменно замирают, увидев в музее «Грации» Рубенса. Но сегодня другие стандарты, а тогда идеалом женской красоты были женщины с пышными формами.

Маэстро вдохновлялся библейскими сюжетами, и умел изобразить людей в естественном виде. В то время он наслаждался семейным счастьем, и моделью для одной из богинь стала его жена. Обнажённые грации танцуют, но в них нет вульгарности и пошлости, они просты подобно самой природе. Их фигуры, полные жизни и энергии, воспевают радость и олицетворяют гармонию тела и духа.

«Менины» Веласкеса

«Менины» нередко называют картиной с двойным дном: Диего Веласкес показывает «изнанку» королевского двора и демонстрирует своё отношение к тем, кто его унижает. Перед зрителями разворачивается сценка: художник занят написанием портрета правящей четы. Но король и королева отодвинуты на второй план – неотчётливые очертания их силуэтов лишь отражаются в дальнем зеркале. В центре же находится маленькая инфанта Маргарита, одетая в пышное платье и окружённая фрейлинами (менинами). Она излучает мягкое свечение. Включив в групповой портрет карликов, автор увековечивает их наравне с монаршей четой, а высочайших особ сводит с пьедестала.

Несмотря на то, что в те времена рисование не признавалось искусством, Диего удалось получить престижное место при дворе Филиппа IV. Его фигура перед холстом и особенно крест ордена Сантьяго, написанный королём на груди мастера, свидетельствуют об определённом статусе.

«Сад земных наслаждений» Босха

Босх известен своим ярким воображением и необычной трактовкой библейских сюжетов, и этот триптих относится к самым знаковым произведениям художника. Посетители Прадо подолгу останавливаются перед полотном, стараясь рассмотреть огромное количество мелких деталей. Левый фрагмент демонстрирует начало жизни, появление человечества – первые люди Адам и Ева запечатлены в райском саду. В центре кипит человеческая жизнь со всеми её пороками. Правая тёмная створка символизирует конец земного существования: поедающие людей монстры, устрашающие музыкальные инструменты навевают мрачные мысли. Это одна из немногих картин, о смысле которых спорят по сей день.

Выставленные в музее экспонаты

Испания знаменита не только эффектной корридой и горячим фламенко. Немало кто при упоминании об этой стране, вспоминает о музее Прадо, находящемся в Мадриде. И, несмотря на то, что в залах здания представлены далеко не все произведения искусства, он однозначно заслуживает внимания. На этот счет испанцы даже придумали высказывание: «Побывать в мадридском музее Прадо – это значит познать душу страны».

В стенах музея Прадо в Мадриде можно лицезреть картины испанских, европейских, французских и даже некоторых английских и голландских живописцев. Всего зрителям представлено около 200 полотен. Остальная их часть сохраняется в подвальных помещениях. Остальные – в новом филиале музея, расположенном в здании, который носит название Касон дель Буэн Ретиро и при строительстве был задуман, как бальный дворец.

Стены музея украшает грандиозная коллекция живописцев, проживающих и творивших на землях Испании. Среди них имеются работы таких знаменитых мастеров, как:

  • Эль Греко, чьи картины отличаются колоритом и энергичностью («Троица», «Святой Людовик и Паж», «Крещение Христа»);
  • Франсиско де Гойя, полотна которого характеризуют эмоциональность, страсть и вымышленные нотки (в стенах музея собраны практически все его произведения);
  • Дего Веласкес, который умел перенести на полотно тонкость гармоничность модели, не лишая ее колорита и принадлежности к реальности («Изабелла Бурбон на коне»).

Италия, как Испания, имеет свою культуру и свойственный ей колорит, который смогли перенести на полотна известные живописцы. И в музее Прадо в Мадриде можно увидеть работы великих итальянских художников, отображающих различные композиции того времени. В первую очередь, стоит упомянуть о таких шедеврах, как «Портрет Кардинала», «Несение Креста» — Рафаэля Санти, «Венера и Адонис» Тициана, а также работы знаменитых мастеров Веронезе, Андреа дель Сарто, Тинторетто и многими другими.

Музей Прадо в Мадриде предлагает ознакомиться с творениями художников, которые представляли голландскую и фламандскую школы искусства. Среди них известны многим:

  • Рембранд, картина «Софонисба принимает чашу с ядом»;
  • Рубенс, полотна: «Три Грации», «Адам и Ева», «Похищение Европы» и пр.;
  • Иероним Босх: «Сад Земных Наслаждений» и другие.

Historic structure[edit]

The Goya Gate in the north façade of the museum.

The Museo del Prado is one of the buildings constructed during the reign of Charles III (Carlos III) as part of a grandiose building scheme designed to bestow upon Madrid a monumental urban space. The building that lodges the Museum of the Prado was initially conceived by José Moñino y Redondo, count of Floridablanca and was commissioned in 1785 by Charles III for the reurbanización of the Paseo del Prado. To this end, Charles III called on one of his favorite architects, Juan de Villanueva, author also of the nearby Botanical Garden and the City Hall of Madrid.

The prado («meadow») that was where the museum now stands gave its name to the area, the Salón del Prado (later Paseo del Prado), and to the museum itself upon nationalisation. Work on the building stopped at the conclusion of Charles III’s reign and throughout the Peninsular War and was only initiated again during the reign of Charles III’s grandson, Ferdinand VII. The premises had been used as headquarters for the cavalry and a gunpowder-store for the Napoleonic troops based in Madrid during the war.

The next renovations that this Museum will undergo will be conducted by British architect Norman Foster. This renovation was approved in June 2020 and is expected to take a minimum of four years.

литература

(в хронологическом порядке)

  • Анна Паллуккини: Прадо, Мадрид. Эбелинг, Висбаден, 1976, .
  • Музей Прадо: Прадо в Мадриде. Гондром, Биндлах 1987, ISBN 3-8112-0533-1 .
  • Антон Дитрих : Прадо в Мадриде. Путеводитель по одной из самых красивых коллекций картин в мире. DuMont, Кельн, 1992, ISBN 3-7701-2506-1 .
  • Стефан Ф. Шредер , Пилар Леон, Хуриг Сурузиан: Каталог древних скульптур Музея Прадо в Мадриде. Том 1: Портреты. Заберн, Майнц 1993, ISBN 3-8053-1446-9 .
  • Хайди Бранг: Коллекции Прадо. Живопись XII — XVIII веков. Könemann, Кельн, 1995, ISBN 3-89508-122-1 .
  • Хосе Антонио де Урбина: Прадо Мадрид. CH Beck Verlag, Мюнхен 2000, ISBN 3-406-38344-0 .
  • Мар Санчес Рамон: Музей Прадо. Краткое руководство. Альдеаса, Мадрид, 2001 г., ISBN 84-8003-257-X .
  • Сантьяго Алколея Бланш: Прадо. Dumont Literature and Art Verlag, Кельн 2004, ISBN 978-3-8321-7211-4 .
  • Стефан Ф. Шредер: Каталог древних скульптур Музея Прадо в Мадриде. Том 2: Идеальный пластик. Заберн, Майнц 2004, ISBN 978-3-8053-1758-0 .
  • Ира Опперманн: Музей шедевров Прадо. Национальный музей Прадо, Мадрид 2018, ISBN 978-84-8480-484-0 .
  • Альберто Панкорбо: Путеводитель по музеям Прадо. Издание 6-е, переработанное. Национальный музей Прадо, Мадрид 2019, ISBN 978-84-8480-351-5 .

Картины в музее Прадо в Мадриде

Стоит отметить, что изначально коллекцию картин собирали короли и представители придворной знати. Сначала коллекция музея насчитывала 311 картин, сейчас — более 8 000. Музей Прадо по праву считается сокровищницей испанской, фламандской и итальянской живописи.

Первые экспонаты музея — произведения Тициана, Веронезе, Веласкеса и других мастеров. Именно в музее Прадо хранятся наиболее полные собрания картин Гойи, Босха, Эль Греко, Мурильо, Сурбарана.

Испанское искусство

В музее Прадо собрана богатейшая коллекция средневековых фресок, произведений Ренессанса и полотен XIX века. Например, картины Гойи вы можете увидеть сразу на трех этажах музея, здесь представлены такие шедевры, как «Портрет семьи Карла IV», «Махна обнаженная», «Махна одетая», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Колосс», «Молочница из Бордо» и другие.

На 1-ом этаже посетители могут насладиться красотой полотен Эль Греко: «Христос, несущий крест», «Поклонение пастухов», «Распятие», «Воскресение Христово», «Вид Толедо» и другие.

Также на первом этаже вы можете увидеть «Менины», «Портрет короляФилиппа IV» Веласкеса, «Непорочное зачатие», «Аврора», «Святая Мария Египетская» Риберы, «Дети с раковиной», «Благовещение», «Рождение Иоанна Крестителя» Мурильо, «Оборона Кадиса», «Подвиг Геркулеса» Сурбарана и другие.

Фламандское искусство

На цокольном и 1-ом этаже музея Прадо представлены работы фламандских художников (современные Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Там представлены следующие полотна: «Снятие с креста» и «Оплакивание» Вейдена, «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Босха, «Святой Георгий, поражающий дракона», «Три грации» Рубенса, «Взятие под стражу» Дейка, «Триумф смерти» Брейгеля и другие.

Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»,  Елизавета Антонова

Итальянское искусство

Что касается итальянских живописцев, то в музее Прадо можно увидеть «Вакханалию», «Поклонение Венере» Тициана (всего в музее хранится 40 работ этого мастера), «Царицу Савскую перед Соломоном», «Похищение Елены» Тинторетто, «Брак в Кане Галилейской», «Венеру и Адониса» Веронезе, «Святое семейство под дубом», «Агостино Беаццано» Рафаэля, «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна» Корреджо и другие.

Кроме трех выделенных выше направлений в музее представлены картины английских, немецких, французских живописцев. Например, «Роберт Батчер» Гейнсборо, «Вакханалия» Пуссена, «Автопортрет» Дюрера и другие.

Также посетители могут увидеть различные скульптуры, драгоценные украшения, столы и другие экспонаты, некогда принадлежавшие правителям Испании.

В музее периодически проходят тематические выставки. Например, посвященные творчеству Тициана, Босха, Пикассо и других мастеров. Музей Прадо зачастую является участником подобных выставок и в других странах. Еще в музее организуют лекции, семинары, где исследователи, искусствоведы рассказывают о творчестве прославленных живописцев прошлого, а также о современном искусстве.

Сергей Архипкин

Туристам на заметку

Тем, кого манит Испания, в первую очередь стоит посетить ее столицу и мадридский музей Прадо, один из масштабных выставочных комплексов в мире. Двери его открыты для посетителей круглый год. И даже в пасхальные праздники. Поэтому, туристы могут без проблем составить свой маршрут, включив в него посещение галереи мирового значения.

Часы работы музея по будням – с 9 утра и до 8 вечера. По выходным дням и праздникам, двери «собора шедевров» закрываются на час раньше. Посетить музей и увидеть картины можно в составе экскурсии, которая в среднем длится около 3-4 часов.

Конечно, побывать во всех странах и ознакомиться с многовековой культурой каждой из них – нереальная мечта. Однако, воспользовавшись шансом, и посетив музей Прадо в Мадриде, вы насладитесь видом шедевров, созданными великими художниками, и собранными под одной крышей.

Special exhibitions[edit]

Between 8 November 2011 and 25 March 2012, a group of 179 works of art were brought to the Museo del Prado from the Hermitage Museum in St. Petersburg. Notable works included:

  • A Scholar (1631), by Rembrandt
  • The Lute Player (c. 1596), by Caravaggio
  • Ecstasy of Saint Teresa (1647), by Bernini
  • Game of Bowls (1908), by Henri Matisse
  • Bouquet of Cornflowers with Stems of Oats in a Vase (c. 1900), by House of Fabergé
  • Pond at Montgeron (1876), by Claude Monet
  • Belt buckle with a monster attacking a horse, (4th–3rd century BC), (gold ornament from Peter I’s Siberian Collection)
  • Moonrise, Two Men on the Shore (c. 1900), by Caspar David Friedrich
  • Composition VI (1913), by Wassily Kandinsky
  • Metaphysical Still life (1918), by Giorgio Morandi

Conversely, for the first time in its 200-year history, the Museo del Prado has toured an exhibition of its renowned collection of Italian masterpieces at the National Gallery of Victoria in Melbourne, Australia, from 16 May 2014 until 31 August 2014. Many of the works have never before left Spain.

Other inventories +

Inv. Testamentaría Carlos II, Alcázar de Madrid, 1701-1703.
Núm. 286.
Quartto Vajo Pieza del despacho de Verano en cuio techo esta pintado Apolo 286 / Ytten Una Pinttura de quatro Varas y media de altto y tres y media de ancho Rettrattada la Señora Emperatriz Ynfantta de España Con sus Damas y Criados y Una Enana Original de mano de Diego Uelazquez Pinttor de Camara y Aposenttador de Palaçio donde se rettratto a si mismo pinttando Con marco dorado tasada en Diez mill Doblones

Inv. Felipe V, Palacio Nuevo, 1747.
Núm. 4.
PINTURAS EXISTENTES ANTIGUAS / En la Antesala de este Oficio / {10223} 4 / Otro retrato de la señora María Teresa Infanta de España reina de Francia retratandola don Diego Velazquez con diferentes señoras que la acompañan original del mismo Velazquez quatro varas de caida y tres y media de ancho = se tasó en veinticinco mil reales

Inv. Carlos III, Palacio Nuevo, 1772.
Núm. 4.
Paso de Tribuna y Trascuartos {12697} 4 / Otro quadro que contiene el retrato de la Señora Infanta doña María Teresa Reyna de Francia retratandola Velazquez con diferentes damas y enanos original del expresado Velazquez de quatro varas de alto y tres de ancho.

Inv. Testamentaría Carlos III, Palacio Nuevo, 1794.
Núm. s. n..
Pieza de paso al dormitº. de la Sª. Ynfanta Dormitorio / {539} Quatro varas de alto y tres de ancho. Quadro llamado de la familia de Felipe quarto: Velazquez … 60.000

Inv. Fernando VII, Palacio Nuevo, 1814-1818.
Núm. 4.
Pieza Amarilla {21644} 4 / La familia de Felipe IV = Velazquez

Catálogo Museo del Prado, 1819.
Núm. 114 .
D. Diego Velazquez retratando á la Infanta Doña Margarita de Austria, hija de Felipe IV, servida de sus meninas, y acompañada de dos enanos y otros personages: por Velazquez.

Catálogo Museo del Prado, 1854-1858.
Núm. 155.

Inv. Real Museo, 1857.
Núm. 155.
Velázquez. / 155. Cuadro llamado de Las Meninas. / A la izquierda del espectador esta Velázquez con la paleta en la mano, haciendo el retrato de Felipe 4º y de la reina, los cuales se ven reflejados en un espejo colocado al fondo del estudio. En primer termino y en el centro esta la infanta doña Margarita Maria de Austria, a quien entretienen sus meninas de diversos modos. Ocupan la derecha los dos enanos Mari Barbola y Nicolasico Pertusato con el perro favorito, el cual sufre con paciencia las impertinencias del bufon (C.N.) / Alto 11 pies, 5 pulg; ancho 9 pies, 11 pulg.

Catálogo Museo del Prado, 1872-1907.
Núm. 1062.

Catálogo Museo del Prado, 1910.
Núm. 1174.

Коллекции школ живописи разных стран

Изначально испанский Национальный Музей Прадо был создан для группировки наследия испанских живописцев в отдельную школу. Но в XX веке он перешел от королевских династий в государственные руки и стал национальным.

Фото: Daniel R. Blume / flickr.com

Большая часть коллекции – это полотна испанских художников, их общее число – 4800. Самое большое количество работ выполнено Гойя. Они попали в музей благодаря почитателям его творчества, когда сам Гойя уже умер. В галереи представлены работы от романской стенной живописи XII века до XIX столетия и воедино собраны росписи эпох Средневековья, Возрождения и реализма.

Итальянская школа пестрит работами Рафаэля, Ботичелли и Тициана. Это порядка 1000 картин. Большинство из них выполнено в XVII—XVIII столетиях и в эпоху Возрождения. Однако большая половина работ – это творения, относящиеся к Новому времени. Эту выставку собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV – они отличались большой любовью к Венецианской школе.

Также Прадо содержит более 1 тыс. экспонатов фламандской и голландской живописи. Здесь можно найти работы знаменитых художников таких как Рубенс, Босх, Брейгель и Ван Дейк.

Есть в коллекции и картины других школ, например, творения художников Великобритании, Германии и Франции представлены работами XVI — XIX веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector