Казанский собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

История происхождения Казанский кафедральный собор

Корни происхождения Казанского собора Санкт Петербурга уходят в далекие 70-е годы восемнадцатого столетия и начало свое берут с Храма Рождества Пресвятой Богородицы, спроектированной русским архитектором М.Земцовым. Строительство церкви началось в 1733 году. Освящался храм богослужения под покровом святой иконы в 1737 году при участии императрицы Анны Иоанновны. Храм была местом, где русская армия торжествовала свои победы. В 1799 году, воодушевленный увиденным великолепием собора Св. Петра в Риме, император Павел I дал распоряжение создать подобие рядом с храмом. Великий царь не успел осуществить свой замысел. Им только был утвержден проект бывшего крепостного Андрея Воронихина, который за свои труды был назначен Павлом I главным архитектором.

История

Казанский собор в Санкт-Петербурге построен вначале 19 столетия. Это место захоронения И. Кутузова. Здесь находятся ключи от захваченных поселений, а также вражеская добыча.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1733 г. начато строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где имелся купол из дерева и колокольня. Создал схему церкви Михаил Земцов. На освящение храма пригласили племянницу Петра I – императрицу Анну Иоанновну. Образ святой принесли в церковь за сутки до религиозного обряда. 1747-1748 г.г. знаменуются созданием храмового лика «Рождества Богородицы».

В этой церкви получил благословение брака сын Екатерины II и Петра III – император Всероссийский Павел Петрович. Большинство побед в военных битвах праздновали здесь.

В середине 18 столетия архитектором Семеном Волковым создана схема обновленной колокольни, чтобы придать собору большей торжественности. Но задумка осталась невоплощенной.

Строительство Казанского собора

Павел I в последнем десятилетии 18 века принял решение построить новый собор вместо ветхого церковного сооружения. Свои проекты предлагали лучшие архитекторы, но ничья идея не была одобрена императором.

В 1800 г. Строганов А.С. приехал к императору с очередной схемой построения храма, автором которой являлся гениальный А. Воронихин. Этот проект был утвержден, Строганову досталась должность главы попечительского совета при строительстве религиозного сооружения.

В следующем году началось воздвижение новой церкви, в котором принимал участие Александр I. Гравер Н.Ф. Алферов помогал главному архитектору строить собор на добровольной основе.

Строительство длилось 10 лет, полная его стоимость составляла почти 5 млн. руб. Создателю проекта вручили орден Святого Владимира 4 степени. Митрополит Амвросий освятил храм в год его открытия. Тогда же и было снесено старое здание.

Собор в XIX – начале XX века

Для людей религиозное сооружение было объектом боевых достижений русского населения в Отечественной войне 1812 г. Здесь хранятся священные предметы, добытые на войне: посох, принадлежащий Даву (маршалу Наполеона), военные флаги Франции.

Под руководством Огюста Монферрана в церкви длились отделочные работы вплоть до окончания 1829 г. Впервые осуществлена реставрация храма в 1844-1845 г.г. В следующий раз – в 1862-1865 г.г. с восстановлением церковных ликов и росписей на стенах. В конце 19 века в храм привезли тело П. Чайковского для проведения обряда отпевания.

Здание собора имело огромную популярность среди кардинально настроенного населения. Здесь проводились молодежные демонстрации, которые брали начало у Аничкова моста. В 1905 г. народ сделал заграждения из лавочек во вновь образовавшемся сквере возле храма.

В феврале 1913 г. в господнем сооружении отмечалось 300 лет со дня образования династии Романовых. В этот день погибло 34 человека в результате движения толпы. Спустя 4 года народ выбрал Гдовского Вениамина правящим архиереем.

С 1930-х годов

Религиозные сообщества христиан притеснялись советской властью. Эти преследования сказались и на Казанском соборе. Его убранство стало менее привлекательным после того, как во 2-м десятилетии 20 века из храма забрали предметы, представляющие религиозную значимость.

По предположительным сведениям, отсюда вынесено приблизительно 2000 кг серебра. Исчез иконостас, серебро которого пропало в неизвестном направлении.

В 30-х годах 20 столетия храм закрыли, а немного позднее здесь образовался Музей истории религии и атеизма. Спустя 20 лет его внешний вид обновили, а еще через 10 лет реставрировали наружную сторону сооружения.


В СССР Казанский собор в Санкт-Петербурге был музеем истории религии и атеизма. На фото буклет

С 1991 г. возвратились религиозные церемонии в левой части помещения. В 1992 г. освятили главное здание. Полностью провел освящение храма митрополит Владимир в 1998 г.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора

План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.

   

Главное впечатление производит колоннада Казанского собора. Она отступает дугой от «красной линии» улицы. Колоннада производит впечатление стремительности и динамики и одновременно устойчивости и фундаментализма. Зодчий сумел гармонично сочетать «разлет» и декоративность. При этом боковые портики на концах колоннады массивны и грузны, они опираются не на колонны, а на пилоны — мощные столбы, квадратные в сечении. По верху колоннады идет изящная балюстрада, которая отсутствует над портиками, вместо нее на портиках расположены высокие парапеты – аттики. На аттиках размещены барельефные фризы.

При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.

Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.

   

Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.

В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.

25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.

С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Живопись

Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.

Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.

Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.

Первый Казанский собор

Новая каменная церковь была освящена 3 июля 1737 года на торжественной церемонии в присутствии императрицы и высшего духовенства. По присутствию в ней чудодейственной иконы она стала именоваться Казанской.

В дальнейшем, императрица Елизавета Петровна даровала ей статус собора, и церковь получила официальное имя — Казанский собор. Это было строение в стиле русского барокко, своей многоярусной колокольней и остроконечным шпилем напоминающее обитель в Петропавловской крепости.

Храм играл значительную роль в жизни государства и царской семьи. Он являлся придворной церковью династии Романовых, а Казанская икона считалась покровительницей царской фамилии.

По описаниям современников первый Казанский собор был главным религиозным храмом в стране. Но с ходом времени здание стало ветшать, и возникла явная необходимость для возведения храма, достойного величайшей святыни русского государства.

История сооружения Казанского собора в Санкт-Петербурге

В начале XVIII века на центральном проспекте Петербурга решили заложить церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Планировалось возвести строение из камня в стиле барокко по проекту известного зодчего Михаила Земцова. Церковь построили всего за 4 года, освятив новое христианское сооружение в 1737 году. На церемонии присутствовала императрица Анна Иоанновна. К первому богослужению подготовили уникальную икону Казанской Божией матери, которая являлась списком с церковной реликвии XVI столетия из Казани.
Новая церковь стала местом проведения важных для государства обрядов. Здесь проходили службы в честь громких побед русской армии на фронтах. Находилась она в том месте, где сейчас разбит сквер у современного Казанского собора.
К концу XVIII столетия церковь изрядно обветшала. Необходим был ее ремонт. Павел I, для которого храм имел большое значение (именно здесь он венчался), издал указ об объявлении конкурса проектов придания более парадного вида. В данном конкурсе приняли участие как начинающие, так и известные архитекторы. В частности, Семен Волков предложил сделать церковь пяти-купольной и возвести колокольню. Этот и многие другие проекты не получили одобрения. Результат конкурса стал неожиданным и сильно осуждался знатными зодчими. Негодование было объяснимо, ведь среди тех, кто подал свои работы для участия, наблюдались такие громкие имена, как Камерон, Кварнеги, Гонзаго и другие. Павел долго не мог выбрать победителя. По истечении некоторого времени, граф А.С. Строганов, резиденция которого располагалась неподалеку, внес предложение не перестраивать старую церковь, а возвести новый храм. Тем более, бывший его крепостной – молодой зодчий А.Н. Воронихин уже разработал проект. Основной задачей было не только гармонично вписать храм в существующий ансамбль Невского проспекта, но и учесть все каноны строительства религиозных сооружений. Сделать это оказалось довольно сложно. Согласно правилам, алтарь должен был располагаться с востока, а главный вход – с запада. В этом случае самая красивая часть собора оказалась бы не совсем там, где это было необходимо. Главный фасад в этом случае обратится на Казанскую улицу (в те времена – Большую Мещанскую). Существовало еще одно препятствие. Павел I мечтал увидеть в результате нечто, идентичное собору Святого Петра в Риме. Римский храм имеет длинную колоннаду в форме круга, а разработанный проект Казанского был несколько иным. Его 4-рядная колоннада стала отличной находкой архитектора и позволила удивительно гармонично вписать Казанский собор в существующий облик Невского проспекта.

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX—начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

С 1930-х годов

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.

История храма

С 1737 года в центре города стояла барочная Рождественская церковь. Внутри небольшого придворного храма хранился список с почитаемой верующими иконы Казанской Богоматери. При дворе сложилась традиция отмечать в этом храме самые значимые военные победы русской армии.

Прошло время, и придворная церковь сильно обветшала. Ее вид никак не отвечал парадному облику представительного Невского проспекта. В конце XVIII столетия известные зодчие Николай Львов и Джакомо Кваренги подготовили проект реконструкции здания, но он так не был осуществлен.

При Павле I решили не заниматься переделками, а построить новый храм. Причем российский государь хотел, чтобы он походил на знаменитый на всю Европу римский собор святого Петра. Для реализации амбициозного проекта провели конкурс и выбрали проект архитектора, который был крепостным у влиятельного графа Александра Строганова.

Молодой Андрей Воронихин подавал большие надежды, поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что он сумеет справиться с непростой задачей. Сам граф Строганов возглавил попечительский совет, который был должен заниматься всеми вопросами строительства. Воронихину предстояло учесть пожелания императора и в то же время не отойти от канонов, принятых в Русской православной церкви.

Чтобы расчистить площадку для строительства, на Невском проспекте снесли 11 жилых домов. Огромный храм возводили 10 лет. В 1811 году он принял первых верующих.

На материалы и работы было истрачено 4,7 миллиона рублей, а талантливого архитектора наградили орденом и пожизненной пенсией. Священников, которых назначили служить в храме, поселили в доме на пересечении Казанской улицы и Невского проспекта.

Российские императоры выказывали особое почтение нового собору. Александр I принял участие в его закладке и получил от Строганова ключи от готового храма. Внутри здания для царских особ и членов их семьи существовало особое место.

Отделкой храма занимались до 1829 года. Всеми работами руководил опытный мастер Огюст Монферран. Для украшения интерьеров строители использовали золото, серебро, редкие породы дерева, рижский известняк, сердобольский гранит и мрамор из Олонца. До конца XIX века в храме дважды проводили капитальный ремонт, реставрировали настенные росписи и иконы.

К сожалению, не обошлось без трагедий. В 1913 году, когда по всей стране отмечали 300 лет правящей династии, в кафедральный храм пришло много верующих. На ступенях при входе началась сильная давка. Газеты писали, что погибло 34 человека. Жители Санкт-Петербурга сочли это дурным знаком. По городу поползли слухи, что правление Романовых скоро подойдет к концу, и через четыре года недобрые пророчества сбылись.

После революции во всех российских храмах изымали церковные ценности – дорогие иконы, оклады и богослужебную утварь. Во время этой акции бесследно исчез большой церковный иконостас, на изготовление которого ушло 640 кг серебра.

В 1930-е годы в СССР развернули активную антирелигиозную кампанию. Старинный собор закрыли для верующих и превратили в музей. Здесь выставили экспонаты антирелигиозной выставки, первоначально созданной в Зимнем дворце.

Музей, посвященный истории религии и атеизма, просуществовал в культовом здании почти 60 лет. В 1991 году коллекции переместили в бывший дом графа Сергея Ягужинского на Почтамтскую улицу, 14, а в церкви возобновили службы. Через несколько лет собор получил статус кафедрального храма епархии.

История

Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.

Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.

Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.

В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы

Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть

На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.

Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.

Казанский собор в годы советской власти

После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.

Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.

В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.

Последние новости просмотреть все »

20 сентября 2021

В канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 20 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на канале собора в YouTube.

Во время помазания святым елеем верующим раздали иконы святого благоверного великого князя Александра Невского.

После окончания богослужения митрополит Варсонофий …Подробнее »

Богослужения Недели 13-ой по Пятидесятнице совершены в Казанском соборе

19 сентября 2021

В канун Недели 13-ой по Пятидесятнице, 18 сентября, протоиерей Николай Преображенский в сослужении духовенства совершил всенощное бдение в Казанском кафедральном соборе.

В Неделю 13-ю по Пятидесятнице, день перенесения мощей благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, чудотворцев, 19 сентября, протоиерей Николай Преображенский совершил Божественную литургию в сослужении духовенства в Казанском кафедральном соборе.

Воспитанники детской Воскресной школы собора прислуживали в алтаре. Богослужебные песнопения исполнили хор Казанского собора (регент — Светлана Румянцева) и хор Воскресной школы (регент — Мария Красноцветова).

Богослужение …Подробнее »

Начался новый учебный год в детской Воскресной школе Казанского собора

19 сентября 2021

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, 19 сентября, начался новый учебный год в детской Воскресной школе Казанского собора. 

В этот день преподаватели и воспитанники школы молились за Божественной литургией, на которой дети выполняли обязанности алтарников и псаломщиков, а богослужебные песнопения исполнил совместно с хором собора хор Воскресной школы (регент — Мария Красноцветова). 

Усердными трудами и заботой митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия к началу учебного года завершены ремонтные работы в аудиториях Воскресной школы, предназначенных для занятий младшей группы, хора, Подробнее »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector