Башня сююмбике
Содержание:
История Казанского кремля
Историко-архитектурный комплекс возводился на протяжении нескольких столетий. Первые постройки датированы 12 веком, когда он превратился в форпост Волжской Булгарии. В 13 столетии здесь восседала Золотая Орда, которая сделала это место резиденцией всего Казанского княжества.
Иван Грозный вместе со своим войском взял Казань, в результате чего повредилась большая часть сооружений, а мечети полностью разрушились. Грозный призвал в город псковских зодчих, которые доказали свою умелость в Москве, спроектировав собор Василия Блаженного. Перед ними была поставлена задача разработки и строения белокаменного кремля.
В 17 веке был полностью заменен материал оборонительных сооружений – дерево сменили камнем. Уже через сто лет кремль перестал выполнять роль военного объекта и превратился в крупный административный центр региона. В следующие два столетия на территории активно строились новые сооружения: был реконструирован Благовещенский собор, возведено юнкерское училище, консистория и Губернаторский дворец.
Революция семнадцатого года привела к новым разрушениям, на сей раз им подвергся Спасский монастырь. В девяностые годы двадцатого столетия президент Татарстана сделал кремль резиденцией для президентов. 1995 год стал началом возведения одной из самых больших мечетей Европы – Кул-Шариф.
Описание главных сооружений
Казанский кремль простирается на 150 тысяч квадратных метров, а его общая длина стен составляет более двух километров. Ширина стен – три метра, а в высоту – 6 метров. Отличительной чертой комплекса является уникальное сочетание православных и мусульманских символов.
Благовещенский собор возведен в 16 веке и изначально был намного меньше действующего храма, потому что он часто подвергался расширениям. В 1922 году из храма пропало навсегда много старинных вещей: иконы, рукописи, книги.
Президентский дворец построен в сороковых годах девятнадцатого века в стиле, который называют псевдовизантийским. Он находится в северной части комплекса. Здесь в 13-14 столетиях стоял дворец казанских ханов.
Кул-Шариф – самая известная и большая мечеть Республики, возведенная в честь тысячелетия Казани. Целью было воссоздать внешним видом древнюю мечеть ханства, находящуюся здесь много веков назад. Особенно красиво Кул-Шариф смотрится в вечернее время, когда подсветка придает ей сказочный вид.
Кремль также славится своими известными аутентичными башнями. Изначально их насчитывалось 13 штук, к нашему времени сохранилось лишь 8. Самыми известными среди туристов являются Спасская и Тайницкая, построенные в 16 веке и выступающие в качестве ворот. Лицевая часть Спасской башни направлена на главную улицу комплекса. Она несколько раз горела и восстанавливалась, ее надстраивали и реконструировали, пока она не приобрела нынешний вид.
Тайницкая башня имеет такое название по причине наличия тайного хода, который вел к водному источнику и был полезен во время осад и военных действий. Именно через нее русский царь Иван Грозный въехал в кремль после своей победы.
Еще одна знаменитая башня, Сююмбике, в народе часто сравнивается со своей итальянской «сестрой» – Пизанской башней. Причиной тому служит почти двухметровый наклон от основной оси, который произошел из-за проседания фундамента. Ходят слухи, что башню проектировали те же строители, которые возводили Московский Кремль, поэтому она так схожа с Боровицкой башней. Она построена из кирпича и состоит из семи ярусов, составляя в длину 58 метров. Существует традиция загадывать желание, прикасаясь к ее стенам.
Неподалеку на территории кремля находится Мавзолей, в котором захоронены два казанских хана. Он был открыт совершенно случайно, когда здесь пытались провести канализацию. Через некоторое время он был накрыт сверху стеклянным куполом.
Комплекс пушечного двора – это одно из самых крупных мест, изготавливающих и ремонтирующих артиллерийское орудие. Производство пошло на спад в 1815 году, когда случился пожар, а спустя 35 лет комплекс вовсе прекратил свое существование.
Юнкерское училище – еще один интересный кремлевский объект, который в 18 веке служил арсеналом, в 19 пушечным заводом, а в наше время служит для проведения выставок. Тут находится филиал петербургского «Эрмитажа» и галерея «Хазине».
Ценность представляет памятник зодчим, который находится в окруженном цветами сквере.
Это интересно: Самые тёплые пляжи на южном берегу Крыма — рассмотрим вопрос
Загадать желание
Таинственность башни и необычный вид делают ее не только объектом классных фоток, но и заставляют верить в чудеса.
5. Есть поверье, что для того, чтобы желание исполнилось — нужно прикоснуться к башне, закрыть глаза… и ярко представить картинку вашей мечты будто оно уже сбылось. Тогда оно точно исполниться.
Мною проверено — работает. *
* при условии, что вы работаете над своей мечтой, а не протираете диван нижней частью спины.
6. Кстати, ночью башня подсвечивается со всех сторон, поэтому ее даже из других районов Казани.
7. Но самый красивые фото можно сделать на летнем закате…
На этом все, друзья. Всем шанти.
История строительства
История возведения башни имеет больше вопросов, чем ответов. Это объясняется тем, что архивные документы были уничтожены при захвате Казани. Более поздние планы и чертежи сгорели во время пожара, поэтому точно установить время возведения достопримечательности невозможно. Можно оперировать некоторыми данными:
- План 1717 года отражает это сооружение. Значит, падающая башня построена раньше.
- Адам Олеариус посетил Казань в 1638 году. Он подробно изучил город и составил план: на нем никакой башни нет. Значит, она была построена позднее.
- Однако, проведенные археологами исследования, показали, что здание возвели в период с 1645 по 1650 годы.
И нет никаких данных о том, кто проектировал сооружение, было ли оно построено по приказу местных воевод или самого царя.
Архитектура Сююмбике
Практически сразу же после окончания строительства, Сююмбике стала «падать» на восток, но это не было задумкой архитекторов, а простая ошибка при строительстве. Что удивительно, обнаружили это только к началу XX века. В результате к 1930 году наклон составлял уже 1 метр 28 сантиметров. Было решено остановить падение, поэтому башню охватили железным кольцом и укрепили, чтобы предотвратить трагедию. Сейчас отклонение Сююмбике от вертикальной оси составляет 1 метр и 98 сантиметров. Археологи и ученые считают, что укрепление башни произошло очень своевременно, ведь еще каких-то 50 сантиметров и остановить процесс было бы уже невозможно.
Особенно хорошо отклонение от вертикали видно ночью
Архитектура башни Сююмбике сочетает в себе как традиции татарского, так и русского зодчества. Ее часто считают копией Боровицкой башни Московского кремля. Очертания Сююмбике можно увидеть и в башне Казанского вокзала. Архитектор Щусев при проектировании вокзала взял силуэт башни Сююмбике в качестве прототипа, и чтобы сделать сходство максимальным, он даже посылал своих помощников в Казань, чтобы те сделали обмеры и зарисовали ее во всех подробностях.
Башня представляет собой 7-ярусное сооружение из красного кирпича с широкой аркой-воротами в основании. На вершине мы можем увидеть золотой полумесяц, но он появился там относительно недавно, в 1993 году. До 1918 года шпиль украшал двуглавый орел, который позднее заменили на полумесяц. Но он долго не задержался на макушке Сююмбике, и уже в 1930-е годы его сняли и вернули на место только в конце XX века.
Шпиль башни Сююмбике
Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?
С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.
Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.
Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.
Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.
Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.
Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.
Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.
Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.
«Любимая владычица»
Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике – вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого – «сююм» – в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая – «бике» – переводится как «владычица».
Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» – Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.
Что в имени твоем?
«Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея». Худ. Н.Хазиахметов |
Народ сложил множество легенд об этой башне, и почти все они так или иначе связаны с именем Сююмбике, последней казанской царицы. Кто же она, — легендарная и незабываемая «любимая госпожа»?
Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533 году ее привезли в Казань в качестве невесты казанского царя Джан-Али, бывшего до того касимовским царем и посаженного на казанский престол русским великим князем Василием III. Очень скоро(одни источники говорят о 1533 годе, другие — о 1536) он был убит казанцами, восставшими против него. Сююмбике в том же году стала женой казанского царя Сафа-Гирея. «Казанский Летописец» характеризовал ее как исключительно красивую, культурную, начитанную женщину, собравшую большую библиотеку, умелого политика и дипломата. После смерти Сафа-хана в 1549 году она стала регентшей (правительницей) при малолетнем сыне Утямыше. Но она правила лишь три года, да и номинально. Фактически всем управлял крымский вельможа — углан Кощак. Но в 1551 году он и еще несколько таких же активных сторонников независимости Казани были выданы Ивану IV, а вскоре наступила очередь и Сююмбике с Утямышем. В августе того же года ее вместе с сыном увезли в Москву. На двенадцати ладьях отправили и ханские сокровища. В 1552 году Сююмбике насильно выдали замуж за русского ставленника — хана Касимовского и Казанского Шах-Али (брата Джан-Али). До последних дней своей жизни она была вынуждена жить в Москве.
Название «Suumbike manarasi»
— это калька, перевод с русского «Башня Сююмбике», которое появилось относительно недавно, лишь в 1 половине 19 века, когда кружок русских краеведов, очарованный легендарной историей Кремля, заменил тусклое наименование«проездная башня оберкомендантского дома со шпицем» на романтическое«Сумбекина башня» . Между тем, ее татарское название было иным —«Хаn manarasi» или«Хаn macete manarasi» . Это название отразило народную память о местоположении Хан-джами и ее минарета, разрушенных русскими. И действительно, археологические исследования 1976-1977 и 2000 гг. обнаружили у подножия башни в сторону Дворцовой церкви остатки целого комплекса монументальных построек — мечети, минарета и Ханскихdurbe (усыпальниц) на этом месте! В развале их стен сохранились обломки белокаменных надгробий с фрагментами надписей, гипсовых рельефов. Вскрыты останки пяти мусульманских захоронений — четыре взрослых и детское. Проведенное в 90-х годах коллективом ученых из Москвы, Казани и Самары комплексное антропологическое изучение костяка из мавзолея №1 и костяка из южного погребения в мавзолее №2 позволило казанским ученым уверенно утверждать, что оба они принадлежат казанским ханам — первый Махмутеку, одному из первых казанских ханов, умершему в начале 1460-х годов., а второй — Мухаммед Амину, умершему в 1518 году.
Где-то здесь же должны лежать останки еще трех Казанских ханов, захороненных в Хан-джами, в том числе и любимого мужа Сююмбике — Сафа-Гирея.
Фото №58753. Танец Сююмбике. Анастасия Бузунеева
Легенды башни Сююмбике
Существует несколько легенд о предыстории строительства башни. Так, одна из самых красивых легенд гласит, что после взятия Казани Царём Иваном Грозным, ханская царица по имени Сююмбике, очаровала царя, который сделал ей предложение. Ивану Грозный Царица Сююмбике поставила условие царю Ивану Грозному – построить за семь дней самую высокую башню в Казани и тогда она согласится уехать с ним в Москву. Царь выполнил просьбу: за семь дней была построена башня из семи ярусов, которая возвышалась над всей Казанью. Царица Сююмбике под предлогом желания проститься с Казанью перед отъездом попросила разрешения взглянуть в последний раз на любимый город с высоты этой башни. Но взобравшись на её вершину не желая покидать город — она бросилась вниз. Именно в том направлении в котором она бросилась появляется наклон у башни. В настоящее время отклонение её шпиля от вертикали составляет уже 1,98 метров. Кто-то говорит, что самой причиной взятия Казани русскими войсками был именно отказ царицы Сююмбике Ивану Грозному, которого поразила красота царицы Сююмбике увиденную им на портрете.
По другой версии, Царица Сююмбике была замужем три раза и прожила долгую и спокойную жизнь в городе Касимов и судя по всему все эти события которые связывают с её именем происходили до взятия Иваном Грозным Казани. Но есть и доподлинно известные факты. По этим данным у царицы Сююмбике был сын царевич Утямыш-Гирей. Его вместе с другими пленными, после взятия Казани отправили в Москву в качестве заложника. Его насильно крестили при дворе царя Ивана Грозного, и дали ему имя Александр. Но царевич Александр прожил не долго. Он умер в двадцать лет и был похоронен в Московском Кремле.Долгое время существовала и другая легенда связанная с башней Сююмбике. Дело в том что, до 1830 года на шпиле башни красовалось золочённое яблоко, в котором по преданиям были спрятаны значимые мусульманские летописи и документы. Но когда по приказу министра внутренних дел Российской Империи яблоко было снято со шпиля и в присутствии именитых татар оно было вскрыто, оказалось, что яблоко оказалось внутри пустым, а само оно изготовлено из обычной латуни, а не из золота.В любом случае, сегодня башня Сююмбике является ярким символом Казани, наряду с другими памятниками древности, такими как Казанский Кремль.
Интересные факты и легенды
- Имя Сююмбике составное — Сююм по-старотатарски означает любимая, а бике — владычица. Переводится «любимая царица» казанского народа в 16 веке. Действительно, Сююмбике была красавицей и благородной образованной женщиной, вдовой хана, погубленного в борьбе за престол.
- Существует несколько легенд о названии:
- Самая популярная из них гласит о том, что царь Иван Грозный после взятия Казани хотел, чтобы царица Сююмбике вышла за него замуж. В случае отказа, царь мог наказать весь татарский народ. Чтобы спасти свой народ от бед, царица приняла предложение Ивана Грозного, но выдвинула условие, что за семь дней будет построена семиярусная башня. Когда желание было выполнено, она поднялась наверх и бросилась на землю. С тех пор башню называют её именем.
- Вторая легенда более прозаична. Считается, что башня строилась под руководством самой царицы в честь погибшего второго мужа Сафа Гирея
- Наверху башни ранее был установлен позолоченный шар. Согласно легенде, в нём хранились летописи Казанского ханства, написанные ханами. Исследования показали, что шар пустой, хотя в нём были дыры, что говорит о возможном хищении исторических документов
Башня Сююмбике, наряду с мечетью Кул Шариф и Спасской башней Кремля, является символом Казани, известным не только в России, но и в зарубежных странах.
История
Строительство
Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).
Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани.
Предположения о существовании башни в ханский период
К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин.
Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.
Версии о возведении башни в русский период
В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С. С. Айдарова, А. Х. Халикова, М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645—1650 годами.
При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:
Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года.
Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).
Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл.
В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.
Навершие
Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году.
Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.
В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани:215. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.
В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран.
В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.
Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.
Татарские черты
Таблица 4 |
О татарских чертах башни Сююмбике написано немало. В их числе назывались принципиальная ступенчатость силуэта, минаретоподобное завершение, наличие приставных декоративных ничего не несущих трехчетвертных колонн, «сталактитовые» капители, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса (табл.4)
. Рассмотрим эти черты по отдельности.
Ступенчатость силуэта (она часто приводится в местной краеведческой литературе как аргумент в пользу «восточных» корней архитектуры башни) сопоставительного анализа не выдерживает. Многочисленные примеры многоярусных ступенчатых сооружений в мировой архитектуре едва ли могут послужить аналогиями или прототипами в силу иных масштабов, иной типологии или разительного контраста в художественном образе — разве, кроме некоторых башен средневековой Бирмы, в какой-то степени близких нашему памятнику.
Если же говорить о мусульманской культовой архитектуре, то на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Центральной Азии, на Кавказе, в Магрибе и Андалусии, где следовало бы искать аналогии, подобных минаретов не встречается.(Исключение составляет минарет мечети Сиди Окба в Тунисе, 8 в.).
Завершение башни Сююмбике и в самом деле сильно напоминает минареты татарских деревянных мечетей, но корректно ли сопоставлять отдельно взятый элемент (шатер) башни с целым минаретом с точки зрения архетипа? Это можно было бы сделать, если бы низ башни был мечетью, а ее шатровый верх — минаретом. Здесь этого нет, — причем такое сравнение не проходит уже в силу ориентации помещений башни с сильным отклонением от направления на Мекку, это недопустимо для мечети.
Даже если, анализируя формы башни Сююмбике, иметь в виду отдельно стоящие минареты, то, кроме тунисского минарета Окба, ничего подобного в мусульманской архитектуре нет. Но и в этом случае ориентация такого минарета должна была бы соответствовать кыйбле (то есть направлению на Мекку).
Приставные колонны, фланкирующие арку проезда, вполне могут принадлежать татарской монументальной традиции. Подтверждением тому служат подобные же формы на фасадах храма Василия Блаженного в Москве, архитектура которого являет собою целую энциклопедию мусульманских мотивов, намеренно перенесенных на стены храма-памятника в честь завоевания Казани. Хороший образец таких же колонн у входа можно видеть на главном фасаде Джума мечети в Ичери Шехере города Баку (Азербайджан, 19 в.), и не только.
К капителям трехчетвертных колонн по бокам проезда Сююмбекиной башни также близки традиционные завершения деревянных колонн мечетей Средней и Малой Азии, примеров которых великое множество .
Наиболее выразительными примерами цитирования характерной для архитектуры исламского мира декоративной детали являются, пожалуй, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса. Этот мотив встречался на обширных пространствах всего Переднего Востока, Северной Африки и Андалусии во все времена, не чужд он и архитектуре татарского народа.
Нет никакого сомнения, что как минимум в двух последних случаях на стенах башни Сююмбике были намеренно процитированы характерно мусульманские мотивы, прототипы которых едва ли искали в других странах.