Экономика нидерландов

Экономическая география

Нидерланды — одна из самых густонаселенных стран Европы. Население сосредоточено в Рандстаде , районе между большими западными городами Амстердамом , Роттердамом , Утрехтом и Гаагой . Предпосылки Randstad в качестве двигателя голландской экономики очень хороши: многие товары, доставляемые морем, доставляются во внутренние районы Европы через два крупных порта: Роттердам (грузооборот в 2009 году: 385 миллионов тонн) и Амстердам (товары, обработанные в 2009 году: 73 млн тонн). В то же время в столице Амстердаме также находится один из крупнейших международных аэропортов — аэропорт Схипхол . В 2009 году Схипхол был пятым по величине грузовым аэропортом в Европе с грузооборотом около 1,3 миллиона тонн и 44 миллионами пассажиров. В дополнение к крупным точкам перевалки товаров в Нидерландах есть эффективная инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила, удобные для бизнеса процедуры утверждения и благоприятные правовые условия.

ВВП по провинциям
классифицировать провинция ВВП по ППС в млн евро ВВП на душу населения, ППС , (28 стран ЕС = 100) (2015 г.) ВВП на душу населения в евро (номинальный) (2015 г.)
1  Северная Голландия 131 317 164 47 400
2  Утрехт 54 928 150 43 300
3-й  Гронинген 24 232 144 41 500
4-й  Северный Брабант 94 613 131 38 000
5  Южная Голландия 133 715 128 37 000
 Нидерланды 626 587 128 37 000
Шестой  Лимбург 37 653 108 31 200
7-е  Гелдерланд 62 871 107 31 000
8-е  Оверэйсел 34 466 105 30 200
 ЕС-28 14 714 029 100 28 900
9  Зеландия 10 961 100 28 800
10  Флеволанд 11 418 98 28 300
11  Дренте 12 788 91 26 200
12-е  Фрислан 16 836 90 26 100

Доходы в Нидерландах

Налоговые поступления

20,87 % от ВВП(2014)

(по убыванию):
44 место в мире из 142 (69,72%);
16 место в Европе из 39 (61,54%) 2,27 % (0,454 % годовых) min: 19,61; max: 24,81; max-min: 5,20 (20,96%); mid: 22,21; -1,34 (-6,40%)

Международная торговля

154,15 % от ВВП(2015)

(по убыванию):
17 место в мире из 187 (91,44%);
9 место в Европе из 42 (80,95%) 12,07 % (2,41 % годовых) min: 81,36; max: 154,29; max-min: 72,93 (47,27%); mid: 117,82; 36,32 (23,56%)

Международная торговля услугами

39,03 % от ВВП(2015)

(по убыванию):
34 место в мире из 179 (81,56%);
10 место в Европе из 42 (78,57%) 20,60 % (4,12 % годовых) min: 13,26; max: 39,03; max-min: 25,77 (66,02%); mid: 26,15; 12,88 (33,01%)

Внешняя торговля товарами

143,02 % от ВВП(2015)

(по убыванию):
11 место в мире из 188 (94,68%);
6 место в Европе из 42 (88,10%) 8,83 % (1,77 % годовых) min: 72,69; max: 149,86; max-min: 77,17 (51,50%); mid: 111,28; 31,74 (22,19%)

Прямые иностранные инвестиции, чистый приток

13,57 % от ВВП(2015)

(по убыванию):
15 место в мире из 188 (92,55%);
7 место в Европе из 41 (85,37%) 1,98 % (0,397 % годовых) min: 0,483; max: 87,44; max-min: 86,96 (99,45%); mid: 43,96; -30,40 (-224,05%)

Рента на природные ресурсы

0,509 % от ВВП(2015)

(по убыванию):
133 место в мире из 177 (25,42%);
17 место в Европе из 37 (56,76%) 5,88 % (1,18 % годовых) min: 0,048; max: 2,63; max-min: 2,58 (98,18%); mid: 1,34; -0,828 (-162,57%)

Общая характеристика хозяйственной отрасли

За счет своего географического местоположения в центре Западной Европы страна обладает стратегически удобным начальным расположением.

Вам будет интересно:Денежная система Великобритании. Курс фунта стерлингов. Банковская система Великобритании

Давая краткую характеристику экономике Нидерландов, можно отметить, что хозяйственная сфера этого государства нацелена, главным образом, на экспорт продукции. Транспорт и продажи считаются значимыми направлениями хозяйственной деятельности.

Благодаря выгодному местоположению государства, тут создано большое количество промышленных объектов (концернов, заводов, фабрик и др.). Множество гигантских мировых производств обладают своими дистрибьюторами для Старого Света в этой стране. Кроме того, в Нидерландах нередко создаются те организации, которые зависимы от перевозок большого объема материалов по воде (к соответствующим сферам деятельности можно отнести нефтехимическую отрасль).

Вам будет интересно:Драгоценные металлы — это… Перечень, характеристики и котировки драгоценных металлов

Нидерланды интересны множеству производственных объединений за счет следующих возможностей:

  • хорошо развитая транспортная сфера;
  • комфортная для коммерсантов обстановка и рынок труда с компетентными работниками.

Высокая оценка вышеперечисленным показателям страны была поставлена ТНК и центрами исследования экономики.

Аграрная отрасль

Аграрная сфера имеет большое значение для экономики такой страны, как Нидерланды. В составе товаров, которые Нидерланды поставляют в другие страны, доминируют цветы и овощи (12 000 000 000 €), изделия молочного скотоводства (5 000 000 000 €).

Угодья с/х назначения составляют 65 % всей площади Нидерландов. Количество пастбищ постоянно уменьшается, и в период 1995–2005 гг. их число снизилось на 8,2 %, что во многом вызвано возведением домов. Грунт в государстве тщательно удобряют.

В отдельных регионах Нидерландов доминирует выращивание цветов. Население также разводит картошку, злаки, сахарную свеклу.

Страна находится на 5 месте в Старом Свете по изготовления масла и на 4 – по изготовлению сыра.

По территории, приспособленной для теплиц, государство является бесспорным лидером на планете. В период 1994–2005 гг. территория, отданная тепличному хозяйству, увеличилась с 13 000 га до 15 000 га. Большая часть защищенной почвы (3/5 всей площади) приспособлена для выращивания цветов.

Ключевые цифры

Изменение валового внутреннего продукта (ВВП) в реальном выражении Евростат

год 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Изменение в% г / г 3.5 3,7 1,7 −3,8 1,7 1.4 −1,1 -0,2 1.4 2.3 2.2

Развитие ВВП (номинальное), Евростат

абсолютный (в миллиардах евро) на жителя (в тысячах евро)
год 2014 г. 2015 г. 2016 г. год 2014 г. 2015 г. 2016 г.
ВВП в миллиардах евро 663 683 702 ВВП на душу населения (в тыс. Евро) 39,3 40,4 41,3

Развитие внешней торговли (GTAI)

в миллиардах долларов США и его изменение по сравнению с прошлым годом в процентах
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Миллиард долларов США % г / г Миллиард долларов США % г / г Миллиард долларов США % из года в год
Импортировать 382,4 −1,0 383,2 +0,2 380,6 −0,7
экспорт 433,4 +0,1 427,3 -1,4 432,3 +1,2
остаток средств +51,0 +44,1 +51,7
Экспорт (в процентах) в Импорт (в процентах)
 Германия 24,4  Германия 15.4
 Бельгия 10,8  Китайская Народная Республика 14,2
 Объединенное Королевство 9,5  Бельгия 8,4
 Франция 8.9  США 8.0
 Италия 4.3  Объединенное Королевство 5,3
 США 3,6  Россия 4.1
 Испания 3,2  Франция 3.5
другие государства 35,3 другие государства 41,1

Туристические регионы

Нидерланды делятся на провинции. Всего их 12. Это Южная Голландия, Фрисландия, Флеволанд, Утрехт, Северный Брабант, Северная Голландия, Оверэйсел, Лимбург, Зеландия, Дренте, Гронинген, Гелдерланд. Кстати, называть Нидерланды Голландией, на самом деле, не совсем правильно, ведь это всего лишь две ее провинции, которые прославились раньше всех, и поэтому у мира страна прочно ассоциируется с ними. Южная и Северная Голландия исторически были самыми развитыми провинциями и самыми известными за пределами Нидерландов.

Амстердам – здесь вы увидите и квартал Красных фонарей, и Амстердам настоящий и традиционный, именуемый городом сотен каналов, через которые перекинуто более 600 мостов. Самые красивые из них – Блаубург и Махере-брюг. Каналы – атрибут всех экскурсий. С воды можно осмотреть большинство достопримечательностей города.

Роттердам – самый большой порт страны и вообще один из крупнейших портов мира. В центре, у Морского музея принца Хендрика, высится бронзовый памятник «Крик» в память об уничтоженном фашистами старом городе. Из прочих достопримечательностей – Исторический музей во дворце XVII в., знаменитый музей Боймана ван Бенингена с коллекцией фламандских мастеров XV-XVI вв.

Утрехт – центр железнодорожной системы страны и Эйндховен – центр электроники и высоких технологий.

Харлем – самый старинный горд Нидерландов, его называют «Городом цветов». Здесь сохранилось множество памятников средневековой архитектуры: здание Ратуши и особняки городской знати вокруг центральной площади Гроте Маркт, церкви Сен-Баво и Гроте-Керк.

Маастрихт – ровесник Харлема, его главной достопримечательностью являются подземные катакомбы длиной 20 километров. В городе сохранились и руины оборонительных сооружений XIII века.

В Нидерландах также рассыпаны более 20 исторических деревень и городков. Одним из наиболее популярных является Делфт. Это центр производства известного бело-голубого голландского фарфора.

Достопримечательности

  • В Амстердаме жили Рембрандт и Ван Гог, и в художественных галереях до сих пор хранится множество их работ. Есть и мемориальные дома-музеи этих мастеров, которые обязательно нужно посетить.
  • Мосты Махере-брюг и Блаубург признаны памятниками инженерного искусства. И вообще, Амстердам изобилует памятниками архитектуры и музеями: Рейксмюзеум, музей Стеделик, дом Анны Франк, Музей эротики…
  • В Зандаме, в 20 км от Амстердама, расположен домик Петра I и архитектурный музей под открытым небом Zaanse Schans.
  • Самый большой национальный парк страны Де-Хоге-Велюве площадью 55 кв. км расположен на песчаных почвах Велюве, оставшихся после схода ледника.
  • Национальный парк Де Кеннермердюнен занимает более 1000 гектаров дюнного участка на побережье Северного моря, изобилует прудами, растительностью и фауной.
  • Также в Нидерландах сохранилось множество средневековых крепостей, дворцов и замков. Это, прежде всего, крепость Аммерсоен (XIV в.), замок Миддахтен (1190 г.) – один из немногих сохранившихся вместе со всей обстановкой, Валькенбург, построенный на скальном основании в 1100 году.
  • Посетите также здание трибунала Риддерзал (XIII в.) в Гааге, средневековую тюрьму «Гевагенпорт», где сейчас расположен Музей инквизиции, старейший в стране Пассаж (1882-1885 гг.), «Опенлюхтмузеум» – музей под открытым небом. На не очень большой территории собраны подлинные мельницы и фермерские дома. Кстати, в стране сохранилось огромное количество работающих мельниц.

  • В парке «Археон» реконструирована практически вся история Нидерландов. Туристы узнают, как фермеры работали на полях, а средневековые монахи варили пиво, рассказана там история и каменного века.

Энергетика[править | править код]

Доказанные извлекаемые запасы природных энергоносителей Нидерландов в соответствии с информацией U.S. Energy Information Administration (на сентябрь 2015 г.) и данными EES EAEC оцениваются в объеме 1,453 млрд тут (в угольном эквиваленте) или 0,11% от общемировых (179 стран мира). Запасы природного газа (на 1 января 2013 г.) — 1,399 млрд. тут, что составляет 96,3% от названных доказанных запасов, что в течение продолжительного времени обеспечивало Нидерландам статус нетто-экспортера этого энергоносителя.

Энергетическая зависимость* Нидерландов  по агрегированным группам энергоносителей и в целом в соответствии с данными Eurostat  характеризуется следующей диаграммой

Энергетическая зависимость Нидерландов, 1990-2019 гг., проценты

Из данных Eurostat на 24 января 2021 г., представленных в таблице 1 вытекают следующие принципиальные особенности современного энергетического хозяйства страны. В общем объеме производства первичной энергии 72,3% производство природного газа. На долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ), включающей биотопливо, приходится 18,8%. Нидерланды являются нетто-импортером по всем энергоносителям, включая электроэнергию, кроме группы ВИЭ с учетом биотоплива. В структуре общей поставки — почти 72 млн. тонн нефтяного эквивалента (toe) природный газ и сырая нефть и нефтепродукты составляют соответственно 44,5% и 36,2%. Конечное энергетическое потребление за 2019 г. — 44,7 млн toe, 29,9% которого приходится на промышленность, 24,5% — на транспорт и 45,6% — на другие сектора.

Таблица 1. Отдельные статьи ТЭБ Нидерландов за 2019 г., тыс. тонн нефтяного эквивалента
Энергоносители Производство первичной энергии Экспорт Импорт Общая поставка Конечное энергетическое потребление Промыш-ленность Транспорт Другие сектора
Электроэнергия 1681 1754 74 9420 3071 203 6146
Теплоэнергия 216 216 2126 1535 591
Производные газов 460 460
Природный газ 23944 34158 42489 32046 16588 5026 64 11498
Невозобновляемые отходы 681 36 170 815 39 39
Ядерное тепло 910 910
Сырая нефть и нефтепродукты (без биотоплива) 1146 105890 148419 26047 13977 3016 10050 912
Сланец и битуминозный песок
Торф и продукты из торфа
Возобновляемые и биотопливо 6220 1532 785 5433 1989 181 616 1191
Твердое органическое топливо 100 6657 6419 83 79 4
Всего 33116 143398 200275 71960 44683 13369 10933 20381
Доля электроэнергии 1,17% 0,88% 21,08% 22,97% 1,86% 30,16%

Уровни электрификации (доли потребления электроэнергии) в конечном энергетическом потреблении — 21,1%, промышленности — почти 23%, транспорт — 1,9% и в других секторах — 30,2%.

Внешняя торговля

Германия — важнейший торговый партнер Нидерландов. Около четверти всего голландского экспорта (включая реэкспорт ) идет в Федеративную Республику. Предположительно небольшие Нидерланды с товарооборотом в 157,3 млрд евро (2012 г.) в двусторонней внешней торговле уступают только Франции среди стран-партнеров Германии. Это делится на 70,8 млрд евро на экспорт в Нидерланды и 86,5 млрд евро на импорт из Нидерландов. Это делает Федеративную Республику самым важным экспортером в Нидерланды.

Таким образом, экономическое развитие Германии оказывает большое влияние на Нидерланды. Голландский экспорт быстро реагирует на экономические колебания в соседней стране.

Нидерланды в основном экспортируют продукты питания, цветы, оборудование, химические продукты и природный газ. Фрукты и зерно, сырая нефть и автомобили импортируются. В 2016 году у Нидерландов было положительное сальдо торгового баланса , что означает, что экспорт превысил стоимость импортированной продукции почти на 50 миллиардов евро.

Общий

Основными элементами голландской экономики традиционно были торговля и распределение. Рыболовство и судоходство составляют историческую основу развития внешней торговли и промышленности . В соответствии со своей историей торговой нации, страна превратилась в европейский распределительный центр. Нидерланды являются членом Европейского Союза с 1952 года, а также входят в Сообщество Бенилюкса , НАТО и ООН .

Основные экономические данные за 2009 год:

  • ВВП (Валовой внутренний продукт): 569 миллиардов евро
  • ВВП на душу населения: 34 788 евро
  • Экономический рост : -4 процента
  • Безработица : 420 000 безработных = 5,5 процента.
  • Уровень инфляции : 1,2 процента.

Управление планирования Нидерландов (Centraal Planbureau, CPB) ожидает, что ВВП немного вырастет на 1,5 процента в 2010 году. Безработица составляла 5,7 процента в феврале 2010 года и, по мнению аналитиков, должна вырасти до 6,5 процента. В марте 2010 года уровень инфляции составил 1 процент, что немного лучше, чем в 2009 году, когда он составил 1,2 процента.

Транспорт

Плоский рельеф создает благоприятные условия для развития сети дорог, но большое число рек и каналов создает определённые трудности и риски в дорожном строительстве.

  • Общая длина железнодорожной сети составляет 2753 километра (из них электрифицированы 68 % — 1897 км).
  • Общая длина автомобильных дорог — 111 891 км.
  • Общая длина судоходных рек и каналов — 5052 км.

Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство (порт Роттердама — крупнейший транспортный узел Европы). Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты. Аэропорт Схипхол, расположенный в Амстердаме, по величине грузопотоков занимает одно из лидирующих положений среди стран Западной Европы.

[править] Пример оплаты услуг ЖКХ

Лидия переехала к мужу в Гаагу. Сейчас семья живет с двумя детьми на окраине города в скромном частном доме. «Все потребление зависит от числа человек в семье и национальности экспатов — у каждого свои привычки. Так, зимой голландцы почти не включают отопление, если в их домах теплее +15º C. А русские мерзнут и предпочитают пользоваться обогревателями».

Лидия отмечает, что русские тратят больше воды, потому что моют руки намного чаще голландцев: коренное население этой привычкой пренебрегает.

В Голландии практикуется такой подход к потреблению воды. Есть горячая вода (она входит в систему отопления — это та же вода, что бежит в батареях, пить ее нельзя), есть питьевая (обычная холодная из-под крана, она высочайшей очистки) и есть расходуемая на бытовые нужды (пить ее не надо, а вот постирать можно).

Горячая вода вместе с отоплением стоят примерно 10,2 тыс. рублей в месяц, холодная (питьевая) — 2,2 тыс. рублей, «расходная» — еще 3 тыс. рублей.

Вывоз мусора обходится в 3,6 тыс. рублей в месяц. Оплата телевидения, интернета и домашнего телефона — еще 5,9 тыс. рублей. Электричество — 4,2 тыс. рублей.

Газ в Голландии дорогой. Семьи, живущие в старых домах (по словам Лидии, газ подведен в основном к таким домам), платят в среднем по 3,2 тыс. рублей в месяц. При этом в стране немало домов, где все еще существует дровяное отопление.

Итого: 32,3 тыс. рублей в месяц (по состоянию на 2019 год).

Сельское хозяйство[править | править код]

Сельское хозяйство в Нидерландах является высокоинтенсивным и значимым сектором экономики, хотя в нём в 2005 году было занято всего около 1,0 % населения страны и производилось не более 1,6 % ВВП. В 2005 году сельскохозяйственный экспорт превысил 17 млрд евро (более 6 % товарного экспорта страны), около 80 % экспорта потребляют страны Евросоюза (Германия — 25 %, Великобритания — 12 %). В структуре аграрного экспорта преобладают овощи и цветы (12 млрд евро) и продукты молочного животноводства (5 млрд евро).

Земельные угодья. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около 65 % территории страны. Около 27 % сельскохозяйственных угодий занято пахотными землями, 32 % — пастбищами и 9 % покрыто лесами. Доля пастбищ непрерывно падает, с 1995 по 2005 года эти угодья сократились на 8,2 %, что связано в основном с расширением жилищного строительства.

Несмотря на то, что почвы являются подзолистыми и неплодородными (за исключением прибрежных зон Северного моря), за ними в Нидерландах ухаживают тщательно, кроме того, по количеству вносимых минеральных удобрений на 1 гектар страна в 2005 году занимала первое место в мире. Таким образом, сельское хозяйство в Нидерландах характеризуется как высокопродуктивное.

Растениеводство. В некоторых районах страны преобладает цветоводство. Выращивается также картофель, сахарная свёкла и зерновые культуры. Важная статья экспорта — высококачественные парниковые и консервированные овощи.

Животноводство. Пятое место в Европе по производству масла и четвёртое по производству сыра. Наиболее распространено пастбищное животноводство, на польдерах выпасается более 4,5 миллиона голов крупного рогатого скота (около 3,5 % от скота ЕС). Молочное стадо в 2005 году насчитывало около 1,4 миллионов голов (в середине 1980-х было около 2,5 миллионов голов), продуктивность стада очень велика — средние надои составляют более 9 тысяч литров молока в год.

Тепличное хозяйство. По площадям, отведённым под тепличное хозяйство, Нидерланды занимают первое место в мире. С 1994 года по 2005 год площадь теплиц возросла с 13 до 15 тысяч гектаров, обогреваются теплицы обычно при помощи местного природного газа. 60 % защищённого грунта отведено под цветоводство.

Данные

В следующей таблице представлены основные экономические показатели за 1980–2020 годы. Инфляция ниже 2% отмечена зеленым цветом.

Год ВВП (в млрд. Евро) ВВП на душу населения (в евро) Рост ВВП (реальный) Уровень инфляции (в процентах) Безработица (в процентах) Государственный долг (в% ВВП)
1980 г. 170,7 12 066 н / д н / д 3,4% 44,6%
1981 г. 179,0 12 566 -0,5% 6,8% 4,6% 48,0%
1982 г. 186,3 13 015 -1,2% 5,8% 6.5% 53,7%
1983 г. 193,5 13 471 1,8% 2,9% 8,3% 59,8%
1984 г. 202,4 14 030 3,1% 3,4% 8,1% 63,4%
1985 г. 211,5 14 593 2,7% 2,3% 7,3% 68,7%
1986 г. 218,3 14 981 3,1% н / д 6.5% 70,6%
1987 г. 221,7 15 114 1,9% -1,0% 6,3% 73,0%
1988 г. 231,2 15,661 4,6% 0,5% 6,2% 75,5%
1989 г. 244,6 16 474 4,4% 1,1% 5,7% 75,6%
1990 г. 258,8 17 311 4,2% 2,5% 5,1% 76,9%
1991 г. 273,4 18 143 2,4% 3,2% 4,8% 76,7%
1992 г. 285,0 18 771 1,7% 1,8% 4,9% 77,4%
1993 г. 293,2 19 177 1,3% 1,6% 5,5% 78,5%
1994 г. 308,1 20 030 3,0% 2,1% 6,2% 75,3%
1995 г. 325,3 21 045 2,6% 1,3% 7,1% 73,1%
1996 г. 341,0 21 955 3,6% 1,4% 6,4% 71,2%
1997 г. 365,0 23 378 4,3% 1,9% 5,5% 65,6%
1998 г. 389,3 24 786 4,5% 1,8% 4,3% 62,5%
1999 г. 414,8 26 237 5,0% 2,0% 3,5% 58,1%
2000 г. 448,1 28 134 4,3% 2,3% 3,1% 51,4%
2001 г. 476,7 29 708 2,1% 5,1% 3,1% 48,7%
2002 г. 494,5 30 621 0,1% 3,9% 3,7% 48,1%
2003 г. 506,7 31 228 0,3% 2,2% 4,8% 49,3%
2004 г. 523,9 32 179 2,0% 1,4% 5,7% 49,6%
2005 г. 545,6 33 431 2,2% 1,4% 5,9% 48,9%
2006 г. 579,2 35 434 3,5% 1,6% 5,0% 44,5%
2007 г. 613,3 37 436 3,7% 1,6% 4,2% 42,4%
2008 г. 639,2 38 864 1,7% 2,2% 3,7% 54,5%
2009 г. 617,5 37 359 −3,8% 1,0% 4,3% 56,5%
2010 г. 631,5 38 008 1,3% 0,9% 5,0% 59,3%
2011 г. 642,9 38 515 1,6% 2,5% 5,0% 61,6%
2012 г. 645,2 38 506 -1,0% 2,8% 5,8% 66,3%
2013 652,7 38 844 -0,1% 2,6% 7,3% 67,8%
2014 г. 663,0 39 313 1,4% 0,3% 7,4% 68,0%
2015 г. 683,5 40 353 2,0% 0,2% 6,9% 64,6%
2016 г. 702,6 41 259 2,2% 0,1% 6.0% 61,8%
2017 г. 737,0 43 001 2,9% 1,3% 4,9% 56,7%
2018 г. 772,7 44 950 2,5% 2,3% 3,8% 54,4%
2019 г. 810,2 46 883 1,7% 2,7% 3,4% 47,6%
2020 г. 796,9 45 780 −3,8% 1,1% 3,8% 53,6%

Положение в хозяйственной сфере Нидерландов во второй половине XX–XXI столетиях

После Великой Отечественной войны Нидерланды были в руинах. В 1945 г. хозяйственная сфера страны составляла только 28 % от того объема, который был в конце 30-х годов. Во время войны фашисты уничтожили до 60 % системы транспортного сообщения.

На восстановление государства Америка выделила больше 1 000 000 000 USD. К 1953 г. органами власти Нидерландов направлялись средства на возведение 65 000 жилых зданий ежегодно.

Развитие экономики Нидерландов обусловлено и распадом колониальной системы. Государство утратило контроль над своей основной колонией в 1949 г. Это стало толчком к развитию иных промышленных отраслей, тогда как до войны с Германией ключевую роль в хозяйственной сфере играла торговля.

Промежуток 1950–1970 гг. считается «золотым периодом» становления экономики Нидерландов. Валовой внутренний продукт в среднем каждый год увеличивался на 4-5 %. Такое серьезное экономическое развитие дало возможность руководству страны и коммерсантам со временем увеличить заработок наемным рабочим, не допуская крупных разногласий с самими работниками и организациями, представляющими их интересы.

С 1960-х годов в экономической отрасли на первое место вышли кораблестроение, химическая промышленность и межгосударственные торговые отношения, хотя аграрная сфера по-прежнему играла немаловажную роль.

В 1970-х годах нидерландцы нашли «черное золото» в Северном море, которое нанесло вред стране. Дело в том, что нефтедобыча стала лидировать в хозяйственной сфере, что шло во вред промышленной сфере. Мировая конкуренция в промышленности привела к утрате Нидерландами былых высоких позиций даже в тех сферах, где они традиционно считались сильными (например, в кораблестроении).

В 1980-е гг. в частные руки был передан ряд государственных организаций, что позволило уменьшить затраты страны.

В 1990-е годы ситуация в экономике Нидерландов нормализовалась. Однако увеличение заработков вызвало серьезный рост цен и привело к тому, что инвесторы стали выводить свой капитал из страны.

В 2009–2013 гг. серьезный удар по хозяйственной сфере нанес экономический кризис в Европейском Союзе. Для спасения от краха двух крупных банков («ING Group» и «ABN Amro») министерству экономики Нидерландов пришлось прибегнуть к финансовой помощи ЕС, которая в общей сложности составила 40 млрд. €.

В 2013 г. правитель Нидерландов публично заявил о конце «страны всеобщего благоденствия».

Транспортная система

Отсутствие гор в государстве создает комфортную среду для развития системы дорожного сообщения, но крупная численность водоемов становится причиной некоторых затруднений и опасностей в данной сфере. Вот данные о суммарной протяженности путей:

  • железные дороги — 2 753 км;
  • автомагистрали – 111 891 км;
  • водные пути – 5 052 км.

Большое значение в экономике страны Нидерланды имеет морское сообщение. Государство обрабатывает большую долю морских перевозок в Старом Свете. Авиационная фирма «KLM» обслуживает множество межгосударственных перевозок по воздуху.

Одновременно увеличилось мировое транзитное значение Нидерландов. Благодаря Голландии, эта страна стала занимать 4 позицию по величине среди транспортных государств земного шара. Крупнейшим портом Нидерландов является Роттердам.

Промышленность[править | править код]

Важнейшие отрасли:

  • Машиностроение
  • Нефтехимия
  • Авиастроение
  • Судостроение
  • Чёрная металлургия
  • Текстильная промышленность
  • Мебельная промышленность
  • Целлюлозно-бумажная промышленность
  • Производство пива
  • Производство одежды.

Тяжёлая индустрия — нефтепереработка, химическое производство, чёрная металлургия и машиностроение сосредоточены в прибрежных районах, особенно в Роттердаме, а также в Эймяйдене, Дордрехте, Арнеме и Наймегене. Все эти города стоят на судоходных реках или каналах.

Развито также производство шоколада, сигар, джина, пива. Известной отраслью, несмотря на скромные масштабы, является обработка алмазов в Амстердаме.

Добывающая промышленностьправить | править код

Важное значение имеет добыча природного газа (10-е место по добыче в мире (2011)). Газовое месторождение в провинции Гронинген, базовое для западноевропейских рынков (рекордная добыча на Гронингене в 2013 году составила 53,8 млрд кубометров); по трубопроводам газ распределяется оттуда по всей стране и на экспорт

В 2010-х там возникли очень серьезные проблемы: из-за хищнической добычи операторами проекта в лице Shell и ExxonMobil в регионе резко возросла сейсмоактивность. Как результат — два серьезных землетрясения — сначала в 2012-м, потом в 2018 году. Последовало распоряжение правительства Нидерландов о сокращении добычи сначала до 12 млрд кубометров к 2022 году, а далее и полное ее прекращение.

До 1975 года в провинции Лимбург добывали уголь.

В городах Хенгело и Делфзейл работали соляные шахты с объёмом добычи 4 миллиона тонн в год.

Голландская экономика XVI века

Рыболовство и сельское хозяйство сформировали экономику голландцев в 15 и 16 веках. В начале 15 века Антверпен на территории современной Бельгии был торговой столицей Северной Европы. Голландское восстание против испанских Габсбургов оказало большое влияние на падение Антверпена в 1585 году. Те, кто населял эти земли, нуждались в новом доме, обеспечивающем безопасность. Среди этих народов были купцы и кальвинистские мастера. В конце концов они отправились в Северные Нидерланды. Население Голландии и Зеландии росло. Эти две провинции также активно участвовали в морских операциях и производстве. На протяжении большей части XVI века эти земли считались более сельскими, чем земли южных Нидерландов. Они сосредоточились на забое крупного рогатого скота как на крупном средстве торговли.

В конце 16 века голландцы значительно расширили свои морские исследования. Они простирались до Азии, Средиземного моря и Атлантического океана. Голландцы пробивались к тому, чтобы стать крупной мировой державой. В 1595 году голландские путешествия в Азию начались с Корнелиса де Хаутмана . За ночь до начала своего путешествия голландцы уже создали четыре торговые сети в Трансатлантике. Эти сети включали Испанию с Испанской Америкой и Португалию с их бразильскими колониальными владениями.

Положение хозяйственной сферы в Нидерландах в XVI столетии

Начиная с 1555 г. Нидерланды являлись составной частью Испанского государства. Экономика страны Нидерланды отличалась богатством и развитостью. Однако не все земли здесь имели равную степень развития. Торговая и промышленная (изготовление полотна и шерсти) отрасли преимущественно были развиты в Брабанте и Фландрии.

В 1590-х годах появились первые предприятия (мануфактуры) с привлечением наемных рабочих. Возникла тенденции к формированию капитализма. В соперничестве с такими предприятиями цеховое изготовление проигрывало и вырождалось.

В промышленной сфере активно развивалось изготовление металла, ковров и стекол. В Льеже производили оружие, в Антверпене – сахарный песок, ткань (сукно) и мыло, а Брюссель славился своими коврами. В Саадаме и центре Голландии активно развивалось кораблестроение. Производство шерсти отличалось интенсивностью в Утрехте, Роттердаме и Лейдене.

Вам будет интересно:Основные теории риска в экономике

Центром торговли до 1576 г. в Нидерландах был Антверпен. После поражения от Испании его сменил Амстердам.

Политический и экономический гнет со стороны испанцев привели к революционному восстанию, закончившемуся тем, что в 1609 г. Нидерланды получили независимость от Мадрида.

Транспорт

Плоский рельеф создает благоприятные условия для развития сети дорог, но большое число рек и каналов создает определённые трудности и риски в дорожном строительстве.

  • Общая длина железнодорожной сети составляет 2753 километра (из них электрифицированы 68 % — 1897 км).
  • Общая длина автомобильных дорог — 111 891 км.
  • Общая длина судоходных рек и каналов — 5052 км.

Важную роль в экономике страны также играет океанское судоходство (порт Роттердама — крупнейший транспортный узел Европы). Нидерланды перерабатывают значительную часть европейских грузопотоков. Авиакомпания KLM обслуживает многие международные маршруты. Аэропорт Схипхол, расположенный в Амстердаме, по величине грузопотоков занимает одно из лидирующих положений среди стран Западной Европы.

использованная литература

  • Аджемоглу, Дарон, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон. «Возвышение Европы: атлантическая торговля, институциональные изменения и экономический рост». Американский экономический обзор (2005): 546-79. Распечатать.
  • Боксер, Чарльз Ральф, Голландская морская империя, 1600-1800, стр. 18, Тейлор и Фрэнсис, 1977 г.
  • Бродель, Фернан. Средиземноморье и Средиземноморский мир в эпоху Филиппа II, Vol. II. Перепечатка, Беркли: Калифорнийский университет прессы, 1995.
  • Де Фрис, Ян. «Пределы глобализации в раннем современном мире». Обзор экономической истории (2010–12 гг.). Распечатать.
  • Эван, Томас. «Главы экономической истории» (2014). Каролинум Пресс . Распечатать.
  • Глете, Ян. Война и государство в Европе раннего Нового времени: Испания, Голландская республика и Швеция как фискально-военные государства, 1500–1660 гг. Лондон: Рутледж, 2002. Печать.
  • Харрелд, Дональд. «Голландская экономика в« золотой век »(XVI-XVII века)». Энциклопедия EH.Net под редакцией Роберта Вэплса. 12 августа 2004 г.
  • Израиль, Джонатан И. «Экспорт испанской шерсти и европейская экономика, 1610–1640». Обзор экономической истории 33 (1980): 193-211.
  • Израиль, Джонатан I., Голландское первенство в мировой торговле, 1585-1740 гг. (Оксфорд: Clarendon Press, 1989).
  • Маанен, Х. ван, Encyclopedie van misvattingen, (2002). Онлайн.
  • Крапива, Кертис. Британский меркантилизм и экономическое развитие тринадцати колоний (1952). Распечатать.
  • Нельсон-Бернс, Лесли. «Краткая история англо-голландских войн созерцателя». Краткая история англо-голландских войн созерцателя. Интернет.
  • Постма, Дж. И Энтховен, В. (2003). Богатства от атлантической торговли: голландская трансатлантическая торговля и судоходство, 1585-1817 / Под редакцией Йоханнеса Постма и Виктора Энтховена. Лейден: Брилл.
  • Трейси, Джеймс Д. Расцвет торговых империй: дальняя торговля в раннем современном мире, 1350-1750 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1990.
  • ван Занден, Ян Л. Взлет и упадок экономики Голландии. Манчестер: Манчестерский университет, 1993.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector