Всемирно известные музеи франции

История

Основание Парижа датируется 3 веком до н.э. Именно в это время на острове Сите кельтским племенем паризиев было основано поселение, которое дало название сначала галло-римскому город Паризию, а в дальнейшем трансформировалось в Париж. Город стал столицей Франции в 10 веке и оставался ей с небольшими перерывами на протяжении многих веков.

Античность. Париж вырос на месте древнего поселения племени паризиев — Лютеция. Это кельтское племя в 3 веке до н.э. построило на острове Сите укрепленное поселение. Основой их экономики была торговля. В 52 году до н.э. они присоединились к восстанию галлов. В этом же году они были повержены римлянами в битве при Лютеции. Римляне построили город заново. Здесь возвели акведук, термы, амфитеатр, форум. В 4 веке город был осажден франками. После десятилетней осады — взят. Стал столицей государства франков в 5 веке.

Средние века. В начале 5 века Париж стал столицей государства Меровингов. В 6 веке город быстро рос и строился. Этому значительно способствовала не только его политическая функция, но и торговая. В 7 веке город перестал быть столицей государства франков. В 10 веке Париж снова стал столицей после коронации первого короля Франции из династии Капетингов. До 12 века население города в основном было сосредоточено на острове-крепости Сите. Королевская резиденция располагалась здесь до 14 века. В 12-13 веке происходило активное заселение правого берега Сены. В первой половине 15 века во время Столетней войны город был занят англичанами. С середины 15 века до середины 16 века столица была перенесена в Туре.

Остров Сите — древнейшее место Парижа

Новое время. В 16 веке Париж снова стал столицей Франции. В это же время город сотрясали страшные религиозные войны (например, печально известная Варфоломеевская ночь). К концу 16 века в Париже проживало более 300 тыс. человек.

В 17 веке король Людовик XIV перенес королевскую резиденцию в Версаль. В начале 18 века город был разделен на 20 районов, а вокруг возвели стену, которая стала его административной границей.

В 1814 году в Париж вошли русские войска. 

Река Сена, Париж

В 19 веке город стал одним из главных культурных и экономических центров Европы.

Интересно, что современный внешний вид город обрёл в середине 19 века в результате грандиозной перестройки, затеянной бароном Османом. По его проекту были снесены старые ветхие здания, а узкие улицы заменили широкие проспекты с каменными зданиями в неоклассическом стиле. 

20 век. В годы Второй мировой войны Париж был занят немецкими войсками. Освобожден в августе 1944 года. В 1968 году в городе произошли массовые беспорядки, которые привели к смене правительства.

Искусства и сокровища из Азии

Музей Гиме обязан своему возникновению ученому
и промышленнику из французского города Лиона – Эмилю Гиме. Который всю свою
жизнь, до 1918 года, был увлеченным путешественником в Азию. Из каждой
поездки на восток, где он изучал различные религии, привозил множество
экспонатов во Францию, которые в будущем, легли в основу музея азиатского
искусства в Лионе.

  • В 1889 году коллекция была
    передана в Париж. 
  • В 1928 году был заложен первый
    камень в музее Гиме. 
  • В 1945
    году была добавлена азиатская коллекция из Лувра.

Многие пожертвования привели к тому, что Гиме быстро стал крупнейшим музеем азиатского искусства за пределами Азии. Этому способствовала и мировая выставка 1937 года. Для этого события Музей Трокадеро должен был быть снесен, а экспонаты перенесены в Музей восточного искусства.

Слон, ваза
и ширма португальца

25 000 экспонатов ожидают поклонников Азии и
любителей искусства. Одним из основных экземпляров является коллекция
кхмерских статуй, которая иллюстрирует развитие камбоджийской культуры с 6-го
века до периода Анкора в 13-м веке.

Можно увидеть вазу с китайскими слонами 10-го
века до нашей эры, а также коллекцию керамики эпох Tang и Song. Кроме этого, на
выставке представлены изделия из белого фарфора и зелёная, чёрная и
розовая серии East India Company. Данная керамическая коллекция имеет ценность,
которая больше не может быть оценена по современным стандартам.

Гротескные танцевальные маски входят в число
интересных произведений искусства из Японии. Он описывает историческое событие,
когда иезуиты встретили португальский корабль в Японии.

Нюансы
азиатской культуры

Музей был расширен в 1991 году территорией Буддийского
Пантеона, который находится совсем рядом. 250 работ из Японии, которые
Гиме привез из своих путешествий, выставлены здесь наряду со многими китайскими
предметами. Они показывают развитие буддизма.

Выставки организованы таким образом, чтобы
европейский посетитель получил представление о различных нюансах азиатской
культуры. После посещения галереи каждый может по-настоящему отдохнуть в
небольшом японском саду рядом с музеем.

Экспонаты Лувра

Ныне музей Лувр, а ранее дворец французских королей, не растерял своей роскоши со сменой статуса, и даже установленная в центре площади возле него стеклянная пирамида ничуть не убавила исторического очарования.

Оставаясь самым посещаемым и неподражаемым, он демонстрирует посетителям собранные на протяжении многих десятилетий коллекции картин и набросков, гравюр, бронзовых предметов, скульптур и гобеленов, керамики и фарфора, прекрасных драгоценностей и изделий из слоновой кости. В его запасниках более 300 000 удивительных экспонатов, но только небольшая часть (35 000) одновременно наполняет залы Лувра.

В собраниях представлены артефакты древних цивилизаций, всех периодов средневековья, а также жемчужины первой половины XIX века. Тут во всей красе преподносят себя древний Восток, Греция, Рим и Этрурия, скульптурные композиции и знаменитые статуи, искусство Ислама, графическое и изобразительное искусство и разрозненные предметы, представляющие интерес.

Экспонаты Лувра

Каждой теме посвящены свои залы, а особое внимание уделено культуре Египта, чьи свидетельства прошлого разместились в 20-и комнатах. Некогда эта большая коллекция принадлежала Франсуа-Жану Шампольону, сумевшему расшифровать египетские иероглифы

Отдел, посвященной этой теме, был основан королем Карлом Х весной 1826 г. Сегодня столь обширный паноптикум поделен на 3 составляющие: римский и коптский Египет; хронологическое экспозиционирование; тематическое экспозиционирование. Не меньшим интересом пользуются экспозиции, посвященные Греции, Риму и Этрурии.

Венера Милосская в Лувре

Из глубины веков на вас томно взирает Венера Милосская и о чем-то задумался Ганимед, расправила крылья величественная даже без головы и рук Ника Самофракийская, в непринужденной позе замерли Адонис и Аполлон, приветствует размашистым жестом Александр Великий и Афина из Веллетри.

Ника Самофракийская (Лувр)

В коллекции изваяний музей первоначально отдавал предпочтение античным статуям (за исключением творений Микеланджело), но в середине XIX века было решено основать 5 новых зон для выставки средневековых скульптур эпохи Возрождения, созданных до XVIII столетия. Чуть позже (в 1850 г.) сборник статуй разбавил средневековых период.

Среди предметов искусств и сейчас достаточно много уникальных артефактов, но этот паноптикум продолжает расширяться, включает новые статуэтки, гобелены, предметы мебели, фантастической красоты драгоценности от средневековья до XIX столетия.

Музей романтической жизни

В этом небольшом особняке в 19 веке регулярно проводились пятничные вечерние салоны художника Ари Шеффера, на которых встречались аристократы, члены королевской семьи и деятели искусства. Завсегдатаями вечеров были Шопен и Жорж Санд, Эжен Делакруа и Огюст Энгр, Россини и Лист, а также многие другие.

Кроме изящной обстановки музей предлагает своим посетителям предметы, принадлежавшие хозяевам и гостям салонов. Вы сможете представить, как проходили вечеринки в 19 веке и что будоражило романтическое воображение их участников.

Адрес: 16 Rue Chaptal, 9 округ

Часы работы: с 10:00 до 18:00, понедельник – выходной

Стоимость билета: бесплатно

Эдгар Дега

Репетиция балета на сцене (1874 г.)

Репетиция балета на сцене (1874 г.)

Хотя картина многих сразу привела в восторг, ее долго и упорно воспринимали только как рисунок. В отличие от поздних красочных работ Дега, тут он отдал предпочтение монохромному молочному тону, точно передающему все нюансы освещения, при котором белые пачки выделяются особенно сильно.

Класс балета (1871 – 1874 г.г.)

Класс балета (1871 – 1874 г.г.)

Еще одна картина мастера из-за кулис балетной труппы.

Дега любил наблюдать за репетицией, точно подмечая все нюансы, позы и мимику танцовщиц, отчего его детища всегда получались живыми.

В данном случае видно, что урок подошел к концу, и ученицы вымотаны.

Пока учитель делает последние комментарии, кто-то принял расслабленную позу, кто-то поправляет одежду и волосы, а кто-то закрепляет урок поставленным движением.

Музей Пикассо

Старинный красивый особняк XVII века стал центром творчества великого живописца Пабло Пикассо, чьи произведения, давшие начало новому направлению в искусстве, до сих пор вызывают массу пересуд. Музей ежегодно посещают тысячи туристов, желая воочию увидеть интригующие полотна. Сколько восторженных взглядов собрали они, заставив весь мир восхищаться неподражаемой манерой его письма.

Коллекция музея включает более 5000 произведений. Обязательно стоит увидеть гравюры, наброски, иллюстрации к книгам. Интересные экспозиции керамики и трехмерных макетов выставлены для обозрения. Здесь собраны не только его работы, а также архивные документы, открывающие нам полную картину жизни великого человека, посвятившего себя искусству.

Благодаря стараниям частных коллекций и почитателей таланта Пикассо, фонд музея постоянно пополняется, его экспозиции обновляются, предоставляя возможность всем наслаждаться безмерным талантом гения.

Практическая информация для туристов

  1. Официальный язык — французский.
  2. Денежная единица — евро.
  3. Для посещения столицы Франции нужна шенгенская виза.
  4. Чаевые в заведениях питания включены в стоимость. Если понравилась обслуживание и еда можно сверху оставить пару евро или округлить сумму в большую сторону. Таксистам принято давать чаевые в 5-10 % от суммы, обслуживающему персоналу отелей — 1-2 евро.
  5. В Париже нет проблем с безналичной оплатой. Банковские карты Visa/MasterCard принимают почти везде. За снятие наличных может взиматься комиссия.
  6. Туалеты. В центре Парижа действуют бесплатные общественные туалеты, обозначенные знаками «toiletes» или «WC». Также можно сходить в туалет в кафе и барах, купив там что-нибудь типа чая или кофе. Для детей могут сделать исключение, но лучше сначала спросить у персонала.
  7. В Париже можно пить водопроводную воду, хотя многие парижане и туристы покупают бутилированную воду.
  8. Париж — город в целом безопасный. В основном стоит опасаться карманных краж. Будьте бдительны, не оставляйте свои вещи без присмотра, не ведитесь на всякие отвлекающие уловки незнакомцев (что-то подписать, помочь что-то найти и т.п.). Не рекомендуется посещать районы, где живут выходцы из африканских стран и мигранты.
  9. Бронирование отелей нужно осуществлять заранее. Также лучше заранее купить билеты онлайн на популярные достопримечательности или экскурсии.
  10. При себе всегда должны быть документы, удостоверяющие личность (загранпаспорт с визой). Запрещается оставлять свой багаж и вещи без присмотра.

Музеи Парижа

Париж полон музеями, как древняя шкатулка драгоценностями. Я выбрал 4 музея, которые особенно заслуживают внимания.

Дом Инвалидов и могила Наполеона

Крипта с саркофагом Наполеона в Доме Инвалидов / фото Сергея Махлова

Дом инвалидов — первая на территории Европы богадельня, приют для ветеранов и инвалидов войны.

Большущий комплекс, возникший по приказу Людовика XIV, построили достаточно быстро — с 1671 по 1677 год. Церковь при Доме инвалидов строили гораздо дольше — почти 30 лет.

Уже в 1710 г. в Доме проживало около 1500 ветеранов. Жизнь их была подчинена церковному и военному регламентам. Они работали в сапожных, гобеленных мастерских и в цехах по раскрашиванию гравюр.

В церкви Дома инвалидов Наполеон вручал первые ордена Почетного легиона.

Со временем Дом инвалидов стал выполнять функции музея. Из Лувра сюда перенесли макеты городов и крепостей, позже открыли музеи оружия и истории армии, которые впоследствии объединились в Музей армии.

Парижский Дом инвалидов — прекрасный архитектурный памятник. Просторная площадь — эспланада Инвалидов — засажена рядами деревьев и открывает фасад с высоким куполом и колоннами.

Дом инвалидов и сегодня выполняет функции дома призрения: здесь проживают 150 ветеранов боевых действий.

Гостям Парижа интересны музеи Дома инвалидов и некрополь. Прежде всего — могила Наполеона.

Крипта с саркофагом Наполеона находится под куполом собора Дома инвалидов. В некрополе захоронены другие французские военачальники и сын Наполеона.

Кстати, саркофаг наполеона изготовлен из шокшинского кварцита, добытого в Карелии в окрестностях Онежского озера.

Музеи Дома инвалидов:

  • Музей планов и рельефов,
  • Музей армии,
  • Музей ордена Освобождения,
  • Музей современной истории.

Музей Орсе

Музей Орсе занимает здание бывшего железнодорожного вокзала

Это третий по популярности музей в Париже. В его залах представлены произведения европейского искусства, созданные в период между 1850 и 1910 гг.

Музей Орсе — нечто вроде связующего звена между музеями Лувра и экспозициями современного искусства в Центре Помпиду.

Если вы ценитель живописи импрессионистов и искусства в стиле ар-нуво, то вам сюда. Если вам интересна история фотографии и кино, вам тоже сюда.

Основная экспозиция музея Орсе меняется каждые 2-3 года. Кроме того, в музее проводится большое количество временных выставок, проходят спектакли и концерты. Каждый год музей принимает в своих стенах фестиваль, посвященный кино.

Центр Жоржа Помпиду

Внешний вид Центра Помпиду

Центр Помпиду — это огромный культурный центр, созданный для поддержки и изучения современного искусства во всех его видах и направлениях.

Идея создания центра пришла в голову президента Франции Ж. Помпиду в 1977 г. Объявили конкурс на лучший проект здания для Центра, который выиграла команда архитекторов — англичанина Р. Роджерса и двух итальянцев — Р. Пьяно и Д. Франчини.

Их проект представил здание Центра, как огромный стеклянный параллелепипед, все коммуникации и технические конструкции которого выведены из здания наружу. Сделано это для освобождения внутри большего пространства для экспозиций и выставок.

Каждая коммуникация имеет свой цвет: арматурные соединения белые, электропроводка — желтая, водопровод — зеленого цвета, лифтовое хозяйство и эскалаторы окрашены красным.

В Центр Помпиду входят: Музей современного искусства, библиотека, Институт исследования и координации акустики и музыки, кинозалы, концертные и выставочные площадки.

Галерея Лафайет

Галери Лафайет

Галерею Лафайет нельзя отнести к музеям. Это торговый центр.

Но не всякий торговый центр становится достопримечательностью столицы государства, к тому же, исторической достопримечательностью. В последнее десятилетие XIX в. братья Кан открыли в Париже галантерейный бутик, который за несколько лет вырос в большой универсальный магазин, а потом и в торговый центр, разместившийся в роскошном здании в центре Парижа.

Нынешняя Галерея Лафайет — это целая сеть торговых центров по всему миру.

Парижская же Галерея — ваша возможность попасть в сказку.

Вы отыщете здесь товар на любой вкус, ваши самые тайные желания будут угаданы. Галерея способна удовлетворить запросы любого клиента: здесь имеются кафе и рестораны от «Макдональдса» до самой изысканной кухни.

Особенной сказочности атмосфера в Галерее Лафайет достигает в начале декабря, в самый разгар подготовки к Рождеству, когда в главном зале устанавливают огромную наряженную ель.

Фрески галереи Итинеранс (Itinerrance) в 13 районе

Фото: itinerrance.fr

Галерея Итинеранс — одна из главных галерей стрит-арта Парижа. С 2004 года она популяризирует стрит-арт, поддерживает молодых художников и сотрудничает с лучшими уличными художниками со всего мира, которых приглашают украсить фресками огромные площади в разных местах Парижа. Самый известный проект галереи — Street Art 13, в ходе которого в 2009 году галерея пригласила 25 художников из 13 стран украсить торцы многоэтажных домов в 13 районе огромными муралами. Среди участвовавших в проекте художников числятся Conor Harrington, D* Face и Shepard Fairey. В итоге получилось 32 работы, которые арт-критики не раз называли «музеем граффити под открытым небом» и одними из лучших граффити Франции.

Большинство фресок находятся рядом со станцией метро Nationale, на бульваре Vincent Auriol. Адреса всех 32 работ, фотографии и план есть на сайте галереи.

Гюстав Моро

Орфей (1865 г.)

Gustave Moreau

Картина пронизана мистикой, таинственностью и печалью. Это история из греческой мифологии об Орфее, который был настолько искусным поэтом и музыкантом, что мог очаровывать даже диких зверей. Однако его обаяние не подействовало на менад, и после смерти Эвридики они разорвали его на части за то, что он их отверг.

На картине Моро девушка лелеет голову поэта, уложив ее на лиру из черепахового панциря. Это согласуется с мифом о том, что первая лира была сделана именно и этого материала.

Сцена и сам фон природы преисполнен спокойствием и достоин самого Леонардо Да Винчи.

Галатея (1880 г.)

Галатея (1880 г.)

Еще одно полотно Гюстава Моро на мифологическую тему. На этот раз в основе лежит поэма Овидия «Метаморфозы» (12 басня) о любовном треугольнике – в то время как Галатея влюблена в пастыря Ациса, по ней беззаветно вздыхает циклоп Полифем, раздираемый ревностью.

Автор противопоставляет любовь и презрение, красоту и уродство, борьбу тени и света, добра и зла. Однако Полифен Гюстава больше напоминает меланхолическое существо, нежили злобного людоеда.

Музей д’Орсэ (Musée d’Orsay)

Музей Орсе в Париже славится крупнейшей коллекцией импрессионистской живописи, полотен постимпрессионистов, богатой экспозицией предметов быта и элементов декора в стиле ар-нуво. Также здесь есть интересное собрание скульптур (в том числе Родена и Карпо), графики и фотографий, относящихся к 1848-1915 гг.

Музей Орсэ разместился в здании бывшего железнодорожного вокзала, возведённого в самом центре Парижа к открытию Всемирной выставки 1900 года. Третий по посещаемости музей столицы Франции привлекает туристов возможностью увидеть творения Винсента Ван Гога, Клода Моне, Поля Гогена, Альфреда Сислея, Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Поля Сезанна.

Адрес:  1 rue de la Légion d’Honneur

Режим работы:  вт.-вс. 9.30 – 18.00, пн. выходной.

Стоимость билета: полный €12, льготный €9. До 18 лет – бесплатно. В первое воскресенье каждого месяца посещение бесплатно для всех.

Музей Орсэ является последним пунктом нашей аудиоэкскурсии «Парадный Париж» – в ней мы рассказываем много интересного и об истории и особенностях этого музея, и о многих других достопримечательностях, в том числе Эйфелевой башне, Марсовом поле, площади Трокадеро и др.

Высокая мода в Париже

Высокая мода в Париже наилучшим образом бывает представлена на показах в январе и июле, приглашения на которые получает элита мировых журналов мод, а также примерно две тысячи клиентов, которые готовы заплатить от 10 до 100 тысяч евро за платье.

Папарацци со всего света осаждают лучшие парижские отели и рестораны ради снимков знаменитостей, облаченных в одежду известных марок, а страницы газет и журналов всего мира посвящены новостям с шикарных подиумов. Одежда «от кутюр» по-прежнему определяет основные тенденции в мире моды.

Правда же состоит в том, что подиумы собирают клиентуру для продвижения в массовое производство предметов роскоши – от линий готовой одежды до сумок и косметики. Великий парижский модельер Ив Сен-Лоран при своем уходе в 2002 году заявил, что он разочарован реалиями большого бизнеса и утратой понимания между клиентом и кутюрье.

Но времена меняются. Молодой преемник Сен-Лорана Том Форд в 2004 году прекратил свои отношения с домом Гуччи, и тогда же самый большой интеллектуал из модельеров Карл Лагерфельд согласился создать небольшую коллекцию для недорогого подвального магазина Н&М. В том же году Унгаро и Версаче покинули свои шоу в середине года.

Сообщили, что Ив Сен-Лоран утратил иллюзии из-за театрализованных показов молодого поколения, а также из-за корпоративного быта. Конечно, парижские тенденции последних нескольких лет склонялись к роскошным шоу, которые порой ставились в нетрадиционных местах, вроде стадионов и даже вокзалов, либо на специально предназначенных площадках под перевернутой пирамидой Лувра (прославленной в «Коде да Винчи»).

«Возмутители спокойствия» Джон Гальяно и А. Маккуин стали известны своими экстравагантными выходками: в 2002 году. Маккуин избрал в качестве фона для своего шоу средневековую тюрьму Консьержери, причем одетых в кожу моделей на подиуме сопровождали волкодавы.

Сколь бы ни были театрализованы эти показы и что бы ни думали кутюрье о зияющем разрыве между подиумом и жизнью, парижские показы совершенно подавляют другие мировые события в сфере моды. Миланские показы приобрели слишком коммерческий характер, нью-йоркские дефиле в последнее время поблекли, лондонские дизайнеры едва находят средства на оплату работы моделей (на это уходит 40% намеченного бюджета).

В Лондоне могли бы работать такие основоположники моды завтрашнего дня, как Гальяно, Маккуин, Стелла Маккартни, Ф. Фило, Ж. Макдональд, но стремятся они по-прежнему в Париж.

Больше фотографий магазинов дизайна и художественных салонов Парижа тут: Фотогалерея

История Орсе

Помимо привлекательного внешнего оформления пассажирам были доступны современные по тем временам новинки: пандусы, подъемники для пассажиров и багажа. Однако оставаться продвинутой гавани суждено было недолго, поскольку длина составов увеличивалась, и короткие промежутки станций стали для них слишком неудобными.

История Орсе

С 1939 г. пристань уже обслуживает только поезда пригорода, а в 1945 г. становится отправным пунктом для депортаций и отправки военнопленных. В 1958 г. состоялось еще одно значимое для истории событие – в привокзальном отеле на пресс-конференции Шарль де Голль объявляет о своем возвращении в большую политику.

Перестав функционировать, здание постепенно приходит в упадок, но, как оказалось, в обветшалом виде стало привлекать людей искусства. В 1962 г. режиссер и сценарист Орсон Уэллс облюбовал его для съемок фильма по роману Кафки «Процесс». А чтобы придать строению еще большей депрессивности с налетом клаустрофобии, узкие коридоры наполнились чередой кабинетов. Еще тут временно находит приют аукционный дом Drouot-Rive Gauche и шапито театр-компании Рено-Барро.

Но пустующая каменная громада начинает вызывать все больше вопросов. Занимая немалое пространство, она перестала нести полезную для города функцию, и все чаще возникают предложения о ее сносе, дабы поместить на этом месте администрацию авиакомпаний Эир Франс, депозитные кассы или большой отель.

Однако, уже имея разрешение на снос старого вокзала, в 1971 г. город ждет сюрприз от министра, отвечающего за обустройство столицы в виде запрета на новые проекты. Объяснялся отказ просто – планы предложенных застроек не вписываются в городской рельеф. Внес свою лепту и шок от недавней ликвидации парижского рынка Ле-Аль и своеобразная реакция на возведение вокзала Монпарнас.

Начиная с 1973 г., были не только заморожены все предложения по замене Орсе, но его внесли в список потенциальных исторических памятников. Окончательно вопрос с переустройством решился в 1978 г., и началось преобразования из железнодорожной станции в музей Орсе в Париже.

Сокровищница мирового значения

С первых же дней существования музей Орсе стал сокровищницей искусства мирового значения. Во многом этому поспособствовало его расположение в самом центре Парижа (VII столичный округ), да еще и на небольшом расстоянии от Лувра. Достаточно пройти по мосту на противоположный берег Сены, спуститься по набережной реки вниз по течению и дойти до сада Тюильри. Напротив него и находится этот музей изобразительных и прикладных искусств. Однако главное его достоинство, конечно же, заключается в его экспонатах. Здесь собрана одна из крупнейших в мире коллекций европейской живописи, а также скульптуры. Правда, она охватывает не самый большой по историческим меркам период (1850-1914 годы). Зато является бесценной, ведь здесь размещены экспонаты из многих известных музеев, того же Лувра. Учитывая гигантские масштабы здания и многообразие экспонатов самой различной направленности, Орсе способен удовлетворить эстетические вкусы самых даже взыскательных ценителей искусства.

Постоянная экспозиция охватывает целых три этажа. На цокольном этаже находятся центральная галерея (здесь можно увидеть скульптуру 1840-1875 годов) и примыкающие к ней боковые залы с образцами картин художников, являющихся предшественниками или современниками импрессионистов. На так называемом промежуточном этаже выставлены скульптурные работы, относящиеся ко второй половине XIX века, а также картины натуралистов и символистов и образцы декоративного искусства того периода. И, наконец, на самом верхнем этаже собраны работы ярчайших представителей импрессионизма и постимпрессионизма.

С середины позапрошлого столетия и до первой мировой войны Франция стала музой для выдающихся мастеров, работавших в разных жанрах и направлениях. Здесь творили Руссо и Гоген, Милле и Сезанн, Дега и Ренуар, Синьяк и Тулуз-Лотрек. Последний известен своими работами, изображающими жизнь знаменитого кабаре «Мулен Руж». В коллекции немало произведений декоративного искусства (стиль ар-нуво), предметов архитектуры, фотографий тех лет. Но настоящая гордость музея заключается в картинах художников-импрессионистов и постимпрессионистов, составляющих основу его коллекции.

Публика поначалу не воспринимала их работы, равно как и оба эти направления в живописи. Оно и понятно, ведь она была воспитана на классике изобразительного искусства, а тут перед глазами предстают полотна с «непонятно чем» – размытыми очертаниями изображенных объектов, какими-то цветовыми пятнами. Было от чего прийти в недоумение. Непонимание проявляли и критики. Но названные выше художники, невзирая на молву, продолжали работать и открывали одну выставку за другой. И публика не устояла перед мастерством художников, выступавших за обновленный подход к изобразительному искусству и отказ в живописи от фотографически точных рисунков (в этом и заключается смысл импрессионизма и постимпрессионизма).

Среди выставленных в Орсе картин можно увидеть «Женщину с кофейником» (автор П. Сезанн), «Наводнение в Пор-Марли» (А. Сислей), «Бал в Мулен де ла Галетт» (О. Ренуар), «Собор в Руане» и «Завтрак на траве» (Э. Мане). В Орсе также демонстрируются работы Жана Беро и Пьера Боннара, Винсента Ван Гога и Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле и Камиля Коро, Люсьена Леви-Дюрмэ и Жоржа Сёра, Эдварда Мунка, Доминика Энгра и Теодора Шассерио.

Кроме живописи и скульптуры в музее Орсе представлены и другие творческие направления – архитектура, музыка, фотография, опера, кино и даже мебельное искусство. Чтобы посетителям было удобнее ориентироваться, все это многообразие располагается в хронологическом порядке. Музейные критики и просто ценители искусства едины во мнении, что Орсе в своем роде уникален, поскольку охватывает исторический период, не представленный в Лувре и Центре Жоржа Помпиду. Тем самым устраняется разрыв в хронологической цепочке между двумя названными музеями.

Музей рельефных планов (Musée des Plans-Reliefs)

Необычная экспозиция, появившаяся благодаря старой французской традиции создавать объёмные карты (рельефные планы) замков, бастионов, пограничных территорий. Первые подобные артефакты относятся ко времени Людовика XIV. Со временем они реставрировались, чтобы соответствовать фактам. Посетители смогут не только рассмотреть в деталях сохранившиеся макеты, но и узнать секреты их создания. Коллекция экспонируется в Доме Инвалидов, возведенном в Париже для проживания ветеранов войн, а ныне – архитектурном памятнике, включающем несколько музеев и пантеон знаменитых французских полководцев.

Орсэ

Музей изобразительного искусства Орсэ в Париже, будет первым в маршрутном списке, любителей импрессионизма, а также поклонников художественных работ в жанре неоклассицизма и нового искусства.

Более 4-х тысяч произведений, разместили на разных уровнях здания. Здесь собраны полотна выдающихся художников Мане, Ренуара, Ван Гога, потрясающие картины Гогена, Руссо, получившие мировое признание, и по сей день являются источником вдохновения.

Прекрасная коллекция скульптур и шедевры прикладного искусства, работы Родена и Кордье, восхищают своим изяществом и красотой, передают необычайную атмосферу реалистичности.

Не только своей живописью известен музей Орсэ, его знаменитые коллекции разместились в здании когда-то существовавшего железнодорожного вокзала. Так что интерьер здесь довольно необычный, возведенный в стиле классицизма из стекла и стали, он представляет немалый интерес, сочетая в себе тесное переплетение истории и современности.

Кроме выставочных залов, музей имеет обширную инфраструктуру, которую создали для максимального удобства: лифты, пандусы, скамейки, коляски для детей. После длительной прогулки, стоит посетить уютное кафе на верхнем уровне, с восхитительным видом на Монмартр.

Историческая справка

Место, где в наши дни располагается музей Орсе, имеет историю куда более длинную, чем официальная история этого музейного учреждения. Еще в начале 17 века здесь были королевские сады поместья Маргариты де Валуа, жены Генриха IV, а спустя век, когда на левом берегу Сены появилось множество аристократических особняков, была построена пристань и набережная. Впоследствии набережная получила имя в честь парижского прево Шарля Буше д’Орсе, при котором и происходило ее строительство. В 19 веке на набережной возникло величественное здание дворца Орсе, который был домом сразу для двух важных государственных учреждений: Счетной палаты и Государственного совета. В мае 1871 года в ходе подавления Парижской коммуны дворец, как и многие другие общественные здания этого района, очень сильно пострадал от пожара.

Почти три десятка лет полуразрушенное здание являло собою мрачное напоминание о последних днях власти коммунаров, но в конце 19 века участок земли вместе с бывшим дворцом был выкуплен одной из частных железнодорожных компаний, выполнявшей перевозки между Парижем и Орлеаном. В этот период в Париже, который готовился к принятию Всемирной выставки 1900 года, осуществлялось строительство многих грандиозных сооружений: Эйфелевой башни, первой линии парижского метрополитена, Лионского вокзала, арочного моста Александра III через Сену и др. Вокзал Орсе, который железнодорожная компания решила построить на месте бывшего дворца Орсе, должен был занять достойное место в вышеупомянутом списке парижских новинок. Строительные работы, которые начались в 1898 году, продолжались днем и ночью, чтобы успеть принять пассажиров к началу выставки.

14 июля 1900 года состоялось торжественное открытие вокзала, который вызвал массу восторженных отзывов и был назван современниками «настоящим дворцом изящных искусств». Вокзал Орсе и привокзальный отель класса люкс были весьма популярны у путешественников и иностранных делегаций, прибывавших в Париж на Всемирную выставку. Перроны находились под сводчатым ажурным куполом из стекла и стали, поскольку железнодорожная компания использовала на этой магистрали новинку – поезда с электротягой, что избавляло пассажиров от гари, копоти и пара, которые царили на обычных вокзалах. Впрочем, из-за быстрых темпов развития железнодорожного транспорта, уже к концу 1930-х годов перроны вокзала Орсе оказались слишком короткими для обслуживания магистральных поездов, и с вокзала стали отправляться только небольшие пригородные поезда.

После Второй мировой войны по своему прямому назначению использовалась лишь небольшая часть перронов, в то время как сам вокзал и здание отеля часто выполняли не совсем привычные для себя функции. Так, колоритные помещения вокзала в 1962 году стали декорациями к фильму «Процесс» по роману Кафки, а в 1972 году в здании вокзала открылась сцена театральной компании Рено-Барро. Несколько раз вокзал Орсе оказывался на грани уничтожения, когда в правительство Франции поступали предложения о сносе полупустого здания в центре столицы, чтобы освободить место для современного отеля или какого-нибудь административного строения. К счастью, этим планам не суждено было сбыться, и старинный вокзал в 1980-х был благополучно превращен в музей. Датой основания музея Орсе считается 20 октября 1977 года, когда был издан приказ министерства культуры о преобразовании в музейное учреждение здания бывшего парижского вокзала.

Такой приказ был принят неспроста: во-первых, он защищал от сноса исторически важное здание, а во-вторых, позволял решить проблему размещения части национальной художественной коллекции. Богатое собрание работ импрессионистов и постимпрессионистов по хронологическим рамкам создания (вт

половина 19 в. — начало 20 в.) не подходило ни Лувру, ни Национальному музею современного искусства в центре Жоржа Помпиду, поэтому Парижу давно требовалась новая галерея для экспозиции этой коллекции. На реконструкцию здания вокзала и обустройство выставочных пространств в его помещениях потребовалось несколько лет, по истечению которых, в декабре 1986 года музей Орсе принял первых посетителей.

Винсент Ван Гог

Крестьянка возле очага (1885 г.)

Крестьянка возле очага

Одна из редких ранних работ мастера в так называемый его «крестьянский» период, когда он использовал в основном темные тона, подчеркивая тяготы жизни простого народа.

Императорский фритрилляр в медной вазе (1887 г.)

Императорский фритрилляр в медной вазе

Создавая этот букет, Винсент думал о Агостине Сигатори – владелице кафе «Тамбурин» на бульваре Клиши, которой в то время был увлечен.

Он дарил ей нарисованные цветы вместо живых, поскольку они никогда не увянут.

Художник Эмиль Бернар по этому поводу однажды пошутил, что так «Тамбурин» вскоре превратится в искусственный сад.

Звездная ночь (1888 г.)

Звездная ночь (1888 г.)

Картина появилась в начале пребывания Ван Гога в клинике в Арле. Ему давно хотелось написать звездную ночь, преисполненную ярких красок. В одном из писем он писал: «Часто мне кажется, ночь еще более насыщенно окрашена, чем день».

Несмотря на использование художником темных оттенком синего, звезды на таком фоне выглядят сверкающими драгоценностями, а влюбленная пара привносит в атмосферу ощущение умиротворения.

Спальня Ван Гога в Арле (1889 г.)

Спальня Ван Гога в Арле

Одна из трех практически идентичных картин, изображающих реальную обстановку интерьера художника, когда он проходил лечение в клинике города Арле. Особенность в том, что на стенах нарисованных апартаментов мастер изобразил другие свои полотна.

В письме к брату Тео, Ван Гог писал, что хотел передать тот покой, в котором давно нуждается.

Автопортрет (1889 г.)

Автопортрет Ван Гог

За 10 лет живописец создал более сорока автопортретов. Так он экономил на натурщиках и наблюдал за переменами своего внутреннего «Я», которое недоступно никакому фотографу. Можно сказать, это своего рода откровение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector