Список арктических экспедиций — list of arctic expeditions

История освоения территорииМатериалы студентам и ученикам / Ресурсы Кольского полуострова / Введение / История освоения территорииСтраница 1

Заселение Кольского полуострова началось очень давно. Археологи обнаружили стоянки людей каменного века. Они относятся к 7-11 тыс. до н.э. Предки современных саами появились здесь во 2 тыс. до н.э. Саамы (лопари) — коренное население Кольского полуострова — с древних времен занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Торговля и развитие промыслов в Европе требовали освоения новых территорий с целью использования их природных ресурсов. Первые русские поселения возникли на полуострове в 9-11 веках. В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере. В XI в. новгородцы на своих судах уже бороздили воды

Белого и Баренцева морей. В X-XII вв. новгородцы завладели огромной территорией севера от Финского залива и Кольского полуострова до бассейна Печоры (А.М. Берлянт и др., 1995г.). Уже в 1 половине 12 века среди Новгородских земель числится волость Тре (Терский берег Белого моря), а в 13 веке упоминаются русские села Варзуга и Кола. Русские быстро заселили побережье полуострова, осваивали морские пути вокруг Терского волока (так в летописях назывался Кольский полуостров). Появление русских не только способствовало развитию края, но и обеспечило защиту коренного населения от набегов западных завоевателей (Е.А.Двинин, 1966г.).

В более позднее время (1589-1591, 1611, несколько раз в 18- начале 19 веков) на землю Мурмана приходили шведские и датские войска, английские пираты. Они жгли села, грабили население и монастыри, убивали мирных жителей. Существует древняя саамская легенда, о том, что саамы сумели отстоять свою землю, а пролитая ими кровь превратилась в камень эвдиалит (лопарская кровь). В 1854-1855 годах во время Крымской войны английский флот сжег Кандалакшу, Кереть, Стрельну, Колу, но захватить побережье не смог.

В 16-18 веке Кольский полуостров играл заметную роль в экономике России. Но к началу 19 века экономическое развитие края замедлилось в связи с открытием новых торговых путей, несмотря на огромные природные богатства полуострова.

В 17 веке саамы, которые раньше использовали оленей лишь для поездок и перевозки грузов, стали их разводить. На Мурманском берегу быстро развивался рыбный промысел. К концу столетия ежегодно вылавливали 200-250 тыс. пудов рыбы. В 1803 году образовалась Беломорская компания по добыче рыбы и морского зверя. К середине 19 века на Мурман ежегодно стали приходить до 500 поморских судов, которые вылавливали более 400 тыс. пудов рыбы.

При этом на Кольском полуострове проживало к началу 19 века около 5 тыс. человек, а в его конце — около 9 тыс. человек.

Центральные районы Кольского полуострова не были известны необычайно долго. На древних картах неверно изображался водоем, простиравшийся с северо-запада на юго-восток к югу от Кольского полуострова, соединявшийся рекой с Белым морем. На карте Н. Пискатора (1633г.) Кандалакшский залив приобретает очертания, близкие к современным, а озера Имандра нет совсем. Нет ее и на английских, голландских и французских картах конца 17- 18 веков. Иностранные путешественники редко посещали Кандалакшу, а во внутренних районах полуострова не были совсем. Летом 1840 года среднюю часть Кольского полуострова пересек маршрут А.Ф. Мендельдорфа. Карта его пути их Колы в Кандалакшу оказалась достаточно точным изображением бассейна Имандры (Б.И. Кошечкин, 1979).

Углубленное географическое исследование Кольского полуострова началось лишь во второй половине 19 века экспедициями Н. Кудрявцева (1881г.) и Ш. Рабо (1884г.), финских ученых А. Чильмана, В. Рамзая и А. Петрелиуса (1887-1889гг.). Топограф финской экспедиции А. Петрелиус первым произвел полуинструментальную съемку бассейна Имандры. Геолог Н.В.Кудрявцев наряду с геологическими наблюдениями делал зарисовки, собирал интересные материалы по топографии и топонимике района (А.М. Берлянт и др., 1995).

Страницы: 1 

Дальний Восток становится русским

Конечно, русские бывали на Амуре и ранее. Так, некий крестьянин А. Кудрявцев в 1817-1821 гг. побывал в низовьях Амура, а старообрядец Г. Васильев в 1826 году спускался по Амуру до устья и оттуда прибыл в Удский острог.

В 1844 году, путешествуя по северу и дальним областям Сибири, академик А.Ф. Миддендорф попал на реку Амур. Его изыскания позволили установить приблизительный маршрут русла Амура. В 1845 году ссыльный бывший офицер Д. И. Орлов также побывал в низовьях Амура. Год спустя в этих же местах побывал А.

М. Гаврилов на корабле «Константин». Впрочем, только открытия Г. И. Невельского позволили окончательно установить устье Амура.

Освоение южной части Дальнего Востока в середине ХIХ века почти не было делом далёкого петербургского правительства. Ведущую роль в том, что Россия является мощной тихоокеанской державой, сыграли несколько человек — военных, дипломатов и администраторов.

Начало истории освоения космоса

Первые планы о полете в дальнее пространство и их постепенная реализация началась в XIX веке. Тогда ученые пришли к выводу, что при определенной устойчивой скорости летательный аппарат может не только преодолеть гравитацию, но и вылететь за атмосферу Земли. Кроме того, летательный объект закрепится на орбите и, словно Луна, будет вращаться вокруг нашей планеты.

Однако обеспечить такую скорость полета существующие в то время двигатели не могли. Двигатели со слабой мощностью не достигали нужной скорости, а сильные выбрасывали энергию рывками. Такой объект не только не мог лететь по назначению, но и также невозможно было контролировать траекторию его движения.

При вертикальном запуске летательный аппарат закруглял свой вектор движения и клонился обратно на землю задолго до предполагаемого выхода в космическое пространство. О горизонтальном запуске, конечно же, речи и не шло, иначе можно было уничтожить все живое в радиусе запуска.

Начало XX века стало знаковым периодом для реализации полета в космос. В космической промышленности начали создавать опытные ракетные двигатели, работающие на жидком топливе. При помощи такого двигателя удалось облегчить массу ракеты, а также ракета должна была двигаться вперед за счет выделяемой энергии. Первая ракета для полета в космическое пространство была спроектирована в 1903 г. Ее проектировщиком стал известный изобретатель Константин Циолковский.

Первый практический шаг к воплощению проекта Циолковского в реальность — создание экспериментальной советской ракеты на гибридном топливе ГИРД-09. Ее характеристики были намного слабее, чем у современных ракет, но результаты эксперимента, проведенного в 1933 году, на то время были впечатляющими.

Долгие годы Циолковский также изучал теоретическую сторону нахождения человека в космическом невесомом пространстве. В его работах были перечислены способы передвижения в невесомости, ее воздействие и влияние на любой живой организм. Изобретатель точно описывал, какой должна быть форма космического корабля.

Все его описания впоследствии подтвердит первый человек, полетевший в космос — Юрий Гагарин. Свои ощущения он описывал в точности как те, о которых писал в своих работах Константин Циолковский.

Массовая колонизация

После окончания Смутного времени колонизация Сибири продолжилась с еще большей интенсивностью, причем началось заселение ее восточной части с постепенным выходом к тихоокеанскому побережью. Первопроходцами выступали ватаги казаков и стрельцов, за ними во вновь построенных острогах появлялись ремесленники и торговцы.

Быстрому продвижению охочих людей и его относительной бескровности способствовала низкая заселенность обширных территорий Сибири и Дальнего Востока и хорошая подготовка переселенцев. Так, огромный вклад в освоение сибирской земли сделали поморцы — выходцы из северорусских земель. Они были привычны к сильным морозам и летнему гнусу и имели опыт передвижения по таежным рекам.

Порядок и назначения воевод на присоединенных к России землях должен был обеспечивать Сибирский приказ, созданный в 1615 году. Освоение и присоединение новых земель происходило двумя путями:

  • по южным границам Сибири;
  • параллельно побережью северных морей.

С постройкой Сургута, Мангазеи, Томска и других городов русские землепроходцы закрепились сначала вдоль берегов Оби и Иртыша, а чуть позже — в области Енисея, где Красноярск стал главным оплотом Российского государства на все последующее время. Основание Якутского острога стало опорой для дальнейшей колонизации территорий, прилегающих к реке Лене и дальше, в направлении на север и восток.

Походы в Приамурье

Земли, расположенные севернее и южнее Охотского моря, были разведаны только после ряда экспедиций, отправленных из Якутска, в которых принимал участие военный и промысловый люд. Так, в 1643—1646 гг. произошел поход по долине реки Амур, который возглавил Василий Поярков. Его отряд в 132 человека передвигался по южным окраинам Сибири и дошел до Охотского моря.

Те же места в 1649—1653 гг. исследовал отряд Ерофея Хабарова. Чтобы закрепиться в Приамурье, им был построен и некоторое время удерживался город Албазин. В этом регионе интересы России пересеклись с притязаниями Китайской империи, и в качестве форпоста выступил город Нерчинск, построенный на реке Шилке в 1658 году.

Экспедиция Дежнева

Казак из Якутска Семен Дежнев и его земляк-торговец Федот Попов вышли на кораблях из устья Колымы и обогнули Чукотский полуостров в 1648 году. В экспедиции участвовали примерно 100 человек, разместившихся на семи судах, но до конечной ее цели, устья реки Анадырь, смогли добраться только 24 человека — экипаж флагманского судна.

Обогнув побережье Северной Азии с Востока, Дежнев сделал важное географическое открытие — Сибирь от Северной Америки отделяет пролив, названный позже в честь другого известного исследователя Витуса Беринга. Выход к самым восточным рубежам России в 1697—1699 гг

проложил казачий атаман Владимир Атласов, прошедший со своим отрядом практически весь Камчатский полуостров.

Ключевые даты

История Сибири в период присоединения к России охватывает период с конца XVI века до середины XVIII. В нем оставили свой след выдающиеся русские первопроходцы и исследователи народов восточной Сибири. Ключевые даты этого процесса приведены в таблице.

Дата Событие
1581—1585 Поход Ермака
1596 Покорение Пегой Орды
1607 Завоевание энцев
1619 Пантелей Пянда совершил поход в Норильские горы
1623 П. Пянда впервые побывал на берегах реки Лены
1633 Иван Ребров открыл реку Яну и устье Лены
1638 Учреждение Якутского воеводства, сотник Иванов совершает конный поход против юкагиров в район Индигирки
1639 Выход казацкого отряда Ивана Москвитина к Охотскому морю
1643 Василий Колесников достигает озера Байкал, Михаил Стадухин выходит к реке Колыма
1644—1645 Казаки воюют с бурятскими отрядами в Ангарской степи
1648 Семен Дежнев преодолевает Берингов пролив, отделяющий Чукотку от Аляски
1667 и 1679 Красноярск осаждает кыргызский предводитель бек Иренек
1673 Отряд кыргызского властителя Шанды Сенчикеева напал на Ачинский острог и сжег его
1685 Происходит битва за Албазин, ставшая первым русско-китайским столкновением в Приамурье
1686 Экспедиция Ивана Толстоухова пытается проникнуть на полуостров Таймыр, но пропадает без вести
1697 Владимир Атласов присоединяет к России Камчатку
1711 Данила Анциферов высаживается на Курильские острова
1712 Казацкий бунт на Камчатке

В 1733—1743 проходила Великая Северная экспедиция, состоящая из нескольких отрядов, действовавших в разных направлениях. Ими был исследован Таймыр, открыт мыс Челюскина и горы Бырранга, составлены карты юго-восточного побережья Баренцева и Карского морей и др., что стало огромным вкладом в развитие географической науки.

Путешествия и открытия XX в.

ХХ век – время «закрытия» почти всех остававшихся на карте «белых пятен». Это время покорения обоих полюсов, самых высоких гор планеты и самых глубоких впадин океанов. Перед путешественниками теперь возникают и новые горизонты: уточнение границ известного, путешествия на грани человеческих возможностей.

  • Кто первый покорил Эверест?
  • Гарри Филби и его экспедиция через пустыню
  • Путешествие Тура Хейердала
  • Современные географические открытия
  • Руал Амундсен
  • Роберт Скотт
  • Жак Ив Кусто
  • Ален Бомбар
  • Морис Эрцог
  • Эдмунд Хиллари и Норгей Тенцинг
  • Тур Хейердал
  • Жак Пиккар
  • Райнхольд Месснер

Экспедиции русских путешественников

  • Афанасий Никитин
  • В глубь Сибири
  • От Якутска до Амура
  • Семён Дежнёв
  • Владимир Атласов
  • Капитаны Петра I
  • Витус Беринг
  • Великая северная экспедиция
  • И. Крузенштерн И Ю. Лисянский И. Крузенштерн И Ю. Лисянский
  • Василий Головнин
  • Ф. Литке, Ф. Врангель, Ф. Матюшкин
  • Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев
  • Геннадий Невельской
  • Степан Крашенинников
  • Петр Симон Паллас
  • Иван Лепёхин
  • Пётр Семёнов-Тян-Шанский
  • Николай Пржевальский
  • Николай Миклухо-Маклай
  • Иван Черский
  • Георгий Седов
  • Пётр Козлов
  • Владимир Арсеньев
  • Александр Ферсма
  • «Папанинцы»
  • Географическое общество
  • Экспедиции РГО

Поделиться ссылкой

Освоение Сибири в XVII-XIX веках

По карте можно заметить, что продвижение русских отрядов на восток в конце XVI — середине XVII века шло в основном в северном направлении, то есть по землям, где было много пушнины. Так, например, основание Обдорска (Салехард) относится к 1595 году, а городов среднего Зауралья (Курган, Ялуторовск, Ишим) — ко второй половине XVII века. Омск на границе со степью и Бийск на Алтае были основаны только в первой четверти XVIII века, а Якутск — в 1632 году. В 1647 году был основан Охотск на берегу моря, которое относится к Тихому океану. В 1661 году — Иркутск, а Нерчинск получил статус города только в 1689 году, когда там был подписан первый русско-китайский договор.

Каменное строительство в Сибири началось в Тобольске в 1680-е, там появился единственный в регионе кремль из камня. В Тюмени каменное строительство началось с 1700 года, а в XVIII веке оно распространилось и на другие города.

В первой четверти XVIII века, при царе Петре I, в Сибири стали появляться заводы, например, сереброплавильный в Нерчинске. Первым губернатором Сибири стал Матвей Гагарин, он занимал этот пост с 1708 по 1719 год. Из русских императоров до Сибири первым добрался Александр II в 1837 году, а первый университет в азиатской части страны появился за год до его смерти — в 1880 году.

С освоением Сибири связано и открытие пролива между Азией и Америкой, а точнее, между Чукоткой и Аляской. Его совершила экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова в 1648–1650 годах.

Рис. 3. Сибирь в XIX веке.

Что мы узнали?

Освоение Сибири русскими людьми началось с конца XV столетия. Первым, кто смог надолго укрепиться на новых землях, стал Ермак — вследствие похода против хана Кучумы. За краткий промежуток времени в несколько десятилетий русские отряды прошли от Урала до Тихого океана, и в XVII веке добрались до границы с Китаем.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Требования к оформлению статей

Тексты докладов для публикации принимаются к началу конференции – объём до 15 стр. в Word, шрифт Times New Roman, кегль 12 пт, интервал 1,5 для текста и для постраничных сносок. Чёрно-белые фотографии, чертежи, схемы в формате JPEG (не менее 300 dpi), не более 5 илл.; обязательно наличие подписей под илл.; внутри текста должны быть проставлены ссылки на илл., например: (рис. 1). Ссылки постраничные. Текст публикации должен включать: сведения об авторе (авторах), аннотацию (300 слов), ключевые слова, а также перевод на англ. яз. названия статьи, сведений об авторе (авторах), аннотации и ключевых слов.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации.

Примеры оформления статей смотрите в опубликованных сборниках предыдущих конференций в разделе Архив.

История освоения Сибири в 16-17 веках

Первый поход был предпринят при Иване III. До этого обратить свой взор на восток русским правителям не давали внутриполитические проблемы. Всерьез за свободные земли взялся только Иван IV, да и то в последние годы своего правления. Сибирское ханство формально вошло в состав Российского государства еще в 1555 году, однако позже хан Кучум объявил своих людей свободными от дани царю.

Ответ был дан отправкой туда отряда Ермака. Казачьи сотни под предводительством пяти атаманов захватили столицу татар и основали несколько поселений. В 1586 году в Сибири был заложен первый русский город – Тюмень, в 1587 году казаки основали Тобольск, в 1593 – Сургут, а в 1594 – Тару.

Если кратко, освоение Сибири в 16-17 веках связано со следующими именами:

  1. Семен Курбский и Петр Ушатый (поход в ненецкие и мансийские земли в 1499-1500 годах).
  2. Казак Ермак (поход 1851-1585 годов, освоение Тюмени и Тобольска).
  3. Василий Сукин (не был первопроходцем, но положил начало обустройству русских людей в Сибири).
  4. Казак Пянда (в 1623 году казак начал поход по диким местам, открыл реку Лену, дошел до того места, где позже был заложен Якутск).
  5. Василий Бугор (в 1630 году заложил на Лене город Киренск).
  6. Петр Бекетов (основал Якутск, ставший базой для дальнейшего освоения Сибири в 17 веке).
  7. Иван Москвитин (в 1632 году стал первым европейцем, который вместе со своим отрядом вышел к Охотскому морю).
  8. Иван Стадухин (открыл реку Колыма, исследовал Чукотку и первым заходил на Камчатку).
  9. Семен Дежнев (участвовал в открытии Колымы, в 1648 году полностью прошел Берингов пролив и открыл Аляску).
  10. Василий Поярков (совершил первый поход на Амур).
  11. Ерофей Хабаров (закрепил за Российским государством Приамурье).
  12. Владимир Атласов (в 1697 году присоединил Камчатку).

Таким образом, если говорить кратко, освоение Сибири в 17 веке ознаменовалось заложением основных российских городов и открытием путей, благодаря которым регион в дальнейшем стал играть большое народнохозяйственное и оборонное значение.

Век перелома

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути. А в 1916 году для лучшей морской связи с союзниками по Антанте в Первой мировой войне был основан северный порт Романов-на-Мурмане (Мурманск).

Война и революция сделали арктические исследования невозможными более чем на 10 лет

Однако молодое Советское государство, осознавая важность Арктики, уже в середине 20-х годов начало возрождать это направление в научных исследованиях. Сначала была поставлена задача по координации всех работ в Арктике, а вслед за ней была сформирована Севэкспедиция

К 1925 году оформляется НИИ изучения Севера, который в 1958 году будет преобразован в НИИ изучения Арктики и Антарктики. 15 апреля 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 году на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

С 1932 года, когда при СНК СССР было создано Главное управление Севморпути, освоение Арктики становится стратегической государственной задачей. В народном сознании эта задача перекликается с именами десятков героев и наших мужественных соотечественников, которые подчас с риском для жизни пробивали стране дорогу в Арктику. Такие имена, как Отто Шмидт, Иван Папанин, Валерий Чкалов, Михаил Громов, и десятки других героев первопроходцев сделали возможным открытие новых рубежей в кратчайшие сроки. Многие из них стали первыми Героями Советского Союза. Тогда же в 30-е и 40-е годы появляется устойчивый проход по Северному морскому пути в одну навигацию (до 65 дней). Появляются первые дрейфующие научно-исследовательские станции, разведываются и осваиваются нефтегазовые месторождения. Появляется и рад заполярных городов и портов, таких как Диксон, Тикси, Норильск, Воркута и другие.

В годы Великой Отечественной войны порты Мурманск и Архангельск играли огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Именно туда приходили арктические конвои с помощью для СССР по программе ленд-лиза. А Северный флот и бойцы в Заполярье сдерживали попытки нацистов перерезать эту сверхважную артерию.

После войны СССР вёл разновекторную работу по освоению Арктики. Строился и совершенствовался ледокольный флот, появились и первые атомные ледоколы, а в 1977 году ледокол «Арктика» первым в мире достиг точки Северного полюса. Военные активно развивали Северный флот, особенно его подводную составляющую. Так, в 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие сквозь льды. Плавание на подводных атомоходах во льдах и неглубоких водах и до наших дней считается экстремальным и сложным для подводников стран НАТО, а наши моряки, уже более 80 лет чувствуют себя там буквально как рыба в воде. СССР смог открыть и освоить крупнейшие месторождения нефти и газа на Севере и Арктике, такие как Уренгойское, Ямбургское на суше и Штокмановское и Приразломное на шельфе в море. В целом к 1991 году страна подошла с огромным заделом на будущее.

Смутное время: подвиг и жертва

Смута пришла на Север не сразу. Местное население было зажиточно, не знало крепостной зависимости и поэтому не примыкало к армиям Болотникова, Лжедмитрия II и различным воровским шайкам. Пока центральная часть России была в «шатости», северные города исправно присылали в Москву деньги, драгоценности, ратных людей. Так, в 1609 году Соловецкий монастырь выделил на оборону страны 3150 рублей.

Кирилло-Белозерский монастырь в XVII веке. Реконструкция С. С. Подапольского

Но настал 1610 год, когда Швеция из союзника стала прямым врагом Русского государства. В 1611 году были разорены окрестности Соловков, Валаамский монастырь — уничтожен вместе с братией. В 1613 году погибла братия Александро-Свирского монастыря, от монахов под пытками требовали выдачи сокровищ.

В сентябре 1612 года, когда польский гарнизон в Московском Кремле был уже обречен, польско-казачий отряд ворвался в Вологду. Были сожжен город и посады. В 1613 и 1614 годах разграблен Спасо-Прилуцкий монастырь. Зато Кирилло-Белозерский монастырь отряд полковника Песоцкого взять не смог.

Баловство Смутного времени

Одним из типичных действующих лиц Смуты стал атаман Баловень (Михаил Баловнев). Он служил то Лжедмитрию II, то Второму земскому ополчению, в 1613 году был послан со своим отрядом против шведов, но вместо этого стал грабить Север — в 1614 году ограбил Прилуцкий монастырь. В окрестностях Каргополя отличился особыми жестокостями — уничтожением сел, осквернением церквей, убийствами пленных, которым засыпали порох в рот и ноздри. В 1615 году двинул свой отряд на Москву, чтобы договориться о службе или разграбить город. Схвачен во время переговоров и повешен за ребро.

Отдельные «воровские» шайки разоряли северные земли, до 1618–1620 годов, когда почти во всей остальной России уже преодолели Смуту. Не в последнюю очередь потому, что осталось слишком мало ратных людей. Север, не участвовавший в Смуте, сильно пострадал из-за нее.

4

Природные ресурсы

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей. В соответствии с данными «Бритиш Петролеум», в мире ежегодно потребляется около 584 млн. баррелей нефти (исходя из усреднённого показателя 1,6 млн. баррелей в день). Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 154 года.

При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в [морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).

Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал службы береговой охраны Роджер Руф заявил следующее: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более, чем на 3, 5 или 10 процентов, а тем более во льдах.»

Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Глава компании ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель заявил журналистам, что работы по добыче нефти начнутся в середине июля 2012 года. Кроме компании «Газпром», лицензии на разработку нефтяных месторождений получила ОАО «Роснефть». На нефтегазовые ресурсы Арктики также претендуют нефтяные компании Royal Dutch Shell, BP, EXXON.

Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на Приразломном месторождении в Печорском море. Добыча ведётся с платформы «Приразломная» — она специально спроектирована для работы в Арктике. Платформа оснащена системой «нулевого сброса» — все отходы, в том числе буровые, вывозятся на берег или закачиваются в специальную поглощающую скважину. Платформа стоит на дне моря (глубина в районе месторождения — всего 20 метров), скважины находятся внутри основания платформы и надёжно изолированы от окружающей среды 3-метровыми бетонными стенами, которые покрыты сверхпрочной плакированной сталью. Первая арктическая нефть получила название Arctic oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.

«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России, но без его освоения невозможно решить задачи Энергетической стратегии России до 2020 года». Среди крупнейших газовых российских месторождений — Штокмановское, Русановское и Ленинградское, расположенные в западной Арктике.

Война: открыть ворота, отстоять Север

С самого начала Великой Отечественной войны балтийское и черноморское «окна» закрылись. Самым близким путем в союзную Англию стали порты Русского Севера — Мурманск, Архангельск и Северодвинск (Молотовск, построенный перед войной).

Уже 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый арктический конвой «Дервиш» с грузом каучука, армейских ботинок, топлива и пятнадцати истребителей «Харрикейн». В дальнейшем включились тихоокеанский и иранский маршруты. Но английские самолеты и танки, принявшие участие в битве за Москву, были доставлены именно в порты на Севере.

Оборона Советского Заполярья. Фото: Евгения Халдея, 1941

Не менее важной задачей, чем прием конвоев, была оборона Севера от финско-немецкой армии. Финские войска перерезали Мурманскую железную дорогу от станции Свирь до станции Масельгская

Продвигаясь на восток, враг мог захватить и линию на Архангельск, что прекратило бы снабжение страны из северных портов. Решающую роль в августе и сентябре 1941 года сыграла 88-я стрелковая дивизия, переброшенная морем и недавно построенной Сорока-Обозерской железной дорогой из Архангельска. Она остановила финнов, отбросила от Беломорска, и фронт на этом направлении стабилизировался до 1944 года.

Могут только русские

1 января 1915 года Николай II одобрил строительство железной дороги от Петрозаводска до Мурманского побережья. Строились два участка: Петрозаводск — Сороцкая бухта и Сорока — Мурман. В ноябре 1916 года участки торжественно соединились, и уже скоро самая северная железная дорога в мире начала пропускать поезда.

Перед началом Великой Отечественной войны была закончена однопутная линия Сороко-Обозерской железной дороги, соединившие Мурманскую дорогу с Северной. Войну дорога встретила без инфраструктуры, с пропускной способностью три эшелона в сутки. Линия была дооборудована и стала основной веткой для перемещения ленд-лизовских грузов из Мурманска в Москву и подкреплений на Карельский фронт. Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, проехавший по железной дороге, не отмеченной на мировых картах, заявил, что совершить такое могли только русские.

Красота спасла храм

Существует легенда, что финское командование поручило пилоту истребителя уничтожить храм Преображения Господня на Кижах, так как на ней был советский пункт корректировки огня. Летчик облетел церковь, корректировочного пункта не обнаружил, восхитился красотой и не открыл огонь.

Русский Север всегда помогал остальной стране в самые смутные и опасные годы, нередко жертвуя собой. Нам есть за что благодарить этот край, хранящий памятники подвигов и страданий.

Зачем поморы двинулись на восток

Мы привычно считаем, что до Петра I у России морского флота не было. Но зачем-то же царь Петр ездил в Архангельск, перенимал опыт у северных корабелов и поморских плотников… А дело в том, что еще за три века до Петра Алексеевича русские выходили в Студёное море (так раньше называли Белое) и по своим лоциям, чертежам ходили по арктическим водам. Особой формы усиленные поморские кочи водоизмещением в сотни тонн Арктики не боялись. Кочи эти были длиной 15-20 метров и брали полезной нагрузки 30-40 тонн. Не совсем плоскодонные, они не имели большого киля, «сидели» в воде неглубоко, потому что во время штормов, ветров, среди льдов приходилось близко подходить к берегу, прятаться в бухтах, за островом или на реках.

В поисках промысловой рыбы и зверя поморы издавна освоили Грумант (Шпицберген), Матку (Новую Землю), многочисленные острова и побережья Белого моря и Ледовитого океана. Ходили в Норвегию. Участвовали они и в освоении Арктического морского пути, имевшего большое значение не только для России, но и для всей Европы.

Когда русские пришли на Север за пушниной, ее здесь было много. Но через некоторое время зверя выбили, и нужно было искать новые охотничьи угодья на востоке. Из Белого моря, которое, хоть и большое, но, по сути, внутреннее, поморы выдвинулись в сторону Карского моря, Северного Урала, к устью Оби. В XVI веке англичане и голландцы удивлялись, что, оказавшись в этих краях, постоянно встречали русские корабли, которые уверенно двигались дальше и дальше на восток, во льды, туда, куда, казалось, пройти было нельзя.

3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector