Алмазный фонд, москва: история, описание экспонатов, режим работы

Содержание:

История фонда

Формирование коллекции ювелирных шедевров было начато в первой половине XVIII века благодаря Петру Первому. Русский император распорядился организовать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. была основана Камер-коллегия, в уставе которой были перечислены все имеющиеся на тот момент регалии и установлен порядок их хранения.


Юрий Фельтен

Все коронные ценности были расположены в специальном помещении — Кабинете Его/Ее Императорского Величества, которая еще называлось Алмазной (Бриллиантовой) комнатой и постоянно находилась под охраной.

Екатерина Вторая в 1764 г. переоборудовала под хранилище алмазов свою парадную опочивальню. Все экспонаты из Бриллиантовой комнаты были перемещены туда. Создателем ее интерьера был архитектор Фельтен.

До начала XX века Алмазная комната находилась в Санкт-Петербурге и постоянно пополнялась новыми экспонатами. Когда в ходе Первой Мировой войны фронт почти вплотную приблизился к столице Российской Империи, все ценности были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Оружейной палате. В Москву тогда перевезли не только коронные ценности и регалии императорской семьи, но и их завещания, а также родословную книгу, которую вел Российский Императорский Дом.

Несмотря на сильную спешку при проведении эвакуации, было проявлено осторожное и бережное отношение к экспонатам. В сундуках была расположена опись, проведенная в 1898 г

В 1950-е в СССР началось усиленное освоение недр страны. Это привело к тому, что в Гохран России стали поступать новые экспонаты, драгоценные камни и пр. В ноябре 1967 г., в дни празднования 50-й годовщины Октябрьской революции, внутри Оружейной палаты была открыта временная экспозиция Алмазного фонда.

Предполагалось, что экспонаты будут доступны для посетителей на протяжении одного года, после чего все они вновь вернутся на дальнейшее хранение в Гохран. Но выставка оказалась чрезмерно важным событием в культурной жизни как Советского Союза, так и всего мира.

Сегодня на выставке можно увидеть следующие драгоценные камни:

  • «Александр Пушкин»
  • «Алмаз Шах»
  • «Красная шпинель»
  • «Алмаз Орлов» и пр.

Интересные факты

Во времена Петра Великого тоже соблюдались меры безопасности. Открыть рентерию (комнату для хранения коронных ценностей) могли только по указанию императора. Одновременно должны были присутствовать 3 человека: рентмейстер, камер-советник и камер-президент.

Первая инвентаризация была проведена во времена Екатерины Великой. Коронные ценности описали, измерили и внесли в реестр.

Алмазная комната была частью личных покоев монарших особ. Николай 1 перевел ее в разряд служебных помещений.

После октябрьского переворота коронные ценности по приказу Ленина передали в Гохран. Для инвентаризации использовали опись 1898 года.

В 1922 году в Гохране работала специальная комиссия. Ценности описали заново. Некоторые объявили неважными для государства. Начались хищения и бездарная распродажа раритетов. Только в 1936 году по приказу Сталина прекратились варварские действия.

История фонда

Богатейшему музею отечества положил начало Петр Великий. В Комнате Его Императорского Величества он собрал все достояние страны. В первоначальном виде она просуществовала с 1719 г. до середины 18 века, затем была перемещена в Бриллиантовую комнату в Зимнем Дворце.
Коллекция пополнялась из двух источников: государственной казны и подарков монархам. Самыми ценными являются символы самодержавия – скипетр, держава, Большая императорская корона, которая до сих пор не может быть оценена из-за ее уникальности.

Во время правления Елизаветы и Екатерины Второй Алмазный фонд существенно пополнился и бриллиантами, и различными украшениями, была составлена первая опись экспонатов.

При Советской власти в 1919 году вещи были приведены в порядок, оценены и описаны экспертами. Нищая Россия после войны, революции и разрухи нуждалась в деньгах, и выставила на аукцион в Амстердаме некоторые вещицы из Алмазного фонда.

Во время ВОВ коллекция переехала в Оружейную палату, где она теперь и находится.

Общие правила поведения в Алмазном фонде

Необходимо соблюдать следующие правила во время посещения:

  • запрещено громко говорить, шуметь и мешать другим посетителям;
  • в зале нельзя курить сигареты, в том числе и электронные;
  • запрещено употреблять пищу и напитки;
  • экскурсия проводится экскурсоводом, запрещено мешать ему в его работе.

Также запрещен вход с чемоданами, крупными хозяйственными сумками, портфелями. Исключение составляют лишь небольшие дамские сумочки. Плюс к этому нельзя брать с собой транспортные средства передвижения: велосипед, самокат, скейтборд. Все вещи можно оставить в специальной камере хранения в Александровском саду.

Посещать Алмазный фонд с животными тоже запрещено. Верхнюю одежду необходимо сдать в гардероб.


Сокровища Алмазного фонда

Драгоценные камни Алмазного фонда

Экскурсия открывается витриной, привлекающей изумрудами, топазами, турмалинами.

В последующих трех выставках Алмазного фонда Кремля мерцают советские не ограненные алмазы — ювелирные и технические. Три тысячи каратов (5 кг) природных камней представлено заказчикам экскурсии. Алмазы чаще встречаются в кимберлитовых трубках — огромных воронках, уходящих вглубь земли. Название горные породы получили в честь города Кемер на территории Южной Африки. Впервые трубку нашли в 1867 году. Со слов гида экскурсии, порода достаточно богатая — на одну тонну кимберлита приходится 1 карат алмаза.

Обычно участники экскурсии отмечают карту России, выложенную мелкими алмазами. Красный рубин обозначает Москву, коричневые камни показывают Уральские горы. На Урале первые алмазы были найдены в XIX веке. Черный алмаз символизирует город Мирный, центр алмазодобывающей промышленности РФ. Первая якутская кимберлитовая трубка, открытая в 1954 году, названа «Зарницей». Сегодня в республике найдено более 200 месторождений, каждый 4-й в мире бриллиант якутского происхождения. Отдельный кристалл обозначает Архангельское месторождение 10 млн. карат, добытых с восьмидесятых годов XX века.

Вторая витрина Алмазного фонда Москвы содержит уникальную коллекцию крупных алмазов из Якутии ювелирного качества. Драгоценные камни размером более 20 карат — большая редкость. Крупные алмазы получают имена, связанные с историей нахождения или историческими событиями. Например, справа абсолютно прозрачный камень весом более 25 карат назван в честь Юрия Гагарина, слева алмаз «Свободная Россия» 32 карата.

По центру экспозиции золотистого цвета кристалл назвали в честь Александра Сергеевича Пушкина, 32,2 карат.

Чуть выше крупный алмазный кристалл золотисто-коричневого цвета весом 342 карата получил название «26 съезд КПСС».

Уникальным является алмаз на круглой платформе черного цвета. Весит камень 181 карат, назван в честь Олимпийских игр 1980 года.

Алмазный фонд сегодня

Двери залов были открыты в 1967 году. И хотя изначально показ экспонатов предполагал временный характер, событие стало крупнейшим явлением в культурной жизни не только страны, но и всего мира. Поэтому Постановлением правительства было решено преобразовать экспозицию в действующую регулярно выставку, открытую для посещения всех желающих.

Сегодня уникальная экспозиция расположена в двух помещениях. В первом можно увидеть следующие экспонаты:

  • редкие экземпляры драгоценных камней
  • образцы самоцветов со всех регионов страны
  • шедевры ювелирного мастерства, созданные современниками
  • единственные в своем роде самородки драгметаллов и алмазы-гиганты
  • карта СССР из подборки драгоценных камней

Во втором зале расположены экспонаты преимущественно исторического значения, включая символы власти и прочие реликвии. Здесь же можно найти работы мастеров ювелирного дела XVIII – XIX века.

История

Корни создания Алмазного фонда уходят во времена правления Петра Великого, когда на основании указа от 1719 года начала работу государственная организация, отвечающая за сохранность императорских драгоценностей и монарших реликвий. Камер-коллегия обладала полным списком орденов, всевозможных украшений, подарков царским особам, государственных регалий. Здесь же был описан порядок их хранения в Санкт-Петербурге.

По сути, своим указом Петр I признал и юридически определил казначейство или, иными словами, Императорскую Рентерию, как хранилище наиболее значимых ценностей императорского двора, принадлежащих многим поколениям царских семей. Во время правления каждого последующего монарха казна постоянно обогащалась, но более существенным был вклад Елизаветы и Екатерины II. Во временя их властвования, русский двор отличался удивительной роскошью и считался одним из самых пышных в Европе.

В частности, при Екатерине II сокровищница пополнилась уникальными образцами самоцветов и драгоценных камней, а также важнейшими символами власти. В 1764 году в бывшей опочивальне императрицы для сохранности достояния была построена отдельная палата, получившая имя «Бриллиантовая комната», где и обитали долгое время бесценные экспонаты.

В начале Первой мировой войны содержимое сокровищницы было спешно транспортировано в Москву и размещено в Оружейной палате Кремля. Немного позднее была произведена полная опись имеющихся в коллекции предметов, подтверждена их ценность и величайшее культурное значение. В 1924 году казна была обозначена как Алмазный фонд страны и передана под опеку Государственного хранилища ценностей.

Первая половина XVIII века

В 1719 году император Петр Великий издал указ о создании Бриллиантовой комнаты. Здесь должны были содержаться драгоценности, принадлежащие императорской короне. Созданная специально Камер-коллегия провела инвентаризацию уже имеющихся ценностей – символов царской власти – и определила порядок и место хранения. Чуть позже эти требования распространились и на остальные монаршие драгоценности. Каждое последующее правление вносило корректировки в составленные правила.

  • 35 лучших музеев Москвы
  • Достопримечательности Москвы
  • Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади

Вторая половина XVIII-XIX век


Для хранения коронных драгоценностей выделялась специальное помещение. Обычно это была спальня императора или императрицы. Такое помещение стало называться Бриллиантовой или Алмазной комнатой. Во времена женского правления коронные драгоценности стали особенно дорогими и изысканными. Опочивальня Екатерины Великой стала самым дорогим личным кабинетом в истории Российской империи. Для создания интерьера, соответствующего драгоценностям, пригласили знаменитого архитектора Фельтена.

Первая половина XX века





В начале ХХ века фронт оказался довольно близко от столицы империи. Поэтому было принято решение об эвакуации Алмазной комнаты в Москву

Несмотря на спешность, мероприятие проводилось с особой аккуратностью и вниманием к раритетам. Была даже сохранена опись 1898 года, впоследствии послужившая основой для дальнейших исследований

В это время к коронным ценностям добавились документы:

  • родословная книга правящей династии
  • завещания членов семьи

Ценности переехали в Оружейную палату (в коронный зал) Кремля.

Оружейная палата Московского Кремля

Вторая половина XX века – начало XXI века


До 1967 года коронные ценности не выставлялись для публики. Только в ноябре 1967 года к юбилею революции правительство приняло решение об организации временной экспозиции. Ее показали гостям, приехавшим в Москву на торжества. Предполагалось, что раритеты будут выставляться год, а затем вернутся на постоянное хранение. Но за короткое время выставка стала очень популярна. Поэтому правительство решило организовать постоянную экспозицию.

К этому времени коллекция Гохрана получила новые единицы хранения:

  • алмазы, найденные в новых месторождениях Мир и Зарница
  • работы талантливых ювелиров Нового времени
  • самородки золота и платины

Наряду с коронными драгоценностями публике для осмотра доступна уникальная Минералогическая коллекция, которую собрала Екатерина Великая.

  • 20 лучших экскурсий для школьников в Москве
  • 23 лучших музея Москвы для детей
  • 30 лучших развлечений в Москве для детей

Без экскурсовода — Билеты на территорию Кремля без очереди

А вы знаете, что за год стены Московского кремля «штурмуют» около 3 000 000 туристов. Представьте, если каждый из посетителей заберет на память камушек из архитектурного сооружения, за пару лет от исторического заповедника ничего не останется.

С целью сохранения древних монументов посещение кремлевских стен ограничено. Чтобы обойти очередь и попасть в Кремль в часы открытых дверей придуманы электронные билеты и ваучеры. Купить их вы можете онлайн. Эта удобная современная опция позволит вам без утомительных ожиданий пройти в самое сердце нашей столицы.

Без очереди: территория Кремля и временные выставки с аудиогидом

На любой день, кроме четверга, вы можете заказать билет в Кремль без очереди и получить их в отдельной кассе. Это специальный ваучер на посещение Соборной площади стоимостью — 1375 рублей с гостя.

Самое сердце России.

Программа под названием «Без очереди: территория Кремля с аудиогидом» позволяет без проволочек пройти в самый центр столицы. За стенами вы увидите Успенский и Архангельский собор, старые церкви и княжеские палаты. Время нахождения на территории Кремля по ваучеру не ограничено.

Входной ваучер в ансамбль Соборной площади Кремля (без экскурсии)

Хотите избежать длинной очереди перед посещением главного исторического центра? Забронируйте по интернету «Входной ваучер в ансамбль Соборной площади Кремля (без экскурсии)», сэкономите время и деньги. Цена билета при покупке онлайн — 1429 рублей с посетителя.

Соборная площадь. С ваучером вы, минуя очередь, увидите основные достопримечательности Кремля.

Ваучер даст возможность без толкотни увидеть и запечатлеть 5 уникальных храмов, Княжеские палаты, Царь-Пушку и Царь-колокол. Дни посещение — ежедневно, кроме четверга, время — до закрытия музеев.

Узнайте нюансы из отзыва киевлянки Дубенко Кристины о использовании электронного входного билета в Кремль в Москве:

История Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 году он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками. Только когда три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел ключ от одного замка, собирались вместе, они могли достать драгоценные предметы для торжественных церемоний. Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, а позже — Алмазной комнатой. Бояре охраняли казну и отвечали за ценности животом и головой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным.

В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом Первой мировой войны возникла угроза над ценностями. Поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы, где она хранилась до января 1922 года. Комиссия по  экспертизе и отбору ценностей часть драгоценностей передала музеям, другие — в Государственное хранилище ценностей — Гохран, которое стало преемником царской казны. В 1925 году впервые драгоценности были выставлены в Доме союзов. В 1927 и в 1933 годах по решению Совнаркома многие из них были проданы. Наиболее ценные экспонаты музея были представлены на выставке, посвященной 50-летию Октября в 1967 году. Благодаря своей популярности по решению Правительства выставка стала постоянной.

Расписание экскурсий в Алмазный фонд в 2021 году

Билеты экскурсий в Алмазный фонд продаются в день посещения музея на территории Александровского сада в кассе № 4 и 5. Касса выставки открыта в 2021 году ежедневно, кроме четверга и праздников на протяжении 9:00-16:30, обед в 12:00-13:00. В рабочие дни с 9:00 посетители могут заказать билеты на сеансы с 10.00, после обеденного перерыва — на экскурсии с 14 часов.

Посещения выставок проводятся (максимум 20 человек) с русскоязычным гидом. Иностранным туристам доступна услуга аудио гида, переведенного на английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, китайский, японский язык.

Внимание! Экскурсия проводится в строгой последовательности: гид рассказывает историю предметов, затем посетители подходят к витрине Алмазного фонда, изучают представленные экспонаты. Фото и видеосъемка выставки запрещена

Проверка металлоискателем обязательна. Лишние вещи рекомендуется сдать в гардероб до начала экскурсии

Фото и видеосъемка выставки запрещена. Проверка металлоискателем обязательна. Лишние вещи рекомендуется сдать в гардероб до начала экскурсии.

Зеленые драгоценные камни Алмазного фонда

Часть экскурсии посвящена зеленым драгоценным камням. Гордость экспозиции — брошь с аквамарином массой 150 карат. Интересен гарнитур «Весна» с зелеными самоцветами – колье и браслет в готических мотивах. Смысловой акцент набора – крупные голубые изумруды из Урала. Камень весом 12,83 карат размещен в центре колье.

Комплект «Весенний» представлен колье и кольцом. Очертания гарнитура олицетворяют символы трех месяцев весны. В марте снег превращается в прозрачные капли воды. В апреле пробивается первая трава, в мае природа поражает буйством красок.

Благородный металл гармонично сочетается с темными сапфирами, изумрудами, бриллиантами.

Оригинально смотрятся серьги с крупными изумрудами, идеально сочетающихся по цветовой гамме — данное явление является достаточно редким для зеленых камней.

Притягивают взгляд колье и серьги справа витрины. Гид экскурсии представляет комплект посетителям под названием «Салют». Согласно задумке Ситникова, цветные камни – сапфиры, гранаты, изумруды, бриллианты рассыпаны по краям изделия.

В центре экспозиции выгодно позиционирует диадема «Элегия», дополненная небольшими синими сапфирами.

Другие экспонаты музея

Малая императорская корона Российской империи

Малая императорская корона Российской империи Бриллианты, серебро.Высота с крестом 13 смРаньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.Корона императрицы Анны Иоанновны 

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.

Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I. 

Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, — из свадебного набора великих княгинь дома Романовых. 

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты, 1810 год

Большая пряжка-аграф и серьги

Большая пряжка-аграф и серьги, 1750-е годы. Мастер И. ПозьеПредположительно, ее автор — Позье. Вначале принадлежали Екатерине II. Серьги-вишенки впоследствии тоже входили в свадебный набор невест дома Романовых.

Серьги-вишни на Марии Павловне, дочери великого князя Павла Александровича, внучке Александра II. 1908.Браслет с портретом императора Александра I

Браслет с портретом императора Александра IПортрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.Знаки ордена Андрея Первозванного 

Косой крест с изображением распятого св. Андрея

Восьмиконечная звезда

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801Украшение орденской шляпыОдин из знаков ордена св. Екатерины.

Украшение орденской шляпы Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII векаОрден Золотого Руна

Орден Золотого Руна Золото, бриллианты, серебро, топазы 6,2 х 6,2 см Середина XIX векаЭтот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов. Медальон с изумрудом

Медальон с изумрудом Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты Середина XIX века

«Большой букет»

Большой букет Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.

Большой букет и малый Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.Великолепный драгоценный букет, поражающий многообразием цветовых оттенков используемых камней, чувствуется рука большого мастера. Принадлежал императрице Елизавете Петровне.Диадема-бандо и серьги

Диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годыБукет нарциссов

Букет нарциссов Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.Эгрет — украшение для причёски или шляпы 

Эгрет — украшение для причёски или шляпы. 1750-е гг.Очень необычное украшение, представляющее собой фонтан из бриллиантовых струй, на концах которых свободно подвешены капельки из сапфиров. При малейшем движении внутри сапфиров вспыхивают темно-синие огни, отбрасывающие свои голубые тени на искрящиеся бриллианты. Портбукет

Портбукет. Бриллианты, золото, серебро, эмаль 13,5 х 8 см Около 1770 годаЭто украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.Турмалин розовый

Турмалин розовый. Золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 смРедкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.Парюра «Бант-склаваж» императрицы Екатерины II

Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд ПфистерерСклаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным. 

История

История «Алмазного фонда» началась при Петре I. В 1719 г. он издал указ для выделения помещения под хранение государственных ценностей. Члены императорской семьи надевали хранящиеся здесь украшения и ордена по особо важным случаям. Придворные ювелиры обладали высоким уровнем мастерства, их изделия добавляли в русский двор великолепие и роскошь.

В истории «Алмазного фонда России» помещение с императорскими ценностями называли по-разному: сначала это была Бриллиантовая или Алмазная комната. При Екатерине II под драгоценности было выделено новое помещение. Из Санкт-Петербурга их увезли в Москву, в Оружейную палату Кремля, во время приближения войск к городу в ходе Первой мировой войны. Новая веха в истории создания «Алмазного фонда» началась, благодаря открытию месторождений драгоценных камней. С 1950-х годов музей «Алмазный фонд» пополняется ценными самородками.

Открытая в 1967 году экспозиция была временной. Планировалось, что доступ посетителям будет предоставлен в течение года в честь юбилея СССР и революции. Но благодаря огромной популярности «Алмазный фонд» в Оружейной палате Московского Кремля стал музеем, действующим на постоянной основе.

Панорамный вид на здание Оружейной палаты и «Алмазного фонда»:

Экспозиция музея

Полюбоваться роскошными экспонатами музея, узнать об их истории и роли в судьбе исторических персонажей могут жители и гости Первопрестольной. В первом зале представлены уникальные самородки, плоские камни и гиганты, найденные на территории России и в других уголках планеты. Здесь же можно полюбоваться ювелирными изделиями, выполненными советскими и российскими мастерами из камней, найденных в кимберлитовых трубках Якутии. На обозрение выставлен золотой самородок весом 36 кг и карта РФ, выложенная бриллиантами.

Второй зал знакомит с императорским наследием. Здесь представлены работы знаменитых ювелиров XVIII и XIX века и предметы, которые имеют историческое значение. Среди них — символы власти, ордена, диадемы, царские вещи. С графиком посещения экспозиции можно ознакомиться в интернете, на сайте фонда.

Индивидуальные и групповые экскурсии в Алмазный фонд

Основанная еще при Петре I в XVIII веке, коллекция Алмазного фонда стала доступна всеобщему обозрению только в 1967 году.

За период царствования династии Романовых, коллекция значительно пополнила свои запасы. Начиная с Петра I, издавшего указ о хранении государственных ценностей, коллекция пополнялась императорскими регалиями и уникальными ювелирными изделиями и украшениями со всего мира. Большую часть, наиболее ценных экспонатов, фонд получил во времена правления Елизаветы I и Екатерины II. Именно для Екатерины II была изготовлена Большая Императорская корона, которая является одним из наиболее значимых экспонатов Алмазного фонда и главным символом российской монархии с 1762 до 1917 года. На ее создание ювелиры использовали 4936 бриллиантов, 75 жемчужин, увенчал корону редкий камень шпинель весом 398,72 карата. Позже по ее подобию была изготовлена Малая Императорская корона, которая также храниться в Алмазном


фонде. В 1762 при Екатерине II было создано специальное помещение для хранения многочисленных сокровищ, которое позже и стало Бриллиантовой комнатой.

Еще одним экспонатом олицетворяющим императорскую власть в России, является держава или “Царское яблоко”, также изготовленная для Екатерины II в 1762 году. Современным обликом она обязана Павлу I, который дополнил ее цейлонским сапфиром весом в 200 карат, поместив его под крестом и крупным бриллиантом весом 46,92 карата в центре бриллиантовых поясов. Как и остальные императорские регалии, большую ценность составляет императорский скипетр, созданный в том же году, что и Большая императорская корона и держава. Его украшает бриллиант “Орлов”, который является самым крупным в коллекции исторических драгоценных камней Алмазного фонда.

Билеты в Алмазный фонд для иностранцев

Вы сможете погрузиться в мир алмазов и сапфиров, увидеть своими глазами символы царского величия, а также узнать много интересного из истории Российской Империи и СССР.

Групповые экскурсии в Алмазный фонд проводятся на русском и иностранных языках. Профессиональные гиды проведут незабываемое посещение на нужном языке. Узнать цены на билеты и ознакомиться с расписанием можно на нашем сайте, а также позвонив нашим менеджерам по указанным номерам телефонов. Помните, что все запрещенные предметы, а также видеокамеры, трости и планшеты необходимо сдать в камеру хранения перед посещением Кремля.

История музея

С приходом к власти большевиков фонд был разграблен. Их не интересовали собранные десятками лет экспонаты, они ассоциировались с царизмом и богатством. Многие императорские драгоценности были безвозвратно проданы за бесценок зарубежным коллекционерам.

Впервые в 1967 году была проведена Временная экспозиция сокровищ фонда. В Москве в то время проходили праздник, посвящённый 50-летию Советского государства. Выставка получила большую популярность и интерес не только у советских граждан, но и у иностранных гостей. В связи с этим было принято решение сделать из временной экспозиции постоянную.

Рубиновая подвеска Екатерины Великой

Этот большой малиновый камень называется рубеллитом. Это редкая разновидность темно-розового турмалина, который долгое время считался рубином (драгоценный камень был переоценен специалистами только в советское время). В 1777 году камень был подарен Екатерине Великой (1729-1796) королем Швеции Густавом III в ознаменование 15-летия ее царствования. Он рассказал русской императрице легенду о том, что камень был первоначально подарен Цезарю Клеопатрой. Позже было установлено, что камень действительно был привезен в Европу из Бирмы в XVI веке и считался самым большим на континенте в то время. Екатерина не хотела портить его огранкой, поэтому придворные ювелиры просто отполировали его и украсили эмалевыми листьями. В результате получился потрясающий кулон.

Самые ценные экспонаты алмазного фонда

Коллекция фонда включает около 70 предметов, уцелевших после революции. С момента открытия якутских алмазных месторождений все камни более 50 карат отправляются в Гохран.

Сегодня в экспозиции можно увидеть семь исторических драгоценных камней:

  • Алмаз Орлов (190 карат) украшает скипетр российских монархов. Найден в Индии, имеет 180 граней, зеленовато-голубоватый отлив.
  • Алмаз Шах – желтый кристалл природной формы без огранки имеет надписи трех своих прежних владельцев. (88,7 карата).
  • Плоский портретный алмаз с площадкой в 7,5 кв. см. является украшением изысканного золотого браслета, инкрустированного изумрудами. (25 карат).
  • Красная шпинель перед коронацией Екатерины Великой заняла свое место в Большой императорской короне наряду с 5000 бриллиантов (вес короны более 2 кг). Камень уникального размера, прозрачности и чистоты. (399 карат).
  • Изумруд ступенчатой огранки в обрамлении бриллиантов венчает изумительную брошь. Камень найден в Колумбии в 15 веке, в Россию попал в начале 19 века. (136 карат).
  • Сапфир из Цейлона самый крупный в мире украшает брошь 19 века. Чистота, прозрачность, насыщенность цвета в сочетании с уникальной огранкой поражают воображение. (260 карат).
  • Хризолит оливково-зеленого цвета найден на острове в Красном море. Благодаря секретам огранки создается видимость сияния камня. (Свыше 190 карат).

В 20 веке после открытия якутских алмазов коллекция пополнилась алмазом «Звезда Якутии» в 232 карат, «Большой медведицей», «Прогрессом», «Великим почином». Кроме этих удивительных минералов в Алмазном фонде можно посмотреть на Малую императорскую корону, державу с синим сапфиром и др.

Фото из алмазного фонда

Крайне интересно будет посмотреть ролики, демонстрирующие экспонаты алмазного фонда. Это своеобразный виртуальный тур, в мир сокровищ и драгоценностей. Скачать данные презентации вы можете на этой странице.

Режим работы Алмазного фонда в 2021 году

Алмазный фонд занимает два зала в здании Оружейной палаты Московского Кремля;
Режим работы
Алмазного фонда с 10:00 до 18:15. Обед — с 13:00 до 14:00. Сеансы посещения — каждые 20 минут. Последний сеанс в 17:20
Четверг — выходной день
Касса работает с 9:00 до 16:30, перерыв с 12:00 до 13:00

Обратите внимание, что летом и в выходные дни особенно много желающих посетить выставку. Продажа билетов на первую половину дня начинается в 9:00, продажа билетов на вторую половину дня в 13:00

Поэтому если вы хотите гарантированно попасть в Алмазный фонд, необходимо подойти к кассе в 9:00 или в 13:00.
Возможно бронирование билетов на .
Билеты продаются в Александровском саду в кассе у Кутафьей башни.
На официальном сайте Алмазного фонда доступно бронирование билетов для индивидуальных посетителей. Данная услуга особенно актуальна в летний период, в выходные и праздничные дни, когда желающих попасть в музей особенно много. Один посетитель может забронировать до 4-х билетов, которые необходимо выкупить в кассе в Александровском саду не позднее 1 часа до времени начала экскурсии. В противном случае бронь аннулируется.
Чтобы попасть в Алмазный фонд надо пройти через Боровицкие ворота. Если Вы только что купили билеты в кассовом павильоне у Кутафьей башни и стоите лицом к Кремлевской стене, то Вам надо пройти около 300 метров направо, до конца Александровского сада. Вы увидите большую башню с большим проездом — отсюда въезжают в Кремль работники и официальные делегации. Вам надо в маленькие ворота, которые расположены рядом.

Алмазный фонд

Время работы:

С 10.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Выходной — четверг.

Билеты продаются  в кассе № 4 в Александровском саду.

Сеансы: 10:00, 10:20, 10:40, 11:00, 11:20, 11:40, 12:00, 12:20, 14:00, 14:20, 15:00, 15:20, 15:40, 16:00, 16:20, 16:40, 17:00, 17:20.

Телефон выставки : +7 (495) 629 2036 ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 8:00 до 16:30.

Кассы работают каждый день, кроме четверга и праздничных дней, с 09.00 до 16.30.

Время продажи билетов:

  • на утренние сеансы с 09.00 до 13.00.
  • на вечерние с 13.00.

Обед в кассе с 12.00 до 13.00.

Билеты продаются в день посещения.

Посещение  с детьми младше 6 лет запрещено.

Стоимость:

  • Полный билет, без льгот — 500 рублей.
  • Льготный билет — 100 рублей.  Право на льготы имеют следующие категории посетителей: пенсионеры; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; учащиеся очной формы обучения образовательных учреждений начального, среднего профессионального образования и высших учебных заведений; члены многодетных семей.
  • Детям до 16 лет посещение Выставки разрешается при наличии отдельного билета и в сопровождении родителей.
  • Право на бесплатное посещение, при наличии удостоверения, имеют: Герои Советского Союза; Герои Российской Федерации; полные кавалеры ордена Славы; ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий; неработающие инвалиды I, II группы; дети-инвалиды; сотрудники музеев Российской Федерации.

Для иностранных туристов посещение Выставки осуществляется без экскурсовода, можно воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, испанском, итальянском, китайском и японском языках.

Правила посещения выставки:

Пользоваться в демонстрационных залах Выставки кино, фото, видео аппаратурой, а также средствами мобильной связи, распространять информационную и рекламную продукцию — запрещено.

Вещи, с которыми не разрешается вход на Выставку, сдаются в камеру хранения, расположенную в Александровском саду.

Верхнюю одежду и другие предметы сдают в гардероб Выставки.

При допуске в залы Выставки сотрудниками охраны Выставки производится личный досмотр граждан, а также находящихся при них вещей и предметов, в том числе и с применением технических средств.

Не разрешается дотрагиваться до стекол витрин, громко разговаривать.

При осмотре экспозиции запрещается без разрешения работника Выставки делать различные зарисовки, записи, в том числе с применением диктофонов и других записывающих устройств.

Условия бронирование для групп:

  1. Заявки принимаются  в кассе № 5 в Александровском саду.
  2. Заявка оформляется в письменном виде на фирменном бланке  c подписью руководителя и печатью организации.
  3.  Для групп, сформированных по заявкам организаций, посещение Выставки производится организованно, с экскурсоводом. Продолжительность экскурсии 45-50 минут.
  4. Стоимость на группу — 7 000 рублей на 20 человек.
  5. Экскурсия проводится на русском языке в сопровождении экскурсовода.

Свадебная диадема Романовых

Потрясающе красивая диадема, принадлежавшая императрице Марии Федоровне (1759-1828), была сделана в начале XIX века в форме кокошника с огромным розовым бриллиантом в центре. В то время кокошниковые диадемы были невероятно популярны не только в России, но и за рубежом (европейские монархи до сих пор их носят).

Тиара украшена 175 крупными индийскими бриллиантами и более 1200 маленькими бриллиантами круглой огранки. Традиционно входящая в состав свадебного платья царственных невест, это единственная оригинальная романовская диадема, сохранившаяся в России с тех пор, как эксперты сочли розовый бриллиант поистине бесценным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector