Архангельский собор московского кремля: часы работы, адрес, история создания и фото

Романовы

После смерти Грозного и его сыновей Бог как будто от Россия отвернулся. Всё начало 17 века в стране идет ожесточенная борьба за власть. Прошли годы смуты и в 1613 году воцарилась новая династия — Романовы. На престол государства российского венчался царь Михаил Фёдорович. Романовы провозглашают себя новой ветвью царствующей династии, в полной мере обладающей харизмой крови. Хотя Романовы и не являлись потомками Ивана Калиты, они также избирают своей родовой усыпальницей Архангельский собор. В доказательство преемственности своей власти от Калитичей, Романовы стали располагать свои саркофаги вокруг гробницы царевича Дмитрия Углицкого. Своим шагом Романовы пытались символически восстановить непрерывность и незаменимость власти московских царей, будто вычёркивая из истории многочисленных самозванцев и однодневных правителей.

Романовы бережно сохраняли обычаи и традиции, связанные с собором. С незапамятных времен в Москве было принято оставлять на гробницах собора личные записки, адресованные непосредственно действующему царю. Кроме царя записки не брал никто. Храм был местом общения государя со своим народом. Традиция оставлять записки прервется только через 100 лет после воцарения Романовых, с лёгкой руки Петра первого, когда и царь уже будет не царь, а император.

Даже после переноса столицы в Петербург значение Архангельского собора не уменьшилось. Во многом это объяснялось тем, что Москва сохранила за собой статус первопрестольной столицы и многие торжества, в том числе коронации императоров, традиционно проходили здесь. За годы древний обряд венчания на царство претерпел изменения, но непременно каждый новый император венчался в Успенском соборе, а после был обязан поклониться прародительским гробам, и в особенности святому Дмитрию.

Мощи святого Дмитрия были и остаются главной святыней храма. Долгое время существовало поверье, что пока мощи в храме, беды Россию минуют. Отмечено, что возвращение царевича из Углича в Москву, в Архангельский собор, ознаменовалось, как тогда писали, троекратной радостью. Потому что прекратилась смута, кончился голод и особенная радость — это то, что Русь получила ещё одного святого.

История строительства

О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства – 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.

Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы.  Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе – это первое захоронение здесь царственных особ.

Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени – Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.

Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны – наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.

Собор в XVI—XVIII вв

В 1547 году храм пострадал при пожаре. Но мастера Новгорода и Пскова отреставрировали настенную роспись, которую повредил огонь. С 1599 по 1765 год в соборе проводились поминальные службы по усопшим князьям и царям. При царе Алексее Михайловиче Романове начали восстанавливать стенопись, которая к тому времени обветшала. Старую живопись стёрли, сделали её описание и приступили к нанесению новой. Но закончить не удалось, потому что в казне не хватило денег. Как подтверждает википедия, долгие войны с Польшей и Швецией её опустошили.

Реставрировать внутреннее убранство продолжили в 1660 году. Завершили через шесть лет. Последние работы проводили девяносто художников во главе с иконописцем Симоном Ушаковым. В числе других живописцев были:

  • Гурий Никитин;
  • Яков Казанец;
  • Сидор Поспеев;
  • Фёдор Зубов;
  • Иосиф Владимиров.

Посмертные образы правителей Алексея Михайловича и Михаила Фёдоровича для обители написал Симон Ушаков в 1677 году. Новый узорочный иконостас был сделан в 1680 году. При Елизавете Петровне собор был повреждён в 1737 году Троицким пожаром. Его капитальным ремонтом тогда занимался князь Д. Ухтомский. В это время сделаны чеканные позолоченные киоты из серебра для икон, отреставрированы надгробия и парсуны царей. В эти годы шлемовидный главный купол сменили луковичным. Тогда же часть фасада с южной стороны перекрыли стенами из белого камня, а закомары лишили декоративной отделки.

В 1742 году организовано Московское епархиальное управление, и собор Михаила Архангела становится кафедральным. Протоиереем храма с 1771 по 1801 год был автор сочинения «Церковный словарь» Пётр Алексеев. В 1772 году обновили решётки около захоронений, отреставрировали верхние ярусы иконостаса, сделали пять новых паникадил. Также сшили новые покрывала из бархата на гробницы царей, а суконные с серебряными крестами из тесьмы на надгробия Великих князей.

Екатерина II Великая во время своего правления решает построить Кремлёвский дворец вблизи Архангельского собора. Автором грандиозного проекта был Василий Баженов. Но в 1773 при рытье котлована под фундамент в краткий период на стенах храма появились трещины, а земля рядом начала проседать. После доклада об этом работы спешно прекратили, а тремя контрфорсами укрепили стену с южной стороны здания.

Эпилог

Прошли столетия, в двадцатом веке Архангельскому собору довелось пережить и обстрел революционными войсками, и запрет на богослужения у царских гробов. Но главный княжеский храм не был разграблен и был превращен в музей.

Сейчас в подклете Архангельского собора ведутся реставрационные работы. В одном из саркофагов были обнаружены мощи преподобной Евфросинии московской, единственный святой из женщин московского княжеского рода. Той самой вдовы Дмитрия Донского, которой явился Архангел Михаил. 28 мая 2008 года, в год 500-летия Архангельского собора, состоялось знаменательное для верующих и для истории собора событие — мощи святой Евфросинии московской были подняты из подклета и перенесены в придел святого мученика Уара.

На протяжении столетий Архангельский собор был олицетворением русского государства. В его судьбе, как в летописи, запечатлено каждое мгновение российской истории. И не раз бывало, что собор сам играл ключевую роль в исторических событиях. Во многом благодаря Архангельскому собору Москва стала духовным и политическим центром России, обрела славу и величие.

История Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247–1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии — в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова

Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.

Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Посещение храма

На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00
Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.
Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет
Это правило действует только для граждан России

Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

Усыпальница Архангельского собора

Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.

Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.

Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.

С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.

В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.

В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.

Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.

Посещение собора

Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.

«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.

Полезная информация для посетителей

Комплекс Архангельского собора расположен в столице – на территории Московского Кремля.

Точный официальный адрес – Москва, Россия, 103073 (координаты для навигатора — 55.750210, 37.617834).

Главная касса располагается в Александровском саду.

Идем пешком:

  • От станций метро «Александровский сад» (затем пешком – 11 минут) или «Библиотека имени Ленина» (от нее 9 минут ходьбы).
  • Пользуясь указателями в пешеходных переходах, можно пройти по кратчайшему маршруту.

На автомобиле:

  • ближайшая парковка находится на улице Ильинка возле магазина «Пятерочка»
  • автомобиль можно оставить на улице Воздвиженка, д. 4/7, строение 1 – возле «Библиотеки имени Ленина».

Стоимость входа на территорию комплекса с правом самостоятельного посещения музеев:

  • для взрослых – 350 рублей
  • для детей (школьников или студентов) и пенсионеров предусмотрены льготные билеты, их стоимость – 100 рублей.

Важно, что некоторые категории граждан России также имеют право на льготное посещение:

  • участники ВОВ
  • инвалиды I группы
  • священники, если они имеют российское гражданство
  • военнослужащие-срочники.

Режим работы музея:

  • с 10 до 17 часов
  • касса работает с 9:30 до 16. Выходной – четверг
  • экскурсионное бюро – с 9 до 17. Без выходных.

При музее работает магазин, где можно приобрести:

  • искусствоведческую литературу, красочные путеводители, а также CD и DVD-диски
  • сувениры, посуду из керамики
  • украшения
  • развивающие наборы для детей.

Кроме Архангельского собора рекомендуется посетить другие комплексы Московского Кремля — Благовещенский и Успенский соборы, Оружейную палату и Алмазный фонд.

Правила посещения:

  1. Запрещено проносить крупные сумки и чемоданы (есть камера хранения у Кутафьей башни)
  2. Нельзя проводить домашних животных
  3. Не рекомендуется проносить с собой острые предметы, баллончики под давлением и прочие опасные вещи.

Туалетные комнаты расположены в Александровском саду, а также напротив Патриаршего дворца.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Усыпальница царей

По своей сути храм – это царская усыпальница. Обычай погребать в храмах пришел из Византии. Считалось, что некоторые важные особы «после смерти не умирали». Так возникла традиция – для представителей одного правящего рода возводятся усыпальницы, поэтому в соборе св. Архистратига Михаила покоятся останки династий Рюриковичей и Романовых. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской. У южной стены находятся гробницы великих московских князей, в западной части – останки удельных князей, в северной части можно осмотреть погребения князей, которые попали под царскую опалу.

Гробница Ивана IY Грозного расположена на алтаре, в отдельной усыпальнице

Привлекает внимание рака, в которой находится тело младшего сына Ивана IY – царевича Дмитрия. Расположена она в центральном нефе

Как известно по истории, царевича убили в Угличе, хотя об этом до сих пор спорят историки. Члены династия Романовых, в том числе Михаил и Алексей, покоятся в центре собора. Последним из рода Романовых был погребен внук Петра Великого, Петр II, это произошло в 1730 году.

В настоящее время существует 44 надгробия, относящиеся к 30 годам XYII столетия. Они сделаны из кирпича и облицованы белыми плитами, на которых можно прочитать имена и даты жизни усопших. В первой четверти двадцатого столетия надгробья закрыли латунными покрывалами.

Стоимость билетов

  • пенсионерам и студентам — 250 рублей
  • бесплатно — детям до 16 лет
  • остальные граждане приобретают билет по 500 рублей

Чтобы не возникло неприятных недоразумений, надо знать правила поведения на территории Кремля:

  1. Фотографировать можно на территории комплекса, снимать не разрешается в музеях и соборах
  2. Нельзя посещать территорию в нетрезвом состоянии, в неподобающе одежде, проносить легковоспламеняющиеся вещества, оружие, все это можно сдать на хранение
  3. Нельзя принимать пищу, выпивать
  4. Не рекомендуется петь, расклеивать листовки, играть на музыкальных инструментах

От туристов не требуется многого — надо просто проявить уважение к знаковому для россиянина месту и не совершать недостойные поступки.

Хоть раз в жизни, если появилась такая возможность, надо посетить Московский Кремль, и одно из самых красивых зданий и интереснейших музеев — музей собора святого Архистратига Михаила. Собранные там уникальные фрески, иконы и усыпальницы не оставят никого равнодушным, впечатления останутся на долгое время.

Архитектура и интерьер

Белокаменный храм привлекает множество паломников, туристов и любителей русской истории. Его внешний вид, интерьерные решения и некрополь — часть великого исторического наследия Руси.

Внешний вид

В основе классического пятиглавого и пятиапсидного здания стоят шесть столбов. Стены храма возведены из кирпича, отделаны белым камнем и прорезаны узкими окнами. В их украшении использовались детали характерные для венецианской архитектуры эпохи Возрождения. К ним относятся:

  • многопрофильные карнизы;
  • полуколонны с растительными капителями;
  • закомары, оформленные в форме раковин;
  • сочетание одного большого и трёх маленьких круглых окон в центральной закомаре западного фасада.

Пятиглавие смещено в сторону апсид. Центральный позолоченный луковичный купол окружён четырьмя шлемовидными серебряными главами. Динамики внешнему виду постройки придают барабаны, диаметр которых имеет разную величину. Они прорезаны узкими окнами.

Интерьер

Интерьер собора резко контрастирует с его внешним видом. Стены и потолок храма покрыты росписью. Следы первой росписи XVI века сохранились в диаконной части храма. Сохранившийся до наших дней был изготовлен в конце XVII века. Он имеет три уровня, разделённых небольшими карнизами.


Внутреннее убранство Архангельского собора

Это деление повторяется и на стенах здания. Основными сюжетами настенных росписей являются:

  • сюжеты из легенд, связанных с архангелом Михаилом;
  • картины, посвящённые борьбе русских воинов с неприятелями;
  • условные портретные изображения князей и царей.

За многовековую историю интерьер храма несколько раз обновлялся и реставрировался.

Усыпальница

На сегодняшний день в храме архангела Михаила, расположенном в московском кремле, располагаются 46 великокняжеских и царских погребений. Кроме правителей Московского государства на территории усыпальницы нашли своё последнее пристанище поместные князья, относящиеся к правящей династии.

Женщин княжеского рода и царицы хоронили в Вознесенском монастыре. После его закрытия и сноса в 1929 году их погребения перенесли в подвал Архангельского храма.

Чтобы легко ориентироваться среди множества захоронений необходимо знать их схему. У центральных столбов размещены погребения царей из рода Романовых. Вдоль стен находятся могилы князей Рюриковичей. Исключение составляют следующие захоронения:

  1. Гробницы царя Ивана Грозного и его сыновей расположены в алтарной части здания.
  2. В центральной части храма располагается рака с мощами царевича Дмитрия.
  3. В северной части собора у стены находится ковчег с мощами святого мученика Михаила Черниговского.

Интересно! Единственным императором, погребенным в Архангельском соборе, стал Пётр II, умерший в Москве. Его могила находится в центральном проходе напротив раки с мощами царевича Дмитрия.

Уникальные фрески и старинные иконы

Внутри храм поражает фресками, расписывали стены в семнадцатом веке искусные художники, сохранились имена некоторых из них — Яков Казанец, Гурий Никитин, Федор Зубков и другие мастера. На стенах собора можно видеть около 60 изображений царственных особ и их жен: княгини Ольги, князей Боголюбского, Невского, Владимира, Ивана Калиты и Семена Гордого. Некоторые из изображенных на портретах людей причислены к лику святых. Портреты есть над каждым княжеским захоронением, изображены усопшие в молитвенной позе, изображения сопровождаются надписью, в которой указываются их имена и имена святых покровителей.

Для пополнения первоначального иконостаса, который не сохранился, много сделал царь Иван IY. Историки предполагают, что с того времени остались иконы: «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни», «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский»

Привлекает внимание храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» — считается одной из самых старинных икон. Сейчас это вряд ли возможно доказать, но по преданию, ее заказала Евдокия, вдова Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве

Возможно, икона находилась в предыдущем соборе, возведенном по приказу Ивана Калиты. Не исключено, что в ее написании принимал участие сам Феофан Грек или его ученики.

Иконы, которые можно увидеть в стенах храма, написаны большей частью в семидесятых — начале восьмидесятых годов XYIII века. Их заказал царь Федор Алексеевич. Резной иконостас делали искусные мастера, призванные со всей Руси, всего этой работой занимались более 60 человек. Он имеет четыре яруса, с Распятием наверху. По обеим сторонам Царских врат можно видеть уникальные иконы – «Спас Великий Архиерей», «Богоматерь Благодатное Небо».

История основания

Михаил Хоробрит, брат Александра Невского, ещё в XIII веке стал русским князем и возвёл в Москве деревянный храм во имя Михаила архангела, своего святого покровителя. Московский князь Иван Калита в 1333 году на этом месте выстроил вместо деревянной церкви собор из белого камня. Строение появилось в благодарность за спасение России от голода в неурожайный год. Правитель стал первым князем, которого захоронили в Архангельском храме.

Покровительствовал местам упокоения княжеских семей Архистратиг Михаил, сопровождавший в царство небесное души умерших. В соборе находились места погребения мужчин, а женщин княжеского и царского рода хоронили в соборе Воскресения Христа кремлёвского Вознесенского монастыря. Монастырь разрушили в 1929 году и перенесли захоронения в южную часть Архангельского собора.

Князь Иван III завершил строительство Успенского собора и приступил к реконструкции Кремля в Москве. Родовая усыпальница тоже была перестроена. Государь решил разобрать ветхий Михаило-архангельский собор в 1505 году и возвести на его месте новый. К строительству был привлечён архитектор из Италии — Алевиз Фрязин. Иван III умер, так и не дождавшись окончания строительства.

Сын князя, Василий III, завершил постройку Архангельского собора, а также продолжил дело отца по объединению Руси. Поэтому собор Михаила архангела является некрополем великих русских правителей, и свидетельством объединения русских земель великими князьями. Митрополит Симон провёл таинство освящения храма 8 ноября 1508 года.

Вновь выстроенный храм выглядел очень нарядно. Стены его были покрашены в цвет красного кирпича. Красная стена подчёркивала красоту белых узорчатых деталей. Собор изменялся внешне не один раз за пятьсот лет существования. К нему добавлялись галереи, пределы. Главный купол стал луковичной формы, а не шлемовидной. Внутри же он обустроен как и все древнерусские церкви. Просторные своды поддерживают шесть столпов, которые располагаются в форме креста.

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector