задания на проверку сформированности умений

Виды факторов размещения предприятий и их экономическая роль

Природно-ресурсный фактор диагностирует наличие сырья и его качество, условия добычи и залегания. Добывающая промышленность и материалоемкие производства напрямую зависят от него. Готовая продукция других предприятий может быть сырьем для предприятия совершенно другого направления. К примеру, сельское хозяйство является сырьевой базой для пищевой отрасли.

Энергетический фактор, как элемент природных ресурсов также играет важную роль. Без него невозможно развитие ни одной сферы деятельности человека.

Среди природных факторов важная роль принадлежит водным ресурсам. Все древние поселения селились рядом с источником питьевой водой. Вода применяется непосредственно в работе всех промышленностей. Это пищевое производство, электроэнергетика, металлургия и другие. Основная часть отечественной базы сырья практически исчерпана, поэтому большинство добывающих отраслей функционируют теперь на территории Дальнего Востока и Сибири.

Трудовые ресурсы определяют наличие производства, так как без рабочей силы они невозможны, и непосредственно влияют на качество выпускаемой продукции. Высокая квалификация работников несет за собой низкую себестоимость и хорошее качество продукта производства. Те предприятия, что требуют большого количества трудовых ресурсов, стоит размещать на территориях, густо заселенных людьми.

Географическое расположение промыслов определяют этнические особенности населения. Всем известно, что Оренбург славится платками, а Гжель изделиями из фарфора. Все эти особенности народа, его традиции и уставы также имеют влияние на структуру промышленности.

Существует также такой важный фактор как наличие и близость потребителя выпускаемого продукта. Он непосредственно влияет на определенную специализацию пищевой, легкой промышленности, сельскохозяйственной отрасли и машиностроения.

Главной особенностью транспортно-географического фактора есть наличие комфортных путей сообщения и уровень развития транспортной сети. С его помощью происходит распределение сырья, вывоз готовой выпущенной продукции, взаимодействие между разного рода предприятиями и территориями. Транспортно-географический фактор способствует международной коммуникации, стимуляции экономики и политической жизни регионов. Чем благоприятнее условия для погрузки-выгрузки сырья, тем лучше продвигается деятельность предприятия. Это особенно заметно на примере портовых городов.

Развитие наукоемкого современного производства напрямую зависит от научного фактора. Предприятия, что связанны с авиастроением, ракетостроением, нанотехнологиями, размещаются рядом с большими научными центрами.

Экологический фактор начал приниматься ко вниманию только в последнее время. Производство разнообразных отраслей загрязняет окружающую среду и выбрасывает огромное количество отходов в грунты, водные ресурсы и атмосферу. Для того чтоб свести это к минимуму, нужно составить защитную программу окружающей среды, где будут четко прописаны все правила и нормы. Утилизация отходов, сооружение очистных предприятий — помогут хотя бы немного изменить ситуацию. Также, стоит принять ко вниманию, что такие опасные производства не должны быть расположены рядом с населенными пунктами. К таким предприятиям можно отнести: АЭС, производства по переработке ядерного сырья и отходов, предприятия, что работают с химически вредными веществами.

Климатические условия и особенности геологического строения территории рассматривает географический фактор. Каждое производство имеет свои требования к размещению, большинство из них нельзя размещать в сейсмически активных районах. Строительство и расположение предприятий должно учитывать физико-географические процессы и особенности территории. Если принять к сведению Крайний Север, то на рабочую силу влияют тяжелые температурные условия и длительность светового дня. Сельскохозяйственная промышленность также зависима от географического фактора. Благодаря ему происходит распределение специализации отрасли и определяется уровень производительности предприятий, связанных с ней. Сельское хозяйство — одна из наиболее зависимых отраслей от агроклиматических особенностей территории.

На расположение производства также влияет политико-географическая ситуация. Дружеская атмосфера между странами-сотрудниками дает возможность непосредственно размещать, развивать хозяйственные объекты и интегрировать их процессы. Неблагоприятные политические конфликты и военные столкновения пагубно отражаются на развитии экономики страны, а временами и вовсе прекращают ее существование.

Доска объявлений машиностроительного оборудования, станков

Фото Тема объявления Компания / Город

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЛАМПЫ (ТРИОДЫ THALES) ДЛЯ СТАНКОВ
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

НОВА-ТЕХ, ООО Санкт-Петербург. 8 (812) 407-28-37; 8 (812) 407-28-38; 8 (812) 993-

ВЫСОКОТОЧНЫЕ ПОДШИПНИКОВЫЕ РЕДУКТОРЫ TwinSpin (SPINEA, Словакия)
Машиностроение, станкостроение / Редукторы

16.11.2018

НПК НОРДТЕХНО-СПБ, ООО Санкт-Петербург. +7 (812) 376-59-03, +7 (981) 860-00-30

Комплексные поставки электротехнической продукции РТЗО, КРУ2-10
Машиностроение, станкостроение / Электротехническая промышленность

24.09.2021

ЕССО-Технолоджи, ООО Чебоксары

Распродаются остатки металлообрабатывающего производства.
Машиностроение, станкостроение / Инструментальная промышленность

24.09.2021

Weiter-techno Челябинск

Станки сверлильные мод. 2Н125, 2С132
Машиностроение, станкостроение / Станкостроение

24.09.2021

ООО «КМЗ» п. Красногорский

Палубное оборудование
Машиностроение, станкостроение / Судостроение

24.09.2021

ГК Регион Пауэр Групп Москва

Штифты ГОСТ 19119-80 производство и поставка штифтов ВСЕХ ГОСТ!!
Машиностроение, станкостроение / Автомобильная промышленность

24.09.2021

Промсталькомплект, ООО Орёл

Контейнерная/мобильная насосная станция/установка
Машиностроение, станкостроение / Энергомашиностроение

24.09.2021

АСХ, ООО Барнаул

Нефтеперекачивающая станция, мобильная насосная установка
Машиностроение, станкостроение / Строительное и коммунальное машиностроение

24.09.2021

АТЭМХОЛДИНГ, ООО Барнаул

Инструмент и оснастка — 22 тн — 85 тыс шт — скидка 70 % — склад
Машиностроение, станкостроение / Инструментальная промышленность

24.09.2021

СПК Техника, OOO Кемерово

КУПЛЮ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛИ Р203,Р202, РХ 20,Р323,Р3 спрос
Машиностроение, станкостроение / Станкостроение

23.09.2021

Осипов, ИП Санкт-Петербург

Червячное колесо
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

Современная Механика, ООО Санкт-Петербург

Станки для каширования цилиндров и плит
Машиностроение, станкостроение / Станкостроение

23.09.2021

СибМегаМастер, ООО Новосибирск

санпропускник STB-HL-03 Step-Steel Bel
Машиностроение, станкостроение / Оборудование пищевой промышленности

23.09.2021

ЧТУП СТЭП-СТИЛ Бел Харьков

Термостойкие ( высокотемпературные ) шланги и рукава
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

Гумис-2000, ООО Москва

Редуктор шестерня изготовление по образцу, по чертежу.
Машиностроение, станкостроение / Редукторы

23.09.2021

ОптПром Брянск

Фильтр напорный IKRON HF760-20.106-AS-FG025-LC-B60-G-D-B-XA-H
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

Гидроэра, ООО Краснозаводск

плиты стендовые чугунные
Машиностроение, станкостроение / Прочее оборудование машиностроения

23.09.2021

ВелСтанкоПром, ООО Великие Луки

Шаровый кран для оборудования работающего под водой FITOK
Машиностроение, станкостроение / Нефтегазовое машиностроение

23.09.2021

НПО Гидросистемы, ООО Ижевск

АЗС контейнерная
Машиностроение, станкостроение / Нефтегазовое машиностроение

23.09.2021

Алтайспецизделия, ЗАО Барнаул

Все объявления из рубрики Машиностроение, станкостроение (22918)

Машиностроение, станкостроение — предложения и спрос на торговой площадке (доска объявлений)

Авиационная промышленность   

Автомобильная промышленность   

Железнодорожное машиностроение   

Инструментальная промышленность   

Лесопромышленное машиностроение   

Нефтегазовое машиностроение   

Оборудование легкой промышленности   

Оборудование пищевой промышленности   

Подъемно-транспортные машины   

Приборостроение   

Промышленность бытовых приборов и машин   

Прочее оборудование машиностроения   

Радиотехническая и электронная промышленность   

Редукторы   

Робототехника   

Сельскохозяйственное машиностроение   

Станкостроение   

Строительное и коммунальное машиностроение   

Судостроение   

Тракторостроение   

Химическое машиностроение   

Электротехническая промышленность   

Энергомашиностроение   

Машиностроение, станкостроение в регионах:

Крупные регионы:

Москва и Московская обл., 
Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 
Свердловская обл., 
Челябинская обл., 

Нижегородская обл., 
Новосибирская обл., 
Самарская обл., 
Краснодарский край, 
Республика Башкортостан, 

Ростовская обл., 
Пермский край, 
Республика Татарстан, 
Кемеровская обл., 
Красноярский край. 

Другие страны:
Украина, 
Казахстан, 
Белоруссия, 
Другие страны. 

Инвестиционная привлекательность машиностроения России

Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.

На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.

Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.

Развитие машиностроения России по отраслям

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.

Приборостроение

Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • текстильной;
  • швейной;
  • обувной;
  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.

Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Авиационная промышленность (общая характеристика)

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Сельскохозяйственная и тракторная промышленность

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

Список производителей тракторов на территории России

Тракторостроение, как самостоятельная отрасль машиностроения ведет свою историю с 1917 года. Первым производителем стал североамериканский . В СССР трактора стали выпускать спустя 6 лет. Первопроходцем в этой области стал .

В настоящее время тракторостроение в России переживает не самые лучшие времена. Российское тракторостроение не способно удовлетворить имеющийся спрос и поэтому эта спецтехника импортируется из Западной Европы, Китая, США и т. д. В то же время данная отрасль отечественного машиностроения угасла не совсем. Трактора в нашей стране еще выпускаются. Подтверждением этому являются производители тракторов в России, список которых приведен ниже.

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяется на три группы:

1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.

Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:

  • разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
  • разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.

2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).

Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:

Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:

  • ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
  • в отрасли занято около 60 млн. человек;
  • 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
  • высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (Италия), Рено (Франция).

Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.

Отличительные черты:

  • высокая наукоемкость;
  • продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
  • сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
  • применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.

Судостроение.

  • высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
  • роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
  • в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
  • центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;

Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.

Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в Западной Европе, США, России, но увеличивается в Азии (КНР, Индия). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.

3. Электротехника, включая электронику.

  • самая наукоемкая отрасль машиностроения;
  • самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
  • высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);
  • быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
  • внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).

Факторы размещения

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

  • наличие научных и исследовательских центров;
  • квалифицированная рабочая сила;
  • хорошо развитая инфраструктура;
  • потребительский рынок.

До недавнего времени практически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.

Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция. В этих государствах на высоком уровне развития находятся практически все отрасли машиностроения

Но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению

Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.

Рис. 3. Российская военная техника.

Что мы узнали?

При изучении темы «Машиностроение» по программе 9 класса географии мы узнали, что представляет собой машиностроение и какое место оно занимает в мировой промышленности. Мы выяснили характерные особенности данной отрасли, факторы ее размещения, основные направления.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Особенности среднего машиностроения

Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.

Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.

Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

Основные факторы

  1. Металлоемкое производство, которому требуются большие объемы металла.
  2. Наукоемкое и трудоемкое машиностроение, которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Примером решающей роли этих факторов в тяжелом машиностроении могут быть Рурский район в Германии, северо-восточные штаты США, Верхняя Силезия в Польше, Уральский район в России. Здесь большая концентрация предприятий, которые выпускают оборудование для потребностей металлургии, энергетики, химической промышленности.

Производство точных машин, радиоэлектроники, приборов традиционно расположено в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила. Особенностями наукоемкого и точного производства является отсутствие фактора сырья. Вернее, значимость его незначительна.

Производство бытовой техники ориентировано на наличие покупательского спроса.

Характеристика факторов размещения производства

Под сырьевым фактором понимается размещение предприятий у источников сырья для получения определенной продукции: около месторождений полезных ископаемых, крупных водных объектов, в лесных зонах и т. п. Размещение таких производств вблизи источников сырья исключает перевозку больших объемов и снижает расходы предприятий. Поэтому производства организуются как можно ближе к источникам сырья. Готовая продукция предприятий будет более дешевой за счет снижения расходов на доставку сырья. Сырьевой фактор оказывает значительное влияние на размещение целого ряда промышленных производств: например, на производство калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащение руд цветных металлов.

Топливный фактор, как и сырьевой, оказывает такое же влияние на размещение производства. Он является определяющим в размещении отраслей, использующих для производства продукции большие объемы минерального топлива: угля, природного газа, мазута. К таким отраслям относятся теплоэнергетика, отдельные производства черной металлургии, химической промышленности. Так, наиболее мощные тепловые электростанции в США, России, Китае построены вблизи крупных угольных месторождений. У месторождений угля размещаются многие предприятия по производству чугуна и стали.

Энергетический фактор влияет на размещение производств, в которых на создание единицы продукции потребляется большое количество преимущественно электрической энергии. Такие производства называются энергоемкими. К ним относится производство многих легких цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги. Предприятия по производству энергоемкой продукции размещаются в тех районах, где в больших объемах производится преимущественно дешевая электроэнергия, например около крупных гидроэлектростанций.

Трудовой фактор оказывает решающее влияние на размещение производств, основанных на использовании большого количества трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных специалистов. Это трудоемкие производства. Например, в легкой промышленности к таким производствам относится швейное производство. В сельском хозяйстве наиболее трудоемкими являются рисоводство, овощеводство, плодоводство. Производство электронного оборудования, персональных компьютеров предполагает использование квалифицированных кадров. Ориентированные на трудовой фактор, эти производства размещаются преимущественно в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.

Потребительский, или рыночный, фактор влияет на размещение отраслей, производящих продукцию, пользующуюся широким, иногда повседневным, спросом у населения. Это продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника и др. Такие производства ориентируются на потребителя и размещаются практически во всех крупных населенных пунктах.

Роль транспортного фактора важна для всех отраслей, продукция которых потребляется не на месте ее производства, а поставляется в другие районы. Все предприятия заинтересованы в снижении расходов на доставку готовой продукции в районы ее потребления. Поэтому многие производства размещаются возле крупных транспортных узлов, в морских портах, на линиях магистральных железных дорог, нефтепроводов. Мозырский нефтеперерабатывающий комбинат был построен рядом с нефтепроводом «Дружба».

При размещении производств большое значение приобретает экологический фактор, связанный с охраной окружающей среды. Этот фактор ограничивает создание производства, если оно может нанести вред окружающей среде. К производствам, которые характеризуются большими выбросами загрязняющих веществ или иным вредным воздействием на окружающую среду, предъявляются повышенные экологические требования. Их запрещается размещать в крупных городах и густонаселенных районах. На этих предприятиях должны использоваться современные малоотходные технологии и возводиться сооружения по очистке выбросов.

В современных условиях роль экологического фактора возрастает — он влияет на размещение всех производств

Наиболее важно учитывать экологический фактор при размещении предприятий химической промышленности, металлургии, энергетики, особенно при строительстве АЭС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector