Кносский дворец и лабиринт минотавра на острове крит
Содержание:
- Немного о Минойской цивилизации
- Дворец изнутри
- Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
- Где находится дворец и сколько стоит посещение?
- Кносский дворец
- Архитектура и особенности строения
- Практическая информация
- Дворец
- Что необходимо увидеть в Кноссе
- Литература
- Тайны архитектуры Кносского дворца
- Тронный зал и другие помещения
- Структура
- Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство
- Фрески Кносского дворца
- История сооружения
- История
Немного о Минойской цивилизации
Кносский дворец – самый, пожалуй, известный объект Крито-Микенской, или Минойской, цивилизации, существовавшей 3-4 тысячи лет назад. А эта цивилизация – первый (из известных) росток европейской культуры.
Крит лежит на крайнем юго-востоке Европы, совсем недалеко от Азии и Африки, но дошедшие до нас произведения критского искусства того времени сильно отличаются от созданного на Древнем Востоке. Они светлы и жизнерадостны. Их художественный язык внятен нам, их образы, их эстетика вполне созвучна европейской.
Некоторые вещи удивительно повторяются в искусстве 20 века. Изображения людей с их удлинёнными руками и огромными миндалевидными глазами будто выполнены художниками-модернистами.
Фреска под названием «Коридор процессий»
А труженики на празднике урожая со счастливыми лицами несущие полновесные снопы пшеницы, и могучие круторогие быки не напоминают ли нам скульптуры на ВДНХ?
На Крите существовал культ быка, символизировавшего, вероятно, мощь природы и плодородие. Изображения быка или бычьей головы, порой очень выразительные, попадаются регулярно. Кроме того, на стенах дворца довольно часто попадаются изображения рогов.
Частью этого культа были игры с быками. Есть несколько изображений, показывающих акробатические прыжки через несущегося быка. С этими эгейскими обычаями связана, предположительно, иберийская традиция корриды. И греческий миф о кровожадном монстре Минотавре, человеке с бычьей головой, которого побеждает Тесей, — тоже отсюда.
Фреска «Игра с быком»
Прекрасные изображения гордых женщин говорят о высоком положении женщин в критском обществе, что не похоже на восточные страны того времени.
Эта фреска получила название «Парижанка»
Некоторые историки предполагают, что на Крите той эпохи было вполне демократичное общества с культом сельского труда и что дворцы в Кноссе, Фесте, Малее и Закросе были не дворцы царей, а центральные части городов, в которых столетиями жили свободные и счастливые люди, занимавшиеся творческим трудом. Настоящий золотой век!
Возможно, что и царей в ту эпоху на Крите не было. За это говорит тот факт, что в египетских папирусах, посвящённых Криту (а таковых много, ибо древние египтяне активно торговали с Критом) ни разу не названы имена царей Крита, не указаны их титулы, но всегда говорится о народе Крита. При том, что обожествлявшие своих фараонов египтяне очень внимательно и уважительно относились к владыкам других земель и их титулам
В этих дворцах очень сложная планировка, в них отсутствует симметрия, но при этом они ориентированы строго по сторонам света. Наверное, это потому, что они строились постепенно в течение длительного времени, и к старым постройкам по мере надобности и развития пристраивались новые.
План Кносского дворца
Считается, что легенду о лабиринте, из которого практически нет выхода, греки создали, увидев дворцы на Крите. Ну, а творцом чудесного дворца-лабиринта, согласно мифам, был знаменитый мастер Дедал, тот самый, который улетел с Крита вместе с сыном Икаром на самодельных крыльях. Впрочем, это совсем другая история.
Возможно, однако, что легендарный царь Минос всё-таки имел реальный исторический прообраз, и только буйная фантазия древних греков придала ему сказочные черты и сделала сыном Зевса.
Сказать точно, стоял ли во главе Крит царь или нет, как было устроено критское общество, о чём думали и чем занимались древние критяне, историки пока не могут.
Им остаётся делать догадки и предположения, ибо письменности (а их было несколько: иероглифическое письмо, линейное А и линейное Б) пока расшифрованы очень приблизительно, да и короткие записи носят в основном хозяйственный характер.
Достоверно известно, что долгое время критяне господствовали в восточном Средиземноморье. Их мощь была так велика, что во дворцах на Крите не обнаружили никаких следов укреплений. Не от кого им было обороняться. Наоборот, отсталые окрестные народы вынуждены были платить дань гордым критянам и посылать им в качестве заложников или рабов своих юношей и девушек. Вспомните ту же легенду о Тесее.
Но не мифический Тесей победил царя Миноса и его сына Минотавра. Если бы не чудовищное извержение вулкана на Санторини, произошедшее около 1500 года до нашей эры и вызвавшее гигантскую в условиях замкнутого Средиземного моря волну цунами высотой до 100 метров, которая буквально смыла города минойской цивилизации, то история Европы пошла бы по-другому. О высоте этой волны ярко говорит тот факт, что разрушенный ей Кносский дворец расположен на холме высотой 85 метров над уровнем моря.
Дворец изнутри
Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат)
Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова
Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.
На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.
Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.
Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).
Кносский дворец – величайший памятник архитектуры
Можно с уверенностью сказать, что Кносский дворец, возле которого и в наши дни можно встретить многочисленные группы археологов, является одной из самых интересных достопримечательностей современной Греции. Бродящих среди руин туристов довольно часто посещает ощущение, что они столкнулись с чем-то фантастическим и необъяснимым. Быть может, оно появляется после прочтения мифа о Минотавре, а быть может, сама атмосфера, которая характерна для загадочного Крита, вводит человека в состояние, чем-то схожее с медитацией. Крит и развалины Кносского дворца довольно часто упоминаются в туристических проспектах. Не посетить это строение, которое было некогда одним из самых величественных и, по предположениям энтузиастов, являлось дворцом Атлантов – непростительная ошибка.
В наши дни, дворец – это огромное количество построек, которые расположены поблизости внутреннего двора. Особый интерес вызывает то, что все они спроектированы древними архитекторами на разных уровнях. Каждый уровень был соединен между собой внушительного размера лестницей или коридором. Некоторые помещения расположены глубоко под землей, объяснить смысл такой постройки и предназначение здания не представляется возможным. Ну чем не легендарный лабиринт Дедала? В качестве опор для этажей дворца использовались колоны. Археологи утверждают, что Кносский дворец был жилищем древнего царя, его супруги и свиты. Кроме этого, в Кносском дворце располагался театр, в котором за боем двух разъяренных быков (!) могли наблюдать около шестисот человек.
Тронный зал
Удивительно, среди руин специалисты нашли, пожалуй, самую древнюю на нашей планете канализацию, а также, систему водоснабжения. Благодаря тому, что длительное время Кносский дворец был погребен под землей и являлся недоступным для грабителей, в нем сохранились уникальные фрески, на которых изображены мифические существа. Среди развалин были извлечены из под земли бесценные экспонаты, выполненные из золота и дорогих камней. Интересно и то, что практически на всех артефактах, найденных на территории древнего Кносса, изображен бык. Кстати, еще одно изображение, которое довольно часто встречается на стенах здания, черепках и сосудах — двойная секира. По-гречески это оружие звучит, как «лабрис». Большинство лингвистов считают, что именно от этого названия и произошло слово «лабиринт». Не это ли очередное подтверждение правдивости мифа о Минотавре?
Фрески дворца
Несмотря на многочисленные открытия, ученым до сих пор не удалось объяснить, какая религия была основной в древнем и, некогда влиятельном, городе, а Кносский дворец — это своего рода лабиринт, можно даже сказать, ребус, решить который невозможно даже в наш век технологического прогресса.
Путешественник, решивший увидеть своими глазами Кносский дворец – место, с которым связано столько легенд, мифов и тайн, должен знать, что вход на его территорию платный. Цена входного билета по меркам Евросоюза – символична, и составляет всего 6 евро. Работает дворец-музей под открытым небом с 8 утра и до 6 вечера ежедневно. В дни, которые признаны национальными праздниками Греции, попасть к Кносскому дворцу можно абсолютно бесплатно.
Внутри Тронного зала
Бесплатный вход доступен и для молодых людей, которым еще не исполнилось восемнадцати лет. Правда, как и по всей территории Греции, юноши и девушки, которым разрешен безбилетный доступ к памятникам истории и архитектуры, должны проживать в одной из стран, входящих в Евросоюз.
Где находится дворец и сколько стоит посещение?
Для ответа на этот вопрос нам понадобится супергерой, который явно приложил руку к большинству названий, связанных с древней Грецией. Правильно – Капитан Очевидность.
Посудите сами: минойскую цивилизацию назвали так потому, что ее основал царь Минос, Минотавра –так как в переводе это означает «Бык Миноса», Кносский дворец – потому, что он находится в Кноссе, а Кносс – это столица минойского Крита, которая была разрушена вместе с дворцом в результате извержения вулкана за 1450 лет до нашей эры.
Сам Кносс критяне впоследствии восстановили, но вот дворец оставили в руинах.
Кстати, это был уже второй Кносский дворец – первый был снесен землетрясением за 300 лет до этого.
Географически, древний Кносс находился на северо-востоке центральной области Критского острова, на берегу моря, в нескольких десятков километров от нынешней столицы острова – Ираклиона, дворец расположен в 5 км от центра города.
Добраться до него не сложно, автобусы курсируют регулярно. Их легко узнать по надписи наверху – КNOSSOS, это автобусы голубого цвета компании МINOAN LINES, отходят со станции около порта, а также от расположенного на площади Львов (Lion’s Square) фонтана. Ехать около 25 минут, стоимость проезда 1.50 евро. Билеты нужно купить заранее – туда и обратно, на конечной станции киоска нет. Интервал движения автобусов – не больше получаса.
Доехать на арендованном автомобиле тоже не составит труда – по всему пути к главной достопримечательности острова развешаны указатели, заблудиться не получится даже если очень захотеть. Непосредственно у входа в комплекс расположены три бесплатных парковки.
Дворец принимает туристов круглый год, однако есть зимнее и летнее расписание.
С мая по октябрь комплекс открыт для посетителей с 8.00 до 19.00, а в зимнее время (с ноября по март) с 9.00 до 15.00.
Вход на территорию дворца прекращается за 30 минут до закрытия. Часы его работы устанавливает министерство туризма, ежегодно публикуя расписание.
Бесплатно посетить дворец можно в первое воскресенье месяцев зимнего сезона и в международный день туризма – 27 сентября, а также в дни национальных праздников Греции.
У самого дворца обычно наблюдается интенсивное движение туристов, прибывающих в разное время и ищущих оригинальные сувениры или друг друга.
У входа есть туалеты, сувенирный магазин и кафе, где можно слегка перекусить хот-догами до или после осмотра дворца.
Цены не маленькие, апельсиновый фреш, к примеру – 4 евро, но делают качественно и порции большие.
Если вы прибыли в Кносский дворец самостоятельно, то всегда сможете присоединиться к организованной экскурсии на месте, что обойдется вам в 10 евро. Группы по 6-10 человек набираются каждые 15-20 минут. Интересно, что на территории дворца громко шумят цикады, и это мешает слышать экскурсовода.
Необходимо учитывать, что в летнее время в полдень солнце тут сильно припекает, поэтому совершить экскурсию лучше до 12 или после 16 часов, или же иметь с собой головной убор.
Тени практически нет — запаситесь водой и удобной обувью!
На осмотр всего комплекса понадобится не менее двух часов, которые, конечно же, стоит потратить, чтобы ознакомиться с легендарным архитектурным памятником минойской культуры, многие загадки которого до сих пор не раскрыты.
Кносский дворец
Те, кто хоть раз воочию увидел Кносский дворец, незамедлительно признают, что если лабиринт Минотавра когда-нибудь и существовал на Крите, наиболее вероятным его месторасположением был именно Кносс. Сохранившиеся стены дворца, его комнаты и переходы самым невероятным способом образуют сплетения, найти выход из которых кажется делом совершенно невозможным. Все помещения построены, с точки зрения современного человека, в хаосе и беспорядочности, а между тем ученые признают наличие в здании определенной системы. Минойцы не всегда точно следовали законам архитектуры, создавая такие строения, соорудить которые, казалось бы, невозможно.
Теперь о былом величии напоминают только руины, под которыми, возможно, погребен лабиринт Минотавра. Фото лишь в неполном объеме передают те глобальность и продуманность, коими славились постройки древних цивилизаций.
Кноссский дворец находится всего в пяти километрах от современного Ираклиона, а площадь, которую он когда-то занимал, размером в 75 гектаров, поистине поражает своим размером. В те далекие времена во дворце постоянно проживало более 12 тысяч человек – столько же населяло Ираклион.
Архитектура и особенности строения
В середине дворца довольно обширный двор. Вокруг него, на первый взгляд, совершенно беспорядочно разбросаны, прилеплены, втиснуты разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады, переходы. Стены многих помещений изящно декорированы: фрески изображают юношей, занимающихся спортом, и девушек, прыгающих через быка.
Все фигуры на фресках изображены очень искусно, с большим количеством деталей. Изображения эти складываются в приятный глазу ритм.
Западная часть дворца предназначалась для церемоний, три каменных колодца использовались для ритуалов. В тронном зале, где могли разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, перед входом стоит большая порфировая чаша.
Лабиринт Минотавра
Нередко именно Кносский дворец считают тем самым лабиринтом, в котором обитало страшное существо с телом человека и головой быка, пожиравшее людей и наводившее страх на греков. Выбраться из ловушки считалось невозможным. Согласно мифу, когда Тесей отправился в лабиринт искать чудовище, дочь царя Ариадна дала герою волшебный клубок. Убив Минотавра, Тесей смог выбраться на свободу, найдя путь по той нитке, которой отмечал свой путь по дороге.
Существовали ли на самом деле этот лабиринт? Дворец и в самом деле огромен, планировка его невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта — лаброс. Видимо, именно поэтому возникла такая гипотеза.
Практическая информация
Некоторые проблемы могут возникнуть возле самого дворца: множество туристов, прибывших в разное время, перемещаются здесь хаотично, пытаясь найти самые выразительные сувениры, или свою группу, или просто-напросто кафе. В этом столпотворении не слишком большая вывеска с многоязычной надписью «KNOSSOS ENTRANS. EINGANG. PALAST. PALACE. PFLFIS.» можно заметить не сразу, но именно она означает начало осмотра этой достопримечательности.
Билеты: 18 EUR (для льготных категорий — 9 EUR), время работы с 8:00 до 19:00 с июня по октябрь и с 8:00 до 15:00 с ноября по май. Цены на странице указаны на июль 2021 г.
Веб-сайт: www.minoancrete.com
Дворец
Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.
Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.
Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.
Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.
К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.
Что необходимо увидеть в Кноссе
Тронный зал
Чтобы попасть в Тронный зал нужно пройти через прихожую — небольшую комнату с колоннами. Далее перед вами откроется зал с алебастровым креслом, на котором вероятнее всего сидел царь, и фресками на стенах, которые изображают гриффонов и мифических животных, которых минойцы считали священными. Рядом располагалось так называемое Святилище, которое служило для ритуалов очищения, предшествующих церемониям, проводимым в присутствии царя.
Мегарон Царицы
Обнаружив помещение с ярко окрашенными колоннами и игривой фреской с дельфинами, которая была признана одной из самых изысканных работ минойской эпохи, сэр Эванс предположил, что эта довольно просторная комната в жилом восточном крыле была именно спальней царицы.
Центральный двор
Сердце дворца — Центральный двор, на территории которого происходили масштабные события. Эванс обнаружил остатки стен, окружавших двор во времена постройки первого дворца. Помещения, выходящие на западную сторону двора, имели официальные и религиозные цели, а жилые кварталы были на противоположной стороне.
Склад гигантских пифосов
В закрытых складах в восточном крыле находились гигантские глиняные горшки с рельефными рисунками — пифосы, в которых хранили масло, вино и другие пищевые запасы. По бокам пифосов можно увидеть ручки, их использовали для перемещения с помощью веревки.
Система водопровода
Фрагменты водопроводного канала и подземные глиняные трубы являются доказательством того, что во времена Минойской цивилизации была разработана сложная система водоснабжения и канализации.
Зал Двойных Секир
Зал Двойных Секир — просторное помещение, в котором правитель выполнял обязанности судьи и отдыхал.Оно берет свое название от изображения двойного топора (лабриса) — символа власти. Есть версия, что именно от этого слова происходит наше слово «лабиринт».
Зона Театра
В северо-западной части археологического памятника Кносса можно увидеть театр, вмещавший до 500 зрителей, которые наблюдали за выступлениями или собирались, чтобы приветствовать важных гостей, прибывающих по Царской дороге.
Северный Люстральный колодец
В северо-западной части находится реконструированное строение с колоннами и выкопанным бассейном, который, по мнению Эванса, был местом, где посетители совершали ритуальное омовение перед входом во дворец через прилегающие Северные ворота.
Туалетная комната царицы
Рядом со спальней царицы через стекло можно разглядеть ванную комнату супруги правителя с устроенной там глиняной ванной и простейшим туалетом с ручным смывом.
Piano Nobile
На первом этаже в западной части дворца расположен отдел, который Эванс назвал «Piano Nobile», потому что он напомнил ему итальянский палаццо времен Ренессанса и где, по его предположению, были расположены парадные залы и помещения для приемов.
Восстановленная комната в северной части Piano Nobile размещает галерею с репликами самых знаменитых фресок Кносса. Оригиналы находятся в Археологическом музее Ираклиона.
Фреска игры с быком
Эта знаменитая фреска, восстановленная Артуром Эвансом украшает возвышенный колонный западный бастион Северного входа во дворец.
Западный двор (главный вход) служил местом, где располагался рынок либо проходили публичные собрания.
Парадная лестница
Впечатляющая парадная лестница, ведущая в Царские апартаменты.Там у вас будет возможность полюбоваться фреской «Принц с лилиями»
Литература
- Андреев Ю. В. Дворец и «город» на Крите во II тыс. до н. э. // Советская археология. — 1988. — № 4.
- Андреев Ю. В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. — Л., 1989.
- Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). — М., 1961.
- Пендлбери Дж. Археология Крита. — М., 1950.
- Evans, Arthur J. The Palace of Minos: a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustred by the discoveries at Knossos. — London: Macmillan, 1921–1936. — Vol. 1–4.
- Sinclair Hood. The Bronze Age Palace at Knossos: Plans and Sections. — British School at Rome, 1981. — 34 p. — (British School of Archaeology , Athens, Publications). — ISBN 978-0500960165.
- Marinatos S. Kreta, Thera und das mykenische Hellas. — Münch., 1986.
Тайны архитектуры Кносского дворца
Интересный факт о природе возникновения Кносса — это его строительство, которое происходило 2 раза. Первый — около 4 000 лет назад. Впоследствии мощнейшего наводнения дворец был разрушен. Второй раз — в период пребывания на Крите ахейцев. Считается, что Кносс был построен по подобию первого сооружения и, можно сказать, в точности повторял первоначальный вариант. Период 1700 – 1400-х гг. до н.э. считается расцветом Минойской эпохи. В это время архитектура, технологии и живопись развивались очень стремительно. Некоторые учёные даже обнаружили доказательства, что в этот период на Крите существовало одновременно несколько видов письменности: иероглифы (знаки и картинки), а также линейное письмо (контуры).
К примеру, некоторые помещения вырубались прямо в части скалы, а другие — строились отдельно из кирпича. Т.к. местность Крита подвержена землетрясениям, постройки укреплялись с помощью технологии многослойности: кирпичные участки прокладывались слоями дерева.
Известные всем по фотографиям красные и чёрные чередующиеся колонны не несли в себе какого-то особого значения, а выполняли исключительно роль поддержания потолка.
Тронный зал и другие помещения
Тронный зал – отлично сохранившееся помещение. Название оно получило из-за массивного кресла из камня. Рядом расположена ванна для омовений. Предположительно, в этой комнате правители Кносса давали аудиенции. Но комплекс славится и другими постройками. Это помещения для хозяев дворца, придворной знати и жрецов.
А другие комнаты, напротив, имели служебное назначение:
- кладовые для хранения зерна и готовых продуктов
- кулурес (ямы, которые использовали для хранения зерна или для складирования остатков жертвенных животных)
- мастерская ремесленников
- бассейн для омовений всех входящих
Комплекс имел собственную таможню: в зале проходили досмотр все посетители.
Структура
Посетители попадают во дворец с западного входа, и первое, что предстает перед туристами, это три широких каменных колодца для ритуальных жертвоприношений. Далее идет коридор, выводящий в обширный двор, который производит впечатление некоторой хаотичности. Множество беспорядочно расположенных галерей, больших и малых залов, лестниц, никуда не ведущих. На стенах ряд декораций на спортивную тематику. Юноши, состязающиеся друг с другом, и девушки, играющие с быками. Все картины выписаны в мельчайших деталях.
Далее широкая лестница соединяет двор с царскими покоями. Здесь все гармонично и упорядочено, строгое чередование красных и черных колонн, расположенных особым образом. Исследования показали, что колоннада в царских покоях связана с более крупными внешними столпами. Воздушные потоки поступают сверху и несут прохладу, которая равномерно распределяется между нижними колоннами. Таким образом, создавался микроклимат в спальне царей.
Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство
Внешний вид дворца не отличался гармонией. Древние архитекторы не уделяли внимания симметрии и строили дома там, где считали нужным, поэтому все его постройки: галереи, переходы, залы — располагаются произвольно вокруг логического центра — каменного квадратного дворца.
Габариты Кносского дворца на острове Крит — 130 на 180 метров — это больше чем Ватикан и Версаль. При этом здание было многоэтажным, количество этажей в некоторых местах доходило до пяти. Все помещения, а их во дворце более 1 000, окружали большой (50 на 50 метров) внутренний двор, включая тронный зал. Среди бесчисленного числа комнат имелись: ванны, кладовые, царские покои, смотровые террасы, внутренние сады, церемониальные и ритуальные залы.
Полякова Татьяна
С архитектурной точки зрения, прежде всего, интересны красные и черные колонны, которые сужаются книзу, и лестницы с желобами: по ним во дворце поступала вода для питья и бассейнов. Нечистоты из уборных отводились наружу по глиняным трубам.
Отдельного внимания заслуживает система освещения. Так каковых окон в здании практически не было, зато имелась проемы в перекрытиях, через которые свет попадал внутрь, доходя до самых нижних этажей
Эти же отверстия выполняли функцию вентиляции в помещениях, что особенно важно в жарком средиземноморском климате
Как выглядел дворец на самом деле доподлинно неизвестно, современные представления об архитектуре и интерьерах построены исключительно по найденным развалинам.
Полякова Татьяна
Фрески Кносского дворца
У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин — с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.
Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали «праздничным обществом». Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.
Сэр Артур Эванс — заслуги и ошибки
Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).
Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.
Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.
Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.
Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.
Посещение Кносского дворца
Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность — выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.
Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.
Возможно, вам также будет интересно:
- Минойский дворец в Малии
- Малия — оживлённый курорт Крита с песчаными пляжами
- Курортный городок Агиос-Николаос на Крите
- Спиналонга — ещё одна достопримечательность Крита
- Фото острова Крит
История сооружения
Дворец построили в древнем Кноссе (Knossos) — одном из главных городов в период минойской цивилизации. Надписи с его названием обнаружены на римских монетах. Монументальное сооружение было самым крупным в то время. По размеру и великолепию оно превосходило дворец Агамемнона в Микенах. Некоторые считают постройку в Кноссе бывшим обиталищем мифологического чудовища Минотавра. План здания с внушительным количеством комнат и закоулков заставляет в это поверить.
Из найденных рукописей известно, что дворец возводили два раза. Впервые его построили в стародворцовый период около 2000 года до н. э. Сооружение простояло 300 лет и было разрушено землетрясением. С 1700 года до н. э. начинается новодворцовый период, в который здание и было восстановлено. В то время население Кносса составляло более 90 тыс. человек. Заново отстроенный памятник выступал культурным и административным центром города.
Дворец не имел укреплений и защиты. Это могло говорить о том, что местные жители не боялись нападений народов из других городов или стран, хотя Кносс находился на пересечении морских торговых путей и мог подвергаться набегам пиратов.
https://youtube.com/watch?v=JCtG7daOJaY
В период 1630−1500 гг. до н. э. на острове Тира (Фира) произошло извержение вулкана. Оно повлекло за собой землетрясение и цунами, которые уничтожили многие города и Кносский дворец на Крите. Археологические исследования помогли узнать, что люди снова восстановили здание. Оно простояло около века, а в 1450 году до н. э. случился ужасный пожар, полностью разрушивший античный памятник.
История
История Кносского дворца неразрывно связана с главным городом минойской цивилизации — Кноссом. Во времена расцвета и могущества Средиземноморья эта территория стала ярким примером передовых технологий в области строительства инженерных коммуникаций: водопровода, системы освещения, канализации, вентиляции и т.д.
Минойская цивилизация на иллюстрации пользователя Pinterest Thresher 593
Современные ученые выделяют два периода существования Кносского дворца. Первый датируется с 2000 по 1700 год до н.э. После серьезное землетрясение превратило здание в руины, и минойцам понадобилось время, чтобы восстановить царскую резиденцию. В 1450 году до н.э. очередные подземные толчки и пожары полностью уничтожили образец архитектуры прославленного критского народа. Истинная причина возгорания до сих пор не известна, но постепенно все постройки на острове выгорели дотла. Так закончилась минойская эпоха.
Реконструкция Кносского дворца
Опустевшие земли заселили представители новых народов — ахейцы. К этому времени жители Средиземноморья уже владели техникой живописи, среди местных жителей появлялись неплохие архитекторы. Из оставшихся фрагментов дворца ахейцы возвели новый комплекс, который поражал масштабами — 180 метров в длину и 130 метров в ширину.
Древние ахейцы на росписи дворца Ахиллеона (Греция)
Огромное здание использовали в качестве административного центра, где собиралась знать и высшее сословие. К сожалению, обновленный дворец ждала участь предшественника — помещения вместе с тронным залом были уничтожены огнем. Скорее всего, подпалы связаны с какими-то политическими разногласиями между народом и правящей верхушкой. Последствия пожара были настолько масштабными, что толщина пепелища на земле в отдельных местах достигала 1 метра.
Картина Christos Giannopoulos «Войско ахейцев»
Архитектурное наследие предков на острове Крит впервые обнаружил британский археолог Артур Эванс в 19-м веке. Исследователя привлек необычной формы холм Кефал, визуально напоминающий очертания подземного города. Сопоставив все факты и существующие версии, Эванс приступил к раскопкам. Его труд по достоинству оценили современники, увековечив образ археолога памятной скульптурой.