Берлинская телебашня
Содержание:
Посещение
Берлинская телебашня сегодня – это прекрасное место проведения досуга для туристов и самих немцев. Телебашня за первые три года приняла более 4 млн человек.
Символ Берлина в своем шаре одновременно вмещает 320 человек. Туристов поднимают два пассажирских лифта на 12 человек за 40 секунд. Посетители наслаждаются прекрасным панорамным видом на Берлин и его окрестности из 60 окон.
За свою безопасность туристы всегда могут быть спокойны. Как же можно не доверять немецкому профессионализму?
Так что любителям покурить на время посещения башни придется расстаться со своей привычкой. Но это того стоит. Ведь недаром ежегодно сюда приезжают гости из 90 стран земного шара.
К сожалению, людям с ограниченными способностями пока в телебашню попасть не удастся, потому что в экстренных ситуациях они не смогут самостоятельно воспользоваться аварийным выходом. Вход ограничен также для самых маленьких в колясках и для животных .
Не рекомендуется брать с собой багаж крупных габаритов: во-первых, таская с собой чемодан, вы не насладитесь всеми прелестями экскурсии; во-вторых, вас даже не пропустят – из сображений безопасности.
Посетить символ и гордость Берлина можно круглый год. Хотя время работы башни зависит от сезона. Берлинская телебашня работает ежедневно: с марта по октябрь с 9.00 до 24.00, с ноября по февраль с 10.00 до 24.00. Последний подъем пассажирский лифт осуществляет в 23.30, а вход в ресторан будет открыт до 23.00.
Также стоит принять во внимание, что башня проходит проверку дважды в год и в это время она закрыта для посетителей. Эту информацию нужно уточнять на официальном сайте Берлинской телебашни:
Расположение
Берлинская телебашня расположена к юго-западу от вокзала Alexanderplatz и к северо-востоку от Маркс-Энгельс-форум, адрес: Панорамштрассе, 1А.
Поезда метро и S-Bahn, а также множество автобусных и трамвайных маршрутов ведут к вокзалу Alexanderplatz, центральный выход которого расположен недалеко от входа в телевизионную башню.
Стоимость
Стоимость стандартного билета составляет 13 евро, детский билет от 4 до 16 лет – 8,5 евро. Но этот билет не дает права сразу подняться на башню, время ожидания может длиться несколько часов. Для того чтобы возле телебашни не толпилось много людей, действует система СМС-оповещений: приобретая билет, вы оставляете свой номер и можете спокойно посмотреть ближайшие достопримечательности. За 30 минут до вашей очереди приходит СМС, и вы идете к башне.
Если же длительное ожидание вам не подходит, вы можете заказать VIP-билет на официальном сайте (принимаются карты Visa, MasterСard) или уже на месте в автомате.
Такие билеты делятся на четыре вида:
- Early Bird Ticket Panorama – билет для тех, кто любит ранние прогулки, к 9.00. Включает стоимость посещения панорамного этажа, самого высокого бара в Берлине “Bar 203”. За этот билет вы отдадите столько же, сколько и за стандартный.
- Premium Ticket Panorama – классический VIP-билет. Вы сами выбираете дату и время посещения. Стоимость билета 19,50 евро (детский – 12 евро).
- Premium Ticket Restaurant. Билет позволяет зарезервировать столик в ресторане “Sphere” После посещения ресторана вы можете продолжить прогулку по панорамному этажу и посетить “Bar 203”. Стоимость билета: 17,50 евро (детский – 12 евро).
- Late Night Ticket Panorama – билет для тех, кто желает увидеть ночной Берлин с высоты. Никакие туманы и дожди не страшны неоновым огням столицы Германии в это время. Время посещения с 21.30 и 23.00. Стоимость билета: 13 евро (детский – 8,50 евро).
После оплаты билета вам придет подтверждение на электронную почту. Не забудьте распечатать PDF-файл или открыть его на своем смартфоне для сканирования.
Как добраться
Телебашня находится прямо на Alexanderplatz, где отличная транспортная развязка:
- S-Bahn — S5, S7 и S75;
- U-Bahn – U2 и U5;
- трамваи – M4, M5, M6;
- автобусы – 248, 100, 200, M4, M48, N5, N65 и TXL.
Музейный остров в Берлине
Северная часть острова на реке Шпре Spreeinsel принято называть Музейным островом, являющимся объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь расположены:
- Музей Боде;
- Пергамский музей;
- Старая национальная галерея;
- Старый и Новый музеи.
Музейный остров в Берлине
Все эти первоклассные музеи острова можно посетить по комплексной карте Museumsinsel. Её стоимость – 18 EUR. Раздельное посещение каждого из музеев значительно затратнее – примерно по 10 EUR. К сожалению, аудиогид на русском языке есть только в музее Боде. Режим работы всех пяти музеев синхронизирован: ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 (в четверг – до 20) часов. По четвергам после 18 часов музеи можно посетить бесплатно.
К Музейному острову можно проехать следующими видами городского транспорта:
- метро линии U2 – до станций Spittelmarkt, Märkisches Museum, Hausvogteiplatz или Klosterstraße, или линии U6 — до станции Friedrichstraße;
- на внутригородской электричке S5, S7, S9, S75 – до станции Hackescher Markt, или линий S1, S2, S25 – до станции Friedrichstraße;
- на трамваях M1, М12 – до остановки Am Kupfergraben или M4, M5, M6 – до остановки Hackescher Markt;
- на автобусах TXL – до остановки Staatsoper, №№ 100, 200 – до Lustgarten или № 147 до Friedrichstraße.
На осмотр всех музеев следует планировать не менее суток. На Музейном острове также находятся Берлинский Кафедральный собор и парк Lustgarten. Созданный в конце XVI в. курфюрстом Фридрихом Вильгельмом роскошный «Парк наслаждений» ныне представляет собой лишь засеянную травой площадь с фонтаном. Но на ней приятно растянуться и отдохнуть от полученных на музейном острове эмоций.
История Музейного острова восходит к концу XVIII в., когда появилась идея создания на острове Шпрееинзель музея для упорядоченного хранения ценных коллекций. Она получила поддержку прусских монархов.
История
Планы
Планы строительства телебашни в Берлине на юго-востоке города на холмах Мюггельберге появились ещё в 1950-е гг., но возведение башни было приостановлено по причине близости к аэропорту Берлин-Шёнефельд.
В г. председателем СЕПГ Вальтером Ульбрихтом было принято решение о строительстве телебашни на Александерплац.
Строительство
Строительные работы начались 4 августа г. После того, как фактическая стоимость телебашни выросла в шесть раз по сравнению с запланированной и составила 200 млн марок, ещё в том же 1965 г. своей должности лишился руководитель строительства телебашни и председатель Немецкой строительной академии Герхард Козель. В строительстве использовались в основном местные материалы, но тросы, лифты и система кондиционирования устанавливались шведской компанией, а защитное стекло пришлось ввозить из Нидерландов.
Ствол башни возводился из железобетона методом скользящей опалубки. Далее на земле был собран стальной каркас шарообразной части. На вершине ствола был установлен монтажный кран, с помощью которого поднимались отдельные сегменты шара. Этот кран и сегодня находится на том же месте, его стрела опущена вниз. Антенну собирали из отдельных сегментов длиной в четыре метра. Для установки антенны также использовался кран, который по завершении работ был демонтирован.
Построенная за четыре года телебашня была запущена в эксплуатацию 3 октября г. и заняла достойное место среди достопримечательностей Берлина. На тот момент она была второй по высоте в мире после Останкинской телебашни в Москве. Ежегодно на смотровую площадку телебашни поднимается свыше миллиона посетителей. Владельцем телебашни является «Deutsche Telekom AG».
Городской вокзал
Станция Александерплац, резьба по дереву, 1882 г.
Станция Александерплац около 1885 года
Повреждения, нанесенные войной в мае 1945 г.
В 80-е годы
Одноименная станция была построена на площади Александерплац с 1881 по 1882 год для строителей по проекту Иоганна Эдуарда Якобсталя для Берлинской городской железной дороги, построенной с 1875 года . Строительство проходило на засыпанном Кенигсграбене, бывшем рве старого Берлина . Станция была спроектирована в виде четырехпутной проходной станции с центральными платформами и оборудована полукруглым платформенным холлом длиной 164 метра. Большинство операционных залов станции располагалось в каменных сводах виадука . С восточной стороны вокзала также построили двухэтажное крыльцо с куполообразными концами. Первые пригородные поезда остановились на станции Александерплац 7 февраля 1882 года, первые поезда дальнего следования спустя добрые три месяца, когда расписание изменилось 15 мая.
В период с 1925 по 1926 год платформенный зал был обновлен по проекту Фридриха Хюльзенкампфа . Старый зал пришел в упадок из-за отсутствия ремонтных работ во время Первой мировой войны и периода инфляции
При перепланировке зала Deutsche Reichsbahn уделила особое внимание улучшению освещения платформ.
11 июня 1928 года эра городской железной дороги началась на Штадтбан, а значит, и на станции Александерплац. Однако в начале смены тяги в некоторых случаях еще работали паровозы, которые постепенно были заменены электровагонами.
С 1929 по 1932 год были переоборудованы прилавки и залы ожидания. Архитектор Рейхсбахноберрат Фриц Хане разработал для этого дизайн . Эта реконструкция была связана с необходимым статическим усилением арок легкорельсового транспорта, которое проводилось в то время. Раскрытие фундаментов станции для их укрепления было использовано для оснащения станции подвалом. Также был создан прямой переход к построенной тогда же станции метро ( ), оборудованный эскалаторами .
В ходе авианалетов союзников на Берлин во время Второй мировой войны 23 ноября 1943 г. комплекс станции был поврежден бомбами. Во время битвы за Берлин с апреля 1945 года движение городской железной дороги на станции Александерплац простаивало. Междугородное сообщение было прекращено уже в 1942 году. Возобновление движения городской железной дороги произошло 4 ноября 1945 года. С конца 1945 года велась реконструкция и реконструкция здания вокзала, которая длилась до 1951 года.
М2, М4, M5 и M6 трамваи остановки напротив станции Alexanderplatz
Следующая модификация произошла уже в 1962 году, в основном в связи с удалением наземной кольцевой развязки. К 1964 году здание вокзала было адаптировано к социалистическому городскому пейзажу на Александерплац по проекту архитекторов Ханса Иоахима Мая и Гюнтера Андриха . Боковые стены получили простое высокое остекление, а каркас — гранитный шпон. Через нижнее строение был проведен пешеходный переход. Архитектор Гюнтер Андрих и инженер-строитель Хорст Пауль Гюнтер Мацко получили международную архитектурную награду за реконструкцию, которая должна была выплачиваться в Вестмарке, и поэтому им не разрешили получить награду.
Кроме того, на городской железной дороге теперь также использовалась одна сторона платформы для междугородних перевозок, которая не использовалась с 1942 года и для этой цели была увеличена с 70 до 96 сантиметров. С тех пор стало возможным гораздо более гибкое оперативное управление. Из-за высокой продолжительности движения трамвая до 90 секунд, некоторые группы поездов также останавливались на платформе скоростной железной дороги (внутри), чтобы перейти к Kehrgleis 13 в качестве маневрового маршрута, а оттуда отправиться в обратном направлении. на бывшей междугородней платформе.
После политических изменений Берлинский сенат , который теперь отвечал за это, планировал перепроектировать вокзал и трамвайные арки, на этот раз с акцентом Deutsche Bahn на маркетинг пространства. Архитекторы Роберт Пол Нисс и Ребекка Честнатт создали концепцию «архитектуры слоев времени» для ремонта. При этом следует сохранить или сделать видимыми участки различных этапов развития станции. Реконструкция длилась с 1995 по 12 марта 1998 года. «Zeitschicht GDR» не была задокументирована во время этой реконструкции, но была полностью удалена. Многочисленные магазины, а также центр обслуживания клиентов S-Bahn и туристический центр DB переехали на переоборудованную станцию. С 1998 года S-Bahn останавливается исключительно на восточной платформе, в то время как западная платформа теперь используется региональными поездами.
литература
Техническая и научно-популярная литература
- Карл Феттер , Берлинская ярмарка (ред.): Берлинская радиовышка. Словами и картинками становиться и работать. По случаю его посвящения 3 сентября 1926 года . Выставочный офис, Берлин, 1926 г. ( ).
- Хьюго Мейсе: достопримечательность Берлина. Гостиница между небом и землей . Отто Эльснер, Берлин, 1927 год.
- Архивы для почтовой и телекоммуникационной системы . Том 25, № 5/6 (сентябрь), Бонн, 1973, стр. 668-671 и 778-794, .
- Архивы для почтовой и телекоммуникационной системы . 29-й том, № 5 (сентябрь), Бонн 1977 г., стр. 392-421, .
- Берлинские выставки (ред.): Берлинская радиовышка . Самораспространение, 1957 г.
- Юрген Добберке: Как стать достопримечательностью: с 1926 года по сегодняшний день, хроника Берлинской радиовышки . Фройнд, Берлин, 1976, ISBN 3-921532-04-3 .
- Messe Berlin GmbH (ред.): 65 лет радиовышке — достопримечательность не утихает . К 65-летию радиовышки. Берлин 1991 г.
- Юрген Мудра: От антенной мачты до ориентира. Берлинской радиовышке исполняется 70 лет! В: Funkamateur 6/1996, , стр. 972-973.
- Герд Клавиттер: 100 лет радиотехнологии в Германии Радиостанции по всему Берлину . Наука и технологии, Берлин 1997, ISBN 3-89685-500-X .
- Харальд Лутц: Изолированная берлинская радиовышка . В: Funkamateur 10/2003, , стр. 996-997.
- Харальд Лутц: системы вещания. Радиовышки, мачты, антенны . Зибель, Баден-Баден 2005, ISBN 3-88180-645-8 , стр 22-26.
Молодежная литература
Ингрид Шнайдер: Трое под радиовышкой . Franckh’sche Verlagshandlung, Штутгарт, 1968 г.
Многоликая достопримечательность
Берлинская телебашня стала объектом шуток для немцев,и здесь не обошлось без помощи стихий природы. Когда лучи солнца освещают металлический шар, на нем видится изображение в виде креста. Жители Берлина, намекая на атеистическую политику социалистической ГДР и дискриминацию института церкви, назвали этот крест “местью папы”.
Также поговаривали, что архитектор преднамеренно проектировал этот оптический эффект. И по этой причине его пригласили на беседу в органы государственной безопасности ГДР. Еще одна легенда гласит, что один из членов правительства по завершении спора на эту тему воскликнул: “Это не крест, это плюс социализму!”
Второе прозвище – церковь святого Вальтера – телебашня получила благодаря тому же солнечному блику. Горожане этим названием намекают на коммуниста, руководителя ГДР Вальтера Ульбрихта. Еще называют башню Мемориальной церковью Ульбрихта.
Многие думают, что башня находится на Alexanderplatz, поэтому ввиду близости знаменитой площади, башню нередко называют Alex-Turm (“Башня Алекс”).
Музейный остров
В южной части острова Шпрееинзель издавна находились старинные берлинские кварталы, а на месте северной половины долгое время были болотистые луга. Со временем болота осушили, разбив на острове парковую зону. Уже тогда появилась идея о строительстве в этом месте музейного комплекса. В XIX веке построили первое здание для размещения коллекций живописи, сегодня оно называется Старым музеем. Спустя несколько десятилетий открылись остальные – Прусский музей, Национальная галерея, а затем музей кайзера Фридриха (Боде) и Пергамский. В пяти зданиях размещаются экспозиции искусства античности, египетские и исламские коллекции, произведения живописи XIX века.
Адрес: Am Lustgarten, 1
Самые высокие строения
- Список включает существующие отдельно стоящие конструкции и здания (более 65 м (213 футов)) в Берлине по состоянию на 2017 год.
- В список не вошли мачтовый радиатор Sender Scholzplatz (230 метров) и Richtfunkstelle Berlin-Frohnau (117 метров).
- В списке не более 15 дымовых труб электростанций высотой от 100 до 170 метров.
- В список вошли не более 10 церковных башен высотой от 60 до 90 метров.
- В список вошли не более 60 жилых домов высотой от 60 до 80 метров.
- В список не вошли колокольни или памятники вроде Берлинской колонны Победы (67 метров).
Ранг | имя | Образ | Высота м (футы) | Год | Использование / Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 | Berliner Fernsehturm | 368 м (1207 футов) | 1965–1969 | Телевизионная башня, ресторан Самое высокое сооружение в Германии с 1969/1990 г. Второе по высоте сооружение в Европейском Союзе Четвертое по высоте отдельно стоящее сооружение в Европе с 1987 г. Третье по высоте отдельно стоящее сооружение в мире с 1969-1973 гг. | |
2 | Fernmeldeturm Берлин | 212 м (696 футов) | 1961–1964 | Радиовышка Tallest структура в Западном Берлине 1964-1990 | |
3 | Windkraftanlage Pankow (2) | 179 м (587 футов) | 2008 и 2014 | 2 ветроустановки типа Enercon E-82 | |
4 | Berliner Funkturm | 146 м (479 футов) | 1924-1926 гг. | Радиовышка Tallest структура в Берлине с 1926-1933 гг | |
5 | Парк Инн от Рэдиссон Берлин Александерплац | 125 м (410 футов) | 1967-1969 | Отель Самый высокий отель в Берлине с 1969 года Самый высокий отель в Восточной Германии с 1969 по 1990 год Второй по высоте отель в Германии с 1990 года | |
6 | Трептауэры | 125 м (410 футов) | 1995–1998 | Офис Самое высокое офисное здание в Берлине с 1998 г. | |
7 | Steglitzer Kreisel | 119 м (390 футов) | 1968-1980 | Жилой (в настоящее время: текущая реструктуризация) | |
8 | Верхний Запад | 119 м (390 футов) | 2013-2016 | Отель | |
9 | Zoofenster | 118 м (387 футов) | 2008-2012 гг. | Отель | |
10 | Атриум-Башня | 106 м (348 футов) | 1997–1999 | Офис | |
11 | Европа-Центр | 103 м (338 футов) | 1963-1965 | Офис в самом высоком жилом здании в Берлине в 1965 году | |
12 | Bahntower | 103 м (338 футов) | 1998-2000 гг. | Офис | |
13 | Коллхофф-Тауэр | 103 м (338 футов) | 1998–1999 | Офис | |
14 | Кудамм-Карри | 102 м (335 футов) | 1974 г. | Живущий | |
15 | Die Pyramide | 100 м (328 футов) | 1994–1995 | Офис | |
16 | BfA-Hochhaus | 100 м (328 футов) | 1976 г. | Офис | |
17 | Берлинский дом | 98 м (322 футов) | 1894–1905 | Религия Самая высокая церковь в Берлине с 1905 года. | |
18 | Internationales Handelzentrum | 93 м (305 футов) | 1976–1978 | Офис | |
19 | Wohnhochhaus Ideal | 90 м (295 футов) | 1968–1969 | Living Самое высокое жилое здание в Берлине с 1969 года. | |
20 | Postbank-Hochhaus | 89 м (292 футов) | 1965–1971 | Жилой (в настоящее время: текущая реструктуризация) | |
21 год | Ратуша Шарлоттенбурга | 79 м (259 футов) | 1899–1905 | Городская ратуша | |
22 | Wohnhochhaus Zwickauer Straße | 84 м (276 футов) | 1969 г. | Живущий | |
23 | GSW-Hochhaus | 82 м (269 футов) | 1999 г. | Офис | |
24 | Главный госпитальШарите | 82 м (269 футов) | 1977–1982 | Больница Самое высокое здание больницы в Германии с 1982/1990 г. | |
25 | Telefunken-Hochhaus | 80 м (262 футов) | 1961 г. | Образование, исследования Самое высокое высотное здание в Берлине с 1961 по 1965 годы Второе по высоте университетское здание (TU Berlin) в Германии | |
26 | Königstadt-Carrée | 79 м (259 футов) | 2007-2011 гг. | Офис, Гостиница | |
27 | Wohnhochhaus Joachim-Gottschalk-Weg | 79 м (259 футов) | 1968 г. | Living Самое высокое жилое здание в Берлине, построенное в 1968 году. | |
28 | Фортепиано-Hochhaus | 79 м (259 футов) | 1999 г. | Офис | |
29 | Газометр Schöneberg | 78 м (256 футов) | 1908-1910 | Промышленность | |
30 | RBB Zentrale | 78 м (256 футов) | 1966-1967 | Офис | |
31 год | Axel-Springer-Hochhaus | 78 м (256 футов) | 1959-1964 | Офис | |
32 | Ullsteinhaus | 77 м (253 футов) | 1927 г. | Офис Самый высокий небоскреб в Берлине с 1927 по 1961 год Самый высокий небоскреб в Германии с 1927 по 1957 год | |
33 | Rotes Rathaus | 74 м (243 футов) | 1861-1869 | Городской зал | |
34 | Siemensturm | 71 м (233 футов) | 1918 г. | Офис | |
35 год | Beisheim Center | 70 м (230 футов) | 2002-2004 гг. | Отель | |
36 | Итого тура (Берлин) | 69 м (226 футов) | 2010-2012 гг. | Офис | |
37 | Borsigturm | 65 м (213 футов) | 1924 г. | Офис Первое высотное здание, построенное в Берлине (10-этажное здание Osram Werk (40 метров), построенное в 1909 году, также считается высотным. Его остатки существуют до сих пор). |
Рейхстаг
Здание «Государственного собрания» Reichstagsgebäude было построено в конце XIX в. в стиле итальянского Ренессанса. Немецкий парламент заседал в нём в 1894–1933 гг. Провокационный поджог рейхстага нацистами в 1933 г. считается концом довоенной демократии в Германии. Поскольку рейхстаг стал символом фашистского режима, то это название в послевоенной Германии сохранилось за историческим восстановленным зданием, а немецкий парламент стал именоваться бундестагом.
Здание «Государственного собрания» (Reichstagsgebäude)
Конкурс на последнюю реставрацию здания Рейхстага выиграл выдающийся английский архитектор Норман Фостер. Сохранив исторический вид, здание покрылось огромным стеклянным куполом (на заднем плане фотографии).
Под вершиной купола на высоте 40 м оборудована смотровая площадка, с которой видна не только берлинская панорама, но и заседания бундестага. Зеркальные покрытия купола экологичны и способны регулировать количество пропускаемого света в зависимости от его интенсивности. Уникальные технические решения принесли Фостеру престижную премию. В среде архитекторов она котируется на уровне Нобелевской.
Купол здания можно посетить по заблаговременной записи на сайте бундестага. Посещение, включая предоставляемый на русском языке аудиогид, бесплатно. Он интересно рассказывает о берлинских зданиях, вид на которые открывается со смотровой площадки.Кроме посещения купола, можно записаться на 45-минутную или полуторачасовую экскурсию и по некоторым помещениям Рейхстага. Во время них, в частности, на стенах можно увидеть надписи советских солдат, оставленные в 1945 г., и следы пуль. Альтернативный сайту вариант предварительной записи по загранпаспорту – в сервисном центре на ул. Scheidemannstraße (через дорогу справа от Рейхстага). Обращаться туда следует не ранее 2 дней и не позже 2 часов до предполагаемого посещения. Он работает с 8 до 18–20 часов.
Рейхстаг находится по адресу Platz der Republik, 1 – в полукилометре от станции метро Brandenburger Tor. До неё можно доехать по линиям метро S1 или S2.
Берлинская телебашня: история
Телебашня в международном стиле была построена в 1965–1969 годах Немецкой почтовой компанией ГДР (нем. Deutsche Post) в парке на месте снесенного квартала Мариенфиртель. Открытие состоялось 3 октября 1969 года. Конструкция более чем на 220 метров выше старой берлинской радиобашни 1920-х годов, расположенной в западной части города.
В дополнение к своей основной функции в качестве места расположения нескольких радио- и телевизионных передатчиков, сооружение служит смотровой площадкой и включает в себя бар, а также вращающийся ресторан. Кроме того, Берлинская телебашня является местом проведения мероприятий.
Благодаря универсальному и вневременному языку дизайна данная постройка все чаще используется в качестве товарного знака и на международном уровне идентифицируется с Берлином и Германией.
История телебашни восходит к потребности в обеспечении бесперебойного теле- и радиовещания в ГДР. На Европейской вещательной конференции в Стокгольме в 1952 году, проводившейся с целью координации радиочастот в Европе, ГДР, которая являлась тогда политически непризнанной большинством государств, выделили только две частоты.
В то время ГДР имела лишь частичный охват, что приводило к дублированию и помехам или даже отсутствию телерепортажей в некоторых районах. В ответ на эту проблему Немецкая почтовая компания ГДР (нем. Deutsche Post) вскоре начала планировать строительство телевизионной башни в Берлине.
Правительство ГДР распорядилось о строительстве телебашни именно в 1960-х годах, чтобы продемонстрировать миру мощь и эффективность социалистической системы.
Ответственным за проект телевизионной башни назначили немецкого архитектора Германа Гензельмана (нем. Hermann Henselmann). Ее предполагалось построить в 8 км от аэропорта Шенефельд, но это повлияло бы на работу аэропорта, поэтому выбранным местом стала площадь Александерплац.
Работы по закладке фундамента начались 4 августа 1965 года и были завершены к концу 1965 года. Бетонирование основания телебашни началось 15 марта 1966 года. Существовал только один возможный способ строительства телевизионной башни — промышленный альпинизм.
Монтаж сферы на высоте 200 м доставил инженерам немало головной боли. Сначала на земле собрали несущий стальной каркас. Сегменты были подняты кранами и прикреплены к кольцеобразной платформе, которая формирует конец бетонного стержня.
Сфера Берлинской телебашни должна была напоминать советский «Спутник» и светиться красным — цветом социализма.
Торжественное открытие Берлинской телебашни состоялось 3 октября 1969 года — незадолго до того, как ГДР отметила свое 20-летие. Для Вальтера Ульбрихта, тогдашнего главы государства ГДР, культовая телебашня, возведенная всего за четыре года, была доказательством превосходства коммунизма.
Конструкция, которая официально называлась Берлинской телевизионной и УКВ-башней, в октябре 1969 года являлась второй по высоте телебашней в мире. Выше была только Останкинская телебашня в Москве. В то же время это было третье по высоте отдельно стоящее строение своего времени после башни в Москве и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
В 1979 году телебашне присвоили статус исторического памятника. Этот статус сохранился даже после падения Берлинской стены и распада ГДР.
После воссоединения Германии значение Берлинской телебашни полностью изменилось: она превратилась из символа ГДР в символ города, а сегодня является международным символом Берлина и Германии.