Спас на крови санкт петербург

Описание

Композиция собора выполнена в виде небольшого четверика с пятиглавием, в качестве центральной главы представлен высокий (81 метр) шатёр. У храма Спаса на Крови 9 глав, которые все вместе создают весьма живописную группу, но крайне асимметричную. Главы частично покрыты позолотой, а частично эмалью.

Стоит подробно рассмотреть главный шатер архитектурной композиции — в его основании расположены 8 вытянутых окон, которые украшены наличниками. Украшения выполнены в виде кокошников, что отсылает к традиционному русскому стилю церквей. Кверху весь шатер немного сужается и венчается фонарем с луковичным куполом и крестом.


Боковые главы собора имеют луковичную форму, а центральный представлен в виде восьмигранного шатра

Купол центрального шатра покрыт эмалью разных цветов и украшен декоративными обвивающими полосками и рисунками. Цвета для оформления купола использовались яркие — белые, жёлтые и зелёные, а расположенные вокруг луковичные купола создают полностью симметричный образ всего архитектурного сооружения.

Окружающие главы стоят на небольших барабанах, которые были использованы в качестве основы. Купол колокольни, что располагается с западной части, делает ее схожей с колокольней Ивана Великого Московского Кремля.

В колокольне также 8 проемов в виде арок, которые разделены проемами.

Внешний вид

По своему внешнему виду и архитектурным особенностям храм Спаса весьма схож с традиционными русскими церквями Москвы и Ярославля. На самом деле архитектурный стиль церкви является образцом позднего этапа развития знаменитого «русского стиля» и выступает как собирательный образ традиционного русского православного храма XVI–XVII веков.

Здание имеет 5 углов, а с восточной стороны к нему примыкают сразу 3 алтарные апсиды с маленькими куполами. В западной части церкви располагается колокольня в два яруса в виде массивного купола, который ее венчает. Характерной особенностью здания являются луковичные купола, которые покрыты медными листами с позолотой и специальной ювелирной эмалью.

На заметку! Высота здания — 81 метр и эта цифра выбрана неслучайно — дата смерти императора Александра II — 1881 год, таким образом, параметры церкви символичны.

Даты жизни императора прослеживаются и в других параметрах: цоколь собора покрыт сердобольским гранитом с 20-тью памятными досками из красного гранита, на которых прописаны деяния императора 1855-1881 годов золочеными буквами. Часть отделки под цоколем выполнено в коричнево-красном кирпиче, а украшения сделаны в виде орнамента из керамических мраморных изразцов в виде поясков и крестиков.


Мозаичные орнаменты на внешних стенах собора Спас-на-крови

Мозаика используется для оформления фасада, где из нее по трем сторонам колокольни выложены гербы городов, губерний и уездов России. На входе сделаны два крыльца, которые примыкают к колокольне, а между ними изображено мозаичное распятие Христа. При входной двери также сверху изображен двуглавый орел — символ Российской империи.

Интересно! В качестве декорирующих материалов использован: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм Спаса не уступает внешнему убранству, но являет собой настоящий музей русского мозаичного искусства площадью около 7065 кв. метров — это крупнейшая мозаичная коллекция в Европе. Всю использованную в убранстве мозаику делали в мастерской В. Фролова на основе эскизов 30 художников в течение 10 лет. Самые знаменитые из них — это Журавлёв, Бруни, Беляев и Харламов.

Немало труда вложил и художник Васнецов — его мозаики «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» украшают центральные места.

Мозаикой отделаны свод, стены, столбы и даже алтарь в церкви, а в общей коллекции использовано множество самоцветов. Главной особенностью узоров является их непрерывность, и высокий уровень художественности орнамента. Главный иконостас изготовлен из разноцветного мрамора в мастерской Италии, а в качестве декора использовались кресты из горного хрусталя.


Мозаика внутри храма Спас-на-крови

Все иконы в церкви также оформлены мозаикой и украшены серебром. Отдельно под стеклянным куполом стоит макет первого здания храма. Четыре темные колонны из яшмы, которую добывают на Алтае, являются основанием крыши собора и отделяют воссозданное место убийства императора — часть решетки Екатерининского канала и камни из мостовой.

История постройки

Интересно! В марте 1881 года император Александр II стал жертвой нападения и теракта, который осуществил член организации «Народная Воля» (она считалась революционно-террористической) Игнатий Гриневицкий.

Во время пребывания императора возле Екатерининского канала народоволец приблизился к нему вплотную и бросил под ноги бомбу. В результате взрыва погибли и террорист, и император. А 2 марта уже вступившему в права императора Александру III пришел запрос на постройку часовни на том самом месте. Император одобрение на часовню дал, но изъявил желание впоследствии видеть там настоящий храм.

Уже в апреле 1881 года на деньги купцов и по проекту Л. Бенуа на набережной канала стояла часовня. Строительство собора начали лишь весной 1883 года, а часовню сначала перенесли, а позже и вовсе разобрали. Для строительства был выделен большой участок земли по обеим сторонам канала, который пожертвовала княгиня Екатерина Михайловна. Но вот создание проекта собора застопорилось.

Было проведено два конкурса, участие в которых принимали все именитые архитекторы России, но ни один из победивших макетов не понравился императору. Его желание заключалось в том, чтобы собор имел черты традиционных русских соборов XVII века. Обязательным условием было создание особого придела, в котором должны были воссоздать место гибели императора.

В итоге был одобрен совместный проект А. Парланда и настоятеля Свято-Троицкой лавры Игнатия. Строительство проводилось под надзором специальной комиссии, в которую входили многие именитые личности.

Освящение по окончании работ произошло только в 1907 году, 6 августа, поскольку работы по выкладыванию мозаики выполнялись долго и задержали сдачу собора на 10 лет. Освятил здание митрополит Антоний, а присутствовал при этом император Николай II. Полностью строительство обошлось почти в 5 млн рублей, часть финансов ушло также на электрификацию собора.

Собор изначально финансировался из городского бюджета, а посетить его можно было, только имея специальный пропуск. При этом проповеди в нем регулярно читались и совершались молебны в честь погибшего императора.


Интерьер собора Спас-на-крови

Во время революции 1917 года финансы перестали выделяться, и настоятели обратились за помощью к народу, временно с 1920 года церковь стала приходская по решению отдела юстиции Петросовета. А в течение 1922-1927 годов она переходила под управления различных епархий, пока не стала частью правого движения Русской Церкви. 30 октября 1930 года президиум ВЦИКа выпустил постановление о полном закрытии храма. До 1941 года неоднократно собор хотели разобрать, но не успели.

Затем началась война, и собор стал моргом на время, а после войны тут размещался Малый оперный театр и склад. В 1968 году церковь отошла под опеку Инспекции по охране памятников, которая и начала реставрационные работы. Они продлились с 1970-х по конец 90-х. Уже в августе 1997 года первые посетители могли свободно пройти в храм, а вот первая литургия была проведена здесь только весной 2004 года.

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики.

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства. В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки. Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

https://youtube.com/watch?v=sD3gKxdHvoE

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора


как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам»

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня — возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови. По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти. Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума.

Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами.

Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга. А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

Драматические годы Спаса на Крови

Собор не планировался для массовых посещений, прихожане приходили по пропускам. Здесь ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили отдельные богослужения памяти Александра II, но не крестили и не венчали: храм не являлся приходским. После революции при храме Воскресения Христова организовали приход, а в октябре 1930 года закрыли и решили разобрать.

Великая Отечественная война приостановила разрушение храма. Во время ленинградской блокады собор стал моргом, сюда привозили погибших от голода, холода и ранений ленинградцев.

После 1945 года в бывшем храме, арендованным Малым театром, хранили декорации к спектаклям. В 1956 году принято решение взорвать храм, которое отложили на неопределенное время.

В 1961 году в центральном куполе обнаружили немецкий фугасный снаряд массой 150 кг, пролежавший в стропилах 18 лет на руке Спасителя. Операция, во время которой при помощи лебедки снаряд извлекли, а сапер Виктор Демидов его обезвредил, потребовала мастерства, самообладания и мужества.

В 1968 году храм стал филиалом музея «Исаакиевский собор», что и спасло его от уничтожения. С 1971-1997 годы шли восстановительные и реставрационные работы. Русские и советские реставраторы совершили профессиональный и гражданский подвиг, возродив из запустения храм- памятник, разделивший с народом времена величия и гонений.

19 августа1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. С 23 мая 2004 года, со дня нового освящения, в храме Воскресения Христова проводятся регулярные богослужения.

В память о трагической кончине Александра II каждый год 14 марта проводится архиерейское богослужение и поминальная лития по убиенному императору. Храм-музей работает ежедневно, кроме среды. Время пребывания в храме не ограничено. Во время службы экскурсии не проводятся.

История[править | править код]

Временная часовняправить | править код

1 (13) марта года на набережной Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова) в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 (14) марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако всё же было решено же поставить временную часовню. Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин , он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурсправить | править код

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января ) были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.

После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект был одобрен императором 29 июля года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая года.

Строительство храмаправить | править код

Торжественная закладка храма состоялась в октябре года.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса на Крови была реконструирована.

Исторические моменты

  • Возведён в память императора Александра Второго. На этом месте, в 1881 году, на него было совершено покушение, после которого он скончался.
  • Храм построен на пожертвования, которые собирала вся страна.
  • Строительство проходило 24 года с 1883 по 1907 гг. Само здание возведено за 14 лет, а остальное время шли мозаичные работы внутри и снаружи.
  • Архитектора для проекта выбирали с помощью конкурса. В нём участвовало много известных людей того времени. Победитель выбран Александром Третьим только после третьего отбора, им стал Альфред Парланд.
  • В работе использовались современные технологии, поэтому здание полностью электрифицировано.

Строительство храма

Строительство храма, достойного увековечить царя-реформатора продолжалось двадцать четыре года. Пока не начали строить храм, на месте убийства установили часовню за частные средства. 17 апреля 1881 года часовню освятили. Ежедневно проходила панихида. Через 2 года часовню убрали и на этом месте начали возводить Спас на крови.

Было проведено два конкурса для выбора проекта. На первый представили 26 работ, на второй 31, участие приняли самые опытные специалисты того времени, но ни одна из представленных работ не понравилась Александру III.

Проект, который одобрил царь, появился несколько позже. Его разработали архитектор Парланд и архимандрит Игнатий. После небольшой доработки 1 мая 1887 года царь окончательно утвердил проект.

Это интересно. При возведении фундамента, впервые в Петербурге не стали использовать сваи. Фундамент сделали цельным.

Храм в торжественной обстановке заложили осенью 1883 года. Была создана комиссия для контроля строительства. В комиссию входили опытные архитекторы, которые следили за работами, консультировали и вносили необходимые изменения в проект. В августе 1897 года храм освятили. Это событие могло произойти на 10 лет раньше, но масштабные мозаичные работы заняли очень много времени.

При возведении храма использовались передовые технологии того времени. В собор было проведено электричество, его освещали почти 1700 электросветильников. Кроме того были установлены два паровых котла. На строительство потратили 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Советские времена

Храм содержали за счет государственной казны. Войти в храм можно было только при наличии пропуска, он не был местом для массовых посещений. Здесь проводились службы памяти Александра III, и каждый день звучали проповеди.

По понятным причинам, после революции в 1917 году храм перестали финансировать. П. Липорский – настоятель Спаса, призвал горожан поддержать храм. Желающие записывались в список прихожан и финансово поддерживали существование собора.

В 1923 году храм стал принадлежать Петроградской епархии.

В 1930 году храм закрыли. Через год комиссия по религии приняла решение о снесении Спаса на крови, но практическое решение отложили. В 1938 году эта тема снова обсуждалась, и решение об уничтожении Спаса было принято. До начала войны сделать это не успели, а потом надо было решать совсем другие проблемы.

В трудный блокадный период помещение Спаса использовали как морг. Тела умерших от голода и холода горожан свозили со всего Ленинграда. В послевоенные годы Малый театр, который арендовал помещение, хранил здесь театральные декорации.

Это интересно. Во время ВОВ немецкий снаряд попал в купол, но не разорвался. Он обнаружился в 1961 году. И достать его было непросто.

Про собор вспомнили в 60-х, он попал под государственную защиту и начался новый этап в истории этого сооружения. В 1970 году в храме решили открыть музей, входящий в комплекс «Исаакиевский собор». Сооружение пребывало в довольно плачевном состоянии и требовало ремонта, к которому приступили в 70-е годы. Долгое время велись подготовительные работы. С начала 80-х до 1997 года проводилась реставрация. В 1997 году храм принял первых посетителей в качестве музея.

Архитектура и внутреннее убранство[править | править код]

Спас на Крови

Куполаправить | править код

Купола Спаса на Крови

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собораправить | править код

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собораправить | править код

Внутреннее убранство храма

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие художники, как В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Экспозиционное пространство

В 2013 году в часовне-ризнице открыли Музей камня, 1-ая и главная часть которого посвящена одноименному герою-материалу, определившему его название и принимавшему активнейшее участие в строительстве и обустройстве Спаса и Исаакия.

Для всеобщего обозрения выставлен мрамор отечественного и итальянского происхождения, имеются тут наши яшмы и порфиры, серпентинит и малахит, а также прочие цветные поделочные камни. Вызывают неподдельный восторг у гостей выставки декоративно-прикладные изделия, выполненные из этих ценнейших ископаемых.

Следующая часть — янтарная. Никого не оставляют равнодушным 6 янтарных икон, а особенно модель Исаакиевского собора, выполненная в масштабе 1:200 из янтаря, дело золотых рук современного большого мастера Александра Крылова. Немалую ценность представляют изделия из Исаакия — печати с резьбой, плакетки и пресс-папье техники флорентийской мозаики.

Центр занимает реставрационный материал. Ценный декор Царских врат был подвергнут разрушению в советские 20-е. Для восстановления художником-экспертом Ларисой Соломниковой была разработана уникальнейшая методика. На выставке представлены исторические фрагменты и фотоматериалы, сделанные во время проведения этих работ.

В экспозиции имеются творения мозаичиста Игоря Лаврененко. Он провел огромнейшую работу по возрождению на фланкирующих столбиках Царских врат — изображений афонских святых. Здесь можно также увидеть возрожденные интерьеры наружных дверных полотен. Восстановлением входа с юго-запада занимался реставратор высшей категории Сергей Смирнов. 

В целом, музей самобытен, и интересен и взрослым, и детям. К тому же, тут можно почерпнуть много информации из славной истории Храма Воскресения Христова и родного города.

История

Поводом к строительству собора Спас на Крови стало одно из громких событий 19-го века — удавшееся покушение на императора Александра II, в ходе которого он получил ранение и впоследствии скончался. Изначально на месте покушения основали часовню по проекту известного архитектора Бенуа, она появилась в 1881 году.

Убийство императора Александра 2 в 1881 году на картине

Одновременно с этим его преемник Александр III объявил конкурс на лучшую идею по возведению церкви, которая должна была сменить скромную часовню. Но, несмотря на множество именитых участников, ни одна из предложенных работ не понравилась императору. Вскоре конкурс был проведен ее раз, но снова безрезультатно

Пока, наконец, внимание правителя не привлекла работа архимандрита Троице-Сергиева монастыря Игнатия и его соавтора — профессионального архитектора Альфреда Парланда. На ее основе в результате и был разработан проект храма


Рисунок будущей церкви (архимандрит Игнатий, 1883)

К строительству приступили в 1883 году, а освятили готовое здание только в 1907 году под именем Собор Воскресения Христова на Крови (подразумевалось, что он построен на месте, где лежал в крови отброшенный взрывом бомбы император). Свое второе название храм получил ввиду того, что он был освящен в день Преображения Господня — этот праздник известен также как Спас.

data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>

Изображение храма на открытке начала 20 века

Редкое фото строительства собора

Собор пережил Октябрьскую революцию, проработал некоторое время в советские годы, но в 1930 году был закрыт. Дважды поднимался вопрос о его демонтаже, и он был в шаге от разрушения, однако до претворения этой идеи в жизнь так и не дошло, хотя по назначению здание уже не использовали. В военное время здесь был морг, а после — театральный склад.

В 1935 году святыню закрыли

Лишь в 1961 году Спас на Крови признали историческим памятником и задумались о его сохранении в этом качестве. К тому времени церковь находилась в плохом состоянии, требовалась срочная реконструкция. Работы были начаты в 1980-х годах и продлились более 15 лет — храм-музей снова открыли для посещений только в 1997 году. Сегодня идет очередной этап реставрации исторического здания, и он будет полностью завершен не ранее 2025 года, но храм доступен для туристов и прихожан.

Реконструкция Спаса на Крови началась в 1980 годах и продолжается сейчас

В советское время в рамках борьбы с религией храм лишился своих ценностей, однако самому зданию повезло — его признали историческим памятником 19-го века, что позволило избежать разрушения. Пережила церковь и Вторую мировую войну, хотя следы от немецких снарядов можно увидеть на ее стенах и сегодня — некоторые из них сохранили во время реставрации. А в годы блокады здесь, как в настоящем музее, хранились экспонаты с музейных комплексов всего Ленинграда и его пригородов.

На фасаде храма можно увидеть следы фашистских бомбардировок

Интересно: в конструкции собора есть определенный символизм — его высота 81 м. отображает год смерти Александра II, а 63-метровая колокольня символизирует возраст, в котором император был убит.

Высота храма — 81 м, и это отражает год гибели Александра 2 — 1881

Архитектурные особенности храма

Архитектура собора наполнена чертами поздней русской зодческой школы и воплощает в себе собирательный облик великолепных русских православных церквей:

  • Живописного храма Василия Блаженного
  • В городе Ярославль в бывшей Толчковой слободе — Иоанна Предтечи.
  • В Москве в районе Останкино — Троицы
  • В городе Ярославль — Иоанна Златоуста.
  • В Москве в Никитниковом переулке — Троицы.

Опираясь на русскую зодческую традицию, авторы воплотили в архитектуру храма уникальный, самобытный облик. Внешний вид собора выполнен в виде необыкновенных декоративных, сложных изразцов, созданных на фабрике Харламова.

Храм украшен декоративными элементами из различных материалов:

  • белого мрамора;
  • позолоченной меди;
  • искусной, очень красивой мозаики;
  • черного гранита;
  • разноцветной эмали.

Спас на крови (Санкт-Петербург) – это четырехугольное строение, центральная часть которого украшена пятью главками луковичных куполов, расписанными разноцветной эмалью. Восточный фрагмент церкви декорирован 3 аспидами полукруглой формы с вершинами в форме позолоченных глав.

Фасады с севера и юга украшены фронтонами-кокошниками. Западная часть храма построена в форме колокольни, купол которой позолочен. Он напоминает облик колокольни, которая украшает церковь Ивана Великого в столичном Кремле. Звонница имеет 8 арок, которые разделены колонами.

Центральные место собора украшено восьмигранным шатром, увенчанное шлемовидной главой с крестом, которая устремляет всю конструкцию вверх, разрезая небо над ним. Купол главки украшен обвивавшими его поверхность желтыми и зелеными полосами.

Конструкции церкви покрыты прекрасными, живописными узорами. На внешней стороне мемориального собора отражены, в виде надписей, достижения Российской империи, полученные во время правления государя Александра II. Уникальный, живописный Храм Воскресения Христова – это чудесный мемориальный памятник русского зодчества.

Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад. С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом.

С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери. С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного.

  • разные породы итальянского цветного мрамора;
  • крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
  • разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
  • мозаичную коллекцию российской геральдики.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector