Римский колизей

Как добраться до места битв гладиаторов?

В первую очередь, отправляясь в Рим, любой турист задумается об открытии визы и покупке билетов.

Получение визы в Италию — процесс относительно простой, требующий стандартный набор документов. В посольстве перед собеседованием затребуют анкету, копию заграничного и обычного паспортов, два фото и свидетельство о браке или разводе. Также нужно подготовить справку с работы о доходах за последние полгода или справку из высшего учебного заведения. Не забудьте сделать копию билетов в обе стороны. И будьте готовы оплатить консульский сбор. Для взрослых он составит 65 евро, а для детей, пенсионеров и неработающих студентов до 21 года — 25 евро. Виза вам обойдется приблизительно в 120 евро, а время оформления — от 10 календарных дней.

Чтобы ваш отдых был максимально комфортным, учтите несколько советов.

Колизей расписание составил весьма своеобразно: туристический центр работает с 9 утра, а закрывается за час до захода солнца, в зависимости от времени года.

Видео — Прогулка по Колизею

Чтоб купить билет, желательно приходить с утра. Поскольку ожидание покупки билетов затягивается в среднем до 1-2 часов. Опытные туристы советуют приобретать билеты в кассе находящегося напротив Римского Форума. Билет един, но здесь очереди значительно меньше.

Билет стоит 12 евро, а для детей до 18 лет вход бесплатный. С момента покупки билет является действительным два дня, но зайти в Колизей по нему разрешается единожды. Также с этим пропускным документом вы можете посетить Палатинский холм и Римский Форум.

Есть и другой вариант: по приезду в Рим можно купить карту Roma Pass, которая предоставит вам сразу несколько позитивных моментов. Она является своеобразным проездным на 3 дня, а так же позволит бесплатно посетить два любых музея Рима и послужит скидочным купоном в сам Колизей.

По приезду в амфитеатр, нужно быть готовым к столпотворению. Конечно, вдоль арены можно пройтись и самостоятельно. Но лучше воспользоваться услугами гида — это куда познавательнее, к тому же, очереди туристических групп продвигаются быстрее. Гида не обязательно заказывать в турагентстве — их достаточно возле касс и стен театра. Так же будьте готовы, что туалеты и фонтанчики с питьевой водой находятся на противоположной стороне Колизея — у выхода. Так что придётся потерпеть.

Туристов не пускают на все ярусы театра и к гипогеуму. Но даже со смотровых площадок можно сполна насладиться величием Колизея .

Общая архитектура

Архитектура Колизея изображает яйцевидную плоскость, то есть в форме яйца. Это эллипс с несколькими центрами, но по общему виду он довольно близок к овальной плоскости.

Самая длинная длина составляет 187,75 м, а ширина-155,60 м, при постоянной высоте 50,75 м. Он состоит из блока амфитеатра, окружающего арену, окруженную фасадом, который идет вокруг. Здесь четыре этажа.


Схема рядов.

Пространство между амфитеатром и фасадом состоит из двух смежных круглых коридоров на этаже.

Фасад и внутренние коридоры пронизаны 80 арками больших размеров, сводчатыми полукруглыми арками, отделенными друг от друга украшенными полуколоннами. Эта последовательность арок существует только на первых трех уровнях, четвертый, задний, представляет собой сплошную стену, произведение архитектуры, которое называется “чердак” и которое пронизано маленькими прямоугольными окнами в ритме аркады из двух.

Наверху есть каменная установка для поддержания циновки вертикально повторенной 240 раз, эта установка образовала корону из вертикальных столбов, между которыми мы могли бы растянуть холст: велариум.

Трибуны были расставлены вдоль изгиба амфитеатра.

Ближайшие к арене сиденья были высотой 3 метра, а разделявшая их стена называлась трибуной.

От первого ряда до последнего мы пересекаем 7 концентрических колец, которые становятся все больше и больше по мере того, как мы поднимаемся по этажам. Эти кольца составляют структуру здания, они опираются на арки, разгруженные стенами из камней, которые перпендикулярны им.

Чем выше вы поднимаетесь по этажам, тем выше кривая высоты увеличивает свой коэффициент: это означает, что чем выше вы находитесь, тем больше вы “выше” человека впереди, в то время как ниже, мы скорее “позади” этого человека.

Гипогей

Гипогеум – это название, данное подвалам древнего здания, это подземная часть. Колизей был построен во второй раз, после инаугурации, при императоре Домициане.

Она повторяет контуры арены и состоит из главной оси, проходящей через нее. С каждой стороны есть ряд коридоров, ведущих в комнаты.

Внешний коридор граничит с чередой ниш, которые были построены в кирпичных фундаментах.

Гипогей Колизея-это настоящий швейцарский сыр, везде есть проходы.

Недостатком является то, что он был переработан несколько раз за свою историю, например, пожар, который разрушил здание в 217 году нашей эры.

Поэтому невозможно точно знать назначение каждой комнаты, каждого коридора, тем более что они должны были меняться вместе с историей.

Современное состояние Гипогея позволяет увидеть коридоры, проходы под ареной, причем последняя была реконструирована лишь частично.

Но Гипогей не довольствовался тем, что находился на арене, он также находился под коридорами самого Колизея, но только в небольшой его части.

На самом деле, часть под трибунами, в конце арены, на довольно короткой дуге.

Эти две части содержали другие комнаты, довольно маленькие западные стороны, довольно пространственные восточные стороны.


Гипогей Колизея.

Подпольная функция – это наша современная закулиса. Они запасались снаряжением для содержания Колизея, но особенно элементами шоу, которое происходило, актеры располагались там в ожидании своего прохода, гладиаторы готовились, и там хранились костюмы, необходимые аксессуары для шоу. Здесь были также клетки для диких животных, а также другие для заключенных, приговоренных к смертной казни.

Колизей внутри

Внутри древнего сооружения находились сводчатые галереи, где зрители могли отдохнуть. Тут же торговали ремесленники. Кажется, что все арки одинаковые, но в действительности они расположены под разным углом и тени на них падают также по-разному.

Фото: Farbregas Hareluya / Shutterstock.com

Арки

Войти в амфитеатр можно было через арки, находящиеся на первом ярусе, а затем уже подняться на следующие ярусы по лестницам. Зрители рассаживались вокруг арены по периметру эллипса.

Ярусы

Первый ярус Колизея насчитывает 76 пролета, предназначенных для входа на стадион. До наших дней хорошо сохранилась римская нумерация над ними.

Помимо большого количества арок, отличительную особенность Колизея составляют многочисленные опоры разного стиля. Они служили не только для защиты от разрушения строения, но и облегчали вес всей конструкции.

В самом тяжелом нижнем ярусе размещаются полуколонны дорического ордера, на бетонном втором ярусе – колонны ионического стиля, на третьем ярусе находятся коринфские колонны с богато декорированными капителями.

Некоторые источники также говорят о том, что арки на втором и третьем ярусах были дополнены статуями, выполненными из белого мрамора. Хотя подтверждения этой версии нет, возможно, такое украшение было в проекте сооружения.

Веларий (навес из парусины)

На четвертом ярусе Колизея, который был построен немного позднее, находятся прямоугольные отверстия для каменных опор, на которых крепился специальный тент. Этот тент натягивался на 240 деревянных мачтах и предназначался для защиты зрителей от солнца и дождя.

Управлением навесом занимались матросы, специально обученные для этого. Общая численность матросов для натягивания тента составляла несколько тысяч человек.

Места для зрителей

Места для зрителей в амфитеатре располагались по иерархии. Ближе всего к арене сидели император и его приближенные, выше – представители городской власти. Еще выше располагались трибуны римских воителей — maenianum primum, а далее – трибуны для состоятельных граждан (maenianum secundum).

Затем следовали места для обычных людей. после которых рассаживались простые римские горожане. Однако, самые низшие сословия располагались еще выше, на последних рядах.

Отдельные места отводились для мальчиков с учителями, зарубежных гостей, солдат в увольнении.

Также при правлении Домициана добавили галерею на крыше Колизея, куда допускали женщин, рабов и наиболее бедных зрителей. Им приходилось стоять.

Арена

Поскольку арена имела эллиптическую форму, то это не позволяло гладиаторам или животным избежать смерти или ударов, укрывшись в углу. Доски на полу легко убирались перед морскими сражениями.

В подвале под ареной располагались камеры для рабов, а также клетки для животных. Также там находились служебные помещения.

Фото: SF photo / Shutterstock.com

У арены существовало два входа. Первый — «Ворота Триумфа» (Porta Triumphalis), предназначался для выхода гладиаторов и зверей на арену. Те гладиаторы, которые выигрывали сражение, возвращались через эти же ворота. А тех, кто проиграл, — уносили через «Ворота Либитины» (Porta Libitinaria), получившие имя в честь богини смерти.

Гипогей

Под ареной находилось глубокое подземное помещение (hypogeum). В современное время это помещение можно хорошо рассмотреть. Оно включает в себя двухуровневую систему клетей и тоннелей. Здесь содержались гладиаторы и животные.

Сцена была оснащена сложной системой поворотов и различных приспособлений для спецэффектов, многие из которых до наших дней не сохранились.

Для поднятия гладиаторов и животных на арену использовалась специальная система лифтов, состоящая из 80 вертикальных подъемников. Там была даже обнаружена гидравлическая система, позволявшая быстро опускать и поднимать арену.

Гипогей связывала сеть подземных тоннелей с любыми точками амфитеатра, также существовало много ходов за пределами Колизея. Гладиаторов и животных доставляли из расположенных неподалеку бараков. Кроме того, в подземелье существовал специальный ход для нужд императора и весталок.

Структура здания

Колизей построен на мощном туфовом фундаменте. Несущие стены фасада полностью выполнены из туфа внутри и травертина снаружи. Блоки травертинов когда-то были соединены друг с другом металлическими штифтами, которые в средние века извлекались для использования материала в строительстве. На внешнем фасаде хорошо видны многочисленные отверстия, оставленные в результате этой операции.

Колизей, отверстия на стенах фасада, оставшиеся после извлечения металлических штифтов

Крестовые своды, одни из древнейших в римском мире, арки, кольцевые коридоры, поддерживающие зрительские места, выполнены из бетона. Когда-то Колизей был оснащен серьезной гидравлической системой, подававшей воду в многочисленные фонтаны, распределенные по различным секторам амфитеатра. Сложная канализационная система обеспечивала устранение воды и органических материалов, собираемых из туалетов.

Систему опорных сводов в КолизееКолизей, внутренний коридор

Велариум

В случаях необходимости зрителей защищали от слишком жаркого солнца или дождя с помощью велариума. Велариум — это гигантское тканевое покрытие, которое открывалось и закрывалось над зрительскими местами, благодаря сложной канатной системе, управляемой специализированными рабочими, моряками римского флота, базировавшегося в Мизено. Вероятно, велариум также был прикреплен к земле благодаря длинным веревкам, привязанным к тяжёлым камням, размещенным вне амфитеатра.

Колизей, реконструкция с велариумом

Грандиозный античный амфитеатр

С первого взгляда на эту мировую достопримечательность поражает ее величие и массивность. Огромные размеры арены, где римляне требовали хлеба и зрелищ, не могут оставить равнодушным. Не зря амфитеатр называют одним из чудес света, требующим бережного отношения и серьезной охраны. Располагается Колизей и итальянской столице между тремя живописными холмами — Эсквилинским, Палатинским и Цилиевским.

Если свериться с картой города, тогда можно узнать точнее местоположение амфитеатра. Возвели Колизей около Золотого дворца Нерона на месте озера с лебедями.

История смертоносного храма началась во времена правления одного из наиболее жестоких мировых правителей. В 68 году до н. э. Нерон покончил с собой, после чего развязалась гражданская двухлетняя война. Завершилось кровопролитие восшествием на трон Тита Флавия Веспасиана. Став правителем, он сразу принял решение о перестройке Рима, чтобы ничего больше не напоминало людям о бывшем императоре.

Это практически удалось сделать: от прежнего правителя остался только дворец и окружающая его площадь. Территория занимала примерно 120 га земли, поэтому что-то нужно было решать. Веспасиан принял оригинальное решение: в здании дворца расположили разные учреждения, а дворцовый пруд засыпали. На его месте начал строиться амфитеатр неслыханных размеров.

Архитектура, внешний и внутренний вид

Амфитеатр Флавиев выполнен в форме эллипса. Большая ось — 188 м, малая — 156 м. Стены имеют высоту 48-50 м. Вместимость Колизея была колоссальной. Он вмещал от 50 тыс. до 87 тыс. человек.

Укрепленный железными сваями травертинский камень с общим весом в 300 т, придает прочность Колизею уже 2 тыс. лет. В средние века, когда железо ценилось, большая часть строения была нарушена из-за воровства, что привело к обрушению. Туф и кирпич вывернуты. Колизей, архитектура которого была разрушена, потерял былое величие.

Монета с изображением амфитеатра

Три яруса арок внешней части строения, между которыми располагаются полуколонны, выполнены в тосканском, ионическом, коринфском стилях. О первозданном обличии Колизея можно судить только по его изображению на монетах, согласно которым в среднем и верхнем ярусах, в пролетах арок, стояли статуи божественных покровителей латинян. Над арками возвышается архитектурный аттик, который украшен пилястрами, принадлежащими к коринфскому ордеру.

Четыре входа амфитеатра располагались по оконечностям большой и малой осей эллипса. Для императора предназначались двое ворот, оставшиеся использовались для увеселительных шествий перед началом гладиаторских боев, для загона хищных животных. Гости входили через оставшиеся 76 арок нижнего этажа и в течение 10 минут могли расположиться по своим местам.

Структура размещения зрителей

Дополнительная информация! Идея о большом количестве входов была унаследована. Большинство цирковых арен, театров и кинотеатров в настоящее время устроены подобным образом.

Социальный статус служил проводником на определенное место. Ложи знати были расположены над местами императора и имели лучший обзор, чем у мест выше. За ними располагались трибуны для римских воителей. Уровень выше включал места для зажиточных римлян. Немного дальше располагались обычные люди.

Император Домициан позаботился о том, чтобы бедные жители Рима и женщины могли увидеть бои. Он приказал построить над Колизеем галерею, состоящую из стоячих мест для бедняков. Конструкция амфитеатра была устроена так, что во время непогоды его накрывал тканевый непромокаемый купол.

Защита от непогоды

Тайна имени

В начале он назывался Амфитеатр Флавиев (Anfiteatro Flavio), потому что был построен императорами Веспасианом и Титом из династии Флавиев. Название «Колизей» появилось только в средние века: самая популярная теория гласит, что имя «Колоссео» амфитеатр получил из-за того, что он был построен рядом с «Колоссом» Нерона, статуей, которая находилась в нескольких метрах от амфитеатра. Другие говорят, что название происходит от его расположения, потому что амфитеатр был построен на холме, где когда-то стоял храм Изиды (Collis Isei).

О происхождении названия «Колизея» ходит и интересная легенда: когда-то на месте Колизея существовал языческий храм, где поклонялись дьяволу. И в конце каждой церемонии священники спрашивали последователей: COLIS EUM? (Ты его любишь? В смысле, дьявола). 

Фасад

Фасад Колизея красив, он состоит из 4 уровней, первые три открываются аркадами. Нижние – более 7 м в высоту и 4,2 м в ширину, а те, что на втором и третьем этажах, – 6,45 м в высоту и все еще 4,2 м в ширину. Постоянная ширины позволяет не иметь никакого сдвига от одной стадии к другой.

На первом этаже аркады пронумерованы от 1 до 76, потому что 4 из них специальные, это главные входы.

Эти главные входы были оборудованы статуей и имели декоры лучшего качества, чем другие.Арки полукруглые, то есть вершина представляет собой правильную кривую, она образует полукруг.

Каждая аркада отделена от следующей полуколонной, то есть стеной с одним концом полусферической формы (снаружи, конечно).

В верхней части колонн систематически присутствуют типичные украшения античности, но они варьируются в зависимости от уровней:Первый этаж: дорическийПервый этаж: ионныйВторой этаж: КоринфскийДорический стиль-самый простой, самый изысканный. Колонны имеют 20 вертикальных ребер, а капители не украшены.

Ионический стиль состоит из 24 ребер, а капители украшены свитками. Коринфский стиль, он соответствует барокко, это стиль, перегруженный листьями стилизованных деревьев.

Использование этих трех стилей, вероятно, свидетельствует о желании производителя подчеркнуть художественные эволюции, известные в античности.Четыре уровня отделены друг от друга каменным полом, открывающимся снаружи выступающим карнизом без декора.Четвертый уровень-особенный. Внешне он не имеет арок, это всего лишь прямая стена, пронизанная небольшими прямоугольными окнами через равные промежутки, фактически обе аркады нижних уровней. В архитектуре мы называем его чердаком.

Чердак использовался для выставления больших декоративных щитов, очень похожих на выставочную стену.

На вершине Колизея есть довольно большой карниз, который огибает его. В нем было проделано 240 отверстий (некоторые из них сохранились и по сей день).

Под каждым из них находится небольшой колокольчик, примерно в 1,5 м от карниза. Он служил опорой для мачт, выступающих из вершины. Эти мачты проходили через отверстия и были несъемными.

Веревки были натянуты, чтобы открыть или закрыть теневую ткань, велариум.Фасад-самая красивая часть Колизея, хотя большая его часть была разрушена, несмотря на возмущение, которое он получил.

Описание Колизея

Структура

Структура амфитеатра была очень сложной. Большое количество травертиновых блоков, составляли ее основную структуру.

А так же она состояла из множества лестниц и сводчатых коридоров, через которые люди могли получить доступ к различным этажам и он был настолько хорошо разработан, что 50 тысяч человек могли легко и быстро покинуть театр или наполнить его. В здании было 80 различных входов и выходов.

Арена и внутренний вид

Внутренние конструкции были построены из туфа, кирпича и бетона. Эллиптическая арена имеет размеры 86 на 54 и окружена со всех сторон трибунами. Ряды для зрителей были разделены: нижние ступени были мраморными и предназначались для высшего общества.

Последние ступени были для бедных. Амфитеатр мог разместить около 50000 зрителей. Под песчаным слоем и досками арены были два подземных этажа, состоящие из коридоров и лестниц, клеток с животными, оружием которое использовалось в бою.

Гладиаторы также могли подняться на арену с помощью специальных подъемников. Все устройства, которые были размещены на арене, позволили создать исключительные шоу с выходами, исчезновениями, специальными эффектами, чтобы вызвать озноб у зрителей.

Под ареной была сделана сложная водяная система по идее императора Домициана, предназначенная для морских шоу.

Внешний вид

Колизей — огромное овальное здание, 189 метров в длину, 156 метров в высоту, 48 метров в высоту. Говорят, что это здание является образцом для современных стадионов, учитывая его изобретательность.

Во времена Римской империи Колизей имел покрытие первоначально из парусной ткани, которая потом была заменена на более легкий лен. Это «покрывало» служило для защиты людей от солнца или непогоды. Мощная структура амфитеатра имеет впечатляющий вид. Он имеет несколько этажей с множественными арочными проемами.

Наружные и несущие конструкции были построены из травертина. Только 100 000 кубических метров травертина использовались для наружной стены.

Отметим! Фасад состоит из четырех частей. Три нижних формируются из 80 дуг на столбах с чисто декоративных деталями, четвертый образует сплошную стену с колоннами, расположенными близко друг к другу. Каждый этаж имел свой стиль — тосканский, Джонинский и Коринфский, в то время как последний имеет неопределенный стиль, заложенный в 16-м веке как составленный.

Гладиаторские бои в Колизее

Известность Колизею принесли проводившиеся здесь гладиаторские бои, воспроизведение известных сражений, казни и травля диких животных. Если в Древней Греции популярностью пользовались спортивные состязания и театральные постановки, то в Древнем Риме пальма первенства всегда оставалась за куда более кровавыми зрелищами.

Западная дверь Колизея – Дверь смерти

Самые первые битвы гладиаторов в Колизее, проведенные в 80 году, продолжались 100 дней и были приурочены к военным победам императора Тита в Иудее. Одни из самых масштабных игр в Колизее состоялись в 107 г. н.э. по случаю военных побед императора Траяна в Дакии: в них приняли участие 11 000 животных и 10 000 гладиаторов, и длились они 123 дня. 

Если гладиатор заслуживал себе хорошую репутацию боями и храбростью, то ревущая толпа умоляла императора освободить его. В этом случае гладиатору вручался деревянный меч, означающий, что он свободный человек, и ему больше никогда не придется сражаться.

Окончательно гладиаторские бои сошли на нет в V в. н.э.: не только из-за распространившегося христианства, но и из-за дороговизны их подготовки и обветшания Колизея.

Помимо боев людей с людьми, толпу развлекало зрелище битв с различными экзотическими животными: от носорогов, львов, леопардов и слонов до крокодилов и страусов. Гладиаторов, обученных биться с животными, называли бестиариями. Часто к битве с дикими зверями приговаривали преступников и военнопленных, но без какого-либо обучения, оружия или брони.

Интересно, что бывали случаи, когда зрителей Колизея, наслаждавшихся кровавыми зрелищами, бросали на арену, если их поведение чем-то не нравилось императору. А среди всех римских императоров только Коммод, отличавшийся жестокостью и распутством, принимал участие в гладиаторских боях на арене. Разумеется, Коммоду в реальности ничего не угрожало: битвы были подстроены так, чтобы император побеждал, убивая своих противников под восхищенный рев толпы.

Император Коммод в образе гладиатора

Последние гладиаторские бои в Колизее состоялись в 435 г. н.э., а последняя инсценировка охоты на диких зверей – в 523 г. н.э. По подсчетам, за несколько сотен лет, что Колизей использовался в качестве развлекательного сооружения, на его арене были преданы смерти 500 000 человек и около 1 000 000 животных. В результате были уничтожены некоторые виды зверей: например, в Северной Африке полностью исчезли слоны, а в Ниле перевелись бегемоты.

Колизей, где погибли столько животных и людей, сегодня является символом движения против смертной казни. Колизей меняет цвет своей подсветки с белого на золотой, когда где-нибудь в мире отменяют смертную казнь.

Сохранение и туризм

В средневековый период группа христианских монахов населяла Колизей, якобы отдавая дань уважения христианским мученикам, которые умерли там много веков назад. Последовательные папы также пытались отремонтировать здание для различных целей, включая превращение его в текстильную фабрику, но ни один из планов не осуществился.

В конце концов, в течение девятнадцатого и начала двадцатого века была предпринята некоторая консервация для раскопок и поддержания исторического места. Колизей, как видно сегодня, в значительной степени является обязанностью итальянского диктатора Бенито Муссолини, который приказал полностью разоблачить и очистить памятник в 1930-х годах.

Сегодня Колизей является свидетельством изобретательности и силы тех, кто его построил. Но это также всегда будет напоминать о страданиях тех тысяч людей и животных, которые погибли в его стенах.

Памятник стабильности

Общественное празднование и символическое зрелище были центральными идеалами как Римской республики, так и ее преемника, Римской империи. Игры, как гладиаторские, так и спортивные, были характерной чертой римского народа, как древние Олимпийские игры занимали аналогичное место в культуре древних греков.

К 70 г. н.э., Рим наконец вышел из потрясения коррумпированного и хаотического правления Императора Нерона и последующей анархии, известной как Год Четырех Императоров .

Новый император Веспасиан искал проект общественных работ, который бы подчеркивал его приверженность римскому народу и служил великим заявлением о его собственной власти.

Веспасиан, император с 69 по 79 г. н.э., сыграл важную роль в строительстве Колизея.

Римские гладиаторы

Киноиндустрия тесно связала гладиаторские бои с Колизеем. Но оказывается, о подобных схватках меченосцев было известно намного раньше появления Амфитеатра Флавиев. У этрусков сражение входило в погребальный обряд, а участвовали в нем даже знатные и уважаемые особы. Позднее гладиаторы переместились на Форумы и арены Цирков, затем — в амфитеатры. Со временем действо превратилось в любимейшее народное развлечение, а Колизей стал популярным местом проведения боев.

О датах сражений в Амфитеатре Флавиев сообщалось заранее. На видных местах выставлялись своеобразные рекламные щиты, на которых указывались: день, время и порядок выхода гладиаторов на арену. Глашатаи громко оповещали римлян о предстоящем событии на людных площадях и городских рынках. До начала смертельных игр бойцам предоставлялась возможность закончить все дела и оставить весточку своим близким. Кроме того, в предшествующий зрелищу вечер для участников устраивали «прощальный ужин».

В 315 году Константином I, считающимся первым христианским императором, было запрещено приводить в исполнение смертные приговоры на арене Колизея. Последний поединок здесь состоялся в 439 году.

Существовал еще один гладиаторской ритуал, связанный с античным фонтаном Мета суданс. Предположительно он был построен в I веке при императоре Домициане, являвшемся младшим сыном основателя Колизея — Веспасиана Флавия. Строение располагалось между аркой Константина и Колоссом Нерона. Оно представляло собой высокий конус с 5-метровым основанием в диаметре. Легенды гласят, что именно сюда приходили гладиаторы искупаться и набраться магических сил перед боем.

Колизей и фонтан Мета суданс — между 1880 и 1890 гг., Detroit Publishing

Остатки фонтана Мета суданс были снесены при устройстве транспортной развязки вокруг Колизея лишь в 30-е годы прошлого столетия. Сегодня наземный конус, как и Колосс Нерона, можно увидеть в визуальных видео- и фото-реконструкциях. На площади перед Колизеем остались лишь очертания фундаментов античных сооружений.

Интересные факты о Колизее

Любопытно, что:

  • имский Колизей находится с 1980 году в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году также вошел в список семи новых чудес света;
  • колизей использовался как бассейн, в нем проходили морские сражения в воде, но они не имели таких успехов как гладиаторские игры. Вода протекала через внутреннюю водопроводную систему. Чтобы заполнить всю арену, потребовалось около 7 часов;
  • на протяжении нескольких веков ботанические эксперты исследовали флору в Колизее. В развалинах есть более 350 видов растений, некоторые из которых имеют экзотическое происхождение и микроклимат амфитеатра благоприятствует их росту;
  • интересным фактом о Колизее является происхождение его названия. Многим нравится идея о том, что название «Колизей» произошло от огромной статуи Нерона -«колосса», по мнению некоторых она была высотой 30м подобна богу солнца и стояла рядом с амфитеатром. Другие просто считают, что это имя подчеркивает великий колоссальный размер цирка;
  • в обязанность общественных служб во время гладиаторских игр входило распыление легких ароматов роз, шафрана, корицы.

Как добраться до Колизея

Добраться до Колизея можно следующим образом:

на поезде:

от вокзала Термини можно легко добраться либо на метро (Линия В остановка Колизей), либо на автобусе No 75;

на автобусе:

Из любой точки Рима благодаря множеству линий, которые останавливаются прямо перед амфитеатром No 3,8,60,75,85,87,117,175,271,810.870;

на машине:

Рядом с амфитеатром есть платная парковка. Но надо помнить, что район очень загружен и найти парковочное место бывает трудно.

Часы посещения

Колизей открыт каждый день по следующей схеме:

  • 08.30 — 16.30 с последнего воскресенья октября по 15 февраля
  • 08.30 — 17.00 с 16 февраля по 15 марта
  • 08.30 — 17.30 с 16 марта по последнюю субботу марта.
  • 08.30 — 19.15 с последнего воскресенья марта до 31 марта
  • 08.30 — 19.00 с 1апреля по 30 сентября
  • 08.30 — 18.30 с 1 октября по последнюю субботу октября

Последняя запись за час до закрытия. Выходными считаются 1 января и 25 декабря. В эти дни Колизей не работает.

Стоимость билета

  • 12,00 €: полная стоимость
  • 7,50 € : для граждан Европейского Союза в возрасте от 18 до 25 лет
  • для всех граждан в возрасте до 18 лет

Полезно знать! Билет действителен в течение 2 дней (с первого использования), может использоваться до 31.12.2017 и разрешает въезд в Колизей, Римский Форум и Палатин.

Аудио и видео гиды на русском языке:

  • аудиогид стоит 5,50 евро и длится 1 час 10 минут.
  • видеогид стоит 6,00 евро, он длится 45 минутКолизей — это самые красивые руины Рима. И нет необходимости разбираться в архитектуре здания или его материалах, не надо быть опытным охотником, разбирающимся в играх гладиаторв, чтобы оценить его грандиозность. Это великолепное здание производит на людей колоссальный эффект.

Колизей, которого нет

После кончины тирана на трон взошел военачальник Тит Флавий Веспасиан, основатель династии Флавиев, правивших римской империей 27 лет. Он приказал разрушить дворец Нерона и заложить здесь фундамент для будущего Колизея – амфитеатра, предназначенного для развлечения народа Рима.

Веспасиан хотел преподнести гражданам Рима подарок и показать, что новая императорская династия заботится о них. Люди, помня о страшных годах правления Нерона, обрадовались и уверовали в нового императора.

Строительство Колизея

В 72 году на месте пруда Золотого дома Нерона заложили амфитеатр, на строительство которого привели 100 тысяч рабов, захваченных в войне с Иудеей. После 8 лет изнурительных круглосуточных работ в 80 году Колизей освещен сыном Веспасиана, императором Титом.

Рабы выполняли тяжелую работу, не требующую знаний – добывали травертин (ценный мрамор для строительства), доставляли на место, обрабатывали и поднимали наверх. Над оформлением Колизея трудились скульпторы, художники, инженеры, декораторы.

Помимо травертина использовали кирпич, бетон, вулканический туф. Кирпич и бетон – для внутренних перекрытий и перегородок, туф – для возведения верхних ярусов.

Конструкция здания

Колизей сооружен в форме гигантского эллипса, два полукольца, соединенные в форме овала, дали зданию название «двойной амфитеатр». Площадь арены 85 на 53 м. Здание амфитеатра поражает размерами. Сооружение 50 м в высоту (12-этажный дом), 189 м в длину и 156 м в ширину, площадь которого сопоставима с размерами 3 футбольных полей, – огромнейший амфитеатр античности.

Гениальное инженерное решение: фундамент толщиной 13 метров держит на себе арочную конструкцию из 240 арок, придающих зданию воздушный, легкий вид. Над арками нижнего яруса – арки среднего и верхнего ярусов по 7 метров каждая. Пролеты арок, расположенных в три яруса по окружности эллипса, украшались статуями и полуколоннами. Стены – из бетона и кирпича из терракота, которого потребовалось один миллион штук.

Каркас Колизея – из 80 пересекающихся стен, которые отходят во все стороны от арены. Над стенами – зрительные ряды. Над верхними рядами – навес по периметру амфитеатра с 240 мачтами и канатами, с помощью которых несколько тысяч обученных матросов натягивали громадный тент (веларий), заменявший потолок, защищая зрителей от дождя или палящего солнца. С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором и украшен статуями.

Места для зрителей

По периметру сооружения – 80 равномерно расположенных входов, за счет чего зрители заполняли и покидали Колизей за 10 минут. Входы украшали мраморные статуи богов и знатных горожан. Четыре входа предназначались для знатных особ. Центральный вход – для императора и свиты. 76 лестниц и коридоров располагались так, что представители одного сословия не встречались с другим.

Натиск толпы, стремящейся попасть внутрь, сдерживали ограждения: граждан Рима пускали в Колизей бесплатно, поэтому зрители заполняли амфитеатр до отказа. Здесь же раздавали бесплатную еду – императорская власть хлебом и зрелищами поддерживала авторитет.

Зрители рассаживались на сидениях шириной 35 см, расположенных в три яруса, строго по социальному признаку. Специальное место, возвышающееся над всеми (подиум), отводилось для императора, восседающего на троне под балдахином. Здесь же сидели члены императорской семьи, весталки (жрицы) и сенаторы.

В первом ярусе – городские власти, знатные горожане, всадники (сословие в древнем Риме). На втором ярусе – места для римских граждан – мужчин. Третий ярус занимали бедняки.

Чем выше поднимались ряды, тем менее важные люди их занимали. Император Домициан построил четвертый ярус без мест для сидения. Здесь стояли бедные женщины и рабы. Актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам запрещалось посещать Колизей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector