Машиностроение — общая характеристика, структура и особенности развития
Содержание:
- Проблемы отрасли
- Определение отрасли, ее значение
- Автомобилестроение мира
- Сельскохозяйственное машиностроение мира.
- Отраслевой состав машиностроения
- Мировое машиностроение в конце 90-х годов
- Состояние современного машиностроения России
- Объединённая судостроительная корпорация
- Развитие машиностроения России по отраслям
- Транспорт на любой вкус
- Общее машиностроениеМатериалы студентам и ученикам / География отраслей машиностроительного комплекса РФ / Общее машиностроениеСтраница 1
Проблемы отрасли
Среди трудностей можно выделить следующие:
- Общий спад агропромышленного комплекса привел к низкой платежеспособности большей части российских сельхозпроизводителей, что в свою очередь породило существенное снижение спроса на сельхозтехнику в целом, не только российского производства. Новое оборудование могут себе позволить только крупные предприятия, мелкие фермеры предпочитают покупать бывшее в употреблении, причем чаще всего зарубежного производства. Этим и объясняется загрузка производственных мощностей машиностроительных предприятий на уровне 30-35%, не более.
- Непродуманная политика государства в отношении модернизации и дальнейшего развития российского сельхозмашиностроения.
- Тяжелое налоговое бремя, высокие цены на энергоносители, существенные транспортные расходы. Впрочем, это проблема для всех видов производства, не только для сельхозмашиностроения.
- Отсутствие должной поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства.
- Устаревшие конструкторские решения и технологическая отсталость определяют низкую конкурентоспособность отечественных сельхозмашин. Уровень отставания в технологическом плане составляет порядка 20, а по оценкам некоторых специалистов и 30 лет. Этому способствовал процесс приватизации тракторных и комбайновых заводов и ликвидация крупных научно-исследовательских институтов сельхозмашиностроения, таких как НАТИ, ВИСХОМ, ГСКБ, НИИ Тракторсельхозмаш, ВНИИКОМЖ.
Определение отрасли, ее значение
Машиностроение
– наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического
прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли
машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает
также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно
характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.
К перечисленным
подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию –
производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных
предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству
литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.
В указанной
структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие
важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная
и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная,
подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей
народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное,
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей
промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и
горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство
технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для
непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых
приборов и машин, военная техника и др.).
Кроме
отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического
процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.
По
металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее
и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением
металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает
производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения
характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость.
В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности.
Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных
закономерностей в географии не имеют.
В
машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие
отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей
машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая
промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника,
паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных
отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям,
возникшим еще в XVIII
и первой половине XIX
вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей
экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.
Большое
значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.
Значение
машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача –
реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной
механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных
отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими
товарами.
Автомобилестроение мира
90% всех
выпускаемых в мире автомобилей – легковые.
Ежегодно в мире
выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями
легковых автомобилей в мире являются:
Япония (8,5
млн. шт.);
США (6,8 млн.
шт.)
Германия (4,4
млн. шт.)
В десятку
крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная
Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания.
Крупнейшими в
мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама
(Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж
(Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто
(Канада), Сан-Паулу (Бразилия).
Сельскохозяйственное машиностроение мира.
Сельскохозяйственное
машиностроение имеет потребительский фактор размещения и поэтому сосредоточено
в главных сельскохозяйственных регионах мира
Развитые страны, добившиеся
высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство
сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и
технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся
странам по абсолютным показателям производства. В настоящее время по
производству тракторов выделяются:
Япония (150
тыс. шт.)
Индия (100 тыс.
шт.)
США (около 100
тыс. шт.)
Лидирующее
положение Японии объясняется ее специализацией на производстве мини-тракторов,
а в остальных странах мира, как правило, производят средние и мощные тракторы.
Таблица 7
14. Группировка
стран по уровню развития машиностроения
Страны с высокоразвитым машиностроением | Страны со среднеразвитым машиностроением | Страны со слаборазвитым машиностроением | Страны, где машиностроение отсутствует | |
США | Бразилия | Монголия | Саудовская Аравия | |
Канада | Китай | Иран | Ливия | |
Германия | Австралия | Перу | Мадагаскар | |
Россия | Индия | Куба | Сомали | |
Франция | Аргентина | Албания | Исландия | |
Швеция | Мексика | Индонезия | Лаос | |
Италия | ЮАР | Алжир | Ботсвана | |
Япония | Корея | Египет | Конго | |
Великобритания | Испания | Чили | Панама | |
Швейцария | Португалия | Ирак | Коста-Рика | |
Австрия | Ирландия | Турция | Гаити | |
Голландия | Дания | Заир | Тунис | |
Бельгия | Норвегия | Нигерия | Судан | |
Польша | Финляндия | Вьетнам | Свазиленд | |
Румыния | Греция | Таиланд | Непал |
Отраслевой состав машиностроения
Машиностроение подразделяется на три группы:
1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.
Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:
- разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
- разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.
2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).
Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:
Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:
- ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
- в отрасли занято около 60 млн. человек;
- 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
- высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (Италия), Рено (Франция).
Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.
Отличительные черты:
- высокая наукоемкость;
- продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
- сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
- применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.
Судостроение.
- высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
- роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
- в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
- центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;
Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.
Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в Западной Европе, США, России, но увеличивается в Азии (КНР, Индия). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.
3. Электротехника, включая электронику.
- самая наукоемкая отрасль машиностроения;
- самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
- высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);
- быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
- внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).
Мировое машиностроение в конце 90-х годов
Машиностроение
занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу занятых,
так и по стоимости продукции.
Свыше 90% всей
машиностроительной продукции производят развитые страны.
В мире
сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай и
новые индустриальные страны Азии.
В странах
«Большой восьмерки» и в Китае развиты все виды машиностроения. Небольшие страны
Западной Европы специализируются на точном машиностроении, новые индустриальные
страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся
странах Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африки машиностроение
практически отсутствует.
Состояние современного машиностроения России
Вес машиностроительных отраслей в экономике России
Проблемы и перспективы развития машиностроения России определяют, что эта сфера промышленности относится к самым депрессивным. В 1999 году выпуск персональных компьютеров и легковых автомобилей сохранил свои прежние темпы или даже нарастил их. При этом изготовление других видов продукции машиностроения сократилось больше, чем в 2 раза. Например, производство комбайнов по уборке зерна снизилось в 25 раз.
В конце ХХ века увеличились темпы производства оборудования общественного потребления. В 1999 году стали наращиваться объемы выпуска телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. В данной отрасли присутствует дифференциация предприятий на основании их способности приспосабливаться к новым условиям. Например, в 1999 году производство телевизоров в Новосибирском регионе сократилось больше, чем в 7 раз. При этом выпуск той же продукции в целом по России вырос в 2,5 раза.
С 2000 года развитие машиностроения происходит более интенсивно. Оно имеет свои особенности:
- большие темпы наращивания производственной мощности наблюдались на территории Европейской части России;
- восточные регионы развивались не столь интенсивно;
- увеличение производства Центрального региона на 41% за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей;
- развитие предприятий Западной Сибири основано на внедрении государственной программы по выпуску нефтегазодобывающего оборудования;
- предприятия Восточной Сибири не столь развиты. Скачок производства только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.
Объединённая судостроительная корпорация
www.aoosk.ru
АО «ОСК» — государственный холдинг, основной задачей которого обозначено развитие и стимулирование кораблестроения. В состав сообщества входят разные машиностроительные и судоремонтные заводы, верфи, проектно-конструкторские бюро.
Специалисты и работники корпорации разрабатывают и строят корабли для военного флота, а также выполнения обязательств по экспортным заказам. Кроме того, покрывают потребность гражданских покупателей, институтов и портов в пассажирских, аварийно-спасательных, исследовательских, вспомогательных судах, ледоколах и установках для освоения континентального шельфа.
Развитие машиностроения России по отраслям
Тяжелое машиностроение
Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:
- металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
- горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
- подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
- тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
- трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
- атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
- электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
- станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.
Приборостроение
Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.
Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности
Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:
- текстильной;
- швейной;
- обувной;
- трикотажной;
- меховой;
- кожаной;
- производство химических волокон;
- пищевой.
Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.
Авиационная промышленность
Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.
Авиационная промышленность (общая характеристика)
Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.
Автомобильная промышленность
Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.
Сельскохозяйственная и тракторная промышленность
Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:
- Поволжском;
- Северо-Кавказском;
- Уральском;
- Центральном;
- Волго-Вятском;
- Западно-Сибирском.
Судостроительная отрасль
Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.
Транспорт на любой вкус
Российское автопроизводство – это не только АвтоВАЗ с его «Грантой» и «Вестой» и не только УАЗ с его «Буханкой». Уже более 90% новых автомобилей, которые продаются внутри России, внутри страны и произведены. Речь идет обо всех брендах и моделях – в России есть несколько мощных автозаводов, некоторые из которых были построены совсем недавно.
Только в Санкт-Петербурге есть 4 автомобильных завода (и еще 1 в области), они принадлежат Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors и Ford-Sollers. Всего же в России более 15 только крупных автомобильных заводов, на которых собирают практически все, на чем ездят россияне. Конечно, не все идет гладко – завод GM законсервирован, а Ford вообще официально ушел из России. Но, например, только в прошлом году в Тульской области был запущен завод китайского бренда Haval (Great Wall), в Калининграде собираются BMW, на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде – Volkswagen Jetta и Skoda Octavia, а в Москве – Renault Duster и Kaptur. Недалеко от Москвы построили завод Mercedes, где производят E-Class.
Haval F7 тульской сборки
Кстати, многие заводы давно освоили производство по полному циклу – это когда на заводе сваривают и красят кузова, или даже собирают двигатели.
Однако автомобилями дело не ограничивается, в России есть очень мощное железнодорожное производство. Например, в России производят магистральные и пассажирские локомотивы, электропоезда, вагоны, вспомогательные агрегаты.
Большая часть производства сосредоточена в нескольких компаниях:
- Трансмашхолдинг – производит магистральные грузовые электровозы (2ЭС5К, 2ЭС4К), пассажирские (двухсистемные ЭП20, работающие на переменном токе ЭП1М и на постоянном токе ЭП2К), магистральные тепловозы (2ТЭ25КМ) и пассажирские (ТЭП70БС), маневровые локомотивы (ТЭМ), электропоезда (ЭП2Д, ЭГ2ТВ – «Иволга»), рельсовые автобусы (РА-3), пассажирские вагоны всех классов, специальные вагоны и множество другой продукции;
- Синара – маневровые тепловозы (ТЭМ и ТГМ), грузовые электровозы постоянного и переменного тока (2ЭС10, 2ЭС7), электропоезда (ЭС2Г – «Ласточка»), разного рода путевую технику, автомотрисы, краны, другие специальные составы и дизельные двигатели;
- Уралвагонзавод – кроме собственно пассажирских и грузовых вагонов, производит отдельные элементы для них, а также широкий спектр военной техники.
То есть, железнодорожная техника в России практически вся российского производства (разве что кроме части составов «Сапсанов», которые были куплены у Siemens), и многое из этого идет на экспорт.
Пассажирский двухсистемный электровоз ЭП20
С авиастроением ситуация чуть хуже, единственный полностью завершенный коммерческий проект – это SSJ-100, на который из-за аварии и ряда нештатных ситуаций есть нарекания (хотя заказы на эту модель еще есть). Но у Объединенной авиастроительной корпорации есть проект и на ближайшее будущее – это среднемагистральный МС-21, который пока выглядит достаточно перспективно.
Кроме того, российские авиастроительные предприятия выпускают военную и специальную воздушную технику, и многое другое.
Не менее масштабным является судостроение – в портфеле Объединенной судостроительной корпорации есть разные проекты. Это и буксиры, и танкеры, и ледоколы, и даже плавучая атомная электростанция. С переходом к политике импортозамещения российские судостроители начали получать больше государственных заказов (по сути, на заказах они, в основном, и держатся).
Общее машиностроениеМатериалы студентам и ученикам / География отраслей машиностроительного комплекса РФ / Общее машиностроениеСтраница 1
Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения — одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие — от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 — 5 %.
Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:
— производство зерновых комбайнов — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
— производство картофелеуборочных машин — в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.
Среднее машиностроение
объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.
Автомобильная промышленность — ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.
Рисунок 2
В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей.
Страницы: 1