Римский колизей: история и современность грандиозного здания рима

Кто спас Колизей от полного разрушения

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. Его многочисленные аркады были облюбованы ремесленными мастерскими. Некоторое время он использовался как жилищный комплекс и даже кладбище. В XIII в. могущественная римская аристократическая семья Франджипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.

Колизей в Средние века

Позже Колизей был превращен в гигантскую каменоломню: камень травертин и мрамор из амфитеатра использовался для строительства церквей, мостов, домов аристократических семей и даже здания канцелярии Римского папы.

Вдобавок мощное землетрясение 847 г. серьезно повредило южную часть Колизея. В итоге до наших дней сохранился лишь остов грандиозного амфитеатра. Но могло не быть и этого. От полного разрушения Колизей спас Папа Бенедикт XIV. Он освятил древний амфитеатр в память о ранних христианах, умерших здесь мученической смертью. Тогда же появился и крест, выбитый в камне, который можно увидеть в Колизее до сих пор.

Бенедикт XIV

Колизей до сих пор тесно связан с Римской католической церковью. По сложившейся традиции на Страстную пятницу около 9 вечера в римском Колизее начинается богослужение «Крестного пути» (Via Crucis), воссоздающее в памяти христиан основные моменты страданий крестного пути Иисуса Христа. Богослужение «Крестного пути», возглавляемое Папой, представляет собой факельное шествие, состоящее из 14 стояний (эпизодов последнего дня земной жизни Христа, от осуждения на смерть до погребения), во время каждого из которых произносится молитва.

История строительства

Вид на Колизей с севера показывает различный порядок колонн, используемых в аркадах на отдельных уровнях.

Фасад над входной зоной

Панорама интерьера с северо-запада с видом на пол реконструированной арены

Первый каменный амфитеатр в Риме был 29 г. до н. Э. Хр. Открыл амфитеатр Статилиуса Тельца . До тех пор, пока он не был уничтожен Великим римским пожаром в 64 году нашей эры, он стоял на Марсовом поле и не должен был существенно отличаться от амфитеатров за пределами Рима. После пожара император Нерон не только построил деревянную замену на том же месте, но и заложил новый дворцовый комплекс Domus Aurea на южном склоне холма Эсквилин . Сады Золотого дома также включали более позднее расположение Колизея в долине между холмами Оппиус (часть Эсквилинского холма) и Палатинским холмом .

Около 72 лет, через несколько лет после падения Нерона, его преемник Веспасиан , завоевавший власть в кровопролитной гражданской войне, демонстративно вернул эту территорию римской общественности. Там он построил новый каменный амфитеатр за несколько лет, который не только превзошел предыдущее здание Неро на Марсфельде, но и все предыдущие арены , чтобы повысить известность новой правящей династии Флавианцев . После реконструкции надписи на здании Колизея, его строительство финансировалось, в частности, из трофеев еврейской войны , среди прочего, за счет храмовых сокровищ Иерусалима, которые были разграблены в 70 году .

Здание, которое изначально должно было быть трехэтажным, было почти завершено, когда Веспасиан умер в 79 году. Он состоял из трех рядов аркад, по 80 арок в каждом, расположенных одна над другой. В пассажах были структурированы половинами колонн: те , на первом этаже в дорическом , те , на втором этаже в ионическом и тех , на третьем этаже в коринфском ордере . Якобы по просьбе сына и преемника Веспасиана Тита к трем круглым арочным этажам был добавлен четвертый этаж, который не был пронизан аркадами, а сделан массивным и пронизанным только прямоугольными оконными нишами. Внешние стены Колизея были сделаны из римского травертина , но внутри использовались более дешевый кирпич и туф .

По словам историка Кассиуса Дио , после его завершения в 80 году Колизей был открыт со 100-дневными играми, включая гладиаторские бои, реконструированные морские сражения и травлю животных, в ходе которых на арене было убито 5000 животных.

Откуда возникло название «Колизей»?

По одной из самых распространенных версий, название Колизея произошло от гигантской статуи императора Нерона в образе Колосса Родосского, находившейся рядом с искусственным озером и будущим амфитеатром. Colossus в переводе с латыни означает «великан», «колосс», colosseus — «громадный», «колоссальный».

Кстати, статуя Нерона сохранилась, а не была разрушена Веспасианом. По его приказу, статуе приделали голову бога солнца Гелиоса с солнечной короной. В Средние века статуя была расплавлена (бронза понадобилась для более утилитарных целей).

Статуя бога солнца Гелиоса, переделанная из статуи Нерона

Официальное же название Колизея – амфитеатр Флавиев, так как он был построен во времена правления династии Флавиев, основателем которой стал Веспасиан, правивший после Нерона.

Табличка с надписью на латыни «Амфитеатр Флавиев»

Секреты закулисья и спецэффектов в Колизее

Под ареной, засыпанной песком, было два подземных этажа. Там держали клетки со львами и гладиаторов. Хорошо видно на фото выше.

Как и во всех театрах, Колизей имел кулисы. Они были расположены по бокам сцены. Именно оттуда появлялись спецэффекты. Одним из наиболее интересных было внезапное появление на арене зверей и гладиаторов.

Лифты Колизея в Риме

Этот трюк был возможен благодаря системе лифтов. Их было 28. Лифт приводился в движение вручную и мгновенно шел вверх, благодаря тяжелому противовесу. Таким образом, внезапно поднималась дверца, и на арене в облаке пыли появлялись гладиаторы или хищные звери.

Места в римском Колизее отражали статус зрителей. Самые престижные были на нижнем этаже. До сих пор все еще можно увидеть красивые белые полы из мрамора Каррары и фонтаны для питьевой воды. Внутри римский Колизей имел хорошо организованную систему лестниц и проходов. Это позволяло избегать столпотворений. Публика могла покинуть здание всего лишь за несколько минут после окончания представления.

Особенности конструкции Римского Колизея

Основные стены амфитеатра созданы из больших блоков травертина, которые соединяли друг с другом стальными зажимами, общим весом около 300 тонн. Внутри применяли также кирпич и туф. Одного только травертинового камня понадобилось 100 000 кубометров.

Равномерно по зданию распределены 80 входов. Из них 4, ведущие на нижние, ближе к арене ряды, были предназначены исключительно для знатных особ. Довольно продуманная система входов-выходов позволяла полностью заполнить амфитеатр за 15 минут и полностью освободить его всего за 5 минут.

Первые ряды отводились представителям власти и аристократии. Они были расположены на высоте 3,6 метра от поверхности арены. Примечательно, что на некоторых местах найдены имена важных персон. Это, наверное, был своеобразный резерв мест.

Последующие ряды предназначались сословию всадников. Затем людям с правами римских граждан. Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали.

Схема рядов Колизея

Позднее, при императоре Домициане, был построен еще один уровень, практически без мест для сидения. Здесь могли постоять бедняки, женщины и даже рабы. Интересно, что были категории людей, которым запрещалось посещать Колизей. Это актеры, работники погребальных служб и, как ни странно, бывшие гладиаторы.

Примечание: Не все гладиаторы умирали на арене Колизея. Иногда их выкупали, или они своими боями и победами добивались свободы.

Над верхними рядами располагался портик, навес по всему периметру амфитеатра. А над ним были расположены 240 специальных мачт и канатов. С помощью них обученные люди натягивали громадный тент, называемый веларий, над всем Колизеем, чтобы защитить зрителей от дождя или палящего солнца.

Места для императора, его свиты и весталок (это римские жрицы богини Весты – весьма почитаемые и уважаемые) располагались на северной и южной сторонах от арены, и, конечно же, были самыми элитными и облагороженными.

Интересный факт — Найдены записи 354 года, в которых говорилось, что Амфитеатр Флавиев вмещает 87 000 зрителей, но современные подсчеты утверждают, что он не мог вместить более 50 000 человек (что тоже очень много для тех времен).

Массивная сводчатая конструкция с проходами располагалась под местами для зрителей. Под самой ареной тоже были обнаружены ходы и тоннели, служившие для перемещения гладиаторов, животных и работников.

Множество ходов под ареной Колизея

Есть сведения, что на арене кроме традиционных гладиаторских боев и травли животных, проходили целые морские сражения с участием лодок и даже боевых галер. Для этого поверхность арены заливали водой через специальные системы водоподачи. Морские бои, скорее всего, проводились до того, как под ареной были построены ходы.

Арена была покрыта досками и засыпана песком.

Колизей – это не только поле битвы и зрительный зал. Это еще и масса вспомогательных построек в округе. Например, школа гладиаторов с небольшой тренировочной ареной, места для содержания животных, лазареты для лечения раненых гладиаторов и место, куда складывали убитых бойцов и животных.

Колизей – это целый развлекательный комплекс с кровавыми боями, реками крови и … довольными горожанами.

Кадр из фильма «Гладиатор» хорошо иллюстрирует бои в Колизее

Итак, строительство завершилось в 80 году, и настало время торжественного открытия. В первые же дни, при проведении первых игр, на его арене, по словам римского историка Дио Кассиуса, было убито порядка 2000 гладиаторов и 9000 диких животных. В 107 году во время правления императора Траяна, в ходе 123 дневного фестиваля на арене Колизея приняло участие уже 10 000 гладиаторов и 11 000 диких животных. Но тут не все погибли, так как убивать направо и налево гладиаторов и зверей было накладно.

Интересный факт — По примерным подсчетам, за все время существования Колизея, на его арене убили около 500 000 человек и порядка 1 000 000 животных.

Строительство

Чтобы построить Колизей, много времени не понадобилось – на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи (на карте эта страна находится на восточном побережье Средиземного моря). Были приглашены профессиональные строители, архитекторы, инженеры, скульптуры – словом, все, кто мог понадобиться для того, чтобы здание выглядело как можно помпезней и величественней.

Несмотря на то, что возведение будущего храма смерти продвигалось довольно быстро, получилось так, что Колизей в Риме возводили при трёх правителях: Веспасиан лишь год не дожил до окончания строительных работ, поэтому строительство завершал его сын, император Тит. Когда он умер, второй сын Веспасиана, взошедший на престол после смерти брата, Домициан, достроил к этой достопримечательности ещё один ярус, предназначенный для бедных людей, рабов и женщин (в основном это были стоячие места).

Несмотря на высокую скорость работ, это чудо древнего мира оказалось настолько качественным и добротным, что не только активно использовалось по назначению более пятисот лет, но и смогло неплохо сохраниться до наших дней (если бы люди не растаскивали камни для сооружения других зданий, скорее всего, выглядело бы сейчас намного лучше).

Знаменитые амфитеатры Италии

Арена ди Верона

Piazza Bra, 1, Verona. Регион: Венето


Актёр балета Роберто Болле перед выступлением на Арена ди Вероне

Амфитеатр возведен в 30 году нашей эры — он старше римского собрата. По сей день используется по прямому назначению — развлекать людей. Нет, речь не о гладиаторских боях (хотя и ряженых гладиаторов, позирующих за умеренную сумму для фото, вы здесь встретите). В тёплое время года Арена ди Верона — самый большой оперный театр мира под открытым небом. И популярный — ежегодно постановки посещают до 600 тыс. зрителей.

Осмотреть Арену ди Верона изнутри можно самостоятельно. Билеты приобретаются на месте.

Что касается оперного сезона, в этом году он длится с 13 июня по 5 сентября. Цены на билеты стартуют от 20 евро.

Регулярно будут давать оперы «Травиата», «Аида», «Сельская честь», музыкальный концерт «Девятая Симфония» Бетховена, выступит балет Роберто Болле и др. Следить за расписанием, точными ценами и покупать билеты на представления лучше на официальном сайте: arena.it.

Амфитеатр Флавия в Поццуоли

Corso Nicola Terracciano, 75, Pozzuoli. Регион: Кампания


Хорошо сохранившиеся подземелья арены в Поццули

Эта арена построена в конце I века нашей эры. Не самая большая (лишь третья по величине после Римского Колизея и амфитеатра в Капуе) и не самая хорошо сохранившаяся. Так почему именно эта достопримечательность в окрестностях Неаполя так привлекает туристов? Самое ценное здесь скрывается под землёй. Ни в одном древнеримском амфитеатре, дошедшем до наших дней, нет подземных коридоров в таком добротном состоянии как в Поццуоли.

Прогуливаясь по ним, можно составить впечатление о том, как проводились кровавые выступления на арене много веков назад. Сохранились даже специальные механизмы и люки, через которые вверх поднимали бойцов и животных ради эффектного появления перед публикой.

Входные билеты: полный — 4 евро, младше 18 лет — . Комбинированный билет: 8 евро. В него входит осмотр не только Арены Флавия, но и всей исторической зоны Поццуоли (археологический музей Кампи Флегрей, археологическая зона Байи, раскопки древнегреческой колонии Кума). Действителен два дня.

Амфитеатр в Лечче

Piazza Sant’Oronzo, 42, Lecce. Регион: Апулия


Амфитеатр имеет классическую форму эллипса. Но чтобы открыть его полностью, пришлось бы снести часть площади, успевшую стать исторической.

Древнеримская арена II века нашей эры постройки оказалась вписанной в современную городскую застройку и… отлично там себя чувствует. Появилась эта достопримечательность на карте Лечче только в начале XX века, после проведённых раскопок. До этого момента все как-то успели подзабыть, что много веков назад здесь находился амфитеатр. И вот благодаря археологическим работам, прямо посреди центральной площади города приоткрылось чудесное окошко в Древний Рим. В туннеле под ареной сохранились даже надписи на латыни и детали декора.

В тёплое время года здесь кипит жизнь: проходят концерты (часто — бесплатные), музыкальные фестивали, спектакли и модные показы, собираются болельщики местного футбольного клуба «Лечче».

За просмотр с площади Сант-Оронцо денег не берут. Спуститься в арену можно только во время мероприятий.

Квадратный колизей в Риме

Quadrato della Concordia, 3, Roma. Регион: Лацио


В Квадратном Колизее Муссолини всё как в лучших домах — анфилады из арок и статуи античной тематики.

Конечно, это не амфитеатр, а полноценное здание, причём, практически современное — возведено в 1942 году. Зовётся оно «Дворец итальянской цивилизации», но в быту — Квадратный Колизей. Вы не найдёте информации об этом строении в стандартных туристических справочниках. И это не удивительно — итальянцы вообще стесняются упоминаний о целом квартале, где расположен Дворец. Всё дело в том, что это едва ли не самый грандиозный памятник фашистской архитектуры.

Строился по личному приказу Муссолини ко Всемирной Европейской Выставке. Уничтожать это наследие не спешат, но и особо не афишируют его существование. Многие и не догадываются о наличии в Риме целых двух Колизеев: древнего и современного. Да, облик последнего не случаен: общеизвестно, что Великий Дуче фанател от всего древнеримского. Ну а в итоге получилось… что получилось.

«Фашистский квартал» расположен далеко от центра Рима, но доступ сюда бесплатный, как и в любой другой городской квартал.

Архитектура

Даже по сохранившимся до нашего времени руинам амфитеатра можно понять, насколько огромным и величественным было это сооружение. Практически каждый гость Италии старается купить билет в Колизей в Риме, чтобы изнутри наладиться его красотой и погрузиться в таинственность исторической достопримечательности. Строительство Колизея длилось 8 лет, изначально он имел форму эллипса, по периметру которого размещались 80 больших арок. С каждым ярусом размер арок уменьшался, всего было 3 яруса, состоящих из 240 арок разного размера. Для размещения зрителей были возведены галереи, там же размещались торговцы. Уникальность Колизея заключается в том, что из-за овальной формы солнечный свет в арки попадал под разным углом, создавая внутри сооружения неповторимую и загадочную атмосферу.

Изначально стены Колизея были отделаны мрамором, а по его периметру находились красивые статуи. Посещение Колизея в Риме позволит побывать на его открытой арене, вокруг которой располагались места для знатных особ Римской империи и трон императора. Даже сейчас можно заметить, что каждый ярус амфитеатра был украшен колонами, которые выполнялись в разных стилях.

Сейчас Колизей можно по праву назвать символом Италии и одной из самых посещаемых достопримечательностей в мире. Наверное, нет туриста, который побывав в Риме, не посетил бы Колизей. Найти его совершенно несложно, на карте Рима Колизей можно безошибочно распознать по овальной форме и большой занимаемой площади. Рядом с ним находится еще одна достопримечательность Рима – Базилика Святого Климента. Для того чтобы найти амфитеатр, необязательно знать точный адрес Колизея в Риме, поскольку каждый житель города детально расскажет и покажет, как до него добраться. А добраться до Колизея очень просто, поскольку рядом с амфитеатром есть станция метро, автобусные и трамвайные остановки.

Для посещения Колизея необходимо обязательно приобрести билеты, сделать это можно несколькими способами:

  • в кассах амфитеатра;
  • в режиме онлайн;
  • через индивидуальные экскурсии.

С покупкой билетов через кассу могут возникнуть трудности, поскольку желающих посетить Колизей очень много и поэтому за билетами постоянно стоят большие очереди. Поэтому если заранее не побеспокоиться о покупке билетов, можно провести в очереди за ними не один час. Избавить себя от необходимости стоять в длинной очереди за билетами можно, купив билет в Колизей в Риме онлайн. Осуществить онлайн покупку билета можно на официальном сайте амфитеатра или на других специализированных ресурсах. Этот процесс займет всего несколько минут, при этом человеку удастся сэкономить немало сил и времени. Также в Колизей сейчас регулярно организовываются индивидуальные экскурсии с профессиональными гидами. Воспользовавшись одной из них, можно не беспокоиться о покупке билета, поскольку он входит в пакет экскурсионных услуг.

Как получить максимум впечатлений от посещения

Главная проблема при посещении Колизея в том, что вы рискуете не понять красоты амфитеатра и он останется для вас просто «грудой камня».

Поэтому есть 3 варианта, которые помогут с решением этой проблемы: индивидуальные экскурсии, групповые экскурсии и аудиогиды.

Конечно, можно самостоятельно прогуляться по Риму, но эмоций от этого будет немного. Я, например, получаю впечатления в исторических местах только от осознания какое мощное это место, и что именно здесь происходило.

Первый вариант: индивидуальные экскурсии — самый интересный вариант, так вы точно получите максимум. Экскурсии рекомендую бронировать у команды Italy4travel. Так вы работаете напрямую и не переплачиваете агенствам и платформам.

Выбрать экскурсии и забронировать

Второй вариант: групповые экскурсии. Не рекомендую этот формат, так как получается не сильно дешевле индивидуальных, зато время на организацию сборы и сам маршрут укороченный и достаточно скучен. Но, безусловно есть те, кому нравится.

Третий вариант: Аудиогид. Продаётся при входе в Колизей за 5-6 евро, есть бесплатный аудиогид, но он довольно небольшой, поэтому может показаться маловато.

Как добраться до Колизея

Находится Колизей в центральной части Рима, рядом с такими достопримечательностями, как холм Палатин, Римский форум, Золотой дом Нерона и не только.

Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma RM, Италия.

От главного железнодорожного вокзала Termini:

  • Вариант 1

    Метро:сесть на поезд на станции Roma Termini, которая находится рядом с вокзалом и относится к синей ветке В, и по этой же ветке доехать до станции Colosseo. После останется только перейти дорогу к амфитеатру. Займет поездка 12-15 минут.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти до Колизея по улицам Via Cavour и Via degli Annibaldi за 20-25 минут.

От аэропорта Фьюмчино:

Вариант 1
Поезд:сесть на аэроэкспресс Leonardo Express (LE). Он следует до вокзала Termini, от которого до Колизея можно доехать на метро. Путь от аэропорта займет около часа.

Также рядом с Колизеем останавливаются трамваи 3 и 8, и автобусы 51, 75, 85, 87 N2, которые помогут добраться из других районов города.

Колизей на карте

Сооружение имеет эллиптическую форму, что хорошо заметно на виде сверху. Занимает оно 2 гектара площади, а протяженность его фасада составляет 524 метра. Главными материалами для возведения такого масштабного строения стали травертиновый мрамор и туф, а также кирпич.

ТОП-3 фото былого величия Колизея

Грандиозное белое здание, облицованное травертином (известковый туф), имело 4 этажа. Первые три состояли из повторяющихся колонн и арок:

  • самые простые колонны дорического ордера были на первом,
  • колонны ионического ордера на втором,
  • и витиевато украшенные колонны коринфского ордера на третьем.

В арочных просветах  красовались статуи богов и знатных горожан. Четвертый этаж арок не имел — свет пропускали небольшие окна. Заметны каменные крепления, расположенные по его окружности. На эти крепления опирались деревянные мачты для поддержки парусной крыши. Венец из 240 мачт держал паруса, чтобы защищать зрителей от солнца во время полуденных шоу.

Примерно так выглядел Колизей в Риме. Фото иллюстрации Джорджио Альбертини  СсылкаКликни для увеличения изображения

Предназначение амфитеатра

В Древнем Риме, чтобы заслужить уважение у простого населения, правящему классу необходимо было устаивать массовые зрелища. Арена Колизея как нельзя лучше подходила для этой цели. Поэтому в стенах амфитеатра часто устраивались гладиаторские бои (munera), охота на животных (venationes) и навмахия (морские сражения).

На проведение таких мероприятий требовались не только большие материальные затраты, но и правила и специальные регулирующие законы. Поэтому римские императоры создали Министерство игр (Ratio а muneribus), которое и занималось этими вопросами.

Посещать Колизей могли все – от знати до простого люда, но только свободные граждане. Поэтому неудивительно, что в его стенах могли повстречаться все слои населения.

Интересные факты

Некоторые занимательные факты о великом Колизее могут быть неизвестны даже опытным экскурсоводам:

Торжества в честь открытия Колизея длились 14 недель и включали спортивные состязания, бои гладиаторов и пышные театральные постановки. В 1-й день открытия в амфитеатре, по разным данным, были убиты от 5 до 9 тыс. диких животных.

Всего за время существования Колизея на арене погибли 300 тыс. человек и 10 млн. диких животных.

В Древнем Риме просто пойти и приобрести билеты в Колизей было невозможно, места бронировались за различными гильдиями, союзами, объединениями, либо требовалось специальное приглашение от влиятельного лица.

Парадная форма одежды была обязательной, например, мужчины должны были носить тоги. На трибунах запрещалось пить вино. Нарушить этот запрет мог разве всесильный император.

Судя по данным раскопок, в частности, проведенных и в Колизее, гладиаторы были вегетарианцами, но не из идеологических соображений.

Обильная растительная пища (ячменные лепешки, хлеб, бобы, овощи, корнеплоды) позволяли им нарастить жировую прослойку, служившую дополнительной защитой во время битв.

Ввиду далеко не блестящей сохранности, «дублером» Колизея в фильмах нередко выступает более миниатюрный, но куда лучше сохранившийся тунисский амфитеатр Эль-Джем. Он «подменял» своего римского собрата в фильме «Гладиатор».

Колизей вошел в список 7-ми новых чудес света. В этом списке он единственный представитель европейской цивилизации.

Некогда залитый кровью, теперь Колизей воплощает гуманистические ценности новой Европы. Обычно его подсветка белая, но с 2000 г. порой меняется на желтую – это значит, что где-то в мире какому-то заключенному заменили смертную казнь иной мерой наказания.

В самой Италии смертная казнь не применялась с 1947 г., хотя официально отменили ее только в 2009 г. (в религиозном государстве Ватикане – в 1969 г., даже для тех, кто покушался на Папу).

Что такое амфитеатр?

А вот это слово уже имеет греческие корни. На русский его можно было бы перевести как «театр с обеих сторон». Представьте: если взять два полукруглых греческих театра со ступенчатыми трибунами и соединить их так, чтобы они образовали полную окружность, тогда места для зрителей окажутся со всех сторон. Интересная идея была воплощена в жизнь. Разве что вместо окружности в середине оказалось удобнее использовать эллипс. Да-да, Колизей, который кажется на первый взгляд круглым, на самом деле построен в форме эллипса.

К середине I в. н.э. чисто римское архитектурное изобретение – амфитеатр – определилось со своими основными чертами. Для данного типа сооружений характерны: арена как центральный элемент, окружающие ее ступенчатые трибуны и радиальные коридоры. Амфитеатры строились во всех римских провинциях, на территории империи их насчитывалось более двух сотен.

Однако среди множества себе подобных, Колизей оставался непревзойденным, крупнейшим в Римской империи и самым совершенным по конструкции и форме.

И тут пора снова вспомнить его собственное имя — Амфитеатр Флавиев. Кто же были такие эти Флавии?

Посетить Колизей в Риме:

Колизей — один из самых посещаемых памятников в Италии, так что очереди на вход тут ОГРОМНЫЕ! Можно их избежать, купив билет онлайн. И тут это действительно того стоит!

Время работы колизея:

  • Открытие  —  8:30
  • Закрытие:
  • с последнего воскресенья октября по 15 февраля: последний вход15:30  и выход 16:30,
  • с 16 февраля по 15 марта: последний вход  16:00 и выход  17:00;
  • с 16 марта в последнюю субботу марта: последний вход 16:30, последний выход 17:30
  • с последнего воскресенья марта по 31 августа: последний вход 18:15, закрытие 19:15
  • с 1 сентября по 30 сентября: последний вход 18:00 , выход 19:00;
  • с 1 октября в последнюю субботу октября: последний вход с 17:30, выход 18:30.
  • Закрыто 1 января 1 мая и 25 декабря

Билеты в Колизей Рима:

Билет  можно также приобрести в кассах Палатина по адресу Via di San Gregorio n. 30, или Piazza Santa Maria Nova 53 (200 метров от Колизея); билет также включает посещение Римского Форума и Палатина.

  • Полный тариф: 12,00 €
  • Льготный тариф: 7,50€, для резидентов  ЕС в возрасте от 18 до 24 лет, а также для учителей Европейского Союза;

Бронирование билетов онлайн:

  • заказ билетов: +2.00 €.
  • Тел +39.06.39967700 (понедельник-пятница 9-18,  суббота 9-14)
  • Coopculture

Строительство Колизея

Строительство Колизея начал в 72 гoду Веспасиан, родоначальник династии Флавиев. Фундамент амфитеатра был заложен на мecте пруда в садах Зoлoтого дома, грандиозного дворца Нерона. В 80 гoду импepатор Тит, сын Веспасиана, торжественно открыл амфитеатр, устроив празднества, кoтopые продолжались в течение 100 дней. На арене Колизея в Риме погибло множество гладиаторов и более 9000 зверей. Строительство окончательно завершилось при втopом сыне Веспасиана Домициане.

Архитектура Колизея

В плaнe Колизей представляет собой эллипс, общая длина eгo стeн — 527 м. Стeны высотой 50 м делятся на 4 яруса. Три нижних — аркады с полуколоннами разных ордеров: на пepвом ярусе мы видим тосканский ордер, на втopом — ионический, на тpeтьем — коринфский.

Трибуны, кoтopые могли вмecтить до 50 000 человeк, разделены на 80 секторов, с отдельными вxoдами и лестницами для каждого сектора. Зрители могли быстро занимать и покидать мecта, чтo позволяло избегать давки. Специальный тент, велариум, крепежи для кoтopого частично сохpaнились на верхнем ярусе, защищал зрителей от непогoды.

В цeнтpе римского колизея нaxoдится арена для боев, окруженная четырехметровой стeной. Пол арены практически не сохpaнился, и блaгoдapя этoму мoжнo yвидeть сложную двухуровневую систему подземных туннелей. Здecь гладиаторы и животные в специальных камерах ждали cвoeго выхода на арену.

История Колизея в Риме

В Средние вeка Колизей использовался как феодaльный замок. С XII вeка амфитеатр стaл для гopoда каменоломней: из каменных блоков были пoстpoeны двадцать три дoма для знaтных римлян, в XIV—XV вeках — шесть церквей, в 1495 гoду из материала Колизея пocтроили папскую канцелярию, в XVI вeке — мосты, в 1704 гoду камень использовали для пocтройки гавани. Наконец, в 1749 гoду папа Бенедикт IV освятил амфитеатр в память о мучениках-xpиcтианах, убитых на eгo арене. Это помогло спасти сооружение от окончательного уничтoжения. Oднaкo совpeменные историки все чаще высказывают сомнения в том, чтo в Колизее погибали xpиcтиане, во всяком случае, упоминания об этoм пoявляются только с XVII вeка.

Главная > Италия > Рим >  Посмотреть >  Достопримечательности Рима

Грандиозный амфитеатр античности

Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.

Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.

Появление

История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.

Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.

Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.

История Колизея

Колизей видел много исторических эпох и продолжает видеть до сих пор.

Цель создания Колизея состояла в том,чтобы провести сражения гладиаторов на месте, достойном славы таких боев, которые до этого были проведены Нероном. Строительство крупнейшего амфитеатра Римской империи, было начато императором Веспасианом в 72 году нашей эры, а закончено его сыном Титом в 80 году нашей эры.

Затем император Домициан реконструировал сооружение, добавив подземных помещений для гладиаторов и животных, а так же пристроил четвертый ярус для большей вместительности людей. В 217 году верхнее крыльцо Колизея полностью сгорело из-за удара молнии, а спектакли в течение следующих пяти лет должны были быть в Цирке Максимусе.

Это объясняет характерную форму, которая сделала ее известной во всем мире. От 250 до 252гг. и в 320 году пожары сильно повредили здание. Впоследствии произошло также катастрофическое землетрясение в сентябре 1349 года, которое разрушило значительную часть стен и внешних арок амфитеатра.

На протяжении всей истории Римской империи в Колизее проходили реставрационные работы из-за пожаров и землетрясений.

Примечание! Среди наиболее важных — это Антонино Пио, Элиогабало и Алессандро Северо, а также другие реставрации 443г по 523г. Колизей использовался почти 500 лет, а последние игры отмечались в 6 веке.

Строительство

Огромный амфитеатр был возведен на востоке от Римского форума, на месте искусственного озера в центре Рима, в комплексе, который состоял из Золотого дома Нерона и его статуи, которая в последствие и дала название зданию.

В строительстве участвовали сотни тысяч рабов, а также профессиональные строители, архитекторы, скульпторы. Здание должно быть величественным и помпезным.

Для того чтобы укрепить фундамент строителям пришлось сделать очень сложную дренажную систему: раскопать вглубь до 14 метров и сделать цементирование почти 13 метров.

Древний Рим

Колизей использовался для показа боев гладиаторов и охотничьих сцен с необычными и свирепыми животными. Императоры увеселяли публику подобными играми для увеличения своей популярности. Игры были символом престижа и власти. Они проводились от нескольких недель до нескольких месяцев.

Эти борцы были пленниками, военнопленными или осужденными преступниками. Недостатка в мужчинах, которые рискуя своей жизнью, хотели получить известность и популярность, не было. Репутация чемпионов была действительно замечательной, публика восторженно их принимала и следовала за ними с большой страстью.

Игры после окончания строительства Колизея продолжались сто дней и в них было убито 5000 человек и 9000 животных. Также в Колизее предполагались такие мероприятия, как травля зверей на арене, где использовались в основном животные, привозимые из Африки, и еще для казни, когда убивали осужденных.

Также происходили бои между животными, например, они были связаны между собой цепями бык и слон, или другие крупные животными, в то время их дразнили длинными стержнями, призывая их бороться.

Полезно знать! Эксплуатация экзотических животных, таких как тигры, во всех наиболее важных амфитеатрах Империи вызвала реальное истощение дикой природы в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Арена была открыта для людей бесплатно.

Средневековье

После падения Римской империи Колизей пережил период упадка. Он был восстановлен в средние века, а затем использовался как замок и крепость. Здесь совершались различные религиозные церемонии. Затем его часто использовали в качестве карьера для хранения строительных материалов, а потом как каменоломню.

Колизей растаскивали. Из частей его были построены аристократические дома и церкви. Колизей использовался как бесплатный строительный материал. Непрерывные грабежи закончилось в восемнадцатом веке.

Новое время

В настоящее время Колизей является самым крупным туристическим центром в Риме, и тысячи туристов ежегодно попадают на арену. Внутри на верхнем этаже есть музей, посвященный греческому богу Эросу а также там проводятся различные интересные временные выставки.

Наконец, не надо забывать, что в Страстную пятницу Крестный путь под председательством папы начинается именно отсюда.

Сегодня Колизей является местом поклонения христиан тому, что многие люди были убиты внутри него в период преследования. Сейчас открыты для посещения и подземные помещения, в которых когда то были гладиаторы и клетки с животными.

Внутри ощущается дух истории и событий, которые последовали за ней. Это уникальный памятник, который римская империя сделала потомкам. Место для всех любителей искусства и истории. Здесь также проводятся концерты мировых звезд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector