7 удивительных экспонатов кунсткамеры: от гигантского глобуса до кукольной гейши

Статуя ракшаса

Ракшасами в индуизме и буддизме называют злых демонов. Однако их изображения могут защищать от темных потусторонних сил. Для этого их устанавливают у дверей жилища или храма. Высота скульптуры может составлять от полутора до шести метров.

Высота статуи ракшаса у входа в Кунсткамеру – более 3 метров. Изготовлена она была в XIX столетии на Шри-Ланке и представляет собой деревянную фигуру с лицом, похожим на звериное. Лицо и конечности демона окрашены темным цветом, на руках и ногах – длинные когти. В правой руке ракшас держит деревянный меч, в левой – человеческую голову… В 1905 году экспонат передали в подарок музею сотрудники Русского географического общества.

Говорят, что функция скульптуры ракшаса – оберегать Кунсткамеру от злых духов, которые могут вселиться в экспонаты. Недавно ее отправили на реставрацию.

Архитектура

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm

(Монетный двор) Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

Экспонаты Кунсткамеры с описанием

Зал под названием «Северная Америка» позволит окунуться в мир коренных народов этого континента. Причудливая одежда и головные уборы, шаманские бубны и украшения.

Побывав в этом зале можно увидеть не только отдельные элементы одежды, посуды, охотничьего снаряжения. Представлены как отдельные фигуры людей в национальных костюмах, так и целые сценки из жизни народа. Например, ритуальный танец шамана, сцены охоты и погребения.

Интересными могут стать следующие экспонаты:

  • Головные уборы из дерева для морской охоты (алеуты).
  • Костюмы, выполненные из перьев птиц.
  • Орнаменты, вышитые иглой дикобраза.
  • Праздничные штаны эскимоса.
  • Деревянные шлемы.
  • Особенно впечатляющие все вещи, связанные с исполнением ритуалов. Они всегда нестандартных форм, окрасок.


Младенцы в Кунсткамере Санкт-Петербурге

В зале «Япония» есть один уникальный предмет с пикантной историей. Николай второй, будучи еще цесаревичем, встретился в Киото с гейшей О-Мацу. Из путешествия он привез скульптуру этой женщины. Невероятно тонкая работа, истинно восточная изысканность

Глядя на скульптуру, понимаешь, почему гейша привлекала внимание будущего императора

«Африка» отличается невероятным изобилием всевозможных божеств, выполненных из дерева или камня. Поражает четкость прорисованных элементов. Большое количество инсталляций из повседневной жизни. После просмотра выставки приходит понимание, откуда берут начало модные дизайнерские элементы в виде деревянных масок.

Фарфор в зале «Китай» уже давно нужно было признать восьмым чудом света. Вазы различных эпох с изящной росписью, статуэтки «как живые», резные слоновые кости, нефритовые шкатулки. Весь дух восточного мира воплощен в изделиях этой выставки. Особое место занимает заводная игрушка в виде корабля. С помощью ключа приводятся в движение фигурки на борту, и колесики на дне ладьи. К огромному сожалению механизм поврежден, но ценность при этом не потерял.


Африка

«Монголия». Юрта способна удивить даже самого требовательного посетителя. Учитывая кочевой образ жизни этого народа, значительной частью экспозиции стали:

  • Все, что связано с лошадьми и верховой ездой.
  • Традиционные предметы для скотовода.

Отдельное место занимают маски из папье-маше. Они олицетворяют монгольских божеств и использовались для мистерий.


Человеческие органы Кунсткамеры

«Индонезия» может похвастаться уникальными экземплярами книг жрецов, различными макетами своеобразных жилищ. Очень красочные декоративные тарелки.

От вех остальных «Индия» отличается своей религиозностью. Статуэтки различных Богов, выполненные из дерева, камня, слоновых костей. Мраморные декоративные тарелки, украшенные инкрустацией. Кстати, одноразовые тарелки изобрели далеко не в современном мире. Такой экспонат из пальмового листа можно увидеть в этом зале.

«История кунсткамеры и русской науки 18 века» привлечет своей разнообразностью. Здесь можно найти:

  • Личные вещи Ломоносова.
  • Различные приборы: стеклянные колбы, электростатическая машинка.
  • Готторпский глобус.

Как добраться до Кунсткамеры

Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.

Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).

Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).

    Пешком:пройти 100 м.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.

    Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.

    Пешком:пройти 2 км.

  • Вариант 3

    Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.

Как добраться от Эрмитажа:

Статуя ракшаса

Ракшасами в индуизме и буддизме называют злых демонов. Однако их изображения могут защищать от темных потусторонних сил. Для этого их устанавливают у дверей жилища или храма. Высота скульптуры может составлять от полутора до шести метров.

Высота статуи ракшаса у входа в Кунсткамеру – более 3 метров. Изготовлена она была в XIX столетии на Шри-Ланке и представляет собой деревянную фигуру с лицом, похожим на звериное. Лицо и конечности демона окрашены темным цветом, на руках и ногах – длинные когти. В правой руке ракшас держит деревянный меч, в левой – человеческую голову… В 1905 году экспонат передали в подарок музею сотрудники Русского географического общества.

Говорят, что функция скульптуры ракшаса – оберегать Кунсткамеру от злых духов, которые могут вселиться в экспонаты. Недавно ее отправили на реставрацию.

Здание Кунсткамеры

Располагается в 2-х строениях: основное здание и Музейный флигель, пристроенное в 1887 г.

Построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России. Одно из старейших здание в мире, возведенное специально для музея. Кунсткамеру венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.

По слухам, место для строительства выбрал Петр I. Его взор упал на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее.

Первоначальный проект составил архитектор Андреасом Шлютером. Затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра.

Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Комплекс был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым.

После пожара в 1747 г. была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Сгоревшая деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же ее увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля).

Скелет Николя Буржуа

Петр I привозил из своих странствий не только редкие вещи, но и необычных людей. Царь встретил Николя Буржуа во время одного из путешествий. Рост француза был 226.7 сантиметров, благодаря чему он и приглянулся царю. Петр I сразу же нанял гиганта к себе на службу в качестве лакея. В России Николя вызвал большой интерес у граждан и придворных. Проработав семь лет, Буржуа скончался от апоплексического удара.

Петр I решил отдать тело такого необычного человека в Кунсткамеру и оставить в качестве экспоната. Скелет Николя Буржуа по сей день находится в музее, и вокруг него крутится множество жутких историй. Например, при пожаре 1747 года голова скелета исчезла, после чего работники Кунсткамеры много раз отмечали, что дух француза бродит по музею в поисках своей головы и пугает людей. Однако один из сотрудников поставил вместо утерянного черепа другой и паранормальные явления прекратились.

Легенды об идолах во дворе Кунсткамеры

  • Во дворе Кунсткамеры нельзя говорить неправду, иначе последует кара. Именно поэтому многие девушки сюда приводят возлюбленных, чтобы узнать правду о его чувствах. Место это немноголюдное и поэтому здесь удобно выяснять отношения
  • Когда каменных идолов решили переместить в другой место, все деревья вокруг завяли и чтобы не гневить богов, скульптуры вернули на их прежнее место
  • Если посмотреть внимательно, увидим, что листья стоящих рядом деревьев тянутся к центру фигуры, образованной статуями. Видимо, мистический центр  расположен в центре этой фигуры
  • У одного из сотрудников музея сын был болен раком. От отчаяния он пришел к идолам, разрезал себе палец и окропил лик одного из богов. Через несколько дней его сын пошел на поправку
  • Почитатели идолов дали им имена. Они считают, что скульптура с двумя веретенами в руках — соляная женщина Уиштосиуатль, жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Недалеко от нее находится бог созидания по имени Тлоке-Науаке, а рядом — бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек, в жертву которому ацтеки приносили ободранную человеческую кожу.

Первая астрономическая обсерватория Академии наук

С XVIII века на верхних этажах Кунсткамеры была организована комната астрономов. Учёные наблюдали с башни за звёздным небом, создавая календарное исчисление и картографию. Здесь всё сохранилось до наших дней. Экскурсанты могут созерцать инструмент научных работников того времени: подзорные трубы, телескопы, технически сложные астролябии, причудливые часовые механизмы и измерительные приборы.

Специально была сохранена рабочая обстановка астронома XVIII века. Впечатляет раздвижная телескопическая труба М. В. Ломоносова, через которую он рассматривал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году.

Рис.4 Рабочее место астронома

Именно в обсерватории Кунсткамеры зародились российские науки: астрономия, география, геодезия, метеорология, служба времени и топография. Именно через Кунсткамеру проходил петербургский меридиан, от которого производилось картографирование и планировка города.

В стенах обсерватории трудились выдающиеся научные сотрудники Санкт-Петербургской академии наук: Г. Гейнсиус, Ф. Х. Майер, Л. Эйлер, Х. Н. Винсгейм и другие. Учёные трудились в обсерватории Кунсткамеры до 1839 года, после чего научно-исследовательский аппарат переехал в новое здание Пулковской обсерватории.

Литература

  • Беляев О. Кабинет Петра Великого или подробное и обстоятельное описание… — Ч. 1. — Спб.: Импер. Акад. Наук, 1793. — 170 с.; Ч. 2. — Спб.: Импер. Акад. Наук, 1793. — 158 с.
  • Койманс Л. Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша = De doodskunstenaar. De anatomische lessen van Frederik Ruysch. — СПб.: Наука, 2008. — 448 с. — ISBN 978-5-02-025550-0.
  • Кунсткамера // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  • Кунсткамера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Липман А. Петровская Кунсткамера. М.—Л., 1945
  • Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской академии наук / Академия наук СССР. Институт этнографии. — Москва—Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1953. — 240 с. — 5000 экз.
  • Кунсткамера / Станюкович Т. В. // Куна — Ломами. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 14).

Направления работ Кунсткамеры

Сейчас в залах музея находится более миллиона образцов, расположенных, в различных тематических залах. За период существования Кунсткамеры созданы многие музеи, в которые перемещены отдельные экспонаты.

Благодаря идеям Петра, родились Минералогический музей, Зоологический музей, Ботанический и Азиатский музеи. Основными предложениями посетителям являются невероятные уродства, человеческие мутации, созданные природой, экспонаты, рассказывающие об историческом прошлом разных народов планеты.

На пятом этаже находится уникальный экспонат, называемый Глобус. Диаметр в 3,11 м, позволил создать в нём первый планетарий ещё 300 лет назад. Сгоревший во время пожара первый вариант глобуса полностью восстановлен.

Залы:

  1. Анатомический театр. В шкафах расположены препараты, полученные в результате работы учёных.
  2. Зал с анатомической коллекцией Рюйша. В шкафах хранились препараты органов человека. Между ними стояли скелеты.
  3. Залы с минералами, привезёнными с провинций России. Гербарии Г. Стеллера, Рюша, созданные по системе Турнефора, коллекции И. Гмелина, семена лекарственных трав.
  4. В четырёх отделениях под названием «Кабинет Петра» хранились его личные вещи. Это одежда, шпага, книги, станки, на которых он работал, знаменитая фигура царя, сделанная из воска. Кстати, многочисленные восковые фигуры размещены на галереях.

Все залы музея построены по анфиладному типу, позволяющему легко перейти из одного в другой.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, потребовала изменений методов обучения, введения современных способов. С этой целью проводятся многочисленные тематические экскурсии:

  • «Мифы звёздного неба»
  • «От астрологии к астрономии»
  • «В гости к Готторпскому глобусу»
  • «Первобытное общество глазами этнографа»

Мультимедийный гид, сенсорные киоски, современные экраны для просмотра программ, тематические игры представляют интерес детям разных возрастов. Самых маленьких сопровождает по петербургской кунсткамере весёлый, добрый Глоболок.

Будущее развитие по проекту «Кунсткамера  III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний», создание виртуального музея удалённого доступа к фондам музея, обеспечение возможности он-лайн общения с сотрудниками, продолжит великое дело Петра I современными методами получения образования в России.

В музее представлено большое количество экспонатов с генными мутациями. Многие бояться идти в музей, поскольку думают, что младенцев умерщвляли специально. На самом деле, такие отклонения несовместимы с жизнью и ребеночек уже рождался мертвым. Также на фоне современной жизни была очень слаба развита медицина, многие рождались недоношенными и в то время еще не могли помочь таким деткам.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Разделы музея

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.

Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Африка

Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени

Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Австралия и Океания

Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.

Анатомический раздел

Младенец с циклопией В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

Готторпский глобус

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.


Готторпский глобус


Готторпский глобус


Готторпский глобус

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector