Александерплац

Schauplatz historischer Ereignisse

Nicht nur Verkehrsknotenpunkt, sondern auch Schauplatz der Geschichte: Während der Märzrevolution 1848 kommt es auf dem Alexanderplatz zu Straßenkämpfen. Und im November 1989 – kurz vor dem Fall der Mauer – haben die friedlichen Demonstrationen gegen das Regime der DDR hier ihren Höhepunkt.

Wussten Sie schon, dass in den 1920er Jahren ein riesiger Kreisverkehr und Wolkenkratzer auf dem Alexanderplatz geplant waren?

Die Geschichte hinter der Neubebauung des Alexanderplatzes und viele weitere spannende Storys rund um Berlins Orte, Plätze und Sehenswürdigkeiten präsentiert Ihnen unsere App ABOUT BERLIN.

Информация для туристов

Транспорт

  • Ветки метро: U2, U5, U8;
  • Ветки электричек S-Bahn: S5, S7, S75;
  • Автобусные маршруты: 100, 200, M4, M48 и другие;
  • Трамвайные ветки: M4, M5, M6.

Название остановки во всех случаях – Alexanderplatz.

Время работы

Площадь открыта круглосуточно. ТЦ «Galeria Kaufhof» работает с 9:30 до 20:00 или до 22:00 в зависимости от дня недели. Заведения в районе Александерплаца работают до 24:00 или позже.

Преступность

Александерплац страдает от преступности. Всем туристам нужно быть очень внимательными, так как площадь и окружающие достопримечательности переполнены карманниками. По отзывам, вытащить кошелек могут даже внутри заведений или на смотровой площадке телебашни. Также на площади можно встретить бомжей и безработных мигрантов.

История

«Алекс» (так лаконично называют горожане одну из самых популярных площадей главного немецкого мегаполиса) уходит корнями в XIII век. В то время это место находилось за пределами Берлина, защищенного крепостной стеной. Здесь, у восточных Одербергских ворот, соединялись торговые пути, ведущие из ганзейских городов на Балтийском море.

И скотный рынок, и место казней

В 1272 году на территории сегодняшней Александерплац появилась больница для прокаженных и примыкающая к ней часовня Св. Георгия. Кроме того, крепостная стена скрывала от глаз жителей столицы лобное место. Между 1391 и 1448 годами здесь осуществлялись как минимум две публичные казни в год. Тридцатилетняя война сократила население Берлина, многие дома были сожжены и разрушены.

Для улучшения защиты Фридрих Вильгельм решает построить новое кольцо крепости. Зона перед Одербергскими воротами (теперь они называются Georgentor (Георгентор)) становится частью города. За небольшое вознаграждение Великий курфюст продает участки земли, и на площади появляются жилые дома и мануфактуры. Ярмарку скота, существовавшую до 1681 года, переоборудуют в воскресный рынок.

В 1701 году Георгентор переименовывают в Königstor (Королевские ворота), а место перед ними — в Thor Platz (Торплац). В 1800 году в этом районе проживают уже около 700 семей, членами которых являются ремесленники, отставные солдаты, рабочие и купцы. Южная часть площади используется для парадов, в то время как на севере продолжает идти в гору торговля.

Торплац становится площадью Александра

25 октября 1805 года в Берлин прибывает российский царь Александр I. Цель визита монарха — получение поддержки Пруссии в войне с Наполеоном. Торжественная встреча глав двух держав состоялась на Торплатц. В результате переговоров было подписано соглашения о совместных действиях в рамках антифранцузской коалиции. В ознаменование союза Фридрих Вильгельм III издает указ, согласно которому Торплатц получает имя высокопоставленного гостя и отныне называется Александрплац.

Александерплац в XX веке и в наши дни

Начало прошлого века стало временем процветания площади

Крупные универмаги, офисные здания и развитое транспортное сообщение сделали Alexanderplatz важной частью столицы Германии. В 1936 году это место ежедневно пересекали около 35 000 автомобилей

Окончание Второй мировой войны восточный центр города встретил в руинах.

К 1958 году территория, вошедшая в состав ГДР, была очищена от остатков разрушенных сооружений и превращена в пешеходную зону. Глобальная реконструкция началась в 1966 году. По окончании градостроительных работ площадь Александрплац составила 80 000 м2. После падения Берлинской стены на Алексе возвели новые жилые и коммерческие здания. Вновь появились трамвайные линии. В ближайшем будущем, согласно планам архитектора Ганса Колхоффа, главную площадь восточного Берлина украсят 11 небоскребов.

Достопримечательности на Александерплац

На площади Александерплац скучать не придется никому. Здесь есть также несколько знаменитых достопримечательностей.

Берлинская телебашня

Главное, что привлекает многочисленных туристов на Александерплац — это Берлинская телебашня. Построенная во времена ГДР, она остается самым высоким строением Германии и поныне (ее высота составляет 365 метров). Более одного миллиона туристов ежегодно поднимаются на ее вершину, чтобы полюбоваться прекрасным видом на Берлин и окрестности. Кроме того, в помещении телебашни располагается уникальный ресторан «Сфера», вращающийся вокруг своей оси.

Часы мирового времени

На площади у подножия Берлинской башни установлены часы, показывающие время крупнейших мировых столиц — Часы мирового времени (Weltzeituhr). Здесь в свое время встречались мирные демонстранты, требуя снести Берлинскую стену. Сегодня берлинцы любят назначать у часов встречи — можно, не выезжая за пределы Берлина, договориться встретиться у любой столицы мира.

Фонтан Дружбы Народов (Brunnen der Völkerfreundschaft)

Фонтан из чаш с использованием бронзы, стекла и керамики установлен на площади Александерплац в 1970 году. Диаметр фонтана составляет 23 метра.

Церковь пресвятой девы Марии (Marienkirche)

Церковь пресвятой девы Марии, расположенная у входа на Александерплац, является одной из самых древних из церквей Берлина, сохранившихся в историческом центре города.

Фонтан Нептун (Neptunbrunnen)

Фонтан Нептун расположен напротив Мариенкирхе. Это прекрасное сооружение с изображением, кроме самого морского царя, многочисленных фантазийных и реальных водных обитателей украшает Берлин с начала XX столетия.

Дом учителя

Современный Дом Учителя — это 12-этажное здание прямоугольной формы. Построено оно было на месте исторического Дома Объединения учителей, разрушенного во время Второй мировой войны. Здание Дома Учителей состоит из стальной каркасной конструкции с фасадом, облицованным стеклом и металлом. Его отличительной чертой является огибающий фриз между 3 и 6 этажами, именуемый «Наша жизнь», на котором изображены сцены из общественной жизни ГДР. С его высотой в 7 м и длинной в 125 м фриз относится к самым большим художественным произведениям Европы.

Вид на площадь и Берлинскую телебашню, Евгения Чех

Достопримечательности Александерплац

Площадь Александра, в просторечье просто «Алекс», едва ли не самая посещаемое место в столице ФРГ. Поэтому неудивительно, что она значится практически во всех туристических маршрутах. В бытность ГДР Александерплац считалась «визитной карточкой» страны.

На площади, которая сама является популярной достопримечательностью, находятся другие достопримечательности. Назовем их:

  • церковь Святой Марии – старейший действующий в Берлине храм;
  • Берлинская телебашня – самое высокое сооружение города;
  • Городская ратуша – резиденция мэра и зал заседаний Сената (берлинцы называют ее Красной ратушей);
  • фонтан Нептун – оригинальный и самый старый во всем городе;
  • Часы мира «Урания» – одно из главных украшений площади, показывают время главных городов мира.

Добраться до Александерплац можно автобусами №№ 100, 200 и 248 или на метро (станция с тем же названием).

Адрес: Alexanderplatz, 10178, Berlin-Mitte.

Нойе-Вахе в Берлине – центральный мемориал жертвам войны и тирании

  Николаифиртель – средневековый квартал в современном Берлине

Похожие публикации:

Клиника «Шарите» (фр. Charité)

«Шарите» (фр. Charité — «любовь к ближнему, милосердие») — старейшая больница в Берлине, с более чем 3 000 мест она является крупнейшей университетской клиникой Европы. Поводом для создания Шарите послужил приказ кабинета прусского короля Фридриха …

Ведомство федерального канцлера Германии (нем. Bundeskanzleramt)

Ведомство федерального канцлера Германии — здание в Берлине и место нахождения одноименного немецкого органа федеральной власти. В рамках переезда немецкого правительства из Бонна в Берлин Ведомство освоило новое здание, созданное по проектам архит…

Памятник королю Фридриху II Прусскому (нем. Denkmal König Friedrich II. von Preußen)

Монументальная конная статуя Фридриха Великого посвящена королю Фридриху II Прусскому, среди берлинцев она известна под кратким названием «Старый Фриц». Статуя расположена в историческом центре Берлина на средней полосе бульвара Унтер-ден-Линден. Г…

Памятник Альбрехту фон Грефе (нем. Denkmal Albrecht von Graefe)

Памятник немецкому хирургу-офтальмологу и профессору офтальмологии клиники Шарите Альбрехту фон Грефе расположен на углу Шуманштрассе и Луизенштрассе и обладает сложной конструкцией. Инициатива создания памятника исходила в 1872 году, через 2 года …

Мост Мольтке (нем. Moltkebrücke)

Мост Мольтке — автомобильный и пешеходный мост, облицованный красным песчаником, с несущими стальными конструкциями на каменных опорах, построенный через реку Шпрее в районе Митте Берлина. Мост, украшенный скульптурами, был назван в честь Хельмута …

Поделиться ссылкой:

Строительный бум и реконструкция (с 2004 г.)

Ремонт универмага Centrum начался в 2004 году под руководством берлинского профессора архитектуры Йозефа Пауля Клейхуэса и его сына Яна Клейхуэса. Здание было увеличено примерно на 25 метров и с тех пор работает под названием Galeria Kaufhof. В период с 2005 по 2006 год Berolinahaus был отремонтирован и с тех пор стал филиалом сети одежды C&A.

В 2005 году BVG начала работы по продлению трамвайной линии от Prenzlauer Allee до Alexanderplatz (Alex II). Первоначально этот маршрут планировалось открыть в 2000 году, но его несколько раз откладывали. После дальнейших задержек, вызванных чемпионатом мира по футболу 2006 года, маршрут открылся 30 мая 2007 года.

Реконструкция метро Alexanderplatz U-Bahnhof, крупнейшей станции метро Берлина, продолжалась с середины 1990-х годов и была окончательно завершена в октябре 2008 года.

В феврале 2006 года началась реконструкция пешеходной площади. Планы реконструкции были предоставлены архитектурным бюро Gerkan, Marg und Partner и гамбургской компанией WES-Landschaftsarchitekten. Окончательные планы явились результатом конкурса на проектирование, объявленного властями Берлина в 2004 году. Однако работы по укладке дорожного покрытия были временно прерваны через несколько месяцев после начала строительства к чемпионату мира по футболу 2006 года, и все котлованы пришлось временно заасфальтировать. Строительные работы удалось завершить только в конце 2007 года.

Плац была вымощена желтым гранитом, обрамленным серой мозаикой вокруг зданий. Wall AG модернизировал подземные туалеты 1920-х годов за 750 000 евро. Общая стоимость редизайна составила около 8,7 миллиона евро.

12 сентября 2007 года открылся торговый центр «Алекса». Он расположен в непосредственной близости от площади, на месте старого берлинского полицейского управления. С торговой площадью 56 200 м 2 это один из крупнейших торговых центров Берлина.

В мае 2007 года техасская девелоперская компания Hines начала строительство шестиэтажного коммерческого здания под названием «die mitte». Здание построено на участке площадью 3900 м 2 , который, согласно планам Коллхоффа, замыкает площадь с востока и, таким образом, уменьшает площадь Platz. Здание было открыто 25 марта 2009 года.

В начале 2007 года строительная компания Wöhr + Bauer создала подземный гараж с тремя уровнями ниже Александерштрассе, расположенный между башней отеля и зданием Elektroindustrie, строительство которого обошлось в 25 миллионов евро и вмещает около 700 автомобилей. Открытие состоялось 26 ноября 2010 года. В то же время Сенат сузил Александерштрассе с почти 100 метров до 58 метров в ширину, таким образом, уменьшив ее до трех полос движения в каждом направлении. Стоимость этого составила 9,7 миллиона евро.

За вокзалом Александерплац, рядом с кинотеатром Cubix в непосредственной близости от телебашни, в период с 2012 по 2014 год было построено 30-метровое жилое и коммерческое здание Alea 101.

Площадь Александерплац — самая большая преступность в Берлине. По состоянию на октябрь 2017 года, Александерплац была классифицирована как криминальная зона (место, подверженное криминальному воздействию) Федеральным законом Берлина Allgemeinen Sicherheits- und Ordnungsgesetz (Общие законы о безопасности и планировании).

Немного истории

История здесь тесно соприкасается с современностью и органично дополняет её. Александерплатц — единственная в немецкой столице площадь, которая не изменила своё название с начала XIX века.

В наши дни площадь пользуется большой популярностью. Здесь всегда людно, много туристов и местных жителей.

А названием эта огромная прямоугольная площадь, зажатая между историческими крепостными валами, обязана российскому императору Александру I, который посетил Берлин в 1805 году. Переименовав Торплац (так площадь называлась раньше, в честь короля Тора) и дав ей имя российского императора король Пруссии своим указом увековечил союз с Россией против Наполеона Бонапарта, заключённый на этой площади в октябре того же года.

За свою многовековую историю это место бывало и местом казни опасных преступников, и скотным рынком, затем воскресным рынком, и просто местом жизни небогатого люда.

Как в былые времена, так и в наши дни на Александерплатц велась активная торговля.

Первые дома вокруг Торплац появились в XV веке, а к началу XVIII их было уже 600. Здесь жили мясники, пастухи, с появлением мануфактур — шерстяных и шёлковых — начали селиться ремесленники, рабочие, чуть позже отставные солдаты, представители мелкой буржуазии. На южной стороне площади проводились военные парады, был оборудован военный плац, а вот воскресный рынок в северной части исчез из карт площади в конце XIX века — его просто закрыли.

Начало следующего века стало настоящим расцветом центральной столичной площади: пущен трамвай и проложены железнодорожные линии, построена станция метро (1913 г) и крупные универмаги.

Война оставила уродливый след на улицах города.

Весной в 1945 году Александерплац разделила судьбу сотен других берлинских зданий и улиц — она была почти полностью разрушена.

За последнее столетие центральная площадь Берлина перетерпела несколько реконструкций.

  1. Масштабная реконструкция 1920 года

Знатоки, интересующиеся историей и архитектурой, многое могут почерпнуть о её деталях и особенностях из романа Альфреда Дёблина «Берлин Александрплац» и его экранизации, там запечатлён дух и многие факты того времени.

Или просто посмотрите старые фото. Это гораздо интереснее, чем читать скучные сухие отчёты либо рыться в архивах.

  1. Реконструкция 1966-1970 г. г. (арх. Швейцер, Чешнер, Шульц)

В результате этой реконструкции трамвайные линии были убраны, транспорт выведен за периметр. Это увеличило территорию площади в 4 раза, а в центре была создана пешеходная зона. Именно в те годы Alexanderplatz стала главной площадью и визитной карточкой Восточного Берлина, здесь начали проводиться крупные мероприятия.

На некоторое время трамваи выводили за пределы площади, однако позже он вновь получил право на существование.

На северо-востоке на протяжении десятилетия (1961—1971) один за другим появились памятники эпохи социалистической архитектуры: Дом учителя, Дом электротехнической промышленности, Дом путешествий и другие приметные здания, о которых расскажем чуть ниже.

  1. Реконструкция в 1990-е годы

Основной результат третьей по счёту в истории площади реконструкции, начавшейся после объединения двух частей Германии — на Alexanderplatz снова вернулся трамвай.

  1. 2006-2019 г. г.

В настоящее время идёт полная реконструкция главной площади города, которую сначала планировали закончить в 2017 году, но очевидно, из-за её масштабности работа завершиться позже — в 2019 г.

Сейчас на площади ведутся работы по ее обновлению и модернизации.

Именно из-за неё и встречаются в отзывах путешественников вот такие фразы:

Олег К, июль 2018:

Светлана Жилина, октябрь 2017:

Достопримечательности

Александрплац – оживленное посещаемое место немецкой столицы с вокзалами и паркингами, офисами и торговыми центрами, отелями и городскими достопримечательностями.

Часы мирового времени

Огромный хронометр, спроектированный индустриальным дизайнером Эрихом Джоном, появился в 1969 году. При расчистке руин обнаружили колонну Урания – прототип современной метеостанции. Эта находка вдохновила дизайнера на создание необычной часовой системы.

На асфальтовой мозаике, выложенной в виде розы ветров, возвышается колонна высотой 2,7 м и диаметром 1,5 м, к которой прикреплен вращающийся цилиндр – многоугольник с 24 гранями. Каждая грань – символ часового пояса планеты. На алюминиевых пластинах – названия самых крупных городов мира с отображением времени. Над часами – абстрактная модель солнечной системы.

Фонтан дружбы

На Александровской площади перед торговым центром взмывают в небо потоки фонтана «Дружба народов», созданного в 1969 году. Вода, поступающая в сооружение, стекает по каскаду из 17 ромбовидных чаш в двухуровневый бассейн.

Спиралевидную конструкцию фонтана украшают стеклянные кристаллы, в которых отражаются радужные брызги. За обилие керамики и разноцветный орнамент шестиметровому фонтану дали прозвище «Брошь проститутки».

Берлинская телебашня

Берлинская телебашня открыта 3 октября 1969 года, незадолго до празднования 20-летия ГДР. Вальтер Ульбрихт, председатель Госсовета, считал сооружение, видное из любой точки города, превосходством социалистического строя.

Высота железобетонной конструкции – 368 метров, средняя стальная часть – в виде шара. Лучи солнца, попадающие на него, создают рисунок в виде креста.

На высоте 207 метров – медленно вращающийся вокруг своей оси ресторан. Этажом ниже панорамная площадка. Ежегодно сюда два скоростных лифта доставляют сотни туристов.

Церковь Святой Марии

Рядом с телебашней – старейший храм Мариекирхе. Дата построения евангелистской церкви неизвестна. Архитектор Бранденбургских ворот Кара Лангганс придал церкви облик в стиле барокко.

Внутри церкви – орган и великолепная кафедра. Фреска «Пляски смерти» появилась после эпидемии чумы в 1484 году. Храм открыт для посещений.

Красная ратуша

Красная ратуша – трехэтажное сооружение из красного кирпича высотой 100 метров, увенчанное 84-метровой башней с часами флагштоком.

По замыслу архитектора Германа Веземана, монументальная постройка, возведенная в 1861 году, олицетворяет чувство собственного достоинства жителей столицы.

Здесь заседал горсовет Восточного Берлина, с 1991 года – мэр и Сенат объединенного Берлина.

Фонтан «Нептун»

Это сооружение из бронзы, открытое 1 ноября 1891 года. На бортике из красного гранита восседают полуобнаженные прелестницы, которые символизируют реки Пруссии: Эльбу. Рейн, Вислу и Одер.

На трехступенчатом фундаменте – раковина, в центре которой возвышается бородатый царь океанов с массивным трезубцем в левой руке. Повелителя водной стихии окружают играющие младенцы, крокодилы и раки, черепахи и морские химеры.

Памятники социалистической архитектуры

Дом учителя – небоскреб в виде коробки высотой 54 метра, к которому пристроили двухэтажный конгресс-холл. После реконструкции в здании – офисные помещения.

Дом путешественников – 17-этажное здание высотой 65 метров, наружные стены из алюминиевой конструкции. Восточный фасад украшает медная чеканка «Человек преодолевает время и пространство».

Дом электротехнической промышленности – 10-этажное здание длиной 220 метров высотой 38 метров. Облицованное кирпичом здание приспособлено для офисов.

В планах модификации Александерплац – строительство небоскребов вокруг площади и 39-этажного дома, в котором будет 700 квартир.

Магазины

Территорию Александерплатц облюбовали поклонники шопинга со всего мира. Здесь небольшие магазины соседствуют с огромными торговыми центрами. Saturn – крупнейший магазин бытовой техники и электроники в Германии.

Рядом с вокзалом – старейший универмаг города, Галерея Кауфхоф. На площади магазина в 35 000 квадратных метров посетители гуляют по миру моды и парфюмерии, косметики и украшений, часов, бытовых и спортивных товаров. На первом этаже – гастроном для гурманов.

На площади полно разнообразной еды от уличного фаст-фуда и кафешек в торговых центрах, до дорогих ресторанов с кухней на любой вкус.

Горожане любят Александрплац – место, насыщенное историческими событиями и памятниками истории.

Городской вокзал

Станция Александерплац, резьба по дереву, 1882 г.

Станция Александерплац около 1885 года

Повреждения, нанесенные войной в мае 1945 г.

В 80-е годы

Одноименная станция была построена на площади Александерплац с 1881 по 1882 год для строителей по проекту Иоганна Эдуарда Якобсталя для Берлинской городской железной дороги, построенной с 1875 года . Строительство проходило на засыпанном Кенигсграбене, бывшем рве старого Берлина . Станция была спроектирована в виде четырехпутной проходной станции с центральными платформами и оборудована полукруглым платформенным холлом длиной 164 метра. Большинство операционных залов станции располагалось в каменных сводах виадука . С восточной стороны вокзала также построили двухэтажное крыльцо с куполообразными концами. Первые пригородные поезда остановились на станции Александерплац 7 февраля 1882 года, первые поезда дальнего следования спустя добрые три месяца, когда расписание изменилось 15 мая.

В период с 1925 по 1926 год платформенный зал был обновлен по проекту Фридриха Хюльзенкампфа . Старый зал пришел в упадок из-за отсутствия ремонтных работ во время Первой мировой войны и периода инфляции

При перепланировке зала Deutsche Reichsbahn уделила особое внимание улучшению освещения платформ.

11 июня 1928 года эра городской железной дороги началась на Штадтбан, а значит, и на станции Александерплац. Однако в начале смены тяги в некоторых случаях еще работали паровозы, которые постепенно были заменены электровагонами.

С 1929 по 1932 год были переоборудованы прилавки и залы ожидания. Архитектор Рейхсбахноберрат Фриц Хане разработал для этого дизайн . Эта реконструкция была связана с необходимым статическим усилением арок легкорельсового транспорта, которое проводилось в то время. Раскрытие фундаментов станции для их укрепления было использовано для оснащения станции подвалом. Также был создан прямой переход к построенной тогда же станции метро ( ), оборудованный эскалаторами .

В ходе авианалетов союзников на Берлин во время Второй мировой войны 23 ноября 1943 г. комплекс станции был поврежден бомбами. Во время битвы за Берлин с апреля 1945 года движение городской железной дороги на станции Александерплац простаивало. Междугородное сообщение было прекращено уже в 1942 году. Возобновление движения городской железной дороги произошло 4 ноября 1945 года. С конца 1945 года велась реконструкция и реконструкция здания вокзала, которая длилась до 1951 года.

М2, М4, M5 и M6 трамваи остановки напротив станции Alexanderplatz

Следующая модификация произошла уже в 1962 году, в основном в связи с удалением наземной кольцевой развязки. К 1964 году здание вокзала было адаптировано к социалистическому городскому пейзажу на Александерплац по проекту архитекторов Ханса Иоахима Мая и Гюнтера Андриха . Боковые стены получили простое высокое остекление, а каркас — гранитный шпон. Через нижнее строение был проведен пешеходный переход. Архитектор Гюнтер Андрих и инженер-строитель Хорст Пауль Гюнтер Мацко получили международную архитектурную награду за реконструкцию, которая должна была выплачиваться в Вестмарке, и поэтому им не разрешили получить награду.

Кроме того, на городской железной дороге теперь также использовалась одна сторона платформы для междугородних перевозок, которая не использовалась с 1942 года и для этой цели была увеличена с 70 до 96 сантиметров. С тех пор стало возможным гораздо более гибкое оперативное управление. Из-за высокой продолжительности движения трамвая до 90 секунд, некоторые группы поездов также останавливались на платформе скоростной железной дороги (внутри), чтобы перейти к Kehrgleis 13 в качестве маневрового маршрута, а оттуда отправиться в обратном направлении. на бывшей междугородней платформе.

После политических изменений Берлинский сенат , который теперь отвечал за это, планировал перепроектировать вокзал и трамвайные арки, на этот раз с акцентом Deutsche Bahn на маркетинг пространства. Архитекторы Роберт Пол Нисс и Ребекка Честнатт создали концепцию «архитектуры слоев времени» для ремонта. При этом следует сохранить или сделать видимыми участки различных этапов развития станции. Реконструкция длилась с 1995 по 12 марта 1998 года. «Zeitschicht GDR» не была задокументирована во время этой реконструкции, но была полностью удалена. Многочисленные магазины, а также центр обслуживания клиентов S-Bahn и туристический центр DB переехали на переоборудованную станцию. С 1998 года S-Bahn останавливается исключительно на восточной платформе, в то время как западная платформа теперь используется региональными поездами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector