Достопримечательности санкт-петербурга: храм спаса на крови

Внутреннее убранство

Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.

На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.

Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.

В храме находится особая святыня — фрагмент мостовой, где произошло покушение на государя. Над памятным местом нависает изящная резная сень, которую поддерживают стройные колонны из алтайской яшмы серо-фиолетового цвета. Наверху она украшена крестом из прозрачного горного хрусталя, а с внутренней стороны выложена звездами, сделанными из топазов. Здесь, под толстым стеклом хранятся мемориальные реликвии – старые булыжники и кованые решетки с набережной канала.

Своды собора

Возведение собора

Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.

Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.

Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.

6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.

Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.

При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.

6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.

Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.

Спас на Крови в XX, начале XXI века

Судьба храма Воскресения Господня спустя очень короткий период после окончания его строительства и освящения сложилась так же драматично, как и судьба всего русского народа. Как царь-мученик, так и религиозное мемориальное сооружение претерпело много трудностей.

Сразу после октябрьского переворота 1917 года храм был лишен финансовых поступлений из казны и существовал на пожертвования петроградцев. В 1920-е годы волей Комиссариата народных имуществ храм «Спас на Крови» подвергся нескольким приступам разграбления. Оправданием этому беспрецедентному вандализму стало решение экспертов Академии истории материальной культуры о ничтожной художественной ценности религиозного сооружения конца XIX века, представляющего собой образец упадничества и эклектики в русской архитектуре.

В 1930 году дело дошло до того, сто храм решили снести и временно использовать как склад. От решения перешли к подготовке сноса. В 1941 году началась Великая Отечественная война и планы по уничтожению храма были отложены.

В период вражеской блокады храм, как и весь город подвергался бомбардировкам, под его сводами был устроен один из городских моргов, ведь умерших от холода и голода людей негде было хоронить. В главном куполе застрял вражеский артиллерийский снаряд, который удалось обезвредить только в 1961 году, эту невероятно опасную работу, больше похожую на подвиг, произвел сапер Виктор Демидов.

При Хрущеве в период очередных гонений на православную церковь в 1956 году храм опять решают уничтожить.

Сложное время неопределенности длилось 10 лет. Более здоровые силы в советском архитектурном сообществе взяли верх над силами мракобесия и бескультурья. Поворотной вехой в деле возрождения многострадального религиозного сооружения стал 1968 год, когда храм «Спас на Крови» был взят на баланс Государственной инспекции по охране памятников и стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Восстановительные и реставрационные работы заняли долгих 27 лет: с 1971 по 1997 годы.

Советские и Российские реставраторы совершили настоящий профессиональный и гражданский подвиг, возродив из полного запустения и ничтожества один из самых красивых и любимых всеми петербуржцами храм-памятник, разделивший со своим народом времена величия и гонений, но возродившийся к славе и свету благодаря труду и таланту русских людей.

Описание и внутреннее убранство храма

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге увенчан девятью главами, его высота более 80 метров. Пять куполов собора покрыты разноцветной эмалью, аналогов которой в русской архитектуре нет, у остальных глав позолоченное покрытие. При возведении храма использовалась специальная техника. Чтобы избежать проникновения влаги, вместо обычных свай под фундамент применили бетонное основание. Это стало прочной основой для здания церкви. Для строительства двухъярусной колокольни, возвышающейся в западной части храма, был создан специальный выступ шириной в несколько метров. Помещение храма освещали более 1680 электрических лампочек.

Внутреннее убранство собора потрясает красотой и оригинальностью отделки. В храме не разрешено зажигать свечки, чтобы их пламя не испортило великолепные мозаичные картины, покрывающие стены, своды и купола собора, общей площадью в семь тысяч квадратных метров. Это самая большая коллекция мозаики в Европе. Храм декорирован прекраснейшими самоцветами и полудрагоценными камнями. Его отделкой занимались знаменитые русские и немецкие зодчие, которые отошли от общепринятой традиции росписи внутренней части храма живописными картинами. Выбор такого необычного оформления внутреннего пространства объяснялся влажным климатом Петербурга.

Есть в храме одно особенно значимое место, располагающееся под колокольней с золотым куполом, где и произошло покушение на Александра II. Над местом гибели царя сооружена роскошная сень (покров), поддерживаемая четырьмя колоннами из яшмы. Под ней можно увидеть фрагменты мостовой и ограждений, на которые упал смертельно раненый император.

В соборе проводятся регулярные богослужения. Для всех гостей предлагаются интереснейшие экскурсии на различные темы.

Нравится +6 Не нравится -0Вы уже голосовали

Музей камня

В часовне-ризнице храма организован Музей камня. Здесь действует выставка, на которой представлены образцы горных пород, цветных поделочных камней, использовавшихся в убранстве Спаса на Крови. Выставлены экспонаты и фотографии, повествующие о воссоздании элементов декора и исторического убранства храма:

  • Царских врат, которые были утрачены в послереволюционные годы XX века
  • мозаичных образов афонских святых, украшающих иконостас
  • наружных дверей Спаса на Крови, которые являлись настоящим произведением ювелирного искусства

Осмотреть коллекции Музея можно с 10-00 до 18-00, купив билет:

  • 100 рублей — для взрослых
  • 50 рублей – для студентов и пенсионеров
  • Учащиеся 7 – 18 лет могут посетить его бесплатно

Купить электронный билет можно на сайте Государственного Музейного Комплекса «Исаакиевский собор»

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Льготные билеты

  • Владельцам карт ISIC – 50 руб.
  • Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
  • Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.

Бесплатное посещение

  • Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
  • Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
  • Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
  • Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
  • Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
  • Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
  • Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
  • Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
  • Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
  • Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
  • Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
  • Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.

Внутреннее убранство собора

Облик храма подчиняется главной задаче – увековечиванию покаяния и памяти народа о невинно убиенном царе-освободителе. При оформлении интерьера храма Спаса на Крови архитектор использовал не живопись, а мозаику, выложенную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии Художеств.

Стены от пола до потолка, своды храма и иконы – мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней. Евангелийские мозаичные сюжеты, созданные Владимиром Фроловым, выглядят удивительно живо. Через окна внутрь храма проникает солнечный свет, освещая иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

В центральной части собора – мозаичные иконы, отображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества до чудесных деяний, сотворенных при земной жизни. Над алтарем на золотом фоне – две иконы «Спас в силе» и «Христос во славе».

При открывании царских врат из серебра, украшенных эмалью, – в золотом сиянии образ Иисуса Христа, подающего святые дары и склонившихся перед ним апостолов Петра и Павла. Над иконостасом – мозаичные иконы «Вознесение Христово» и «Сошествие Святого Духа», выложенные по эскизам художника Беляева.

В полусфере центрального свода, перед алтарем, расположена икона «Преображенье Господне». Христос предстоит перед учениками в золотом божественном сиянии, его окружают пророки Илия и Моисей, рядом ученики – апостолы Петр, Иаков, Иоанн.

На внутренней поверхности центрального свода – икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и рисунку.

Мозаичное убранство храма дополняет пол, выложенный красочным орнаментом из 10 сортов итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Описание

Композиция собора выполнена в виде небольшого четверика с пятиглавием, в качестве центральной главы представлен высокий (81 метр) шатёр. У храма Спаса на Крови 9 глав, которые все вместе создают весьма живописную группу, но крайне асимметричную. Главы частично покрыты позолотой, а частично эмалью.

Стоит подробно рассмотреть главный шатер архитектурной композиции — в его основании расположены 8 вытянутых окон, которые украшены наличниками. Украшения выполнены в виде кокошников, что отсылает к традиционному русскому стилю церквей. Кверху весь шатер немного сужается и венчается фонарем с луковичным куполом и крестом.


Боковые главы собора имеют луковичную форму, а центральный представлен в виде восьмигранного шатра

Купол центрального шатра покрыт эмалью разных цветов и украшен декоративными обвивающими полосками и рисунками. Цвета для оформления купола использовались яркие — белые, жёлтые и зелёные, а расположенные вокруг луковичные купола создают полностью симметричный образ всего архитектурного сооружения.

Окружающие главы стоят на небольших барабанах, которые были использованы в качестве основы. Купол колокольни, что располагается с западной части, делает ее схожей с колокольней Ивана Великого Московского Кремля.

В колокольне также 8 проемов в виде арок, которые разделены проемами.

Внешний вид

По своему внешнему виду и архитектурным особенностям храм Спаса весьма схож с традиционными русскими церквями Москвы и Ярославля. На самом деле архитектурный стиль церкви является образцом позднего этапа развития знаменитого «русского стиля» и выступает как собирательный образ традиционного русского православного храма XVI–XVII веков.

Здание имеет 5 углов, а с восточной стороны к нему примыкают сразу 3 алтарные апсиды с маленькими куполами. В западной части церкви располагается колокольня в два яруса в виде массивного купола, который ее венчает. Характерной особенностью здания являются луковичные купола, которые покрыты медными листами с позолотой и специальной ювелирной эмалью.

На заметку! Высота здания — 81 метр и эта цифра выбрана неслучайно — дата смерти императора Александра II — 1881 год, таким образом, параметры церкви символичны.

Даты жизни императора прослеживаются и в других параметрах: цоколь собора покрыт сердобольским гранитом с 20-тью памятными досками из красного гранита, на которых прописаны деяния императора 1855-1881 годов золочеными буквами. Часть отделки под цоколем выполнено в коричнево-красном кирпиче, а украшения сделаны в виде орнамента из керамических мраморных изразцов в виде поясков и крестиков.


Мозаичные орнаменты на внешних стенах собора Спас-на-крови

Мозаика используется для оформления фасада, где из нее по трем сторонам колокольни выложены гербы городов, губерний и уездов России. На входе сделаны два крыльца, которые примыкают к колокольне, а между ними изображено мозаичное распятие Христа. При входной двери также сверху изображен двуглавый орел — символ Российской империи.

Интересно! В качестве декорирующих материалов использован: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм Спаса не уступает внешнему убранству, но являет собой настоящий музей русского мозаичного искусства площадью около 7065 кв. метров — это крупнейшая мозаичная коллекция в Европе. Всю использованную в убранстве мозаику делали в мастерской В. Фролова на основе эскизов 30 художников в течение 10 лет. Самые знаменитые из них — это Журавлёв, Бруни, Беляев и Харламов.

Немало труда вложил и художник Васнецов — его мозаики «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» украшают центральные места.

Мозаикой отделаны свод, стены, столбы и даже алтарь в церкви, а в общей коллекции использовано множество самоцветов. Главной особенностью узоров является их непрерывность, и высокий уровень художественности орнамента. Главный иконостас изготовлен из разноцветного мрамора в мастерской Италии, а в качестве декора использовались кресты из горного хрусталя.


Мозаика внутри храма Спас-на-крови

Все иконы в церкви также оформлены мозаикой и украшены серебром. Отдельно под стеклянным куполом стоит макет первого здания храма. Четыре темные колонны из яшмы, которую добывают на Алтае, являются основанием крыши собора и отделяют воссозданное место убийства императора — часть решетки Екатерининского канала и камни из мостовой.

История[править | править код]

Временная часовняправить | править код

1 (13) марта года на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова) в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 (14) марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако всё же было решено же поставить временную часовню. Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин , он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурсправить | править код

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января ) были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект был одобрен императором 29 июля года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая года.

Строительство храмаправить | править код

Торжественная закладка храма состоялась в октябре года.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса на Крови была реконструирована.

Архитектура

Когда вы приближаетесь к Собору Спаса на Крови, то сразу
замечаете, как он оригинально смотрится на фоне окружающих зданий – весь такой
многоцветный и радостный, с нарядными куполами. 
Церковь построена из коричневого кирпича, который отлично оттеняет
мозаику.

Обойдите храм вокруг и полюбуйтесь его пристройками – все
они похожи на сказочные теремки. Это и есть тот самый русский, или, как говорят
придирчивые историки, «псевдорусский» стиль, который так полюбился Александру III, и который удалось
воплотить в жизнь архитектору Парланду.

Сам архитектор Альфред Александрович Парланд – весьма
интересная личность. Его предки родом из Шотландии. Но родился он в Петербурге
и окончил Академию Художеств, где и преподавал несколько лет. Затем ему удалось
получить царскую стипендию для обучения за рубежом. За такие стипендии между
художниками шла настоящая борьба, и Парланд уже здесь продемонстрировал хорошую
хватку.

Пожив за границей пять лет, он вернулся уже академиком. И
когда он решил принять участие в конкурсе проектов на сроительство памятного собора на месте гибели
Александра II, именно к
нему обратился со своими идеями архимандрит Игнатий.  Альфред Парланд, долго не думая, принял
предложение монаха, зная, что тот имеет большое влияние на царскую семью.
Результат нам известен.

Нельзя сказать, что Парланд добился утверждения своего
проекта исключительно интригами – он действительно был большим талантом, и,
кроме того, большим поклонником псевдорусского стиля. Он хотел, чтобы в
Петербурге было больше памятников, подобных московским храмам, поскольку
считал, что из-за Петра I
русская архитектура лишилась чего-то народного, самобытного. Поэтому он возвел
храм в народно-декоративных традициях, но, конечно, не забывая и об
академических пропорциях, чтобы здание красиво смотрелось.

Сам собор Спаса на Крови – это своего рода каменный шатер,
который опирается на четыре главные боковые башни. Центральная – пятая башня
шатра – самая высокая и утонченная. На главных и боковых башнях собора сделаны
купола.

Боковые купола позолоченные, а главные покрыты ювелирной
эмалью – очень сложной по технике, так в те времена только кольца и серги
украшали. Это тоже была идея Парланда. Всего эмаль занимает около 1 квадратного
километра – такого никто в русском зодчестве не делал! Эти «эмалированные
луковицы» и делают Спас на Крови похожим на собор Василия Блаженного.

Колокольня собора тоже завершается куполом – совсем как храм
Ивана Великого в Московском Кремле. Она как раз построена над местом
смертельного ранения императора. С обеих сторон к колокольне ведут крыльца,
словно в старинный терем. Всего в соборе 9 куполов или, как раньше говорили,
глав.

Мозаика на внешних стенах собора – это настоящие религиозные
картины по наброскам художника-сказочника Васнецова. Поэтому они сделаны ярко и
красочно. Все мозаичные картины связаны по смыслу с евангельскими событиями –
«Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста и «Сошествие в ад».

Парланд вначале хотел, чтобы Васнецов делал эскизы всех
мозаик, но художник был очень занят. Поэтому архитектор сделал многие наброски
сам, а другие поручил не менее известным живописцам. Под главным куполом
мозаикой выложены слова покаянной молитвы одного из Отцов Церкви Василия
Великого.

С севера и юга храм украшен своеобразными каменными
кокошниками. Окна обрамлены фигурными наличниками. А облицован он благородными
материалами – гранитом, мрамором, декоративным немецким кирпичом. Кроме того
фасад храма украшен очень мелким орнаментом с пестрыми узорами, подобно тому,
как строились церкви в Москве и Ярославле в 17 веке. Все это перемежается с
ажурными арками и резными колоннами, которые смотрятся просто великолепно.

Из-за своей планировки и отделки собор похож на каменный цветок или
живописную шкатулку. Он очень яркий, благодаря разноцветным материалам,
которыми он украшен – мозаика, эмаль, изразцы, разноцветная черепица… Ведь
Парланд специально изучал старинную русскую архитектуру, отбирая из нее самые
удивительные и нарядные решения, самые декоративные и в то же время самобытные
черты. Результат превзошел все ожидания!

Внутреннее убранство и святыни собора

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:

  • В. В. Беляев.
  • В. М. Васнецов.
  • В. И. Отмар.
  • Ф. С. Журавлев.
  • Н. Н. Харламов.
  • А. П. Рябушкин.
  • М. В. Нестеров.

Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.


Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри

Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.

Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.

Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.

При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:

  • Не курить.
  • Громко не разговаривать и не бегать.
  • Не использовать ненормативную лексику.
  • Быть трезвым.

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.

Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.

Храм Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови
Аэросъемка Храма
Храм Спаса на Крови

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Впечатления от посещения храма Спаса на Крови

Строение несомненно поразит любого, даже самого бывалого туриста — изумительной красотой. На возведение храма ушло 24 года! В высоту собор достигает 81 метра, а вместимость рассчитана на 1600 посетителей. Фотографии этого строения украшают любой путеводитель по Санкт-Петербургу, что говорит само за себя. Храм является одной из самых значимых визитных карточек Северной столицы.

Экскурсия по Спасу на Крови

Чтобы попасть внутрь строения, вам придётся приобрести билет. В зависимости от категории, к которой вы будете причислены, будет и стоимость. Сами билетные кассы находятся на «тыльной» стороне строения. Для удобства посетителей, при оплате билетов, кроме наличности принимают и банковские карты. Купив билеты, вы направляетесь к главному входу. Там, пройдя электронный турникет, вы попадёте в сам храм.

При входе в музей очень вежливый гид формирует экскурсионные группы (примерно по 20 человек). Ждать совсем не долго, поэтому очень рекомендуем попасть в экскурсионную группу. Экскурсия проходит примерно за 20-25 минут. За это время экскурсовод расскажет всю подноготную, с самыми интересными подробностями.

Совет. Наиболее удачные фотографии получаются с Итальянского моста. Храм прекрасен как снаружи, так и изнутри. Фотографии на его фоне, бесспорно, войдут в ваш фотоальбом, как самые почётные.

Интерьер и мозаика Спаса на Крови

Попав внутрь — не растеряйтесь! Мозаика собора настолько впечатляюща, что можно всю экскурсию проходить с открытым ртом, глядя только на неё. Общая площадь мозаичных картин составляет около 7 тыс. м. кв.! Не забывайте фотографировать, ведь за фото в этом музее с вас не возьмут ни копеечки!

Место ранения императора

Для любителей истории в деталях, спешим сообщить, что в храме есть небольшое ограждённое пространство в той самой брусчаткой, на которой лежал умирающий император. Если вам посчастливится попасть к Спасу в вечернее время — удовольствие от его созерцания будет преумножено троекратно благодаря изумительной подсветке храма.

Духовная и телесная пища

По выходным в храме совершаются богослужения. В эти дни у посетителей есть возможность принять в ней участие, насытив душу духовной пищей —»под завязку». Для родных и близких вы сможете приобрести сувениры любой величины и стоимости прямо в здании храма в одном из магазинчиков.

Нагулявшись и насмотревшись на красоты, насытившись духовным, можно завершить поход в уютном итальянском ресторанчике, что находится неподалёку. Там, в комфорте и уюте, вы сможете поделиться впечатлениями с близкими и друзьями.

Приятного посещения!

  • Больше подробностей в аудиогиде о Спасе на Крови в Петербурге
  • Предлагаем виртуальную прогулку по Спасу на Крови, а также другие онлайн экскурсии по музеям Санкт-Петербурга.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector