Собор парижской богоматери в париже
Содержание:
- Договор в помощь
- Как добраться
- История
- Проблемы
- Деревянные панели стен алтаря
- Архитектура
- Симфония в камне
- Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
- 1. Собор стоит на месте древнего города
- 2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
- 3. Башни собора — не близнецы
- 4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
- 5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
- 6. Виктор Гюго фактически спас собор
- 7. Его монстры современные, а не средневековые
- 8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
- 9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
- 10. На крыше собора живут пчелы
- Главный фасад
- Сюжет, композиция произведения
- Суть: о чём роман?
- Заключение
Договор в помощь
Но кто знает, появился бы на свет вообще из самых грандиозных шедевров мировой литературы, если бы не жесткие условия соглашения между писателем и издателем. В ноябре 1828 года Виктор Гюго заключил договор — он должен был принести готовое произведение в апреле 1820 года. Однако желанная до той поры работа никак у Гюго не шла – сначала его отвлекало написание других книг, потом началась революция. Автору несколько раз удавалось уговорить издателя сдвинуть сроки.
Сашетта стоит перед солдатами Тристана Л’Эрмита, чтобы защитить свою дочь, Эсмеральду. Акварель на пергаментной бумаге Луи Кандид Буланже, около 1831 года.
В конце концов тот потребовал исполнить договорные обязательства не позднее февраля 1831 года, в противном случае писателю пришлось бы нести тяжёлое бремя финансовой компенсации в пользу издательства за невыполнение условий договора. Гюго, чтобы не разориться, пришлось засесть за перо. Однако, преодолев первые несколько глав, он так втянулся в работу, что уже не смог оторваться от своего детища, пока не дописал его до конца. В итоге Гюго дописал последнюю главу в январе 1831 года. Через три месяца книга увидела свет, и писатель был очень доволен. Во-первых, на этот раз он не перенёс окончание на более поздний срок. Во-вторых, роман молниеносно расходился, и менее чем за год он был переиздан семь раз!
Как добраться
- На метро
- Линия 4, станция «Cite» или «St-Michel»
- Линия 1 и 11, станция Hôtel de Ville
- Линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
- Линия 7, 11, 14, станция Châtelet
- На поездах RER скоростного метро — линия В и С, станция Saint-Michel — Notre-Dame
В храме имеется два входа:
- Главный вход — с центрального фасада, около которого висит расписание, указывающее начало мессы. Если прийти к этому времени, можно услышать звуки уникального органа или живое пение
- Вход, расположенный с левого бокового фасада ведет на смотровую площадку башен.
Если смотреть на центральный фасад, то справа под землей находится бесплатный общественный туалет, вход в который напоминает вход в метро.
История
Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.
Витражи, Анна Рудницкая
Строительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.
Хронология главных событий:
- 1177 г. — возведены стены хора (восточная часть храма между нефом и апсидой);
- 1182 г. — освящение алтаря кардиналом Анри де Марси, имевшим епископский сан;
- 1196 г. — окончено строительство центрального нефа;
- 1200 г. — началось оформление западного (главного) фасада;
- 1240 и 1250 гг. — по очереди закончены соборные башни — сначала южная, а затем — северная;
- середина XIII — начало XIV вв. — увеличены трансепты, обустроены часовни, закончены фасады.
Розетка и башни, Маша Малиновская
За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250–67 гг.
Вплоть до XVIII столетия значительных модификаций и реконструкций здания не проводилось.
Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.
Фигуры апостолов и шпиль, KaterinaK
На пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.
За свою многовековую историю стены Нотр-Дам де Пари видели коронации и отречения, бракосочетания и крещения, панихиды и реабилитационные суды, передачу тернового венца Христа в лоно церкви и унизительные покаяния. Причем участниками всегда оказывались сильные мира сего.
Вид со смотровой площадки, KaterinaK
Проблемы
- Безнравственность – Гюго широко освещает моральный упадок всех слоёв общества, начиная с нищих, заканчивая самим королём. Так Гюго показывает читателю атмосферу, которую он наблюдал вокруг себя во Франции уже девятнадцатого века.
- Борьба добра и зла – на протяжении всего романа идёт борьба между добром и злом. Эта война проходит незримо в глубинах человеческих душ. Большая часть персонажей сочетает в себе положительные и отрицательные черты. Добрые и злые поступки в романе настолько переплетены, что граница между добром и злом становится неразличимой.
- Нищета – бедность, царящая среди населения, может потрясти неподготовленного читателя. Гюго подробно вырисовывает перед нами грязные трущобы, обездоленных горожан и купающуюся в роскоши аристократию. Всё это отражение того социального неравенства, которое Гюго видел вокруг себя.
- Предубеждения – на примере Эсмеральды и Квазимодо Гюго показывает, как страдают люди в обществе, которое даже не пытается понять тех, кто отличается от них, предпочитая сразу навешивать ярлыки.
- Неравенство. В обществе нет единства, потому что там коренится ненависть одних к другим: из-за веры, количества денег, цвета кожи, рода занятий. Парижане не готовы принять чего-то, отличающегося от них, поэтому вполне закономерно, что элита ненавидит свой народ в той же мере, как и обычные горожане ненавидят соседей.
Деревянные панели стен алтаря
Слева по ходу движения по галерее хоров внешняя стена алтаря, украшенная картинами на деревянных панелях. В средние века подобные изображения служили библией для неграмотных прихожан. На южной стене в девяти фрагментах серии, отделенных друг от друга небольшими колоннами, изображены события после Воскресения Христа.
На противоположной – северной стене алтаря располагаются 14 сюжетов, плавно перетекающих один в другой и описывающих события и жизнь Христа до Страстей.
Порядок расположения картин говорит о том, что прихожанин должен был осматривать алтарь против часовой стрелки.
Архитектура
Собор, который возводился почти 200 лет, имеет некоторые признаки романской архитектуры. Но в основном он соответствует готическому стилю. В нем есть все элементы присущие готике. Отсутствие внутренних стен, стрельчатые окна и арки, отсутствие настенной росписи, большие витражи, окно-роза. Высокое, просторное внутреннее помещение. Рассмотрим архитектурные особенности собора более подробно.
По данным Википедии, параметры Нотр-Дам де Пари:
- длина – 130 м;
- высота (без шпиля) – 35 м;
- ширина – 48 м;
- колокольни – 69 м.
Фасад
Западный фасад с двумя башнями выглядит одновременно мощно и изящно. Он имеет три уровня. На нижнем находятся три больших, арочных входа-портала, св. Анны, Страшного суда и Девы Марии. Над порталами расположена галерея из 28 статуй ветхозаветных королей, над ними окно-роза – это средний уровень. Башни составляют третий, верхний уровень.
Порталы выполнены в виде арок, своды которых покрыты вырезанными из камня сценами библейских сюжетов. Эти изображения кратко передают всю суть христианства. Здесь есть сцены страшного суда, история Богоматери. Резьба выполнена очень искусно. Особенно это стало заметно, после того, как фасад собора отмыли перед 2000 г.
Архитектура фасада объединила романский стиль – массивность, ровные плоскости и готику – стрельчатые окна и порталы, окно-роза.
Внутреннее убранство собора
Первое, что производит впечатление на посетителей, это необычное освещение храма. Дневной свет попадает в собор через большие окна с цветными витражами. Такое освещение необычно и таинственно, блики разных цветов придают помещению волшебный вид.
В соборе более 100 окон. На витражах изображены библейские сюжеты. Большинство окон были застеклены после реставрации. Но есть несколько, в которых сохранились старинные витражи. Старое стекло имеет свои особенности. Во времена их изготовления, технология производства стекла была далека от совершенства. Оно было массивным, неравномерным, попадаются инородные частицы и пузырьки воздуха. Эти недостатки придают особую прелесть витражам, они необычно искрятся, свет по-особенному преломляется в местах дефектов.
Окно-роза, диаметром около 10 м, внутри собора смотрится иначе, чем с внешней стороны. Благодаря проникающему свету видны изображения Богоматери, сцены из крестьянской жизни, изображения грехов и достоинств, зодиакальных знаков. Окна-розы на северном и южном фасаде имеют диаметр – 13 м.
Орган был в соборе с момента постройки, но свои размеры он приобрел в 1402 г. За прошедшие века инструмент многократно настраивали. В XX столетии был заменен кабель и компьютеризировано управление.
Внутри собора отсутствуют стены, вместо них, как в любом готическом храме, помещение разделяется колоннами с арками. Некоторые стены украшают барельефы и картины.
Это интересно. В центральном нефе может свободно поместиться дом из 10 этажей.
Попав в собор, вполне можно забыть о времени и провести несколько часов изучая скульптуры, картины, барельефы, люстры, витражи. Каждый элемент достоин внимания, каждый уникален и интересен.
Собор построен в честь Богоматери, Нотр-Дам переводится, как «Наша Дама». В храме есть 37 изображений Девы Марии.
Если, действительно, существуют места силы, то Собор Парижской Богоматери одно из них. По отзывам туристов, внутри храма чувствуется особая энергетика, не хочется уходить и появляется желания вернуться в собор еще раз.
В сокровищнице храма хранят реликвии. Здесь находится главная святыня не только собора, но всего христианского мира.
Симфония в камне
Виктор Гюго назвал собор «застывшей каменной симфонией», к нему ведут все дороги Франции. Считается преступлением, посетив страну, не побывать в Соборе Парижской Богоматери: здесь по внутренним фрескам можно изучить содержание Библии. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что подвигают на молитву даже закоренелых атеистов.
Внешний облик собора
Собор Парижской Богоматери – величественное здание длиной –130, шириной – 48 и высотой –35 метров. Высота колокольни превышает собор – 69 метров.
Стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы украшают фасад, разделенный на три части и по вертикали, и по горизонтали. В нижней части – три портала (монументальных входа), каждый из которых назван по-своему:
- портал Богоматери;
- портал Страшного суда;
- портал святой Анны.
В соответствие с названием на сводах порталов – скульптурные композиции. Арки центрального портала поднимают по 7 статуй с каждой стороны. Изгибы свода заняты изображением ангелов, патриархов, пророков, мучеников. В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую – праведники, идущие в Рай.
Портал святой Анны украшает изображение Пресвятой Девы с Младенцем. Портал Богородицы рассказывает об Успении Девы Марии, ее вознесении в рай и коронации как Царицы Небесной. Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию. Вход в собор – через арочный портал на главном фасаде.
Крыша со шпилем и статуями
Крыша собора из свинцовых плиток толщиной 5 мм, уложенных внахлестку весом 210 тонн. На верхней части собора – горгулии, торчащие концы балок, украшенные изваяниями фантастических существ. Каменные демонические существа на крыше – это не только украшение, они незаменимы и с практической стороны.
Сложная конструкция не позволяет накопившимся осадкам свободно стекать вниз. Чтобы камень не разрушался от сырости, устроили оригинальные водостоки, которые установили по проекту реставратора Виолле-ле-Дюка.
Если преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, то можно близко рассмотреть химер. Это фантастические изваяния, олицетворяющие людские грехи и пороки и одновременно охраняющие собор. Священная обитель христианства и злые духи на его колокольнях существуют здесь независимо друг от друга в «застывшей музыке».
Легкую воздушность монолитному зданию дарит конструкция шпиля. Дубовый, покрытый свинцом 96-метровый шпиль, у основания украшен четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – тетраформ евангелиста: лев –символ Марка, телец – Луки, орел – Иоанна, ангел –Матфея. Все изваяния обращены лицом к столице, Фома рассматривает шпиль.
Над порталами – галерея царей, представленная 28 статуями ветхозаветных правителей, над ними – окно-роза. Со стороны западного фасада – две колокольных башни с едва уловимой асимметрией: левая башня чуть массивнее правой.
Колокола
Все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена: Анжелина-Франсуаза весом 1765 кг. Антуанетта-Шарлотта – 1158 кг. Гиацинт-Жанна – 813 кг. Самый большой колокол Эммануэль весит 13 тонн, язык весом 500 кг. Раскачать его неимоверно трудно, поэтому звенит он редко, только во времена главных праздников. Остальные – регулярно оглашают Париж в 8 часов утром и в 7 – вечером.
Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов
1. Собор стоит на месте древнего города
Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.
2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»
Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».
3. Башни собора — не близнецы
Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны
На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.
4. Двадцать восемь его царей потеряли голову
В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.
5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки
«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)
Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.
6. Виктор Гюго фактически спас собор
Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.
7. Его монстры современные, а не средневековые
Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)
Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.
8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод
Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.
9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери
Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)
На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.
10. На крыше собора живут пчелы
На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.
Главный фасад
Галерея Ветхозаветных царей
Фигуры, расположенные над воротами главного фасада и представляющие 28 поколений Царей Иудеи, предков Богоматери и Христа, были установлены в начале XIII века. Каждая из них достигает 3,5 метров в высоту.
Во времена Средневековья они были богато раскрашены и очень скоро стали восприниматься прихожанами как короли Франции. Это искаженное восприятие привело к тому, что в неспокойные годы Французской революции фигуры были обезглавлены и извержены.
Короли заняли свое место после реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке. В 1977 году в процессе раскопок были обнаружены фрагменты оригинальных фигур, которые сейчас можно увидеть в музее Клюни.
Балкон Богородицы
Балкон над галереей называется «балкон Богородицы». Статую Девы Марии в центре, окружают статуи Адама и Евы, добавленные во время реставрации. Два витражных окна и большая роза, диаметром почти 10 метров, посередине.
Верхняя галерея
Элегантная верхняя галерея, украшенная стройными колоннами, служит основанием двух башен, уравновешивая их своей легкостью.
Нижний горизонтальный ряд фасада
Три больших портала формируют нижний горизонтальный ряд фасада. Центральный портал известен, как портал «Страшного Суда» выше и шире двух остальных: южного портала «Святой Анны» — матери Богородицы, расположенного справа. И портала Богородицы – покровительницы собора или северного портала, расположенного слева.
Портал Святой Анны
Портал святой Анны был оформлен самым первым, приблизительно в 1200 году. Для его украшения использован тимпан, изготовленный 50-ю годами ранее для собора Сент-Этьен. Над тимпаном, в заостренных обрамляющих дугах, представлены картины божьего суда: ангелы, короли, пророки и священники воспевают славу Господа.
В центре портала находится Дева Мария с младенцем, выполненная в романском стиле. Она изображена сидящей на троне под балдахином, в короне и со скипетром, держащей на руках своего сына. С двух сторон трон Марии окружают ангелы. Слева от Марии епископ, справа коленопреклоненный король.
Два фриза портала были выполнены в разные периоды в разных стилях. Верхний фриз представляет картины из жизни святой Анны и Богородицы. Нижний рассказывает о приходе Христа на землю, начиная от Благовещения до Богоявления.
Портал Богородицы
Портал Богородицы появился в период с 1210 по 1220 год, уже после портала Святой Анны. Создатели хотели сделать этот портал выдающимся, отличным от остальных. Треугольный фронтон, венчающий скульптурную композицию над воротами, притягивает взгляд.
В центре нижнего фриза расположен Ковчег Завета. Его окружают три пророка слева и три Ветхозаветных короля справа.
На верхнем фризе Богородица на смертном одре в окружении самого Иисуса и двенадцати апостолов. Два ангела бережно переносят ее в рай.
Над двумя фризами располагается тимпан – декоративный элемент, украшающий ворота. Он является логическим продолжением фриза. Богородица уже в раю. Мы видим ее сидящей на одном троне с Иисусом. Ангел коронует Марию, а Иисус благословляет и передает скипетр. Ангелы, пророки, короли Божьего суда взирают на нее с архивольтов, заостренных дуг, обрамляющих фронтон.
Портал страшного суда
Центральный портал страшного суда занял свое место в последнюю очередь. На нижнем фризе, сразу над дверьми, изображена сцена воскрешения мертвых. Они восстают из своих могил и направляются к архангелу Михаилу, изображенному на верхнем фризе. Он взвешивает душу усопших, определяя по их земным делам и любви к Богу, кто направится в рай по правую руку от Христа и слева от нас, а кто в ад за дьяволом. Лица грешников иcкажены ужасом и отчаянием.
На тимпане, над двумя фризами, на троне величественно восседает Христос, возглавляя страшный суд. Руки Иисуса обращены к входящим. Он демонстрирует свои раны, а два ангела по обеим сторонам от него держат реликвии страстей христовых: распятие, гвозди и копье.
Справа и слева от ворот 12 апостолов, каждый из которых стоит над медальоном с изображением грехов и добродетелей.
Тайны барельефов
На фризах над воротами библейские сцены, ангелы, пророки, Богоматерь и Иисус, украшают христианский храм. Серия барельефов изображающие знаки зодиака и виды работ, соответствующие зодиакальным месяцам вызывают удивление.
На всех порталах можно найти таинственные знаки. Ответ на которые таит в себе алхимия. Например, телец и овен указывают на два весенних месяца, когда нужно начинать лабораторные операции. Если подняться на башни можно увидеть алхимика Нотр-Дам.
Сюжет, композиция произведения
Действие романа происходит в 1480-х годах. Все действия романа происходят вокруг Собора – в «Городе», на Соборной и Гревской площадях, во «Дворе чудес».
Перед Собором дают религиозное представление (автор мистерии – Гренгуар), но толпа предпочитает смотреть, как на Гревской площади танцует Эсмеральда. Смотря на цыганку, в неё одновременно влюбляются и Гренгуар, и Квазимодо, и отец Фролло. Феб знакомится с Эсмеральдой, когда ту приглашают развлечь компанию девушек, среди которых невеста Феба, Флёр де Лис. Феб назначает свидание Эсмеральде, но на свидание приходит и священник. Из ревности священник ранит Феба, а обвиняют в этом Эсмеральду. Под пытками девушка признается в колдовстве, проституции и убийстве Феба (который на самом деле выжил) и приговаривается к повешению. Клод Фролло приходит к ней в тюрьму и уговаривает бежать с ним. В день казни Феб наблюдает за свершением приговора вместе со своей невестой. Но Квазимодо не дает свершиться казни – он хватает цыганку и бежит прятаться в Собор.
Весь «Двор Чудес» – пристанище воров и нищих – кидается «освобождать» любимую Эсмеральду. Король узнал о бунте и повелел казнить цыганку во что бы то ни стало. Когда её казнят, Клод смеется дьявольским смехом. Увидев это, горбун кидается на священника, и тот разбивается, упав с башни.
Композиционно роман закольцован: вначале читатель видит слово «рок», начертанное на стене Собора, и погружается в прошлое на 400 лет, в конце – видит в склепе за городом два скелета, которые сплелись в объятиях. Это герои романа – горбун и цыганка. Время стерло их историю в пыль, а Собор всё стоит безразличным наблюдателем над людскими страстями.
Суть: о чём роман?
Действие романа «Собор Парижской Богоматери» разворачивается в Париже 1482 года, во время празднования средневекового «Дня шутов» и помолвки знатных королевских особ, которое читатель наблюдает глазами молодого драматурга Пьера Гренгуара. Практически сразу нам представляют всех главных героев романа: отвратительного горбуна звонаря Квазимодо, строгого архидиакона Клода Фролло, обворожительную цыганскую танцовщицу Эсмеральду и капитана королевских стрелков Феба де Шатопера.
Ночью Гренгуар становится свидетелем того, как Квазимодо с таинственным подельником пытается похитить Эсмеральду, но на помощь девушке приходит капитан Феб. После этого драматург попадает в руки нищих, но от расправы его спасает Эсмеральда, которая становится его фиктивной женой на четыре года. Таким образом Гренгуар становится не только наблюдателем, но и активным участником всех будущих событий.
Через некоторое время начинается суд над Квазимодо. Горбуна привязывают к позорному столбу над городской площади, подвергают жестким унижениям, морят жаждой, но в этот момент появляется Эсмеральда, дающая несчастному воды из фляги. Толпа смягчается, и экзекуция заканчивается.
Образуется любовный четырёхугольник. Квазимодо влюбляется в Эсмеральду, не зная, что в неё также влюблён и его воспитатель Клод Фролло, который и был тем самым таинственным подельником горбуна. Однако сама девушка влюблена в своего спасителя – Феба, и верит в то, что он — её судьба, хотя сам де Шатопер не испытывает к ней никаких глубоких чувств.
Однажды ночью танцовщица и де Шатопер тайно встречаются, но следующий за ними архидиакон в приступе ревности набрасывается на Феба и ранит его. Эсмеральду арестовывают, и под пытками та сознаётся во всех обвинениях, включая обвинения в колдовстве и призыве демонов. Ночью перед казнью девушку посещает Клод, обещая ей спасение в обмен на её любовь, но та остаётся верна своему капитану.
Во время казни, за которой равнодушно наблюдал живой и невредимый Феб, начинает действовать Квазимодо, он врывается на эшафот и уносит Эсмеральду в Собор Парижской Богоматери, где по древнему обычаю никто не имеет права тронуть её. Горбун искренне заботится об Эсмеральде и защищает её, поднимая руку даже на своего приёмного отца Фролло. Однако та испытывает к горбуну только страх и отвращение, продолжая мечтать о Фебе.
Через некоторое время спасти Эсмеральду решают нищие Парижа, они штурмуют собор, чтобы вызволить оттуда девушку и спрятать её в городе, но на их пути становится Квазимодо, который решил, что нищие хотят расправиться с его возлюбленной. Король Людовик XI приказывает подавить бунт, и под стенами собора разворачивается кровавая бойня.
Тем временем Фролло и Гренгуар под покровом ночи выводят Эсмеральду из собора. Клод в очередной раз клянётся ей в любви, но та снова отвергает его. Взбесившийся архидиакон оставляет Эсмеральду на попечение затворницы Роландовой башни и направляется за стражей, чтобы лично отдать им девушку. Затворница Пакетта всем сердцем ненавидит цыганскую танцовщицу, так как когда-то цыгане украли у неё дочь, но внезапно выясняется, что Эсмеральда — это и есть давно пропавший ребёнок Пакетты. Несчастная мать прячет дочь в своём убежище, но, к несчастью, та видит капитана Феба и криком выдаёт себя. Эсмеральду хватают, а Паккета, пытаясь её защитить, погибает.
С высоты собора Клод Фролло и Квазимодо наблюдают за казнью Эсмеральды. Когда приговор приводят в исполнение, архидиакон начинает смеяться, и Квазимодо, не говоря ни слова, сталкивает его вниз, и, пока Фролло отчаянно пытается удержаться за водосточную трубу, звонарь молча смотрит на умирающую в петле Эсмеральду. С последними судорогами девушки архидиакон падает и разбивается насмерть.
Спустя несколько лет в склепе Монфокона, куда относили тела всех повешенных преступников, случайно находят скелеты Эсмеральды и обнимающего её Квазимодо. При попытке разъединить их останки горбуна рассыпаются в прах.
Заключение
Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.
Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.
Более подробное описание и фото всех скульптур, витражей, а также качественное описание и фото интерьера Собора, любой пользователь может найти на официальном сайте www.notredamedeparis.fr. Кроме этого на веб-сайте можно просмотреть и другие уникальные фото, а также узнать полезную информацию о Соборе.