Народы россии: ханты
Содержание:
- Народы ханты и манси
- Кастрируют оленей зубами
- Еда
- Праздники и ритуалы ханты и манси
- История
- Площадь и информация
- История хантов
- Быт хантов
- Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
- Антропология
- Ханты-Мансийская епархия
- Одежда
- История и культура жителей Ханты-Мансийского АО
- Древние верования народов
- В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков
- [править] Религия
- Делаем куклу «Клюквинку»
- Заключение
- Список литературы
- Этническая история
Народы ханты и манси
Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти. В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины. Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети. Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа. За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.
Также нельзя выходить из-за стола во время угощения. Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».
Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.
Провожают их все, кроме беременных женщин (для них это считается плохой приметой). После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!
МБУ «Управление по развитию туризма и внешних связей» /visithm.com
Кастрируют оленей зубами
Манси, как правило, держат большие стада оленей. Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари. Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом.
В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона. Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев. Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес.
В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами. Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.
Еда
Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.
Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.
Праздники и ритуалы ханты и манси
Эти народности ценят и уважают землю. Им запрещено ее травмировать любым предметом. Уграм нельзя было ходить по берегам определенных озер и рек. Когда ханты и манси проходят мимо святых мест — совершается обряд жертвоприношения. Они отдают свою пищу или отрывают кусок ткани с одежды и оставляют там.
День ворона
Отмечают праздник 7 апреля — день Благовещения. Считается, что вороны своим карканьем приносят тепло и будят природу. Эта птица покровительствует детям и женщинам.
Считается ,что эта птица радуется появлению на свет детей.
В День ворона:
- приготавливают пищу на костре;
- ставят стол с лакомствами около березы;
- завязывают белые монеты в платочки и ленты, принося их в подарок духам.
Остатки пищи кидают в сторону, чтобы накормить воображаемых ворон.
Делают это, чтобы птица подарила:
- успех;
- теплую погоду;
- благополучие.
На празднике в честь ворон парни выбирают себе невест.
День охотника, рыбака и оленевода
Торжество проводят в конце марта. Именно тогда заканчивается промысел и охотничий сезон.
В праздничный день организуют:
- спортивные турниры;
- гонки на оленях, снегоходах;
- прыжки через сани.
Победители получают призы.
История
Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении коренных угорских племен с древними уральскими народами. О присутствии людей на территории нынешнего ЯМАО рассказывает Усть-Полуйская культура, остатки которой обнаружены на полуострове Ямал. Ее появление датируется 4 веком до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито сельское хозяйство. Уже в то время у них имелись орудия труда из кости, камня, железа, а также бронзовые украшения. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли тюркские племена.
После падения Сибирского ханства западная Сибирь вошла в состав Московского княжества. Затем эти земли стали осваивать русские, активно переселяясь туда (17 век). Они ассимилировались с местными жителями, их число быстро росло. Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.
Ханты-Мансийск
Площадь и информация
ХМАО – один из субъектов РФ, который по территориальному признаку входит в Тюменскую область. По экономическим показателям является регионом донором благодаря развитой нефтегазовой промышленности. Площадь автономного округа составляет 534.801 км².
В автономном округе к 2020 году насчитывается 16 городов, численность которых варьируется от 18076 (г. Покачи) до городской агломерации с максимальным числом жителей в 380.000 в городе Сургут.
Также на территории остаются заселенными 24 поселка городского типа. Правда, стоит отметить, что в период с 50-х по 80-е их было больше. Как минимум, на 6 единиц. Но преобладающее число из них со временем и развитием промышленности разрослось и преобразовалось в города, такие как Нефтеюганск, Белоярск, Сургут и некоторые другие.
Именно они были сначала небольшими поселениями, но благодаря тому, что промышленность, связанная с добычей полезных ископаемых была продуктивно налажена они разрослись в достаточно крупные и развитые по инфраструктуре города.
История хантов
Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.
После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.
Быт хантов
Основными занятиями хантов были речное рыболовство, охота (пушной зверь, лось, медведь), оленеводство и собирательство (грибы, ягоды). В южных районах распространено было животноводство и овощеводство.
Эти традиционные занятия хантов сохранились и в наши дни в сельской местности, однако, довольно большое число их (около 30%) сейчас живёт в городах и заняты в различных сферах.
Зимние жилища ханты делали либо каркасными, либо срубными (на манер русских). Они отапливались они очагом или железной печкой. Кочевники жили в простых каркасных сооружениях, покрытых корой деревьев. Помимо дома во дворе располагались более простые постройки или и вовсе навесы для хранения припасов, печи для выпечки хлеба, баня и тому подобное.
Кочующие оленеводы в тундре и лесотундре жили на стойбищах в чумах самодийского типа, покрытых оленьими шкурами. Большинство хантов (живущих не только в городах, но и в сельской местности) в настоящее время ведут осёдлый образ жизни и живут в более современных постройках.
В XVI-XVIIвеках были большие отцовские и братские семьи. В случае смерти старшего брата младший брал в свою семью его жену вместе с детьми. У некоторых хантов было принято в помощь старой жене брать молодую. Естественно, сейчас все эти обычаи забыты.
Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет — многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.
Черное золото. Оно окрашивает многие сердца именно в такой цвет
Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.
Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)
В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.
Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов — все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.
Так поджигают небо
Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры тысячи рек и озер. Главные реки — Обь и Иртыш. Треть округа — это болота, а более 50% всей территории — таежные леса. Рельеф округа — это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.
На юге Ханты-Мансийский автономный округ — Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе — с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.
Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.
Основное население — это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе — Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры — 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси — всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.
Криминал. Уровень преступности — 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона — от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.
Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат — ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе — более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.
Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей — это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске — 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево — однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.
Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей — средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.
Вечный холод или последняя обитель мамонтов
Антропология
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал следующее описание хантов:
По своему складу остяки среднего, даже ниже среднего роста (156—160 см), с чёрными или каштановыми (редко белокурыми), обыкновенно прямыми, длинными волосами (которые носятся или распущенными, или заплетёнными), тёмными глазами, жидкой бородкой, смуглым цветом кожи, плосковатым лицом, несколько выдающимися скулами, толстоватыми губами и коротким, вдавленным при корне, широким и вздёрнутым на конце носом.
Вообще тип несколько напоминает монгольский, но глаза правильно прорезаны и череп чаще узкий и длинный (долихо- или субдолихоцефальный). Всё это придаёт остякам особый отпечаток, и некоторые склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы. Женщины небольшого роста и в большей степени монголообразны, чем мужчины. |
Ханты (как и манси) характеризуются следующим комплексом признаков:
- низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин),
- общая грацильность (миниатюрность строения),
- неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте,
- прямые мягкие черные или русые волосы,
- тёмные или смешанные глаза,
- заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус),
- различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью,
- нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием,
- ослабленный рост бороды,
- относительно широкий рот,
- небольшая толщина губ,
- средневыступающий или убегающий подбородок.
Ханты-Мансийская епархия
В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен
. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь.Количество клириков — 118.
Учебные заведения
православные гимназии:
- Нефтеюганская г. Нефтеюганск, 4мкрн, 35; тел.: (3463) 3-17-57, 7-71-13 директор — Быкасов Александр Иванович
- Ханты-Мансийская г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17; тел. (3467) 32-85-96; факс 32-85-97 директор — Семенова Светлана Владимировна
- Нижневартовская г. Нижневартовск, ул. Дружбы народов, 12, тел. (34661) 2-06-12 директор — иерей Константин Глухарев
- Сургутская г. Сургут, ул. Мелик-Карамова, Преображенский кафедральный собор; тел.; 26-71-90 директор — иерей Димитрий Глухарев
Социальные учреждения
- православный детский сад при приходе храма в честь свт. Николая Чудотворца г. Сургут, ул. Заводская, 31; тел. (3462) 23-60-76
- центр помощи семье и детям «Моя радость» при приходе храма в честь Великомученика Георгия Победоносца г .Сургут, ул. Университетская,12; тел., 60-20-24
Средства массовой информации
печатные СМИ
«Югра православная» (журнал Ханты-Мансийской митрополии, pdf версия на сайте www.ugraeparhia.ru)
телевидение
- программа «Югра православная» (ОТРК «Югра»)
- программа «Благовест» (телеканал «Россия Югория»)
интернет-ресурсы:
За всё время своей деятельности Ханты-Мансийская епархия активно сотрудничает с окружными органами власти, органами местного самоуправления в различных сферах общественно-значимой деятельности, прежде всего в образовании, культуре, благотворительных проектах, работе по профилактике экстремизма.
Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел является членом Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по противодействию экстремистской деятельности, Координационного совета по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями при Правительстве Югры.
Руководители профильных отделов Ханты-Мансийской епархии входят в состав Общественных советов, созданных при органах исполнительной власти.
Лидеры православных организаций в муниципальных образованиях постоянно принимают участие в общественных и межведомственных советах при органах местного самоуправления.
Подписано и действует соглашение о сотрудничестве между Правительством Югры и Ханты-Мансийской епархией.
Созданы и активно действуют отделы религиозного образования и катехизации, социального служения и благотворительности, епархиальный отдел по делам молодёжи, отдел по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами, миссионерский отдел, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, архитектурно -строительный отдел и отдел по тюремному служению.
(по состоянию на апрель 2021 года)
Одежда
Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). В южных областях выращивали лен, коноплю, ткали из них полотна, шили рубахи и штаны. Конопляные волокна очень прочные, хорошо держат тепло. Женские рубахи были прямого кроя, с присборенным воротом. Северные ханты ткачество не знали. Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Сейчас такие экземпляры можно увидеть в музеях северной культуры. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния. Это одежда свободного покроя, типа халатов, сшитая из выделанных шкур, завязывающаяся на пояс.
Позднее ее вытеснили промысловые виды с глухим покроем, которые популярны до сих пор. Они представляют собой туники длиной ниже колена с капюшоном. Их шьют мехом внутрь. Детали одежды сшивают сухожильными нитками. Отделкой служат беличьи хвостики, ушки, полоски меха контрастных цветов. Женские парки не отличаются от мужских, но отделываются богаче. Из меха разных расцветок выкладывают национальные орнаменты. Типичными рисунками являются: «оленьи рога», «лисьи уши», «сидящая собака». На ногах носили кисы или унты, под которые надевали теплые вязаные носки из шерсти. Кисы шьются мехом наружу, а унты — внутрь. Кисы отличаются богатой отделкой, их украшают геометрическими узорами, бисером. Унты являются охотничьей и рыбацкой обувью. Это очень теплые сапоги с высоким голенищем из прочной оленьей кожи и собачьего меха.
История и культура жителей Ханты-Мансийского АО
Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.
Считается, что у них общее:
- происхождение;
- внешность;
- история;
- смешанные браки.
Обские Угры живут на севере Западной Сибири.
В областях:
- Томской;
- Свердловской;
- Тюменской.
Ханты
Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.
Они промышляют:
- охотой;
- рыболовством;
- оленеводством.
Манси
Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2021 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.
Их занятия:
- рыболовство;
- оленеводство;
- земледелие;
- охота.
Древние верования народов
Эти два народа верят в языческих божеств. С приходом и принятием христианства ханты и манси перенесли статуи идолов в леса.
Они преклоняются перед:
- деревьями;
- духами природы;
- тотемами зверей;
- усопшими праотцами.
Жертвоприношения иконам
Руководствуясь собственными обычаями, обские Угры мажут кровью губы святым.
В любой семье найдется православная икона. Их лики сравниваются с языческими богами. Когда в каком-либо деле человек нуждается в помощи, он ее просит у Николая Чудотворца. Для хантов и манси он олицетворяет верховное божество — Нум-Торума. Калтась-эква — Богоматерь, она же богиня земли. Такое смешение религий не удалось побороть христианским священникам.
Медвежий праздник
Обские Угры верят в то, что они произошли от медведей. Это животное для них — тотем. Но убить его считается в порядке вещей. Когда медведь добыт, празднуют все жители.
Обряд с животным:
- добыта медведица — празднуют 4 дня, если самец — 5 дней;
- разделывают животное — снимают шкуру при всей деревне;
- передние лапы не трогают — между ними укладывают отрезанную голову;
- на самца одевают намордник из белого слоя коры березы, на глаза вешают серебряные монеты;
- голову самки украшают платком, шею обматывают бисерными бусами.
В любом доме можно увидеть медвежью шкуру. Охота на этого зверя ведется постоянно.
Во время праздника:
- едят мясо медведя и блюда народной кухни;
- распевают ритуальные песни;
- организуют выступления в забавной форме;
- танцуют.
Актеры — только мужчины, исполняющие и женские роли тоже. Всеми обрядами они снимают вину за убийство животного.
Традиция кровной мести
У этих народов считается нормальным, если целые династии воюют друг с другом. Когда убит родственник, расплачивается вся семья преступника.
Традиция распространяется и на медведей. Когда животное убивает своего охотника, то родственник покойного обязан отомстить. Добытое тело косолапого убийцы принято сжигать.
В таком случае не приняты:
- гулянья;
- обряды;
- его поедание.
Убить такого зверя — честь.
Почитание духов природы
Поклонение стихиям природы — древнейшее верование этих народов. Вся природа является живой. Когда требуется срубить дерево — просят прощения.
К признакам жизненной силы природы относятся:
- дыхание;
- движение;
- рост.
Например, сухое дерево считается мертвым. Снег, летящий с неба, — живой, а упавший на землю — умерший. Сила жизни селится в камни, форма которых похожа на человека или животного.
У этих народов ритуальное общение с духами. Разговаривать с ними помогает шаман. Ханты и манси почитают лесных и водных духов.
Воздушное погребение
Воздушное погребение — древняя религиозная традиция. Она практиковалась до XX века. Так хоронили только мужчин, женщин же придавали земле. Тело усопшего вешали на специальном карнизе или укладывали на самодельной возвышенности.
Это делали, чтобы придать тело:
- воздуху;
- духу;
- свету;
- дереву.
С помощью обряда душа улетает для перерождения и дальнейшего воплощения на земле.
Так же погребали мертвых:
- индейцы в Северной Америке;
- грузины;
- абхазо-адыги;
- японцы.
В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков
Зачем нужна религия
Впервые иудеи появились в Югре в XVII столетии. Наиболее ранний сохранившийся документальный факт присутствия отдельных представителей иудаизма в Сибири датируется 1735 годом.
Несмотря на формирование еврейской диаспоры, общинная ор- ганизация в Сибири не получила широкого распространения. Причиной этого была незначительная концентрация евреев мужчин в одном населенном пункте, что не позволяло образовать миньян (еврейскую религиозную общину).
Особенностью религиозной жизни евреев на современной территоии ХМАОбыло отсутствие некоторых свойственных иудаизму традиций, в первую очередь, таких как кагалы и институт раввината.
Представители «Общества сознания Кришны». В Югре кроме православия и ислама действуют другие религиозные общины, чья численность незначительна. Фото: k-istine.ru
Стоит отметить, что здесь не столь строго соблюдались религиозные традиции — не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуальные омовения, многолюдные службы в еврейских молельнях проходили только по праздникам.
После революции 1917 г. произошли кардинальные изменения в религиозной жизнь еврейского населения Югры. В 1920‑е — 1930‑е гг. еврейские общины были лишены многих предметов религиозного культа, а позже и своего недвижимого имущества, включая синагоги.
Иудеи, кришнаиты, католики составляют не более 2% населения ХМАО.
В настоящее время в ХМАО развивается реформистский иудаизм. Иудейская община в автономном округе немногочисленна и насчитывает несколько сотен человек.
Кроме того, среди немногочисленных религиозных объединений Югры можно назвать католиков, кришнаитов, последователей новых религий и т.д.
[править] Религия
В традиционных религиозных верованиях ханты делили мироздание на верхнее (небесное), среднее (земное) и нижнее (подземное). Они верили, что верховный бог Торум (или Нум-Торум, Санки-Торум), создатель Земли, правил небом и отвечал за дневной свет, нравственность и мировой порядок. Преступным миром правит Куль (или Кынь-лунк). Он действует либо как партнер Торума, либо как носитель враждебного начала. Земным миром руководит Мир-шэтиви-хо (в некоторых представлениях Эква-Пыгрись), один из сыновей Торума. Каждый день он путешествует по Земле на крылатом коне Товлынг-лув, помогая людям. Ханты также верили в богов-покровителей определенных местностей, многих духов и поклонялись богине огня. Почитались некоторые животные, особенно медведь и лягушка. У шаманов йолта ку были очень ограниченные функции. Ханты изготавливали идолов, возили их вместе с сокровищами. В XVI веке одним из важнейших сакральных центров было Белогорское княжество у слияния Оби и Иртыша.
В результате контактов с сибирскими татарами на какое-то время среди хантов распространился ислам, но существенно не повлиял на дальнейшее развитие этого народа. В XVIII веке при поддержке властей шла активная христианизация. В 1714—1718 гг. большинство хантов номинально перешло в православие, хотя они продолжали сохранять многие традиционные обычаи.
Делаем куклу «Клюквинку»
Изучив особенности национальных кукол, мне тоже захотелось изготовить одну из кукол «Клюквинку». Яркий персонаж среди кукол-ягод.
Чтобы сделать куклу-ягоду «Клюквинка», нам потребуется:
-лоскуток ткани коричневого цвета размером 13,5 х13,5 см.;
-лоскуток ткани зеленого цвета размером 9х9 см.;
-лоскуток ткани темно-бордового цвета размером 16х16 см.;
-нить коричневого цвета;
-вата.
Этапы выполнения:
На лоскуток коричневого цвета укладывают ткань зеленого цвета.Переворачивают и в центр укладывают комочек ваты.
Плотно обжав вложенную вату, затягивают нитью, фиксируя ее двойным узлом.
Устойчивость кукле придает расправленный подол платья. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы ткань, обтягивающая головку была практически не видна. Концы платка крепят двойным узлом под подбородком.
При изготовлении куклы, я обратила внимание на критерии, которые должны соответствовать национальным традициям.
1. Размер куклы не больше ладони.
2. Соответствие цвета в одежде.
3. Платье куклы с украшениями.
4. Кукла должна быть недорогой.
5. Необходимо использовать в работе остатки ткани, лоскуты.
6. Приёмы работы должны быть доступными для нас.
7. Кукла выполняется только ручными швами.
8. Кукла должна получиться красивой и оригинальной
Заключение
Я считаю, моя цель достигнута
Мне удалось привлечь внимание к быту и культуре коренных народов севера. Таким образом,чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём
Исходя, из вышесказанного, мне также захотелось поучаствовать в жизни города, округа и выполнить совместно со своей бабушкой декоративно – прикладную работу, которая будет подарком к 50 – летнему юбилею присвоения статуса городу Сургуту, которая отмечается 12 июня. Надеюсь, мои работы будут представлены на выставках, посвящённых юбилейным датам.
Познание своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.
И не важно, какой национальности человек, проживающий на Югорской земле. Он должен чтить, помнить, сохранять и приумножать Югорское наследие.. Наш долг – беречь родную природу и сохранять традиции коренных народов!
Наш долг – беречь родную природу и сохранять традиции коренных народов!
Список литературы
1.Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Легенды и сказки хантов. — Томск, 1973.
2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Материалы по фольклору хантов. — Томск, 1978.
3. Лукина Н.В. Мифы, предания, легенды хантов и манси. — М., 1990.
4. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком 1715 г. — Новосибирск, 1941.
5. Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам. — Томск 2001.
6.Народы России: энциклопедия Гл. ред. В.А.Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
7.Древний город на Оби: история сургута, Научно-художественное издание, под ред. В.И.Бугрова, Издательство: «Тезис», г.Екатеринбург, 1994г.
Этническая история
В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже 6-5 тысяч лет до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.
Этногенез северных хантов на основе смешения аборигенных и пришлых угорских племен археологи связывают с усть-полуйской культурой (конец I тысячелетия до н.э. — начало I тысячелетия н.э.), локализованной в бассейне реки Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Многие традиции этой северной, таежной промысловой культуру наследуют и современные северные ханты. С середины II тысячелетия н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальных контактов ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (так называемых «семи ненецких родов хантыйского происхождения»).
Южные ханты расселены вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, а позднее русские.
Восточные ханты расселены в Среднем Приобье и по притокам Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северо-сибирские черты культуры, восходящей к уральским традициям — тягловому собаководству, долбленым лодкам, преобладанию распашной одежды, берестяной утвари, промысловой экономике. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования юго-западной сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oобитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов. Последующее культурное «расхождение», формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.
Таким образом, культура народа, его язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко, и в разных климатических условиях сформировались различные культуры.